Ребенок играет с воображаемыми друзьями. Воображаемый друг у ребенка

12.10.2019 Советы

Родители в замешательстве: «Меня тревожит, что у ребенка появился вымышленный друг» , «Дочка придумывает себе вымышленных друзей» , «Как относиться к тому, что сын придумал себе друга, разговаривает с ним, играет?» , «Как на это реагировать?» .

Что, когда и почему

Вымышленный друг - плод детского воображения. Стоит разобраться, почему возникает этот феномен и у каких детей.

У дошкольника наступает такой период в развитии воображения и сознания в целом, когда он учится отделять мир фантазий от реальности. В 3-4 года фантазирование ребенка требует опоры на материальный объект (игрушки, предметы): действуя с ними, он лучше представляет воображаемого персонажа и воображаемую (мнимую) ситуацию, в которой персонаж живет. Позже, примерно в 5-6 (7) лет, плоды фантазии могут довольно устойчиво жить уже только в воображении ребенка - как представления о персонажах и их похождениях. У некоторых детей создается особо благодатная почва для фантазирования - они придумывают и рассказывают истории, будто играют без игрушек. И это не только нормально, но свидетельствует о хорошем развитии воображения.
Но придумывание себе «друга», который сопровождает фантазера в повседневности, случается не у всех детей.

С кем такое случается

У кого такая особая способность к фантазированию - раскрывается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Она природно задана детям со зрительным вектором: они не только невозможные выдумщики, но и мастера анимации, то есть могут вообразить что-либо со всеми подробностями и деталями и даже одушевить придуманного друга, считая его вполне реальным. Зрительные детишки еще и большие артисты, любят играть разные роли, эмоционально изображать разных персонажей. Обычно, играя с игрушками, говорят разными голосами - за куклу, за мишку, и даже игрушечный грузовичок или паровозик может петь песенки и разговаривать своим особым голосом. Они - воображалы в самых разных смыслах. Их эмоциональный диапазон широк, ярок и разнообразен. Поэтому, когда «друг» впервые возникает, ребенок способен вдохнуть в него жизнь, наделяя не только внешним обликом, но и характером, собственной историей жизни.

Если у ребенка, кроме зрительного, есть еще и звуковой вектор, то дополняется склонность замыкаться на собственных состояниях, фантазиях. Для такого ребенка особенно свойственно воспринимать собственные мыслеформы как реальность, а все, что его окружает, считать несущественным, почти не существующим для него. Ситуация усугубляется, если звуковичок, защищаясь от окружающих шумов и резких звуков, усиленно отгораживается от внешнего мира. И тогда придуманный друг для ребенка становится вполне реальным - понимающим и поддерживающим в ситуации самоизоляции и одиночества.

Этот ребенок, природно склонный к постижению абстрактных содержаний и смыслов, пытается искать ответы о первопричинах всего существующего, о смысле жизни, о космосе, планетах и звездах. Поэтому если он придумывает друга, то наделяет его какой-то фантастичностью, инопланетностью, неземными особенностями. Друг может прилететь с какой-то планеты или звезды, может обладать способностью перемещаться по воздуху. Может говорить без слов, передавая информацию мысленно…

К кому прилетает Карлсон?

Вы, конечно, помните историю о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше! Помните, как рассуждал Малыш: «Вот у тебя, мама, есть папа; и Боссе с Бетан тоже всегда вместе. А у меня - у меня никого нет!..» И «…ему вдруг показалось, что у него действительно никого и ничего нет на свете» .

…И тогда у Малыша появился Карлсон.

Такому ребенку (а мы уже поняли, что это звуко-зрительный ребенок) необходимы впечатления, эмоциональные переживания. И когда он не находит их в реальности, то эту пустоту он заполняет фантазией, придумывая друга.

Но почему Малышу не хватает в реальности того, что ему так необходимо? Потому что ему, звуко-зрительному, требуются впечатления и переживания в гораздо большем объеме, чем детям с другими векторами.

Польза или вред?

Так, может, пусть себе фантазирует - какой в этом вред? Или лучше запретить, чтобы даже думать не смел?

В действительности появление «друга» можно рассматривать как детскую болезнь роста. Если она случилась, не стоит паниковать. Но надо помочь ребенку выйти из нее, чтобы он научился в своем сознании разделять реальную и условную жизнь, постиг главное - «знание о том, что бывает на самом деле, а что понарошку» . Без этого знания, если ребенок застрянет в своих фантазиях, он не сможет научиться адекватно воспринимать реальность, прогнозировать возможное развитие событий, предвидеть последствия своих поступков.

И где же выход?

  • Воздержитесь от негативной реакции. Не ругайте ребенка, не высмеивайте, не запрещайте рассказывать о друге.
  • Выведите «друга» наружу. Объективируйте его - попросите ребенка рассказать о своем друге: какой он, как выглядит, что делает, любит? Попросите нарисовать его. Это поможет ребенку выйти из тайного убежища своих взаимоотношений с вымышленным другом, доверить свою тайну вам. Так у вас появится возможность понять, что происходит с ребенком и как ему помочь.
  • Усильте эмоциональную связь между вами и ребенком. Желательно привлечь и других членов семьи для укрепления эмоционального контакта. Больше расспрашивайте ребенка о его впечатлениях и переживаниях в связи с реальными событиями, эмоционально откликайтесь и поддерживайте его в реальных делах, в продуктивном творчестве.
  • Помогите найти реального друга. Познакомьте ребенка с другими детьми, помогите в поиске общих интересов. Обращайте его внимание на их переживания и другие особенности в поведении, на их качества, чтобы он больше наблюдал и сосредоточивался на реальных людях.
  • Развивайте у ребенка продуктивное воображение - чтобы он создавал реальный продукт (в конструировании, рисовании, сочинении и т.п.), который был бы объективно представлен и его могли воспринимать и другие люди. Восхищайтесь его произведениями, обсуждайте, как именно его замысел воплощен в жизнь.

И напоследок…

Появление у ребенка вымышленных друзей - это не только сигнал того, что ребенку надо

Дружба – это прекрасно, но как быть, если в вашем доме завелся Карлсон – друг, которого не видит никто, кроме ребенка? Чего уж точно не следует делать, так это пугаться и паниковать, ведь в большинстве случаев воображаемые друзья у детей – явление абсолютно нормальное и проходящее само по себе со временем. Почему они появляются и что с этим делать – читайте далее в статье.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Взрослые люди до безобразия скучные. Они верят лишь в то, что видят или, в крайнем случае, узнали из своих умных книжек без картинок. Когда рассказываешь им о вещах, которые существуют на самом деле, они не воспринимают всерьез, ругаются или с обеспокоенно-ласковым лицом предлагают сходить в гости к «доброму дяде» – детскому психиатру.

Мы часто забываем, что дети живут в абсолютно другом, волшебном мире, где Карлсон не менее реален, чем домомучительница Фрекен Бок, где Чеширский Кот умеет растворяться в воздухе, оставляя только улыбку, а варежка может превратиться в преданного щенка. Обычно воображаемые друзья появляются у малышей в возрасте 3-5 лет. Такой феномен обусловлен развитием творческих способностей и, как ни странно, не считается отклонением от нормы.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которой ребенок приписывает человеческие качества; призрачный товарищ, которому чадо требует ставить дополнительные приборы во время обеда и подтыкать одеяло перед сном… Друг может быть взрослым и сильным, как Супермен; нуждающимся в заботе и опеке, как домовенок Кузя; вполне себе обычным «мальчишкой Вовкой» или «девчонкой Наташкой». Выдуманный товарищ вовсе не обязательно является человеком – почти в половине случаев это зверушка.

Если вы заметили, что ребенок разговаривает с воображаемым другом, не стоит торопиться на прием к специалисту. В том, что ваш малыш обладает очень живой фантазией, нет ничего плохого. Более того, невидимый компаньон может стать отличным диагностическим материалом для родителей. Наблюдая за поведением карапуза, можно узнать много нового для себя, ведь в общении с воображаемым другом отражаются не только проблемы самого чада, но и семьи в целом.

Причины появления воображаемых друзей у детей

Самое главное – не запрещайте ребенку проводить время с вымышленным товарищем, иначе он будет встречаться с ним тайно. Правильное решение – постараться выяснить причину такого явления и устранить ее. Чаще всего к появлению воображаемых друзей приводит:

  1. Фантазия. Некоторые дети общаются с игрушками, а другие, более творческие, обзаводятся воображаемыми друзьями. Не одергивайте малыша и уж тем более не ругайте за «вранье», иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, а главное – может потерять доверие к взрослым. Лучше направьте его способности в другое русло: сочините вместе сказку, попросите придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное и т. д.
  2. Одиночество. Если вы услышали, как ребенок разговаривает с воображаемым другом, это может свидетельствовать о нехватке общения и чувстве одиночества. Несмотря на загруженный график, постарайтесь больше внимания уделять малышу, и проблема со временем разрешится.
  3. Подражание. Прислушайтесь к тому, что говорит карапуз. Наверняка он поучает или отчитывает несуществующего товарища. Кого-то напоминает, не так ли? Скорее всего, ребенок будет использовать ваши фразы или реплики воспитателя в детском саду. Это нормально: все дети подражают старшим, хотят казаться большими и иметь влияние на кого-то. Если чадо не проявляет агрессии, поводов для беспокойства нет. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где роль последней будет исполнять ребенок.
  4. Страх. Нередко дети ищут у своих воображаемых друзей поддержки: вдвоем не так страшно, как одному. Особенно часто так бывает, если рассказать о своих тревогах родителям не получается (вспомните, как вы отмахивались от ребенка, считая его страхи глупыми). Относитесь ко всему, что беспокоит малыша, серьезно – для него это не ерунда, а настоящие кошмары. Раз за разом терпеливо объясняйте ребенку, почему бояться не нужно, расскажите, как вы справлялись со своими страхами в детстве, проверяйте все темные уголки в его спальне, купите ночник и т. д.
  5. Боязнь наказания. Если чадо ломает игрушки или устраивает беспорядок, утверждая, что во всем виноват воображаемый друг, стоит задуматься: быть может, вы слишком часто ругаете его по поводу и без. Спокойно скажите ребенку, что поведение его друга вас огорчает, но устранять последствия случившегося все равно придется хозяину.

К сожалению, не всегда родителям удается заметить, что у чада появился невидимый товарищ. Если ребенок намеренно скрывает от вас своих воображаемых друзей, это свидетельствует о недоверии и страхе. Однако может быть и так, что вы просто не обратили внимания на то, как малыш обзавелся новой компанией. И в самом деле, кто бы мог подумать, что милейший Сережка, фигурирующий во всех историях карапуза, в действительности всего лишь плюшевый заяц с оторванным ухом?

Воображаемые друзья, как правило, «самоликвидируются» к 7-9 годам. Если этого не произошло или поведение ребенка стало подозрительным (он не играет в другие игры, проявляет агрессию, плохо ест и спит, путает реальность и вымысел), имеет смысл записаться на консультацию к психологу. 5 из 5 (1 голос)

Друзья - это отлично, но что делать, если в вашем доме появился «Карлссон» - друг, которого не видит никто, кроме ребенка?

Чего делать точно не надо, так это пугаться и паниковать.

Психологи утверждают, что вымышленный друг - довольно частое и совсем нестрашное явление в возрасте от 3 до 7 лет, связанное с развитием у малыша фантазии и воображения. Обычно несуществующий друг исчезает к школе.

Причины появления воображаемого друга:

Фантазии. Одни дети говорят с игрушками, а другие, с более развитым воображением, придумывают себе друзей. Не одергивайте кроху и не ругайте за «ложь», иначе малыш рискует замкнуться в себе, разучиться мечтать, а главное - может потерять к вам доверие. Лучше направьте его фантазию в другое русло: предложите ребенку попробовать сочинить сказку, придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное…

Одиночество. Ребенок может придумать друга от скуки, если ему одиноко и не хватает общения. Несмотря на бешеный темп жизни, постарайтесь уделять малышу больше внимания, и воображаемый друг исчезнет.

Подражание. Обратите внимание на то, что говорит ребенок. Наверняка он отчитывает несуществующего друга или поучает. Вам это никого не напоминает? Скорее всего, малыш говорит вашими фразами или фразами воспитателя в детском саду. Все дети подражают взрослым, им хочется казаться большими и тоже иметь влияние на кого-то. Если в словах крохи нет агрессии, то беспокоиться не о чем. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где дочкой будете вы.


Страх наказания. Если ребенок ломает или разбрасывает игрушки и «валит» всю вину на воображаемого друга, подумайте, возможно, вы часто ругаете кроху по поводу и без. Спокойным тоном объясните малышу, что поведение его друга вас огорчает, но игрушки за другом все равно придется убирать хозяину.

В любом случае, не запрещайте ребенку общаться с несуществующим другом, иначе малыш будет встречаться с ним тайно. Лучше постарайтесь выяснить причину этого явления и устраните ее.


Поводы насторожиться:

  • проблема не ушла после 7 лет;
  • ребенок не играет в другие игры;
  • игры становятся злыми, действия - вредными;
  • ребенок ссорится с вымышленным другом и сильно огорчается;
  • ребенок плохо ест и плохо спит;
  • ребенок путает реальность и игру.

Если один или несколько пунктов из этого списка вы наблюдаете у ребенка, обратитесь за помощью к психологу.

Так или иначе, прежде чем паниковать, вспомните себя в детстве. Скакали ли вы на швабре, представляя под собой коня? Говорили ли вы с игрушками? Поили ли кукол чаем? А сколько раз уже во взрослом возрасте готовили речь, репетируя перед несуществующей публикой? Вот-вот! Уделяйте крохе больше внимания, дарите любовь и нежность, тогда малышу не понадобится воображаемый друг.

Ольга Давлетбаева

Уважаемые читатели! Вы сталкивались с проблемой "воображаемого друга"? Часто ли ваш малыш разговаривает с игрушками и придумывает друзей? В каком возрасте у вашего ребенка появился воображаемый друг? Ждем ваши ответы в комментариях!

По каким причинам появляется выдуманный друг и что делать в таких случаях?

Кто такой выдуманный друг, что говорит психология

У многих деток, если не у всех, на определенном этапе, возникает воображаемый друг. Он может быть фантастическим полностью выдуманным существом или в образе любимой игрушки. Прежде считалось, что причиной тому являются психологические проблемы ребенка, но это не всегда так. При отсутствии эмоциональных и нервных расстройств, воображаемый друг просто плод воображения малыша.

В каком возрасте может появиться вымышленный друг

Как только ребенок становится контактным, начинает общаться с окружающими, проявляет себя как личность, у него появляется невидимый приятель, где то примерно с 2,5-3-летнего возраста, который участвует в диалогах и играх, сидит вместе с малышом за обеденным столом, в общем, выполняет роль полноценного друга. Продолжаться такое явление может вплоть до того момента, как ребенок идет в школу, лет примерно до 7, иногда больше. Зависит от степени развития фантазии малыша.

Причины появления вымышленного персонажа:

Фантазия

Как правило, выдуманный друг — результат развитого воображения ребенка, плод его фантазии. Детям свойственно придумывать несуществующие миры, причем достаточно подробно описывать, а иногда и жить в придуманных условиях. При этом общаться с выдуманными персонажами. Это похоже на то, как взрослые общаются в виртуальном пространстве, не зная своего собеседника как человека, но воспринимая только его выдуманное имя и образ.

Одиночество

К появлению выдуманного приятеля приводит и то, что ребенок себя чувствует одиноким. Таким образом малыш компенсирует недостаток внимания со стороны окружающих, общаясь с несуществующим персонажем.

Нехватка впечатлений

Когда ребенок мало посещает различные мероприятия, недостаточно участвует в играх и считает, что его жизнь очень скучная, на помощь приходит выдуманный друг. Он помогает малышу почувствовать всю полноту жизни, участвовать в увлекательных приключениях.

Подражание

Иногда выдуманный друг выполняет роль самого ребенка. Малыш смотрит, как родители общаются между собой или с ним и подражает их поведению. Он так же, с такой же мимикой, выражениями, словами обращается к условному другу.
Чтобы узнать как ребенок воспринимает родных людей, можно просто понаблюдать за ним и послушать о чем он беседует с несуществующим приятелем.

Боязнь наказания

Если родители часто и жестко наказывают ребенка, то вполне может быть, что малыш придумает себе друга и будет на него спихивать все свои неправильные поступки и вину. Обычно кроха, избегая наказания, указывает на несуществующего персонажа. Мол это не я, это он.

Страхи или стресс

Иногда, после сильного стресса, или если малыш страдает невротическими расстройствами, подвержен влиянию различных фобий и страхов, у него появляется друг, только невидимый. С кем можно поделиться сокровенными тайнами, избежать каких то опасных моментов в жизни. Эта сущность призвана защищать ребенка и выполнять роль Супермена или Бетмена. Он всегда сильный, выносливый, побеждает зло.

Как понять, что у ребенка появился невидимый друг?

У малыша «кто-то есть», если он:
  • Все больше замыкается.
  • Перестает общаться с родственниками, как раньше.
  • Разговаривает сам с собой вслух.
  • Садясь за стол кушать, производит странные действия, например, ставит еще одну миску и берет еще один комплект столовых приборов. .
Так же наверняка у ребенка есть воображаемый друг, если он играя, разговаривает с кем-то, делится с ним игрушками.

Действия родителей

Не нужно заранее паниковать. Выдуманные персонажи — обычная история у детей в возрасте от 2,5 до 7 и более лет. Главное не проворонить, когда ситуация выйдет из-под контроля и вовремя отреагировать. Чтобы малыш более уверенно себя чувствовал в этом мире, старайтесь:
  • Уделять больше времени для общения с ребенком.
  • Играть во все игры, которые по душе малышу.
  • Проанализировать свое поведение и сделать выводы о том, почему у малыша есть невидимый друг.
  • Не ругать ребенка по этому поводу, а наоборот поддерживайте его, подыграйте иногда.
  • Держать руку на пульсе и реагировать, если ребенок начинает вычеркивать из своей жизни реальных друзей и подруг.
  • Интересоваться жизнью малыша в детском саду и школе, помочь ему адаптироваться там побыстрее.
  • Возвращать ребенка в реальность чаще. Давать различные поручения, предлагать завести хобби.
Не оставляйте ребенка один на один со своими проблемами, больше разговаривайте с ним и старайтесь выяснить, чего ему бы хотелось, о чем он мечтает и т.п.

Когда обращаться к детскому психологу?

Стоит обратиться к специалисту, если у ребенка:
  • Ухудшился аппетит и сон.
  • Пропал контакт с окружающим миром.
  • Наблюдается путаное сознание, теряется концентрация внимания.
  • Нет настоящих контактов с детками.
  • Не получается наладить отношения со сверстниками.
  • Появились мрачные, страшные истории «из жизни», которые малыш рассказывает в подробностях.
  • Появляется страх перед выдуманным другом.
Следует так же обратиться за помощью к психологу, если ребенок относится к воображаемому приятелю, как к авторитетному существу, слушается его, считает его лучшим другом.
Наличие воображаемого друга — это не признак сумашествия или какого-либо психического расстройства. До определенного возраста — это обычное явление, не вызывающее опасений. Исключение составляют случаи, когда воображаемый мир становится для ребенка реальным или реальностью, заменяет ему общение.

Антонина Фенева

Есть ли у вашего ребенка воображаемый друг?

Для многих родителей появление воображаемого друга у ребенка становится пугающей неожиданностью: «Что делать? Как это понять? В здравом ли уме наш сын?» Друг, существующий только в воображении ребенка, способен напугать даже опытных родителей и стать серьезным поводом для беспокойства.

Почему родители беспокоятся, когда ребенок заводит воображаемого друга?

Мир взрослых наполнен логикой, разумными оценками и фокусированием на явлениях объективной реальности. Поэтому им очень трудно понять потребность ребенка в дружбе с воображаемым существом. Чаще всего родители не подготовлены к ситуации появления воображаемого друга из-за незнания особенностей психологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

В каком возрасте обычно ребенок начинает играть с воображаемым другом?

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для быстрого развития фантазии ребенка, когда начинают закладываться основы абстрактного мышления. В трехлетнем возрасте у малыша усиливается потребность в ролевых играх, поэтому появление воображаемого друга не является признаком психического отклонения в детском развитии, а доказательством правильного и успешного формирования способности к творческому мышлению. Способность к фантазированию и созданию чего-то нового и креативного требует тренировки, поэтому трехлетний ребенок и начинает играть в игру «Воображаемый друг».

Как завести воображаемого друга?

Придуманный друг - довольно распространенное явление в современном урбанизированном обществе, где ребенок с детства нацелен на умственное развитие, необходимое для успешной интеллектуальной деятельности. К примеру, среди английских детей было проведено исследование, выявившее, что половина детей дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте, имеет воображаемых друзей и регулярно с ними общается.

Завести воображаемого друга для ребенка - вполне естественное занятие. При этом взрослый может часто не догадываться о существовании подобной дружбы у сына или дочери. Если малыш ничего не говорит о невидимом друге, то это не значит, что его не существует. К примеру, сын может их просто рисовать и об их существовании можно догадаться, только задав четкий вопрос: «А кто это едет с тобой в машине к бабушке в гости?»

Семейная игра «Воображаемый друг» полезна для умственного развития

Но не все невидимые друзья ведут себя тихо и молчаливо, никак себя не проявляя и не принося семье беспокойства. В некоторых ситуациях у малыша настолько сильно развивается воображение, что ему хочется позволить невидимому другу начать принимать активное участие в семейной жизни. В этом случае все близкие и друзья, кто в курсе существования воображаемого друга у ребенка, начинают принимать участие в играх малыша. Невидимый друг становится активным участником в семейных беседах, влияя на жизнь окружающих людей. По мнению английских психологов, такие игры с проигрыванием диалогов с невидимыми друзьями помогают дошколенку развивать способность решать сложные проблемы, логическое мышление и умение планировать.

Рассказы детей о воображаемых друзьях

Несуществующие друзья ребенка могут вполне материализоваться в виде любимой игрушки, камня или растения. «Моя Китти просит поиграть с ней, потому что ей скучно. Она ждала меня целый день, пока я была в детском саду, поэтому я не буду кушать, пока не поиграю с ней».

У ребенка может появиться взрослая подруга с необычным для человека именем, например, Гана или Бина, которая делает все, что делали близкие ребенка. Если мама уезжала в дальнюю командировку, то по возвращении из поездки она может услышать интересную историю о том, как воображаемая подруга ребенка тоже уезжала в дальние страны по делам.

Стоит ли беспокоиться, если ребенок разговаривает с воображаемым другом?

Последние исследования психологов опровергают ранее существовавшую теорию о том, что только дети с нехваткой общения обычно стремятся завести воображаемого друга. Такой невидимый собеседник может появиться не только у дошкольника, который воспитывается в семье с одним ребенком, но и у малыша из многодетной семьи. Причина появления воображаемого друга не в недостатке общения с окружающими, а в сильной потребности ребенка в развитии фантазии в особый период психологического формирования личности.

Не стоит также волноваться из-за того, что ребенок, заведший дружбу с воображаемым приятелем, начнет путать мир фантазии с реальностью. Исследования американских ученых показали, что хотя дети и испытывают сильные чувства по отношению к невидимым друзьям и получают больше радости от игры с ними, чем с детьми из реального мира, но все-таки они отдают себе отчет, что это всего лишь игра.

Воображаемые друзья у подростков

Начало дружбы с придуманным другом обычно следует ожидать в дошкольном возрасте, когда это является совершенно естественным явлением. Однако воображаемые друзья появляются у ребят и в подростковом возрасте. По мнению психологов, такое явление следует рассматривать в качестве защитного механизма, нацеленного на поддержку подростковой психики в стрессовой ситуации. Воображаемый друг у подростка помогает ему оправиться после серьезной психологической травмы. Стартовой кнопкой для активации дружбы с невидимым другом у подростка может стать смерть близкого или развод родителей, переезд на новое место жительства и потеря верного друга, обострение отношений с братьями и сестрами в семье, гибель любимого питомца.

В любом случае, при возникновении неожиданного друга у ребенка родителям важно помнить, что современная медицина не считает такое явлением признаком психологической патологии у детей и началом развития шизофрении.

Для большего успокоения родители могут обраться за помощью психолога, который после некоторого наблюдения за ребенком, вероятнее всего, порекомендует занять сына деятельность, способствующей гармоничной реализации творческих способностей малыша. Драмкружки, изостудии, танцевальные занятия и туристические клубы помогут ребенка выплеснуть накопившуюся фантазию.