Что 9 месячный ребенок. Развитие ребенка на девятом месяце жизни

Питание ребёнка на 10-м месяце жизни должно быть сбалансированным и полезным. В этом возрасте малыш, независимо от типа вскармливания, уже кушает кисломолочные продукты, рыбу, фрукты, мясо и овощи. Что же еще можно кушать крохе и как составить меню на неделю?

Продукты питания и рацион ребенка 9 месяцев

В девять месяцев ребёнок ест практически все продукты со взрослого стола. Меню малыша разнообразно и питательно. На десятом месяце жизни кроха утром и вечером все ещё довольствуется маминым молоком или адаптированной молочной смесью. О том, какие продукты уже есть в меню малыша и какие нужно вводить в прикорм, далее.

  • Овощи. Сейчас малыш уже кушает кабачки, картофель, лук, цветную капусту, морковь, тыкву и зелёный горошек. На десятом месяце жизни ребёнку можно предложить свеклу, если, конечно, у него нет проблем со стулом. Ведь свекла обладает ярко выраженным слабительным эффектом. Кроме того, в меню малыша можно включить капусту брокколи. Это очень полезный продукт, имеющий в своём составе массу полезных веществ, жизненно необходимых растущему организму. Только не стоит варить на основе этого овоща супы. При варке брокколи в бульон выделяются токсичные компоненты. Подавать свеклу и брокколи можно в виде пюре, а также добавлять в супы и мясные блюда. В день малыш должен съедать 200 г овощей.
  • Мясо. В этот период ребёнок уже кушает мясо индейки, кролика и телятину. Если эти виды мяса хорошо переносятся крохой, то в девять месяцев нужно познакомить его с курицей, говядиной, свининой и кониной. Подаётся мясо в виде суфле, добавляется в овощные пюре, супы, на его основе варят бульоны. В день ребёнок должен съедать от 60 до 70 г мяса.
  • Фрукты и сухофрукты. Из фруктов разрешены: слива, зелёное яблоко, груша, персик, абрикос, сухофрукты, банан, смородина чёрная, жёлтая. Если у малыша не наблюдается аллергии, то в этом возрасте его можно познакомить с крыжовником, красной смородиной. Подавать фрукты нужно в виде пюре, добавлять в йогурт, творог. В день кроха должен съедать от 90 до 100 г фруктового пюре.
  • Каши. На десятом месяце жизни, помимо уже знакомых рисовой, кукурузной, гречневой, ячневой, овсяной, малыша знакомят с манной и перловой крупами. Основа для варки каш — вода, мамино молоко или молочная смесь. Крупы развариваются, затем измельчаются с помощью блендера. Кашки подаются с фруктами, вареным яичным желтком и овощами. Оптимальная норма для этого возраста — 200 г.
  • Напитки. На данный момент ребёнок употребляет очищенную или кипячёную воду, соки, приготовленные из овощей и фруктов (наполовину разбавленные водой). Кроме того, малышу предлагаются отвары на основе изюма, кисель, а также компот, сваренный из засушенных фруктов (без добавления сахара). Коровье или на десятом месяце жизни давать ребёнку не нужно, поскольку эти продукты трудно усваиваются детским организмом.

  • Зелень. Зелень – это настоящий кладезь полезных элементов и витаминов. Девятимесячного ребёнка можно познакомить сначала с укропом и петрушкой. В сыром виде эта зелень пока еще не употребляется, а вводится при приготовлении блюда в измельченном виде. Суточная норма – 5 г.
  • Рыба. Если ребёнок все еще кормится маминым молоком, то рыба вводится только сейчас – в девять месяцев. Ребёнок-искусственник начинает кушать этот продукт на один месяц раньше. Знакомство должно происходить с диетическими сортами морской рыбы – хеком, минтаем, пикшей, камбалой. Если аллергии не наблюдается, то можно подать к детскому столу блюда из трески, судака и лосося. Рыбка добавляется в овощное пюре, супы, подаётся в виде суфле и пюре. В день ребёнок должен кушать не более 40 г рыбы. Употреблять блюдо рекомендуется дважды в неделю.
  • Кисломолочная продукция. В девять месяцев ребёнок уже лакомится творожком (норма – 50 г) и натуральным йогуртом или кефиром (200 мл). Для разнообразия и улучшения вкусовых качеств к ним добавляют фрукты и сухофрукты.

Что ещё можно давать малышу в 9 месяцев?

На десятом месяце жизни крохе можно добавлять в блюда:

  • растительное масло (5 мл);
  • сливочное масло (2,5 г);
  • сухарики или печенье (15 г);
  • желток (половинку в неделю);
  • хлеб (10 г).

Ежедневный режим питания на грудном и искусственном вскармливании

Стоит отметить, что рацион питания малышей, кушающих мамино молоко, и питающихся смесью ни чем не отличается. Вот каким должен быть ежедневный режим питания для девятимесячных детей.

Примерное меню на каждый день недели

Готовить крохе можно самые различные блюда. Вот примерное ежедневное меню на одну неделю, при этом первое (завтрак №1) и последнее кормление ребенка (ужин) — грудное молоко или детская молочная смесь.

День недели Прием пищи Что можно предложить малышу
Понедельник Завтрак №2 Манная каша с сухофруктами (150 г), творог с мякотью персика (50 г), пюре груши (50 г).
Обед Капустно-тыквенное пюре (180 г), мусс из мяса индейки (70 г), 1/2 желтка, компот (150 мл), хлеб.
Полдник Йогурт домашний (100 г), каша из гречки (50 г), пюре из зелёного яблока (50 г), детское печенье (5 г).
Вторник Завтрак №2 Каша из гречки с тыквой (100 г), пюре сливы (50 г), детский творожок (50 г).
Обед Картофельный суп с тефтельками с добавлением лука, капусты, моркови, зелени (200 г), пюре груши и персика (50 г), хлеб.
Полдник Детский кефир (100 мл), овсянка (100 г), зелёное яблоко, запечённое в духовом шкафу.
Среда Завтрак №2 Рисовый пудинг (100 г), кисель (50 г), творожное суфле (50 г).
Обед Тыквенный суп (200 г), рыбные котлеты (50 г), фруктовый сок (50 г), хлеб (5 г).
Полдник Йогурт домашний (100 мл), кукурузная каша с грушей и яблоком (100 г) сухарик.
Четверг Завтрак №2 Овсяная каша с ягодами (100 г), детский творожок (50 г), измельчённый чернослив.
Обед Овощное пюре из брокколи и мяса кролика (200 г), пюре персика (50 г), фруктовый сок (80 г), хлеб (5 г).
Полдник Кефир для детей, каша рисовая (100 г), детское печенье (5 г).
Пятница Завтрак №2 Кукурузная каша с грушей (100 г), детский творожок (50 г), грушевое пюре (50 г).
Обед Суп с курицей (200 г), пюре груши (50 г), сок из ягод (70 г), хлеб (5 г).
Полдник Йогурт домашний (150 г), детское печенье (5 г), каша ячневая (100 г).
Суббота Завтрак №2 Каша из гречки с персиком (100 г), творог для детей (50 г) фруктовый сок.
Обед Пюре из кабачка, моркови, мяса индейки (200 г), запеченное яблоко с ягодами, хлеб (5 г).
Полдник Кефир (150 мл), сухарик, каша овсяная (100 г), яблочное пюре (50 г).
Воскресенье Завтрак №2 Ячневая каша с тыквой (100 г), творожок со сливой (50 г), фруктовый кисель.
Обед Суп овощной со свеклой (180 г), рыбное пюре (50 г), фруктовое пюре из персика и груши (50 г), компот (100 г).
Полдник Йогурт с грушевым пюре (150 г), детское печенье, каша из гречки (100 г).

Как составить собственный вариант меню

Овощные, кисломолочные, фруктовые, злаковые, рыбные и мясные блюда обязательно каждый день включаются в рацион крохи. Такое меню укрепит иммунитет ребёнка, насытив организм жизненно необходимыми веществами. Составлять меню для малыша лучше заблаговременно. Это значительно сэкономит время и без того занятой мамы. Вот ещё несколько полезных рекомендаций.

  1. Завтрак должен быть питательным. Максимум энергии и сил малышу дадут каша и творог. Однако, если этих продуктов нет в холодильнике – не беда. Утром можно предложить ребёнку мясо, пюре из овощей, рыбные блюда. После них хорошо подать к столу фруктовое пюре и вкусный напиток – компот, кисель или сок, приготовленные на фруктово-ягодной основе.
  2. На обед подайте мясо (рыбу) и овощи. После этого малыш, возможно, захочет полакомиться сладким. Не стоит отказывать ему в этом удовольствии. Подайте к столу блюда из фруктов.
  3. На полдник предложите творог с фруктами, сухофруктами или ягодами. Обязательно в это время нужно покормить кроху кефиром или натуральным йогуртом. В качестве дополнения отлично подойдут печенье или сухарики.
  4. Продукты, включаемые в дневной рацион, не должны повторяться.

Видео о кормлении ребенка в 9 месяцев

Читайте также статьи по вопросам питания и развития:

Чем кормить ребенка в девять месяцев — рецепты приготовления

Вот самые простые рецепты блюд для девятимесячных малышей.

Кукурузная каша с грушей

  • 1 ст. л. кукурузной крупы;
  • 1 стакан воды;
  • груша.

Отварите кашу до готовности (четверть часа после закипания на малом огне). Промойте и очистите грушу, потрите её на тёрке. Добавьте в готовую кашу.

Гречневая каша с тыквой

  • гречневая крупа – 50 г;
  • вода – 100 мл;
  • тыква – 50 г.

Отварите гречку до готовности – 10-12 минут после закипания. Тыкву очистите и отварите (20 минут), потрите на тёрке, добавьте в кашу. Заправьте блюдо маслом. При необходимости измельчите в блендере.

Запечённое яблоко с ягодами

  • зелёное яблоко;
  • смородина, несколько ягод вишни.

В середине яблока проделайте отверстие, добавьте туда чёрную смородину и вишню. Поставьте яблоко на противень, застеленный фольгой, и поместите его в духовой шкаф на 20 минут (температура 150-160 градусов).

Рисовый пудинг

  • 2 ст. л. риса;
  • 300 мл воды;
  • яйцо;
  • одно зелёное яблоко;
  • сливочное масло.

Отварите рис до готовности (каша должна быть густой). Отделите белок от желтка. Взбейте первый в густую пену. Измельчите яблоко на тёрке (без кожуры). Смешайте рис с желтком и яблоком. Аккуратно введите белок. Влейте смесь в формочку и поставьте в духовку. Готовьте 20 минут.

Суп овощной со свеклой

  • цветная капуста – 2 небольших соцветия;
  • одна картофелина;
  • четвертинка морковки и столько же лука;
  • свекла – 30 г.

Сварите цветную капусту, картофель, морковь, свеклу и лук. Измельчите овощи с помощью терки, добавьте бульон, заправьте суп растительным маслом.

Суп с курицей

  • куриное филе – 70 г;
  • несколько веточек петрушки;
  • морковь – 30 г;
  • лук – четвертинка головки;
  • картофель – 50 г.

Порежьте на кусочки филе и киньте в закипевшую воду на 10 минут. Туда же добавьте немного петрушки, моркови и лука. По прошествии указанного времени введите порезанный на кусочки картофель. После того как овощи и мясо сварятся, их нужно измельчить и смешать с бульоном.

Творожное суфле

  • 2 ст. л. творожка;
  • 1 яйцо;
  • сливочное масло – 5 г;
  • 2 ч. л. манки;
  • яблочко очищенное.

Все ингредиенты смешайте в блендере. Готовить суфле нужно в духовке (15 минут) или на пару (30 минут).

Рыбные котлетки

  • хек или филе минтая – 70 г;
  • лук – четвертинка головки;
  • четвертинка моркови;
  • овсянка (крупа) – 1 ст. л.

Измельчите рыбу, лук и морковь в блендере, добавьте 1 ст. л. овсяной крупы, смешайте. Сформируйте котлетки и варите их на пару 20 минут.

Тыквенный супчик

  • тыква – 40-50 г;
  • лук – четвертинка головки;
  • четвертинка моркови;
  • одна небольшая картофелина;
  • веточка укропа.

Отварите в кипящей воде очищенный картофель, тыкву, лук, морковь. Затем всё измельчите. Добавьте растительное масло и мелко нарезанный укроп.

Правила приготовления блюд детского питания для грудного ребенка

  1. В этом возрасте можно постепенно отучать малыша от перетёртой пищи и знакомить с более грубой. Ведь зубов у крохи уже достаточно, и он уже вполне способен использовать их по назначению.
  2. Сначала вместо блендера можно использовать тёрку с мелкими отверстиями, затем, если всё пойдёт хорошо, и малыш не будет протестовать, разрешается просто разминать пищу вилкой.
  3. Не исключено, что такая пища поначалу может вызвать у ребёнка рвотный рефлекс, однако этого не стоит пугаться – малыш со временем привыкнет.
  4. Важна в данном случае и обработка продуктов. Пища должна готовиться на пару, тушиться или вариться.

Преимущества и недостатки готового прикорма и приготовленного в домашних условиях

Многие врачи рекомендуют кормить малышей именно промышленным питанием. Это обусловлено тем, что такая пища не содержит химикатов, консервантов и красителей. В готовом детском питании нет соли, сахара, приправ. Оно абсолютно безвредно. За питание, в составе которого есть мясо, тоже можно быть спокойным. Содержимое баночек проходит жёсткий контроль качества, оно не содержит посторонних добавок, вредных веществ, гормонов, антибиотиков. Конечно, если вы уверенны в качестве мяса или живёте в экологически чистой области, выращиваете собственные овощи и фрукты, то это без сомнений лучший вариант для кормления ребёнка.

Вконтакте

За девятый месяц масса тела ребенка в среднем увеличиться на 450-500 г, а его рост - на 1,5-2 см. г. К этому возрасту рост и вес ребенка должны составлять:.

Мальчики

  • рост - 71,2-72,3 см;
  • вес - 9,0-9,5 кг.

Девочки

  • рост - 69,5-70,5 см;
  • вес - 8,25-8,75 кг.

Психическое развитие

Ребенок продолжает изучать пространство. Его интересует все: почему шкаф заканчивается именно на этом повороте, двери двигаются (открываются и закрываются), диван стоит в центре комнаты неподвижно и т.д. Самая увлекательная игра малыша – ползание вокруг кресла, стульчика или кухонного стола. И в этом нет ничего удивительного - ему, как и вам, нужно неоднократно повторять одно и тоже действие, чтобы чему-то научиться и остановиться, выбрав правильное решение.

Деткам в этом возрасте очень нравиться игра «Большой-большой!». Знакомый человек (мама, папа, бабушка, дедушка) спрашивает у малыша: «Какой Егорушка большой?» или «Какой Егорушка большой вырастет?». Ребенок с радостью отвечает на вопрос и поднимает две ручки вверх, показывает, какой большой он вырастет.

Еще малыши любят играться в прятки. Например, ребенок прячется за дверью, за шторой или за диваном и ждет, пока кто-то не спросит: «А где же наша Верочка?», после услышанного вопроса, малыш показывается с того места, где прятался.

На девятом месяце детки не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа. Ручки малыша хорошо окрепли. Теперь, если ребенок захочет встать, то для этого эму понадобятся манеж, диван, кресло, то есть то, за что можно держаться руками. Эти упражнения он может делать много раз, но стоять длительное время на ножках ему еще тяжело, поэтом малыш отпускает поддержку и падает, затем снова поднимается.

Бывает такая ситуация, что ребенок держится за край манежа и поднимается на ножки, а потом начинает плакать. Что же происходит? Ответ простой - малыш научился подниматься на ножки, но пока не умеет самостоятельно присесть, поэтому, не зная, что делать, он боится и плачет. Родители должны помочь ребенку присесть, со временем он научится это делать сам и у малыша появится еще одна интересная игра.

В этом месяце продолжается развитие речи. В его «словарике» еще не много слов, но к ним добавляются новые, коротенькие словечки, обозначающие любимых людей или действия: «дада», «ам», «дай», «мама», «баба», «папа» и т.д. Самое интересное, что у каждого малыша свой «словарик». Ребенок может попробовать моделировать свой голос, разговаривать тихо, шепотом или громко. При этом он очень любит копировать вас, интонацию вашего голоса. Ведь это маленький человечек, который безгранично вас любит.

Можно выделить две самых главных задачи в воспитания ребенка 9 месяцев:

  • развитие речи;
  • формирование целеустремленных движений.

Когда вы общаетесь с ребенком, разговариваете, рассказываете стишки, старайтесь, чтобы малыш пробовал повторять за вами определенные звуки, слоги.

В этот период у малыша ярко выражена наблюдательность и реакция подражания - он смотрит на родителей и хочет делать как они. Рекомендуем использовать возможности вашего ребенка для обучения его новым, более сложным действиям. Научите ребенка доставать игрушки из шкафчика, складывать игрушки в ведерко, нажимать на клавиши пианино, толкать мячик или крутить детскую карусельку.

Учите вашего карапуза переходить от предмета к предмету, на короткое время оставляйте его без поддержки.

Примерная схема вскармливания ребенка на 9 месяце жизни предоставлена в таблице.


В течение первого года жизни ребенка проявляются индивидуальные особенности его развития как в активности его движений, так и в том, что он умеет, и поэтому трудно точно сказать, в какой именно момент должен наступить перелом в его развитии. Не следует забывать, что говоря о девятимесячном ребенке, мы имеем в виду многих детей этого возраста, но далеко не всех. Для всех сохраняется определенная последовательность в развитии какой-либо одной области. Например, ребенок сначала научится стоять, а уже потом пойдет. Сначала он будет "загребать" в кулак понравившиеся маленькие предметы, а уже потом научится хватать их характерным движением большого и указательного пальца. Независимо от уровня развития девятимесячного ребенка, можно заметить любопытную перемену, которая выражается в скорости его движений, будь то игра или путешествия по дому -- малыш становится более умелым и энергичным. Примерно в этом же возрасте ребенок лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте предложить ему непонравившуюся еду, он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете ему под свитерок какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет его нижний край, и игрушка выпадет.

Двигательные навыки


К девяти месяцам большинство детей хорошо ползает. Чаще всего используя ладошки и коленки, дети успешно преодолевают препятствия и маневрируют на различных поверхностях. Другие малыши предпочитают в качестве главного средства передвижения пятую точку. Некоторые делают одну ножку толчковой и двигаются своеобразными подскакиваниями. Есть дети, которые, в основном, полагаются на руки, сначала выдвигая их вперед, а потом подтягивая все тельце. Встречаются экземпляры, передвигающиеся на четвереньках с выпрямленными коленками, напоминая новорожденных жеребят на еще неустойчивых ногах. В то время как у многих детей в девять месяцев заметно проявляются новые двигательные навыки -- умение стоять, передвигаться, вскарабкиваться на ступеньки, слезать с дивана, -- другие, кажется, застыли в своем развитии. В этом плане у всех детей бывают свои вершины и относительные спады. Какое-то время малыши быстро усваивают новое, потом им необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, а затем усвоить что-то другое. Однако часто бывает, что в каком-то отношении развитие ребенка вроде совершенно не продвинулось, в то время как в другой области у него появились интересные достижения. Девять месяцев -- это важный возраст для развития различных групп мышц. Некоторые дети расходуют массу энергии, стараясь поскорее встать, а другие больше "работают" руками, все время пытаясь что-то взять, исследовать, повернуть и так и сяк. Особое значение тут приобретают ложки. Дети начинают понимать, что ложка существует не только для того, чтобы колотить ею по какой-то поверхности, но используется и как инструмент, с помощью которого еда поступает в рот. И хотя ваш малыш может перевернуть ложку, прежде чем она дойдет до его рта, все-таки он уже соображает, что сначала на ложку кладут еду, а уже потом отправляют ее в рот.

Учим ходить

Предвидим ваши вопросы: Зачем учить ходить? Не опасно ли учить ходить? Не искривятся ли у ребенка ноги и позвоночник? Все равно ведь он пойдет, нужно ли ускорять этот процесс?..

Сами мы абсолютно уверены, что НЕПОДГОТОВЛЕННОГО ребенка не нужно насиловать ходьбой, поднимать его к стенке кровати и смотреть, как он дрожит, будто тростник на ветру. Для того, чтобы ребенок мог учиться вставать, стоять, ходить, вы должны много с ним заниматься. Тогда это будет легким, безболезненным, совершенно естественным процессом, который не может повредить ребенку.

Как только вы почувствуете, что ребенок легко стоит (опираясь руками, выпрямляет ноги, или подползает к решетке и поднимается с колен), можете начинать интесивно учить его ходить. Если вы занимаетесь с ребенком напряженно с самого рождения, этот момент может наступить в четыре месяца (возраст, по прежним представлениям, совершенно невероятный). Чему же начинать учить?

Стоять без поддержки, спиной к опоре. Мягкая поверхность позволяет весело падать.

Много раз в день самостоятельно подниматься и вставать, держась за горизонтальные бары.

Мы сужаем ширину кровати дополнительной стенкой, которую укрепляем только на момент занятия, или толстой рейкой. Это помогает ребенку в четыре месяца делать попытки продвигаться по узкому коридору. Поставив такую стенку, вы сразу увидите, что ребенок получил возможность поочередно поднимать ноги, приседать. Ему удобно держаться руками за “перила” по бокам, а не перед собой.

Походы по кровати за движущейся осью вперед-назад, вперед-назад: пусть только она будет не очень толстой, чтобы ребенок уверенно зажимал ее рукой (мы описывали ее в главе “Спортивный уголок”). В первый месяц ее можно не закреплять, просто водите ее по бортам (без грузов по краям). Подворачивайте палку, если у ребенка соскальзывают пальцы.

Нужно много ходить по полу, держа ребенка за две руки и принимая на свои руки часть веса, чтобы это была ходьба хотя и с нагрузкой, но обязательно не максимальной.

Ребенку, который ходит вдоль кровати и за руки уже 1-2 месяца, можно придумать “поводок”, широко захватывающий живот и плечи. Вы придерживаете его сзади и сверху, готовые страховать падения. Такой поводок можно сделать из старой рубашки, прорезав отверстия для рук ребенка, а за пустые рукава вы будете держать его во время ходьбы.

К пяти месяцам мы начинаем практиковать прогулки в ходунке, вводя это короткими порциями. Когда вы заведете ходунок, проверьте, не свисают ли где-нибудь провода, иначе лампы начнут неожиданно падать на пол. Следите, чтобы на диване не валялись, например, газеты, потому что их непременно засунут в рот... Вместо этого повесьте интересные и неопасные предметы, вроде звенящих шариков, коробок, блестящих крышек, чтобы ради них стоило обходить квартиру. Уже два-три дня походов в ходунке совершенно преображают ребенка, ощущается невероятный прогресс. Очень скоро он уже начинает контролировать направление движения и добирается, куда хочет (мы говорим о возрасте 4,5 месяца!). Хорошо бы только он не мог добраться до кухонной плиты - не забывайте об этом.

Доман пишет, что не нужно приучать ребенка ходить за руку, чтобы вестибулярный аппарат ребенка полагался только на себя. Но это никак не относится к возрасту четыре, пять, шесть месяцев, когда нужно стараться много ходить по полу (хорошо бы еще босиком - слово “холодно” мы не хотим слышать!). У вас нет никакой спешки, вестибулярный аппарат еще успеет всему научиться, если ваш ребенок пойдет к шести с половиной - семи месяцам. Нам кажется,что это оптимальный возраст, в котором тренированный “домановский” ребенок должен делать свои первые самостоятельные шаги.

Для того, чтобы спровоцировать эти первые шаги, мы сужаем ширину кровати (используя подвижную стенку) ровно на размер разведенных в стороны рук, так что ребенок может по желанию перейти к любой из стенок. После этого мы укрепляем на одной из стенок кровати какую-нибудь новую очень интересную игрушку и по миллиметрам начинаем увеличивать ширину этого пространства. Так что ребенку нужно потянуться, потом сделать полшага и потянуться, и в какой-то момент оторвать руки и сделать первый шаг без поддержки. Помните о смягчении всех углов в кровати, помните о защите лба и затылка. Несколько дней таких занятий приводят вас к победе: ребенок понимает, что отпускать руки можно.

Еще раз повторяем, что упражнения, когда он стоит спиной к опоре, не держится, а только ощущает опору спиной и затылком,и не боится упасть вперед на мягкое - очень ускоряют первый шаг.

ХОДЬБА РЕЗКО УВЕЛИЧИВАЕТ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА. И, кроме того, у вас появился активный союзник. Он САМ теперь совершает сложнейшие движения, начав ходить в возрасте, когда цивилизованное человечество еще едва начало ползать. Счастливое детство кончилось. В следующих главах мы начнем заниматься спортом.

Несомненно, это настоящее чудо света, когда ребенок делает свой первый самостоятельный шаг - привыкнуть к этому нельзя.

Способность видеть, слышать, чувствовать



Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать "любимая игрушка", эта ранняя привязанность представляется нам важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы. Новый медвежонок яростно отвергается, если ребенка стараются утешить им в отсутствие старого "друга", потому что малыш уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: жужжание бритвы означает, что папа проснулся, хлопнула дверь холодильника - завтрак готов, постукивание в оконное стекло говорит -- это идет дождь. В девять месяцев ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но отчасти уже умеет "планировать" свои действия. Особенно очевидно эта способность проявляется, когда перед малышом встает задача с двумя действиями. Если перед его любимым грузовиком поставить "барьер" в виде другой игрушки, ребенок оттолкнет препятствие в сторону и достанет машинку. Отодвинув на другой край кофейного столика цветы -- подальше от ребенка, вы увидите, что это не остановит его любознательность, малыш поползет вокруг столика и доберется до заинтересовавшего его объекта. В подобных ситуациях ребенок демонстрирует способность координировать два действия. В сущности, он использует одно действие как средство для выполнения второго. Нечто подобное планированию действий проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи. Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опы- тов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т. д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, действия его целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит -- как будто сознает, что предметы служат разным целям, и он совершает те или другие действия, чтобы достигнуть определен ной цели. В девять месяцев у ребенка наблюдается еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать как своеобразный вариант игры "в прятки". Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку. Теперь, когда малыш осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты "пряток". Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры -- ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для ребенка интерес, практически нет.

Понимаем своего ребенка



Девятимесячный ребенок с каждым днем все лучше понимает значение слов. Когда у него спрашивают: "Где мама?", "Где папа?" - он переводит взгляд с одного родителя на другого. Малыш уже выполняет простые команды и, услышав: "Дай маме ложку", протянет маме ложку. Однако лучше будет, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратиться с просьбой в то время, когда он смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно сделать, он будет с удовольствием играть снова и снова. Начиная соединять звучание слов с их значением, малыш строит свой образный словарь. И хотя большая часть его лепета может быть всего лишь звуковой игрой, он уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Он скажет "папа", увидев, что в доме появился гость-мужчина. Первыми словами ребенка скорее всего не будут те, что обозначают требования (типа "дай"), обычно он стремится назвать близких людей, домашних животных или произносит слова, которыми мама сопровождает привычные действия. На этой очень ранней "разговорной" стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют шумным восторгом и повышенным вниманием к своему "говорящему чуду", ребенок начинает понимать, что правильно употребить слово -- это забавно и приятно. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше. В девять месяцев ребенок продолжает с удовольствием играть в игры типа "туда-обратно". Одно из самых любимых занятий детей -- снимать с родителей очки. Почти такой же популярностью пользуется игра "я тебя съем" -малыш кладет ручонку в папин рот, а папа делает вид, что собирается ее откусить, тут ребенок выдергивает ручонку и победоносно хохочет. Вариантом такой игры является игра "идет коза рогатая", когда папа "нападает" на животик малыша, а тот "обороняется" от нападения. Более спокойным вариантом игры "туда-сюда" можно считать игру в "телефон". Возьмите игрушечный или настоящий аппарат (конечно, настоящий нужно выключить из сети) и по очереди с ребенком говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: "Привет, как поживаешь? Ты завтракаешь?" Потом она передает трубку ребенку и говорит: "Теперь твоя очередь". Скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои "фразы", перед тем как положить трубку. Если ребенок часто играет со своими сверстниками и у него есть постоянный "приятель", можно наблюдать, как дети сами играют в подобную игру, хотя и в более примитивной форме. Ваш малыш передает мягкую игрушку сверстнику, тот вручает ее обратно вашему ребенку, и потом все начинается сначала. Дети при этом улыбаются, вполне довольны, и совершенно ясно, что это именно игра, а конфликта нет и в помине.

Занятия с ребенком



Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово "нет" - для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно "прочесать". Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок "сейчас", но также и о том, что он научится делать через месяц: какие шкафчики и ящики он попробует открыть, з"а какие провода потянуть, какие безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно, разобьются. Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какие вещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас игрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители часто предоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне, какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами, которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать. Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание поиграть -- передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее обратно.

Время игр



Новые открытия Позвони в колокольчик Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него зво- нить. "Осязательная" игра Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно. Переверните игрушки Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш "положение" своих друзей. Липкая лента Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту. Шляпа на голове ребенка Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу. Улучшение координации Поиграйте с ребенком в ладушки Поиграйте с вашим ребенком в "ладушки". Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются. Покатайте мячик Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Как сесть на пол Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение. Дайте ребенку "пирамиду" Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону. Игрушки в прозрачной коробке Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания. Перевернутая кастрюлька Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее пе- ревернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы. Поиграйте в "дай мне игрушку" Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг. Вытягивание шарфиков Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.
Пища для развития Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него. Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по кастрюльке. Время переодевания Как переодеть непоседу Поменять подгузники девятимесячному ребенку -- задача не из легких. Как правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить, отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой "к случаю". Как поймать ребенка Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда ребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: "Я тебя поймала!" Поиграйте так несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы спокойно переодеть его. Пуховичок для пудры Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас будет случай поговорить с малышом о частях тела ("где у нас носик", "где у нас глазки" и т. д.). Паучок, паучок Прежние "родственные" чувства приобретут новый оттенок, если под какую-нибудь живую мелодию "паучок" побежит по ножке ребенка, а потом по жнвоти-ку. С "паучком" малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой игры. Время купания Пусть ребенок "самостоятельно" помоется Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к "самостоятельному мытью" и само "мытье" потребует больше времени. Оп-оп Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего "подпрыгивающего" малыша и командуйте ему "оп-оп!" Когда ребенок перестает "прыгать", перестаньте говорить "оп-оп!" Из этой игры может получиться целая забавная серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от слов, и в то же время для него это полезная тренировка. Время отдыха Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку

Меню девятимесячного крохи уже смело можно назвать достаточно разнообразным. Помимо смеси или материнского молока, он получает целый ряд дополнительных продуктов. Суточное потребление прикорма к этому моменту составляет порядка 1200 мл.

Ближе к годовалому возрасту, ребенок сможет кушать все блюда с общего стола при условии, что родители придерживаются принципов правильного питания. Однако на данном этапе взрослые все еще задаются вопросом: чем кормить своих малышей. Расскажем подробнее, каким должно быть питание ребенка в 9 месяцев.

Отказ от ночных кормлений

В 9 месяцев ребенок не должен просыпаться в темное время суток для приема пищи.

Большинство младенцев спокойно спит всю ночь и начинает громко требовать, чтоб ему дали покушать, едва открыв глаза с утра. Как правило, это происходит часов в 6-7.

Однако некоторые 9-месячные малыши еще просыпаются по ночам. В случае, если дитя ест с аппетитом в течение дня и стабильно прибавляет в весе, надо попытаться отучить его от кормлений по ночам. Прежде чем приступать к процессу, необходимо поинтересоваться у педиатра, сколько должен весить малыш в 9 месяцев, и сверить параметры своего крохи с нормальными показателями.

Нормы веса ребенка в 9 месяцев

Таблица норм веса, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ)

Масса тела (вес) мальчиков (кг)

Как отучить ребенка от ночных кормлений

Если отклонений в весе малыша нет, то можно приступать к отучению от ночных кормлений.

Нередко причиной пристрастия младенца к ночным перекусам выступает неправильное поведение родителей. Многие мамочки, едва заслышав всхлипывания из кроватки бегут к своим детишкам с бутылочкой смеси или дают им грудь. Однако некоторые детки достаточно легко отказываются от ночных кормлений и, немного поворочавшись в кроватке, вновь засыпают.

Если же ребёнок требует молока громким плачем, следует взять его на ручки, немного покачать и предложить бутылочку с водой. Через некоторое время он вновь заснет. На протяжении первых ночей детки могут плакать по 20-30 минут, но этот период нужно просто перетерпеть. Если же кроха не успокаивается на протяжении длительного времени, значит, он, действительно, голоден. Возможно, ему не хватает дневного прикорма для полного насыщения. В этом случае необходимо пересмотреть рацион питания.

Оксана, мама девятимесячного Сергея: «Сынок отказался от ночных кормлений примерно в полгода с введением плотного прикорма. Мы находились на искусственном вскармливании, а начиная с шести месяцев, уже активно кушали кашки, пюре из овощей, творожок. В результате Сережа хорошо наедался за день, перед сном пил смесь и крепко спал с десяти вечера и до шести утра. Довольны были и мы, и он».

Режим питания 9-месячного ребенка

В девять месяцев объем съедаемого малышом грудного молока либо смеси постепенно сокращается. В идеале необходимо оставить только первое и последнее кормления. Все остальное- это прикорм. Конечно, допускается допаивать кроху смесью либо молочком после еды, но в минимальных количествах.

Правильный режим дня девятимесячного ребенка включает 5 кормлений.

В день девятимесячный карапуз жидкую пищу должен получать дважды и густую – трижды. Каши и пюре перевариваются на порядок дольше, чем молоко мамы или смеси, давая младенцу энергетический запас на длительный срок. Поэтому кормления осуществляются с интервалами в 4 часа. А если малыш проголодается спустя 2-3 часа после приема жидкой пищи, можно предложить ему печенье или немного фруктового пюре. Составить оптимальный режим питания крохи наряду с подходящим меню родителям поможет ориентировочная таблица на 1 день. Из нее также видно, сколько должен съедать в сутки девятимесячный младенец:

Расширение рациона питания

Рацион питания ребенка в 9 месяцев включает в себя немало полезных продуктов и напитков. Они обеспечивают организм младенца такими важнейшими пищевыми компонентами, как витамины, белки, углеводы, жиры, минеральные вещества. Растущему малышу уже недостаточно ферментов, содержащихся в привычных смесях и материнском молоке. Стоит отметить, что рацион питания младенцев, находящихся на естественном и искусственном вскармливании, является практически идентичным. Помимо молока, смесей, в него должны входить следующие компоненты:

  • разнообразные компоты;
  • соки;
  • пюре из фруктов, овощей;
  • мясные пюре;
  • каши из разных круп;
  • желток куриного яйца;
  • свежий творог;
  • нежирный кефир;
  • хлеб;
  • печенье.



Введение новых продуктов прикорма

Если какие-либо из этих наименований до сих пор не знакомы малышу, рекомендуется постепенно добавлять их. Вводить прикорм надо не торопясь, начинать с минимальных порций, внимательно следя за тем, как реагирует ребенок. При отсутствии аллергии, можно понемногу увеличивать объемы продукта.

Новый прикорм следует вводить с интервалом в 5-7 дней.

Мясо

Девятимесячные дети должны регулярно употреблять в пищу мясо, отваренное и измельченное: индейку, кролика, говядину, телятину. Также к разряду рекомендуемых наименований относятся курятина, говяжья или кроличья печень, язык и сердце. Благодаря обилию железа и витаминов, данные субпродукты особенно показаны младенцам с низким уровнем гемоглобина в крови.

Куда лучше сделать фарш собственноручно в домашних условиях. А вот детское магазинное питание (пюре, растворимые каши) вполне допустимо, но лучше прибегать к нему в особых случаях. Баночные пюре станут незаменимы при длительных прогулках и походах в гости, а также в холодное время года, когда приобрести качественные свежие овощи и фрукты становится весьма проблематично.

Рыба

Помимо всего вышеупомянутого, в рационе должна присутствовать белая рыба с малым содержанием жира. Это может быть камбала, хек, треска или судак. Частота потребления ребенком рыбы - раз в неделю, она заменит один мясной обед. Для начала ее следует просто отваривать и подавать его малышу вместе с овощным гарниром. После привыкания ко вкусу нового продукта можно начинать готовить из него котлеты и фрикадельки.

Масло

Особое внимание следует уделить присутствию в рационе масел растительного и животного происхождения. Они выступают настоящим кладезем минеральных веществ, витаминов, жирных кислот и белков, необходимых для гармоничного развития младенца.

К полезным растительным маслам относятся: оливковое, льняное, кукурузное и кунжутное.

Сливочное масло следует добавлять в крупяные каши, растительное по вкусу хорошо сочетается с овощными пюре: 5 г на 1 порцию достаточно.



Кисломолочные продукты

Мамы крох, находящихся на грудном вскармливании, зачастую довольно неохотно вводят в рацион питания малышей кисломолочные продукты. Однако 9 месяцев - подходящий период для знакомства с кефиром и творогом.

Суточный объем творога для ребенка в 9 месяцев не должен превышать 40-50 граммов. Кефир стоит вводить с 20-30 мл, постепенно увеличивая порцию до 100-200 мл. Его обычно предлагают крохе на ужин, используя в качестве дополнения к 18-часовому кормлению.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Для среднестатистической мамы оптимальное количество продукта равно тому, сколько готов с аппетитом съесть ее ребенок. Почему врачи так боятся рекомендовать кефир? Потому что в нем довольно большая концентрация белка, как впрочем, и в твороге. Организм ребенка первого года жизни не в состоянии расщепить такое количество белка. Отсюда возникает избыточная нагрузка на почки. Поэтому кефир и творог являются продуктами однократного употребления для детей в возрасте до трех лет. Давать их нужно один раз в день в строго ограниченных количествах».

Коровье молоко

Цельного коровье молоко на данном этапе жизни несет более вреда, нежели приносит пользы.

В продукте содержится слишком много белка, немалое количество кальция, перегружающих почки. Максимальная порция молока для девятимесячного крохи составляет 150 мл. Лучше использовать его для приготовления каш, немного разбавив водой, чем предлагать младенцу в чистом виде. Для детского питания рекомендуется приобретать пастеризованное молоко в упаковке.

Таблица ВОЗ по введению прикорма

Таблица ВОЗ по введению прикорма предполагает присутствие дополнительных продуктов в рационе младенца уже с трех месяцев. Однако современные педиатры настоятельно рекомендуют кормить детей только материнским молоком вплоть до шестимесячного возраста. Поэтому приведем таблицу исключительно в ознакомительных целях:

Наименование продуктов и блюд 3 мес 4 мес 5 мес 6 мес 7 мес 8 мес 9-12 мес Примечание
Фруктовые соки, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 с 3 мес.
Фруктовое пюре, мл* 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 с 3,5 мес.
Творог, г 10-30 40 40 40 50 с 5 мес.
Желток, шт. 0,25 0,5 0,5 0,5 с 6 мес.
Овощное пюре, г* 10-100 150 150 170 180 200 с 4,5-5,5 мес.
Молочная каша, г 50-100 150 150 180 200 с 5,5-6,5 мес.
Мясное пюре, г* 5-30 50 60-70 с 7 мес.
Рыбное пюре, г* 5-30 30-60 с 8 мес.
Кефир и другие кисломолочные продукты, мл 200 200 400-500 с 7,5-8 мес.
Хлеб (пшен., высш. роста), г 200 200 400-500 с 7,5-8 мес.
Сухари, печенье, г 3,5 5 5 10-15 с 6 мес.
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное), г** 1-3 3 3 5 5 6 с 4,5 - 5мес.
Сливочное масло, г** 1-4 4 4 5 6 с 5 мес.
Цельное молоко, мл 100** 200** 200** 200** 200** 200** с 4 мес.

* пюре вводится через 2 недели после введения сока
** для приготовления блюд прикорма (овощное пюре, каши и пр.)

Консистенция пищи

Родителям необходимо постепенно приучать девятимесячного кроху к приему густой пищи, ведь младенец переходит на новую ступень своего развития. У него появляется больше зубов, которые он вполне способен использовать по назначению. Изменение консистенции блюд благотворным образом сказывается на процессе развития пищеварительной системы малыша, давая ей дополнительную стимуляцию.

Если своевременно не ввести в прикорм твердые продукты, по достижении годовалого возраста ребенок может вовсе отказаться от них.

Поэтому гомогенизированные блюда должны постепенно заменяться размятыми. Не стоит измельчать картофель и рыбу в блендере до пюреобразного состояния, смешивая их между собой. Куда лучше выложить хорошо отваренные продукты на тарелку по отдельности и слегка размять их вилкой.

Не исключено, что на первых порах попадающиеся в блюде сравнительно крупные кусочки будут вызывать у младенца рвотный рефлекс, но со временем это пройдет. Как показывает практика, девятимесячные карапузы охотно тянут в ротик частички не перемолотой еды и стараются прожевать их. Поэтому стоит время от времени угощать малыша кусочком хлеба, яблока, груши или галетным печеньем. Мясо на данном этапе все еще рекомендуется тщательно измельчать.

Маргарита, мама полуторагодовалой Софии: «У моей малышки поздно полезли зубы. Сейчас у нее их всего восемь. До настоящего момента всю детскую еду я перемалывала в блендере, переживая, что дочка не сможет ее прожевать. И лишь сейчас, по совету педиатра, стала пробовать давать ей размятую вилкой пищу. Малышка морщится, давится, появляются рвотные позывы. Видимо, мы слишком затянули с введением твердой пищи. Дочка попросту отказывается воспринимать ее, хотя с удовольствием грызет яблоко и печенье. А вот мясо, котлеты, овощи жевать категорически отказывается. Я уже спрятала блендер в дальний угол шкафа и запаслась терпением. Надеюсь, вскоре дочка привыкнет к более густой консистенции блюд».

Приблизительное меню малыша

Меню ребенка в 9 месяцев должно включать в себя лишь свежеприготовленные блюда.

Приготовленную, но не съеденную пищу нельзя хранить и потом разогревать повторно. Подсаливать и добавлять в них сахар на данном этапе тоже не рекомендуется. Лучшей маминой помощницей на кухне станет пароварка. Да и многие современные мультиварки обладают функцией приготовления блюд на пару. При отсутствии этих устройств следует тушить или отваривать продукты в небольшом количестве воды под закрытой крышкой. Что же касается меню крохи, то оно может состоять из множества разнообразных позиций, которые необходимо изо дня в день чередовать между собой. Распишем подробнее каждый прием пищи:



Первый завтрак (6:00)

Состоит из грудного молока, детской смеси или кефира в объеме 180-200 мл. Если малыш находится на естественном вскармливании, то с утра ему необходимо давать только грудь, а не ее заменители. Это поспособствует сохранению лактации у матери.

Второй завтрак (10:00)

Гречневая, овсяная, кукурузная, рисовая каши обязательно должны входить в ежедневный рацион питания ребенка в 9 месяцев. Чередуя их между собой, можно обеспечить малыша вкусной и разнообразной пищей. Поскольку гречневая крупа является самой полезной для крохи, рекомендуется варить из нее каши не реже трех раз в неделю. Рисовая же каша способна вызывать расстройство стула у младенцев. В этом случае необходимо исключить ее из меню крохи, сделав упор на овсянку.

Обед (14:00)

Полезные овощные пюре из кабачка или цветной капусты с паровыми мясными котлетками оптимально подходят для дневной трапезы. Альтернативой ему также может стать суп на овощном бульоне из перетертого мяса и овощей. По вкусу приходится малышам и суп с фрикадельками. Напомним, что раз в неделю на обед ребенку необходимо давать рыбу.

Ранний ужин (18:00)

Ближе к вечеру не стоит организовывать малышу слишком сытную трапезу.

Ведь это может не лучшим образом отразиться на качестве его ночного сна. Поэтому каша и мясные блюда не подходят для ужина. Куда лучше дать ребенку фруктовое пюре, творог или кефир.

Поздний ужин (22:00)

После привычных гигиенических процедур и массажа кроха мерно сосет материнскую грудь или смесь из бутылочки, потом отправляется спать до утра.

Многие родители, планируя рацион малыша, стараются ежедневно следовать заранее составленному меню на неделю. Таблица, приведенная ниже, поможет обеспечивать кроху не только вкусной, но и разнообразной пищей. Возможна замена молока детской смесью, кефиром.

Время 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день
7-8 часов утра - ранний завтрак Грудное молоко или 1 стакан (200 г.) коровьева молока, сухарик, печенье
10 часов утра - перекус Фруктовый сок (30 г.) или сырое тертое яблоко (50 г.)
11 часов утра - завтрак Манная каша -150г, кисель - 100г Каша рисовая протертая - 150г, кисель - 100г Каша манная с сухарями - 150г, кисель- 100г Каша пшенная протертая - 150г, кисель -100г Каша манная с яблоками - 150г, кисель - 100г Каша гречневая протертая - 150г, пюре из яблок -50г Каша овсяная протертая - 150г, компот протертый - 100г
2 часа дня - обед Овощное пюре 100-150г, кисель 50-100г Картофельное пюре с печенкой или мясом -150г, кисель\ сок -100г Молотое мясо -30г с картофельным пюре - 100г, пюре из абрикоса - 50г Картофельное пюре на бульоне, заправленное желтками - 150г, кисель - 100г Овощное пюре с мясом 150г, пюре из яблок - 50г Бульон с протертым мясом, курицей -100г, картофельное пюре -100г, печеное яблоко - 50г Пуддинг мясной - 40г с картофельным пюре - 100г, кисель -100г
6 часов вечера - ужин Каша - 200г или яблочный мусс(на манной крупе или на сухарях) или пудинг
9-10 часов вечера - поздний ужин Грудное молоко или 1 стакан(200 г) коровьего молока с 5% сахара

Рецепты

С некоторыми рецептами, которые пригодятся мамочкам, можно ознакомиться ниже.

Каши из манной крупы

Манная каша с сухарями

Сварить жиденькую манную кашу(без масла).
Растопить 6 г сливочного масла. Смешать с 2 ч.л. толченой и просеянной сухарной муки, соединив с кашей, всыпая постепенно,постоянно помешивая.

Манная каша с фруктовым пюре

Сварить жидкую манную кашу. Приготовить фруктовое пюре из яблока, из 35 г сухих фруктов или из 50 г свежих фруктов, которые предварительно промыть и потушить в небольшом количестве воды под крышкой. После чего протереть сквозь сито или в блендере. Полученное пюре уварить до густоты с 1 ст.л. сахара. Готовое пюре остудить и размешать с кашей.

Другие виды каш

Масляно- мучная каша(каша Моро)

Распустить в кастрюле 10г масла, добавить 2 ч.л. просеянной муки, постепенно влить 1 стакан молока, размешивая, довести до кипения. Добавить чуть сахара. Варить около 10 минут, постоянно помешивая.

Протертая рисовая каша

3 ч. л. риса промыть залить 1 стаканом кипятка и варить до готовности, пока рис не станет мягким. Разваренный рис протереть через сито до однородной массы, затем размешать с вскипяченным молоком(10 г). Добавить чуть сахара и соли, поставить на плиту, помешивая доводить до кипения несколько раз, чтобы каша загустела. В готовое блюдо добавить 6 г сливочного масла.

Овсяная каша

2 ст.л. овсянки промыть до чистой воды. Залить 1 стаканом кипятка, варить до готовности, пока крупа не станет мягкой. Протереть сквозь сито, развести горячим молоком (3/4 стакана) – постепенно, чтобы не было комков, снова протереть, добавить чуть сахара, проварив еще 5 минут.

Пшенная каша

2 ст.л. пшена перебрать, промыть до чистой воды. Залить 1 стаканом кипятка, варить до готовности, пока крупа не станет мягкой. Протереть сквозь сито, постепенно развести горячим молоком (1/2 стакана), чтобы не было комков, добавить чуть сахара, проварив еще 5 минут. В готовое блюдо добавить ½ ч.л. сливочного масла.



Гречневая каша

Варится так же, как и пшенная.

Овощные пюре

Морковное пюре

200 г моркови (2 шт.) промыть, очистить, нашинковать на терке, поместить в кастрюлю, на дно которой налить немного воды, тушить под крышкой в собственном соку. Следить, чтобы не пригорело, при необходимости добавить воду. Время приготовления 30-40 минут. Горячую морковь протереть сквозь сито, заправить 2 ст. л. жидкой манной каши, довести до пара на плите. В готовое блюдо добавить ½ ч. л. сливочного масла.

Картофельное пюре

Сварить на пару или испечь в духовке 250 г картофеля. Очистить, измельчить до состояния пюре. Переложить в кастрюлю, добавить 100 г горячего молока, соль, ½ ч.л. сливочного масла, взбить. Готовое пюре следует подавать сразу после приготовления.

Пюре из разных овощей

Овощи брать молодые и свежие. Морковь, брюкву, капусту вымыть, очистить, нашинковать на терке. Тушить под крышкой на медленном огне, добавив небольшое количество горячей воды. Картофель промыть, очистить, нарезать крупными кусками, прибавить в овощи, когда они утушатся до половины готовности. Через пол часа перетереть сквозь сито горячими. Добавить горячего молока, соль, ½ ч.л. сливочного масла, все взбить.


Заключение

Таким образом, меню девятимесячного крохи должно состоять из полезных и разнообразных блюд. Мясо, а также рыба, различные пюре, фруктовые и овощные, кисломолочные продукты, каши – все это необходимо включать в рацион малыша. Также нельзя пренебрегать молоком матери и смесями, которые оптимально подойдут для первого и последнего приемов пищи. В таком возрасте следует переводить младенца на пятиразовое питание с интервалами в 4 часа. От ночных кормлений рекомендуется отказаться.

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии ?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Уход

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания , как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Режим дня

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Обычный день

Каждый день с малышом в возрасте 9 месяцев преисполнен интересных моментов. Само собой, что у разных детей режим дня будет отличаться, но для понимания, каким он может быть, мы предлагает примерный распорядок дня с девятимесячным ребенком:

Пробуждение.

Первое кормление, во время которого ребенок получает либо грудное молоко, либо смесь.

Гигиенические процедуры.

Период бодрствования.

Гимнастика.

Второе кормление, в которое ребенок получает кашу, сливочное масло, желток и фруктовое пюре.

Прогулка, часть которой ребенок спит на свежем воздухе.

Третье кормление, во время которого малыши с любым типом вскармливания получают овощи, мясо, растительное масло, хлеб и сок из фруктов.

Период бодрствования с развивающими играми.

Прогулка, часть времени которой малыш спит второй раз на свежем воздухе.

Четвертое кормление, включающее фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток.

Период бодрствования со спокойными играми.

Пятое кормление, во время которого малышу дают мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне несколько раз, а дети-искусственники спят, не просыпаясь для кормлений.

Частые проблемы

  1. Страх перед чужими людьми. Это абсолютно нормальная реакция ребенка 9-месячного возраста. В присутствии незнакомцев дети в этом возрасте отворачиваются от них, плачут и тянутся к маме. Также нормой для деток 9 месяцев является отрицательная реакция при уходе мамы.
  2. Боли, повышенная температура или другие отрицательные реакции на прорезывание зубов. Довольно часто зубки у грудничка режутся с появлением таких симптомов. Для их облегчения родители пользуются охлаждающими гелями, прорезывателями, жаропонижающими препаратами.
  3. Отказ пробовать прикорм. Многие детки предпочитают мамино молоко разным блюдам прикорма, что очень расстраивает и беспокоит родителей. Заставлять кроху пробовать прикорм насильно нельзя, но и переставать предлагать новую пищу тоже не стоит. Поэкспериментируйте со вкусами и внешним видом пищи, а также убедитесь, что малыш проголодался и в комнате не слишком жарко.

О важных нюансах развития ребенка в 9 месяцев смотрите в следующем видео.

  • Позволяйте малышу 9 месяцев развивать самостоятельность. Давайте крохе в руки ложку, когда кормите ребенка. Пусть малыш пробует умываться, снимать одежду, выбирать игрушку или книжку, с которой хочет поиграть.
  • Следите за осанкой ребенка во время сидения. Хорошо, если малыш будет сидеть в специальном стуле, в котором его позвоночник не будет искривляться.
  • Позаботьтесь о максимальной безопасности ребенка. Спрячьте и уберите все опасные предметы, до которых может добраться малыш. Пусть на краю стола не окажется ножей и чашек с горячим чаем, все розетки будут закрыты заглушками, а коробки и банки с бытовой химией надежно спрятаны под замок.
  • Деткам в этом возрасте нравится помогать маме, поэтому во время уборки можете дать карапузу тряпку, а во время приготовления обеда – поварешку.
  • В каждой комнате, в которой малыш проводит время, выделите место для игрушек или других предметов, которыми ребенок сможет поиграть. Для детских книг оборудуйте низкую полку, чтобы малютка мог самостоятельно выбирать для себя книжку. Игрушки стоит складывать в небольшие контейнеры, позволяя ребенку копаться в них в поисках самых любимых и интересных предметов.

Разнообразить ваш день помогут игры по методике «Маленький Леонардо», которые показывает в видео Теплякова О. Н. – эксперт по интеллектуальному развитию.

  • Развитие
  • Меню
  • Массаж