От малыша возрастом 1-2 года вряд ли можно ожидать злости или коварства. Тем более странными родителям кажутся ситуации, когда ребенок вдруг начинает кусаться . Зубов еще мало, но больно. О чем говорит такое поведение и что предпринять родителям — подскажет шпаргалочка.
Почему ребенок кусается? Возможная причина: режутся зубы, при этом десны зудят и чешутся, вызывая непреодолимое желание грызть все подряд.
Что делать? Посоветовавшись с врачом-педиатром, применяйте специальные гели, облегчающие прорезывание зубов, притупляющие боль (калгель, камистад). Предлагайте крохе погрызть сухарь, кусочек яблока. В продаже имеется много прорезывателей для растущих зубиков. Если никак не реагировать на кусание малыша в этот период, привычка кусаться может остаться. И тогда при первой же необходимости проявить эмоции или чего-то добиться, ребенок (вполне возможно) применит этот прием. Реагируйте спокойно, но настойчиво.
Причина: Ребенок голоден и, по причине того, что еще не умеет выразить свои желания словами, нетерпеливо кусает мамину грудь или руку.
Что делать? Внимательно следить за режимом дня и кормления. Предлагать ребенку еду прежде, чем он начнет требовать его кусанием.
Почему ребенок кусается?
Возможная причина: Проявляется исследовательский инстинкт. Малыш хочет все попробовать «на зубок», поэтому все тянет в рот. Мамина рука — не менее вожделенный объект для исследований: Интересно, а что будет, если укусить маму?
Что делать? Удовлетворите исследовательский инстинкт крохи. Дайте понять, что следствием этих его действий является недовольство мамы. Что будет, если укусить маму? Она рассердится, огорчится — значит, так делать нельзя.
Причина: Попытка привлечь внимание. Малышу может не хватать внимания родителей. Кусание — способ выразить свое недовольство, привлечь внимание. Сюда же входят одергивание маму за одежду, хныканье, капризы. Укус – это уже, как правило, крайняя мера, свидетельствующая о детском отчаянии и бессилии. Ребенок в 2 года может кусаться и потому, что другие способы привлечь внимание уже не действуют.
Что делать? По возможности не допускать таких ситуаций, стараться выделять время на совместные игры, вовлекать малыша в повседневные домашние дела: вместе готовить, прибираться, поливать цветы. Особенностью детей в возрасте 1–2 лет является острая потребность в родительской опеке, заботе и любви.
Причина: Неумение выражать свои эмоции (злость, обиду, волнение и даже нежность, да да).
Что делать? В 2 — 3 года ребенок уже способен понимать объяснения взрослого, учиться. Поэтому терпеливо объясните крохе, что такие эмоции как злость, обида — нормальные. Их испытывает каждый, и мама, и папа, и бабушка. Покажите, что есть другие варианты Предложите в игровой форме вместе избавиться от негативных эмоций — побить подушку, к примеру
В более старшем возрасте — от 3х лет и более — дети кусаются осознанно. На это есть свои причины и чаще всего они связаны со взаимоотношениями в семье или детском саду. Поэтому, если ребенок кусается в возрасте 3х, 5ти лет — это уже психологическая проблема, решать которую лучше, посоветовавшись с психологом.
Возможные причины:
Имеют место быть и физиологические проблемы: аллергия, зубная боль.
Что делать? Прежде всего, отнестись к ребенку по-доброму, во что бы то ни стало. Ваша агрессия, излишнее внимание к проблеме лишь усугубит дело. В перечисленных ситуациях важно найти ключик к детскому сердцу. Помочь родителям в этом помогут психологи. Самое главное — сохранять спокойствие, показать ребенку, как вы его любите. Ведь не зря народная мудрость гласит: Где в семье лад, там и ребят хорошо растят.
Екатерина Морозова
Время на чтение: 9 минут
А А
3 года – это возраст, в котором активность карапуза начинает стремительно усиливаться. Нередко малыши начинают «странно» себя вести, и многие мамы с папами жалуются на внезапно проявляющуюся агрессивность детей, которые так и норовят кого-нибудь укусить, толкнуть или ударить. Учитывая, что 3 года — это еще и возраст, когда малышей впервые ведут в детский сад, «головной боли» у родителей существенно прибавляется.
Почему маленькие забияки становятся кусачими, и как от этой «кусачести» избавиться?
Разбираемся вместе!
Негативные эмоции знакомы каждому человеку. И общепринято считать, что они являются проявлением «зла» и отрицательного начала в человеке.
Однако, стоит вспомнить, что эмоции – это ответ на действия/слова окружающих людей.
К сожалению, эмоции способны управлять нами, а уж маленьким человечком они завладевают полностью. Отсюда и «растут ноги» странного детского поведения.
Конечно, бить тревогу и паниковать не следует, если карапуз пару раз тихонько «прикусил» папу или ребенка в группе детского сада — но, если это входит в привычку , и малыш начинает причинять реальную боль детям или родителям, то пора кардинально что-то менять и .
Пассивность родителей в борьбе с детской кусачестью со временем может аукнуться полноценной болезнью, лечить которую придется не терпением и родительской смекалкой, а с помощью психиатра. Поэтому важно своевременно отреагировать и пресечь кусачесть на корню.
Если вы впервые столкнулись (ощутили на себе) с кусачестью чада, реагируйте правильно: спокойно и строго (но без криков, шлепков и ругани) объясните малышу, что так делать нельзя.
Обязательно поясните – почему нельзя . Ребенок должен понять и почувствовать, что вам такое поведение совершенно не понравилось, и впредь его лучше не повторять.
Запоминаем основные правила борьбы с кусачестью и не отходим от них ни на шаг:
Важно понимать, что кусачесть – это только в первый раз шалость. А потом она может обернуться не только слезами покусанного товарища вашего чада, но и серьезной травмой с наложением швов.
Ну, а там недалеко и до судебного иска, поданного родителями пострадавшего.
Большинство родителей стараются справляться с детской кусачестью самостоятельно — и это правильно! Но есть ситуации, в которых без помощи детского психолога не обойтись.
Прежде чем отучать карапуза от вредной привычки, внимательно приглядитесь к себе – все ли вы делаете правильно, нет ли у малыша по вашей вине дискомфорта.
Помните , что дитя в первые несколько лет жизни активно впитывает в себя все, что видят вокруг. Поэтому важно более критично относиться к своим действиям и словам.
Выбранная вами тактика поведения должна быть неизменной . Независимо ни от чего.
Наберитесь терпения, и при правильном вашем поведении этот кризис быстро минует вас!
Были ли в вашей семейной жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!
Психологи утверждают, что кусающийся ребенок – это нормально. Малыш таким способом познает мир, пробуя его на зуб. Оставляя синяки и ранки на мамином теле, кроха показывает свою любовь или плохое настроение. Нападая на сверстников, он пытается завоевать лидерство или защититься от хулиганов. Конечно, терпеть агрессивное поведение ребенка нельзя, но избавляться от вредной привычки нужно аккуратно, чтобы не травмировать детскую психику.
В 1,5–2 года дети копируют поведение родителей. Папа ущипнул или укусил маму за плечо, а она только засмеялась в ответ? Малыш поймет, что действия отца – способ выражения любви, и обязательно сделает так, как взрослый. Только дети не умеют рассчитывать силу удара или укуса.
Если ребенок агрессивен со сверстниками или нападает на воспитателей в садике, психологи советуют присмотреться к его родителям. Вероятно, взрослые часто:
В семьях с нездоровой атмосферой, где постоянно скандалят, а отец периодически поднимает руку на мать, вырастает агрессивные дети. Они не умеют контролировать собственные эмоции, даже положительные. Ребенок кусается, потому что не знает, как по-другому выразить симпатию или антипатию. Он берет пример с родителей, которые умеют кричать, драться и обижать друг друга.
Взрослые учатся разговаривать и не выяснять отношения при ребенке. Демонстрируют малышу, что чувства можно выражать словами, не прибегая к физической силе. Когда атмосфера в семье станет спокойной и дружелюбной, ребенок забудет о своей вредной привычке и перестанет кусаться.
Некоторые мамы от избытка чувств любят нежно кусать кроху за носик или ягодицы. Так делать запрещено, чтобы не поощрять и не провоцировать ребенка. Шутливые укусы заменяют крепкими объятиями и поцелуями.
Малыш бегал по комнате, играл с мамой в мяч или машинки, а потом неожиданно впился зубами в ее руку или ногу? Возможно, он устал. Дети, которым 2–3 года, только учатся говорить о своих чувствах и физическом состоянии. Ребенку сложно подобрать слова, чтобы сообщить родителю, что у него закончилась энергия, поэтому он кусается.
Если малыш выглядит измотанным и уставшим, мама сначала объясняет, что нельзя делать другим больно, а затем предлагает порисовать мелками или красками. Творчество успокаивает и расслабляет ребенка, помогает отдохнуть. Ребенка можно занять:
Малыш сосредотачивается на процессе и отвлекается. С помощью рисунков или фигурок юный творец выплескивает накопившиеся эмоции. Но важно не только переключить внимание ребенка, но и донести до него, что кусаться – плохо.
Мама делает несколько глубоких выдохов-вдохов, чтобы успокоиться, ведь первая реакция – накричать и отшлепать. Затем садится на корточки и обнимает ребенка. Смотрит в глаза и спокойным голосом говорит, что у малыша очень острые зубки, и когда он кусается, остаются синяки. Маме так больно, что она сейчас заплачет.
Желательно после этих слов положить ладонь на укушенное место и сделать грустное лицо. Ребенок обязательно захочет пожалеть любимую мамочку. Она предлагает помазать покрасневшую кожу прозрачным антисептиком, а сверху наклеить лейкопластырь. Затем малыш целует маму в щеку и обнимает, они мирятся и идут вместе рисовать.
Нужно, чтобы ребенок понял, что кусая кого-то, он делает человеку больно. Нежные и эмоциональные дети быстро усваивают урок и перестают проявлять агрессию.
Ребенок начал кусаться, когда пошел в садик? Он обижает только сверстников, а с воспитателями и мамой общается нормально? Детские группы – это мини-версия общества, где есть изгои и лидеры. Но если взрослые пытаются привлечь внимание поступками и внешним видом, то малыши руководствуются первобытными инстинктами. Кусая сверстников, ребенок старается продемонстрировать свою силу и завоевать уважение. Занять лидерские позиции, завести новых друзей.
Чувствительным деткам достаточно объяснить, что он обижает других малышей. Укушенного ребенка нужно пожалеть, подойти к нему вместе с обидчиком, чтобы он извинился перед своей жертвой. Загладить вину можно конфетой или яблочком. Угощения помогают детям наладить контакт и подружиться.
Если обычные разговоры не работают, взрослые изменяют тактику. Маленькому хулигану объясняют, что малыши, которых он укусил, не захотят дружить или играть с обидчиком. Они надуются и перестанут с ним разговаривать.
Детям 2–4 лет рассказывают поучительную сказку о кролике или котенке, который обижал и кусал друзей. Малышу было весело, но остальные зализывали раны и плакали. Однажды звери решили, что не хотят общаться с таким вредным и агрессивным хулиганом. Они ушли в другой детский садик, оставив котенка одного. Сначала он обрадовался, ведь мог забрать все игрушки себе, а потом загрустил. Без друзей было скучно. Котенок понял свою ошибку, извинился перед друзьями и пообещал больше не кусаться. Звери простили хулигана и вновь начали с ним играть.
Персонаж сказки должен быть похож на ребенка характером и внешностью. Мама предлагает малышу рассказать, почему зверек кусал остальных. А в конце сказки ребенка подталкивают к выводу, что обижать других – плохо. Если кусать сверстников, то никто не будет дружить с забиякой.
Когда ребенок озвучит свой вывод, мама предлагает придумать правильные и веселые способы, как стать лидером. Например, помогать воспитательнице и вместе с ней собирать игрушки. Делиться машинками и конфетами со сверстниками.
Ребенок после сказки продолжил обижать остальных детей? Можно сказать, что на коже других людей живут злые микробы. Когда малыш кого-то кусают, бактерии попадают в его животик. Они там размножаются, и ребенок может заболеть.
С агрессивными детьми, у которых тяжелый и сложный характер, должен работать психолог. Специалист подкорректирует поведение малыша. Подскажет родителям, как воспитывать маленького хулигана. Поможет ребенку адаптироваться и научит сдерживать агрессию.
Если тихий и послушный малыш превратился в забияку, родителям советуют сходить в садик и понаблюдать, как с ним общаются сверстники или педагоги. Возможно, ребенка обижают или унижают. Кричат, отбирают игрушки или даже бьют.
В такой ситуации укусы – лишь способ самозащиты. Нет, бросаться на маленьких хулиганов с кулаками или криками нельзя. Мама или папа не может перевоспитать чужих детей. Но родители способны научить своего малыша защищаться и отстаивать собственно мнение.
Ребенка нужно хвалить, чтобы повысить его самооценку. Затем мама рассказывает, что малыш не обязан отдавать кому-то игрушки, если не хочет делиться. Он должен твердо говорить «нет» и «нельзя». Взрослые показывают ребенку свою любовь и готовность выслушать, поддержать и помочь советом. Но попутно объясняют, что кусаться или драться не стоит.
Причиной детской агрессии стали воспитатели? Персонал грубит и применяет физическую силу к малышам? Есть два выхода: искать другое дошкольное учреждение или обращаться к руководству. Разговаривать с заведующей, требовать, чтобы грубых педагогов уволили или наказали. Если ничего не изменилось, лучше доверить воспитание малыша бабушке или перевестись в частный детский сад.
Ребенок кусает маму, когда она сидит за компьютером или занята собственными делами, а в остальное время ведет себя прилежно? Возможно, малышу не хватает общения с родителями, и он пытается привлечь внимание хотя бы таким способом.
Взрослым нужно больше играть с маленьким членом семьи, смотреть вместе мультфильмы или читать книги. Чаще обнимать его и показывать свою любовь.
Если ребенок вышел на улицу и начал обижать других детей, мама сразу уводит его домой. Отчитывать перед посторонними нельзя, чтобы не унижать малыша. Он должен понимать, что поступил плохо, поэтому наказан. Нельзя отступать от первоначального решения, даже если виновник устроит истерику посреди улицы, упадет на землю или будет кричать.
Дома мама объясняет, что хорошие мальчики или девочки, которые поступают плохо, заслуживают наказания. Ребенок не получит конфету или будет сидеть в квартире, пока не осознает, что кусаться нельзя.
Если малыш проявляет агрессию по отношению к родным, никто из членов семьи не должен поощрять его поведение. Нельзя умиляться или считать, что вредная привычка пройдет через год. Мама наказала ребенка, который укусил ее за ногу? Тогда папа или бабушка не имеет права давать расстроенному малышу конфету, включать мультики или обещать, что вечером они пойдут гулять на детскую площадку.
Взрослые не должны кусать ребенка или бить, запрещать обижать других людей. Иногда дети проявляют агрессию, чтобы позлить родителей или в качестве протеста.
Чтобы малыш избавился от вредной привычки, следует:
Обычно маме достаточно несколько раз наказать маленького хулигана и провести профилактическую беседу, чтобы он перестал кусаться. С агрессивными и сложными детьми, которые не реагируют на замечания родителей, должен работать психолог.
По мере того, как ребенок взрослеет, он активно начинает изучать окружающий мир. При этом задействуются все органы чувств, в том числе вкус. Нередко дети тянут в рот различные предметы, грызут игрушки, предметы и даже кусают родителей и других детей. И в отношении укусов зачастую среди родителей и специалистов возникает больше всего споров. Как относиться к укусам, если «пострадавшие» - это родители, старшие дети или чужие малыши на детской площадке, карапуз в детском саду, можно ли ругать детей, когда они кусаются, достигнув возраста 1-2 лет?
У карапузов первых двух лет жизни нередко возникает дурная привычка – они кусают родителей или других малышей. Подобное поведение может привести к конфликтам на детской площадке либо трениям в группе детского садика, а также стать неприятным фактом для самих родителей, которые могут пострадать от детских зубов.
Попытки разговоров зачастую в этих случаях не помогают, а телесные наказания – это не выход из ситуации, зачастую они могут провоцировать только усиление привычки . Как нужно поступать в таких ситуациях, почему у детей возникает подобный стиль поведения, о чем он свидетельствует?
Специалистами выделяется несколько причин подобного поведения детей, начиная от физиологических, заканчивая эмоциональными и психическими расстройствами:
Дети кусаются не потому, что им это доставляет удовольствие, они пытаются своим поведением донести до окружающих имеющиеся у них проблемы. Кусаться пробуют все малыши, но для многих слово «нельзя» быстро очерчивает рамки дозволенного. Если ребенок, зная о запретах, продолжает так делать – ищите проблемы!
Если ребенок делает это еще и с негативными эмоциями, яростью или злостью – возможно, нужна помощь психолога, это могут быть очень глубокие и травмирующие ситуации и причины.
Психологи выделяют несколько категорий детей, которые могут кусаться с наибольшей вероятностью, чем другие категории детей:
Способы влияния на подобное опасное поведение и вредную привычку во многом зависят от причины, по которой ребенок стал кусаться. Если это прорезывание зубов грудного малыша, можно применять ему силиконовые прорезыватели и колечки, имеющие охлаждающие жидкости и пупырышки. Их можно приобрести в любой аптеке или магазине, подобрав по размеру и цвету. Можно применять также специальные гели для прорезывания, предварительно обсудив их прием с врачом.
Если ребенок кусается при кормлении грудью, прикусывая сосок груди, нужно сразу же отнять у него грудь и строго сказать, что маме больно, поэтому кормить она дальше не будет. Так быстро сформируется рефлекс – «кусание-лишение пищи». Тогда попытки кусаться при кормлении грудью прекратятся быстро, так как дети не враги себе и не хотят оставаться голодными, им важно кормление и грудь матери для комфорта в жизни.
Для детей постарше при кусании нужно увеличить объем физических нагрузок и активность, занять ребенка гимнастикой или зарядкой, отдать малыша на плавание, занять активными играми.
С эмоциональными детьми нужно вести беседы, объясняя и доводя мысль о том, что нужно показывать свои эмоции и чувства другим образом. Важно с самого раннего возраста выражать любые свои эмоции словами или хотя бы жестами, но не укусами. Важно много говорить с детьми, уделять им время.
При слабости жевательных мышц, для их укрепления и профилактики кусаний, нужно занять рот ребенка и тренировать мышцы плотной пищей. К ней относят кусочки яблока или моркови, кусочек говядины. Можно надувать шарики или пускать мыльные пузыри.
В проблемных семьях нужно решать конфликты без ребенка, а при нем постараться вести себя правильно, подавая позитивный пример. Важно устранить из жизни ребенка все негативные факторы, приводящие к стрессу и накоплению агрессии.
Если родителей настораживает постоянное кусание ребенка, и когда ему более трех лет, а он все еще кусается, стоит обратиться к психологу. Также стоит поступить, если в семье или же детском саду, в коллективе ребенка произошли различные психотравмирующие ситуации, которые повлияли на поведение ребенка.
Стоит обратиться к специалистам, если ребенок кусается и в его поведении обнаруживаются и другие странности, он агрессивен и жесток к окружающим или себе самому. Также опасно проявление агрессии в отношении игрушек, если они швыряются и ломаются, в отношении животных или родителей, если ребенок плохо спит в ночное время, не может сосредотачиваться на деятельности. Это может быть признаками психических патологий.
Нельзя ругать ребенка, бить его или наказывать любым способом, пока родители не разобрались в истинных причинах проблемы. Нередко ребенок и не виноват в своем поведении. Нельзя кусать ребенка в ответ, как советуют некоторые «психологи», чтобы он прочувствовал боль. Это может быть воспринято как игра, и тогда ребенок будет кусаться чаще и сильнее. Кроме того, дети берут пример со взрослых, если взрослый кусается в ответ, значит, это можно делать и ребенку.
Основной задачей родителей является как можно более скорое пресечение укусов у ребенка. Если это ребенок старше года, который уже осмысленно себя ведет и кусается, важно правильное поведение родителей. Отлично работает методика зрительного контакта «глаза в глаза». Важно присесть на корточки после укуса, чтобы уровень глаз совпадал у родителя и ребенка. Важно установить зрительный контакт и не злобно, но твердо сказать, что так никогда и ни с кем делать нельзя. Если ребенок снова пробует кусаться, важно лишить его зрительных контактов, не смотря на него и не обращая малейшего внимания, и показать всем своим видом, что родителям очень неприятно, что ребенок кусается.
Нужно говорить ребенку, что укусы болезненны, а если ребенок за счет укусов пытается манипулировать родителями, что часто практикуют дети до двух лет, нужно пресекать такое поведение сразу, чтобы порочная практика не закреплялась. Нельзя переводить это в игру или шутку, важно строго сказать о том, что так делать нельзя. Никакие договоры при агрессии ребенка недопустимы.
Для впечатлительных детей, которые кусаются, неприятным будет факт негативной реакции родителей на укусы, имитация плача . Важно, чтобы ребенок осознал свой поступок, и пожалел укушенного родителя, понял, что сделал больно. Важно описывать ребенку свои ощущения, который связаны с укусами.
Если ребенок кусается в детском саду, при этом доме ведет себя вполне адекватно, стоит обсудить реакцию с воспитателями . Важно решить, чтобы ребенка не наказывали и не позорили публично, не ругали и не ставили в угол. Нередко это дает обратные результаты и протестное поведение, дети становятся более агрессивными, пытаясь вернуть утраченный авторитет среди ровесников. Важно пресекать укусы, но делать это наедине – один на один.
Важно ругая малыша подчеркивать, что осуждается поступок ребенка, но не сам малыш, важно привести веские доводы и не опускаться до негативной оценки самого малыша. Сам ребенок хороший и позитивный, но привычка кусаться у него плохая и вредная.
Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.
Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии – преждевременно.
В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения – в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.
Из этой статьи вы узнаете
Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.
Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.
Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).
Возраст детей | Наиболее вероятные проявления негативных эмоций | Физиологические причины | Психологические причины | Стратегии поведения взрослых: Э - эффективная Н - неэффективная |
---|---|---|---|---|
3-11 месяцев | Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела | Прорезывание зубов, болевые ощущения | Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления | Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование |
1 год | Укусы, удары или плач во время игры | Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе | Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения | Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы) Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование |
2 года | Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. | Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы | Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания | Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса. Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания |
3 года | То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите | Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системы | Кризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоций | Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог! Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты |
4 года | Любые из приведенных ранее | При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические | Кризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенность | Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ |
Старше 4 лет | Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании |
Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.
В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.
Приобретение зубных прорезывателей
Остановитесь на классической форме и материале – силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.
Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.
Ай! Больно!
Своевременная активация альтруизма (полтора года – оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.
В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.
«Пожалей! Смотри, он плачет»
Формирование сочувствия и эмпатии у детей – еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре – определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе – преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.
Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:
Полезные сказки
Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?
Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, – среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.
Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.
Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки – диалог с ребенком по ходу развития сюжета.
Литература:
З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;
Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;
А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;
О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».
Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.
Суть истории:
Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.
Вопросы ребенку:
Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?
А почему?
А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?
Сюжетно-ролевые игры
Игра – любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?
Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.
Пересмотр стиля воспитания
Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:
Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх – плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту – как способ переключения внимания малыша.
Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.
Дурной пример заразителен
Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.
Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.
Вектор агрессии
Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.
Перенаправление детской энергии – хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.
В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.
Секрет воспитания любого ребенка очень прост – действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.
Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.
Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание – результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.
Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите – базовая потребность человека.
Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус – элемент поведения, а не всю детскую личность!
Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.
В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.
Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же – гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.
Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.
Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.
Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!
С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт – действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.
Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.
Кусание, царапанье, драки, разрушения – все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.
Множественные и систематические признаки агрессии у детей – не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.
Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.
Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:
Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения – это совершенно разные психологические структуры.
Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, – огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача – поддерживать и направлять.
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво