Как развлечь малыша в 1 месяц. Занятия и игры с ребёнком в месяц

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, – приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия сноворожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать

Практические советы
Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик назад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то
сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами
источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно.
Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.
Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему
нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится вхорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках
и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать
части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует
вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20 – 25 градусов, он будет хорошо
себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и
ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.
Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите
музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки,
запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул,
который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с
мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого
процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в
кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста
привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок
отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на
несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать,
найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске.
Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу – мягкий
свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих
предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать
в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или
обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые
можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены
специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского
сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в
утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

2 месяца

Практические советы

Не кутайте ребенка
Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно:
чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более
активно, когда чувствует прохладу.
Посадите ребенка в детское креслице
Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит.
Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных
сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский
стульчик или креслице.
Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему
Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте,
как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть ему
прямо в глаза.
Пойте, занимаясь с ребенком
Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию,
напевайте во время кормления, купания и упражнений.
Игры с братьями и сестрами
Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их
присутствие развлечет и обрадует малыша.
Внимание, снимаем!
Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями
– лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и
запечатлеть счастливые моменты.
Возьмите ребенка с собой
Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости
к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать
развитию малыша.

Время игр

Зрение
Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки
Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки.
Иногда надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.
Кукла на руке
Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях --
вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее
видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его
зрительных способностей.
Игрушка, которая может пищать
Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук
позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.
Кукла на пальце
Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее
будет танец, тем больше это понравится ребенку.
Ку кла-тарелка
Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте
на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой – печальную. Поверните
тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть
он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится
смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к
кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять
одна другую.
Повесьте над кроваткой игрушки
Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с
погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не
забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы,
особенно те, которые легко двигаются.
Разные фигурки
Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги.
Сделайте это так, чтобы
фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на
верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое
время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.
Папа вверх ногами
Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме
на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит
папино лицо вверх ногами.
Разные картинки
Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления
какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять.
Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.
Восприятие звуков
Потрясите погремушкой
Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать
звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение – потрясите
погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры
напевайте песенку.
Вверх и вниз
Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх.
Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему
возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения.
Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз
(опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы
кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).

Позовите ребенка
Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать
ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.
Погремушка из консервных банок
Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки.
Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через
некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами «погремушку».
Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски.
Ощущения
Погремушка
Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень
быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей
упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.
Разнообразные ощущения
Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему
будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите
кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше
всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка
способствует развитию хватательных навыков у ребенка.
Упражнения
Прыгающий помпон
Положите ребенка на.спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких
цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим
упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: «Сейчас упадет еще один
помпон!» По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда
упадет следующий помпон.
Упражнения для ног «под ариозо»
Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие
ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно
начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через
некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А
чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка
за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.
Арена для упражнений
Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог
дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь
выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например,
большой пушистый помпон
и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и
твердый предмет, громкий и тихий звук.
Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до
игрушек ножками, и пусть он тренируется.

Повседневные дела

Время кормления
Условный сигнал
Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать
о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет,
что означает этот сигнал.
Кресло-качалка
Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при
кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы
воспользоваться им.
Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его
кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и
ребенку.
Теперь очередь папы
Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить
малыша.
Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды
(если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из
дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить
ваши обязанности.
Время купания
Поплескаемся в воде
Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купания
осторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучше
познать окружающий мир.
Прекрасное отражение
Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будет
смотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобы
пощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя ваши
прикосновения, малыш больше узнает о себе.
Продолжается массаж
Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения – вот основной
способ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом,
затем
поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайте
осторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша.

Время пеленания
Настенный коврик
Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый
из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое
полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая
алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки,
называя ткань каждого из них.
Посмотри в зеркало
Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало
рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя.
Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет
становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.
Метелка из перьев
Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из
перьев. Когда малыш будет раздет,
ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его
тела: «Я щекочу, щекочу носик», «Я щекочу, щекочу пяточки» и т. д.
Маленький боксер
Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе,
глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его
обстановку интересной и привлекательной.
Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет
наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует
ударить по нему рукой.
Время отдыха
Покатайся на мячике
Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим.
Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за
бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение
помогает успокоиться и заснуть.
Время для телевизора
Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время
ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет
прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме
того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.
Запишите на пленку голос своего малыша
Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего
ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще
включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может
успокоиться и заснуть.

3 месяца

Практические советы

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента
рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать
слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка.
Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим
миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике.
Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события,
развивать координацию движений и решать новые задачи.
Делаем открытия
Наблюдение за домашними животными
Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних
питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.
Новые перспективы
Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог
рассмотреть ваше лицо.
Повесьте в манеже бусы
Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно
пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы
можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с
катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он
задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить
между двух стульев.)
Познакомьте малыша с ритмичной музыкой
Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему
послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт
музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.
Звон колокольчика
Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком.
Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил
колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на
этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части
своего тела и развить координацию глаз и рук.
Безопасная песочница
Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на
широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать).
Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик.
Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку
сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым
ощущениям.
Жужжащие пчелы
Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть
с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи, Как жу-жу пчела жужжит. Потом я тебе скажу Про
пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».
Матерчатая перчатка
Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой
тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому
пальцу.
Песенки с сюрпризом
Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и
пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце
его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так
чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно
соскользнул вниз.
В ямку – бух!

Развитие координации
Упражнения для ног
Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно
приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.
Вверх-вниз
Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он
приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно
напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он на погремушку,
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему
возможность по-новому увидеть окружающий мир.
Плыви, плыви, малыш
Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову,
напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.
Подталкивайте ступни ребенка
Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и
приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед,
отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться
ползать самостоятельно.
Колобок
В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей
начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на
спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу
развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно
покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его,
слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.
Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В
этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что,
перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее
положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит
ему легче справляться с трудностями.
Развитие мышления
Дайте ребенку погремушку
Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом
осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы
посмотреть, откуда доносится шум.
Наблюдение за мячиком
Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров
от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. "После небольшой
тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет
пытаться приблизиться к мячу.
Поиски колокольчика
Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем
уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте,
станет лн ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиг-
рать с погремушкой.

Развиваем зрение

Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку

В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.

Перемещайте фонарик взад и вперед

Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

Покажите язык

Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.

Развиваем слух

Повесьте колокольчик

Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.

Танцуйте под музыку

Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом

Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка).

Развиваем осязание

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку

Если вы вложите в ладошку ребенка палец или деревянную палочку, он обхватит их пальчиками.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества – время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.

Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.

Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.

Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.

Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку:

Ходить по комнате, прижав малыша к плечу
Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону
Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке
Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам
Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь
Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке
Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед
Прогуляться, положив ребенка в коляску или в слинг/кенгуру
Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать
Покатать ребенка в машине

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.

До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли – родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.

Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами – улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка – свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.

Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша – пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.

В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

Повседневные дела

Время кормления

Сохраняйте хорошее настроение

Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.

Протяните руку и дотроньтесь

Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание

Первые ванночки

Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.

Общение через прикосновения

После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Пеленание-одевание

Поцелуи в животик

Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.

Разденьте ребенка

Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха

Включите ребенку радио

Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.

Запишите на пленку шум стиральной машины

Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.

Дайте малышу музыкальную игрушку

Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.

Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.

Используйте пустышку

Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.

Прогулка в коляске

Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.

Игра теней

Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу – мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.

Пеленки и мягкие подушки

За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Родителям всегда хочется, чтобы их малыш рос не только здоровым, но и умным. Для этого они с ним занимаются и приобретают ему развивающие игрушки. Однако, как можно развивать ребенка, которому едва исполнился месяц, неопытные родители очень часто не знают. О том, что умеет ребенок к этому времени и какие занятия помогут малышу быстрее и лучше освоить окружающий мир, мы и расскажем в этой статье.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

К окончанию первого месяца своей жизни малыш уже формирует свои первые условные рефлексы и активно, правда, больше не вербально, включается в общение с родителями. Еще он знает, если заплакать – мама к нему подойдет.

У малыша в 1 месяц формируется зрение. Он начинает копировать основные эмоции на лице своих родителей. Так, он улыбается в ответ на мамину улыбку или же хмурится, если мама сводит брови. Малыш уже не просто скользит взглядом по предметам, но и умеет ненадолго задерживать его на тех, которые привлеки его внимание.

Первые признаки речевой деятельности проявляются у малыша в конце первого месяца жизни. Он начинает агукать. Также он включен в общение с мамой эмоционально. Он уже может визжать, когда ему радостно и сопровождать эмоции размахиванием ручками и ножками.

К навыкам месячного ребенка можно отнести то, что малыш при переворачивании на животик уже может на несколько секунд удерживать голову.

Как развивать ребенка в 1 месяц?

Занятия с ребенком в возрасте 1 месяца должны быть направлены на развитие слуха и зрения малыша. Также очень важно не прерывать с ребенком тактильный контакт, поскольку он дает ему ощущение безопасности.

Слух

Развивая слух малыша, маме важно как можно чаще разговаривать с ним. Показывая ребенку те или иные предметы, играя с ним, мама должна постоянно рассказывать малышу, что они сейчас делают или какой предмет находится сейчас перед ними.

Также будет полезно рассказывать малышу стишки или напевать песенки. Таким образом, у него развивается не только слух, но и чувство ритма.

Зрение

В возрасте 1 месяца в развивающих играх с малышом появляются игрушки. Их необходимо демонстрировать ребенку на расстоянии 25 – 30 см от глаз. Для начала погремушкой следует водить влево/вправо. Постепенно малыш начнет следить за движениями игрушки. После этого упражнение можно усложнить и водить ею сверху вниз и наоборот или по кругу.

К краю кроватки, соблюдая оптимальное расстояние для глаз, можно повесить игрушку. Когда малыш начнет фокусировать на ней свой взгляд, игрушку можно переместить на другую сторону кроватки.

Также с малышом можно поиграть «в прятки», появляясь справа или слева от него. Малышам такая игра придется по душе, главное делать это плавно, чтобы не напугать ребенка.

Осязание

В развитии осязания у малыша от 1 месяца маме может помочь обычная развивающая игрушка, сделанная своими руками. Игрушка представляет собой лоскутки разных тканей, собранные в виде книжки. Еще необязательно, чтобы на таких страницах были нашиты другие персонажи, важно, чтобы ткани были разных фактур. Ребенку давать в ручки такие странички нужно попеременно.

Также можно сделать малышу небольшие мешочки, заполненные разными крупами. Малыш еще не умеет их брать в ручки, но можно легонько поглаживать такими игрушками ладошки и пальчики ребенка. Так, с самого раннего возраста мама будет способствовать развитию у ребенка мелкой моторики.

Физическое развитие малыша

Для месячного ребенка не менее важно развитие физической активности. Делать это можно в любое время, пока ребенок не спит, например, в ванной, при пеленании или просто так.

Купание

Во время купания малышу можно сделать легкий массаж. Также полезно будет научить его отталкиваться ножками от бортика ванночки, для этого подошвы ног малыша нужно приблизить к краю ванной. Почувствовав такую опору, малыш рефлекторно оттолкнется от нее. Такая забава детям нравится, к тому же ребенок так будет укреплять свои мышцы.

Пеленание

При пеленании или просто, когда малыш бодрствует, с ним можно поиграть в игру «Велосипед». Для этого ножки малыша нужно согнуть и перебирать ими так, будто он крутит педали.

Также полезной для малыша станет зарядка для рук. Положив ребенка на спину, маме нужно будет аккуратно завести его руки над головой, опустить их вниз, развести в стороны и скрестить на груди.

Во время выполнения упражнений ребенку необходимо напевать песенки или просто ласково разговаривать с ним.

За первый месяц жизни младенец адаптируется к новым условиям существования вне материнской утробы. Ребенок тренирует мышечный аппарат, сучит ручками и ножками, постепенно перестает принимать позу эмбриона. О своем эмоциональном состоянии кроха сообщает плачем или улыбкой. Сегодня мы расскажем, что должен уметь ребенок в 1 месяц и с какими сложностями могут столкнуться родители в первые недели после рождения малыша.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

В месяц кроха быстро растет, хорошо кушает и набирает вес. За последнюю неделю жизни длина его тела увеличилась в среднем на 1,2 см, а масса тела на 250-270 г (на основе данных ВОЗ). Нижняя граница веса для малышей мужского пола в 1 месяц составляет 3,6 кг, верхняя – 6 кг. Для девочек показатели немного ниже: это 3,5 кг (нижняя граница) и 4,6 кг (верхняя граница). Окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см за месяц.

Таблица показателей развития ребенка в 1 месяц

Если вес или рост месячного ребенка значительно отличаются от нормы, то причинами могут быть следующие факторы:

  • выбранный способ вскармливания (грудное/искусственное кормление);
  • наличие проблем при кормлении малыша (отказ ребенка от груди, аллергия, недостаточная лактация молока);
  • особенности протекания беременности и процесса родов (к примеру, ребенок родился раньше срока);
  • наличие у ребенка заболевания, влияющего на параметры роста/веса;
  • наследственность;
  • экология (наличие у матери вредных привычек, опасные факторы окружающей среды).

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Первые недели жизни ребенка можно назвать периодом адаптации к самостоятельной жизни вне маминой утробы. Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, которые происходят в организме малыша в возрасте одного месяца.

  • После появления на свет перестраивается система кровообращения малыша. Происходит интенсивное кровоснабжение печени и головного мозга.
  • Иммунная система учится вырабатывать специфические иммуноглобулины для борьбы с инфекциями.
  • Почки адекватно выполняют свои первые функции, но еще до полугода они будут незрелыми, и только спустя это время начнут полностью функционировать.
  • Дыхательная система грудничка обеспечивает ткани организма кислородом и выводит углекислый газ.
  • Движения ребенка становятся все более уверенными: он уже может плавно подносить ручку ко рту или своему лицу.
  • На носике, щечках и лбу малыша исчезают белые «песчинки» – милиумы, которые можно было наблюдать у ребенка после его появления на свет.
  • Лежа на животе, малыш поворачивает голову и ненадолго пытается поднимать ее от поверхности, примерно на 45 градусов. Некоторые младенцы способны в месяц держать голову под прямым углом и немного поворачивать ее. Самые активные груднички в этом возрасте делают попытки приподнять голову в положении лежа на спине.
  • Клиновидный и задний роднички на головке ребенка начинают затягиваться. Это очень медленный процесс, на их закрытие понадобится, по меньшей мере, еще несколько недель. Большой родничок обычно закрывается позже, на процесс его окостенения уходит около года.
  • Кожа крохи в первый месяц продолжает немного облазить, особенно между пальчиками. Она уже не такая сухая, какой была после рождения. При необходимости можно увлажнять кожу малыша специальным гипоаллергенным детским молочком или кремом с маркировкой 0+.
  • Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Обследования ребенка в 1 месяц

После выписки из роддома ребенка посещает участковый педиатр или медицинская сестра. Они осуществляют патронаж новорожденных. За первые 4 недели врач навестит кроху не менее 2-х раз, а медсестра – 4 раза.

С момента исполнения ребенку месяца родители должны ежемесячно приходить с ним в поликлинику к педиатру на осмотр. Врач оценит общее состояние крохи, проверит наличие основных рефлексов, ощупает животик, послушает легкие и сердце. Помимо этого педиатр взвешивает малыша, измеряет длину его тела, окружности груди и головы.

Также младенца в 1 месяц должны осмотреть:

  1. невролог;
  2. офтальмолог;
  3. ортопед;
  4. хирург.

Если в роддоме не проводились дополнительные обследования, то ребенку необходимо пройти еще несколько важных исследований – это УЗИ головного мозга (помогает увидеть строение мозга малыша), УЗИ тазобедренных суставов (необходимо для исключения дисплазии суставов), а также УЗИ органов брюшной полости и почек (для выявления/исключения наличия нарушений в строении внутренних органов на раннем этапе).

Что касается прививок, то в месяц ребенку делается вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая прививка ставится новорожденным в первые 24 часа после появления на свет).

Первые достижения: что умеет месячный малыш

Речь Выражает ощущение дискомфорта плачем. Иногда кроха издает произвольные отдельные заднеязычные звуки «к», «г».
Слух Вздрагивает от внезапного резкого звука. Может ненадолго сосредоточиться на голосах взрослых и звуках колыбели.
Зрение От яркого света жмурится, при этом поворачивая глаза к его источнику. На неподвижном предмете фиксирует взгляд. Делает первые попытки слежения за движущимися в пределах его видимости предметами.
Эмоции Малыш в 1 месяц жизни еще достаточно много спит, просыпаясь только для утоления голода или при ощущении мокрого подгузника. в период бодрствования открывает ротик, когда мама или папа ласково обращаются к нему.
Моторика Движения рук и ног медленные, носят хаотический характер. Лежа на животе кроха на несколько секунд поднимает голову и пытается удержать её.

Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц

Развитие малыша происходит ежеминутно: как в моменты бодрствования, так и сна; при кормлении, на прогулках и в процессе купания. Но первую очередь ребенок развивается при общении с мамой. Кроха уже умеет узнавать её, он слышит мамин голос, знает её интонацию и чутко реагирует на все прикосновения. Если проследить развитие ребенка на первом месяце жизни, то у него можно отметить приобретенные реакции и умения:

  • слышит и определяет материнский голос среди остальных голосов взрослых;
  • может недолго проводить время лежа на животе, при этом приподнимая головку и пытаясь удержать её в таком положении;
  • начинает изучать лица родных, старается «угнаться» взглядом за мамой или движущейся погремушкой;
  • может определить разницу между светом и сумерками: от яркого света кроха щурит глазки и поворачивает глаза к его источнику;
  • прислушивается к маминому голосу или к звукам музыки, но пока ненадолго;
  • во время бодрствования малыш издает первые звуки, среди них кряхтенье, сопение;
  • в этом возрасте ребенок предпочитает сладковатый вкус, поэтому с удовольствием пьет грудное молоко. Но если мама съела что-то кислое, горькое или соленое, вкус молока изменится и кроха может проявлять недовольство плачем;
  • чувства малыша в этот период контрастны – ребенку либо «очень хорошо», и это время он проводит во сне и спокойствии, либо ему эмоционально «очень плохо», и тогда он заливается плачем.

Развитие месячного ребенка – опыт мамы (видео):

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Психомоторное развитие у каждого ребенка с пеленок проходит в собственном темпе. Вот примерный список достижений здорового малыша в первый месяц жизни:

  • лежа на спине совершает беспорядочны изолированные сгибания и разгибания рук и ног;
  • смотрит на источник света;
  • фиксирует на короткое время взгляд на лице взрослого;
  • пытается следить за медленно перемещающимся на расстоянии 20-40 см ярким предметом (или лицом);
  • моргает и/или вздрагивает при возникновении резкого звука;
  • прислушивается к звону колокольчика.

На заметку! Если ваш кроха на данный момент умеет меньше, чем его сверстники, но при этом его навыки вписываются в возрастные нормы, поводов для волнений у мамы не должно быть.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Рефлексом педиатры называют ответную реакцию организма на разнообразные раздражители. Родители могут самостоятельно проверить, как проходит развитие в первый месяц у их чада и сравнить результат с общеустановленными нормами. У физически крепких и здоровых новорожденных деток, а также месячных грудничков, наблюдаются следующие рефлексы:

  • хватательный – ребенок крепко сжимает кулачок, когда взрослый прикасается к его ладони;
  • сосательный – малыш активно сосет грудь, бутылочку или соску;
  • защитный – приподнимает и поворачивает набок голову при выкладывании на животик;
  • рефлекс опоры – если взрослый поддерживает младенца, он опирается ножками на столик для пеленания;
  • рефлекс ползания – в положении лежа на животе делает попытки ползти.

Важно! Если какой-либо рефлекс полностью или частично отсутствует у младенца, врач может сделать вывод о наличии нарушений в работе нервной системы и степени их тяжести.

Неврологические проблемы в 1 месяц – повод для беспокойства?

Зачастую бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые недели жизни ребенка, через некоторое время бесследно исчезают. Это связано с тем, что нервная система ребенка обладает пластичностью и способностью к самовосстановлению. Именно поэтому результаты одного осмотра нельзя считать решающими. О неврологическом диагнозе в первый месяц можно говорить только после серии визитов к специалисту и проведенных обследований головного мозга, среди которых:

  1. УЗИ – младенцам проводится через родничок и помогает оценить строение мозга, а также выявить грубые проблемы.
  2. ЭЭГ (электроэнцефалография) – в процессе происходит регистрация электрической активности мозга. Метод используется в основном для диагностики судорог/эпилепсии у детей грудного возраста.
  3. МРТ (магнитно-резонансная томография) – по результатам данного обследования можно выявить даже небольшие и «глубоко спрятавшиеся» дефекты;
  4. КТ (компьютерная томография) – метод подробно исследует функции и структуру центральной нервной системы малыша.

Внимание! Если маме кажется, что её ребенок действительно отстает в психомоторном развитии, стоит сразу, не теряя времени, записаться на внеплановый неврологический прием.

Уход за месячным малышом: режим дня, гимнастика, массаж

Режим с чередованием сна, бодрствования и кормления установится у здорового ребенка самостоятельно в соответствии с его физиологией. Не стоит волноваться, если кроха не уснул вовремя, как может показаться. Биоритмы у новорожденных детей отлажены, поэтому маме остается стараться понять и поддерживать ритм своего чада. Изучив поведение ребенка в состоянии покоя и беспокойства, родителям становится легко распознавать «требования» их малыша.

Кормление

Здоровый ребенок в течение первого месяца жизни питается не менее 8-9 раз в сутки, выпивая по 60 мл молока за каждый прием пищи. Частое прикладывание ребенка к груди является главным способом стимуляции лактации. У мам, практикующих грудное вскармливание, получается 10–12 кормлений за сутки. При первых признаках беспокойства ребенка нужно давать ребенку грудь. Этот способ называют кормлением по требованию, или, иначе, «режимом свободного вскармливания».

Важно! Детей в месяц следует кормить только грудным молоком, кроме случаев, когда молока объективно недостаточно, или педиатр рекомендовал докармливать грудничка смесью. Также ребенку следует предлагать теплую кипяченую воду температурой до 36 градусов, особенно в жаркое время года.

Сон

Первый месяц жизни ребенок проводит во сне большую часть суток – около 18-20 часов.

У грудных детей в этот период жизни различают пять состояний, в котором может находиться малыш:

  • глубокий сон – ребенок расслаблен, глаза закрыты, дышит медленно и ровно;
  • неглубокий сон – у ребенка неровное дыхание, заметно учащенное, наблюдаются подергивания рук и ног, можно различить движение глазных яблок под веками;
  • дремотное состояние – возникает чаще всего во время кормления ребенка или перед моментом засыпания, характеризуется полузакрытыми веками;
  • бодрствование – совершает движения всем телом, активен, сучит ручками и ножками;
  • плач – обозначает дискомфорт, которые чувствует малыш. Может быть вызван голодом, испугом, или мокрым подгузником.

Купание и гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры у ребенка в месяц проводятся ежедневно и включают в себя:

  • умывание лица, глаз, шеи;
  • подмывание, смена подгузника;
  • уход за глазками, носиком, ушками;
  • ежедневная обработка пупочной ранки;
  • расчесывание и удаление корочек на голове;
  • подстригание ногтей.

Режим купания малыша родители выбирают самостоятельно, так как состояние кожных покровов у крохи не требует полноценного ежедневного купания в ванне. Обязательно нужно проводить ежедневные обтирания тела. Купать же в полноценном смысле достаточно в неделю всего 2-3 раза. В воду для смягчения можно добавлять отвары трав – ромашки и череды. Использование твердого/жидкого мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.

Прогулки

Прогулка имеет важное значения для здоровья и полноценного роста малыша первого месяца жизни. Первый глоток свежего воздуха ребенок делает по выходу из роддома. Длительность и частота повседневных прогулок с родителями в первый месяц целиком зависит от времени года и температуры за окном.

  • Первые прогулки с малышом занимают всего 10-15 минут, последующая продолжительность нахождения на улице увеличивается постепенно до получаса.
  • В теплое время года длительность прогулки может достигать 1,5-2 часов.
  • В холодное время года при температуре воздуха ниже 10 градусов, а также в случае сильного ветра, дождя, снегопада не рекомендуется гулять с ребенком первых 2 месяцев жизни.

На заметку! Система регуляции теплообмена у грудничков этого возраста несовершенна, поэтому к вопросу прогулок в холодное время года надо подойти со всей серьезностью. Когда за окном непогода, есть смысл выносить одетого малыша на несколько минут подышать чистым воздухом на балкон или устраивать ему сон в коляске при открытой форточке.

Гимнастика и массаж

Примерно со второй-третьей недели жизни малыша стоит начинать проводить с ним воздушные ванны, а также закаливание и массаж.

Гимнастика для малыша в 1 месяц жизни (видео-инструкция):

Эти процедуры можно удачно объединить в одной процедуре. Для начала ребенка можно оставить на пару минут в одной легкой распашонке или раздеть и прикрыть пеленкой. В этот же момент начинать делать легкие, едва ощутимые поглаживания руками по всему телу ребенка – ручкам, животику, ножкам. Массаж служит не только укрепляющим, но и развивающим доступным средством для мышц месячного ребенка. В последующие разы необходимо проводить массаж чуть длительнее по времени – 5-7 минут. Если кроха спокойно переносит ваши прикосновения и не выказывает недовольства, можно включить массаж в ежедневную общеукрепляющую процедуру.

Практические советы

Разговор с ребенком: Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.

Папины игры: Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например, если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время поездки.)

Время игр

Зрение.

"Кукла из тарелки": Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Наблюдение за предметом: Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 сантиметров от лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.

Посмотри на меня: Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.

Прыгающая игрушка: Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.

Вид из кроватки: Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы, ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.

Двигающаяся игрушка: Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки, а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие игрушки на бортики кроватки.

Восприятие звуков.

Детские стихи. Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером: Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи, например: "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять..." или придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте слова.

Пинетки с колокольчиком: Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой, малыш будет слышать звон колокольчика.

Где я? Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать зрение и слух.

Ощущения

Помассируйте малышу пальцы рук и ног: Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.

Развитие осязания. Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.

Легкое прикосновение: Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему понравятся эти ласковые прикосновения.

Приятные запахи: Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу - поможет в развитии его обоняния.

Упражнения.

Поднимите и опустите руки малыша: Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При этом напевайте какую-нибудь песенку.

Прогулка на велосипеде: Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: "Мы едем, едем, едем в далекие края..."

Взгляд наверх: Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.

Посмотри на маму: Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь, чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

Изменяйте положение ребенка. При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел окружающие предметы под разными углами зрения. Оберните детский рожок. Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в магазине или сделать из носка яркой расцветки.

Яркое полотенце. Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите кормление.

Время купания. Нежное прикосновение. Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и почувствовать себя в безопасности.

Заверните ребенка. Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки. (Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: "Ку-ку".)

Время пеленания

Развлечение. Повесьте несколько легких игрушек над детским пеленальным столиком. На некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки. Подышите над руками и животиком ребенка. Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.

Время отдыха.

Развевающиеся ленты. Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними.

Непродолжительный отдых. Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь довольны проведенным вместе временем.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"