Как быть идеальным ребенком. Какими должны быть идеальные дети? Родительские ожидания о том каким должен быть их ребенок

Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, добрым и самым мужественным, кто не надеется, что люди будут уважать сына или дочь, за трудолюбие и знание дела, за воспитанность. Иначе говоря, мы мечтаем о всестороннем совершенстве наших детей, т. е. о воспитании идеального ребенка. А если вдуматься, какой он, идеальный ребенок? И что это вообще такое?

С самого рождения он ночью спит, не плачет, не болеет, читает и играет на скрипке. К тому же веселый, жизнерадостный и больше всего любит порядок. Затем учится сразу в четырех школах (общеобразовательной, художественной, музыкальной и спортивной) и всюду - на «отлично». Имеет врожденную неприязнь к компьютерным играм, чипсам, сигаретам и сомнительным компаниям. Насобирав до одиннадцатого класса сто килограммов грамот, дипломов, кубков и медалей, успешно сдает экзамены и поступает в академию академий, откуда выходит академиком-бизнесменом и, за год-два, сбив мультимиллионное состояние, женится на скромной не ленивой девушке, которая очень нравится его маме.

Все дети, которые безупречно себя ведут, никогда ни в чем не ошибаются, изо всех сил стараются угодить родителям, воспитателям и учителям, на мой взгляд, довольно скучны. А те дети, которые наиболее симпатичны, всегда самые яркие и интересные личности, - у всех у них есть какой-нибудь замечательный изъян. Они любят пошалить, могут взорваться, если с ними споришь, или отличаются склонностью к лентяйничанью. Наверняка, вы своей жизни тоже встречали многих прекрасных детей, которые потом превращались в изумительных взрослых, но, положа руку на сердце, можете вы назвать их идеальными? Конечно, нет!

Дети не должны представлять собой уменьшенных взрослых. Они должны обладать недостатками, от которых положено избавляться взрослому человеку. Если мы вырастили идеального ребенка к десяти годам, значит, можно отправлять его уже сейчас учиться на банкира, потому что оставшиеся годы детства такому ребенку уже не нужны. Однако детство именно для того и нужно, чтобы быть детьми. И, на мой взгляд, даже лучше, если с возрастом не исчезает абсолютно все детское несовершенство. Кому нужен взрослый ребенок, у которого в глазах никогда не промелькнет озорная искорка или намек на необдуманный поступок, у кого не осталось ни капли смешливости и безрассудства? Помните, как в стихотворении Эдуарда Успенского?

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налёт?

К нам приходил бегемот?

Может быть, дом не наш?

Может, не наш этаж?

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

Значит, это не обвал?

Значит, слон не танцевал?

Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

Дети должны озорничать и проказничать, иначе это будут не дети! Дети должны радоваться, достигая успехов, лить слезы, терпя неудачи, познавать взлёты и падения, ведь только таким образом происходит развитие!

Конечно, нельзя оставлять ребенка на произвол судьбы и ждать, что из него вырастет что-то путное. Нужно помогать, направлять, советовать, давать попробовать…

Нельзя только заставлять и ломать. Прислушивайтесь к желаниям и призваниям ребенка, развивайте его таланты, и тогда в каждой семье вырастет по-своему идеальный ребенок!

Утверждения о правильности и неправильности касаются ведь не только матерей, но и детей. Где-то ведь в мире («Инстаграме») есть какие-то такие офигенные, идеальные дети с набором каких-то желательных качеств.

Я тут на досуге решила пофантазировать о том, что такое должны делать дети, чтобы стать идеальными. Думала, конечно, о своих спиногрызах, но получилось довольно занятно.

Во-первых, мне оказалось очень трудно придумать утверждения без частицы "не". Ну, т.е. мы чаще всего точно знаем, чего наши дети делать не должны: не должны сидеть много за компом, не должны ругаться и злиться, не должны грубить, не должны много есть сладкого или разбрасывать игрушки. А вот что должно быть вместо этого? И эти утверждения рождаются с трудом.

У меня они оказались очень забавными, про то, что дети должны контролировать своё поведение, должны грамотно распределять своё время, должны слышать меня с первого раза, должны поддерживать чистоту, должны любить читать, должны заботиться о других, должны тихо себя вести и т.д.

И вот когда я написала и вслух прочитала эти утверждения, то вдруг подумала, что, судя по описанию, ни хрена это не дети получаются, а очень даже взрослые, причём очень примерные и воспитанные взрослые. Даже мне тяжело быть такой, да и противно, если честно.

Из каждого утверждения росли такие забавные ноги рассуждений, про то, как я отношусь к этому на самом деле.

Так, например, утверждение про то, что дети всё должны понимать с первого раза, встретило внутри меня протест в вопросе: "А как тогда они будут слышать себя, если всегда будут некими локаторами-пеленгаторами для чужого мнения?" Или утверждение, что они должны всегда соглашаться с родителями, вызывает во мне негодование на тему, а как тогда они будут строить свою жизнь, если будут вечно слушать меня. И готова ли я всю жизнь подсовывать им решения для их жизни, чтобы они с ними соглашались.

Многие утверждения были прямо противоположными или невыполнимыми, но при этом они были в моей голове. То, что я съела, не прожевав, не почувствовав вкуса, приняв на веру. Теперь, когда я говорю это вслух, меня сворачивает от отвращения и почти тошноты, вызывает оторопь и неприятие. Но, только сказав это вслух, рассмотрев и подвергнув сомнению, я смогла развенчать эти утверждения.

И мне важно не "чтобы они обязательно читали", а чтобы проявляли любознательность, не "всегда со мной соглашались", а были в безопасности, не "играли тихо", а чтобы у меня была возможность побыть в тишине.

Оказалось, что в этих утверждениях очень много про меня, про мои потребности, чтобы мне стало с ними легче, чтобы наши отношения были в безопасности, чтобы было место для моих желаний. Это уже другая история, на фига мне заворачивать свои потребности и желания в такой кулёчек из детей и того, чего они мне должны. Но то, что это мало имеет отношения непосредственно к ним, - это факт. У кого-то может быть иначе, и это нормально.

«Детство – это самое счастливое и беззаботное время в жизни», — любят повторять взрослые. Однако вряд ли с этим утверждением согласятся те дети, к которым родители предъявляют завышенные требования, стремясь воспитать «идеального ребенка».

Всем на зависть будет Петя, лучшим мальчиком на свете

Редкие родители воспринимают рождение малыша, как дар Божий и растят его в безусловной любви, развивая природные наклонности своего чада. Гораздо чаще уже к моменту рождения младенца будущие мама и папа, бабушки и дедушки имеют ряд ожиданий, касающихся того, каким должен быть ребенок : его внешность, способности, успеваемость, будущая профессия. «Будет врачом, как дедушка», «Красавица вырастет», «Непременно летчиком станет, мне-то не удалось», — малыш еще в пеленках, а по отношению к нему у родных уже масса ожиданий, которые он должен будет оправдывать.

Но это еще не все. Не успел малыш родиться, его уже оценили по шкале Апгар, а каждый месяц детский педиатр сверяет со своими таблицами («Что-то вы его не докармливаете»), выясняет, что кроха умеет делать и сравнивает с нормами («Головку еще не держит – не порядок, из поильника не пьет сам — не хорошо!»). Так к родительским ожиданиям добавляются требования общества и некие усредненные медико-педагогические нормы – что в каком возрасте ребенок должен уметь делать.

Масла в огонь подливают мамочки в парках и на детских площадках: «Как, он у вас все еще в памперсах! Наша уже давно на горшок просится!», «Ой, а Ванечка у меня уже и читает и считает до ста!». И молодая мама в ужасе – Ванечка уже читает, а наш-то еще даже алфавит не освоил!

Вот и давайте представим себе «счастливое» детство такого ребенка. Его кормят насильно, если он не добирает, по мнению педиатра, вес, его лишают маминого молока, потому что по нормам пора отучаться, усаживают на горшок, потому что соседская Катя уже давно сама просится и заставляют ходить в спортивную школу, так как папа мечтает вырастить второго Кафельникова. Картина, конечно, несколько утрированная, и все же… Каким должен быть ребенок?

Идеальный ребенок

Помните телевизионную рекламу: «Если бы ребенок ел строго по часам, то это был бы не ребенок, а часы с кукушкой»? То же самое можно сказать и про нормы развития: если бы ребенок строго соответствовал всем требованиям к его развитию в каждом возрастном периоде – это был бы не ребенок, а робот. Ведь любые нормы – это очень усредненные параметры развития, и они весьма относительны. А каждый ребенок – индивидуален. Это понимает любой грамотный педиатр и педагог. Поэтому, если ваш педиатр настаивает на отлучении полуторагодовалого карапуза от груди, только потому, что к двум годам грудное вскармливание следует прекратить – смените педиатра.

Хороший врач знает, что развитие каждого ребенка очень индивидуально и объяснит маме и папе, что нормы — это лишь ориентиры и беспокоиться стоит только в том случае, если развитие ребенка по тому или иному параметру оказывается за пределами границы нормы. Но и здесь не нужно торопиться с выводами — следует сначала понаблюдать за ребенком и провести дополнительную диагностику. Любой грамотный педагог и педиатр скажут вам также, что детей идеальных, четко вписывающихся абсолютно во все возрастные нормы физического и психического развития попросту не существует.

И уж тем более спокойно нужно относиться к советам окружающих о том каким должен быть ребенок и похвальбам своими чадами соседских мамочек. Ну разные у всех детей темпы развития, а то, что Ванечка читает в четыре года вовсе не означает, что из него Эйнштейн вырастет! Каждой маме, вполне естественно, хочется похвалиться достижениями своего ребенка. Порадуйтесь вместе с ней, но ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми своего малыша, помня об уникальности и индивидуальных темпах развития.

Что же касается любителей раздавать советы, то здесь важно знать — советчики таким способом самоутверждаются. И о каких бы добрых намерениях они в этот момент ни твердили, вы же помните куда ведут те самые благие намерения? Непрошеные советы лучше пропускать мимо ушей, а уж если вы действительно нуждаетесь в совете медицинского, педагогического или психологического характера – идите за ответами к профессионалам.

Родительские ожидания о том каким должен быть их ребенок

Стань таким, как я хочу

Родительские ожидания сломали немало человеческих судеб. Она любила петь и у нее были явные задатки, но мама настояла на медицинском институте. Ему нравились шахматы, но папа хотел вырастить великого хоккеиста. Она любила Сашу, но вышла за Вову, потому что мама не хотела, чтобы дочь стала женой военного и уехала от нее на край света. Продолжать можно до бесконечности. А итог один: дети проживают несчастливую жизнь. Ведь каждый человек должен жить своей судьбой, следовать своим наклонностям и развивать свои способности, а не удовлетворять честолюбие родителей.

Может быть, это утверждение и покажется слишком жестким, но факты неумолимы: сверхожиданиями «награждают» детей те родители, которые сами в жизни не смогли состояться. Свой жизненный неуспех в той или иной области человек пытается компенсировать за счет своего ребенка, объясняя ему каким он должен быть . Иные дети протестуют, когда родители требуют: «Стань таким, как я хочу!», идут им на наперекор, конфликтуют. Другие же и не противятся, так как любовь к маме и папе заставляет ребенка всеми силами стремиться оправдывать их ожидания. Но внутренний конфликт между родительскими ожиданиями и собственными желаниями и задатками приводит к колоссальному напряжению, в результате такие дети обычно много болеют и страдают разного рода неврозами.

Так что же теперь, совсем не иметь никаких ожиданий по отношению к своему ребенку? Постарайтесь разобраться со своими родительскими ожиданиями, и чтобы не испортить жизнь и себе и наследнику, попытайтесь понять, откуда они взялись. Не реализовались в чем-то сами? Так зачем же вы хотите заставить своего ребенка проживать вашу жизнь? Доставляет удовольствие хвастаться успехами чада перед друзьями и коллегами, поэтому вы требуете от него сверхдостижений? Или над вами довлеют стереотипы: каждый нормальный ребенок должен хорошо учиться, быть бойким и легко знакомиться, научиться читать к шести годам, есть манную кашу и так далее и тому подобное? Будьте честны сами с собой, это убережет вас в будущем от многих бед и разочарований.

Каким должен быть ребенок ? Законы психологии столь же неумолимы, как математические законы и законы природы. Если к ребенку предъявляются завышенные ожидания и сверх требования, если его заставляют идти против собственной природы, то в будущем такой ребенок вырастет невротической личностью или будет склонен к разного рода зависимостям (алкогольная, наркотическая, игровая). Исключений не бывает.

Давайте не будем стремиться растить идеального ребенка, гораздо важнее вырастить счастливого, самостоятельного человека, умеющего принимать решения и нести за них ответственность. А вырастить счастливого человека могут только счастливые родители. Так что направляйте свою энергию не на воспитание идеального наследника, а на собственное развитие. Если вы оставите в покое своего ребенка, считают психологи, ему это пойдет только на пользу, ведь в каждом младенце есть божественное начало и важно лишь не задушить этот росток.