Конспект занятия «Воздух невидимка. Занятие в средней группе на тему "воздух невидимка" Конспекты занятий воздух в доу

Калашникова Татьяна Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад "Аленушка" Тукаевский район село Бетьки
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-05-14 Конспект занятия в средней группе «Невидимка воздух» Калашникова Татьяна Николаевна МБДОУ - детский сад "Аленушка" Тукаевский район село Бетьки Данный конспект занятия предназначен для детей средней группы.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект занятия в средней группе «Невидимка воздух»

1. ПРИВЕТСТВИЕ:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Артикуляционная гимнастика «Проснулся язычок»

— Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится?

(Столы, стулья, шкафы, игрушки, цветы…)

— Группа наша большая, просторная. А что находиться между потолком, полом, стенами, там, где пусто? Послушайте загадку.

Чего в комнате не видно?

(воздух)

Есть невидимка

В дом не просится,

А прежде людей бежит

торопится, торопится.

(воздух)

Ребята, а вы видите воздух?

(Нет)

— Я тоже его не вижу, но знаю, что он вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют » невидимка».

— А почему мы его не видим? Потому что воздух прозрачный, через него нам всё видно.

— А ещё что у нас в группе прозрачное.

(Окно, аквариум, стекло, очки.)

— А вы хотите увидеть воздух? Сейчас мы с вами сделаем опыт. (Воспитатель кладёт на край стола салфетку и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол)

— Почему салфетка слетела со стола? Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привёл салфетку в движение.

— Хотите почувствовать, как движется воздух?

(Да.) (воспитатель предлагает взять веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)

2. ФИЗМИНУТКА. Ходит по двору индюк.

(Руки на поясе, ходьба с высоким подниманием ног)

Пролетел над полем жук.

(Махи руками)

По цветку ползёт паук.

(Имитация рук и ног паука)

Обломал он старый сук.

(Присесть, хлопок)

— Ребята, посмотрите что у меня в стакане?

(Нет ничего.)

— Говорите — нет ничего. Тогда смотрите ещё один опыт.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно спускает его в банку с водой.

— Посмотрите — в стакане нет воды. Что же не пускает воду в стакан? (Воздух.)

— А вы хотите сами сделать опыт?

(Да)

— Возьмите стаканы с водой, опустите трубочки и подуйте в них. Что у вас получилось?

(Пузырьки)

— Откуда они взялись? Это воздух выходит, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх.

Воздух легче воды.

— А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей. Это наши маленькие человечки — невидимки, давайте поищем их глазами.

3. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ .

1. Посмотреть в даль;

2. Вращать глазами по кругу;

3.Движение глаз в стороны;

4.По диагонали;

5. По квадрату;

6. Вверх — вниз.

— Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого он цвета?

(Бесцветный)

— Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух?

(Безвкусный)

— Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

(Без запаха)

— Ребята, чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

— А чем вы вдыхаете воздух?

(Носом)

— Вдохните воздух, и поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали?

(Воздух)

— А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали?

(Звуки)

— Оказывается воздух можно услышать. Воздух может звучать по-разному.

(Воспитатель предлагает детям бутылочки или пузырьки, дети приставляют бутылочки к нижней губе и дуют в горлышко — возникает звук. Затем приложить к губам край листа тонкой бумаги и подуть вдоль неё так, чтобы получился звук.)

— Звук рождается тогда, когда дрожжит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.

4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. В гости к пальчику большому.

Приходили прямо к дому.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Наш мизинчик малышок,

Постучался на порог.

Вместе все они друзья.

Друг без друга им нельзя.

— Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на картины, объясните, как воздух помогает человеку.(Мельница, вентилятор, автомобильная шина, свисток, музыкальные инструменты).

— А теперь поиграем в интересную, весёлую игру «Раздувайся пузырь » Почувствуем как мы раздуваемся когда вдыхаем и как сужаемся когда выдыхаем. (садятся)

— Ребята, а вы можете поймать воздух? (Да). Попробуйте.

— А я могу поймать воздух, хотите это увидеть?

(Воспитатель берёт полиэтиленовый пакет, даёт каждому потрогать)

— Есть что-нибудь в пакете?

Дети трогают, сжимают пакет, убеждаются, что в нём нет ничего, он пуст. Воспитатель «ловит» пакетом воздух закрывает его и даёт детям потрогать, пакет не сжимается как раньше.

— Что же в пакете есть? Что мешает нам сжать его? (Воздух).

— Я поймала в пакет воздух. А вы хотите сами поймать воздух?

(Воспитатель раздаёт детям пакеты и они сами пытаются поймать воздух.)

5. ФИЗМИНУТКА. Две мартышки слов не тратя.

Раз подрались на кровати.

Друг у друга в этой схватки,

Вышибли ума остатки.

Врач пришёл,

Уселся в кресло

И сказал мартышкам:

Если драться будите мартышки

Выгоню из книжки.

(Затем воспитатель показывает детям воздушный шарик без воздуха)

— Что это у меня? (Шарик.)

— Он может сейчас летать? (Нет.)

— Что мне нужно сделать, чтобы шарик полетел? (Надуть его)

6. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА . Надувает и предлагает каждому ребёнку надуть шарик. (Раздаёт жёлтый, красный, зелёный, белый.)

— На что похожи ваши шарики? Какое время года?

(Закрепление времён года: зима, весна, лето, осень.)

— А теперь давайте сдуем шарик и послушаем, как воздух выходит из шарика.

— В какое время воздух холодный? В какой — тёплый? Давайте подуем так, что бы ручки наши замёрзли. Какой воздух? (Холодный).

— А теперь подуйте так, как будто вы греете руки. Какой воздух? (Тёплый)

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

— Ребята, нам всем необходим не просто воздух, а чистый воздух. Как вы думаете, отчего загрязняется воздух.

— От фабрик, заводов, машин. А ещё что отравляет воздух: дымящие трубы дым от костров, курящие люди.

— Если воздух грязный, мы быстро устаём, болит голова. Что нужно сделать, чтобы воздух в комнате стал чище?

(Проветривать комнату, сделать влажную уборку, иметь комнатные растения)

— А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы не можем дышать. Представьте, что мы с вами сейчас будем нырять под воду. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите.

— Вот видите, мы ни как не сможем жить без воздуха. Давайте вспомним, какой воздух: БЕСЦВЕТНЫЙ, БЕЗ ЗАПАХА, БЕЗ ВКУСА. Молодцы.

Анализ занятия.

Сегодня на занятии мы с вами узнали, что такое воздух, и вы давали правильные ответы. Хорошо делали опыты: Максим, Эльвина, Ксения. А быстрее всех надули шарики: Азалия, Артём, Андрей. Спасибо что поднимали руки, не выкрикивали с места. Занятие закончено.

. .

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №2083 СП «Родники Д/С «Семицветик»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы

Тема: «Свойства воздуха»

Конспект подготовила и занятие провела

воспитатель старшей группы

Вернер Светлана Владимировна

г.Москва

2016г.

Конспект занятия в старшей группе по теме:

Воздух и его свойства

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), стакан, салфетка бумажная, пипетки, подкрашенная вода,одноразовые стаканчики, апельсиновые корки, лимоновые корки, чеснок, веер (по количеству детей), газированная вода, виноград (по количеству детей), два апельсина, два тазика, коктельные трубочки, 5 плакатов по свойствам воздуха, бумажные медали за любознательность (по количеству детей).

Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу, чтобы весь вечер было хорошее настроение.

Мы сегодня с вами отправимся в необычное место – лабораторию (это место, где работают ученые) и на какое-то время сами станем учеными. А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют)
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими учеными. А наша группа превратиться в лабораторию. А что мы будем исследовать мы мне скажите сами, отгадав загадку:
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами познакомимся со свойствами воздуха.

Воспитатель:

В лаборатории, ребята, надо соблюдать определенные правила:

  • соблюдать тишину,
  • не перебивать друг друга.
  • не мешать друг другу,
  • работать тихо, аккуратно, внимательно,
  • брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,
  • без разрешения трогать оборудование и приборы,
  • запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,
  • содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Понятно? Хорошо! Теперь ребята одеваем шапочки и бейджики. В лаборатории нужно быть одетым соответствующим образом. Готовы? Теперь пройдем в лабораторию к первому столу.

Опыт №1 (воздух можно увидеть)

Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.

Переходим ко второму столу .

Опыт №2 (Воздух занимает место)

Воспитатель:
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

Переходим к третьему столу.

Опыт №3 (воздух выталкивает жидкость)

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки пипетки. Что в них находиться? Наберите в пипетку подкрашенную воду. В пипетке теперь не только воздух, но и вода. Воздух в пипетке сжался, его так и называют «сжатый воздух». Теперь, ребята, нажмите на резиновый колпачек. Жидкость капает из пипетки. Почему? Оказывается, сжатый воздух сильный, и он может выполнять разную работу!

Вывод: Например, воздух может выталкивать жидкость и передвигать ее.

Переходим к четвертому столу.

Опыт № 4(воздух не имеет запаха)


Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Переходим к пятому столу.

Опыт №5 (воздух может двигаться)


Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим .

А теперь, ребята, ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаём красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

(Садитесь на свои места)

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Переходим к шестому столу.

Опыт №6 (воздух легче чем вода)

Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воздуха. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывает. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз пока воздух из воды не «выдохнется». По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод: Воздух легче,чем вода.

Переходим к седьмому столу.

Опыт №7 (плавающий апельсин).

Воспитатель: Один апельсин положить в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удается. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: В кожуре апельсина есть воздух.

Переходим к восьмому столу.

Опыт №8 (воздух жизненно необходим)


Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить.

Дорогие ребята! Наше занятие подошло к концу. Подведем итог наших опытов.

Итак, какими свойства обладает воздух:

*воздух - невидимка.

*воздух прозрачен

*воздух бесцветен.

*воздух не имеет запаха.

*воздух движется

*воздух занимает место

Ребята мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.

Вы заслужили медали за любознательность (воспитатель награждает каждого ребенка медалью).


Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха».

Екатерина Агошкина

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.

Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, продуктивная деятельность детей, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, игры.
Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»,

«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями.

А чтоб узнать, что будем исследовать, отгадайте загадку.

Загадка

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух).

Воспитатель: Для чего нам нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать

Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох а затем выдох. Что мы с вами сделали?

Дети: Мы вдохнули и выдохнули воздух

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?

Дети: Нет

Воспитатель: Я тоже его не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим?

Дети: Он прозрачный и невидимый.

Воспитатель: А какого он цвета?

Дети: Бесцветный

Воспитатель: Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух прозрачный, бесцветный, но он вокруг нас, предлагая провести несколько опытов!

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух внутри и вокруг нас».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух?(ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет».

(Дети поочередно кладут в тазик с водой стеклянные шарики, железные мелкие предметы, пробки, поролоновый мячик др. предметы. И наблюдают какие из них тонут, а какие плавают).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы можем сделать вывод, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать, а в которых нет воздуха тонут.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты,

Вправо – влево, влево – вправо,

Клонятся цветы и травы

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше, веселей вот так

Переходим все на шаг

Вот и кончилась игра

Заниматься всем пора!

Опыт 3. Движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и тд.). Ветер – это движение воздуха.

Я предлагаю вам, увидеть и почувствовать движение воздуха. Давайте подуем на небольшие и легкие предметы и увидим, как они двигаются.

Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?

Дети: Небольшой ветерок, чувствуем как движется воздух.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: А еще я предлагаю поиграть в игру « Веселое перышко». Мы будем дуть на наши перышки и посмотрим у кого дольше и выше будет летать перышко.

Опыт 4. Чем пахнет воздух?

Воспитатель: Как можно почувствовать запах воздуха?

Дети: Понюхать.

Воспитатель: сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или др. пахучих веществ.

Вывод: воздух не имеет запаха, но переносит запахи.

Опыт 5. Можем ли мы услышать воздух?

Воспитатель: На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.

Давайте с вами возмем свистульки и подуем в них. Что же происходит?

Дети: Мы слышим звук – воздух выходит из свистульки.

Воспитатель: Так же мы может услышать воздух и другим способом (воздух, издаваемый из резиновой игрушки, музыкально – духовые инструменты).

Вывод: звук возникает при быстром движении воздуха.

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших исследований и проведенных опытов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии).
Дети: - что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.

Что чистый воздух не имеет запаха, но может его передавать.

Что ветер – это движением воздуха. Воздух можно услышать.

Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? (на столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая салют.

Какие красивые картины у нас получились. Давайте ими мы с вами украсим нашу группу!

Но воздухом можно не только рисовать, но и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри! Дети дуют мыльные пузыри.

Предварительный просмотр:

Игра КВН. Сценарий праздника по ПДД для детей среднего дошкольного возраста

Образовательная область:

Познание.

Обучающие:

Формирование правильных представлений детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках. В игровой форме обучать детей правилам дорожного движения.

Закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, регламентирующие движение пешеходов, а также значение сигналов светофора – закрепить представление детей о цвете.

Развивающие:

Развивать мышление, активизацию речи через различные виды деятельности, наблюдательности, закрепить творческое самовыражение, внимания, памяти, быстроту, реакцию движения.

Воспитательные:

Воспитывать у дошкольников правила безопасного поведения на дорогах.

Вызывать интерес у детей к совместной игровой деятельности и доброму отношению друг к другу.

Формирование умения работать в коллективе.

Предварительная работа:

Повторение правил дорожного движения, повторения названий дорожных знаков и их значение, чтение рассказов, сказок и т. д. на правила дорожного движения. Разучивали и играли в дидактические и подвижные игры. Ходили на экскурсии к перекрестку. Провели анкетирование с родителями.

Материалы и оборудование:

дорожные знаки, плакаты о Правилах дорожного движения, светофор (макет), иллюстрации с дорожными знаками, самокат, аудиозапись, фонограммы .

Ход игры

Ведущий . Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас

На наш празднике Клуб Веселых и Находчивых. А соревноваться мы сегодня будем в знаниях по правилам дорожного движения. Ведь так хочется в теплые весенние дни побегать по улице, поиграть в разные игры, покататься на велосипеде или самокате

Тема игры - «Лучший пешеход». Участвуют две команды: команда «Пешеходы» и команда «Дорожные знаки». Поприветствуем их!

Под музыку команды входят в зал.

Ведущий . Наше уважаемое жюри в составе... (представляет жюри} будет оценивать ответы по пятибалльной системе.

А сейчас команды приветствуют друг друга.

Команды или их капитаны приветствуют друг друга

Конкурс “Разминка”.

  • Командам задают вопросы. В конце разминки за правильные ответы, команда получает 1 балл.

«Пешеходы».

  • 1. Где можно переходить проезжую часть (На перекрёстке со светофором или на пешеходном переходе) .
  • 2. В каком порядке расположены цвета светофора? (сверху вниз) .
  • 3. Что означает жёлтый сигнал светофора? (внимание) .
  • 4. Как обозначен пешеходный переход? (зебра) .
  • 5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (зелёный) .

«Дорожные знаки».

  • 1. Что означает красный сигнал светофора? (стоп) .
  • 2. Что такое перекрёсток (пересечение улиц) .
  • 3. Где могут ездить велосипедисты? (по специально отведённой дорожке) .
  • 4. Когда надо начинать переход улицы, если на перекрестке есть светофор?
  • 5. Можно ли переходить на красный сигнал, если по близости нет машин (нельзя) .

Следующий конкурс в нашем КВНе: «Построй светофор».

У каждой команды на столах, лежат разрезные картинки цветов светофора. Их нужно собрать по цвету так, как они следуют в светофоре. У вас должен получиться светофор

А жюри проверит.

Звучит музыка. Входит Светофор.

Светофор Добрый день, дорогие друзья! Я очень люблю порядок на дорогах. А вы?

Дети . Да!

Светофор . Ну тогда отвечайте!

Быстрая в городе нашем езда. Правила знаешь движения?

(Да.)

Сел в автобус, не взял билет. Так поступать полагается?

(Нет.)

Старушка, преклонные очень года. Ты место уступишь ей?

(Да.)

Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?

(Нет.)

Ну а зеленый горит, что тогда? Можно идти через улицу?

(Да.)

Светофор: Следующий конкурс называется «Говорящие знаки». Я загадываю загадку о знаке, а вы его называете и показываете.

Загадки для команды «Пешеходы»:

  • В треугольнике два братца День-деньской куда-то мчатся Мы вопрос поставим так: Что он значит, этот знак? («Осторожно, дети!».)
  • Этот знак найти сумеешь -Ни за что не похудеешь. Не оставьте без вниманья, Это значит... («Пункт питанья»).
  • Правило дорожное говорит так: Оставь свой транспорт, если нужно. Где установлен этот знак? («Место стоянки».)

А теперь загадки для команды «Дорожные знаки»:

  • Этот знак желает вам доброго пути, Здесь можно через улицу спокойно перейти. («Пешеходный переход».)
  • Этот знак нам говорит: Для машин здесь путь закрыт. Водитель, продолжай движенье, Где есть на это разрешенье. («Въезд запретен».)
  • Если вдруг в пути машина Закапризничать решила, Здесь машину вам исправят, Срочно на ноги поставят. («Станция технического обслуживания».}

Предлагаю вам сейчас поиграть в игру: «Змейка».

Две полосы препятствий из кеглей расставленных «змейкой». Дети по сигналу ведущего начинают игру. Первый участник из команды начинает движение на самокате, объезжая стоящие кегли (туда и обратно, выигрывает та команда, которая не собьет ни одной кегли.

Задание – игра «Это я, это я, это все мои друзья » если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – то молчите.

Правила – соблюдать тишину пока звучит вопрос. Получаете знак тот, кто ни разу не ошибается.

Вопросы задавать по очереди.

1. Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

2. Кто летит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

3. Знает кто, что свет зеленый

Означает, путь открыт.

4. Кто, из вас идя домой,

Держит путь по мостовой?

5. то из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

6. Знает кто, что красный свет

Это значит, хода нет?

Молодцы, хорошо справились с заданием и правилами игры. Получаете по одному баллу.

Подходит к концу наш КВН, сейчас пока жюри совещается и подводит итоги.

Дети поют на мотив песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Коль собрался в дальний путь, (2 раза)

Веселей дорога.

Ты про знаки не забудь, (2 раза)

В ПДД их много.

Видишь, красный круг висит:

Это значит - - путь закрыт.

Посмотри, пешеход,

Здесь полосатый переход -

Он от беды тебя спасет.

Если знаки твердо знать

Скажем без сомненья:

Чтоб беды нам избежать,

Нужно помнить нам и знать

Правила движения!

Вот и закончилось наш КВН о правилах дорожного движения и о дорожных знаках. Но не долго нам ждать новой встречи, ведь дорожные знаки нас окружают повсюду на улицах и дорогах.

«Презентация- Азбука правил дорожного движения»

Жюри подводит итоги КВНа.

Награждение команд. Вручение удостоверений Грамотного пешехода.


Занятие в средней группе по познавательному развитию на тему: «Воздух-невидимка»

Цель занятия: формировать представление о свойствах воздуха и его значении для человека.

Образовательные задачи:

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

Развивающие задачи:

Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Методы и приёмы

На занятие используются следующие методы и приемы:

Практические: опыты с воздушными шаром, трубочками, мыльными пузырями; физкультминутка, дыхательная гимнастика;

Наглядные: презентация, для иллюстрированного сопровождения занятия; наблюдение.

Словесные: художественное слово, беседа, вопросы к детям.

Индивидуальная работа: оказание помощи детям, испытывающим затруднения.

Оборудование

К занятию потребуется следующее оборудование:

Телевизор;

Ноутбук;

Песочные часы;

Стаканы, чашки с водой;

Воздушные шарики;

Соломки для коктейля;

Мыльные пузыри, поднос;

Веер,

- ёмкости для воды,

Одежда исследователей;

Полиэтиленовые мешки;

Медальки;

Салфетки бумажные;

Камень, деревянный кубик, губка.

Предварительная работа

Предварительная работа включает в себя:

Наблюдения на прогулках, за погодой за ветром;

Беседа на тему «Как человек использует воздух»;

Рассматривание иллюстраций;

Заучивание стихов, песен, загадывание загадок о воздухе и природных явлениях;

Рассматривание тематического альбома, картотеки «Природные и погодные явления»;

Вееров;

Игры с мыльными пузырями, воздушным шариком.

Словарная работа

Обогатить словарь детей словами:

Лаборатория;

Прозрачный;

Невидимый;

Упругий;

Опыты;

Экологи.

Ход занятия

. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. (Слайд 1) А какие 5 помощников будут нам помогать?

Дети: глаза, уши, нос, рот и руки.

Психогимнастика

Воспитатель: Давайте встанем с вами в круг, закроем глаза (Слайд 2)

Руки к солнцу поднимаем

И вдыхаем, и вдыхаем.

Ну, и руки опускаем,

Воздух тихо выдыхаем «ф-ф-ф»

Открываем глазки, улыбнулись.

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно,- это шарик. А что у него в нутрии, мы узнаем отгадав загадку. (Слайд 3)

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: воздух

Воспитатель: Правильно, это воздух! Посмотрите, как мой шар умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему?

Дети: он легкий.

Воспитатель: Так значит, получается, что воздух легкий. А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали?

Дети: ветерок.

Воспитатель: А вы его увидели?

Дети: нет.

Воспитатель: А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать?

Воспитатель: невидимый, прозрачный. Значит, воздух еще и прозрачный?

А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы? Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Мы воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Вы хотите проверить где есть воздух?

. Основная часть

Разрешение проблемы с помощью опытов:

Воспитатель: Почему мы можем назвать воздух невидимкой?

Дети: Потому что он прозрачный и через него все видно.

Воспитатель: А можно его поймать? Давайте попробуем. Чем мы будем его ловить. Поймали?

Дети: Не получается.

Воспитатель: А давайте попробуем пакетом.

Опыт 1 «С полиэтиленовым пакетом»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотрите. (Слайд 4)

вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

Опыт 2 «С соломинкой»

Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? (Слайд 5)

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой вначале тихо,

потом сильнее. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Воздух находится везде.

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные. (Слайд 6) с музыкой .

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем. Поиграем в игру «Кто надует самый большой мыльный пузырь»!

Воспитатель : -Посмотрите, у каждого пузырь получился разный, у кого большой, у кого маленький. Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

Опыт 3 «С небольшими предметами»

Воспитатель: Воздух есть во всех предметах. (Слайд 7) На столе у меня стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.) Есть ли воздух в этих предметах? Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет?

Дети: предметы тонут, падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх, потому что они лёгкие.

Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх.

Вывод: воздух легче воды.

Опыт 4 «Со стаканом»

Воспитатель: У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. (Слайд 8)

Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим? Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

Дети: В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

Воспитатель: А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде?

Дети: Видны пузырьки воздуха.

Воспитатель : Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги?

Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Вывод: воздух занимает пространство.

Физкультминутка «Дует ветерок»

Слова

Действия

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра,

заниматься нам пора.

Руки вытягиваем вверх

Махи руками из стороны в сторону

Наклоны в стороны медленно

Наклоны в стороны быстро

Прыжки на месте

Прыжки в высоту

Ходьба на месте

Остановились

Улыбнулись

Опыт 5 «Нагреваем воздух»

Воспитатель: Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Слайд 9)

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Вывод: теплый воздух поднимается вверх.

Опыт 6 «С веером»

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! (Слайд 10) Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Вывод: когда воздух движется, получается ветер. Ветер – движение воздуха. Воздух способен двигать предметы.

Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений. Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет. А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Без вкуса.

Воспитатель: Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

Дети: Без запаха.

Воспитатель : Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шар»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это воздушные шарики. (Слайд 11)

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, почему шарик грустный? Дети: Он сдутый.

Воспитатель: что нам нужно сделать чтобы шарик улыбался. Был веселый и радостным?

Дети: Нужно надуть его

Воспитатель: Правильно. Давайте все встанем и надуем шар.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Посмотрите теперь шарик улыбается.

Опыт 7 «С песочными часами»

Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. (Слайд 12)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, человек сможет прожить без воздуха? Ставим песочные часы, зажимаем нос и стараемся не дышать.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! - Значит, для чего нужен воздух?

Дети: чтобы дышать.

Без дыхания нет жизни.

Вывод: человек не может без воздуха, воздух нужен всему живому на Земле.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи.

Воспитатель: Что в нашей жизни загрязняет воздух? (Слайд 13)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

Воспитатель: Чтобы воздух оставался чистым на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, нужно поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль.

III . Заключительная часть

Итог

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть? (Слайд 14)

Ребята: Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; Чтоб увидеть воздух, его надо поймать; Что воздух легче воды; Что воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей; Без воздуха ничто живое не может жить; что воздух не пахнет и может передавать запахи; узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха; Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные. Мне очень понравилось как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам. Нам, ребята, пора на прогулку, сейчас оденемся, пойдём на улицу – дышать свежим воздухом! (Слайд 15)

Выполнила: воспитатель Кезина Евгения Александровна

  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Научить детей выполнять элементарные опыты.
  • Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.
  • Оборудование и материалы:

    • у воспитателя
    • - сундучок с кубиками, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, кусочек кирпича, кусочек губки, комок земли.
    • у детей
    • - ёмкости с водой, стакан в водой, веер, трубочки для коктейля, губки, кусочек кирпича, комок земли, деревянный брусок, вертушки.

    Ход занятия

    Организационный момент

    В-ль: Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.

    (Звучит лёгкая приятная музыка).

    Сделайте глубокий вдох, выдох.

    Вдохните здоровье, выдохните болезни!

    Вдохните добро, выдохните неприятности!

    Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

    Нам легко и приятно.

    Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.

    Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей).

    В-ль: Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.

    Через нос проходит в грудь
    И обратно держит путь,
    Он невидимый, но всё же
    Без него мы жить не можем! (Ответ детей - воздух) .

    Основная часть занятия

    В-ль: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии. Я приглашаю вас подойти к этому столу. (Под салфеткой находится сундучок). Чтобы его открыть давайте все вместе скажем волшебные слова: “чок-чок-чок открывайся сундучок” (дети повторяют слова). Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда полиэтиленовые пакеты, кубики.

    В-ль сначаларассматривает пакет и спрашивает детей: Что находится в пакете? (Он пустой, плоский). А теперь давайте наполним его кубиками.

    (Дети выполняют, по мере того, как пакет наполняется кубиками, воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется форма пакета).

    В-ль: Что сейчас в пакете?

    Дети: Кубики.

    В-ль: Какой стал пакет?

    Дети: Большой, выпуклый, он раздулся.

    В-ль: Почему? (Ответы детей) .

    (Вместе с детьми делается вывод, выпуклость пакета зависит от количества содержащегося в нём вещества).

    В-ль: А теперь высыпайте кубики обратно в сундучок. Что осталось в пакете?

    Дети: Ничего.

    В-ль: Сейчас проверим. Возьмите каждый в руки пакет и делайте как я. Скручиваем пакет со стороны отверстия (дети выполняют действия вместе с воспитателем) . Почему пакет снова стал выпуклым? Что его раздуло? Когда пакет может быть выпуклым? Вот загадка, вот сюрприз, кто догадался, что же в пакете?

    Дети: Воздух!

    В-ль: Сейчас я вот тут сдавлю пакет, а вы прислушайтесь, что происходит. Что вы слышите?

    Дети: Шипение, так выходит воздух.

    В-ль: А воздух вы видите? Что можно о нём сказать?

    Дети: Невидимый.

    В-ль: А какой он по цвету?

    Дети: Бесцветный.

    В-ль: А по запаху?

    Дети: Без запаха.

    В-ль: Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу “лабораторию”. Дети садятся к столам.

    Практическая часть занятия

    Опыт 1. “Обнаружение воздуха”

    В-ль: Дети возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы) .

    Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.) Достаньте стакан из воды и посмотрите.

    Дети: стакан внутри сухой.

    В-ль: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей) .

    Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей) .

    Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.

    В-ль: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

    Дети: Пузыри.

    В-ль: Откуда они взялись?

    Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

    Опыт 2. “Как увидеть воздух”

    В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

    Дети: Пузырьки.

    В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.

    Опыт 3. “Как почувствовать воздух”

    В-ль: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок ). Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей ).

    В-ль: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышатся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным. а может быть сильным, порывистым, как ураган. Давайте вспомним стихотворение о ветре, которое мы учили.

    Ребёнок читает стихотворение:

    Осторожно ветер из калитки вышел;
    Постучал в окошко, побежал по крыше.
    Поиграл немножко ветками черёмух,
    Пожурил за что-то воробьев знакомых.
    И расправив бодро молодые крылья,
    Полетел куда-то вперегонку с пылью.

    Опыт 4. “Воздух есть во всех предметах”

    В-ль предлагает рассмотреть губку, кусок кирпича, деревянный брусок, комочек земли.

    Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?

    Дети: да, нет (мнения разделились) .

    В-ль: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?

    Дети: Не знаем, воздух.

    В-ль: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в стакан с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.

    А есть ли воздух в кусочке кирпича? (Ответы детей) .

    Проделать опыт с кусочком кирпича, а также с деревянным бруском и комочком земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в кусочке кирпича, комочке земли, в деревянном бруске есть воздух.

    Вывод: Воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.

    Физкультурная минутка. Проводится игра “Четыре стихии”.

    Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.

    Земля - опускают руки вниз.

    Вода - вытягивают руки вперёд.

    Огонь - прячут руки за спину.

    Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).

    Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.

    Дети возвращаются на свои места.

    Опыт 5. “Запахи воздуха”

    В-ль: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?

    Дети: Ничего, пусто, воздух.

    В-ль: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.

    1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух (возможны варианты на усмотрение воспитателя).

    Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.

    Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

    Заключительная часть занятия

    Беседа с детьми.

    В-ль: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?

    Дети: Мы им дышим!

    В-ль: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы) .

    Какой воздух нам нужен?

    Дети: Чистый, свежий!

    В-ль: Где можно встретить чистый воздух?

    Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.

    В-ль: А что значит чистый воздух?

    Дети: Это когда легко и свободно дышится.

    В-ль: Всегда ли нам воздух друг?

    Дети дают разные ответы.

    В-ль: А где бывает грязный воздух?

    Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.

    В-ль: А что значит грязный воздух?

    Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.

    В-ль: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?

    Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.

    В-ль: У меня есть интересный кроссворд (на доску вывешивается плакат с пустыми клетками кроссворда) . В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово.

    1. Я берёзку качну,
    Я тебя подтолкну,
    Налечу, засвищу,
    Даже шапку утащу.
    А меня не видать,
    Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

    2. Кто это такой садовник,
    Полил вишню и крыжовник,
    Полил сливу и цветы,
    Вымыл травы и кусты? (Дождь)

    3. Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки,
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила. (Зима)

    4. С горы сбегая без труда
    Она гремит, как гром.
    В морозный день она тверда,
    Руби хоть топором.
    Нагрей её и к облакам,
    Она взлетит тогда.
    Теперь ты мне ответишь сам -
    Зовут её (Вода)

    5. Подходила, грохотала,
    Стрелы на землю метала,
    Нам казалось шла с бедой.
    Оказалось шла с водой.
    Подошла и пролилась,
    Вдоволь пашня напилась. (Туча)

    6. Ветер дует “ух-ух-ух”…
    С тополей сбивает (Пух)

    Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово – воздух.