Конструкторы Lego: в чем польза, где купить дешевле и другие аналоги. Полезно ли Lego в образовательном процессе

Агашков Елисей

Приводятся факты о вреде и пользе такой игрушки как Lego. Готовилась работа на научно-практическую конференцию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«LEGO. ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?»

ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ

УЧЕНИК 2 «А» КЛАССА

АГАШКОВ ЕЛИСЕЙ

ТАГАНРОГ

2017

Введение.

В настоящее время актуальна проблема выбора такой игрушки для детей, которая бы помогала им фантазировать, раскрывать свой творческий потенциал, развивать моторику, мышление и логику.

Прилавки современных магазинов завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) Игрушками, а нужных и важных для детского развития не так много. Поэтому подбор игрушек в наше время - дело серьезное и ответственное.

Цель работы:

Определить, полезен ли конструктор lego для детей.

Задачи:

  1. Выяснить, в чем польза и вред конструктора lego.
  2. Доказать развивающие свойства конструктора lego.

Гипотеза:

Занятия с конструктором lego способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей.

Что такое Lego?

LEGO (от да т. Leg-godt - «игра, удовольствие», рус. ле́го) - серии конструктора , представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Наборы LEGO выпускает группа компаний LEGO Group , головной офис которой находится в Дании . Здесь же, в Дании, на полуострове Ютландия , в небольшом городке Биллунд находится и самый большой Legoland в мире - город, полностью построенный из конструктора LEGO. Основным продуктом компании LEGO являются разноцветные пластмассовые кирпичики, маленькие фигурки и т. д. Из LEGO можно собрать такие объекты, как транспортные средства, здания, а также движущихся роботов . Все, что построено, затем можно разобрать, а детали использовать для создания других объектов. Компания LEGO начала производство пластмассовых кирпичиков в 1949 году. С тех пор LEGO расширила сферу своей деятельности, создавая фильмы, игры, конкурсы, а также семь тематических парков развлечений.

Lego system

Основой наборов является (кирпичик LEGO) - деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах . В наборы также входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и так далее. Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода датчики и даже м икроконтроллеры . Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, поездов, кораблей, зданий, роботов. LEGO воплощает идею м одульности , наглядно демонстрирующую детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививает навыки с борки , ремонта и разборки техники .

Польза и вред LEGO

Не развивается фантазия, так как из одного набора можно построить только одну игрушку.

Строить из одного набора одну игрушку - это как лепить из набора пластилина только то, что нарисовали на упаковке производители. Хотя иногда инструкции по сборке различных моделей бывают полезны, все же не сосредотачивайтесь на них. Смешивайте наборы и используйте LEGO как материал, из которого может получиться все: осьминог, динозавр, машина времени или хрюря пампукская.

К тому же два восьмиконтактных кубика можно объединить 24 различными способами, три кубика - 1060 способами. Из шести кубиков Лего 2X4 можно собрать 915 миллионов различных комбинаций.
А если вспомнить что в LEGO существует более 1600 (!!!) разновидностей деталей, становится ясно, что LEGO не уступает куску глины по количеству принимаемых форм.

Вредно для глаз

Действительно, если ребенок часто будет строить в темноте, согнувшись и перекосившись, то проблем не избежать. Но если в это момент он будет не строить, а рисовать результат будет таким же плачевным. Так что вывод один: оборудуйте ребенку хорошее игровое место, где он сможет строить свои миры, не опасаясь, что вечером все придется убрать; где будет висеть или стоять хорошая настольная лампа; куда никто из членов семьи не будут иметь права вмешиваться.

Цена наборов

Тоже своеобразный вред, если говорить в контексте кошелька родителей. На самом деле, недавно зайдя в детский магазин, можно убедиться, что наборы «Крохи» (похож на LEGO DUPLO) тоже стоят порядка 1000 рублей. Деталей там конечно в разы больше, чем в наборах LEGO той же ценовой категории.

Развитие мышления и речи

Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. Чтобы соединить небольшие детальки друг с другом, пальчикам придётся хорошо поработать, что принесёт ребенку большую пользу. Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Годовалый малыш учится строить пирамиду из кубиков, тренируя координацию и ловкость маленьких пальчиков. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи.

С помощью конструктора совершенствуется речь ребёнка. Возьмём обыкновенный набор деталей, из которого можно построить, например, дом. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказ.

Инженерия

LEGO прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объёмных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. Цвета, в которые окрашены детали, специально подобраны с учётом того, как дети воспринимают мир.

Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели, пусть она и будет такой, казалось бы, скромной, как небольшой домик из ярких деталей. Таким образом, он развивает самодисциплину и самоорганизацию, это позволяет в процессе игры приобрести качества, которые пригодятся в будущем. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребёнку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.

Возможности развития с LEGO

WEDO

Образовательная робототехническая платформа LEGO Education WeDo – это увлекательное и простое в использовании средство, которое позволяет детям узнавать новое об окружающем их мире, создавая и "оживляя" различные модели и конструкции. WeDo соответствует Федеральному образовательному стандарту, а методические материалы набора уже "из коробки" готовы к урочному использованию, развивая навыки XXI века: коммуникативные навыки, навыки творческого и критического мышления, навыки командной работы.

WeDo помогает детям понять, какую важную роль технология играет в их повседневной жизни.

Базовый набор LEGO Education WeDo состоит из 158 деталей, возраст: 7+. Оно предназначено для сборки и программирования простых ЛЕГО-моделей, которые подключаются к компьютеру. В состав решения входят электромоторы, датчики движения и наклона, мультиплексор LEGO USB Hub, а также специальное программное обеспечение и комплект проектных работ.

Ресурсный набор LEGO Education WeDo состоит из 326 деталей, возраст: 8+. Набор дополнительных и новых элементов для сборки более функциональных моделей WeDo. В сочетании с Базовым набором LEGO® Educatioп WеDo позволяет построить четыре новые модели: «Колесо обозрения», «Подъемный кран», «Автомобиль» и «Дом».

WEDO 2.0

С помощью межпредметной проектной деятельности, включающей проектирование, конструирование и программирование робототехнических моделей, ученики начинают понимать, как соотносится реальная жизнь и абстрактные научные теории и факты. WeDo 2.0 помогает ученикам научиться задавать правильные вопросы и делать правильные выводы об окружающем их мире. Ученики учатся определять проблемы, работать сообща, находя уникальные решения и каждый урок совершают новые открытия.

Базовый набор WeDo 2.0 состоит из 280 деталей, Возраст: 7-10. Базовый набор WeDo 2.0, ПО и Комплект учебных проектов представляют собой готовое образовательное решение, поощряющее любопытство учеников и развивающее их навыки научной деятельности, инженерного проектирования и программирования. Базовый набор поставляется в удобной для использования в классе пластиковой коробке. В комплект поставки входят: СмартХаб WeDo 2.0, электромотор, датчики движения и наклона, детали LEGO, лотки и наклейки для сортировки деталей.

LEGO MINDSTORMS EV3

Образовательная робототехническая платформа LEGO MINDSTORMS Education EV3 позволит нам легко и просто совершенствовать свои знания в области информатики, физики, технологии и математики. Дети с легкостью выполняют поставленные учебные задачи и развивают критически важные для XXI века навыки и умения.
Основанная на простой в использовании роботизированной технологии, платформа LEGO MINDSTORMS Education EV3 представляет собой универсальное образовательное средство. Изучайте современные технологии, развивайте навыки программирования, проводите захватывающие эксперименты – все это EV3!

Базовый набор LEGO MINDSTORMS Education EV3 состоит из 541 детали, возраст: 10+. Базовый набор LME EV3 содержит все, что необходимо для обучения с использованием технологий LEGO MINDSTORMS. Набор позволяет детям создавать, программировать и тестировать свои решения, используя реальные технологии из мира робототехники.

Выводы

В своей работе я рассмотрел самые распространенные заблуждения о вреде конструктора LEGO и пришёл к следующим выводам:

  • для работы с LEGO необходимо правильно оборудовать место для детей, чтобы не нанести вред здоровью;
  • мною были рассмотрены наборы из серии LEGO Education, использование которых способствует эффективному обучению школьников. Такие конструкторы пробуждают в детях желание исследовать;
  • благодаря использованию наборов LEGO Education дети эффективнее усваивают языки, математику, с увлечением изучают литературу, окружающий мир;
  • конечно, минусы тоже есть, вернее только один. Это высокая цена. И, если рассматривать конструкторы для обучения, то необходима серьезная подготовка.

Список используемой литературы

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/LEGO

2. http://xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai/article/472-v_chem_polza_lego_dlya_detey

3. https://education.lego.com/ru-ru

4. https://vk.com/smart_brick

5. https://geektimes.ru/company/legoeducation/blog/285360/

Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор LEGO занимает особое место. Использовать его можно практически с самого рождения, когда малыш только начинает осваивать формы, цвета, размеры. Возрастные границы для игры безграничны. Редакция сайт расскажет, в чем феномен LEGO и как с помощью конструктора развивать мышление.

Порой сами родители, подарившие конструктор своему ребёнку, с интересом и азартом изучают инструкцию, не жалея времени на собирание того или иного сооружения. Для дошкольника и школьника конструктор становится настоящим средством развития и обучения. С помощью конструктора легко и эффективно реализуются самые разные задачи.

Какая польза конструкторов LEGO для детей?

Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. Чтобы соединить небольшие детальки друг с другом, пальчикам придётся хорошо поработать, что принесёт малышу большую пользу. Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Годовалый малыш учится строить пирамиду из кубиков, тренируя координацию и ловкость маленьких пальчиков. Шестилетний ребёнок возводит достаточно сложные конструкции из разных по форме и размеру деталей. Всё это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи.

С помощью конструктора совершенствуется речь ребёнка. Возьмём обыкновенный набор деталей, из которого можно построить, например, дом. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказ.

LEGO прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объёмных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. Цвета, в которые окрашены детали, специально подобраны с учётом того, как дети воспринимают мир.

Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели, пусть она и будет такой, казалось бы, скромной, как небольшой домик из ярких деталей. Таким образом он развивает самодисциплину и самоорганизацию, это позволяет в процессе игры приобрести качества, которые пригодятся в будущем. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребёнку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.

Кроме того, эта игра приносит неоценимую пользу творческому мышлению крохи. Оно необходимо, чтобы постоянно думать над следующим шагом, просчитывать все возможные комбинации и выбирать наиболее удачные, анализировать, какой шаг будет наилучшим. Большим достоинством конструктора LEGO является возможность собирать его по своему вкусу, не ограничиваясь формами, предложенными создателями. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.

Конструктор развивает воображение. Из деталей LEGO можно собрать своё неповторимое творение: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Придумывать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, брёвнышек ― это так интересно.

Безопасность конструкторов LEGO заключается не только в отсутствии острых углов, но и в полной экологической чистоте деталей. Все игрушки собираются на заводе без использования клея, которым ребёнок может легко отравиться, слишком сильно им надышавшись или же попробовав деталь «на вкус».

Как уже отмечалось, LEGO играет немаловажную роль в развитии ребёнка. Этот факт доказан многими учеными. По результатам исследований и наблюдений учёные сделали вывод, что собирание конструктора положительно влияет на ребёнка, даже больше, чем рисование и лепка из пластилина. Это связано с тем, что при рисовании и играх с пластилином результат трудов ребёнка не всегда получается успешным. А вот при игре с этим конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое. Благодаря формам и окраске конструктора, как бы малыш ни собрал детали, у него всегда будет получаться что-то похожее на настоящие предметы. Достижение хорошего результата при сборке формирует у маленьких детей уверенность в себе и даже лидерские качества.

Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишён образных игр , впоследствии проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира и дефект менталитета. LEGO сводит вероятность подобных проблем к нулю.

Едва ли на свете существует много игрушек, способных принести столько пользы сразу. Но дети играют не потому, что это полезно, а потому, что интересно. И можно без сомнения сказать, что LEGO ― одна из самых увлекательных игр, которые только созданы человеком.

Недаром этот бренд получил огромное количество премий и наград как одно из самых лучших и важных изобретений XX века. Для ребёнка такой конструктор нужен не меньше книг, различных обучающих программ и кружков.

Если у вашего ребёнка его ещё нет, вам обязательно нужно купить конструктор LEGO, подобрав подходящий по возрасту и соответствующий предпочтениям ребёнка:

От года до 3 лет. Для этой возрастной категории детей придумали серию LEGO под названием Duplo. Детали конструктора более крупные, чтобы малышам было проще с ними управляться и чтобы свести к минимуму возможность проглатывания. Конечно, в любом случае родителям необходимо быть рядом с ребёнком в момент игры.

От 3 до 7 лет . Это обычные наборы конструктора LEGO с более мелкими деталями, из которых можно собрать всё что угодно.

От 7 лет и старше. Наборы этой категории включают большее количество деталей и отличаются высокой сложностью собираемых объектов. У некоторых моделей техники даже присутствует дистанционное управление, любимое многими детьми.

Леготерапия

В настоящее время леготерапия считается успешной, наряду с традиционными психологическими и педагогическими терапиями для детей и подростков, страдающих гиперактивностью, синдромом недостатка внимания, аутизма. Разница между обычной игрой и терапией заключается в том, что игра направлена на усовершенствование именно тех качеств ребёнка, с которыми есть трудности. Например: неусидчивый ребёнок должен попробовать себя в качестве спокойного руководителя стройки, а склонный к аутизму ― попробовать себя инженером, где нужно много общения.

Логопеды отмечают, что при использовании конструктора в определённых методиках многие ребятишки избавляются от заикания.

Хотелось бы отметить и такой момент, что в век всеобщей компьютеризации LEGO учит детей самостоятельно творить руками, без помощи заданных компьютерных программ. И чем раньше родители и педагоги обратят внимание малышей на эту увлекательную игру, тем меньше риск возникновения зависимости от монитора, что сейчас уже вызывает серьёзную тревогу.

Польза конструктора Лего

Лего-конструирование - любимое занятие детей и взрослых по всему миру. Это возможность создать целый мир, имея в своем распоряжении всего лишь набор разноцветных кубиков со специальным креплением. В руках ребенка кирпичики оживают, превращаясь в героев сказок и мультфильмов.

Лего понравятся даже ярым противникам игр. Часто родители думают, что игры являются совершенно бесполезным занятием, которое отвлекает детей от учебного процесса. Но, психологи утверждают, что, только играя, ребенок вырастит счастливым и психологически устойчивым. Конструкторы одобряют даже родители с такой позицией. Наборы от датской фирмы не только увлекательное, но и очень полезное занятие.

Польза конструктора Лего заключается в самой специфике их использования в обучении детей. Они развивают у ребенка внимание и усидчивость, которые в будущем будут ему нужны.

Чему учат игрушки Лего

Главной особенностью лего-конструирования является то, что каждый малыш может создать игрушку своими руками. Здесь нет никаких ограничений, главное следовать за своей фантазией. Да и для того чтобы получить игрушку придется потрудиться.

Конструирование развивает:

  1. Мелкую моторику - собирая детали набора, ребенок учиться управлять своими пальчиками. Такая тренировка в будущем поможет малышу быстрее научиться писать или рисовать.
  2. Память и мышление - собирая мелкие детали, ребенок запоминает, в какой последовательности нужно собирать кубики. Тренирует свою память и учится выстраивать логические цепочки.
  3. Воображение - маленькие кубики, из которых может получиться любая конструкция, стимулируют ребенка проявлять фантазию.

Кроме того, конструирование - прекрасный способ развить у ребенка самостоятельность и концентрацию. Эти навыки ему очень пригодятся в школе. Преимуществом Лего является то, что собирать его можно даже компанией. Такое увлекательное времяпровождение запомнится ребенку на всю жизнь.

Польза Лего для детей разного возраста


Конструктор могут собирать даже самые маленькие. Все его детали являются абсолютно безопасными. Компания позаботилась о том, чтобы изготавливать наборы исключительно из экологически чистого сырья. В производстве игрушек использованы естественные материалы, которые не могу навредить здоровью ребенка. Выпускаются наборы, которые подходят для развития важнейших качеств у детей разного возраста.

  • Для самых маленьких яркие кубики становятся важнейшим средством для развития и понимания того как все устроено. Ведь именно в игровой форме ребенок познает мир.
  • Для школьников Лего - это прекрасная возможность научиться сосредотачиваться и идти к своей цели, несмотря на количество ошибок.
  • Подростки часто не отказываются от увлекательного занятия и продолжают играть с конструктором. Это прекрасный способ собраться с мыслями и подумать. Став почти взрослыми они коллекционируют персонажей или меняются ими.

Конструкторы Лего - игрушки, которые имеют много поклонников среди детей. Эти разноцветные кубики приносят не только удовольствие, но и ощутимую пользу. Разнообразные наборы с интересными персонажами сделают детство незабываемым для любого ребенка.

Если у вас есть дети, а дома ни одной детальки конструктора LEGO®, то вы очень странная семья. Потому что LEGO® является не только многогранной развивающей игрой, но и самым популярным конструктором на этой планете. И как следствие, есть практически у всех детей в том или ином объеме.

И пока вы вспоминаете, как буквально минувшим утром вытащили из тарелки фигурку милой LEGO®-феечки и чуть не наступили на россыпь пластиковых кубиков, мы расскажем, как этот конструктор непосредственно влияет на развитие девочек и мальчиков от 3 до 103 лет, и что это не просто наборы деталей, а нечто большее!

Факт N1: Развивается мелкая моторика

Самое простое и очевидное. Ученые, психологи и другие умные люди официально заявляют: пока дети присоединяют детальки друг к другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, а за всем этим активно подтягивается, между прочим, речевой аппарат. Вот так вот. Малыш собирает LEGO® - учится говорить.

Факт N2: Закладываются инженерные навыки

Может, ребенок инженером и не станет, а структурно-логическое мышление еще никому не мешало. Девочек это тоже касается, ни в коем случае не нужно делить такие полезности на «м» и «ж»! Процесс сбора объемной конструкции по схеме развивает конструкторские навыки в отличном темпе. А если еще взять высокотехнологичные наборы, например, LEGO® Technic - пораскинуть мозгами придется как следует, а заодно их потренировать.

Факт N3: Подтягиваются основы математики и физики


Да, даже они. И опять-таки, не стоит думать, что это полезно и интересно только мальчикам - это полезно, интересно и очень важно всем. Детальки нужно считать, а при построении конструкций учитывать их устойчивость, вес, баланс и размер - вот она, физика в элементарном виде. Так развивается пространственное мышление и неосознанно используется математика. Каким образом? Вот малышка разделила конструкцию из блоков на два равных куска, и уже поучилась делению, даже не осознав это!

Факт N4: Есть простор для творчества и фантазии


Что-то мы все о точных науках, а ведь LEGO® удивительным образом сочетает конструкторское дело с высоким творческим потенциалом. Собирать можно по схеме, а можно без нее. Из вертолета получится сделать крутую мельницу, если приложить чуть-чуть креативности. Из большого злого эльфийского дракона - много маленьких когтистых чудиков. И так далее. Огромный ассортимент разнообразных деталей позволит собрать что угодно из чего угодно . Дело за фантазией.

Факт N5: Способствует усидчивости

Это крайне важный пункт в условиях современного темпа жизни. Мало что может вытащить цифровое поколение из гаджетов, и тем более заставить посидеть спокойно за каким-то одним делом, а не пятью сразу. И это «мало что» - конструкторы LEGO®. Для сбора модели нужны три товарища - внимательность, усидчивость и терпеливость. Они ребенку очень пригодятся, всегда.

Факт N6: Собирает семью вместе


А это тоже очень полезно для гармоничного развития ребенка. Собирать LEGO® - отличный вариант семейного досуга, интересно папам, увлекательно мамам, даже бабушки с дедушками могут поучаствовать, если зрение позволяет. Взрослые с удовольствием конструируют, ведь это занятие не имеет возрастного ценза, ну и помочь малышу значит хорошо провести время вместе.

И вот вам маленький лайфхак, если ребенок поначалу проигнорировал конструктор LEGO®: разложите детали на видном месте и начните собирать сами. В девяти случаев из десяти через полчаса вы будете уже вырывать инструкцию из рук у малыша. В десятом может понадобиться час на это. Максимум.

Факт N7: Позволяет творить новые миры


Благодаря великому ассортименту LEGO® ваш ребенок сможет воплотить в играх свои самые смелые мечты. Моана запросто придет в гости в ледяной замок Эльзы, Ариэль совершит полет на , и никому за это ничего не будет. В общем, это идеальная возможность для «кроссовера» (встречи персонажей из разных вселенных), что способствует частым и длительным играм, развивающим навыки из пунктов № 1-№ 6. Сплошная польза.

Теперь вы убедились, что сложно найти другую такую игрушку, которая принесет ребенку столько же пользы разом, как LEGO®. Не зря этот конструктор считают одним из самых увлекательных изобретений XX века. Так и есть! Ребенку играть в LEGO® для развития не менее важно, чем читать книги или играть в обучающие игры. А родителей девочек обращаем внимание на новые наборы - прекрасную линейку с эльфами, драконами и магией, в лучших традициях жанра фэнтези и со сказочным простором для креатива.

Развивайтесь вместе с LEGO®!

Я уже пятый год преподаю робототехнику во Дворце детско-юношеского творчества. Когда всё начиналось, у нас не было ничего от слова совсем. Был кабинет и это уже хорошо. Поэтому первый робот, которого собирали ребята, был придуман на ходу…

…из картона. Это макет небезызвестного робота из детского мультфильма.

С тех пор много воды утекло, нашему объединению даже досталось государственного финансирования, на которое были закуплены свеженькие конструкторы LEGO MindStorms и разнообразные настольные станки, однако воспитанники первого года обучения в начале года у меня до сих пор собирают макет робота Валли из картона. Потом добавляем к нему двигателей, собираем схему управления на двух транзисторах, ставим датчик освещённости и стильный робот готов ездить по белым полосам.
А конструкторы эти лежат до сих пор на дальней полке. Раньше не мог понять почему, как-то избегал их на подсознательном уровне, теперь удалось формализовать и упорядочить эти мысли.
Кратко опишу конструкторы: они просты, способны дать быстрый результат, дают иллюзию знаний и умений, не требуют каких-либо доработок (только докупания новых элементов) – это всё делает конструктор отличным интересным коммерческим продуктом, способным, однако же, сыграть злую шутку с его счастливым обладателем.
Итак, почему же не LEGO:
1. Ключевая особенность конструктора – Упрощение реального мира
Конструктор представляет собой набор различных элементов конструктивных, силовых, измерительных, логических. Комбинация этих элементов даёт быстрый интересный результат. Программирование конструкторов осуществляется размещением интуитивно понятных визуальных блоков в специальной программе. Чего же в этом плохого? А вот что: ребёнок видит результат, но за результатом не видит системы – блоки остаются для него «черными ящиками», которые функционируют волшебным образом. Подобные вещи при неправильном применении способны убить интерес ребёнка, что встречается очень часто, бывает, родители купят набор, отдадут ребёнку и пусть занимается сам – это вернейший способ отрезать своему чаду путь в технические науки в дальнейшем. Причин здесь несколько:
Во-первых, ребёнок, у которого уже получилось собрать что-то электрическое, действующее, почти живое, проникается гордыней и отказывается заниматься базовыми вещами – такими как работа с линейкой, циркулем, паяльником, ножовкой, молотком, отвёрткой…
Во-вторых, даже если гордыню удалось преодолеть или её не возникло, базовые вещи не могут в такой же степени, как и конструктор, удовлетворять интерес ребёнка – за неимением мгновенной отдачи от вложенных усилий интерес быстро пропадает.
2. Формирование иллюзии простоты
Ребёнку становится понятно, что робототехника – это просто: берёшь одно и присоединяешь другое… Зачем дальше учиться, если я уже о-го-го что могу? Надо ли говорить, что это влечёт за собой мифологизацию техники и отвращает ребёнка от системного освоения мира. Если вы купили такой конструктор своему ребёнку и закончились постоянные: «почему?» - это очень плохой знак.
3. Отчуждение и специализация
Конструктор предназначен для того, чтобы ребёнок ничего не понимающий в робототехнике мог собирать роботов. При этом в тени остаётся огромнейший труд инженеров, позаботившихся о простоте конструктора, у ребёнка создаётся заблуждение, что это он сам всего достиг. Это очень созвучно западной системе образования, когда специалист по правому уху ничего не знает про левое, и убивает русское природное стремление к системному познанию мира. Александр Богданов с его Тектологией задумывал прямо противоположное.
4. Отсутствие необходимости дополнительных знаний
Да, знания не нужны, в общем-то, ребёнок, освоивший такой конструктор, обзаведясь совсем небольшим дополнительным набором знаний, может работать сверхузким специалистом в ряде областей промышленности.
5. LEGO – идеальный продукт потребления, дающий быстрый результат в ходе несложных «вегетативных» манипуляций , в то время как изготовление своими руками – способ научится преодолевать вызовы, детально разобраться и глубже понять мир.
6. Использование программирования в Lego конструкторах - Дискредитация очарования программированием по сходным причинам.
В результате такой конструктор вписывается в чаяния наших чиновников из министерства образования, желающих воспитать качественных потребителей , т.е. никакого творчества и быть не должно.
Каков же выход? Ответ прост – реализация сложна : не стоит думать, что от ребёнка можно откупиться конструктором. Лучший вариант отдать ребёнка в кружок технического творчества, предварительно переговорив с руководителем, если такой возможности нет, то наряду с покупкой конструктора следует уделять достаточно времени, чтобы направить интерес ребёнка в нужное русло и нейтрализовать его негативное воздействие. Нейтрализовать воздействие можно, наполнив пустую форму конструктора