Что проверяет невролог в месяц у ребенка. Первый прием у детского невролога

Первый прием у детского невролога позволяет диагностировать на ранней стадии некоторые нарушения нервной системы и головного мозга. Даже если младенца ничего не беспокоит, посещение невролога должно входить в обязательный медицинский осмотр малыша.

Первый приём детского врача-невролога: когда?

Беременность и тяжелые роды могут спровоцировать появление некоторых нарушений нервной системы и головного мозга. Особенно, если имели место быть:

  • частая угроза прерывания беременности;
  • наличие хронической инфекционной патологии;
  • приём лекарственных препаратов;
  • нарушение нормального протекания беременности;
  • нарушение внутриутробного развития плода.
Ранний срок диагностирования ряда заболеваний и патологий позволяет эффективно провести лечение.

Но даже если беременность протекала хорошо, а роды прошли без патологий и осложнений, убедиться что развитие малыша протекает нормально, необходимо. Родовой процесс - стресс для ребёнка, и в большинстве случаев реакции младенца на него полезны для адаптации к новым условиям жизни.

Первый приём у детского невролога должен состояться, когда ребёнку исполнится месяц. Частоту дальнейших посещений и консультаций врач определяет в индивидуальном порядке. Но для избавления от лишних переживаний на тему того, как развивается малыш и всё ли у него в порядке, специалисты рекомендуют посещать каждые 3 месяца.

Что проверяет детский невролог

Первый приём у детского врача-невролога всегда волнителен для родителей. Что он скажет после осмотра малыша? Может быть, выявит скрытые недостатки в развитии?

Для того, чтобы родители крохи были готовы к медицинскому приёму, расскажем, что проверяет детский невролог.

Первое посещение врача-невролога включает:

  • оценку мышечного тонуса малыша;
  • диагностику наличия и выраженность рефлексов;
  • оценку физического развития ребёнка;

Первый приём у невролога в месячном возрасте очень важен, так как можно выявить имеющиеся патологии и начать своевременное лечение.

Первое посещение детского врача-невролога: этапы

Неврологическое обследование, когда ребёнку месяц, состоит из двух основных этапов:

УЗИ головного мозга новорожденного

Перед консультацией специалиста рекомендовано провести УЗИ головного мозга новорожденного. Когда ребёнку месяц, такую процедуру можно сделать благодаря ещё не заросшему родничку, что позволяет выявить дефекты в развитии и патологии. Данный вид диагностики позволяет обнаружить кисты и гематомы, образовавшиеся во время родов. Проведенное исследование даёт возможность предотвратить возникновение серьёзных заболеваний, поэтому пренебрегать данной процедурой не стоит.

Хороший детский врач-невролог всегда рекомендует сделать УЗИ головного мозга новорожденного даже при отсутствии очевидных аномалий развития.

Осмотр общего состояния ребёнка

Перед заключительной оценкой моторного и психического развития новорожденного, врач должен получить ответы на ряд важных вопросов:

  • характер протекания беременности и родов;
  • наличие патологий и инфекции;
  • хороший ли аппетит у ребёнка;
  • характер сна: сколько спит, как часто просыпается - беспокойный ли сон;
  • активно ли малыш сосёт грудь;
  • как часто плачет, при каких обстоятельствах;
  • как ребёнок набирает вес;
  • как часто кроха срыгивает.

Во время неврологического обследования врач измеряет окружность головы, оценивает состояние родничков. Детский врач-невролог проводит первичную диагностику нервной возбудимости, эмоций и двигательной активности младенца - рефлекторной системы и мышечного тонуса. Во многих случаях проблемы с нервной системой у ребёнка напрямую связаны с психоэмоциональным состоянием мамы.

Симптомы, на которые стоит обратить внимание перед посещением детского врача-невролога

Для раннего выявление аномалий развития, а также устранения ряда неврологических состояний, маме следует с особым вниманием отнестись к наличию ряда симптомов:

  • беспокойное поведение новорожденного. Ребёнок быстро возбуждается и трудно успокаивается;
  • . Младенец спит мало, плохо, часто просыпается с плачем;
  • нарушение аппетита и недостаточная прибавка в весе;
  • большой родничок у ребёнка;
  • нарушение рефлекторного поведения: снижение сосательного, глотательного и др. рефлексов;
  • отсутствие фиксации возраста до 1 месяца;
  • ребёнок часто срыгивает;
  • повышенный или пониженный мышечный тонус;
  • снижение общей двигательной активности;
  • судороги;
  • плач без видимых причин (голод, дискомфорт, сон и т.д.).
Лучше всего посещать детского врача-невролога через 1-1,5 часа после кормления. До кормления ребёнок голоден и беспокоен, сразу после еды, скорее всего, малыш будет вялым и сонным. А это может повлиять на адекватность проведения обследования.

Первый год жизни очень важен для малыша, ведь именно в этот период происходит становление всех систем и органов детского организма.

Быстрыми темпами развивается нервная система малыша и его физические параметры.

Эти показатели и определяют здоровье ребёнка. Регулярные посещения поликлиники в течение всего первого года жизни крайне необходимы, даже при условии, что ваш ребёнок абсолютно здоров.

Цель визита к врачам в возрасте 1 месяц

Основные задачи диспансеризации детей - это наблюдение за их развитием в динамике, своевременное проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.

До одного месяца вас осматривал врач-педиатр на дому, а теперь вы должны совершить свой первый визит к нему в кабинет. Но ещё важнее, чтобы в этом возрасте вас проконсультировали и другие специалисты: невролог, ортопед, офтальмолог, ЛОР-врач, хирург.

Цель этих консультаций - выявление незамеченных ранее отклонений от нормы и болезней. Выявив какие-либо отклонения на ранних стадиях, можно не допустить развития заболевания, а при наличии уже имеющегося заболевания его можно начать лечить как можно раньше и, соответственно, эффективнее.

Невролог

Невролог проведёт комплексный осмотр вашего ребёнка: оценит мышечный тонус, нервно-психическое развитие, становление моторных функций, проверит врождённые рефлексы. Именно в возрасте от 1 до 2 месяцев наиболее часто выявляются перинатальные (возникшие в течение беременности и родов) поражения ЦНС (центральной нервной системы). К ним относятся: повышенная нервно-рефлекторная возбудимость и синдром угнетения ЦНС.

Очень важно диагностировать и начать лечение именно в первые месяцы жизни, поскольку в это время ещё происходит дозревание нервной системы, и её нарушенные функции легко поддаются восстановлению. Подавляющее большинство отклонений от неврологической нормы в возрасте одного месяца и чуть больше являются обратимыми.

Врач-невролог обязательно даст вам направление на нейросонографию (УЗИ головного мозга). Иногда такое обследование проводится ещё в роддоме, а в месяц его делают повторно по назначению доктора. УЗИ позволяет определить возможные изменения в структуре мозга: пороки развития, сосудистые кисты, расширение желудочков мозга (гидроцефалию), внутричерепные кровоизлияния, гипертензивный синдром (повышенное внутричерепное давление).

Ортопед

В первую очередь, специалист-ортопед должен проверить малыша на предмет дисплазии тазобедренных суставов, поскольку их неправильное развитие или недоразвитие у детей 1–2 месяцев - явление отнюдь не редкое.

Доктор осмотрит симметричность ягодичных складочек и оценит параметры разведения ножек вашего ребёнка в тазобедренных суставах. Если дисплазия тазобедренных суставов выявлена в столь раннем возрасте, когда суставы ещё только формируются, её вполне можно скорректировать безоперационным способом.

Если вовремя не сделать этого, то неправильное формирование суставов может привести к нарушению функций нижних конечностей ребёнка.

Кроме этого, ортопед исключает возможность развития таких врождённых и приобретённых патологий, как вывихи, косолапость, кривошея.

Хирург

Целью осмотра месячного малыша хирургом является выявление таких заболеваний, как гемангиома (сосудистая кожная опухоль), паховая или пупочная грыжа (выпячивание части органов или тканей сквозь слабые участки на передней брюшной стенке), у мальчиков - крипторхизм (неопущение яичек в мошонку) и фимоз (сужение крайней плоти).

Очень часто в поликлиниках специальности хирурга и ортопеда совмещаются одним врачом.

Окулист (офтальмолог)

В возрасте одного месяца малыш должен владеть навыком фокусирования взгляда на предмете. Эту способность проверит окулист. А кроме этого, специалист осмотрит глазное дно маленького пациента с целью выявления патологий сетчатки и проверит проходимость носослёзных каналов.

Изменения на ранних стадиях излечиваются консервативным (неоперационным) путём. Это позволяет избежать дальнейших нарушений функций глаз и развития осложнений со стороны органа зрения.

ЛОР-врач

На первом-втором месяце жизни врач, контролирующий правильную работу детских ушек, носика и горла, может назначить специальное исследование для выявления возможных патологий слуха. Ведь уже в этом возрасте ЛОР может заподозрить снижение слуха у малыша (тугоухость).

Ранняя диагностика этого заболевания очень важна, поскольку снижение слуха в будущем способно привести к отставанию в речевом и психическом развитии. Даже у таких маленьких пациентов успешно проводится лечение и реабилитация этого недуга.

Группы здоровья

По результатам обследования узкими специалистами педиатр оценивает здоровье ребёнка в комплексе и на основании этой оценки определяет группу здоровья.

Всего существует 5 групп здоровья:

  • Первая - ребёнок абсолютно здоров, физическое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту;
  • Вторая - дети с незначительными отклонениями от нормы или имеющие риск возникновения патологий;
  • Третья - дети, имеющие хронические болезни в стадии ремиссии, с редкими обострениями;
  • Четвёртая - дети, имеющие хронические заболевания или значительные отклонения от нормы;
  • Пятая - дети-инвалиды или дети с хроническими заболеваниями (частыми обострениями и тяжёлым течением).

Исходя из этого, каждому малышу устанавливаются сроки наблюдения у лечащих врачей, разрабатываются меры по оздоровлению (массаж, закаливание, лечебная физкультура), даются индивидуальные рекомендации относительно режима дня, методов физического воспитания и т. д.

Нравится

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» - прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Развивается череп от жизни
Во весь лоб — от виска до виска. . .
О. Мандельштам

Вашему малышу скоро исполнится или уже исполнился 1 месяц!

Позади остался один из самых сложных периодов жизни новорожденного. Ведь первый месяц жизни ребенка становится для него первым критическим периодом после рождения: он характеризуется напряженной работой всех органов и систем организма, "ответственных" за адаптацию (приспособление) новорожденного к принципиально новым для него условиям окружающей среды. К концу этого периода все переходные процессы должны завершиться, однако под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, при отягощенном течении беременности и родов естественные для новорожденного адаптационные процессы могут принять патологическую направленность и привести к неврологическому заболеванию ребенка.

Именно в это время и необходимо в первый раз посетить невролога — обычно просто для того, чтобы убедиться: у малыша все в порядке; но если это не так — чтобы выявить, "захватить" патологию в самом начале, не дать развиться заболеванию. Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение не только оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психоэмоциональной активности новорожденного, но и его внешний вид (собственно, именно этой последней теме и будет в основном посвящена моя статья).

Итак, на что прежде всего обратит внимание невролог при осмотре месячного ребенка? На форму и размер его черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов. Почему это так важно? Почему часто наши волнения и переживания связаны с наличием отклонений именно со стороны внешнего вида ребенка, особенно если это изменение формы и размера черепа? Связано это прежде всего с тем, что такие изменения могут оказаться диагностическим признаком серьезных заболеваний — и микроцефалии.

Форма и размер черепа

Отклонение от нормы — возможная патология. . .

Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед, в области висков и лба наблюдается выраженная венозная сеть.

Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения, черепные швы сужены, или закрыты, или небольших размеров. В дальнейшем отмечается замедленный темп прироста окружности головы, так что иногда у ребенка 2-3 лет размеры черепа почти такие же, как и при рождении. При микроцефалии череп имеет специфическую форму: мозговой отдел черепа меньше лицевого, лоб маленький, покатый, линия лба и носа скошена.

Такие состояния, как гидро- и микроцефалия, в дальнейшем приводят к задержке умственного и физического развития и поэтому требуют коррекции с самого раннего возраста!

. . .или повод для дальнейших обследований?

Но всякое ли отклонение от нормы однозначно должно свидетельствовать о патологическом состоянии? Конечно, нет! Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы. Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно прежде всего стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований для исключения патологических состояний. Какие же это обследования?

  • Абсолютно безопасным и достоверным методом является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга через большой родничок). Это исследование поможет не только увидеть изменения структуры головного мозга и признаки повышения внутричерепного давления, но и оценить кровоток по основным сосудам головного мозга.
  • Еще более достоверным методом является ядерно-магнитный резонанс головного мозга (ЯМР), однако данное исследование для малышей осуществляется под общим наркозом, поэтому проводят его только по достаточно веским показаниям.
  • В данном случае также необходимы консультации окулиста и нейрохирурга.

"Домашнее задание" для родителей

Кроме того, прямо с рождения вы можете самостоятельно контролировать прирост окружности головы ребенка, который является одним из основных показателей нормы и патологии. Как это сделать грамотно?

  • Еженедельно измеряйте окружность головы ребенка и фиксируйте полученные цифры в специально заведенной тетради.
  • Сантиметровую ленту при измерении располагайте по наиболее выступающим точкам черепа (лобные и затылочные бугры).
  • Во избежание недоразумений измерение должен проводить один и тот же человек.

Помимо прироста окружности головы, можно контролировать прирост окружности груди, являющийся одним из общих антропометрических показателей развития ребенка. Для этого:

  • еженедельно измеряйте окружность грудной клетки в тот же день, когда измеряете окружность головы;
  • сантиметровую ленту располагайте на уровне линии сосков ребенка.

Для чего нужна такая "самодеятельность"? Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).

Ну, а теперь несколько слов о том, что может и должно быть в норме, а что является патологией. Разговор на эту тему я попыталась облечь в форму ответов на вопросы, чаще всего волнующие молодых родителей.


От чего зависит форма черепа?

В норме при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время.

Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург).

Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в переднезаднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.

Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине.

Как растет голова?

У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9-48,9см).

Окружность головы у увеличивается быстрее, чем у доношенного, и прирост максимально выражен в период активной прибавки массы тела, а к концу 1-го года жизни достигает нормальных величин. Исключение составляют глубоко недоношенные дети.

Впрочем, всегда следует иметь в виду, что даже при нормальном могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями или воздействием окружающей среды.

Что такое роднички?

Роднички расположены в области схождения костей черепа. Передний, большой, родничок расположен между лобными и теменными костями. При рождении он имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем постепенно уменьшается к 6 месяцам и в 8-16 месяцев закрывается. Задний, малый, родничок расположен между теменными и затылочными костями. Он имеет небольшие размеры и закрывается к 2-3 месяцем жизни.

При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее, а бывает, что и вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов ее прироста и задержкой психомоторного развития.

Вышеперечисленные признаки не ограничивают всего многообразия возможных вариантов отклонений у ребенка раннего возраста. Однако следует иметь в виду, что любой необычный вариант внешности ребенка требует тщательного обследования и наблюдения за его ростом и развитием.

Когда и как невролог должен осматривать ребенка?

Развитие ребенка раннего возраста — очень чувствительный признак состояния организма. Оно зависит как от наследственных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий и требует динамического наблюдения докторов. Не забывайте показывать своего малыша специалистам в установленные сроки — 1, 3, 6, 12 месяцев!

Если вы приглашаете специалиста на дом, то необходимо учесть следующее:

  • осмотр ребенка должен проводиться на пеленальном столике или другой мягкой, но не прогибающейся поверхности;
  • обстановка должна быть спокойной, по возможности исключите отвлекающие факторы;
  • осмотр желательно проводить через 1,5-2 часа после кормления;
  • температура воздуха в помещении должна быть около 25°С, освещение — ярким, но не раздражающим.

В заключение статьи хочу еще раз напомнить: не откладывайте визит к неврологу, помните — от правильной оценки состояния здоровья новорожденного зависит своевременность проведения всех оздоровительных, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение его нормального развития, а дать правильную оценку способен только специалист!

Инна Шаркова, детский невролог
"Гута-Клиник", г. Москва

Обсуждение

Здравствуйте! Моей дочке 2 месяца, педиатр порекомендовал сделать нейросонографию и обратится к невропатологу. по результатам нейроснографии поставили диагноз6 незначительное расширена межполушарная щель (3,7 при норме 2,1). Невпролог осмотрел и выявил: активная, улыбается, гулит, симптом Грефе периодически,опора на поджатые пальцы. Дочка вздрагивает, нарушен сон, периодически срыгивает. Врачом поставлен диагноз: с/м ПНРВ, СДН по гипертипу, с/м ЛДН.
Не совсем понятны диагнозы, чем они опасны, как расшифровать эти симптомы. Помогите, очень боюсь упустить время.

16.01.2008 21:33:04, Наталия

Здравствуйте.
Моей дочери 3 недели.Недавно заметил несимметричность ее черепа,т.е. у нее правая височная впадина больше/глубже,чем левая.Скажите,это опасно?Патология ли это или со временем симметричность восстановится?И как поспособствовать восстановлению/формированию нормальной формы черепа?
PS:чередуем стороны сна ребенка.

21.12.2007 11:03:55, Стас

zdrastvuyte. u menye docinka 8 let i ona mikrocefaliya .a kak mojna uznat kakie budeshe jdyot emu.u neqo kajdiy nideli spazmi bivayet.ona ne ustayot v meste.pomaqite pojalusta kokoy lekorstva mojet uspokoyet eqo?ya jdu iz vas otveti.

07.12.2007 21:53:24, Ramil

Ребенку 7,5 месяцев, мальчик. Родился в срок, естественным путем (без кесарева сечения). При рождении поставили диагноз гипоксия. Ребенок находится на грудном вскармливании.
У ребенка проблемы со сном. Ребенок спит только в коляске или с соском в груди (использует сосок вместо соски). Никаких лекарств не принимал и не принимает.
За последний месяц 4 раза проводилась процедура по расширению глазного канала.
Процедура болезненная. Первые 3 раза ребенок реагировал достаточно спокойно и успокаивался в течение 10 минут после окончания процедуры. На четвертый раз начал плакать сразу, после того как его привезли в поликлинику, и после окончания процедуры не мог успокоиться в течение часа.
По словам врача - окулиста (зав. отделением глазной поликлиники при Морозовской больнице) процедуру будут повторять до тех пор, пока не удасться расширить глазной канал. Возможно 20 раз.
Вопрос:
Могут ли процедуры повлиять на психику ребенка или он все забудет и проблем с психикой не возникнет?

08.11.2007 15:00:20, Вадим

Здравствуйте доктор
меня беспокоит размер моей головы
мне 21 год рост 180 вес 75
а диаметр головы 54см.
мой подбородок его почти НЕТ!
такое ощущение что голова это шея
только на ней выросли волосы и лицо
помогите пожалуйста подскажите чевонибуть

Здравствуйте Доктор!

Rebenku 5 mesyacev, pri podderjanii rebenka on derjit noqi na noskax, normalno lı eto?
Mi ocen bespokoimsya cto on ne smojet xodit. Posle osmotra doktor skazal cto u neqo porez na noqax i cerepnoe davleniee i naznacıl etı lekarstva:
Mojno li eti lekarstva prinimat pri takom diaqnoze.
Doktor cto bi vi posovetovali cto nam delat?
Zaranee blaqodaryu.
1 Флекситал N10

2 Диакарб N6

3 Эуфиллин N10

4 Глюферал N

5 Мидокалм N10

6 Кальций- маг

7 Аспаркам N10

03.05.2005 10:02:06, S

Подскажите, если ребёнку только месяц и невропатолог сказал что родничок 0.5 и что это ни есть хорошо! Это сильно плохо? И как это повлияет на развитие малыша?
[email protected]

05.04.2005 14:11:35, Роман

Мне 16 лет, у меня у меня
увеличенная лобная и теменная
кости черепа, может быть
это передалось по наследству,
как решить эту проблему,

другую терапию. Можно ли
проводить изменения на
генетическом уровне.
Напишите ответ

17.03.2005 06:48:03, Антон

Мне 16 лет, у меня у меня
увеличенная лобная и теменная
кости черепа, может быть
это передалось по наследству,
как решить эту проблему,
может можно применять лазерную или какую-нибудь
другую терапию. Можно ли
проводить изменения на
генетическом уровне.
Напишите ответ

17.03.2005 06:46:26, Антон

Моему сыну было около 4 месяцев, когда у него затормозилось психомоторное развитие. На осмотре невролог в детской поликлинике сказала, что ребёнок полностью здоров и никаких отклонений у него нет. Но (спасибо совету знакомого медика) мы обратились к мануальному терапевту. Мануальщик определила с первого взгляда нерасхождение швов костей черепа (причина была из-за переношенности в 3 недели и стремительные роды). После первого сеанса массажа косточки разошлись и ребёнок начал нагонять в развитии упущенное. Поэтому надежды на профосмотры никакой. Только собственные наблюдения...

07.12.2004 03:12:23, МамонтёнОК

Здраствуйте. Моей дочке 1,5 месяца. Иногда она смотрит "удивленно". Нервопотог направил нас на нейросонограмму. На направлении написано: "с-м ЛДН?" Что означает этот "удивленный" взгляд и ЛДН? Заранее спасибо за ответ

13.11.2004 01:02:21, Юля

Самое первое знакомство новорожденного с врачом происходит сразу же после появления на свет, при осмотре неонатолога. Встречи же с другими специалистами в белых халатах, при отсутствии иных показаний, происходят согласно календарю осмотра. И одним из первых в нем значится невролог (невропатолог).

Детский невролог (или врач-невропатолог) - специалист, который тщательно следит за развитием и созреванием нервной системы малыша. Состояние нервной системы человека - один из главных показателей состояния всего организма. И если с раннего возраста не уделять нервной системе и патологическим проявлениям с ее стороны должного внимания, то это может привести к задержке психомоторного развития малыша, нарушениям его поведения и многим другим «болезням от нервов».

Осмотр врача: когда, зачем и почему?

Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Врач вместе с родителями будет следить за соответствием психомоторного развития малыша возрастной норме, отмечать его новые успехи и достижения и давать мамам и папам индивидуальные рекомендации по воспитанию и уходу за ребенком. Неврологический статус малыша изменяется в течение первого года жизни (примерно каждые три месяца), поэтому профилактический осмотр (плановая диспансеризация) обычно проводится в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. На втором году жизни привести ребенка к неврологу необходимо два раза - в 1,5 и 2 года, а далее осмотр необходимо проходить ежегодно. По определенным симптомам специалист во время каждого осмотра определяет, нет ли задержки в развитии ребенка, и при необходимости назначает дополнительные обследования или консультации других специалистов.

Визит к врачу

Осмотр малыша специалистом обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, каждая мама поделится с врачом жалобами, расскажет об общем самочувствии ребенка и перенесенных им заболеваниях. На основании жалоб невролог составит детальный план обследования и приступит к осмотру малыша.

Исследование функций черепных нервов
Положение глаз в покое, определение размера зрачков, асимметрия лица, наблюдение реакции на звук, громкость голоса, положение языка во рту -все это позволяет специалисту оценить состояние каждой из пар черепных нервов.

Исследование двигательной сферы
Наличие и выраженность рефлексов - важный индикатор психомоторного развития. Исследование двигательной сферы включает в себя оценку:

  • мышечного тонуса (дистония - гипертонус или гипотония);
  • сухожильных рефлексов;
  • выявление патологических и постуральных (значение их состоит в создании статической позы, при этом происходит «обучение» мышц удерживать позу активно), а также безусловных рефлексов.

Исследование чувствительности
У детей грудного возраста эти исследования провести крайне трудно. Здесь врач обращается за помощью к родителям и их наблюдениям за малышом. Например, периодические жалобы родителей на беспокойство ребенка при надевании шапочки неврологи расценивают гиперестезию -повышенную чувствительность кожи на раздражение.

Оценка когнитивных функций
Это неотъемлемая часть неврологического осмотра. У детей до 6 месяцев патологическими проявлениями могут быть нарушения общения, которые определяются способностью фокусировать взор, следить за предметом и выделять взглядом знакомые лица. Различные проявления эмоциональной сферы (разнообразие проявлений мимики, улыбка, смех, лепет) - также вый показатель зрелости и состояния нервной системы ребенка.

Мамам на заметку
Во время визита к специалисту малыш должен находиться в состоянии максимального комфорта. Для этого в кабинете врача созданы все необходимые условия - здесь оптимальные освещение и температура воздуха и удобный пеленальный столик. Однако и мамы должны позаботиться о том, чтобы малышу было комфортно и спокойно. Для этого ребенку необходимо дать отдохнуть за пару часов до визита к неврологу, а за час до посещения врача не забудьте его покормить.

Что умеет наш малыш
Перед тем как отправиться на прием к врачу невропатологу, вы сами можете попробовать оценить психомоторное развитие своего ребенка. В этом вам помогут следующие подсказки:

  • В 1 месяц малыш сохраняет во сне утробное положение, но с 3-й недели при пробуждении потягивается. В вертикальном положении голову не удерживает. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете и прослеживает за его движением в горизонтальном направлении. С 3,5–5 недель возникает первая улыбка в ответ на обращенный к нему ласковый голос, появляются горловые звуки. Движения нецеленаправленны, хаотичны.
  • В 2 месяца ребенок может повернуться со спины на бок, повторяет улыбку матери и реагирует неумелой подражательной мимикой на выражение ее лица. Отмечаются первые проявления комплекса оживления.
  • С 3 месяцев, лежа на животе, малыш опирается на предплечья и хорошо поднимает и удерживает голову. Фиксирует взгляд на подносимом к лицу предмете, гулит. У крохи отчетливо выражен комплекс оживления, как на взрослого, так и на любой оптический раздражитель. Малыш играет со своими руками, ощупывает пальчики, тянет их в рот. Впервые появляется смех.
  • В возрасте 4 месяцев ребенок уверенно переворачивается со спины на живот, при подтягивании за руки садится, помогая движениями головы и плеч. Удерживает в руке погремушку, размахивает ею. Улыбка переходит в голосистый звонкий смех. Придерживает грудь матери или бутылочку во время кормления обеими руками.
  • В 5 месяцев ребенок долго лежит на животе, поднимая голову и плечевой пояс, опираясь на ладони выпрямленных рук, ползает на животе вбок и назад, реже вперед. Улыбается своему изображению в зеркале, узнает маму и по-разному реагирует на чужих.
  • В 6 месяцев активно переворачивается с живота на спину, передвигается по-пластунски. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Предпочитает некоторые игрушки другим. Появляется лепет.
  • С 7 месяцев малыш встает на четвереньки, пытается ползать. При появлении чужих людей возникают признаки страха, плач. Ищет и находит взором предмет, о котором спрашивает взрослый, протягивает руку своему отражению в зеркале.
  • В 8 месяцев кроха садится и ложится сам, уверенно сидит без поддержки. Ползает на четвереньках. Придерживаясь рукой, сам встает, стоит, опускается. По просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «до свидания», «дай ручку»). Знает свое имя.
  • В 9 месяцев ходит при поддержке за руки или держась руками за опору. Сидя нагибается и поворачивается. Пьет из чашки. Ищет спрятанную или упавшую на пол игрушку.
  • В 10 месяцев делает шаги вперед, держась руками за подвижную опору. Совершает различные действия с предметами. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. Рвет бумагу, газету, следит за движениями бросаемых предметов.
  • В 11 месяцев ребенок может недолго простоять без опоры. Ходит, держась за руку взрослого. При поддержке, приседая и наклоняясь, наги¬бается за игрушкой. Накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамиды на стержень. Может опустить мелкий предмет в кружку. Появляются первые осмысленные упрощенные слова.
  • К 12 месяцам малыш самостоятельно встает, стоит и ходит. Произносит до 10 слов. Начинает помогать, когда его одевают. Иногда использует горшок по назначению. Знает значение слова «нельзя». Появляются зачатки манипуляционных игр.

В течение первого года жизни невролог осматривает малыша несколько раз. И даже если во время осмотра врач обнаружит какие-либо «недостатки» в формировании нервной системы, не стоит пугаться: большинство из них при ранней диагностике поддаются коррекции. Вот почему откладывать визит к неврологу нельзя ни в коем случае.

Л.А. Козловская, врач-невролог Клиники «9+»
(Группа компаний «Мать и дитя»)