Как помочь ребенку в домашнем задании? Как помочь ребенку при выполнении домашнего задания Можно ли с помощью йоги накачать попу.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

2 КЛАСС

Тема:» Как помочь ребёнку в выполнении домашнего задания.»

Цель: Выявить представления родителей об организации домашнего задания.

Ход собрания.

I . Введение в тему собрания.

Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без память, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она по лесу, цветочки собирает, кузнечиков слушает и вдруг вспомнила, что уроки она не сделала. А солнце к вечеру клонится…

Продолжите, уважаемые родители, сказку.

II .Вступительное слово.

Учёба в школе, выполнение домашних заданий- серьёзный труд. Домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой».

«Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений педагогов настаивает на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой горькой участи?

В современной школе дети проводят по шесть часов в день. К счастью, учебная программа по-прежнему включает такие предметы, как физкультура, изо, музыка. Предполагается, что оставшиеся три часа учитель должен потратить на обучение математике, русскому языку, чтению и хотя бы немного окружающему миру. Учитель не в состоянии всё успеть, поэтому он нуждается в помощи.

Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс развития ваших детей. Читая своему ребёнку, вы автоматически развиваете его словарный запас.

Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных функций является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если ребёнок долго болел, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания- это стимулирование познавательного интереса, желание знать, как можно по предмету или теме.

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое задание.

III . Игра «Разброс мнений ».

    У нашего ребёнка есть специальное место, где он…

    Самостоятельно справляется с…

    Готовит с трудом…

    Мы оказываем помощь ребёнку в выполнении домашних заданий. Эта помощь заключается в …

    Когда ребёнок учит уроки, мы….

    Если ребёнок выполнил домашнее задание небрежно, то …

IV . Советы родителям.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали, у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведённого для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору, или в дом пришли гости. Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

На столе всё должно находиться на своих местах. Известный специалист по организации труда А. К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. Рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу.

Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить на расстоянии вытянутой руки полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами –календарь и расписание уроков.

Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребёнок выполняет домашнее задание. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22 градуса.

Часто родители задают вопрос, с какого предмета лучше начинать выполнение уроков, с трудного или лёгкого? Лучше всего научить ребёнка самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала трудные уроки и переходить к более лёгким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более лёгких и лишь постепенно переходит к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час или 1.5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребёнок занят каким- либо другим делом (например, кружки, секции), то можно садиться и позже. Но, в любом случае, нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: до 1,5 часов во втором классе, до 2 часов в третьем и четвёртом.

Для успешного выполнения задания необходим чёткий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого следует сделать несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься и заниматься добросовестно, должна стать обязательной для растущего человека. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось- уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть- это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

V . Педагогическая ситуация.

Очень часто в разговоре с вами можно услышать, что ваш ребёнок сидит за уроками 3-4 часа.

Понаблюдайте за своим ребёнком во время выполнения домашней работы.

Ребёнок занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает. Но нет, оказывается. Вот куда-то подевались ручка и карандаш. Тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут. Но вот всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу. Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика.

На «раскачку» ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Ребёнок за это время6

Дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить;

Один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не начались ли его любимые мультики;

Дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

Один раз доставал из стола какие-то карточки и пересматривал их.

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных ребёнком, только 1час 27 минут использованы с толком, сколько и положено ученику второго класса. Такая картина является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

VI . Практическая работа (работа в группах).

Задание 1.

Старший ребёнок у нас ходил в группу продлённого дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость было соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала без нас уроки не делать. Я прихожу домой после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделать.

Вопросы.

    Должен ли ребёнок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

    Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

Задание 2.

Мы с женой сразу договорились, пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – света, то пусть свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт. А как иначе?

Вопросы.

    Как вы оцениваете поведение родителей?

    Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности?

    Если ребёнок получит двойку, то какие будут ваши действия?

VII . Практические рекомендации учителя. Из опыта работы.

    Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?

Начните с предмета, который легче даётся ребёнку и не отвечайте ни на один вопрос, обращённый к вам, пока задание не доделано до конца. Посмотрите, есть ли ошибки, предложите искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

Родители, которые практически сразу представляют детям возможность проявлять самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай».

Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушных родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором случае формируется безответственность, уверенность в том, что всё будет сделано хорошо и без особых усилий.

    О чтении.

Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает ещё. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух по очереди. Рассматривайте иллюстрации, замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

Метод «5П»:

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Этот метод лучше использовать при подготовке устных заданий:

1П- просмотри текст (бегло);

2П- придумай к нему вопросы;

3П- пометь карандашом самые важные места;

4П- перескажи текст (используя ключевые слова):

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова- сразу вспоминаешь, о чём сказано в нужной части текста4

При чтении абзаца выбирается 1-2 ключевых слова (самых важных0. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Её нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

5П- просмотри текст повторно.

    По русскому языку.

Обращайте внимательно на выполнение упражнения полностью. При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слогов. При его письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспомнит. Уйдите из комнаты пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

    Задачи по математике.

Учите читать и представлять задачу как происшествие. Выполните чертёж или сделайте краткую запись. Найдите вспомогательное действие, если задача в два или более действия. Уточняем, о каких величинах идёт речь. Ребёнок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.

    Окружающий мир.

Читайте не только книги, но и выписывайте журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс выполнения домашних заданий.

VIII . Решение родительского собрания.

    Учить ребёнка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

    Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми домашней работы.

    Оказывать помощь детям при возникновении серьёзных затруднений в выполнении домашних заданий.

    Не скупиться на похвалу.

    Ставить совместно с ребёнком реальные цели.

Литература.

    Мир детства: Младший школьник. Под редакцией Хрипковой А. Г. 1988.

    Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Под редакцией Степановой Е. Н. Выпуск 1. М. Просвещение. 2003.

    Справочник для начальных классов. Шклярова Т. В. М. Просвещение. 1994.

ПАМЯТКА «САДИМСЯ ЗА УРОКИ»

    Садись за уроки всегда в одно и то же время.

    Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

    Выключи телевизор, компьютер. В комнате должно быть тихо.

    Посмотри расписание на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

    Приготовь всё необходимое для выполнения задания.

    Убери со стола всё лишнее.

    Пришло время выполнять работу. Сядь правильно. Открой учебник.

ПАМЯТКА «КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УРОКОВ»

    Начните с предмета, который легче всего даётся ребёнку и не отвечайте ни на один вопрос, обращённый к вам пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли ошибки, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

    Таблицу умножения повесьте над столом и учите по ней умножать и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Если ребёнок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.

    Один раз ребёнок читает сам. Потом он рассказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает ещё. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух по очереди, а где можно и по ролям.

    При трудностях, возникающих при выполнении заданий по русскому языку, выполните всё задание вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

    Окружающий мир- не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте из журналов интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

ПАМЯТКА КОНТРОЛЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

    Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности ребёнка.

    Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

    Создайте условия для успешного выполнения ребёнком домашнего задания.

    Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

    Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

    Требуйте от своего ребёнка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

    Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

    Развивайте его внимание при выполнении домашнего задания.

    Хвалите ребёнка за своевременно и качественно выполненное задание.

    Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи.

    Для того, чтобы облегчить своему ребёнку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.

    Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то пожертвовать.

    Покупайте своему ребёнку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

    Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.

Умение самостоятельно учиться и выполнять домашнее задание очень важно для школьника. Родителям же надо направить ребенка в нужное русло и приучить к ответственности

Не последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.

Занятия с ребенком дома

В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:

  1. Объяснение материала. Ребенок не всегда все сразу понимает на классных занятиях, а иногда и не все слушает. Первый шаг – объяснить упущенные и непонятые им моменты в изучаемой теме.
  2. Выполнение домашнего задания. Здесь нужен контроль, для того чтобы школьник занимался уроками, а не просто скучал над тетрадью.
  3. Проверка уроков. Всегда следует просматривать, как ребенок сделал домашнее задание.

Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.



Современная школа сильно нагружает детей домашним заданием, поэтому стоит поддержать ребенка, особенно в первые два года обучения, но и уроки делать за него категорически нельзя

Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого – шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.

Контроль выполнения уроков

Контроль над школьником во время выполнения домашнего задания сводится к тому, чтобы сидеть с ним рядом или периодически приходить и проверять, чем он занят и как продвигаются дела. В противном случае, он быстро может переключить свое внимание на постороннее занятие, и тогда процесс может затянуться надолго.

Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.

Что касается популярного диагноза “СДВ(Г)”, который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.

Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.

В случае посещения малышом других внеклассных кружков, например, если он занимается спортом, танцами или рисованием, можно перенести выполнение уроков на более позднее время. Однако не стоит оставлять их на вечер. Для учеников на второй смене идеальным временем для того, чтобы делать домашнее задание является утро.

Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:

  1. Определенный ритм работы. Например, делать каждые 25 минут перерыв на 5-10 минут.
  2. Ко второму году учебы необходимо научить ребенка самостоятельно распределять свое время. С этого момента родитель подключается только, если малыш сам просит помочь. Иначе можно заставить думать кроху, что мама или папа и так все сделают вместо него.
  3. Приоритетность учебы. Когда ребенок садится делать домашнее задание, его не должно от этого ничего отвлекать, ни просьба вынести мусор, ни уборка в своей комнате. Все это можно отложить на потом.


В младших классах ребенок еще не адаптировался, не привык к выполнению домашних заданий. Ему необходимо делать перерывы в работе

Средняя и старшая школа

В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:

  1. Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам. Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки. Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
  2. Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение. Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала – первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
  3. Знание того, что уроки сделают за него. Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.

Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.



Если ребенок с самого начала процесса обучения приучен к правильному режиму дня, то выполнение домашних заданий не станет непреодолимым делом

Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.

Основные принципы выполнения домашних заданий

После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:

  1. Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
  2. Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс. Ребенок обязательно это оценит.
  3. При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
  4. Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его. Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
  5. Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
  6. Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка – дело второстепенное.

Важно не отказывать ребенку в помощи, даже при других планах. За детей несут ответственность родители, и именно им надо организовать режим дня и мотивировать его учится.

Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки – тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий

Некоторые, чересчур заботливые родители, желая всячески облегчить бремя учебы для своего любимого чада, пытаются сами решать за него задачи, выполнять письменные задания и даже готовить сочинения. Это неправильно.
Но и бросать его сразу в воду, не научив плавать, тоже нельзя. Помогать ребенку нужно, но так, чтобы не снимать с него ответственность, не подавлять, а развиватьего самостоятельность.
Как этого добиваться?
1. Учите ребенка задавать вопросы не только вам, но прежде всего себе. Чтобы он не ждал от вас готового ответа, а находил его сам. Например:
— «Тебе всё понятно?»
— «А что это значит?»
— «А как бы ты ответил на такой-то вопрос?»
2. Помогайте ребенку правильно пользоваться не только учебниками, но и словарями, справочниками, энциклопедиями.
3. Учите его постоянно анализировать свою работу . Особенность восприятия младшего школьника такова, что сам он не замечает своих ошибок: его восприятие еще не дифференцировано.
Проверяя выполненную работу, не сразу отмечайте саму ошибку, а спросите:
— «На какой строчке сделана ошибка?»
— «В каком слове сделана ошибка?»
— «Какую ошибку ты допустил и как ее исправить?»
— «Как проверить правильность написания?»
4 . Стремитесь развивать память ребенка. Для этого заучивайте вместе с ним стихи. Это можно делать наперегонки, по очереди. Не заставляйте его специально «зазубривать» стихи, лучше просто читать их вместе вслух. Так возникает эффект сопереживания. Постепенно стихи запомнятся сами по себе.
5 . Развивайте внимание ребенка. Используйте для этого всевозможные упражнения на сравнение рисунков, предметов, нахождение ошибок в изображениях. Задания целесообразно выполнять по очереди: сначала Вы придумываете задание — ребенок выполняет его, а потом наоборот.
Могут предлагаться друг другу и иные задачи на внимание:
— «Что изменилось сегодня в природе по сравнению со вчерашним днем?»
— «Какие особенности одежды были у мамы, у папы вчера?»

— «Посмотри внимательно, как я расставила 5 игрушек? А теперь скажи, как они поменялись местами?»
6 . Развивайте также волю ребенка. Чтобы осуществить самостоятельные действия, ему всякий раз необходимо применить волевое усилие. А это не так просто. Вот почему важно, чтобы оно приносило ему эмоциональное удовлетворение. Но это возможно лишь в том случае, если дело доводится им до конца.
7 . Развитие познавательной самостоятельности — сложный и трудный процесс. Для наглядности можно привести следующую таблицу:

Познавательная самостоятельностьможет быть воспитана при обучении

Познавательная самостоятельность
не может быть воспитана при обучении

Если ребенок умеет
· организовать свои занятия: «Посмотри, всё ли ты приготовил для своей работы?»
· проводить необходимые действия (алгоритм выполнения): «Расскажи, что ты будешь делать с этим заданием?» «В каком порядке выполнять его?» «Какой результат должен получиться?»
· записывать действия в виде схемы, таблицы, модели
· контролировать свои действия в соответствии с образцом: «Сравни, так ли ты действовал?»
· решать задачи разными способами и оценивать их преимущества и недостатки: «Каким еще способом можно решить эту задачу?» «Какой тебе больше нравится?» «Почему?»

На приказе, требовании взрослого: «Садись за уроки и немедленно делай их!», «Не перечь!», «Замолчи!»,
· на упреках, окриках и оскорблениях: «Сколько тебе можно говорить?» «И тебе не стыдно?», «Ты что, не понимаешь что ли?» «Ты что, совсем дурак (дура)?» и т.д.
· на инструктивной педагогике: «Делай так-то и так-то», «Пиши так и не иначе», «Слушай, что я тебе говорю».
· на постоянной опеке: «Я сейчас освобожусь и решу за тебя эту задачку (сочиню ответы на вопросы, придумаю предложения, нарисую...)»

Желательно вырабатывать у ребенка всякий раз положительный настрой на успех:
· хвалить его за любую положительную инициативу: «Это у тебя получилось хорошо, а теперь давай попробуем сделать вот это». «И это тоже получилось, ты просто молодец!»
· «авансировать» успех: «А теперь попробуй решить задачу потруднее: наверняка получится!»
· предоставлять ему в пределах допустимого (с 16.00 до 19.00) право выбора времени для занятий, порядка их выполнения, право выбора товарищей по занятиям, а также играм, интересам и т.д.
Чем больше будет развиваться самостоятельность ребенка, тем меньше придется оказывать ему всестороннюю помощь. Конечная цель воспитания — вполне самостоятельная и развитая личность, способная ответственно решать самые разнообразные жизненные задачи.


С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ
Домашнее задание – одна из составляющих школьной жизни. Хорошо, если ребенок сам может организовать себя и не просит помощи взрослого. Однако это – большая редкость. Как помочь ребенку научиться учиться, легко справляться с домашним заданием?

1 шаг - организация рабочего места

Оборудуйте для ученика удобное рабочее место, с учетом его роста. Места должно хватать, чтобы он мог расположить на столе все необходимое. Ноги не должны болтаться. Вся стопа должна стоять на полу. Можно использовать подставку. Следите, чтобы источник света находился по центру стола или чуть левее. Ребенку должно быть комфортно при выполнении домашнего задания.

2 шаг - отдых после школы

Начинать выполнение домашнего задания необходимо после отдыха, лучше – прогулки. Дайте ему отвлечься от учебного процесса, поиграть, подвигаться.

Просмотр телевизора – не отдых!

На сытый желудок даже сложное задание не кажется таким страшным Накормите чадо обедом.

3 шаг - создание рабочей обстановки

Следите за тем, чтобы никакие внешние факторы не отвлекали ребенка от учебников. Создайте рабочую атмосферу. Выключите телевизор, радио, уберите из поля зрения игрушки.

4 шаг - планируем работу

Прежде всего, выполняя домашнее задание, ребенок учится самоорганизации, самоконтролю. А значит начинать надо с дневника. Необходимо научить ребенка пользоваться дневником систематически. Основная роль принадлежит в этом именно родителям. Многим знакома картина, когда ребенок приходит домой и не знает, что же было задано на дом. Приходится звонить одноклассникам. Узнав задание, ребенок начинает его выполнять, а вот запись в дневник не делается. Ребенок обязательно должен под контролем родителей запись сделать.

Почему так трудно научить ребенка пользоваться дневником? В дневнике отмечается весь негатив школьной жизни: не очень хорошие оценки, а получить всегда хочется хорошую; замечания, а не очень хочется, чтобы родители знали об этом;
домашнее задание должно быть записано, а выполнять его совсем не хочется;
расписание, которое сразу напоминает о том, что надо идти в школу, что до каникул еще далеко.

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА.

ПРАВИЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.


№ 1 . Не всегда стоит ругать ребенка за плохие оценки.

№ 2 . Начинать выполнение домашнего задания необходимо с просмотра дневника. Если не все задания записаны, необходимо записи восстановить.

№3. Необходимо дать понять ребенку, что дневник – не враг, а друг.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. В школьной жизни всякое бывает. Всем трудно, когда учатся. Плохая оценка констатирует факт, что пока ты этому не научился, но мы вместе справимся. У тебя не очень хорошо получается осваивать математику (литературу и т.п.), но ты отлично умеешь вышивать (рисовать...).

№4 . Контролируйте заполнение дневника на неделю вперед. Подписывать дневник в каждую среду.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Некоторые предметы бывают не каждый день. Иногда задание дается на следующую неделю. Некоторые дети просто теряются, не знают, куда записать, долго ориентируются и не успевают. Если меняется расписание, пусть ребенок сам сделает пометки карандашом, заранее нацелит себя, куда надо записать задание.
№5 Приучайте ребенка к аккуратности. Дневник – документ. Вести его надо аккуратно.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Прежде всего, необходимо посмотреть весь объем и уровень сложности. Расписание уроков лучше сверять с расписанием посещаемых кружков и семейным досугом. Иногда можно что-то сделать не накануне, а в тот день, когда уроков задается меньше(например, такие предметы, которые бывают 1 – 3 раза в неделю). Оценивая объем и уровень сложности, ребенок планирует свою деятельность. Необходимо подобрать вместе с ребенком все, что необходимо для работы по выбранной теме. Начните подготовку домашнего задания с наиболее трудных и объёмных предметов. Родители, наблюдая за работоспособностью и утомляемостью ребенка, могут сами выбрать оптимальный вариант. Чаще всего это точные науки – математика, русский язык, иностранный язык. Потом переходите к более легким и интересным. Стихи учите вместе, так будет веселей и интересней.Некоторым детям целесообразнее начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

Если кроме учебника есть тетради на печатной основе, в них работали в школе, а дома по ним задания нет, стоит посмотреть, что и как ребенок делал в школе.

РАБОТАЕМ ПО ПИСЬМЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ

Часто родители сами читают задание и говорят, что же надо делать. Ребенок должен сам прочитать задание вслух и объяснить, что же надо делать. Если инструкция к упражнению большая, многоступенчатая (надо выполнить несколько заданий), и ребенок не может сразу ее запомнить, выполнять задание можно по этапам. Но ребенок сам должен читать задание к каждому этапу и пояснять, что он будет делать.

Нужен ли черновик? Да, часто он необходим. Но записи в черновике должны быть минимальными. Нет смысла писать упражнение по русскому языку в черновик, делать все разборы, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок утомляется, а качество работы снижается. Кроме того исправления в работе покажут учителю, где ребёнок пока испытывает затруднения.

следим за временем

Обязательно делайте 10-ти минутный перерыв между заданиями по разным предметам. Не заставляйте сидеть за учебниками более 30 минут без перерыва. Старайтесь максимально сократить время выполнения уроков. Выполнение всех уроков в идеале не должно превышать 2-х часов. После выполнения уроков должно оставаться время на отдых, на прогулку.

А если что-то не получается?

Как правило, домашнее задание значительно проще или аналогично материалу классной работы. Домашнее задание – закрепление навыков. Не каждый сразу усваивает материал. Если у ребенка не получается какое-то из заданий, то никогда не отказывайте ему в помощи. Если после объяснения, вы видите перед собой большие и полные непонимания глаза, переключите ребенка на другое упражнение, а к этому вернитесь немного позже.
Помните: объяснить – не сделать за ребёнка! Подсказывать нет смысла.

Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?

Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.

Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.

У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.

Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.

проверка

Письменную работу сам ребенок должен проверить, и только потом родители, если были допущены ошибки, могут указать на недостатки. Если в вашей семье ребенок делает домашнее задание самостоятельно, а вы только проверяете его приходя с работы, то не встречайте малыша словами: "Сделал ли ты уроки?”. Поговорите со своим ребенком на разные темы, попросите рассказать как его дела, самочувствие. Пусть он почувствует, что для вас важнее он сам, а не домашнее задание.

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, казать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться другой ответ». Это поможет ученику вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу.

Существует мнение, что если ребенок допустил ошибки, он должен переписывать до тех пор, пока ошибок не будет. Это – глубокое заблуждение. Прежде всего, всю работу надо разобрать, подготовить ребенка к работе, нацелить на то, что сделать надо сразу и как можно лучше.

До какого возраста надо помогать ребенку?

Пока не сформируются навыки самоконтроля, самоорганизации. На первых порах Вам придется постоянно сидеть рядом. Через некоторое время давайте возможность то или иное задание частично выполнить самостоятельно. Увеличивайте самостоятельность.
Иногда приходится наблюдать, что ребенок просто ничего не делает, если остается один. Ему постоянно необходимо присутствие взрослого. Бесполезное сидение растягивает время выполнения задания, утомляется ребенок еще быстрей. Придется сидеть рядом, пока ему это необходимо. Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.
ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К АККУРАТНОСТИ ВО ВСЕМ . Итог выполнения домашнего задания – подготовка портфеля. Ребенок сразу после выполнения домашнего задания должен собрать портфель, проверить, все ли он сделал, подготовить все необходимое к следующему учебному дню.
Не стоит думать, что, помогая ребенку, вы лишаете его самостоятельности. Самостоятельность формируется постепенно. Не делайте за ребенка, делайте вместе с ним.
Постепенно ребенок научится дела ть все сам!

РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР. ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ?


Совсем недавно детей ругали за то, что они могут часами сидеть перед экраном телевизора и смотреть одну передачу за другой.Сейчас ситуация несколько изменилась - телевизору пришлось потесниться и уступить часть занимаемого им пространства компьютеру. Причём компьютер оказался в значительно более выгодном положении. Он, в отличие от телевизора,лишь отвлекающего ребёнка от приготовления уроков, предоставляет практически неограниченные возможности для решения учебных задач. Это одна из сторон использования новой техники, но появилась и вторая, вызывающая опасение за жизнь и здоровье ребёнка. Ребёнок куда-то «уходит» и возникает страх, что оттуда он не вернётся или вернётся совсем другим. Компьютер из друга превращается во врага. Почему же дети так легко поддаются соблазнам компьютерных игрушек?

Причины возникновения компьютерной зависимости:

    Первая и самая главная - отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия.

    Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

    Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное - слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребёнка - непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.

    Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

    Взрослеющий ребёнок сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, он уходит в придуманный «свой мир», в котором для достижения счастья не надо тратить душевные силы.

    Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.

    Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.

    Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.

    Замкнутость ребенка. Малообщительный ребёнок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками, также подвержен риску компьютерной зависимости.

    Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.

    Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.

    Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Чрезмерное увлечение компьютером - индикатор состояния ребёнка, который не находит себя в реальном мире и потому погружается в мир виртуальный. Взрослые не всегда оказываются в состоянии заметить переживания ребенка, происходящие с ним изменения. За внешним благополучием ребёнка могут скрываться серьёзные переживания по поводу собственной несостоятельности и неполноценности. В случае выраженной компьютерной зависимости эти переживания обнажаются и становятся заметными.


Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

    Познакомьте его с временными нормами (для детей 7-12 лет - 30 минут в день, но не ежедневно; 12-14-летние могут проводить 1 час в день; от 14 до 17 лет - 1,5 часа).

    Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).

    Приобщайте к домашним обязанностям.

    Культивируйте семейное чтение.

    Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.

    Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом.

    Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

    Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

    Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.

    Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

    Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.

    Старайтесь не говорить с ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

    Не забывайте, что родители - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).

    Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.

Надо хорошо понимать те чувства, которые испытывает ребёнок во время увлечённой игры на компьютере. Игра дает ребёнку те эмоции, которые не всегда дает ему жизнь. Это широчайший спектр - от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места. Есть и другой важный аспект: у ребёнка в игре создается иллюзия овладения миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно захватывает детей, которые болезненно ощущают свою не успешность. Но в реальной жизни по мановению волшебной палочки проблемы не решаются.

Что делать, если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

    Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам уходу из дому и пр.).

    Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

    Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.

    Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.

    Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.

    Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки.

    В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.

    Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала - к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.

Технический прогресс не стоит на месте, и современные дети легко обращаются с новой техникой и также легко эта новая техника затягивает их в свой мир. Задача взрослых не позволить этому виртуальному миру заманить детей и сделать из них бездушных, безвольных, одиноких и равнодушных людей.

Покажите ребёнку всю красоту, привлекательность, загадочность и непредсказуемость окружающего мира .

Некоторые, чересчур заботливые родители, желая всячески облегчить бремя учебы для своего любимого чада, пытаются сами решать за него задачи, выполнять письменные задания и даже готовить сочинения. Это неправильно.

Но и бросать его сразу в воду, не научив плавать, тоже нельзя. Помогать ребенку нужно, но так, чтобы не снимать с него ответственность, не подавлять, а развивать его самостоятельность.

Как этого добиваться?

1. Учите ребенка задавать вопросы не только вам, но прежде всего себе. Чтобы он не ждал от вас готового ответа, а находил его сам. Например:
- «Тебе всё понятно?»
- «А что это значит?»
- «А как бы ты ответил на такой-то вопрос?»

2. Помогайте ребенку правильно пользоваться не только учебниками, но и словарями, справочниками, энциклопедиями.

3. Учите его постоянно анализировать свою работу. Особенность восприятия младшего школьника такова, что сам он не замечает своих ошибок: его восприятие еще не дифференцировано.
Проверяя выполненную работу, не сразу отмечайте саму ошибку, а спросите:
- «На какой строчке сделана ошибка?»
- «В каком слове сделана ошибка?»
- «Какую ошибку ты допустил и как ее исправить?»
- «Как проверить правильность написания?»

Стремитесь развивать память ребенка. Для этого заучивайте вместе с ним стихи. Это можно делать наперегонки, по очереди. Не заставляйте его специально «зазубривать» стихи, лучше просто читать их вместе вслух. Так возникает эффект сопереживания. Постепенно стихи запомнятся сами по себе.

Развивайте внимание ребенка. Используйте для этого всевозможные упражнения на сравнение рисунков, предметов, нахождение ошибок в изображениях. Задания целесообразно выполнять по очереди: сначала Вы придумываете задание - ребенок выполняет его, а потом наоборот.

Могут предлагаться друг другу и иные задачи на внимание:

- «Что изменилось сегодня в природе по сравнению со вчерашним днем?»

- «Какие особенности одежды были у мамы, у папы вчера?»

- «Посмотри внимательно, как я расставила 5 игрушек? А теперь скажи, как они поменялись местами?»

Развивайте также волю ребенка. Чтобы осуществить самостоятельные действия, ему всякий раз необходимо применить волевое усилие. А это не так просто. Вот почему важно, чтобы оно приносило ему эмоциональное удовлетворение. Но это возможно лишь в том случае, если дело доводится им до конца.

Развитие познавательной самостоятельности - сложный и трудный процесс. Для наглядности можно привести следующую таблицу:

Познавательная самостоятельность

может быть воспитана при обучении,

Познавательная самостоятельность

не может быть воспитана при обучении

если ребенок умеет

организовать свои занятия: «Посмотри, всё ли ты приготовил для своей работы?»

проводить необходимые действия (алгоритм выполнения): «Расскажи, что ты будешь делать с этим заданием?» «В каком порядке выполнять его?» «Какой результат должен получиться?»

записывать действия в виде схемы, таблицы, модели

контролировать свои действия в соответствии с образцом: «Сравни, так ли ты действовал?»

решать задачи разными способами и оценивать их преимущества и недостатки: «Каким еще способом можно решить эту задачу?» «Какой тебе больше нравится?» «Почему?»

на приказе, требовании взрослого: «Садись за уроки и немедленно делай их!», «Не перечь!», «Замолчи!»,

на упреках, окриках и оскорблениях: «Сколько тебе можно говорить?» «И тебе не стыдно?», «Ты что, не понимаешь что ли?» «Ты что, совсем дурак (дура)?» и т.д.

на инструктивной педагогике: «Делай так-то и так-то», «Пиши так и не иначе», «Слушай, что я тебе говорю».

на постоянной опеке: «Я сейчас освобожусь и решу за тебя эту задачку (сочиню ответы на вопросы, придумаю предложения, нарисую...)»

Желательно вырабатывать у ребенка всякий раз положительный настрой на успех :

хвалить его за любую положительную инициативу: «Это у тебя получилось хорошо, а теперь давай попробуем сделать вот это». «И это тоже получилось, ты просто молодец!»

«авансировать» успех: «А теперь попробуй решить задачу потруднее: наверняка получится!»

предоставлять ему в пределах допустимого (с 16.00 до 19.00) право выбора времени для занятий, порядка их выполнения, право выбора товарищей по занятиям, а также играм, интересам и т.д.

Чем больше будет развиваться самостоятельность ребенка, тем меньше придется оказывать ему всестороннюю помощь. Конечная цель воспитания - вполне самостоятельная и развитая личность, способная ответственно решать самые разнообразные жизненные задачи.

Необходимо создавать условия для двигательной активности детей между выполнением домашнего задания.

Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, правильностью светового режима.

Обязательно введите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Следите за организацией правильного питания.

Организуйте обоснованный контроль за учебной деятельностью ребенка.

Развивайте самоконтроль ребенка.

Для устранения причин плохой учебы необходимо внимание и терпение взрослых

Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

Необходимо чаще играть с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывать шарады, кроссворды, головоломки.

Нужно приучать ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

Помогать ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.