Психология дошкольника. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

29.06.2020 Советы

Введение

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Итак, дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Дошкольный возраст - это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, весьма важен для формирования личности ребенка. Выделяют три периода:

1)младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет;

2)средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет;

3)старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности.

Психология в дошкольном возрасте

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка.Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство.

Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша -- один из путей овладения общественным опытом.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.

В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень важно, чтобы он испытывал положительные чувства, которые стимулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное участие в нем и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки. Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие -- это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.

Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами. Развитие его мышления тесно связано с речью. В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия малыша, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает их планировать. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действии. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями. На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятияВоображение ребенка начинает развиваться в конце второго -- начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка, рисование.

Дошкольный возраст -- начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого -- одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества. Личные мотивы проявляются в разных видах деятельности.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду -- хорошо, обманывать -- плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм..

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Д.Б.Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития -- от отделения себя от взрослого (“Я сам”) до открытия своей внутренней жизни, самосознания. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения.

В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью.

Дошкольный период подразделяется на три этапа:

  • младший дошкольный возраст (3–4 года);
  • средний (4–5 лет);
  • старший (5–7 лет).

Психологические особенности ребенка во многом зависят от того, к какой возрастной группе он относится. В психологии младшего дошкольного возраста на первый план выступает потребность в любви и внимании взрослых, половая самоидентификация. Уже в три года ребенок начинает понимать, мальчик он или девочка, восхищается родителем своего пола и пытается ему подражать. Для старших дошкольников большое значение приобретает , общение со сверстниками, развитие творческих задатков. Соответственно, подход к воспитанию должен претерпевать изменения.

Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о развитии психических процессов

Развитие мышления проходит в несколько этапов.

  1. Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) - мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.
  2. Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.
  3. Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.

Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, 4-летний кроха интересуется, когда папа придет домой. Вы объясняете, что он вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы малыш вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить занятия, события в его жизни, по завершении которых отец появится дома. Например, сейчас мы поиграем, пообедаем, поспим, посмотрим мультфильм, за окном стемнеет, и придет папа.

Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.

Произвольная память начинает Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по данному произведению.

В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи («Дай куклу», «Хочу уйти») к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Интенсивно растет словарный запас.

В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь - комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это абсолютно нормальное явление, промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.

Овладение ребенком речью - важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно не сюсюкаться с ребенком, не коверкать слова. Наоборот, тщательно следите за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком. Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия.

Не ограничивайтесь только бытовой речью. Разучивайте вместе скороговорки, стишки - все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.

Игра, как ведущая деятельность

Игры дошкольников можно разделить на три категории:

  • подвижные (мяч, салочки, жмурки), в первую очередь способствующие развитию физического тела;
  • образовательные (пазлы, лото) - развивающие интеллект;
  • сюжетно-ролевые - наиболее популярны среди дошкольников и играют главную роль в их психологическом развитии.

Психология детей дошкольного возраста пристальное внимание уделяет детским страхам и фобиям, так как их специфика может указать на характер имеющихся проблем в психологическом развитии малыша. Например, повторяющие ночные кошмары с участием негативного женского персонажа (баба Яга, чужая тетя), могут указывать на неприятие ребенком некоторых особенностей поведения матери. Но так как родители идеализируются малышом, то негативные эмоции в их адрес вытесняются и персонифицируются в виде отрицательных героев сказок или злых незнакомцев.

Психологические особенности детей таковы, что они могут использовать страхи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Такое поведение может спровоцировать недостаточная эмоциональная отзывчивость родителей, ревность ребенка к младшему братику или сестричке.

Существует прямая связь между количеством страхов у малыша и его родителей, прежде всего матери. Каналом передачи тревоги становиться материнская забота, состоящая из одних опасений и тревог. В таком случае в терапии нуждается не столько ребенок, сколько сами родители. Привести нервы в порядок поможет прослушивание гипнотических внушений от страха и панических атак:

Помимо перечисленных факторов, детские фобии развиваются в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов. Однако не стоит думать, что любой иррациональный страх в дошкольном возрасте является патологией. Многие из детских фобий, с точки зрения дошкольной психологии, считаются природными, характерными для данного возрастного периода и по мере взросления ребенка проходят сам по себе. Например, считаются нормой страх смерти, нападения, похищения, боязнь замкнутого пространства, темноты.

Методы лечения детских страхов и других психологических проблем напоминают любимые занятия дошкольников:

  • арт-терапия (рисование, лепка);
  • игровая терапия;
  • сказкотерапия (эриксоновский гипноз).

Смысл использования подобных методик в том, что логическое мышление у дошкольников еще недостаточно развито, и рациональное объяснение ребенку беспочвенности его страха не принесет результата. Апеллировать нужно к образному мышлению - через архетипы и символы, которыми насквозь пропитано изобразительное искусство и сказки.

1.Кризис трех лет: семизвездие симптомов…………………………………….4

2.Социальная ситуация развития личности в дошкольный период………….13

3.Ведущая деятельность дошкольника…………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….20

Библиография…………………………………………………………………….21

Введение

Детство, как социокультурный феномен, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. На характер и содержание отдельных периодов детства влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь - система общественного воспитания. Внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности происходит присвоение ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования личности.

Дошкольный возраст - это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:

1) младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет;

2) средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет;

3) старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности.

Целью исследования является психология дошкольника.

Объектом исследования является ребенок дошкольного возраста.

Предметом исследования является человеческая психика, психика ребёнка дошкольного возраста.

1.Кризис трех лет: семизвездие симптомов

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса,- возникновение негативизма. Надо ясно представить себе, о чем здесь идет речь. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Ребенок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему есть стремление, а ему запрещают; если он все-таки это делает, это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка.

Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Ребенок играет во дворе, и ему не хочется заходить в комнату. Его зовут спать, но он не подчиняется, несмотря на то что мать его об этом просит. А если бы попросила о другом, он сделал бы то, что ему было приятно. При реакции негативизма ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок.

Позвольте привести типичный пример поведения, который я возьму из наблюдений в нашей клинике. Девочка на 4-м году жизни, с затянувшимся кризисом трех лет и ярко выраженным негативизмом, хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Девочка даже собирается туда идти. Я приглашаю девочку. Но так как я зову ее, она ни за что не идет. Она упирается изо всех сил. "Ну, тогда иди к себе". Она не идет. "Ну, иди сюда" - она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Девочке хотелось бы пойти, но потому, что ей предложили это сделать, она никогда этого не сделает.

При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. У ряда авторов красиво описаны подобные эксперименты. Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: "Это платье черное", - и получает в ответ: "Нет, оно белое". А когда говорят: "Оно-белое", ребенок отвечает: "Нет, черное". Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.

Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент-новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. По поводу отношения к аффекту напомню о раннем детстве до кризиса трех лет. Наиболее характерно для раннего детства, с точки зрения всех исследований, полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации. В дошкольном возрасте появляется мотив еще и в отношении других людей, что непосредственно вытекает из аффекта, связанного с другими ситуациями. Если отказ ребенка, мотивировка отказа лежит в ситуации, если он не делает потому, что ему не хочется этого делать или хочется делать что-либо другое, то это еще не будет негативизмом. Негативизм - такая реакция, такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации.

Второй симптом кризиса трех лет - упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.

Два момента отличают упрямство об обычной настойчивости. Первый момент - общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит кататься на санках и поэтому будет стремиться целый день находиться на дворе.

И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, т.е. ребенок делает что-то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.

Третий момент принято называть немецким словом "тротц" (Trotz). Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название trotz alter, по-русски - возраст строптивости.

От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем "да ну!", которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Вполне понятно, почему в семейном авторитарном буржуазном воспитании строптивость выступает как главный симптом кризиса трех лет. До того ребенок был заласканным, послушным, его водили за ручку, и вдруг он становится строптивым существом, которое всем недовольно. Это противоположно шелковому, гладкому, мягкому ребенку, это нечто такое, что все время сопротивляется тому, что с ним делают.

От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее "да ну!" тенденциозно в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.

Остается еще четвертый симптом, который немцы называют Eigensinn, или своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам.

Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Первый - протест-бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. Ш. Бюлер образно описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура, чего раньше он и сказать не мог.

Дошкольное детство. Младший дошкольный возраст. Средний дошкольный возраст. Старший дошкольный возраст. Готовность к школе.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20– 25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.

В концепции ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте рассматривается сюжетно-ролевая игра, именно в ней созревают новообразования дошкольного возраста, формируются познавательные процессы и развивается личность ребенка. Сюжетно-ролевая игра неоднородна – она развивается по мере взросления ребенка. Конечно, помимо игровой, для дошкольного возраста характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме еще нет.

Динамика развития в дошкольном возрасте достаточно высока, поэтому разумнее рассматривать его, в соответствии с отечественной традицией, в три этапа: младший (3– 4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет) дошкольный возраст.

Младший дошкольный возраст (3–4 года)

Социальная ситуация развития характеризуется увеличивающейся самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим миром.

Особенное изменение претерпевает общение: ребенок пытается оказывать влияние на взрослого, на смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит познавательная форма общения, наступает возраст "почемучек". Постепенно общение с взрослым приобретает внеситуативный характер. Главный мотив общения – познание окружающего физического мира. Именно в этом общении с взрослым формируются привычки и эталоны поведения ребенка.

Взрослый по-прежнему – главный партнер по общению, однако в этом возрасте начинает усложняться общение со сверстниками: совместные действия начинают обсуждаться и согласовываться, но ребенок пока легко меняет сверстников-партнеров по общению, не демонстрируя привязанности к кому-либо из детей.

Появляется сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

В три-четыре года дети в сюжетно-ролевых играх подражают взрослым, имитируя предметную деятельность. Поглощены процессом выполнения действий, забывая о результате, действия не согласованы, роли сменяются. Игра продолжается, как правило, 10–15 мин. Основные сюжеты взяты из повседневной жизни, знакомой ребенку – семья, детский сад, сказки, мультфильмы.

Надо упомянуть и другие виды деятельности, важные с точки зрения развития ребенка – это изобразительная деятельность, конструирование – разнообразие творческой активности и, конечно, труд. В три года появляются зачатки трудовой деятельности, в три-четыре года дети способны трудиться рядом; коллективные формы труда по своей сути – с распределением обязанностей и т.д. – еще отсутствуют.

В первую очередь через игру происходит созревание и развитие новообразований, становление познавательных процессов, личностных качеств ребенка.

Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте, Л. С. Выготский называл память. Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы 3–4-летнего ребенка. Память пока непроизвольная, однако ребенок легко запоминает стихи, сказки, новые слова, которые ему читают, склонен к повторению – любит слушать одни и те же сказки по нескольку раз. У большинства детей в этот период доминирует зрительно-эмоциональная память, реже встречаются дети с развитой слуховой памятью. Ребенок начинает повторять и осмысливать те сюжеты, которые он услышал или увидел (в мультфильмах, в своем окружении), появляются зачатки произвольности запоминания.

Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер, к четырем годам восприятие приобретает черты произвольности – ребенок способен целенаправленно наблюдать, рассматривать, искать, хотя и не долгое время. Возраст три-четыре года – это возраст формирования сенсорных эталонов – представлений о форме, цветах, размерах, однако сенсорные эталоны пока являются предметными, т.е. существуют в тесной связи с предметом, они не абстрактны.

Активно развивается речь ребенка. В этом возрасте пассивный словарный запас значительно превышает активный – ребенок может хорошо понимать обращенные к нему слова взрослого, но пока не в состоянии полноценно поддержать диалог, ответы его, как правило, односложны, повторяют слова взрослого, речь ситуативна. Постепенно в словаре формируются обобщающие слова, близкие к опыту ребенка, – одежда, игрушки, и он начинает активно их использовать, согласуя в роде, числе, надеже. Этот возраст является сензитивным для развития речи детей – они легко схватывают слова и речевые обороты, копируют акценты и произношение, поэтому важно, чтобы взрослый в общении с ребенком произносил слова правильно. Дети в биэтнических семьях в этот период начинают говорить на двух языках, их речевое развитие из-за этого может отставать от детей из моноэтнических семей. В этот период язык, на котором говорит ребенок и его ближайшее окружение (семья), начинает укореняться в психике ребенка как ведущий. Если дома говорят на одном языке, то к трем-четырем годам строй и произношение этого языка становится родным для ребенка.

В речи и общении формируется мышление, до трех с половиной – четырех лет ведущим является наглядно- действенное мышление, и в нем постепенно закладываются основы наглядно-образного мышления. Они закладываются благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова.

Мышление ребенка эгоцентрично, он не способен поставить себя на место другого, это своего рода внутренняя позиция, которая к концу дошкольного возраста преодолевается в связи с взрослением.

Познавательное воображение развивается в тесной взаимосвязи с мышлением и является основой появления наглядно-образного мышления: ребенок начинает отделять образ от предмета, используя его в процессе мышления и воображения. Аффективное воображение призывает на помощь в ситуации негативных эмоциональных переживаний героев сказок, используя которых, ребенок в воображении выстраивает ситуации, снимающие угрозы с его "Я". В этот период можно услышать истории-фантазии, когда ребенок рассказывает о себе как о положительном герое.

Внимание приобретает все большую сосредоточенность и устойчивость, ребенок впервые после раннего возраста начинает управлять своим вниманием и пытается сознательно направлять его на предметы.

Эмоциональный мир ребенка этого возраста очень лабилен, благополучие его зависит от ситуации и ближайшего окружения. Чем благоприятнее окружение, чем полнее близкие понимают и принимают ребенка, тем лучше складывается общая ситуация развития, ребенок положительно оценивает себя, у него формируется адекватная самооценка и доверие к миру взрослых. В этот период могут проявляться последствия кризиса трех лет: негативизм, упрямство, агрессивность, но они легко преодолеваются при правильном отношении к ребенку.

Центральным механизмом развития личности в этот период является подражание, ребенок копирует поступки взрослых, еще не осознавая их смысла. Уже в три года ребенок реагирует на оценку взрослыми своего поведения, ему приятны похвалы. Он пока не может оценить поступок, а просто ориентируется на мнение взрослых и испытывает эмоциональное удовлетворение от признания своих успехов. Дети уже к трем с половиной годам могут достаточно адекватно чувствовать свои возможности – достигая успехов в познании, получая поддержку, похвалу от взрослого, ребенок развивается как личность. Появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся самостоятельностью действий, постепенно возникает осознание самого себя. Развитие самосознания начинается в этом возрасте с отделения себя от других, появления чувства "Я" и с позитивного отношения к своему имени. Ребенку важно знать, что он ценен, что его имя признается, так постепенно формируется базовая установка самосознания: Я – Вася (Маша) хороший (ая).

Дошкольный период – значительный этап жизни. Каковы же основные особенности психологии дошкольного возраста? На этом этапе значительно расширяются социальные границы (от семьи до улицы, первого детского коллектива, целого города, и даже страны). Ребенок изучает мир отношений людей, различные виды их деятельности, социальные роли, стремится в них участвовать в меру своих сил. Но при этом он также хочет быть самостоятельным. Это противоречие (участвовать в общественной жизни и проявлять самостоятельность) выражается в ролевых играх. С одной стороны, это деятельность самостоятельная, с другой – она моделирует взрослую жизнь.

Ведущий вид деятельности – игра

Итак, игра занимает главную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Проходя определенные возрастные этапы, она трансформируется в зависимости от степени развития малыша:

  • 3 – 4 года – игра режиссерская;
  • 4 – 5 лет – игра становится образно-ролевой;
  • 5 – 6 лет – игра приобретает сюжетно-ролевую направленность;
  • 6 – 7 лет – дошкольники играют по установленным для каждой игры правилам.

В каждой игре в той или иной степени отражается какая-либо сфера деятельности, а также отношений. Игра постепенно перестает быть манипулятивной – использующей только предметы. Ее суть переносится на человека, на его деятельность. Поэтому действия взрослых ребенок воспринимает уже как пример не только объективный, но и субъективный.

Игра имеет огромное развивающее и воспитательное значение. В процессе игр дети учатся полноценно общаться между собой: делиться, договариваться, помогать, конфликтовать. Игра развивает мотивацию, а также потребности малышей. В ролевой игре со сложными сюжетами и действиями у дошкольников активно развивается творческое воображение. Игра помогает ребенку совершенствовать произвольную память, восприятие, мышление, интеллектуальную деятельность. Все это способствует его дальнейшему развитию, становится основой для подготовки к обучению.

Психические функции в дошкольном возрасте

К ним относятся восприятие, речь, память, мышление. Психические процессы дошкольников проходят большой путь совершенствования.

  • Развитие речи.

К школьному возрасту у большинства детей завершается формирование речи и овладение ее возможностями. Речь помогает ребенку общаться с окружающими, мыслить. Язык становится предметом изучения – дошкольники обучаются письму, чтению. Словарный запас растет стремительно. Если полуторагодовалый малыш может использовать до 100 слов, то к 6 годам их уже около 3000. Развивается и грамматическое владение речью. Ребенок творчески осваивает возможности родного языка. Он овладевает различными формами контекстной и устной речи: учится пересказу, монологу, рассказу. Более яркой, выразительной становится и речь диалоговая. В ней появляются оценки, указания, моменты согласования действий. Речь помогает дошкольнику планировать свои действия, а также регулировать их.

  • Развитие восприятия .

Основная особенность восприятия – оно постепенно лишается первоначальной эмоциональности: восприятие и эмоции отделяются друг от друга. Восприятие к началу школьного возраста все более осмысленное, оно становится целенаправленным, произвольным, анализирующим.

  • Развитие мышления.

Восприятие тесно связано с мышлением ребенка. Настолько, что в дошкольной психологии принято выделять наглядно-образное мышление как наиболее характерное для возраста. Однако к нему идет планомерный переход от наглядно-действенного мышления, когда ребенку необходимо опираться при построении умозаключений на манипуляции с предметами. Завершающим этапом станет переход к мышлению словесному. Вот почему так важно обращать внимание на развитие речи дошкольника. На этом этапе малыш учится обобщать, искать и устанавливать связи между процессами, предметами, действиями. Это важно для правильного развития интеллекта в будущем. Правда, обобщение пока может производиться с погрешностями – дети, не имея достаточного опыта, часто ориентируются только на внешние признаки (например, большой предмет не может быть легким).

  • Развитие памяти.

Память в дошкольном возрасте является основной функцией, она способствует формированию личности. Ни до, ни после дошкольного периода ребенок не может настолько быстро и легко запоминать столько самой разнообразной информации. Память дошкольников имеет свою специфику. Так, в младшем дошкольном возрасте память ребенка непроизвольна. Он запоминает лишь то, что его заинтересовало, вызвало эмоции. К 4–5 годам начинает развиваться память произвольная. Правда, сознательное запоминание проявляется пока только изредка. Окончательно произвольность сформируется к старшему дошкольному возрасту. Первые детские воспоминания сохраняются обычно с 3–4 лет.

Становление личности

Одним из важных аспектов в психологии дошкольного возраста считается процесс развития маленькой личности: ее эмоций, мотивации, самосознания.

  • Эмоциональная сфера.

Период дошкольного детства относительно стабилен и спокоен в эмоциональном плане: особенных вспышек или конфликтов практически не возникает, за исключением кризиса 3 лет, когда ребенок как раз осознает себя как маленькую социальную личность. Стабильному развитию эмоциональной сферы способствует развитие представлений ребенка. Представления позволяют ему переключиться с конкретной ситуации, поэтому возникающие затруднения не кажутся такими значительными. Однако сами переживания постепенно становятся все сложнее, все глубже, разнообразнее, увеличивается спектр переживаемых эмоций. Появляется, например, сопереживание другому. Ребенок учится чувствовать и понимать не только свое Я. Эмоциональную окраску приобретают все образы в представлении ребенка, вся его деятельность (а это, прежде всего, игра) насыщается яркими эмоциями.

  • Мотивация.

Начало становления личности связывают с формированием такого важного личностного механизма, как соподчинение мотивов. Они у дошкольника имеют разную значимость. Можно выделить мотивы самооценки (соперничество, достижение успеха), мотивы, связанные с формированием моральных, нравственных норм, и др. В дошкольные годы начинает выстраиваться индивидуальная мотивационная система ребенка, что будет иметь огромное значение для его дальнейшей успешности.

  • Самосознание.

Его принято считать главным новообразованием периода. Формированию самосознания способствуют активное личностное и интеллектуальное развитие. Самооценка формируется в среднем дошкольном возрасте, изначально из собственной оценки (обязательно положительной), а затем и оценки поведения других. Что характерно: малыш учится оценивать поступки, навыки или поведение сначала других детей, а затем уже свои собственные.

На этом этапе происходит половая идентификация. Дети осознают себя как представителей мужского или женского пола – девочку или мальчика, усваивают особенности внешности, одежды, характера, поведения, социальные роли разных полов. К старшему дошкольному периоду ребенок начинает воспринимать себя во времени: помнит, каким был в прошлом, осознает себя «здесь и сейчас», а также может представить, каким станет в будущем. Малыш умеет правильно выражать эти представления в речи.

Что влияет на развитие психики дошкольника?

Несомненно, на развитие такой сложной структуры, как психика, оказывает влияние множество различных факторов. К ним относятся, прежде всего, факторы биологические и социальные.

  • Биологические факторы – это наследственность, особенности протекания беременности и внутриутробного развития малыша (наличие заболеваний, инфекций и т. д.), особенности родов (сложные, стремительные, кесарево сечение), степень доношенности ребенка на момент рождения, соответственно – степень биологического созревания всех его систем и органов.
  • К социальным факторам относят, прежде всего, факторы окружающей среды: природной и социальной.Природная среда влияет на развитие ребенка лишь опосредованно. Климатические и географические условия обусловливают определенные виды трудовой деятельности, а также культуру. Это накладывает отпечаток на особенности обучения и воспитания.Социальная среда – это непосредственное влияние общества. Она оказывает существенное воздействие на психическое становление ребенка на двух уровнях. Это макро- и микросреда.
  • Макросреда – это социум в широком понимании. То есть общество с его культурными традициями, уровнем развития культуры, искусства, религией, идеологией, средствами массовой информации… Ребенок включается в различные формы деятельности, познания и общения в соответствии с принятой человеческой культурой и общественным опытом. Программа психического развития формируется обществом и воплощается через систему обучения и воспитания в окружающих социальных институтах.
  • Микросреда – это ближайшее окружение ребенка (его родители, семья, соседи, друзья, педагоги). Микросреда оказывает существенное влияние на ранних этапах психического развития ребенка. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в становлении маленькой личности. Оно определяет многие важные аспекты: особенности общения и деятельности, самооценку, творческий и интеллектуальный потенциал. Вне социальной среды ни один ребенок не сможет развиваться полноценно.

Постарайтесь создать в семье благоприятный психологический микроклимат. Это будет способствовать гармоничному развитию психики малыша. Частые скандалы, постоянные стрессы и нервное напряжение являются мощнейшим тормозом на этом пути.

Еще одним немаловажным фактором является включенность малыша в различную деятельность – игровую, трудовую, – а также общение и учение.


На протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития человека имеет межличностное общение. Через общение со взрослыми происходит обучение и воспитание, передача опыта. Посредством общения развивается не только речь, но и произвольная память, мышление, восприятие, внимание, важные свойства личности (характер, темперамент, поведение).

Играя, дети воспроизводят характерные способы общения, а также взаимодействия людей. Игра помогает ребенку развивать свои познавательные, нравственные, личностные качества, усваивать важные социальные роли и способы деятельности, взаимодействия людей в социуме. В игре происходит социализация маленькой личности, развивается самосознание малыша, его воля, эмоции, мотивация, потребности.

Процесс психического становления неотделим от труда. Включенность ребенка в трудовую деятельность влияет на все сферы психики.

Таким образом, чтобы обеспечить правильное психическое развитие ребенка, важно учитывать его биологические особенности, специфику окружающего общества, а также давать возможность реализовываться в игре, учебе, труде, общении с окружающими людьми.