Конструирование вторая младшая группа. Конспект НОД по конструированию во второй младшей группе на тему "К Мишке на помощь" план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

расположен к дороге);
  • закрепить умение строить здание разного назначения;
  • способствовать формированию умения анализировать свою постройку;
  • закрепить знания о строительных профессиях;
  • способствовать развитию образного мышления, воображения, инициативы.
  • Материал: картинки различных зданий по числу детей, строительные наборы, макеты деревьев, игрушки, иллюстрации по теме, песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка”.

    Ход занятия

    1. Слово воспитателя. Педагог предлагает прослушать сказку.

    – Дети, я хочу вам рассказать сказку про кирпичного волшебника.

    На стройку привезли кирпич и выгрузили рядом с фундаментом. Кирпичи недовольно зашуршали. – Никакого к нам уважения! – с обидой думали они. – Нет бы сложить нас аккуратно, а то свалили в бесформенную кирпичную гору и даже многим побили бока. А ведь мы – строительный материал, из которого собираются возводить здание!

    Вдруг кирпичи увидели, как к ним направляется высокий, крепкий человек в строительном комбинезоне. Он взглянул на небрежно сгруженный стройматериал и покачал головой:

    – Да, кирпичики, сложили вас плохо, – сказал мастер, – но не переживайте: недолго вам лежать бесформенной горой, скоро вы будите ровной, крепкой стеной дома.

    – Наверно, он – волшебник, – с надеждой подумали кирпичи. – Превратить груду кирпича в новый дом – такое под силу только чародею!

    2. Беседа с детьми.

    • Дети, скажите, кто же подошел к стройматериалу? Кто может превратить груду кирпича в новый дом?
    • А чтобы построить дом, какие профессии потребуются
    • Кто такой архитектор? (Верно, это человек, который задумывает и разрабатывает проект дома, улицы. ) ? С чего начинается строительство дома? (Строительство дома начинается с чертежа, который создает архитектор.)
    • Какими должны быть здания? (красивые, прочные, устойчивые).
    • Давайте и мы сегодня станем строителями и построим улицу города, красивые здания по чертежу из деталей строительного материала.
    • Как вы считаете, какие здания необходимо построить, чтобы жителям нашей улицы было комфортно? Почему мы построим театр, школу, ? И т. п.
    • Но прежде чем приступить к строительству мы сделаем проект нашей улицы.

    3. Проектируем улицу.

    Воспитатель с детьми проектирует улицу. – Нужно построить улицу, чтобы она была уютной.

    Рассматривание иллюстраций по теме. Обратить внимание детей на то, что между зданиями есть расстояние, для того, чтобы было возможно пройти людям, проехать машинам.

    Каждая улица имеет название. На каких улицах вы живете? Как мы назовем улицу? (Дети придумывают название улицы.)

    Распределить с детьми, кто и что будет строить (иллюстрации различных зданий). Обратить внимание детей на последовательность зданий на улице (где будет стоять школа, или с какой стороны магазин от жилого здания.)

    В начале дороги по верхнему краю листа мы расположим кинотеатр, в конце дороги по нижнему краю листа мы расположим почту. Вдоль дороги справой (с левой) стороны от кинотеатра мы расположим жилой дом. Справой стороны дороги после жилого дома вниз мы построим больницу напротив больницы мы постоим аптеку. Справой стороны дороги после больницы строим жилой дом, с левой стороны дороги после аптеки строим жилой дом. После жилого дома Справой стороны дороги мы строим школу, слева детский сад. После детского сада мы строим один жилой дом, а после школы 2 жилых дома. (С какой стороны от дороги ты построишь свой дом?) Какое Здание у нас осталось? Где мы построим магазин

    –Прежде чем приступить к строительству, мы с вами поиграем.

    4. Физкультминутка.

    Получили мы подарки.
    Кирпичи, бруски и арки
    Из коробки мы берем
    Строим мы красивый дом.

    (Дети изображают, как выкладывают предметы из коробки.)

    Строим быстро, строим скоро
    Без цемента, без раствора.
    Дом карниз, труба и крыша.

    (Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, руками как бы кладут кирпичи.)

    5. Строительство улицы.

    Дети делают чертежи своих зданий и приступают к строительству. Звучит песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка”. Затем дети анализируют свои постройки. Дополняют макетами деревьев.

    6. Итог занятия.

    — Какая красивая улица у вас получилась. Вы сегодня были и архитекторами и строителями, а хотите побыть воспитателями? Поменяйтесь с соседом своими чертежами и проанализируйте построки друг друга.

    Улица построена!
    У ворот – ждет игрушечный народ.
    Проходите, черепашка,
    Крокодил, и Чебурашка,
    И Петрушка и матрешка,
    И игрушечная кошка!
    Радуйтесь, игрушки, звери,
    Открывайте окна, двери,
    Новоселье затевайте,
    Пойте, прыгайте, играйте!

    Детям дается возможность обыграть улицу.

    МАДОУ «Детский сад № 56», г. Березники, Пермский край

    Презентация

    «Конструирование

    во второй младшей группе»

    (из опыта работы)

    Подготовила: Атаманова Татьяна

    Николаевна, воспитатель высшей

    квалификационной категории

    2018 г


    Конструктивная деятельность

    • важна для гармоничного развития дошкольника;
    • совершенствует мелкую моторику;
    • формирует у ребёнка самостоятельность,

    стремление к достижению цели, креативность;

    • воспитывает эстетические чувства;
    • малыш получает важный опыт исследовательского поведения.

    Задачи конструирования

    в младшем дошкольном возрасте:

    • Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;
    • Обогащать представления детей о цвете и форме;
    • Развивать пространственную ориентацию детей;
    • Учить рассматривать и анализировать образец.

    Типы конструктивных занятий в разных возрастных группах ДОУ

    1. По образцу и показу воспитателя. Проводится с младшего дошкольного возраста.

    2. По образцу без показа . Проводится со среднего дошкольного возраста.

    3. По чертежу или рисунку. Проводится со старшего дошкольного возраста. Занятия основаны на наглядном моделировании. Сначала детей учат составлять схемы построек,

    а затем наоборот делать постройки по схемам.

    4. По условиям . Вводится со среднего дошкольного возраста. Педагог не дает образца,

    а объясняет детям условия, которым постройка или поделка должны соответствовать.

    5. По предложенной теме . Вводится со среднего дошкольного возраста.

    Педагог дает лишь тему. Например, постройте городскую улицу.

    6. По собственному замыслу . Вводится с конца среднего дошкольного возраста.

    Дети сами определяют тематику конструирования.


    Виды конструирования

    в зависимости от материала:

    • конструирование из строительных материалов;
    • конструирование из конструкторов;
    • конструирование из бумаги;
    • конструирование из природного материала;
    • конструирование из бросового материала.

    Центр конструирования

    в группе младшего дошкольного возраста

    от 3 до 4 лет:

    Настольный строительный материал размещают на полках, столах, его раскладывают по цвету и форме.

    Для обыгрывания построек здесь же расставляются мелкие игрушки (елочки, флажки, матрешки, звери, машинки)

    Крупный строительный материал хранят на стеллажах, платформах, в коробках. Его раскладывают по форме.

    Рядом расставляют крупные транспортные игрушки, игрушки, необходимые для игры (куклы, собачки, медведи).

    Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых.

    Центр конструирования


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Замок феи - бабочки Марипосы»

    «Гараж»

    Строительный набор «СТЕНА-2 »


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Загон

    для домашних животных»

    «Мебель для матрешек»

    Набор строительных деталей

    для конструктора «Строим сами»


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Комната для кукол»

    Мягкий блочный конструктор


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    Домики Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа

    Конструктор Томик «Три поросенка»


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Цветные змейки»

    «Кольцо»

    Конструктор «Змейка»


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Робот»

    Конструктор «Юниор»


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Автостоянка»

    «Высокая башня»

    Конструктор Лего «Самоделкин. Строитель»


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Видеокамера»

    «Арка»

    Конструктор «Самоделкин. Семья»


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Мотоцикл»

    «Звездолет»

    Конструктор

    «Корвет Геометрический Большой»


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Вертолет»

    Винтовой конструктор «Транспорт»


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Пароход»

    «Спецмашины»

    Заместитель конструктора - детские стульчики


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Машина»

    «Цветы»

    Мозаика «Stellar»

    Мозаика - пазлы «Орион»


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Слон», «Медведь»

    «Верблюд», «Птица»

    Пазл – конструктор «Животные»


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Поезд»

    Пазл – конструктор «Геометрик»


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Транспорт»

    «Мягкий конструктор»

    напольное покрытие


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Находим геометрические фигуры»

    с набором плоскостных геометрических фигур


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Зимовье зверей»

    из бумаги

    «Мойдодыр»,«Цыпленок»

    К. Чуковского

    книжка-раскраска из бумаги


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Солнышко - колоколнышко»

    из бумаги (салфетки)


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    «Лодка с парусом»

    из природного материала

    (скорлупа грецкого ореха,

    веточка дерева)

    «Скворчата»

    из природного материала

    ( шишка сосны, семечко огурца);

    из бросового материала

    ( пластмассовая пробка от сока)


    Конструирование

    во второй младшей группе

    (из опыта работы)

    « Посуда для бабушки Федоры»

    из бросового материала

    (капсулы киндер-сюрприза)

    «Бабочка для мамочки»

    из бросового материала

    (ролик от бумаги)


    Чтоб инженером-конструктором стать,

    Учиться должны вы, ребята, на «пять!».

    Старайтесь скорее в науках расти,

    Чтоб нужное что-нибудь изобрести!

    Любому ребёнку нравится создавать поделки своими руками. Ничего, что неровно, косо, криво, зато сделал сам. Дети любят лепить из теста (пластилина) разные фигурки, клеить аппликацию, рисовать красками, карандашами, мелом и т. д. Они способны на творчество ещё с годика. Чтобы малышу не разонравилось это занятие, надо его развивать ежедневно. С 3-х лет детям можно доверить ножницы, чтобы учить вырезать несложные фигуры и помочь им в новом направлении - конструирование из бумаги. Младшая группа только изучает новый вид деятельности, поэтому отнеситесь к деткам с терпением.

    Знакомство с новым видом творчества

    Вот и наступил тот момент, когда вы доверили малышу ножницы. Теперь учите применять их на деле. Обычно начинается конструирование во второй младшей группе. Их нужно научить вырезанию несложных фигурок. Для того чтобы детям было интересно заниматься, придумывают разные игры или сказки по тематике. При этом педагоги формируют у малышей умение слушать, обучают разной технике с бумагой, знакомят детей с геометрическими фигурами (основными: круг, квадрат, овал, треугольник). Во время обучения у малышей развивается память, внимание, фантазия, мелкая и крупная моторики, ориентирование в пространстве. Задача воспитателя, помимо вышеперечисленного, - научить детей аккуратности, экономно обращаться с материалом и оставлять после своей работы чистое место. На первых занятиях педагог сам заготавливает материал, а уже впоследствии предлагает малышу учиться самому вырезать все необходимые фигуры для занятия.

    Конструирование в ДОУ: младшая группа

    Для детей 2-3 лет воспитатель предлагает делать поделки из заготовок. Как правило, конструирование во второй младшей группе начинается в начале полугодия с простых полосок. Воспитатель их даёт одинаковой длины и ширины несколько штук. Попробуем сделать «зайчика». Возьмём одну полоску и склеим её концы. Получилась голова. Уши приклеим отдельными полосками. Отдельно делаем мостик, к которому крепится голова. Посмотрите на фотографии, как выглядит зайка.

    Возле него помогите малышу сделать травку, цветочки, мостик и т. д. Пусть малыш вам поможет фантазировать. Глазки можно сделать из пуговицы или просто вырезать кружочки из цветной бумаги. Таким же образом мастерим носик и ротик. Детям понравится конструирование. 2 младшая группа - возраст, когда малыши очень любознательны и могут легко фантазировать. Помогите им развиваться в этом направлении.

    Конструирование. Куцакова: вторая младшая группа

    Есть для детей очень интересная техника конструирования. Называется она оригами. Людмила Викторовна Куцакова (известный педагог) предлагает применять эту технику с раннего возраста. Она утверждает, что чем раньше с малышом начнёте заниматься, тем быстрее и легче ему дастся конструирование. Во второй младшей группе учат деток всего лишь азам, а воспитатели или родители помогают им в процессе работы. Рассмотрим, что предлагает Куцакова.

    Вырежьте прямоугольник из бумаги и сложите его пополам. Таким образом, как на фото.

    Вот из этого можно мастерить практически любое животное. Дети очень любят собак, поэтому можно сделать четвероногого друга. Для этого вам нужен картон или любая другая бумага, но поплотнее. Ножницы, карандаш и краски или фломастеры. На сложенном пополам картоне нужно нарисовать туловище, хвост, лапы. На другом картоне (отдельно) нарисуйте голову и шею. Пока не вырезали, раскрасьте любимыми цветами, пятнами и т. д. Вырезать все части. Затем голову приклейте к туловищу. Таким образом можно делать не только собаку, но и любого зверя. При таком конструировании дети отлично запоминают цвета, формы, количество и др.

    Оригами фонарика для детей 3-4 лет

    Для любого ребёнка в младшем дошкольном возрасте очень сложно создавать поделки своими руками. Тем более это касается конструирования. Не ругайте его, если не получается. Он же старается, просто навыков ещё совсем мало. Совсем не сложно делать фонарик. Это объёмная поделка, а делается сравнительно недолго. Для начала возьмите прямоугольник, сложенный пополам. Сделайте в сантиметре друг от друга надрезы полосок от одного края к другому. Разверните бумагу и увидите, что у вас по всему листу надрезы, как показано на рисунке.

    Сверните их фонариком и склейте эти две стороны. Вот и всё. Осталось сделать ручку, и можно фонарик для украшения куда-нибудь поставить. Конструирование во второй младшей группе проходит весело и беззаботно.

    Гирлянды своими руками

    Наверное, самое простое задание для малышей. Вырежьте несколько полосок длиной 3-5 см. Главное, чтобы они были разноцветные. Покажите детям, как правильно полоску склеить в колечко. Пусть они сделают это вместе с вами. Вторую полоску просуньте в первое колечко и склейте ещё круг. Потом третью просуньте во вторую и т. д.

    Главное, чтобы одни и те же цвета не находились рядом. Во время этого занятия вы закрепите цвета и выучите новые. Научите ребёнка мыслить. Такое конструирование во второй младшей группе считается одним из лёгких заданий. Эту работу в коллективе делать лучше всего. Одна группа детей клеит с правого края, другая с левого. Сделайте длинную и ярку гирлянду.

    и воспитателям

    Очень важный момент, который нельзя упускать - ножницы. Они должны быть закруглённые. Всегда во время работы взрослым нельзя отходить от малышей ни на шаг. Ведь у них опасные предметы. В период конструирования с детьми учится не только техника. Обращайте внимание на цвета, геометрические формы, на и др. Вы можете делать поделки даже из газетной бумаги. Дети любят такой предмет, как конструирование. 2 младшая группа только учится ему, поэтому проявите как можно больше тепла и терпения.

    Даже если у малыша что-то не получается, но вы видите, что он старается, обязательно похвалите его. Для детей 2-3 лет очень важно слышать, что у них получается справляться с заданием. Не нужно сразу делать сложные задания. Для начала пусть малыш скомкает бумагу или порвёт. Это первое, что должен уметь и любить ребёнок. Когда произойдёт полное знакомство с материалом, тогда только приступайте к основному заданию. Конструирование во второй младшей группе проходит сложнее, чем у старших деток, так как ещё нет нужных навыков и опыта. Только благодаря взрослым малыш развивает в себе точность движения и ориентирование в пространстве. Перед тем как делать поделки по типу оригами, учите малыша просто складывать пополам бумагу или картон. Только тогда, когда ребёнок научиться понимать, где центр, у него начнут получаться поделки. Развивайте деток каждый день, пусть они радуют вас своими успехами.

    Конспект НОД по конструированию во второй младшей группе: «Строим Машеньке заборчик».

    Боровкова Вера Александровна, старший воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №172» г. Иваново.
    Описание материала: предлагаю Вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы. Этот конспект направлен на создание проблемно-игровой ситуации, в которой дети учатся использовать практическое наложение деталей на схему (вид сверху) с ритмическим чередованием деталей.

    Пояснительная записка к НОД

    УМК: Универсальный мелкий (настольный) строительный конструктор, материал из 2-3 разных размеров.
    Тема НОД: «Строим Машеньке заборчик».
    Тип НОД: интегрированное («Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
    Предмет: Конструирование. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
    Возрастная группа: вторая младшая группа.
    НОД в рамках тематической недели «В гостях у сказки».
    Цель НОД: строительство комбинированного заборчика по схеме (вид сверху).
    Задачи:
    закрепить навык точного соединения деталей и выстраивания их в ровную линию (дорожка, забор вдоль неё) в ходе игры;
    закрепить названия основных деталей;
    познакомить с ритмическим чередованием в постройке кирпичиков (на короткую, узкую сторону) и кубика;
    приучать детей соотносить свои действия с инструкцией и образцом;
    учить использовать практическое наложение деталей на схему (вид сверху), изображающую план постройки;
    расширять словарный запас, учить общаться;
    учить сопереживанию на примере сказочного персонажа;
    воспитывать трудолюбие и аккуратность.

    Словарная работа:
    Активизация существительных: кубик, кирпичик, призма, брусок и др.
    Прилагательные, характеризующие предмет
    Прилагательные, противоположные по значению: узкая, короткая, длинная, гладкая, высокий, широкий и т.д.
    Предлоги: в, на, за, по и пр.
    Оборудование.
    Раздаточный материал на подгруппу: детали строительного деревянного конструктора – 6 кирпичиков (из них один длинный), 5 кубиков, 1 призма, мелкие игрушки – матрёшки, схема забора (вид сверху).
    Демонстрационный материал: детали строительного деревянного конструктора, схема забора (вид сверху), ёлочки, грибочки, куклы - Маша, Медведь, Петушок; деревья, «волшебный мешочек», магнитофон, аудиозапись детских песен, деревья-декорации для лесной полянки.
    Предварительная работа: чтение сказки «Маша и медведь», разучивание физкультминутки про медведя,разучивание динамических пауз.

    Ход непосредственной образовательной деятельности

    Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
    Цель: закрепление названия основных деталей, умение по описанию находить разные стороны основных деталей.

    Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки?
    Я принесла для вас «Волшебный мешочек». А вы хотите узнать, что там лежит? Я думаю, что там находятся игрушки.
    Проверим?!
    (Воспитатель по очереди приглашает детей, которые достают из мешочка строительные детали (кубик, призму, кирпичик, брусок) и называют их.)
    Покажите у кирпичика узкую короткую сторону (проводят пальчиком), узкую длинную сторонку, покажите широкую длинную сторону.
    Какую сторону показали? (широкую длинную.)
    Покажите у призмы треугольную сторону. Где у бруска квадратная сторона, покажите?
    Отлично справились с заданием!
    Ну, вот, а я думала, что мешочек волшебный и в нём находятся игрушки, а там оказались строительные детали, с помощью которых мы учимся строить! Но, что это? Посмотрите, у кирпичика на длинной широкой сторонке какая-то картинка! Скажите, кто изображён на картинке? (На картинке изображены главные герои сказки «Маша и медведь»). Да, мешочек и правда оказался «волшебным» и, по-моему, приглашает нас отправиться в сказку!

    Мотивация.
    Цель: мотивация детей к дальнейшей совместной деятельности.

    Как называется сказка, которую мы с вами недавно читали?
    С главными героями этой сказки произошла совсем другая история. Хотите узнать, что ещё случилось с Машей и Медведем? (Воспитатель включает музыкальное сопровождение.)
    - Ну, тогда отправляемся в путь.

    Тише, тише не шумите,
    Нашу сказку не спугните
    /палец поднести к губам, сказать тс-с-с/
    Раз – два - покружись,
    В сказке нашей окажись!

    Дети по показу воспитателя идут по кругу, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение к столику.

    Закрепление пройденного материала в ходе игровой деятельности.
    Цель: создание условия для обобщения и закрепления полученных знаний, закрепление умения выбрать нужную деталь для постройки объекта и охарактеризовать его.

    Посмотрите, где мы оказались?
    (в группе стоят деревья-декорации.)

    Мы к лесной полянке вышли,

    Поднимаем ноги выше,
    Через кустики и кочки,
    Через ветви и пенёчки.
    Очень долго мы шагали,
    Наши ноженьки устали,
    Сейчас присядем, отдохнём,
    И опять гулять пойдём.

    Посмотрите, а на полянке что-то стоит. Давайте подойдём!
    (На одной стороне стола расставлены деревья, грибочки – это лес, с другой стороны стоит домик, построенный из кубика и призмы, и кукла Маша.)
    Однажды Машенька пошла в лес за грибами (воспитатель обыгрывает свой рассказ), грибок за грибочком, деревце за деревцем, так не заметно и ушла далеко в лес от дома, и заблудилась.
    «Ау! Ау!» – никто не отзывается. Не может Машенька дорогу домой найти. Заплакала.
    Что же делать? Как помочь девочке? Что сделать, чтобы Маша не заблудилась? Как ей помочь вернуться домой? (Построить дорожку.)
    Это будет длинный кирпичик.
    Дорожка получилась ровная, гладкая.
    Узкая или широкая?
    Длинная или короткая?
    А с другой стороны леса Мишка вылез из берлоги (воспитатель показывает игрушечного Медведя).
    Как Медведь вылез из берлоги, мы с вами покажем.

    Физкультминутка.
    Цель: предупреждение утомления, восстановление работоспособности детей, здоровьесбережение.

    (Воспитатель включает музыкальное сопровождение.)

    Мишка вылез из берлоги,
    Огляделся на пороге.
    Потянулся он со сна:
    К нам опять пришла весна.
    Чтоб скорей набраться сил,
    Головой медведь крутил.
    Наклонился взад-вперёд,
    Вот он по лесу идёт.
    Ищет мишка корешки
    И трухлявые пеньки.
    В них съедобные личинки –
    Для медведя витаминки.
    Наконец, медведь наелся
    И на брёвнышко уселся.
    /Дети повторяют движения за воспитателем в соответствии с текстом и произносят слова/.

    Создание проблемной ситуации.
    Цель: активизация мыслительной деятельности детей, побуждение к самостоятельному поиску ответа на проблемную ситуацию.

    Вот такой Медведь пробирается по лесу и хочет схватить Машеньку да и забрать в берлогу - свой дом!
    Побежала Машенька по нашей дорожке к домику, а Медведь за ней вот-вот догонит.
    Прибежала Маша и спряталась в домике.
    Давайте и мы от Мишки уйдём и присядем за столы.
    Ребята, как помочь Машеньке? Что сделать, чтобы Медведь к ней в домик не попал?
    Если у детей затруднения, то воспитатель задаёт наводящий вопрос:
    Что построим вокруг домика? (Заборчик.)

    Объяснение и показ выполнения постройки.
    Цель: знакомство с ритмическим чередованием в постройке кирпичиков (на короткую, узкую сторону) и кубика.

    Посмотрите, как я построю заборчик для Маши у дорожки. Я беру кирпичик и ставлю его на узкую короткую сторону, рядом ставлю кубик, детали ставлю близко друг к другу, снова ставлю кирпичик на узкую короткую сторону, затем кубик и так далее.
    На мой заборчик прилетел Петушок (маленькая игрушка) и запел: «Ку-ка-ре-ку!», удивился: « И откуда такой красивый заборчик появился? Как его построили?».
    Расскажите Петушку, как построить этот заборчик?

    Практическая часть.
    Цель: обучение действовать по образцу, поддерживание самостоятельности детей, закрепление навыка точного соединения деталей и выстраивания их в ровную линию.

    Строить заборчик вы будете с помощью схемы - вид сверху (демонстрация на доске).
    Найдите длинный кирпичик и положите его на стол – это дорожка.
    Положите схему перед дорожкой, на неё будете ставить детали.
    Помогите Маше, постройте заборчик! Я с Петушком буду проверять, как вы будете правильно строить заборчики.
    Самостоятельная работа детей.
    (В ходе выполнения работы, воспитатель стимулирует деятельность детей, направляет с помощью целевых вопросов на исправление ошибок).
    Из каких деталей построим дом (кубик и призма)?
    Постройте домик за заборчиком.

    Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли».
    Цель: обучение умению обыгрывать несложный сюжет в постройке, расширение словарного запаса детей.

    Медведь увидел заборчик и вернулся в лес в свою берлогу.
    А Машенька вышла из домика, радуется и вас благодарит, что спасли её от Медведя!
    К каждому из вас в гости придут Машины подружки. Отгадайте, кто это?

    В домике живут подружки,
    Все похожи друг на дружку.
    Алый шелковый платочек.
    Упирается рука в деревянные бока.
    Разрумянились немножко
    Раскрасавицы… (матрёшки) .

    Они любят играть во дворе за забором.
    Поиграйте с ними!
    (Воспитатель раздает Матрёшек, под музыкальное сопровождение рассказывает стихи и показывает элементы игры с матрёшками).

    Дуйте в дудки, бейте в ложки!
    В гости к нам пришли матрёшки.
    Ложки деревянные,
    Матрёшечки румяные.

    Шли подружки по дорожке,
    Было их немножечко:
    Две Матрёны, три Матрёшки
    И одна Матрёшечка.

    Мышку встретили подружки
    И попрятались друг в дружке.
    А которая осталась,
    Больше всех перепугалась.

    Итог занятия с элементом рефлексии.
    Цель: создание условий для оценки приложенных усилий детей в конструктивной деятельности; воспитание трудолюбия и аккуратности при уборке деталей.

    Я рада за вас, заборчики получились красивые, детали поставили ровно! А вам понравились ваши заборчики?
    Давайте себе похлопаем в ладоши!
    Матрёшкам тоже очень понравилось с вами играть! Маша с нами прощается и говорит всем: «Спасибо!».
    Давайте попрощаемся с Машей!
    А нам пора из сказки возвращаться в детский сад!

    Раз, два, три,
    Повернитесь,
    Оглянитесь,
    В группе снова очутитесь!

    Вот мы из сказки вернулись в детский сад!
    Что вы строили?
    Из каких деталей строили забор?
    С помощью чего строили?
    Кому помогли?
    Теперь вы самостоятельно можете строить заборчики в группе из пластмассового конструктора.
    Но для дальнейшей деятельности в группе нужно все детали конструктора убрать.

    Ну, теперь за дело дружно,
    Убирать детали нужно,
    Убирать и не ломать,
    Завтра будем вновь играть!
    Тихо и аккуратно сложите детали в коробочки.

    До свидания, ребята!

    Тема: Конструирование. Обучение конструированию в I и II младших группах.

    1.Понятие конструирования.

    2.Виды конструктивного материала, используемого в детском саду.

    3.Задачи обучения в I и II младших группах.

    1. Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова построение.

    Под детским конструированием понимаем создание игрушек и построек из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов). В ней находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослого. Для взрослой деятельности характерно:

    ü практическое назначение конструкций,

    ü предварительное обдумывание, создание плана,

    ü подбор материала, техники работы, внешнего оформления,

    ü определяет последовательность выполнения работы.

    Все это намечается в детском конструировании. Детское конструирование может быть изобразительным (ребенок создает постройку, но не обыгрывает) и техническим (не обязательно детальная постройка, но имеющая самое необходимое для игры).

    Постройки и поделки детей служат для практического использования: для игры, украшения елки, группы, подарка маме и т.д.

    В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание; развивается умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для обучения в школе. Развивается наблюдательность, пространственное воображение.

    2. Вид материала определяет и вид конструирования.

    ü Конструирование из строительного материала (геометрические тела).

    Тематический набор «Город», «Железнодорожный вокзал» используют на занятии. Материала должно быть больше по элементам и количеству, чтобы дети могли отбирать необходимое. Хранение…

    Крупный (напольный) материал может быть деревянным полым и сплошным. Может быть тематическим «Порт», «Город».

    Должны быть мелкие и крупные игрушки для обыгрывания.

    Вне занятия используем конструкторы пластмассовые, металлические, керамические; крупногабаритные модули; конструирование объемных форм из плоскостного пластмассового конструктора; конструирование из конструкторов, имеющих разные способы крепления.

    ü Природный материал:

    Песок, снег, вода со II младшей группы,

    Веточки, кора, листья, шишки, желуди, семена клена со средней группы.

    ü Конструирование из бумаги, картона, коробок, пенопласта, поролона (ручной труд) со средней группы. Эти материалы могут быть использованы одни и в сочетании друг с другом.

    При создании поделок используют и дополнительные материалы и оборудование: пластилин, бумагу, спички, клей синтетический, ПВА; – нож, шило, ножницы, иголку.

    3. Задачи обучения в 1 младшей группе

    A. Познакомить детей со строительным материалом – кубиками и кирпичиками, пластиной, призмой, различать их. Сооружать постройки путем их комбинирования.

    B. Размещать детали по горизонтали, делать простейшие перекрытия, замыкать пространство.

    C. Учить находить сходство между постройками и знакомыми предметами из окружающей жизни.

    Задачи обучения во 2 младшей группе (конструирование изстроительного материала).

    A. Учить детей не только различать, но и называть основные строительные детали: кубик, кирпичик, пластина, призма.

    B. Учить располагать детали горизонтально и вертикально, плотно друг к другу и на определенном расстоянии друг от друга. Сооружать несложные постройки по показу воспитателя и обыгрывать их. Объединять постройки по сюжету.

    C. Подводить детей к выделению пространственных характеристик построек (высокий - низкий, длинный – короткий, широкий - узкий).

    D. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности, стремление закончить начатую постройку.

    E. Продолжать учить детей разбирать свои постройки и складывать детали в коробку.

    F. Продолжать знакомить со свойствами песка (формовка объемных предметов), снега (снежные пирожки, торты, пряники). Лепить из снега простые фигурки: гриб, снеговик, мишка, неваляшка.

    4.Прохождение программы в I и II младших группах.

    В 1 младшей группе дети выполняют в течение года 8-10 построек: дорожки, башенки, домики, стул, стол, диван, кровать, лесенка, домик, трамвай.

    На первых занятиях конструируют то, что в предыдущей группе, затем:

    мебель в различных вариантах и в различных сочетаниях, башня с домиком для птиц из 3-4 кубиков, лесенка, горка, гараж, трамвай.

    2 младшая группа.

    Первые 3-4 занятия закрепляем пройденное в 1 младшей группе, затем:

    Загородка для животных, ворота (варианты) надстройка в высоту, ширину.

    Следует сравнивать новую конструкцию с предыдущей, устанавливать разницу и сходство между ними, объяснить как удлинить или увеличить постройку.

    Домик для куклы, башня с флажком, машина, мебель для куклы, кровати для 3-х медведей.

    5.Методы и приемы обучения в I и II младших группах.

    В 1 младшей группе занятия начинаются с 4-6 детей, постоянно увеличивая количество детей, со 2-ой половины года со всей подгруппой.

    2 младшая группа.

    В основе обучения лежат информационно-рецептивный и репродуктивный методы.

    Воспитатель демонстрирует образец . Рассматриваем образец

    · в целом,

    · выделяем части, из которых состоит предмет (стены, перекрытия, крыша),

    · форма частей и их пространственное расположение по отношению друг другу,

    · выделяем отдельные детали этих частей (крыша состоит из призм).

    Цель анализа образца: точно следовать образцу и использовать полученные знания в самостоятельных постройках.

    Используем различные варианты построек – репродуктивный метод в сочетании с эвристическим.

    Показ и объяснение полный.

    Обыгрывание постройки обязательно по окончании изображения. Игрушка побуждает строить и она должна соответствовать размерам деталей и быть у каждого ребенка. После обыгрывания дети разбирают постройку и группируют на столе.

    Использование д/ игры: «Чего не стало», «Чудесный мешочек»,

    стихов, потешек, песенок, знакомых сказок.

    В 1 младшей группе даем точное количество материала, во 2 младшей группе предлагаем выбирать из большего количества нужные детали.

    Воспитатель следит, чтобы дети следовали образцу, помогает советом, вопросом, иногда практическим действием.

    В конце занятия, анализируя постройки, обращаем внимание на правильность и аккуратность, сам процесс (как дети рассматривали образец, подбирали материал).

    средней группе .

    1.1.Задачи обучения.

    1.2.Прохождение программы.

    1.3.Методы и приемы обучения.

    2.1.Задачи обучения.

    2.2.Прохождение программы.

    2.3.Методы и приемы обучения.

    1. Конструирование из строительного материала.

    Задачи обучения:

    A. Учить различать, называть и правильно использовать новые детали призма, брусок, цилиндр, пластина с учетом их основных конструктивных свойств (размер устойчивость, форма).

    B. Учить анализировать постройки: выделять основные части, различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, их функциональное назначение.

    C. Учить строить по названной теме, знакомой им, по условиям и по собственному замыслу, планируя последовательность сооружения, заранее подбирая детали по форме, размеру, устойчивости; формируя обобщенные представления о различных предметах.

    D. Овладеть техническими навыками конструирования: ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкать пространство, соразмерять между собой предметы.

    1.2.Прохождение программы.

    Первые 2-3 занятия повторяют тематику 2 младшей группы с некоторым усложнением программы.

    Постройка ворот (широких, узких, высоких).

    Мебель, гараж, мост, трамвай, автобус, троллейбус, грузовик.

    Отводится несколько занятий по каждой теме.

    Первое занятие по образцу , следующее – преобразование образца в соответствии с условиями, далее – придумать свою конструкцию , опираясь на строительный материал, имеющийся у них.

    Каждая тема может быть представлена несколькими постепенно усложняющими конструкциями.

    Со 2 половины года предлагаем занятия по замыслу .

    1.3.Методы и приемы обучения.

    Используем приемы обучения информационно-рецептивного метода.

    Непосредственное рассматривание окружающих предметов, иллюстраций, уточняем их практическое назначение.

    Обследование образца постройки. Устанавливает соответствие между предметом и его изображением в постройке. Привлекаем к анализу детей, из каких состоит постройка, их практическое назначение, их каких деталей сделаны части.

    Приемы, используемые на занятии, зависят от задания:

    Конструирование по условиям (образца не дается), называется только тема и условие, которым постройка должна соответствовать. Дети решают свою задачу самостоятельно. (Метод?)

    Придумай конструкцию м.б. моста. Вначале беседуем о строении: основные части, из каких деталей состоят части. Предлагаем посмотреть на имеющийся материал и решить, из каких деталей будут строить. (Метод?)

    Конструирование по замыслу : до занятия раздаем материал на столы по формам, рядом различные игрушки. Воспитатель выясняет, кто, что хочет построить, предлагает рассказать как, из какого материала, в какой последовательности. (Метод?)

    Так формируются обобщенные способы постройки определенных предметов.

    2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

    2.1.Задачи обучения.

    A. Учить складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба; приклеивать к основной части детали (к домику – окна, двери и т.д.).

    B. Усвоить способ деления прямоугольника на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной линии (полый с двух сторон куб или брусок).

    C. Приобщить детей к изготовлению поделок из природного материала (кора, ветки, шишки, листья, ореховая скорлупа), используя для скрепления деталей пластилин.

    D. Раскрыть богатые возможности природного материала и целесообразность его использования в различных поделках. Находить сходство между отдельными предметами (шишка-туловище).

    E. Учить склеивать игрушки из готовых частей бросового материала, подбирать необходимые детали, точно приклеивать одна к другой.

    F. Формировать умение обследовать предмет, умение планомерно и последовательно работать, доводить начатое до конца, развивать глазомер, четкость движения рук.

    2.2.Прохождение программы.

    2.2.1. На первом занятии воспитатель показывает несколько предметов, сделанных из бумаги (домик, корзиночку, альбом ). Рассказывает, что из бумаги можно сделать разнообразные игрушки и для чего.

    1 серия. Учим складывать бумагу пополам по показу и объяснению воспитателя, так изготавливаем альбом .

    2 серия. Учим делить прямоугольник на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной линии (полый с двух сторон куб или брусок). На основе куба и бруска изготавливать дома, машины, мебель и т.д.

    2.2.2. Учим изготавливать поделки из природного материала. Прежде рассматриваем готовые поделки и демонстрируем, как их можно использовать. При изготовлении подбираем цвет пластилина к цвету материала.

    Шапочка из листьев, лодочка, птичка, грибочки, лесовичок.

    Чередуются занятия конструированием из строительного материала, бумаги, природного и бросового материала.

    На прогулке дети продолжают строить из песка и снега, используя дополнительные материалы.

    2.3.Методы и приемы обучения.

    Используем приемы обучения:

    ü дидактический образец;

    ü показ и объяснение полный , так как у детей нет навыков работы. Объяснение должно быть четким, кратким и ясным. По мере приобретения навыка объяснение может быть менее подробным, обговариваем с детьми последовательность изготовления.

    Когда сложная конструкция , требующая целого ряда действий: складывания, склеивания, разрезания, то нужно подробно объяснять и показывать последовательность выполнения.

    Если поделка проста , то воспитатель показывает образец как примерный, обследует и не объясняет хода выполнения поделки .

    В конце года можно организовать занятие конструирование из бумаги по замыслу . Накануне организует выставку знакомых поделок из бумаги. Перед

    занятием предлагает отобрать нужные части (прямоугольник, квадрат, круг, полоса из мягкого картона), из заготовленных заранее, и разложенных на свободном столе. В ходе занятия руководит детской деятельностью (советом, вопросом, иногда практическим действием), проверяет, чтобы дети точно следовали замыслу. При анализе работ отмечаем творчество, аккуратность, правильность выполнения. Можно обыграть поделку, если она высохла. Делаем коллективные работы «Поезд», «Дома на нашей улице», т.е. объединяем единым сюжетом индивидуальные работы.

    Поделки из природного и бросового материала выполняем только после предварительного рассматривания предметов в окружающей жизни и по показу и объяснению воспитателя. На занятии рассматривается готовая игрушка и подчеркивается сходство с настоящим предметом. В процессе выполнения детьми помогает советом, частичным показом .

    Изготавливая поделки из бросового материала, используем прием сотворчества.

    Используем на занятиях также следующие приемы:

    ü Рассматривание иллюстраций;

    ü Игровые приемы;

    ü Чтение стихов, загадок, потешек.

    Предварительная подготовка материалов к занятию конструированием из строительного материала, бумаги, природного и бросового материала занимает много времени. Следует привлекать детей к предстоящей деятельности, учить заготавливать материал, развивать их фантазию и творчество.

    Тема: Обучение конструированию в старшей группе .

    1. Конструирование из строительного материала.

    1.1.Задачи обучения.

    1.2.Прохождение программы.

    1.3.Методы и приемы обучения.

    2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

    2.1.Задачи обучения.

    2.2.Прохождение программы.

    2.3.Методы и приемы обучения.

    1. Конструирование из строительного материала.

    1.1.Задачи обучения.

    A. Учить анализировать образцы готовых конструкций, предметы, выделять характерные признаки. Устанавливать зависимость конструкции от ее назначения.

    B. Уметь выделять основные этапы создания конструкции, самостоятельно планировать ее изготовление

    C. Учить строить по словесному описанию, на предложенную тему, по условиям, по рисункам, фотографиям, чертежу.

    D. Формировать конструктивные умения: соединять несколько плоскостей в одну, делать постройки прочными, распределять сложную постройку в высоту.

    E. Продолжать знакомить с новыми деталями и их свойствами: с разнообразными по форме и величине пластинами, с бруском, цилиндром, конусом. Учить заменять одни детали другими. Сооружать коллективные постройки.

    1.2.Прохождение программы.

    На 1 занятии предлагаем построить грузовик по образцу (иллюстрации, фотографии, игрушке).

    Грузовик для своего груза, т.е. по условию . Иллюстрации 6-8 машин.

    Гараж для 2 разных по величине машин.

    Мост – предлагаем преобразовать постройку по разным условиям: спуски крутые, пологие .

    Строить разнообразные мосты по своему замыслу (коллективная работа по три моста каждой подгруппе).

    Д/сад. Дети-архитекторы, по 3 человека чертят, чертеж проекта здания 5 минут, затем строят по чертежу, предварительно рассмотренному со всеми детьми и воспитателем. И так далее.

    Дети делают постройки на столах, на полу, обыгрывают их. Постройки сохраняются до тех пор, пока они нужны в играх.

    Постепенность создания построек 1 предмета на занятии по образцу и показу воспитателя , выполнение без образца, затем по условию способствуют усвоению нового способа действия, делают этот способ обобщенным. Дети его могут использовать в различных ситуациях.

    1.3.Методы и приемы обучения.

    Основные методы обучения - информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический. С помощью этих методов воспитатель развивает у детей самостоятельность.

    Используя прием обследования образца постройки или изображения на фотографии, рисунке решает отдельные конструктивные задачи.

    Словесные приемы обучения способствуют формированию активности, самостоятельности.

    Учим умению варьировать детали, заменять одни детали другими. Для этого воспитатель раздает различные строительные наборы за одним столом – дети самостоятельно решают конструктивные задачи.

    Если постройка существенно отличается, то воспитатель дает подробный показ и объяснение.

    Собственный замысел дети смогут развивать, если воспитатель учит рассказывать, как они представляют себе будущую постройку .

    Анализируя детские постройки , подчеркиваем, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способов соединения отдельных элементов.

    2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

    2.1.Задачи обучения.

    A. Продолжать совершенствовать умения детей сгибать лист бумаги на пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Учить складывать плотную квадратную бумагу на 16 равных частей, по диагонали четко совмещая стороны и углы; складывать круг по диаметру и склеивать его в конус.

    B. Учить работать по выкройке и несложному чертежу, используя ножницы для надреза и вырезывания по контуру. Понимать на чертеже обозначения: сплошная линия – надрез, прерывистая (пунктирная) – сгиб, штриховка – намазывание клеем. Знать названия линий.

    C. Учить изготавливать поделки из спичечных коробков, коробок из-под зубной пасты путем различных сочетаний и соединений. Использовать поролон, пенопласт в соответствии с задуманной конструкцией и свойствами этих материалов.

    D. Продолжать учить использовать природный материал при изготовлении различных поделок, овладеть навыками соединения с помощью клея, спичек.

    E. Совершенствовать умения детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.

    2.2.Прохождение программы.

    На первых занятиях закрепляем и повторяем умение складывать бумагу пополам, на четыре части: альбом, автобус.

    Задачи обучения реализуются в серии занятий. В каждой серии конструируем игрушки с одной и той же формой.

    1 - серия. Работа с выкройкой: находить на выкройке основную и дополнительные части игрушки, раскладывать и наклеивать детали игрушек на выкройке, а затем делать надрезы и склеивать выкройку.

    Фонарик трехсторонний, фонарик четырехсторонний .

    2 – серия. Игрушки можно сделать из коробки с квадратным дном. Познакомить с выкройкой – разверткой коробки, понимать обозначения линий на ней. Коробочка, корзиночка, пирамидка, сказочный домик .

    3 – серия. Знакомим с прямоугольной коробочкой в виде бруска. Учим работать по выкройке. Диван, кроватка, телевизор .

    4 – серия. Изготавливаем поделки из бумаги, спичечных коробок, коробок из-под зубной пасты. Используем трафареты для колес. Показываем, как склеивать спичечные коробки, как обклеивать их, приклеивать колеса. Тележка, автобус, троллейбус, мебель.

    В конце серии проводим коллективную работу на тему «Улица».

    5 – серия. Учить детей делить квадратный лист на 16 маленьких квадратиков. Отводиться несколько занятий с последующим усложнением конструкций поделок на каждом. Корзинка, гараж, домик .

    6 –серия. Учим детей складывать круг бумаги по диаметру, склеивать конус и вырезывать по контуру. Матрешка в длинном платье, заяц, лиса, кот.

    Делать игрушки цилиндрической формы. Чебурашка, поросенок, мишка .

    Объединяем в сюжетные композиции.

    7 – серия. Складывать квадратные формы по диагонали, совмещая стороны и углы. Птичка, бабочка .

    8 – серия. Складывать бумагу в разных направлениях (оригами) для игр на воздухе, на воде. Стрела, самолет, лодочка, пароход и т.д .

    Конструирование из бросового материала : поролона, пенопласта. Знакомим со свойствами материалов и учим преобразовывать первоначальную форму.

    Снеговик, матрешка, неваляшка, цыпленок.

    Используем различный природный материал (….) для изготовления поделок.

    Тематика поделок разнообразная: Красная Шапочка, старичок-лесовичок, балерина, матрешка, белочка, зайчик и т.д. Для соединения деталей используем спички, палочки, клей. Воспитатель использует в подготовке нож, шило.

    Объединяем фигурки в сюжет, используя различное основание: грибы, спилы, срезы, кора, различные мхи.

    Птичка по образцу, домашние птицы по схеме и т.д.

    Такие циклы занятий способствуют формированию у детей обобщенных способов конструирования, которые затем самостоятельно и творчески дети смогут использовать в играх.

    2.3.Методы и приемы обучения.

    В конструировании из бумаги используем следующие приемы:

    ü Обследование готового образца ;

    ü Показ и объяснение последовательности выполнения поделки и вариант - поэтапный показ ;

    ü Вопросы к детям с целью привлечения имеющегося опыта.

    Новый способ действия: воспитатель дает поделку простой конструкции, затем дает показ и объяснение , а на последующих занятиях – готовый образец, обследование и вопросы к детям.

    Используем также следующие приемы в конструировании из природного материала:

    ü Выставку дидактических образцов предстоящей работы;

    ü Изготовление по дидактическому образцу, спрашиваем: Из каких частей изготовлена поделка? Из какого материала? Какой еще материал можно использовать?;

    ü Схематические зарисовки поделки из природного материала. На первом занятии воспитатель показывает как делать зарисовки, затем учит зарисовывать изготовление поделки детьми с помощью готового схематического рисунка и изготавливать по зарисовке;

    ü План - схема пооперационного изготовления поделки из природного материала .