Какие овощи можно ребенку в. Как и чем кормить ребенка после года и до полутора лет, особенности питания, примерное меню

Вообще-то педиатры утверждают, что в домашнем свежеприготовленном овощном пюре сохраняется больше витаминов и микроэлементов, чем в консервированном детском питании промышленного производства. Но в некоторых жизненных ситуациях (путешествия, ремонт, отключение газа или электроэнергии, отсутствие времени у мамы) баночки здорово выручают.

Как вводить прикорм

Овощи, как впоследствии и все новые продукты в рацион ребенка, нужно вводить постепенно, на начальном этапе для каждого нового вида срок адаптации должен быть не менее недели. Это значит, что в течение недели ты не даешь малышу больше одного нового овоща. Так при появлении каких-либо признаков непереносимости (аллергические реакции со стороны кожных покровов или нарушение стула), ты сможешь четко ответить на вопрос, какой продукт их вызвал и знать, что исключать из дальнейшего меню. К тому же введение нового компонента питания – это всегда маленькая «революция» для ферментной системы детского организма. Поэтому нужно дать ей время подстроиться под него, выработав все необходимые «навыки» для правильной качественной переработки. Неделя для этого – оптимальный срок. По его истечению можно давать новую нагрузку.

Поначалу все овощные блюда малыша должны быть монокомпонентными, так как наличие смеси овощей в одном пюре сильно усложняет его переваривание. Овощные смеси можно будет предлагать ребенку постарше, когда ты точно будешь знать перечень овощей, которые его организмом хорошо переносятся. И снова, смесь, пусть и из хорошо переносимых овощей, нужно воспринимать как новое блюдо и на ее адаптацию тоже отводить минимум неделю.

Выбирая продукты для питания ребенка первого года жизни, особенно важно уделять внимание их качеству и безопасности. Поэтому, подпорченные, сморщенные, имеющие ростки и пр. овощи лучше сразу же отложить в сторону. Твоему ребенку нужны только свежайшие продукты, при выращивании которых, ты должна быть уверена, не использовались нитраты, ГМО, вредные химические удобрения или химикаты для транспортировки и хранения. Вот в этом пункте неоспоримое преимущество как раз у магазинного баночного питания – при производстве детских пюре все сырье тщательно проходит контроль на наличие вредных веществ, и в ход идут только отборные овощи.

Готовя первые пюре для малыша ни в коем случае не следует заправлять их сливочным маслом, молоком или сметаной – это усложнит переваривание, кроме того, так как речь идет о начальных стадиях прикорма, малыш просто не готов еще к употреблению продуктов из коровьего молока. А потому такие добавки в пюре могут спровоцировать расстройство желудка. Все эти заправки ты сможешь использовать, готовя блюда для него, когда он немного подрастет (после 1 - 1,5 лет).

Точно также ВОЗ не рекомендует в пищу детей первого года жизни добавлять соль Количество хлорида натрия, достаточное для здоровья ребенка такого возраста, в естественной концентрации содержится в самих овощах, а потому введение рафинированных добавок не принесет младенцу пользы. Не следует опасаться, что малышу будет невкусно есть не подсоленные овощные пюре. Пойми, сейчас его вкус отличается от взрослого, он намного острее, и то, что кажется пресным для нас, испорченных регулярным употреблением большого количества соли и сахара, не является безвкусным для него.

Альмира Донецкова

Врач-педиатр

В качестве первого прикорма мож-но использовать овощное пюре или кашу. Однако большинство педиатров отдают предпочтение овощному пю-ре, так как овощи являются ценным источником витаминов, органических кислот и микроэлементов, а также со-держат растительные волокна и пек-тины, которые нормализуют микро-флору кишечника и предупреждают возникновение запоров. Начинать прикорм с овощного пюре целесообраз-нее еще и потому, что в последую-щем, при введении более сладких продуктов, например, каш, малыши от пюре уже не отказываются. В то же время при недостаточной прибавке в весе, неустойчивом стуле сначала вводится каша. Таким образом, реше-ние о том, какой прикорм лучше ввес-ти малышу первым, необходимо со-гласовать с педиатром.

Порядок введения овощей

Желательно начинать введение овощ-ного прикорма с тех овощей, которые наиболее редко вызывают аллергию и лучше перевариваются. Примерная по-следовательность овощей может быть следующей:

Старше 4,5 мес.

Кабачок

Цветная капуста

Капуста брокколи

Картофель

Сладкий картофель

Морковь

Старше 5 мес . - расширение ассортимента овощей за счет:

Белокочанной капусты и др.

Можно начать комбинировать выше-перечисленные овощи, если вы убежде-ны, что все компоненты хорошо перено-сятся ребенком.

После 6 месяцев жизни. Можно использовать поликомпонентные пюре с добавлением томатов.

Следует учитывать, что морковь и то-маты могут вызвать аллергию у пред-расположенных к этому детей, поэтому вводить эти овощи необходимо с осто-рожностью.

После 7 месяцев жизни. Поликомпонентные пюре с добавлением зеленого горошка.

После 8 месяцев жизни. Поликомпонентные пюре с добавлением:

  • шпината
  • термически обработанные чеснок и лук

После 9 месяцев можно использо-вать в приготовлении пюре травы: пет-рушку, укроп, сельдерей.

После 1 года в рацион ребенка вво-дят бобовые (горошек и фасоль), ре-пу, редис, свежие огурцы и помидоры. У детей до этого возраста желудочно-кишечный тракт еще не готов к перева-риванию продуктов, которые содержат грубую клетчатку. Это может вызвать повышенное газообразование, взду-тие и боль в животе

С началом введения первого прикор-ма малышам на свободном грудном вскармливании рекомендуют предлагать воду (в отличие от детей на искус-ственном вскармливании, которым воду начинают давать раньше). Это объясня-ется тем, что продукты прикорма содер-жат меньше воды, чем грудное молоко, и потребности в жидкости увеличиваются. Лучше использовать бутилированную воду; если она не предназначена специ-ально для детского питания, то ее необ-ходимо прокипятить. Сначала воду дают с чайной ложки, начиная с 10-20 мл, и постепенно увеличивают объем. Следует ориентироваться на потребности ребен-ка, так как он не выпьет воды больше, чем нужно. Предлагают воду между кормле-ниями. Если давать ее перед следующим приемом пищи, когда ребенок голоден, то есть риск «перебить» аппетит.

Современный подход

Несколько лет назад знакомство малыша с новой пищей начинали с введения в его рацион со-ков и фруктовых пюре. В настоящее время эти позиции пересмотрены. Современные педиатры советуют первым вводить овощное пюре, иногда - кашу, поскольку исследования показывают, что раннее введение соков и фруктовых пюре часто вызывает развитие побочных реакций в виде аллер-гии и расстройств пищеварения, а также способствует развитию кариеса, к тому же после введения сладких блюд дети нередко отказываются от пресных овощей.

Важно знать

Картофель содержит крахмал, который в большом количестве способен про-воцировать вздутие и боли в животе, учащение стула, поэтому доля картофе-ля не должна превышать 20-30% от общего объема пюре. Кроме этого, пе-ред приготовлением хорошо вымачивать разрезанный пополам картофель в воде в течение 1-2 часов для выведения из него крах-мала и нитратов.

Любой новый продукт не вводят в ра-цион ребенка, когда он нездоров, при изменении привычного уклада жизни (например, переезде), во время прове-дения профилактических прививок, в жаркую погоду.

Для того чтобы ребенок не отказал-ся от прикорма, его следует давать пе-ред кормлением грудью (когда ребе-нок голоден), с ложечки.

Первый прикорм вводится в одно из дневных кормлений, наиболее удобным является введение прикорма в 10 или 14 часов, чтобы проследить в течение дня за состоянием малыша, его реакци-ей на введение нового блюда. В случае появления тревожных признаков (нару-шения самочувствия, появления высыпаний на коже, изменения стула - его учащения и разжижения) необходимо прекратить введение продукта и обра-титься к педиатру.

Начинать введение прикорма следу-ет с одного вида наименее аллергенных овощей, это позволит отследить реак-цию малыша именно на данный продукт. Поскольку ребенок только привыкает к новым вкусам, у него происходит посте-пенное формирование вкусовых ощу-щений, возможно, он будет отказывать-ся от незнакомого ему продукта. В этом случае надо попробовать предложить данный продукт через несколько дней или перейти к другому виду овощей (но ни в коем случае не к сладкой каше!).

Начинать введение новых продуктов надо с небольшого количества (1 чайной ложки), постепенно в течение 7-10 дней увеличивая до полного объема одного кормления (150 г).

Пример введения овощного прикорма:

1-й день -1 ч. л. (5 г)

2-й день- 2 ч. л. (10 г)

3-й день-3 ч. л. (15 г)

4-й день-4 ч. л. (20 г)

5-й день - 10 ч. л. (50 г)

6-й день-20 ч. л. (100 г)

7-й день-30 ч. л. (150 г)

Вторая неделя приходится на привы-кание ребенка к новому блюду. Суточный объем овощного прикорма в возрасте 9-12 месяцев достигает 200 г.

По своей консистенции на началь-ном этапе введения блюда прикорма должны быть го-могенизированны-ми (однородными, полужидкими) и не вызывать затруднений при глотании.

В дальнейшем постепенно переходят к более густой консистенции - протер-тому овощному пюре.

Температура блюд должна быть 37°С, что соответствует температуре получаемого материнского молока.

После порции прикорма ребенку надо предложить грудь. При искусственном вскармливании объем смеси после порции пюре должен быть та-ким, чтобы вместе с овощами это со-ставляло 200 мл.

Овощное пюре необходимо гото-вить каждый день, непосредственно перед употреблением. Готовить на несколько дней детям до года не рекомендуется. При повторном на-гревании уменьшается количество витаминов и других питательных веществ, а также даже при хранении в холодильнике в готовых продуктах могут размножаться микробы. Для приготовления пюре надо выбрать свежие, если возможно, «домашние» овощи, для выращивания которых не использовались химические удобре-ния. Тщательно их вымыть, очистить, еще раз промыть водой. Чтобы сохранить максимальное количество мине-ральных солей и витаминов, овощи желательно варить на пару или ту-шить с небольшим количеством воды (можно использовать пароварку или скороварку). Овощи надо бросать в кипящую воду, затем огонь убавить. Если в одной посуде будут готовиться несколько видов овощей, их уклады-вают постепенно, в зависимости от скорости размягчения. Первые, пробные порции овощного пюре солить не следует. Вареные овощи необходимо протереть через сито или измельчить блендером и развести овощным отва-ром в объеме третьей или чет-вертой части от общего коли-чества овощей. В готовое овощное пюре можно до-бавить растительное (лучше всего оливковое «первого холодного отжима») масло, начиная с 1 капли и постепенно в течение неде-ли доводя объем до 3 мл (в возрасте с 4,5 до 6 месяцев) - и 5 мл (с 6 меся-цев). Растительное масло является ценным источником полиненасыщен-ных жирных кислот, жирорастворимых витаминов (A, D, Е) и фосфатидов, ко-торые необходимы для дальнейшего роста и развития малыша.

Ассортимент готовых овощных пю-ре промышленного производства для детей раннего возраста чрезвычайно разнообразен. Они гарантируют со-став, соответствующий потребностям детей, необходимую степень измель-чения, безопасность и отсутствие вредных примесей. Однако надо учи-тывать, что зарубежные производите-ли для улучшения вкуса пюре доста-точно часто используют при их изготовлении бобовые, томаты, лук, чеснок, специи (например, перец) и рекомендуют введение данных пюре с 5-6 месяцев (по рекомендациям отече-ственных педиатров и диетологов данные продукты следует вводить позже). Готовое питание не нужно до-полнительно подсаливать, также нет необходимости добавлять раститель-ное масло (овощные консервы для де-тей, как правило, содержат неболь-шое количество соли и необходимый объем растительного масла). Для со-хранения витаминов разогревать ба-ночки следует, поставив их в горячую воду и периодически помешивая. Мож-но также использовать специальный подогреватель для детского питания. Остатки разогретого пюре повторно использовать нельзя.

Обновление: Декабрь 2018

С момента достижения ребенком годовалого возраста, его питание постепенно расширяется и изменяется. Но это совершенно не значит, что после года ребенка нужно переводить на взрослое питание, его пищеварительная система еще не готова к перевариванию многих продуктов взрослого стола, а ферменты поджелудочной железы и желчь еще не полностью функционально активны.

Питание детей до полутора лет

Питание ребенка после 1 года изменяется, постепенно и плавно приближаясь к столу взрослых. В чем особенности питания после года:

  • дети становятся более активными и аккуратными за столом, они обучаются использованию столовых приборов, питью с чашки, использованию салфетки
  • дети активно пьют воду, запивая ею еду, делая это многократно за время приема пищи
  • дети могут принимать пищу в движении, зачастую их сложно удержать за столом, и они периодически подбегают к матери, берут кусочки пищи, и продолжают движение, вертятся в стуле, разбрасывают еду
  • проявляют избирательность в еде, могут перебирать пищу, выкидывая из тарелки то, что, по их мнению, невкусно, устраивают «забастовки», требуя определенной пищи.

Это особенности пищевого поведения детей, все родители переходят через эти этапы становления вкуса и пищевых привычек ребенка.

Обычно в возрасте после года дети переходят на пятиразовый прием пищи. Обычно режим питания ребенка выглядит как:

  • Завтрак (8.00-8.30)
  • Второй завтрак (10.30-11.00)
  • Обед (12.30-13.00)
  • Полдник (15.30.-16.00)
  • Ужин (18.30-19.00)

В перерывах между приемами пищи могут быть небольшие перекусы фруктами или легкими десертами, соками, компотами. Важно в эти перекусы не давать детям калорийных продуктов (сладкое печенье, булки, сладости, шоколад, конфеты), чтобы к очередному приему пищи у ребенка возникал аппетит.

Обычно дети на первом году жизни в качестве основного питания получают грудное молоко или адаптированные молочные смеси. Питание ребенка после 1 года претерпевает некоторые изменения в особенности от типа вскармливания:

  • При грудном вскармливании молоко матери постепенно в дневное время вытесняется продуктами прикорма и становится дополнительным питанием. Но, по мнению ВОЗ, кормление грудью после года завершать не нужно, желательно продолжать его до полутора-двух лет, постепенно и плавно отлучая ребенка от груди. В период до полутора лет кормления грудью еще могут сохраняться в дневное время перед сном и как перекусы между приемами пищи, постепенно кормления сводятся к сосанию груди на ночной сон и ночью, а также прикладывания к груди не для питания, а большей частью для общения и успокоения.
  • При нахождении ребенка на адаптированных смесях , происходит переход на смеси-троечки, особые молочные продукты, которые призваны заменить в этом возрасте коровье молоко, не рекомендованное в питании детей раннего возраста из-за высокой аллергенности. Смесь в основном дается на ночь, днем заменяясь на обычные продукты.

Почему меняется рацион питания детей. Особенности пищеварения детей.

Расширение рациона и смена режимов питания обуславливается особенностями развития пищеварительного тракта ребенка. После года происходит активное прорезывание зубов жевательной группы (их должно быть 12 штук), происходит резкое повышение концентрации пищеварительных соков и активности ферментов кишечника и поджелудочной железы. Это способствует облегчению переваривания новой и более плотной пищи, ее активное усвоение.

Появление зубов требует повышения жевательной нагрузки на них для правильного и полноценного формирования зубочелюстного аппарата и скелета лица. Ребенок в этом возрасте учится пережевывать кусочки пищи размерами около 2-3 см и относительно неплотной консистенции. Жевание помогает в развитии мышц и костей челюсти, что формирует правильный прикус и полноценное измельчение пищи для ее активного переваривания.

  • Ребенок начинает потреблять большие объемы пищи в виду увеличения объема желудка примерно до 250-300 мл, при этом его опорожнение от пищи происходит примерно каждые 3-4 часа с момента предыдущего приема.
  • Это и обуславливает формирование нового режима приема пищи, сначала пятиразового, а по мере взросления – перехода на четырехразовое питание к возрасту трех лет.
  • В сутки объем пищи составляет в этом возрасте около 1200-1300 мл, объем средней порции питания при пятиразовом питании примерно равен 250 мл с небольшими отклонениями в пределах 30-50 г.
  • Консистенция пищи с появлением зубов должна постепенно уплотняться от кашицеобразной к привычной пище мягкой консистенции (отварные овощи, крупы, макароны, мясные котлеты, тефтели и тд.), которую можно кусать и жевать.

В этот период формируются пищевые привычки и пристрастия в еде, поэтому сейчас самое время предлагать ребенку на пробу разнообразные (разрешенные, полезные) продукты, чтобы он научился есть разную пищу. При приеме пищи активно вырабатываются пищеварительные соки, что помогает в активном усвоении пищи. В этом возрасте важно строгое соблюдение режима питания, что помогает к определенному времени «включать» пищеварение и адекватно усваивать все компоненты пищи.

Особенности приготовления пищи для детей раннего возраста

  • пища должна быть полноценно термически обработана, продукты не должны быть переварены, предпочтительно паровое приготовление или варка на медленном огне
  • пищу готовят непосредственно к ее приему, недопустимо ее разогревание и хранение даже сутки в холодильнике, это резко снижает ее пищевую ценность и повышает риск ее порчи, обсеменения опасными микробами и пищевых отравлений, особенно в теплое время года
  • супы и каши готовят в протертом виде, овощи и фрукты разминают вилкой, мясо и рыбу дают в виде фарша, рубленых изделий или суфле
  • блюда готовятся в отварном, тушеном или паровом виде без добавления к ним специй, чеснока и перца.

Основные требования к рациону питания детей

Питание ребенка в возрасте до полутора лет должно быть:

  • правильным и сбалансированным по всем основным компонентам
  • меню должно быть разнообразным, составленным на неделю с разными блюдами и продуктами
  • выверенным по белкам, жирам и углеводам, витаминам и минеральным компонентам.

Это достигается комбинацией в ежедневном рационе овощей и фруктов, мясных или рыбных блюд, молочной продукции, мучных изделий и круп.

Важно сразу же определиться, какие продукты можно ребенку, учитывая состояние здоровья и особенности раннего развития.

В период первого года жизни у ребенка могла быть выявлена пищевая аллергия или индивидуальная непереносимость продуктов, что в период до двух-трех лет будет исключать эти продукты из рациона. По мере взросления их аккуратно можно будет пробовать вводить в рацион питания под контролем переносимости.

Сравнительная характеристика рациона питания до 3 лет

Основные характеристики С 1 до 1.6 лет С 1.6 до 3 лет
Количество зубов у ребенка 8-12 шт, передние резцы и жевательные премоляры. Возможно откусывание и пережевывание только мягкой пищи. 20 зубов, вся групп зубов как для откусывания, так и измельчения и пережевывания пищи
Объем желудка 250-300 мл 300-350 мл
Количество приемов пищи 5-разовое питание 4- разовое питание
Объем одного приема пищи 250 мл 300-350 мл
Суточный объем питания 1200-1300 мл 1400-1500 мл.
Распределение калорийности приемов пищи
  • Первый завтрак – 15%
  • Второй завтрак 10%
  • Обед – 40%
  • Полдник – 10%
  • Ужин – 25%.
  • Завтрак – 25%
  • Обед – 35%
  • Полдник – 15%
  • Ужин – 25%.

Также необходимо знать, какие продукты можно ребенку в возрасте до полутора лет, и какими основными характеристиками должны обладать продукты питания для детей. Приведем примерный список этих продуктов.

Необходимые продукты для ребенка до полутора лет

Можно Не желательно Сколько примерно гр. в день
Овощи
  • капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и др.
  • картофель (не более 40% от суточной нормы овощей)
  • зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу
  • редис, редька, чеснок
  • с осторожностью бобовые (чечевицу, горох, фасоль)
200 -300 гр.
Фрукты
  • яблоко, груша, вишня, слива, абрикос, персик
  • протертые ягоды — крыжовника, смородины, малины, клюквы, клубники
  • виноград
  • цитрусовые
  • другие экзотические фрукты
100-200 гр.
Молочные продукты
  • кефир — 2.5-3.2%
  • йогурт – 3.2%
  • сметана – 10%
  • сливки – 10%
  • творог – 5-9%

сметана, сливки, сыр — для заправки в супы, салаты, гарниры

  • молоко
  • любые молочные продукты с добавками, с длительным сроком годности
Каждый день:
  • кефир, йогурт: 200-300мл.

Через день:

  • творог 50-100гр.

Всего молочка 400 мл. в день

Крупы, хлеб, макароны
  • безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза)
  • содержащие глютен (пшеница, овес, рожь), артек, геркулес, манка, полтавка
  • черный хлеб: 10гр.
  • белый хлеб: 40гр.
  • макароны, каши на гарнир: 100 гр.
  • каши 200-250 гр.
Рыба
  • треска
  • хек или минтай
  • судак
  • морской окунь
  • рыбный бульон
  • рыба с большим количеством мелких костей — язь, лещ, карп и пр.
1-2 раза в неделю, 100 гр.
Мясо, птица
  • индейка, кролик
  • телятина, говядина
  • курица
  • ягненок
  • субпродукты: язык, печень, сердце
  • любые мясные полуфабрикаты (сосиски, сардельки, колбасы, пельмени и пр.) промышленного производства
  • сало, баранина, жирная свинина
  • мясо диких животных, диких водоплавающих птиц
100 гр.
Яйцо
  • куриное
  • перепелиное
1 шт. куриное, 2 шт. перепелиное

О молочных продуктах

Молочные продукты должны быть непременными компонентами рациона ребенка до полутора лет. Однако, самый главный вопрос на сегодня — ? ЖКТ малыша не способен полностью усваивать цельное молоко до 2 лет, поскольку еще нет необходимых ферментов (у кого-то этот фермент не вырабатывается и в дальнейшем на протяжении всей жизни). В связи с этим, введение цельного коровьего молока не рекомендуется ранее 2-3 лет. Кроме того, сегодня наблюдается массовая аллергизация населения, особенно среди детей, в том числе растет число случаев развития . Особенно осторожными с молоком нужно быть:

  • детям с атопическим дерматитом
  • при наличии непереносимости молока родителями ребенка
  • детям с нарушениями пищеварения.

Детям на грудном вскармливании цельное коровье молоко не нужно по определению, они получают молоко матери. Детям на искусственных смесях лучше заменить прием коровьего молока специальными молочными смесями-троечками, кисломолочной продукцией.

Молочные продукты богаты легко усваиваемым животным белком, животным жиром, а также набором витаминов и минеральных компонентов, необходимых для роста и развития малыша. Кисломолочные продукты содержат полезные бактерии, помогающую работе кишечника, поддерживающую рост и работу собственной микрофлоры и стимулирующую иммунитет.

  • Ежедневно должны быть в рационе молочные продукты — кефир, йогурт, простокваша
  • Через день — творог, сыры, сметана или сливки
  • Для детей с нормальной массой тела не рекомендован прием обезжиренных или пониженной жирности молочных продуктов.
  • Суточный объем молочных продуктов, с учетом их расходов на приготовление блюд, составляет не менее 400 мл.
  • Учитывается расход молока в каши, творога в блюда, сметаны и сливок в блюда.

Стоит учитывать тот факт, что сегодня в России многие производители для сокращения издержек производства включают в состав молочной продукции пальмовое масло, которое значительно дешевле молочного жира, причем не всегда оно указано в маркировке товара (или указано просто растительные жиры). Поэтому очень дешевые молочные продукты (сливочное масло, сыр, сметана, творог и пр.) скорее всего его содержат. Споры о вреде и пользе пальмового масла ведутся уже давно, и однозначно утверждать, что оно безвредно для детского организма не приходится.

Понятно, что, чем меньше срок годности продукции и чем он свежее (сегодняшний, вчерашний), тем лучше. В летнее время очень много случаев отравлений малышей именно молочной продукцией, теми же творожками, сметаной, йогуртами, поскольку в жару по халатности торговых сетей не редко возникают простои товара без холодильника (транспортировка, хранение, ожидание погрузки, разгрузки и пр.). Поэтому, прежде чем давать ребенку молочный продукт убедитесь в его свежести, пробуйте продукт сами.

Какие молочные продукты можно ребенку

Йогурт

Детям после года необходимо давать специальные детские йогурты, которые сбалансированы по количеству жиров и углеводов. Они приготовлены с применением специальной йогуртовой закваски (термофильный стрептококк и йогуртная (болгарская) палочка). Эти йогурты не обработаны термически, имеют очень малый срок хранения (хранятся только в холодильнике), что позволяет им сохранять свои полезные свойства. Йогурты, имеющие длительный срок хранения, либо были обработаны термически, либо содержат консерванты, прием таких йогуртов детям крайне нежелателен. Полезных бактерий в них нет, а дополнительные компоненты могут навредить детскому организму.

Кефир

Этот кисломолочный напиток помогает в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника за счет содержания в своем составе особых молочнокислых микробов и бифидофлоры. Эти микробы помогают росту полезной микрофлоры кишечника, что будет улучшать пищеварение и работу иммунитета. При этом кефир обладает высокой кислотностью и закрепляет стул, особенно при длительном его хранении, прием его стоит ограничивать количество в 200-300 мл в сутки.

Творог

Творог является для ребенка источником белка и кальция, но он очень трудно переваривается из-за большого процента белка. Поэтому, объем творога в сутки не должен превышать 50-100г. Полезным для полноценного усвоения кальция будет только творог с жирностью не менее 5-9%, творог нулевой жирности не так полезен, поскольку кальций без наличия жиров практически не усвоится. Творог можно употреблять в чистом виде или с добавлением фруктов, в один прием с творогом калорийных и белковых блюд больше не дают.

Сыр, сметана и сливки

Эти продукты рекомендовано давать ребенку в ограниченном количестве или использовать в приготовлении блюд для детей. Сметана и сливки зачастую даются в виде заправки к супам или вторым блюдам, сыр может быть добавлен к гарнирам. По мере прорезывания зубов можно давать ребенку кусочки несоленого твердого сыра для жевания.

Рыба

В питании детей один-два раза в неделю рекомендовано применение рыбных блюд. Детям до полутора лет разрешены такие виды рыбы как треска, хек или минтай, судак, морской окунь, но если ребенок аллергик, стоит отказаться от рыбы хотя бы до 2-3 лет. Рыбу можно предлагать в виде детских специализированных рыбных консервов, суфле из рыбы, отварной рыбы с гарниром или паровых котлеток.

Рыба полезна детям из-за легко усваиваемого белка и наборе витаминов и микроэлементов, йода и фтора, фосфора и кальция, полезных для роста скелета и зубов. Но, категорически запрещены в этом возрасте супы на рыбном бульоне – в бульон при варке переходят экстрактивные и вредные вещества из тушки рыбы.

Мясо

  • Мясо – основной источник животного белка для малыша и должно пребывать на столе ребенка не реже пяти раз в неделю.
  • Разные сорта мяса и птицы можно вводить в рацион питания детей количеством 100г.
  • Мясные блюда могут быть в виде фарша, фрикаделек, паровых котлет или мясных консервов для детей.
  • Важно помнить, что мясо длительно усваивается и его необходимо вводить в первой половине дня – в обед.
  • После года рацион расширяется за счет субпродуктов – языка, печени, сердца.
  • Также полезно мясо птицы и кролика, индейки, ягненка

Исключено из питания детей раннего возраста сало, мясо баранины и жирная свинина, мясо водоплавающих диких птиц и животных. Категорически запрещено детям до 3 лет введение колбас и сосисок, сарделек, даже с маркировкой детские (чаще всего детские названия на них — уловки производителей, это обычные сосиски и сардельки). На детских сосисках обязательно должна быть надпись «специализированный продукт для детского питания» и указан возраст ребенка (для колбасных изделий это обычно 3+).

Яйцо

Источником белка являются яйца, в них помимо белка много полезных аминокислот, микроэлементов и витаминов. Яйца дают ребенку после года ежедневно, при отсутствии аллергии или патологий желчной системы. Можно добавлять яйцо в блюда или давать отваренным вкрутую, приготовить из него паровой омлет. Запрещено детям раннего возраста давать яйца всмятку или в мешочек, жареную яичницу. При аллергии к белку куриного яйца отличной альтернативой могут стать перепелиные яйца. Их можно в день до 2 шт.

Масла

В питании детей должно быть достаточно жиров в виде растительных масел и сливочного масла. Сливочное масло можно давать с мягкой булочкой в виде бутерброда или добавлять в готовые каши и овощные пюре, чтобы масло не подвергалось термической обработке и не теряло своих полезных свойств. Количество сливочного масла в сутки не более 10-15г.

Растительные масла применяют для приготовления блюд и заправки готовых блюд, заправляют ими салаты и блюда из овощей. Лучше использовать не рафинированные масла — оливковое первого отжима, подсолнечное. Норма растительных масел не более 10 г в сутки.

Крупяные блюда

После года в питании детей используют как безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза), так и содержащие глютен (пшеница, овес, рожь). Крупы употребляют как в виде каш, так и в виде крупяных гарниров ко вторым блюдам. Особенно полезными для детей будут гречневая, кукурузная и овсяная каши, мультизлаковые каши.

После года постепенно можно добавлять к меню ребенка манную и пшенную каши, но манку стоит давать нечасто – она очень калорийная. Каши обычно подают на завтрак и их количество составляет не более 200-250 мл. Объем гарнира для вторых блюд должен составлять около 100-150г.

Хлеб, макароны

Детям поле года можно предлагать хлеб из белой и ржаной муки, при этом белого хлеба можно давать до 40 г, а ржаного не более 10г. Белый хлеб переваривается лучше, избыток ржаного хлеба может привести к вздутию живота крохи.

В питании детей до полутора лет можно включать детскую вермишель, паутинку или яичную лапшу. Количество макарон не должно превышать 100г в сутки.

Овощи и фрукты

В рационе детей до полутора лет овощи и фрукты должны присутствовать в обязательном порядке ежедневно. Они являются источником витаминных и минеральных веществ, пектинов, фруктовых кислот и сахаров, а также растительной клетчатки для стимуляции пищеварения. Овощи и фрукты применимы как в термически обработанном (отварном, паровом, запеченном), так и в свежем виде.

Овощи

Суточный объем овощей и фруктов должен доходить до 300-400 г., из них овощи должны составлять не менее половины объема.

Можно Нежелательно
  • Доля картофеля составляет не более 40% от всего объема овощей из-за высокой калорийности и избытка крахмала.
  • Полезными овощами для детей этого возраста будут: капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и т.д.
  • В блюда стоит добавлять огородную зелень – зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу.
  • В этом возрасте нежелательно давать такие овощи как редис, редька, чеснок, осторожно нужно вводить зеленый горошек и фасоль, чечевицу. Они могут давать боли в животе, вызывать вздутие и понос.
  • Салаты нельзя заправлять майонезом, только растительными маслами, сметаной или фруктовым свежевыжатым соком.

Фрукты

Ассортимент фруктов после года существенно расширяется, но стоит вводить местные фрукты по сезону и изначально в малом количестве, следя за реакциями.

  • До двух лет с осторожностью относится к клубнике и экзотическим фруктам (цитрусовые, киви и др.). Количество этих фруктов не должно превышать 100г.
  • Полезными будут после года ягоды крыжовника, смородины, малины, клюквы и других. В протертом виде.
  • Стоит отказаться от употребления винограда хотя бы до двух лет, он приводит к брожению в животе и может давать расстройства пищеварения.

Сладости

До трех лет не стоит баловать детей шоколадом, кондитерскими изделиями, конфетами из-за нагрузки глюкозой поджелудочной железы, избытка химических веществ в составе этих продуктов, излишней калорийности и риска кариозного поражения зубов. Также не стоит употреблять торты с кремом, пирожные и песочное печенье. Из кондитерских изделий можно давать пастилу, зефир и мармелад.

Не поощряйте тягу малыша к сладкому: не редко родители побуждая малыша доесть овощи или мясо, обещают конфетку в качестве поощрения. Подмена вкусовых ценностей происходит очень быстро и ребенок вскоре будет отдавать предпочтение сладостям вместо здоровой пищи.

Стоит максимально отказываться в питании детей от сахара, заменяя его на мед (при отсутствии аллергии) или сладкие фрукты. Да, конечно сладости полезны для мозга, это источник быстрых углеводов и удовольствия для детей, но стоит задуматься об отдаленных последствиях нерационального приема сахара.

  • При потреблении сладостей, из кишечника глюкоза активно и быстро всасывается в кровь, повышая свои концентрации в два-три раза. Такие резкие колебания уровня глюкозы крови приводят к напряжению работы поджелудочной железы в выработке инсулина. Глюкоза активно утилизируется в ткани, где перерабатывается в жиры, что ведет к избытку веса и метаболическим сдвигам, настраивающим организм в дальнейшем на работу в «аварийном» режиме.
  • С раннего детства программируется склонность к атеросклерозу, диабету и ожирению.
  • Кроме того, по данным последних исследований, избыток сахар в пище приводит к снижению иммунитета, выведению из организма полезных микроэлементов – хрома, магния и , меди.
  • Также сахар провоцирует в организме детей формирование аллергии с кожными, кишечными и легочными симптомами.

Не стоит забывать и о потенциальном вреде сахара для зубов, особенно молочных. Сладости, а именно сахара, будут одной из главных причин формирования кариеса у ребенка. За счет анатомо-физиологических особенностей молочных зубов – нежная тонкая эмаль, отсутствие совершенных механизмов защиты, кариес приобретает молниеносное течение, и быстро развиваются осложнения: воспалительного характера (пульпиты, периодонтиты), в результате чего часто происходит преждевременное удаление зубов – патологии прикуса.

Кариес – это инфекционные процесс, и основным возбудителями будут некоторые стрептококки. Питательной средой и местом обитания которых будет зубной налет. Сахара и сладости, особенно липкие (печенья с большим содержанием маргарина, «чупа-чупсы») создают на поверхности зубов липкий слой, который плохо счищается и длительно остается на зубах. Эти условия обеспечивают развитие кариеса и его последствий.

Кроме того, кариозные зубов постоянные источники инфекции, и могут стать причиной развития тонзиллитов, инфекционных заболеваний почек и других внутренних органов.

Наши предки, не употреблявшие сахара, а использовавшие мед и фрукты в качестве сладостей, были не в пример нам здоровее. Это говорит о том, что с раннего возраста стоит контролировать потребление сахара, ограничивая его или заменяя более полезными натуральными продуктами. И тем более не стоит давать детям напитки, пресыщенные сахаром (газированные сладкие напитки, кола, пепси, магазинные соки), и тем более позволять грызть кусковой сахар.

Сегодня крайне трудно контролировать потребление рафинированного сахара членами семьи, поскольку он содержится во многих готовых продуктах на прилавках супермаркетов и какое количество его содержится в конкретном продукте трудно рассчитать. Но стоит сократить потребление сахара хотя бы при приготовлении пищи в домашних условиях.

Повторимся, что в идеале не стоит давать сладкое ребенку ДО 3 ЛЕТ. Если не получается, хотя бы ограничьте его потребление 4-5 чайными ложками в сутки, с учетом сладких продуктов.

Примерное меню на один день для ребенка 1.5 лет

  • Первый завтрак : овсяная каша с бананом, булочка белая с маслом сливочным, чай/с молоком
  • Второй завтрак: банан, сок яблочный, сушки
  • Обед : салат из огурца с помидором и оливковым маслом, борщ вегетарианский, овощное рагу с паровой котлетой из телятины,
  • Полдник : творожная запеканка с яблоком, йогурт
  • Ужин : пюре из цветной капусты и картофеля, кефир, печенье, яблоко.

Стоит оговорится, что приведенные ниже нормы - это лишь примерное количество, которое в среднем может съесть ребенок в этом возрасте. Но, к примеру, хрупкие, стройные девочки (малоешки) едят гораздо меньше мальчишек, поэтому если ваш малыш наедается меньшим количеством пищи - это нормально, не стоит паниковать. Каждый ребенок индивидуален и набор веса зависит от комплекции и роста ребенка. Чтобы контролировать нормальный набор веса малыша можно пользоваться (мальчики и девочки рост до 115 см) в другой нашей статье.

Прием пищи Состав блюда Количество
Завтрак

Овощное блюдо, каша

Творожное, рыбное, мясное блюдо, омлет

Салат или фрукты

Напиток: компот, слабозаваренный чай, свежевыжатый разбавленный сок, молоко (но не рекомендуется)

Второй завтрак

Фрукты, печенье, булочка

Йогурт, творожок, кефир, сок

Обед

Закуска или салат из овощей

Первое блюдо (суп, щи, борщ на овощном бульоне)

Второе блюдо из птицы, рыбы или мяса

Полдник

Йогурт, кефир, сок, компот

Творог, крупяное, овощное блюдо

Выпечка, печенье, сушки

Фрукты, ягоды

Ужин

Творожное, овощное блюдо, каша

Кефир, йогурт

126 комментариев

Овощи являются важнейшей частью детского рациона. С какими овощами можно познакомить малыша на первом году жизни и как правильно ввести их в меню грудничка?

Малыш быстро растет и развивается и постепенно ему требуется все большее количество энергии и пищевых веществ. Возрастает также потребность ребенка в витаминах и минеральных веществах, таких как железо, цинк, медь, кальций, фосфор, магний. Их количества, поступающего с грудным молоком или молочной смесью, становится недостаточно. Поэтому примерно к возрасту 4-6 месяцев рацион крохи должен быть пополнен новой полезной пищей, которая сможет обеспечить возросшие потребности детского организма. Здоровым детям с нормальной массой тела и достаточными прибавками в весе, а также малышам, склонным к запорам и имеющим избыточный вес, в качестве первого прикорма рекомендуется вводить Овощи являются источником целого ряда полезных веществ, необходимых растущему организму. В них содержится огромный набор витаминов и минеральных веществ, а также растительный белок, углеводы, пищевые волокна и другие важные соединения. Именно растительная пища является основным источником каротина (провитамина А), необходимого для нормального формирования зрения и здоровой кожи малыша, а также аскорбиновой кислоты (витамина С), который участвует в формировании иммунитета ребенка и способствует повышению сопротивляемости маленького организма к различным инфекциям. Растительные волокна (клетчатка, пектины), содержащиеся в овощах мягко стимулируют развитие пищеварительной системы ребенка, они увеличивают секрецию пищеварительных желез и ферментную активность кишечника, нормализуют состав микрофлоры, а также способствуют выведению токсинов. В отличие от фруктов, с которых раньше традиционно было принято начинать прикорм, овощи реже вызывают аллергию и содержат значительно меньше сахаров и органических кислот, оказывающих раздражающее действие на незрелую пищеварительную систему малыша.

С чего начнем?

Знакомство малыша с новыми продуктами следует начинать с низкоаллергенных овощей, таких как кабачок, цветная капуста, патиссон, брокколи, тыква светлых сортов. Немного позже (примерно с 7-8 месяцев) можно добавить в рацион крохи картофель, морковь, белокочанную капусту, зеленый горошек, болгарский перец, свеклу. После 8-9 месяцев меню малыша могут разнообразить термически обработанные томаты, лук и чеснок. А ребенку старше 10 месяцев можно добавить в готовые блюда мелко нарубленную свежую зелень (укроп, петрушку, сельдерей). Свежие огурцы и помидоры, а также бобовые (фасоль, горох), баклажаны, репа, редис могут появиться в рационе крохи только после года.

Вначале дается однокомпонентное пюре, состоящее из одного вида овощей. Это позволит отследить реакцию малыша именно на данный продукт. После того как ребенок адаптируется к первым овощам и при отсутствии реакций непереносимости (появление высыпаний на коже, вздутие живота, изменение стула), можно вводить в рацион малыша более сложные блюда из комбинации двух — трех видов овощей (например, кабачок, картофель и морковь). Первое знакомство ребенка с новым продуктом начинают с небольшого объема – 0,5-1 чайная ложка в первой половине дня. При отсутствии отрицательных реакций объем блюда постепенно в течение 7-10 дней увеличивают до нормы, соответствующей возрасту ребенка (примерно 100-150 г на одно кормление).

Кладовая витаминов

Кабачок наиболее подходит для первого знакомства с новой пищей. Благодаря не грубой клетчатке и высокому содержанию пектинов, он обладает мягким и нежным вкусом и легко усваивается. Этот овощ богат минеральными солями калия, фосфора, магния, кальция, которые имеют важное значение для обмена веществ растущего организма. Он практически не вызывает аллергии, обладает общеукрепляющим и желчегонным действием, В кабачке много фолиевой кислоты, железа и меди, играющих важную роль в процессе кроветворения. В своем составе он также содержит каротин, витамины С, В2 и В1. Близкий брат кабачков – цуккини также очень полезен и широко используется в детском питании. Этот кабачок содержит легкоусвояемые углеводы, аскорбиновую кислоту, каротин и витамин РР, который участвует в регуляции функции щитовидной, поджелудочной железы и надпочечников.

Цветная капуста, благодаря своему составу, также является оптимальным продуктом для первого прикорма. Она содержит небольшое количество клетчатки, поэтому легко усваивается и не вызывает у младенцев вздутия и коликов. Содержащийся в капусте растительный белок является источником незаменимых аминокислот (лизина, треонина и метионина), которые способствуют кроветворению, росту и восстановлению тканей, работе почек и надпочечников, щитовидной железы. В цветной капусте содержится много аскорбиновой кислоты (витамина С), каротина, калия, витаминов В1, В2, Е, РР, железа, фосфора, магния и йода, необходимых для полноценного роста и развития ребенка. Ближайший родственник цветной капусты – брокколи по питательности значительно превосходит ее. Брокколи гораздо богаче витамином С, чем апельсины. Растительный белок, содержащейся в этой капусте, по своему аминокислотному составу не уступает белку животного происхождения. Кроме того, брокколи — прекрасный источник витаминов группы В и кальция.

Тыква – один из рекордсменов по витаминному составу. В ней содержится большое количество аскорбиновой кислоты, каротина, витамина D, способствующего росту и укреплению костей, а также железа, меди, калия, кальция, магния и цинка. Мякоть плодов тыквы богата пектином, сахарами, растительными белками и жирами, витаминами группы В, и даже редким витамином Т, который участвует в процессах свертывания крови и предотвращает развитие анемии. В тыкве большое количество пищевых волокон, которые нормализуют работу кишечника малыша (особенно если кроха страдает запорами), а также способствуют усвоению полезных веществ и выведению из организма токсинов.

Картофель очень богат калием, необходимым для нормальной работы почек и сердечнососудистой системы ребенка, а также витамином С. Особенно много витамина С в молодом картофеле, но при длительном хранении и в процессе кулинарной обработки большая его часть разрушается. В этом овоще также содержится витамины группы В, кальций, магний, натрий и фосфор. Благодаря высокому содержанию крахмала, небольшому количеству клетчатки и белка, картофель довольно легко усваивается, особенно приготовленный в виде пюре. Однако, следует помнить, что именно из-за большого количества крахмала калорийность картофеля почти в два раза выше, чем у других овощей, поэтому употребление этого овоща следует ограничить детям с избыточной массой тела. Кроме того, высокое содержание крахмала может вызвать у ребенка пищевую аллергию, спровоцировать запоры, вздутие и боли в животе. По этим причинам картофель не подходит для первого прикорма. Его лучше готовить в комбинации с другими овощами и не более 1/3 от общего объема овощного пюре. Для снижения количества крахмала очищенный картофель перед готовкой можно на 1 – 1,5 часа замочить в холодной воде. В детском питании нельзя использовать пророщенный и позеленевший картофель, так как в нем накапливается ядовитое вещество — соланин, который может вызвать отравление.

Морковь сладкая и вкусная, поэтому очень нравится малышам. Морковь является основным источником каротина, а также относительно богата витамином С, калием и железом. За счет большого содержания клетчатки и пектинов, морковь обладает послабляющим эффектом, поэтому очень полезна для малышей склонных к запорам. Однако, при введении этого овоща в рацион крохи следует помнить о его высокой аллергенности, и с большой осторожностью предлагать его малышам, имеющим предрасположенность к аллергическим реакциям.

Свекла богата углеводами, клетчаткой, органическими кислотами, содержит достаточное количество солей калия, кальция, магния, кобальта и железа. Важно учитывать, что свекла, как и морковь, обладает выраженными аллергенными свойствами, поэтому вводить ее следует после того, как организм малыша адаптируется к другим овощам и с учетом индивидуальной переносимости.

Покупать или готовить?

Когда приходит время прикармливать кроху, каждая мама задумывается – какой прикорм выбрать баночный или приготовленный самостоятельно? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, и здесь мама должна принять собственное верное решение. Период прикорма является переходным этапом в жизни ребенка. В это время детский организм перестраивается на качественно совершенно новый вид пищи и малыш становится особенно уязвимым к любым нарушениям и погрешностям в питании. В связи с этим требования к качеству и безопасности продуктов для первого прикорма очень высоки.

Безусловно, наиболее полезными для крохи будут блюда, приготовленные из свежих овощей, выращенных на собственной грядке без применения вредных веществ и удобрений. Но такая возможность существует далеко не у всех родителей, кроме того для домашних овощей характерна сезонность. В то время как овощи, приобретенные в магазине или на рынке, не всегда отвечают строгим требованиям безопасности, предъявляемым к детскому питанию. В связи с этим, эксперты ВОЗ и отечественные специалисты в области детского питания рекомендуют использовать для прикорма баночное питание. Дело в том, что детское питание промышленного производства изготавливается из высококачественного и экологически чистого сырья, с гарантированной химической и микробиологической безопасностью. «Баночные» пюре имеют строго сбалансированный состав и обогащены всеми витаминами и микроэлементами, необходимыми малышу вне зависимости от сезона. Кроме того, степень обработки и измельчения овощей в готовых пюре производится в строгом соответствии с возрастными особенностями жевательного аппарата и пищеварительной системы ребенка.

Покупая овощные консервы промышленного производства желательно выбирать продукцию только известных производителей, обязательно обращая внимание на состав продукта (в состав пюре для первого прикорма должны входить только овощи и вода, при этом недопустимо содержание соли, молока, загустителей (крахмала) и каких-либо специй). Также необходимо проверять срок годности и герметичность упаковки. Важно помнить, что после вскрытия баночки с готовым питанием остатки пюре не подлежат хранению и повторному использованию, так как остатки пищи являются отличной питательной средой для развития болезнетворных микроорганизмов, кроме того при повторном нагревании, погибают все полезные свойства продукта.

Приготовить для малыша вкусные и полезные овощи можно и самостоятельно. Чтобы овощное пюре, приготовленное в домашних условиях, было максимально полезным и безопасным для ребенка необходимо соблюдать следующие правила:

— перед кулинарной обработкой овощи следует тщательно промыть под проточной теплой водой со щеткой. Сильнозагрязненные овощи можно предварительно замочить в теплой воде, чтобы грязь размокла и осела на дно. После мытья овощи нужно очистить от шкурки и измельчить для варки. Покупные овощи, особенно ранние парниковые, могут содержать значительное количество нитратов (солей азотной кислоты), которые оказывают на организм ребенка сильное токсическое действие. Снизить их содержание в овощах можно, удаляя при чистке те части растений, в которых нитратов накапливается особенно много. Так, например, у капусты нужно снимать верхние листья и удалять кочерыжку, у картофеля кабачков и патиссонов больше всего нитратов в кожуре, у моркови – в сердцевине и верхушке, у свеклы, которая является чемпионом по содержанию нитратов, большая их часть в корешке и верхушке. Выбирая на рынке или в магазине овощи для детского меню, следует помнить, что нитратов содержится значительно меньше в более зрелых плодах среднего размера, не поврежденных вредителями и болезнями.

— для приготовления овощного пюре малышу можно использовать замороженные овощи. Такие овощи следует подвергать быстрому размораживанию непосредственно перед употреблением или готовкой, так как в размороженном виде они довольно быстро теряют витамины, свежий вид и присущий им вкус. Размораживать их можно, поместив в упаковке в горячую воду, а можно начать варить или тушить, вынув прямо из морозилки. Вода растворяет большинство содержащихся в замороженных продуктах витаминов и питательных веществ, поэтому не следует мыть замороженные овощи, а также размораживать их в воде.

— чтобы сохранить максимальное количество витаминов и минеральных солей, овощи желательно варить на пару или тушить с небольшим количеством воды. При варке овощи следует бросать в кипящую воду, и затем готовить на небольшом огне под плотно закрытой непрозрачной крышкой. Если в одной посуде будут готовиться несколько видов овощей, их укладывают постепенно, в зависимости от скорости размягчения. Малышам до года овощное пюре готовят без добавления соли и специй.

— первый прикорм должен быть однородной (без комочков) нежной консистенции, поэтому после того как овощи приготовились, их необходимо протереть через сито или измельчить блендером. Для того чтобы разбавить консистенцию блюда можно добавлять сцеженное грудное молоко или овощной бульон. В готовое овощное пюре можно добавить растительное масло (лучше всего нерафинированное «первого холодного отжима»), начиная с 1 капли и постепенно к году доведя объем до 5-6 мл.

— овощное пюре для каждого приема пищи должно быть обязательно свежеприготовленным. Из-за высокого риска пищевого отравления готовое блюдо не следует хранить и использовать повторно.

Если у вас есть хоть малейшие сомнения в пользе даров природы, прочтите статью: полезны ли овощи для детей, она лишний раз поможет развеять сомнения. А сегодня мы поговорим о том, какие овощи можно давать ребенку, ведь впереди долгая зима и их выбор будет немного ограничен. Да и витаминов с минералами в «зимних» овощах значительно меньше, поэтому нужно знать какие будут наиболее полезны.

Картофель . Первая ассоциация, которая возникает в голове большинства людей – это крахмал. Но разве это все? Картофель также содержит витамины C, PP, K, группы B, а также калий. Мало того, при таких заболеваниях как анемия у детей или проблемы с суставами, врач может порекомендовать придерживаться картофельной диеты. Помимо этого корнеплод помогает укреплять сердечно-сосудистую систему и нормализовать кислотно-щелочной баланс.

Морковь . В зимнее время становится незаменимым источником витамина A, который крайне важен для полноценного развития зрения. Кстати, у деток он также стимулирует рост. Помимо этого морковь рекомендуется кушать для налаживания полноценной работы печени, почек и сердечно-сосудистой системы, а также для улучшения состояния кожи и слизистых оболочек.

Свекла . Содержит важные для растущего организма кислоты и белки. Правда в ней мало витаминов, но это с лихвой компенсируется минеральными веществами: калий, магний, железо, медь, марганец, йод и цинк. Оказывает положительное действие на обмен веществ, кроветворение и работу кишечника.

Лук . По праву считается лечебным продуктом. Обеспечивает организм комплексом сахаров, ферментов, эфирных масел, солей кальция и фосфора, инсулина, флавоноидов, а также витаминов A, C, группы B. Лишний раз напомним, что лук губительно действует на болезнетворные микробы и грибы, и способствует повышению иммунитета.

Капуста . Отличительной особенностью данного овоща является способность длительное время сохранять витамин C (примерно 7-8 месяцев практически без потерь). Если же хотите, чтобы ребенок получил больше калия, фосфора и железа, тогда отдайте предпочтение брюссельской капусте. Белокочанная станет хорошим источником калия, кальция, магния, фосфора и серы. А брокколи нет равных по содержанию кальция и витаминов группы B. Напомним также, что капуста полезна для полноценной работы нервной системы и правильного обмена веществ.

Тыква . Содержит много солей меди, железа и фосфора, но это не главное. Тыква относится к тем редким овощам, которые содержат витамин D. Благодаря своему особенному составу она крайне полезна для укрепления костей и формирования зубов, а также улучшения работы печени. Что интересно, блюда из тыквы легко усваивают даже ослабленные дети, благодаря чему данный овощ идеально подходит для организации лечебного или профилактического питания.

Как видите, каждый овощ по-своему полезен и необходим для детского организма. Поэтому вопрос: «» не совсем правильно сформулирован. В принципе, все они полезны и дополняют друг друга, другое дело, что вводить их нужно каждый в свой срок и не переусердствовать с количеством. Подробнее об этом читайте в статье про овощной прикорм.