Возникли проблемы с приемными детьми советы. Приемный ребенок оказался «трудным» — почему? Проблемы адаптации детей и родителей в приемной семье

12.10.2019 Советы

Многие семейные пары в нашей стране хотят усыновить ребенка. Однако процесс усыновления чреват множеством сложностей - это многочисленные проблемы усыновления и удочерения детей. Часть из них связана с законодательством, часть имеет другие причины, но ко всем этим проблемам нужны быть готовым, если вы твердо решили усыновить ребенка .

Порядок усыновления

Проблемы усыновления и удочерения детей могут начаться с самой процедур оформления усыновления. Семейный кодекс Российской Федерации четко определяет, кто может стать приемными родителями:

  • Дееспособные граждане.
  • Достигшие возраста совершеннолетия.
  • С наличием постоянного дохода.
  • Состоящие в официально зарегистрированном браке.
  • Имеющие в собственности жилье и постоянное место жительства.
  • Не лишенные ранее родительских прав.
  • Не имеющие хронических заболеваний.
  • С отсутствием непогашенных судимостей.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, усыновление крайне маловероятно. Лучше всего сразу изучить список требований и по возможности устранить все преграды до подачи заявления.

Следующий этап усыновления - это сбор необходимых документов. В число основных документов для оформления усыновления входят:

  • Заявление, в котором будет изложена просьба на усыновление.
  • Медицинские справки о том, что оба родителя не имеют медицинских показаний, препятствующих процедуре.
  • Автобиография обоих родителей.

Все это необходимо только для получения разрешения на усыновление. Когда оно будет выдано, необходимо будет подготовить гораздо более внушительный список бумаг:

  • Справка с места трудоустройство с указанием должности и оклада каждого из родителей.
  • Справка из отдел внутренних дел, свидетельствующая о том, что оба родителя не имеют судимостей.
  • Свидетельство на право собственности на жилье, где будут проживать родители вместе с ребенком .
  • Свидетельства о заключении брака, при наличии детей - их свидетельства о рождении, справки о составе семьи из домового управления и т.д.
  • Документы, удостоверяющие личность родителей - то есть паспорта.

Проблемы усыновления в России могут начаться на любой стадии сбора документов, как и в любом другом бюрократическом процессе в нашей стране.

Какие проблемы могут возникнуть далее?

Даже если разрешение получено и все документы собраны, перед будущими родителями может появиться еще немало проблем. Все их можно разделить на несколько групп: социальные, правовые, моральные, медицинские и т.д.

На усыновление ребенка проблемы социального плана влияют очень сильно.

Многие семьи, которые хотели бы взять ребенка из детского дома, не могут себе этого позволить из-за невысокого благосостояния.

Также препятствием социального плана может стать недостаточная жилплощадь. Родителям недостаточно иметь собственное жилье, в нем должно быть определенное количество квадратных метров, чтобы ребенок имел достаточно места. Во многом решение социальных проблем зависит от позиции территориальных органов опеки.

Правовые проблемы не менее распространены в нашей стране. Институт усыновления у нас не так развит, как на Западе, многие законы местного и федерального значения дублируют друг друга, создавая множество препятствий в усыновлении.

Очень сложный вопрос - это иностранное усыновление. Если вы хотите взять ребенка, который не является гражданином Российской Федерации, порядок оформления усыновления будет совсем иным.

Ребенку нужно будет поменять не только фамилию, но и гражданство.

Одна из самых актуальных проблем - это проблема адаптации нового члена семьи. Если вы берете ребенка не новорожденного , ему может оказаться сложно освоиться в новой среде. К сожалению, у нас не осуществляется на государственном уровне должная психологическая поддержка, которая понадобится родителям и, в первую очередь, ребенку, в первый год после усыновления.

Многие родители также сталкиваются с медицинскими проблемами. Часто от детей отказываются из-за наличия серьезных заболеваний, но также распространены случаи, когда дети из неблагополучных семей не страдают чем-то серьезным, но могут иметь различные, поначалу не выявленные болезни. Любым родителям, решившимся на усыновление, следует быть готовыми к тому, что о здоровье ребенка придется заботиться больше, чем они ожидали.

Иные препятствия

Существуют и другие, менее серьезные препятствия и проблемы усыновления детей, к которым также нужно быть готовым.

Одно из таких препятствий - это возраст родителей. Если потенциальные родители старше 40 лет, их шансы на получение ребенка значительно снижаются.

Несмотря на то, что в таком возрасте люди имеют более стабильное материальное положение, органы опеки часто отказывают родителям среднего возраста.

Также шансы на получение разрешения очень малы у одинокого родителя. Даже если он отвечает сем требованиям, разрешение на усыновления человеку, не состоящему в браке, выдается крайне редко.

Если у ребенка, которого вы хотите взять, есть братья и сестры, вы не сможете взять его одного. Усыновить или удочерить можно только сразу всех детей. И даже если вы на это согласны, ваши жилищные условия и материальное положение будут рассматриваться уже совсем по другим критериям.

Как решить проблемы?

Чтобы ускорить процедуру усыновления и повысить свои шансы на положительное решение, вы можете обратиться к специалисту. Грамотный юрист может помочь не только собрать необходимые документы, но и представит ваши интересы в судебных разбирательствах.

Как правило, минимум проблем возникает при усыновлении или удочерении ребенка из дома малютки.

Поэтому, если вы не имеете никакой кандидатуры и просто хотите завести ребенка, обратите внимание на самых маленьких. Такие дети проще адаптируются в семье и разрешение на их усыновления выдают куда охотнее.

К сожалению, в России отказаться от ребенка все еще гораздо проще, чем его усыновить. Но если вы твердо решили взять себе ребенка-сироту , все проблемы устранимы и все препятствия можно обойти, главное, чтобы у вас было желание и упорство.

Усыновление ребенка является очень ответственным шагом. Желание взять приемного малыша, возможно, даже более серьезное решение, чем рождение собственного. И принять его нужно с полной ответственностью, отдавая себе отчет, что обратного пути у вас не будет. Остановимся подробнее на тех трудностях, которые подстерегают людей, решивших стать приемными родителями.

Сбор документов

Многие потенциальные приемные родители после обращения в отдел опеки и попечительства пугаются бумажной волокиты, связанной с усыновлением. И перестают рассматривать этот вариант, считая, что проще слетать в космос, чем усыновить ребенка.

Основное требование, подкашивающее желающих, – уровень доходов и жесткий норматив по жилплощади: 14 квадратных метров на каждого члена семьи, включая и приемного ребенка. Ему также необходимо будет выделить отдельное спальное место и стол для учебных занятий. Для ВИЧ-инфицированного малыша и ребенка-инвалида полагается отдельная комната.

Если вы твердо решили принять в семью малыша, следует приступить к сбору необходимых документов. Вам необходимо подтвердить свою дееспособность как родителя: заполнить анкету, предоставить свидетельство о браке (одинокие родители тоже имеют шанс стать усыновителем), подтвердить наличие жилья, официальной работы и стабильного заработка. Есть и ограничения: наличие судимости и тяжелых заболеваний (туберкулез, психические расстройства, алкоголизм и т. д.). Их полный список приведен в статье 127 Семейного кодекса РФ.

Форма принятия ребенка в семью

Если все документы в порядке, то перед семьей встает проблема – какую форму принятия ребенка выбрать. Давайте рассмотрим две самые распространенные: взятие под опеку и усыновление.

  • Опека

Опека подразумевает принятие ребенка на правах воспитуемого. Она устанавливается над детьми, которые не достигли 14 лет, и может быть бессрочной или назначенной на определенный срок. На опекаемого ребенка государством выплачивается ежемесячное пособие, а по достижении им 18 лет выделяется жилье. Однако опека предполагает активное вмешательство в дела семьи со стороны соответствующих органов. Вы не сможете изменить дату рождения, а смена фамилии ребенка затруднена. Следует помнить, что в любой момент могут появиться и другие претенденты на опеку или усыновление ребенка.

  • Усыновление

При усыновлении малыш обретает полноценную семью со всеми правами и обязанностями. Вы сможете изменить дату его рождения, присвоить свою фамилию и отчество. Усыновленный ребенок получает право наследования, как и ваши родные дети, а в случае развода – и право на алименты. В случае отмены усыновления суд, исходя из интересов ребенка, может обязать вас выплачивать средства на его содержание.

Адаптация ребенка

Многие брошенные дети имеют серьезные проблемы с адаптацией в приемной семье. Если родители взяли из детского дома младенца, то особых проблем может и не возникнуть, так как у него еще не было отрицательного воспитательного опыта. Ребенок старше двух лет, который насмотрелся на скандалы между биологической мамой и папой, может остро реагировать на громкий голос и бояться любого шороха. Еще сложнее привыкают подростки, уже прожившие сложную жизнь и научившиеся приспосабливаться к ней не всегда «законным» способом.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Приемные родители часто опасаются, что у детей проявится плохая наследственность. Поэтому взрослые живут в постоянном напряжении и ищут недостатки в развитии и поведении ребенка. Заметив дурные наклонности, родители начинают думать, что ничего не смогут сделать с дурными задатками, и разочаровываются в своем выборе.

Практика показывает, что многие трудности возникают по вине взрослых. Они боятся наказывать приемного малыша, если тот , так как думают, что он будет считать себя нелюбимым и чужим. Помните, что правильное воспитание в большинстве случаев позволяет выправить эмоциональное состояние, избавиться от негативных привычек.

Правда об усыновлении


Каждый приемный родитель рано или поздно задает себе сложный вопрос: говорить ли ребенку, уже ставшему родным, правду об усыновлении? Попробуем разобраться, что может случиться, если хранить тайну.

Многим родителям кажется, что правда о появлении ребенка в семье может навсегда искалечить ему жизнь. Вы словно примеряете эту ситуацию на себя, размышляя о том, что бы вы почувствовали, если любимые родители вдруг оказались неродными. Конечно, это стало бы нешуточным ударом.

С другой стороны, где гарантия, что эту правду ребенок не найдет в документах или ему не расскажут многочисленные «доброжелатели»? Узнать, что ты приемный, от посторонних людей намного неприятнее. Мало того, что мама и папа не родные, так еще, получается, что они врали тебе всю жизнь. В подобном случае неизбежно появление в отношениях недоверия и разочарования, а также многочисленных проблем.

Говорить или не говорить правду неродному ребенку – решать только вам. Но если ваш отпрыск, узнав, что он неродной, будет ощущать атмосферу любви и понимания, серьезных конфликтов возникнуть не должно.

«Когда ребенок попадает в семью, это как свадьба. С этого начинается не красивая сказка, а реальная жизнь», — напоминает Наталья Степина, руководитель Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»).

Изменение трудного поведения приемного ребенка – возможно, убеждены специалисты. «Это ребенок не знает, что с этим делать, а мы знаем. Давайте просто научим – и его, и родителей», — говорит Наталья Степина. На что нужно обращать внимание и как поступать родителям, говорили психологи и представители НКО, участники конференции «Трудное поведение: что ждет приемный ребенок от общества, специалистов, родителей».

Что с ними не так?

Эти дети не умеют распознавать собственные эмоции — их этому просто никто не учил. В итоге любая эмоция захлестывает ребенка, и он находится в состоянии хаотичного возбуждения. Куда уж там планировать свою жизнь, если он не понимает, что с ним происходит! Такие дети могут быть импульсивны, драчливы, их воспринимают как агрессивных, хотя просто на них накатывает аффект, поясняет Наталья Степина.

Они не умеют терпеть , им невыносимо ожидание. Им трудно соблюдать правила. Поэтому они похожи на капризных трехлеток, даже если они подростки. И это обескураживает и демотивирует взрослых.

Это провокативные дети. Они не разрушители, они хотят созидать, просто не знают, как это сделать. Такой ребенок проверяет взрослого на «вшивость» — он ищет сильного взрослого, который даст ему чувство безопасности. «Если с провокативным ребенком сюсюкаться и уступать – будет хуже. Они устраивают шоу, красивые истерики, — рассказывает Наталья Степина. — У нас был случай, когда родители даже чуть не развелись из-за проблем со своим трудным приемным ребенком. Часто взрослые вообще не знают, как реагировать на такие ситуации. Учителя, кстати, тоже». Ребенок с детдомовским прошлым может демонстративно совершают плохие поступки, скажем, это может быть воровство – как один из способов нарушить правила. «Часто они делают это еще и умышленно на глазах у окружающих. Это способ, чтобы о нем узнали. Чтобы взрослые «подпрыгнули», а ровесники подумали бы, что он крут», — поясняет эксперт.

У детдомовцев часто сложности с пониманием границ . «Когда-то им не дали ощущение «домика», куда они могут спрятаться. Такие дети плохо чувствуют свое тело – их мало брали на руки. Плохо понимают пространство — в приютах ведь часто они просто сидели в своих кроватках, — замечает Наталья Степина. — Они могут уйти с урока – потому что просто не понимают, зачем надо сидеть до конца».

Кислородную маску — родителям

Специалисты тревожатся: у нас почему-то сложился стереотип, что если ребенок трудный – виноваты приемные родители. На семью фактически ложится клеймо. «На самом деле психика приемных родителей часто так истощена в ходе адаптационного периода семьи, что семья оказывается под угрозой развала. А дети – под угрозой возврата», — подчеркивает Наталья Степина.

Важный принцип в ситуации с трудным ребенком – помогать родителям. «Это как в самолете – кислородную маску нужно надеть сначала взрослому, потом ребенку. Мы, специалисты, начинаем с того, что принимаем трудности в ребенке. И мы говорим родителям – да, это правда, с вашим ребенком трудно. Для них такое принятие — важнейший фактор, — говорит Наталья Степина. — Десятки мам начинают плакать на этих словах – когда им не говорят, что вы «должны спасать общество» или «нужно жизнь положить на своего ребенка», а когда принимают их сложности».

Работаем не с плохим поведением, а с его причиной

Ольга Неупокоева, коррекционный психолог. Фото с сайта kommersant.ru

Коррекционный психолог Ольга Неупокоева замечает, что если на приеме шла волна приемных семей с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), то сейчас к психологам повально обращаются с РРП (реактивное расстройство привязанности).

Родители часто делают ошибку: начинают бороться с симптомом – с трудным поведением, отставанием в учебе, а не с причиной — РРП. Специалисты советуют родителям смещать свое внимание на работу с трудностями привязанности. «Трудное поведение — это психологическая защита ребенка, благодаря ей ребенок выжил – и физически, и морально. Можно сломать ребенка, вскрыть его защиты. Но он будет сопротивляться до последнего и победит, у детей больше мотивации», — замечает Ольга Неупокоева.

Правильно выстраиваем семейную иерархию

Ребенок всегда пытается подстроиться под приемную семью. Собственно, так же ведут себя и кровные дети, просто мы не всегда это замечаем. Приемный ребенок приходит в семью со своим опытом, но иногда его проблемное поведение — это ответом на ту систему, в которую он пришел, считает Джессика Франтова, детский и семейный психолог БФ «Здесь и сейчас».

«В подростковом возрасте это усилено – ребенок перестает себя сдерживать, хочет показать всему миру, что он-то знает, как правильно поступать. Он хочет сказать: вот, я подстраивался под вас, но вы не правы здесь, здесь и здесь, — поясняет Джессика Франтова. — Или он хочет сделать своих родителей самыми лучшими – но как? Он пытается их «научить жизни», показывая их недостатки, как это и делают с ним взрослые». Так что, советует специалист, старайтесь услышать контекст в словах и поведении ребенка.

В наших семьях – как и в нашем обществе – часто нарушаются личные границы, а это тоже влияет на поведение ребенка. Например, напоминает Джессика Франтова, подумайте, как вы обращаетесь друг к другу дома? Закрывается ли дверь в комнате ребенка, стучитесь ли вы к нему? Часто у ребенка нет не только своей комнаты, но и личного места. И еще — права на свое мнение. Устанавливать и уважать границы нужно уметь и взрослым – и учить этому ребенка.

Еще одна частая проблема в семьях, когда родитель в своих мыслях сливается со своим ребенком. Такие родители говорят о ребенке во множественном числе «мы» — «Мы поступили», «Мы устроились на работу». Такой взрослый, поясняет Джессика Франтова, не заинтересован в том, чтобы ребенок начал решать свои проблемы. А ребенок в ответ инстинктивно пытается вырваться из такого слияния. Но как? Он пытается стать плохим – подсознательно, считая, что так его быстрее «отпустят».

Взрослые делают ошибки и в построении иерархических отношений в семье. Иногда родители ждут от детей поддержку и помощь, которую те дать не могут. «Давать поддержку — это обязанность вышестоящих или равных. Дети по определению не на этой позиции, — поясняет психолог. — Когда ребенок «спасает» родителей, когда его пытаются использовать в качестве опоры, в итоге мы получаем трудного подростка. Потому что на него взваливается ноша, которую он не может выдержать, и он начинает всех «строить»».

Тайна отнимает силы

Вероника Золотова и Елена Позднякова, сотрудники психологического центра «Пазл» и благотворительного фонда «Дети +». Фото с сайтов estaltclub.com и b17.ru

Еще одним источником напряжения являются семейные тайны. Скажем, тайна усыновления или тайна диагноза. Некоторые подростки не хотят, чтобы окружающие знали, что они из приемных семей. Или что у них вич-положительный статус. Некоторые – сами об этом не знают, н о чем-то догадываются.

«У подростков бывают депрессии. Идет гормональное изменение, формируются разные психические процессы. Им трудно сдерживать эмоции. Трудно, оценить, например степень риска и строить долговременные планы. А теперь представьте: в таком состоянии ребенок еще и хранит тайну, испытывает страх, что кто-то может его разоблачить», — рассказывают Вероника Золотова и Елена Позднякова , сотрудники психологического центра «Пазл» и благотворительного фонда «Дети +».

Вместо того чтобы встраиваться в мир, ребенок тратит ресурсы на сохранение тайн. И тогда не хватает сил на достижения, на постановку целей. В итоге мы получаем трудного подростка, который ведет себя провокативно.

«Ребенок видит, как напрягается родитель, ища ответы на его неудобные вопросы, чувствует тревогу. Еще и родители накручивают – «никому не говори, это будет плохо, от тебя все отвернутся». В итоге ответы на свои вопросы дети ищут в интернете – и находят то, что хотят найти», — подчеркивает Вероника Золотова.

Приемные папы и мамы часто не подготовлены к последствиям обнародования диагноза. Они не знают, с какой реакцией ребенка столкнутся. Не знают, куда обратиться за помощью, а ведь перед контролирующими органами приемным семьям приходится демонстрировать успешность. Все это создает большой эмоциональный накал, и родителям, и детям трудно справиться.

Психологи убеждены — от ребенка не надо ничего скрывать. То, о чем говорят вслух, перестает так сильно пугать. На подростка влияет не сама тайна, а непрожитые чувства.

«Например, часто ребенку с диагнозами дают лекарства, но не рассказывают ему о его заболевании. Про таблетки говорят – это витаминки. Это ошибка. В какой-то момент ребенок не захочет пить «витаминки», и придется объяснять, что это жизненно важные лекарства», — приводит пример Вероника Золотова. А на фоне страхов возникают навязчивые мысли. Например, вич-инфицированные дети могут начать искать в себе признаки болезни, навязчивые мысли о смерти.

Конечно, принятие диагноза подростком — непростой процесс. Сначала шок, недолгий, но бурный эмоциональный всплеск. Потом – отрицание: у меня нет никакой болезни, живем как прежде. Третья стадия – агрессия, отказ от лечения, возможны суицидальные мысли, обвинение других в том, что с ним произошло. Потом начинается стадия депрессии. И тут важен значимый взрослый, который поддержит, выслушает. Наконец, пятая стадия –примирение с ситуацией, когда тоже крайне важна эмоциональная поддержка.

С кровной семьей встречайтесь на нейтральной территории

Юлия Курчанова, психолог программы «Профилактика социального сиротства» БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам».


Усыновление является одним из социальных институтов, обеспечивающих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, юридическую возможность иметь условия жизни и воспитания в семье. Усыновление в современном праве рассматривается в числе наиболее значимых форм защиты детей, лишившихся родительского попечения, в рамках которой устанавливаются родственные связи между ребенком, оставшимся без родительского попечения, с одной стороны, и супружеской парой или человеком, не являющимся ребенку родным отцом или матерью, с другой. При-оритетность усыновления по сравнению с другими формами воспитания детей-сирот - помещением в государственные детские воспитательные учреждения (дома ребенка, детские дома, интернаты) - очевидна, поскольку лишь семья может обеспечить ребенку оптимальные условия для гармоничного личностного развития. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. и ратифицированная СССР и затем Российской Федерацией в 1990 г., декларирует важность и необходимость обеспечения всем детям условий семейного воспитания. Согласно статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».
Актуальность проблемы усыновления связана с резким ростом числа детей-сирот при живых родителях в 1990-е гг. Причинами социального сиротства являются экономическая нестабильность и безработица, алкоголизм родителей и лишение их родительских прав, непродуманная привати-зация жилья, превращающая детей в бомжей, военные конфликты в «горячих точках».
В общем числе усыновлений значителен удельный вес случаев, когда ребенка усыновляют отчим или мачеха в результате повторного брака родного родителя ребенка. Вместе с тем подавляющее большинство усыновителей не имеют собственных детей, что порождает ряд психологических проблем, связанных с принятием ими ребенка; выработкой оптимального стиля семейного воспитания, учитывающего психологические и индивидуальные особенности усыновленных детей с трудной историей развития; формированием психолого-педагогической компетентности. Необходимо обеспечить родителям-усыновителям психологическое сопровождение и помощь в решении возникающих в процессе воспитания детей проблем.
Мотивация усыновления
Судьба детско-родительских отношений в новой семье в значительной степени определяется следующими мотивами усыновления:
мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Как правило, причины усыновления связаны с бесплодием супругов, безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет с помощью лечения решить эту проблему. Усыновление ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно инициатором усыновления выступает супруга в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству. Факторами риска в воспитании ребенка являются разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально- психологических особенностей приемного ребенка;
мотив «смысла жизни» - приемный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи;
мотив преодоления одиночества - ребенок рассматривается как зна-чимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя;
альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации представляется особенно важным, поскольку в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благодетель. Очевидно, что при такой потворствующей гиперпротекции ребенок выучится только брать, ничего не отдавая взамен;
мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое как на осознанном, так и неосознанном уровне, приводят к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления. Психологи, работающие с подобными случаями, рекомендуют родителям, желающим усыновить ребенка, временно отложить усыновление для того, чтобы справиться с горем и скорбью утраты. Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка, максимально похожего на собственного сына или дочь - того же возраста, пола, похожей внешности. Сходство в этих случаях не помогает, а напротив, осложняет принятие ребенка-сироты, который, естественно, по всем показателям будет в глазах родителей уступать их родному ребенку. Поэтому рекомендуется усыновлять ребенка другого пола и более младшего возраста, чем родной ребенок [Красницкая, 1997];
мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает в первую очередь как средство налаживания «давших трещину» супружеских отношений. Трудно предсказывать успех в решении подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития станет скорее еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов. Вместе с тем при определенных условиях вариант объединения супругов на почве общей цели воспитания также возможен;
прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения.
Учет мотивации усыновления позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей и корректировать в случае необходимости как психологическую готовность супругов к усыновлению, так и детско-родительское взаимодействие.
Психологическая готовность усыновителей к принятию ребенка в семью
Психологическая готовность к усыновлению включает следующие компоненты: мотивационную готовность; психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания детей (информированность о воз- растно-психологических особенностях детей, целях, задачах и методах воспитания, знание и понимание того, какое влияние оказывает социаль-ная и семейная депривация на психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды); адекватность когнитивного образа приемного ребенка (информированность усыновителей об истории развития ребенка, его родителях и родственниках, основных жизненных событиях и характере переживания их ребенком, знание индивидуально-личностных особенностей приемных детей, их интересах, привычках, «сильных» и «слабых» сторонах; информированность о круге общения ребенка, его друзьях); эмоционально-волевую готовность (настойчивость в преодолении трудностей воспитания, эмоциональная стабильность, толерантность к проявлению дезадаптивного поведения, развитая эмпатия, центрация на интересах ребенка, а не на собственных желаниях).
Психологическая готовность к усыновлению является важным условием успешной адаптации ребенка к приемной семье. Дефицит одного из компонентов готовности, соответственно, влечет трудности и проблемы в сфере детско-родительских отношений. Важны специальные программы подготовки будущих родителей, содержание которых включает как общую часть со сведениями, необходимыми для подготовки будущих мам и пап к родительству, так и специфическую, отражающую особенности включения ребенка в семью через усыновление.
Основными задачами программ психолого-педагогической подготовки родителей к усыновлению должны стать: 1) информирование усыновителей об особенностях психического развития детей, воспитывающихся без семьи;
формирование адекватного представления о закономерностях психического развития ребенка и роли наследственности, среды, общения и деятельности с целью преодоления мифа «роковой дурной наследственности»;
информирование.усыновителей о динамике и особенностях процесса адаптации ребенка к приемной семье, выделение возрастно-специфических особенностей этого процесса; 4) формирование компетентности общения с детьми и подростками, воспитывающимися в условиях социальной деприва- ции; 5) обсуждение и разработка критериев выбора детей (пол, возраст, степень психологической совместимости с родителями) и правил поведения родителей в процессе знакомства с детьми в детских домах и интернатах; 6) помощь в осознании мотивов усыновления и их коррекция в случае необ-ходимости; 7) формирование уверенности в возможности преодоления проблем, связанных с усыновлением, помощь в эмоциональной стабилизации и преодолении чувства тревоги и страха; 8) информирование усыновителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей, выбранных для усыновления, реконструкция истории их развития и разработка рекомендаций по психологической коррекции и профилактике негативных тенденций.
Динамика психологической адаптации усыновленного ребенка к новой семье
Психологическая адаптация - двусторонний процесс, в котором и родители и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа ребенка.
Динамика процесса адаптации - фазы адаптации, их содержание и последовательность, продолжительность - определяется следующими факторами: 1. возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем выше вероятность возникновения сложностей в процессе его адаптации. Проблемы адаптации также будут отличаться в зависимости от возраста ребенка. Так, для усыновленного в младенческом возрасте ребенка основными проблемами станут переход на новый режим дня, кормления, прогулок и пр. Для подростка - установление эмоциональных и партнерских отношений с родителями, принятие и выполнение норм и правил, предписываемых новой семьей при сохранении самостоятельности и автономии поведения;
индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Дети раннего возраста с «трудным темпераментом», младшие школьники и подростки с выраженными характерологическими чертами и акцентуацией характера, безусловно, являются «группой риска» для успешности протекания адаптации к усыновлению. История их жизни и пережитые события резко увеличивают вероятность возникновения нежелательных черт характера и особенностей поведения, но означает ли это, что адаптация детей-сирот, длительное время находящихся в неблагоприятных с точки зрения психического развития условиях фатально обречена на провал? Известная модель «хорошего соответствия»(goodness offit) позволяет дать оптимистический ответ на этот вопрос. Модель «хорошего соответствия» ставит благополучие психического развития ребенка в зависимость от соотношения его свойств и особенностей, с одной стороны, и характеристик среды, ситуации, партнеров по взаимодействию, с другой. Способность родителей подстроить свое поведение под особенности ребенка, какими бы они ни были, осуществить аккомодацию воспитательных методов и воздействий сообразно ситуации определяет характер и степень благополучия адаптации. В этом смысле нет «хорошей/плохой» среды и нет «хорошей/плохой» наследственности (биологического статуса) индивида с точки зрения эффекта развития. Эф-фективность адаптации будет определяться соответствием семейной среды и поведения родителей наследственным конституциональным и приобретенным особенностям ребенка;
историей развития ребенка. Особое значение приобретает вопрос о том, воспитывался ли ребенок ранее в семье или с момента рождения находился в детском учреждении (т.н. «отказные дети»). Если ребенок попал в детское учреждение из семьи, то в ходе адаптации к приемным родителям он постоянно будет сравнивать новый семейный уклад, традиции, правила, отношение к нему взрослых со своей прежней семьей. Если он был «изъят» из асоциальной и алкогольной семьи и помещен в детское учреждение вследствие лишения родительских прав, то, скорее всего, сравнение будет в пользу новой семьи. Если же ребенок потерял семью по причине смерти, гибели родителей, то весьма вероятен протест против всего уклада новой семьи как проявление острой аффективной реакции на не пережитое горе. Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил поведения, которые «домашние дети» бук- вально впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в новую семью опыт прежних детдомовских отношений, далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного уважения, принятия и кооперации;
продолжительностью знакомства с усыновителями. Чем лучше узнают друг друга члены будущей семьи, тем легче будут решаться проблемы, связанные с адаптацией. Имеет значение не только время знакомства и количество встреч, но и содержание общения, его эмоциональная насыщенность, взаимная ориентация партнеров на личность друг друга. Аффективный и деловой опыт отношений ребенка с усыновителями в период знакомства создает основу для развития семейного взаимодействия и лучшего познания друг друга;
психологической готовностью родителей к усыновлению. Очевидно, что именно усыновителю принадлежит инициатива в создании новой семьи, обычно именно он определяет правила и нормы ее жизни. Поэтому степень психологической готовности родителя к выполнению воспитательной функции, учет и уважение индивидуальности ребенка, принятого в семью, и, соответственно, готовность к сотворчеству в развитии новой семьи будут детерминировать скорость и успешность психологической адаптации;
возможностью сохранения ребенком системы прежних социальных и межличностных отношений. В практике усыновления существуют две противоположные позиции в вопросе о целесообразности сохранения ребенком контактов с детским учреждением, каждая из которых имеет свои рациональные аргументы «за» и «против». Первая позиция - «уйти от прошлого» - настаивает на необходимости как можно скорее покончить с «тяжелым прошлым», забыть его как кошмарный сон и строить новую жизнь и новые отношения «с чистого листа». Отсюда требование прекратить все прежние контакты и отношения. Дополнительным аргументом сторонников позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны усыновления. Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское прошлое, чем меньше вероятность случайной встречи с ним, тем более надежно, по мнению сторонников такой позиции, можно сохранить тайну усыновления.
Вторая позиция настаивает на сохранении ребенком сети прежних социальных и межличностных отношений - прежней школы и класса, друзей, круга общения - в силу того, что кардинальное изменение жизни ребенка даже в условиях обретения им новой семьи делает задачу его психологической адаптации крайне сложной. Сохранение социальной поддержки облегчает этот процесс и повышает уровень толерантности детей к неизбежным «нештатным» воздействиям.
Основные направления оказания психологической помощи усыновленным детям таковы:
создание условий для быстрой и успешной адаптации к новой жизни в приемной семье (режим, требования, принятые формы взаимодействия между членами семьи);
установление отношений позитивного сотрудничества с приемными родителями. Расширение и культивирование норм эмоционального содействия и со-переживания ребенка с родителями с целью формирования эмоциональной привязанности;
коррекция умственного развития усыновленного ребенка, создание основы для успешности его деятельности и достижений. Ориентация приемных родителей в достижениях ребенка, оптимуме ожиданий и требований к ребенку в отношении успехов;
помощь в приобщении ребенка к истории семьи. Создание «новой истории», датируемой моментом знакомства с приемными родителями и усыновления;
расширение круга общения ребенка со сверстниками с целью стабилизации его эмоционального статуса и создания группы психологической поддержки и ресурсов толерантности;
помощь в сохранении прежних значимых социальных и межличностных связей ребенка. Обеспечение преемственности личной его истории с целью сохранения эго-идентичности и предупреждения страха «потери себя».
Вопросы и задания
Назовите причины и факторы риска развода семьи.
Охарактеризуйте динамику развода. Сформулируйте рекомендации по успешному преодолению его последствий.
В чем преимущества и «подводные камни» повторного брака?
Назовите основные мотивы усыновления ребенка.
Перечислите психологические проблемы усыновления и сформулируйте рекомендации по их разрешению.

Усыновляя ребенка, необходимо знать, что могут возникнуть некоторые трудности, связанные с усыновлением. Конечно, трудности возникают в любой семье, но все же существует ряд конкретных проблем, которые возникают только в семьях, усыновивших ребенка.

Основные факторы, провоцирующие появление проблем

Психологи отмечают три основных фактора, которые зачастую провоцируют возникновение проблем в семье с усыновленным ребенком. Обычно на взаимоотношения между приемным ребенком и родителями влияют такие факторы, как причина, толкнувшая родителей усыновить ребенка; сокрытие факта усыновления; негативное отношение членов семьи к родителям усыновленного ребенка.

Очень часто люди идут на усыновление ребенка в том случае, если родной трагически погиб. Тогда на усыновленного ребенка возлагаются надежды, что он будет полностью соответствовать характеристикам утраченного, его рассматривают как некий заменитель, совершенно не обращая внимание на его психологические особенности, способности, характер и желания. В таком случае приемный ребенок начинает испытывать недостаток доверия родителей, чувствовать, что его постоянно сравнивают и пытаются подогнать под некий эталон. Все это может спровоцировать понижение самооценки ребенка, и, как следствие, возникают проблемы в семье. Бывают также случаи, когда ребенка усыновляют по причине невозможности родить собственного, тогда его могут окружить слишком навязчивой опекой, которая также может негативно сказаться на взаимоотношениях в семье. Если ребенка взяли только из желания помочь, не испытывая острой потребности в самом ребенке, тогда родители могут ожидать благодарности за столь благородный поступок и тем самым нагнетать обстановку.

Сокрытие факта усыновления

Сокрытие факта усыновления может негативно влиять на приемного ребенка. В этом случае родители живут в постоянной тревоге, что их тайна раскроется. Они насторожено относятся ко всем окружающим, все вопросы, касающиеся ребенка, рассматривают, как вероятность раскрытия тайны. В таких семьях нередко отсутствует контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями, так как усыновители не до конца откровенны, а дети чувствуют это и замыкаются в себе.


Плохие отношения в семье

Если же тайны об усыновлении нет, а родные и близкие люди часто упрекают родителей в присутствии ребенка, это может негативно сказаться на самооценке приемного ребенка. Ребенок на уровне подсознания проецирует все, что говорят взрослые, на себя и чувствует вину из-за плохих отношений в семье. Конечно, проблем, возникающих в семье с усыновленными детьми, значительно больше, и каждый случай по-своему индивидуален, но усыновители должны правильно оценивать свои истинные мотивы, толкнувшие их на усыновление. Только будучи честными перед собой можно избежать некоторых проблем, которые рано или поздно возникают в любой семье.