Что проверяет невролог в 3 года. Вопросы к детскому неврологу: что важно знать родителям ребенка до года

Самое первое знакомство новорожденного с врачом происходит сразу же после появления на свет, при осмотре неонатолога. Встречи же с другими специалистами в белых халатах, при отсутствии иных показаний, происходят согласно календарю осмотра. И одним из первых в нем значится невролог (невропатолог).

Детский невролог (или врач-невропатолог) - специалист, который тщательно следит за развитием и созреванием нервной системы малыша. Состояние нервной системы человека - один из главных показателей состояния всего организма. И если с раннего возраста не уделять нервной системе и патологическим проявлениям с ее стороны должного внимания, то это может привести к задержке психомоторного развития малыша, нарушениям его поведения и многим другим «болезням от нервов».

Осмотр врача: когда, зачем и почему?

Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Врач вместе с родителями будет следить за соответствием психомоторного развития малыша возрастной норме, отмечать его новые успехи и достижения и давать мамам и папам индивидуальные рекомендации по воспитанию и уходу за ребенком. Неврологический статус малыша изменяется в течение первого года жизни (примерно каждые три месяца), поэтому профилактический осмотр (плановая диспансеризация) обычно проводится в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. На втором году жизни привести ребенка к неврологу необходимо два раза - в 1,5 и 2 года, а далее осмотр необходимо проходить ежегодно. По определенным симптомам специалист во время каждого осмотра определяет, нет ли задержки в развитии ребенка, и при необходимости назначает дополнительные обследования или консультации других специалистов.

Визит к врачу

Осмотр малыша специалистом обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, каждая мама поделится с врачом жалобами, расскажет об общем самочувствии ребенка и перенесенных им заболеваниях. На основании жалоб невролог составит детальный план обследования и приступит к осмотру малыша.

Исследование функций черепных нервов
Положение глаз в покое, определение размера зрачков, асимметрия лица, наблюдение реакции на звук, громкость голоса, положение языка во рту -все это позволяет специалисту оценить состояние каждой из пар черепных нервов.

Исследование двигательной сферы
Наличие и выраженность рефлексов - важный индикатор психомоторного развития. Исследование двигательной сферы включает в себя оценку:

  • мышечного тонуса (дистония - гипертонус или гипотония);
  • сухожильных рефлексов;
  • выявление патологических и постуральных (значение их состоит в создании статической позы, при этом происходит «обучение» мышц удерживать позу активно), а также безусловных рефлексов.

Исследование чувствительности
У детей грудного возраста эти исследования провести крайне трудно. Здесь врач обращается за помощью к родителям и их наблюдениям за малышом. Например, периодические жалобы родителей на беспокойство ребенка при надевании шапочки неврологи расценивают гиперестезию -повышенную чувствительность кожи на раздражение.

Оценка когнитивных функций
Это неотъемлемая часть неврологического осмотра. У детей до 6 месяцев патологическими проявлениями могут быть нарушения общения, которые определяются способностью фокусировать взор, следить за предметом и выделять взглядом знакомые лица. Различные проявления эмоциональной сферы (разнообразие проявлений мимики, улыбка, смех, лепет) - также вый показатель зрелости и состояния нервной системы ребенка.

Мамам на заметку
Во время визита к специалисту малыш должен находиться в состоянии максимального комфорта. Для этого в кабинете врача созданы все необходимые условия - здесь оптимальные освещение и температура воздуха и удобный пеленальный столик. Однако и мамы должны позаботиться о том, чтобы малышу было комфортно и спокойно. Для этого ребенку необходимо дать отдохнуть за пару часов до визита к неврологу, а за час до посещения врача не забудьте его покормить.

Что умеет наш малыш
Перед тем как отправиться на прием к врачу невропатологу, вы сами можете попробовать оценить психомоторное развитие своего ребенка. В этом вам помогут следующие подсказки:

  • В 1 месяц малыш сохраняет во сне утробное положение, но с 3-й недели при пробуждении потягивается. В вертикальном положении голову не удерживает. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете и прослеживает за его движением в горизонтальном направлении. С 3,5–5 недель возникает первая улыбка в ответ на обращенный к нему ласковый голос, появляются горловые звуки. Движения нецеленаправленны, хаотичны.
  • В 2 месяца ребенок может повернуться со спины на бок, повторяет улыбку матери и реагирует неумелой подражательной мимикой на выражение ее лица. Отмечаются первые проявления комплекса оживления.
  • С 3 месяцев, лежа на животе, малыш опирается на предплечья и хорошо поднимает и удерживает голову. Фиксирует взгляд на подносимом к лицу предмете, гулит. У крохи отчетливо выражен комплекс оживления, как на взрослого, так и на любой оптический раздражитель. Малыш играет со своими руками, ощупывает пальчики, тянет их в рот. Впервые появляется смех.
  • В возрасте 4 месяцев ребенок уверенно переворачивается со спины на живот, при подтягивании за руки садится, помогая движениями головы и плеч. Удерживает в руке погремушку, размахивает ею. Улыбка переходит в голосистый звонкий смех. Придерживает грудь матери или бутылочку во время кормления обеими руками.
  • В 5 месяцев ребенок долго лежит на животе, поднимая голову и плечевой пояс, опираясь на ладони выпрямленных рук, ползает на животе вбок и назад, реже вперед. Улыбается своему изображению в зеркале, узнает маму и по-разному реагирует на чужих.
  • В 6 месяцев активно переворачивается с живота на спину, передвигается по-пластунски. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Предпочитает некоторые игрушки другим. Появляется лепет.
  • С 7 месяцев малыш встает на четвереньки, пытается ползать. При появлении чужих людей возникают признаки страха, плач. Ищет и находит взором предмет, о котором спрашивает взрослый, протягивает руку своему отражению в зеркале.
  • В 8 месяцев кроха садится и ложится сам, уверенно сидит без поддержки. Ползает на четвереньках. Придерживаясь рукой, сам встает, стоит, опускается. По просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «до свидания», «дай ручку»). Знает свое имя.
  • В 9 месяцев ходит при поддержке за руки или держась руками за опору. Сидя нагибается и поворачивается. Пьет из чашки. Ищет спрятанную или упавшую на пол игрушку.
  • В 10 месяцев делает шаги вперед, держась руками за подвижную опору. Совершает различные действия с предметами. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. Рвет бумагу, газету, следит за движениями бросаемых предметов.
  • В 11 месяцев ребенок может недолго простоять без опоры. Ходит, держась за руку взрослого. При поддержке, приседая и наклоняясь, наги¬бается за игрушкой. Накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамиды на стержень. Может опустить мелкий предмет в кружку. Появляются первые осмысленные упрощенные слова.
  • К 12 месяцам малыш самостоятельно встает, стоит и ходит. Произносит до 10 слов. Начинает помогать, когда его одевают. Иногда использует горшок по назначению. Знает значение слова «нельзя». Появляются зачатки манипуляционных игр.

В течение первого года жизни невролог осматривает малыша несколько раз. И даже если во время осмотра врач обнаружит какие-либо «недостатки» в формировании нервной системы, не стоит пугаться: большинство из них при ранней диагностике поддаются коррекции. Вот почему откладывать визит к неврологу нельзя ни в коем случае.

Л.А. Козловская, врач-невролог Клиники «9+»
(Группа компаний «Мать и дитя»)

Последнее изменение 12.02.2017

Квалифицированный детский невролог должен знать не только функции и динамику формирования нервной системы ребенка с рождения, но и разбираться во всех соприкасающихся медицинских сферах – здоровье матери во время беременности, внутриутробное развитие и процесс родов, генетические патологии, эндокринология, ортопедия, инфекционные заболевания, психология, психиатрия и т. д. При работе с ребенком до года, невролог оценивает состояние ЦНС (центральной нервной системы). Как она развивается и как на нее влияют неблагоприятные факторы. Давайте рассмотрим основные вопросы к детскому неврологу от родителей грудничка и на что обращает внимание врач при осмотре на каждом приеме.

Наследственность, неблагоприятное протекание беременности и родов могут вызвать патологии в развитии плода. Осмотры врача позволяют обнаружить опасные отклонения в работе нервной системы на самых ранних сроках и своевременно их вылечить до наступления необратимых последствий.

Зачем нужен плановый осмотр, если роды прошли отлично и ребенок чувствует себя хорошо?

Даже если у родителей нет жалоб и оценки по шкале Апгар 8/9, существует график посещения детского невролога. Самое интенсивное развитие младенца приходится на первый год жизни, и именно в это время легче всего обнаружить какие-то нарушения и вовремя их купировать, поэтому каждые три месяца проводят обязательный плановый осмотр у врача.

Рост и вес малыша важны на первом году жизни, они показывают общее состояние младенца. Также важно не упустить признаки таких серьезных заболеваний как:

  • внутричерепное давление
  • гипертензионно-гидроцефальный синдром
  • увеличение желудочков мозга и многих других

Распознав болезнь в начале, она поддается коррекции, что позволит избежать неизлечимых диагнозов в дальнейшем.

Ребенку 1 месяц. На что обращает внимание детский невролог?

Специалист оценивает позу ребенка, анализирует его безусловные рефлексы, тонус мышц, когда руки и ноги согнуты, кулаки сжаты (). Один из важнейших показателей – окружность головы . В первое полугодие жизни каждый месяц она должна увеличиваться на 1,5 см, после полугода – на 1 см. Конечности двигаются хаотично, координации нет. Ребенок ненадолго фиксирует взгляд, следит за перемещением объекта, улыбается и реагирует на ласковую речь.

Плановый осмотр детского невролога в 3 месяца.

У младенца снова смотрят размер головы, рефлексы, состояние мышечного тонуса. Он уже гораздо более расслаблен, может захватывать предметы, смеяться и живо реагировать при контакте, должен хорошо держать головку. Если ребенок по какой-то причине головку держать самостоятельно не может, это может указывать на отставание в развитии.

На что смотрит невролог в 6 месяцев?

Маленький человек уже переворачивается на спину и живот, поднимает голову.Он уже может задирать ноги, узнает близких и плачет при виде незнакомцев. Некоторые полугодовалые дети выговаривают отдельные слоги. Врач обязательно будет спрашивать сидит ли малыш самостоятельно. Все дети развиваются индивидуально, но по статистике к 6 месяцам дети уже могут сидеть сами. Однако, если ребенок сам не сидит значит его мышцы и позвоночник еще не готовы и искусственно усаживать его в подушки или куда-либо еще не рекомендуется! Особенно девочек, ведь у них формируются внутренние женские органы и насильственное присаживание может сказаться в дальнейшем на их репродуктивной функции.

Ребенку 9 месяцев. Что смотрит невролог при плановом осмотре?

Невролог анализирует мелкую моторику малыша, его любознательность. В этом возрасте он уже ползает, встает и ходит с поддержкой, переступает, хлопает в ладоши и машет рукой, копирует поведение взрослых. Ребенок уже понимает многие слова и находит вещи в окружающей его обстановке. Если родничок еще остается открытым, вам назначат ряд необходимых обследований (НСГ-нейросонография, МРТ).

Плановый осмотр ребенка в год

Голова должна увеличиться в пределах нормы (12 см). Маленький пациент уже может стоять, пить из чашки, пользоваться ложкой, знать членов своей семьи, говорить некоторые слова и показывать части тела (нос, рот, глаза).

Поводом для тревоги и внепланового посещения детского невролога могут стать следующие симптомы:

— выбухание или пульсация родничка;

— малыш часто и помногу срыгивает;

— тревожный сон;

— аномальная постоянная возбужденность или вялость;

— тремор подбородка, рук или ног;

— «мраморность» кожных покровов (ярко выраженный венозный рисунок)

— ноги не становятся на полную стопу (ходит на цыпочках);

— судороги;

— задержка развития.

Все эти признаки могут быть и у здорового ребенка. Каждый малыш развивается по своему индивидуальному плану. К сожалению, наша детская медицина страдает таким явлением, как гипердиагностика, когда врач перестраховывается, ставит устрашающие диагнозы и назначает серьезное лечение из страха упустить драгоценное время.

В большинстве случаев такой диагноз, как ВЧД (внутричерепное давление) требует дополнительной диагностики, а при мышечном тонусе (СДМ) хороший невролог назначит массаж и физиотерапию, медикаменты в этом случае назначают крайне редко.

Как бы то ни было, ваше внимание и забота – один из столпов благополучия вашего ребенка. В первую очередь, вы не должны пренебрегать плановыми осмотрами у врача и откладывать его посещение, если заметили тревожащие вас симптомы. Если вам поставили неутешительный диагноз, не поленитесь получить консультацию еще у нескольких специалистов и/или в другом медицинском центре.

(Visited 685 times, 1 visits today)

  • Развитие малыша до года по месяцам - что должен…

Первый осмотр вашего ребенка врачом-неврологом приходится на период новорожденности. В течение 3 дней после рождения будет плановый осмотр, так что вы можете уже в этот момент задать волнующие вас вопросы (если таковые есть). Затем, в последующие 12 месяцев врач-невролог будет осматривать малыша планово. Почему так часто? Потому что в первый год жизни активно формируется нервная система ребенка и любое, даже незначительное отклонение, может иметь последствия на всю жизнь.

Врач-невролог должен осмотреть вашего ребенку примерно 3-5 раз в первый год жизни. Проследите за этим – очень важный момент в развитии крохи!

Полноценное, а самое главное – здоровое формирование центральной нервной системы прямым образом будет влиять на развитие , его психо-эмоциональное развитие, адаптацию в социуме, агрессивное или неагрессивное поведение, реакцию на родителей и т.д.

Обратите внимание! Когда ребенку исполнится один год врач-невролог должен осмотреть его и сделать важный вердикт: в каком состоянии на данный момент находится работа центральной нервной системы (ЦНС), как он развита, достаточно ли созрела, оказывают ли на ее функционирование какие-либо негативные факторы.

Конечно, вы, как родитель, не понимаете и не знаете, какие вопросы нужно задать врачу-неврологу, чтобы оценить состояние здоровья своего ребенка. И вы действительно хотите научиться разбираться во всем многообразии нюансов и важных аспектов, касающихся вашего крохи. Поэтому, заведите себе блокнот и туда фиксируйте все то, что вы бы хотели спросить у врача-невролога (и у других специалистов тоже).

Необходимость планового осмотра

Если у вас роды прошли без каких-либо отклонений от нормы, ребенок родился здоровый, родовых травм получено не было и итоговая оценка по шкале Апгар составляет от 8 до 10 баллов, то зачем нужно дополнительно показывать кроху каким-то врачам?

Итак, вы, как родитель, должны знать, что абсолютно здоровый ребенок в первый год жизни должен быть 4 раза осмотрен врачом-неврологом: в 1,3, 6, 12 месяцев. Почему это так важно? Потому что статистика показывает: даже если у родителей рождается здоровый малыш, все равно в первый год жизни в его развитии могут произойти глобальные перемены. Допустим, у вас все хорошо – значит, это повод для радости и счастья – у вас все хорошо. Но! Вдруг что-то не так с развитием малыша? Тогда у вас есть 100% возможностей своевременно помочь ребенку.

Вы должны понимать, что в течение первого года жизни ребенка у него могут развиться пороки развития головного мозга, гипертензия, патологическое увеличение желудочков мозга, скопление в мозге ликворной жидкости. Помимо этого, в течение первого года жизни ребенок активно развивается, учиться ползать, изучает окружающий мир – нередко именно в это время малыши падают, ударяются головой.

Дмитрий Сахно, врач-невролог: «Ко мне на прием приходят мамочки с одной типичной жалобой: «Ребенок не разговаривает, не гулит, не лепечет, но, до этого, несколько недель назад мы упали с дивана и ударились головой». На этом моменте нужно сделать паузу! Я, как врач, не понимаю такой халатности: да, дети падают у всех родителей и в любом возрасте, но, ведь родители должны сразу же привести ребенка к врачу и проверить состояние головного мозга. В своей практике я сталкивался с очень тяжелыми случаями: когда после падения с небольшой высоты у ребенка увеличивалось количество ликвора в межполушарном пространстве головного мозга и тот приобретал признаки аутизма. Поэтому, родители, будьте внимательны к здоровью своих детей».

Большинство неврологических диагнозов, поставленных в первый год жизни, успешно корректируются. В противном случае – есть риск возникновения тяжелых состояний, неизлечимых в будущем.

Осмотры врачом-неврологом необходимы на постоянной основе. Ведь, если в первый раз никаких отклонений от норм развития обнаружено не было, то они могут проявиться в последующие.

Зачем врач-невролог стучит молоточком по коленам ребенка и водит им перед глазами на каждом приеме?

Неврологический молоточек, молоток Тейлора или же перкуссионный (выстукивающий) молоточек – является важным элементом диагностики неврологических состояний. Посредством правильной работы молотка Тейлора можно уже на ранней стадии определить патологии глазного нерва у пациента, нарушение вестибулярного аппарата, заболевания головного мозга, патологии в развитии центральной нервной системы.

Во время обследования молоточком, ребенок не испытывает никаких болевых ощущений – можете об этом не переживать. Но, и запрещать врачу выстукивать коленки крохе – не стоит.

Можно ли ребенку до года смотреть мультики, давать телефон (чтобы там кроха смотрел мультфильмы) или же включать телевизор и таким образом отвлекать ребенка?

Обратите внимание! Смотреть телевизор или же на телефоне детям можно исключительно с 2 лет.

В частности, в 2 года ребенку можно просматривать телевизор 5-8 минут в день, в 3 года – 25 минут (не более!), в 4 года – 30 минут, в 5 лет – 35 минут.

Специалисты-неврологи запрещают детям до года просматривать телевизор или же использовать в развитии гаджеты. Почему? Потому что в момент мерцания экрана телевизора центральная нервная система испытывает серьезную нагрузку. Мерцающий экран провоцирует возникновение у ребенка судороги, у него нарушается сон, снижается зрение. Не удивляйтесь, если после просмотра ТВ-передач ваш ребенок очень легко возбуждается, капризничает, нервничает, не слушается или же проявляет .

Почему маленький ребенок не может спокойно спать всю ночь?

Во время сна кроха полностью расслабляется, у него происходит восстановление энергетического запаса. Именно в ночное время происходит выработка гормона роста, начинается стимуляция головного мозга, развивается способность к запоминанию.

Чтобы у ребенка наладился , необходимо днем чаще гулять с ним на воздухе, перед ночным засыпанием читайте вместе с малышом книги, пойте колыбельные. Нанесите на подушку, где спит ребенок, небольшое количество лавандового масла, старайтесь укладывать кроху в одно и тоже время.

Другие вопросы, которые вы можете задать специалисту-неврологу:

  • Как должен развиваться ребенок в полгода, в год и т.д.?
  • Какой размер головы и окружность груди является нормой, а какой – патологией?
  • Как развивать речевые навыки у ребенка?
  • Что делать, если ребенок отстает в речевом, психо-эмоциональном развитии?

Первое посещение невролога всегда волнительно для новоиспечённых родителей, бабушек и дедушек. Понять это довольно просто – зачем кому-то дотошно изучать ребёнка и подвергать сомнению здоровье самой любимой в мире крохи? И, тем не менее, это действительно важно – придётся собраться с силами и доверить карапуза неврологу. Квалифицированное и своевременное медицинское обследование зачастую является залогом хорошего здоровья вашего ребёнка.

Если нет срочной рекомендации педиатра, то первое посещение невролога обычно происходит в месячном возрасте. Также в 1 месяц осмотр ребёнка должны провести травматолог-ортопед и окулист. Желательно хорошенько подготовиться к визиту, чтобы предоставить специалисту как можно больше информации о ребёнке. Будьте готовы рассказать о том, как протекала беременность и сами роды, какую оценку получил новорождённый по шкале Апгар . Возьмите с собой амбулаторную карту малыша и всё, что у него есть из медицинских документов – результаты обследований, анализы и т.д.

Внимательно понаблюдайте за ребёнком в течение пары дней, чтобы суметь ответить на несколько важных вопросов:

  • Насколько активен ребёнок в периоды бодрствования?
  • Легко ли малыш засыпает и насколько беспокойно спит?
  • Как выглядит кожа малыша – насколько она чиста и чувствительна?
  • Насколько часто потеет ребёнок – какие места наиболее этому подвержены?
  • Не наблюдается ли дисбаланса активности правой и левой руки и ноги?
  • Умеет ли кроха поворачивать голову в обе стороны или предпочитает как-либо одно направление?
  • Есть ли у ребёнка выраженная мимика лица, не дрожит ли подбородок?
  • Какую предпочитает ребёнок и как ведёт себя в процессе?
  • Сколько съедает ребёнок, выдерживает ли график кормления?
  • Как часто и насколько обильно малыш срыгивает после еды?

Обратите внимание, что ваша подготовка заключается исключительно в сборе информации, не делайте никаких выводов самостоятельно – предоставьте это специалисту.

Для многих новоиспечённых родителей первое посещение невролога становится первым же достаточно длительным путешествием – приходится везти кроху в автомобиле, а потому насущной необходимостью становятся детские автокресла, гарантирующие комфортные условия в пути. Обязательно возьмите с собой сменный памперс и влажные салфетки – вполне возможно, вам придётся переодевать ребёнка вне дома.

В первое посещение невролог определит, правильно ли проходят адаптационные процессы, нет ли предпосылок для развития неврологических заболеваний. В случае если у малыша имеется какая-либо патология, ранняя диагностика существенно упростит и ускорит её лечение, купировав развитие заболевания.

Осмотр ребёнка включает проверку наличия у него основных рефлексов.

  • Сосательного – при попадании в рот любого предмета малыш должен начать совершать ритмичные сосательные движения.
  • Хоботкового – в ответ на отрывистое быстрое прикосновение к своим губам малыш должен выпячивать губки «хоботком».
  • Защитного – при выкладывании малыша на животик, он должен «автоматически» повернуть в сторону головку.
  • Хватательный – в ответ на прикосновение к раскрытой ладошке малыша он делает попытку схватить предмет.

Также при первом посещении невролога проводится визуальный осмотр ребёнка: врач изучает форму и размер его черепа, положение головки, тела, глаз, выражение лица, движение конечностей и состояние кожи младенца .

Помните о том, что первое посещение невролога – отличная возможность получить консультацию специалиста. Не стесняйтесь спрашивать врача обо всём, что вас волнует – получив больше информации, вы обретёте ясность и покой, который, несомненно, важен для любого малыша и его окружения.

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» - прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.