Разделы: Работа с дошкольниками
На протяжении нескольких лет работаю в МБДОУ №1
«Березка» по проблеме «Воспитание экокультуры и
природоохранного сознания детей дошкольного
возраста с использованием игровых форм
деятельности».
Мною выбрано это направление потому, что одной из
основных задач воспитания и образования
является формирование экологической культуры и
природоохранного сознания, фундамент которых
составляет достоверные знания по экологии и
практические умения, направленные на охрану
природы.
По реализации данной проблемы был составлен
перспективный план работы в средней группе по
ознакомлению с окружающим миром, который
включает в себя такие разделы Программы
воспитания и обучения в детском саду/ под ред.
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, как:
Предметное окружение. Явления
общественной жизни.
Природное окружение. Экологическое воспитание
в средней группе детского сада
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
II неделя | Мы живем в городе | Закреплять и расширять знания детей о городе, развивать любознательность; воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу | |
III неделя | Прогулка по городу | Расширять представления детей о многообразии природных явлений, развивать знания детей о транспорте. Воспитывать отзывчивость. | |
IV неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Едем в гости (моя семья) | Уточнить знания детей о родственных связях, развивать речь, воспитывать любовь и уважение к своим близким |
V неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | «Улица полна неожиданностей» (Как вести себя на улице) | Учить детей правилам поведения во дворе и на улице, закреплять представления о сезонны изменениях в природе, воспитывать умение о своем здоровье |
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
II неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Какие мы? | Учить детей видеть признаки сходства и различия; развивать речь, воспитывать внимательное отношение друг к другу |
III неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | «Домашние животные» (кто с нами живет) | Закреплять знания детей о домашних животных; развивать умения выделять признаки сходства и различия, воспитывать гуманное отношение |
IV неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Какие мы? | Учить детей называть части лица, развивать способность определять эмоциональное состояние, воспитывать заботливость |
V неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Осень золото роняет | Учить самостоятельно находить признаки осени, развивать знания о причинно-следственных связях природы |
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
I неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | В лес за грибами и ягодами | Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины; расширять представления детей о лесных грибах и ягодах; воспитывать бережное отношение к природе |
II неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Как животные к зиме готовятся? | Расширять представления детей об образе жизни лесных дверей и оседлых птиц осенью, развивать речь, воспитывать любовь к природе |
III неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | И снова в огороде | Научить детей классифицировать предметы по типовым признакам, развивать речь, воспитывать вежливость |
IV неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Откуда овощи в магазине | Учить различать овощей по внешнему виду, развивать знания об овощах, воспитывать доброжелательность |
V неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Что для чего? (Мы помогаем маме готовить) | Учить узнавать овощи и фрукты, развивать знания о продуктах питания, воспитывать любознательность |
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
I неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Фрукты на прилавках магазинов | Учить различать фрукты и садовые ягоды по внешнему виду, развивать знания о фруктах и ягодах, воспитывать отзывчивость |
II неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Все работы хороши (профессии людей) | Учить правильно называть профессии людей, развивать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к людям любых профессий |
III неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Откуда хлеб пришел | Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; развивать знания детей о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу |
IV неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Зима в городе | Учить самостоятельно находить признаки зимы, анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать способность к наблюдению, воспитывать любовь к природе |
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
II неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает (экскурсия в зимний парк) | Учить рассказывать о зимних явлениях в жизни природы, развивать речь, воспитывать любознательность |
III неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Лесные обитатели – звери | Учить детей рассказывать о подготовке лесных зверей и птиц к зиме, анализировать, делать выводы, развивать речь, воспитывать наблюдательность |
IV неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Обитатели скотного двора | Учить находить сходства и различия домашних животных села и диких животных, развивать речь, воспитывать любознательность |
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
I неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | О тех, кто умеет летать (птицы) | Учить находить признаки сходства и различия птиц; развивать речь, воспитывать заботливость |
II неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Обитатели птичника | Учить находить признаки сходства и различия птиц; развивать речь, воспитывать заботливое отношение к природе |
III неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Обитатели воды – рыбы | Научить рассказывать о рыбах, развивать умение наблюдать, воспитывать отзывчивость |
IV неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Мы едем в зоопарк | Научить детей рассказывать о животных нашей и другой страны; развивать речь, воспитывать культуру поведения |
V неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | «Праздники» День защитника Отечества | Рассказать о военных, развивать желание защищать Родину, воспитывать чувство гордости за свою Родину |
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
II неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Праздники | Продолжать знакомить с праздником 8 Марта – Международным женским днем.. Вызвать желание порадовать мам и бабушек подарком. Воспитывать любовь и заботу о маме и бабушке. |
III неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Как принять гостей | Учить детей правильно вести себя в гостях, как принимать гостей, развивать логическое мышление, восп-ть уважение к людям. |
IV неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Погода и настроение | Учить детей позитивным поддерживающим приемом общения со сверстниками, помочь им понять, в чем состоит роль хозяина дома, во время приема гостей. |
V неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Твое любимое занятие | Определить вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать любознательность, воспитать дружелюбие |
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
II неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | В окно повеяло весною | Научить находить характерные признаки весны, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, воспитывать любознательность |
III неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Как вести себя за столом | Учить детей пользоваться формами вежливости, благодарить за оказанную услугу. Развивать умение бережно относиться ко всем вещам, воспитывать скромность |
IV неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Будем беречь, охранять природу | Учить правильно вести себя в природе, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют востанавлению. Воспитывать у детей природоохранное сознание у детей. |
V неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | О тех, кто умеет летать | Научить рассказывать о птицах, активизировать в речи названия птиц, определить цвет, форму, величину птиц. Воспитывать эмоционально положительное отношение к птицам |
Неделя | Подраздел программы |
Тема |
Программное содержание |
I неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Весеннее пробуждение природы (Экскурсия по лесопарку) | Научить самостоятельно находить характерные признаки весны; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к природе |
II неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Шестиногие мамы | Расширить знания детей о характерных признаках, развивать умение видеть признаки сходства и различия; воспитывать бережное отношение ко всему живому |
III неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Времена года | Закрепить представления детей об основных признаках всех времен года, развивать умение самостоятельно находить их и выражать в речи, воспитывать внимание |
IV неделя | Предметное окружение. Явления общественной жизни | Весной в деревне (сажаем растения) | Расширить представления детей о жизни домашних животных весной, о труде людей в селе в весеннее время. Воспитывать любовь к родному краю |
V неделя | Предметное окружение. Экологическое воспитание | Повторение | Побуждать к рассказу о птицах, прилетающих на участок, закрепить знания о деревьях. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам |
Используемая литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.
Безопасность: Учебное пособие по основам
безопасности детей жизнедеятельности детей
старшего дошкольного возраста/ Н.Н.Авдеева Р.Б.,
О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД. – 1998. – 160 с.
2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А.,
Белова И.К.
Здравствуй, мир! Окружающий мир для
дошкольников. Методические Рекомендации для
воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс,
2006. – 304 с..
3. Князева О.Л.
Я, ты, мы:
Социал.-эмоцион.развитие детей от 3 до 6 лет:
Учеб.-метод.пособие для воспитателей
дошк.образоват.учреждений/ О.Л. Князева, Р.Б.
Стеркина. – М.: Просвещение, 2004. – 93 с.: ил.
4. Носкова Т. А.
Программа. Экологическое
воспитание детей дошкольного возраста.
Практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ. – Киров: «ЛОНА-ПЛЮС» – 2008 – 232 с.
Конспект занятия по теме "Защитим животных нашей планеты"
Описание: Конспект НОД разработан для детей средней группы. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ. Эта работа познакомит детей с Красной книгой, позволит узнать о существовании Всемирного дня защиты животных.Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель:
Ребята, вы любите ходить на экскурсии?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Я предлагаю вам отправиться в лес. Для того, чтобы туда попасть, необходимо сделать следующее:
Раз, два, три, четыре, пять
На коленки ты сядь.
А потом глаза закрой,
И на счет три открой:
- Раз, два, три.
Воспитатель:
Вот мы и очутились в лесу. Как вы думаете, в лесу только мы, или можно встретить еще кого-то?
Дети:
Можно встретить разных животных, птиц.
Воспитатель:
Каких животных, обитающих в лесу вы знаете?
Дети:
медведи, волки, зайцы, лисы.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №74»
План – программа по ознакомлению с окружающим миром
средняя группа
на 2017-2018 учебный год.
Воспитатели: Грачева Н.В.
г. Березники
2017г.
СЕНТЯБРЬ
ООД
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
2 неделя
Тема: Целевая прогулка « Что такое улица».
Программное содержание: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.
Литература:
1. Целевая прогулка к пешеходному переходу.
2.Отгадывание загадок о транспорте.
1. Рассматривание фотографий с видами города.
2. Рассматривание альбома «Березники».
1. Фотографии с видами города.
2. Альбом «Березники».
3 неделя
Тема: «Что нам осень принесла?»
Программное содержание
1.Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.
Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП», с.28
1. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка».
2.Рисование и лепка овощей и фруктов.
1. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов.
2. Игры с муляжами овощей и фруктов.
1. Иллюстраций с изображением овощей и фруктов.
2. Муляжи овощей и фруктов.
СЕНТЯБРЬ
ООД
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
4 неделя
Тема. « Д/с наш так хорош – лучше саде не найдешь».
Программное содержание: Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
Литер. О.В.
Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,
1. Заучивание стихов о детском саде (индивидуально).
2.Экскурсии в кабинеты работников детского сада.
1.Рассматривание картинок с изображением жизни детского сада.
2.Рассматривание фотографий сотрудников детского сада на рабочих местах.
3.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
1. Картинки с изображением жизни детского сада.
2. Фотографии сотрудников детского сада на рабочих местах.
3.Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»
ОКТЯБРЬ
Занятие
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
2 неделя
Тема. «Дом для Кисточки».
Программное содержание: дать детям представление о лесе как экосистеме, показать взаимосвязь животных организмов в природе.
Литер. См. разработки.
1. Беседа «Где живут белки?».
2.Д/и «Чьи вы детки?»
3.Д/и «Дикие животные»
1. Д/и «Угадай, кто это?»
2.Рассматривание альбома «Дома диких животных».
1. Д/и «Чьи вы детки?»
2.Д/и «Дикие животные»
3. Д/и «Угадай, кто это?»
4. Альбом «Дома диких животных».
3 неделя
Тема. «Путешествие в прошлое кресла».
Программное содержание: Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло); Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).
Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,
1.Беседа «История кресла»
2.Чтение сказки «Три медведя».
3. Отгадывание загадок про мебель.
1.Рассматривание альбома «Мебель»
2. Д/и «Что лишнее?»
1. Альбом «Мебель»
2. Д/и «Что лишнее?»
ОКТЯБРЬ
Занятие
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
4 неделя
Тема. « Поможем Незнайке вылепить посуду».
Программное содержание: Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умение лепить из глины.
Литер. О.А.
1.Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».
2. Опыты с сырым и сухим песком.
1.Рассматривание альбома «Посуда»
2. Рассматривание дымковских и филимоновских игрушек.
1.Альбом «Посуда»
2.Пластилин
НОЯБРЬ
Занятие
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
1 неделя
Тема. «Чудесный мешочек» - рассматривание фруктов и овощей.
Программное содержание: познакомить с названиями фруктов, учить описывать фрукты, развивать логическое мышление, развивать потребность создавать что – то своими руками; закреплять знания цветов; воспитывать самостоятельность, желание доставить радость персонажу.
Литер. См. разработки.
1. Чтение стихотворений об овощах и фруктах.
2. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
3. Д/и «В саду, в поле, в огороде»
3.Д/и «Назови одним словом»
1.Рассматривание натуральных овощей.
2.Рассматривание альбомов «Овощи», «Фрукты».
1. Д/и «В саду, в поле, в огороде»
2. Д/и «Назови одним словом»
3. Альбома «Овощи»
4.Внести натуральные фрукты.
4 неделя
Тема. «Расскажи о любимых предметах».
Программное содержание: Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал.
Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,
1.Д/и «Опиши предмет»
2.Отгадывание загадок об игрушках.
3.Чтение стихотворений А.Барто «Игрушки»
1. Рассматривание игрушек.
2. Рассматривание альбома «Игрушки»
1. Внести альбом «Игрушки»
2.Поместить в уголок книги иллюстрированную книги стихов А. Барто «Игрушки»
НОЯБРЬ
Занятие
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
5 неделя
Тема. «Моя мама - замечательный врач».
Программное содержание: Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательноеотношение к ним.
Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,
1. Индивидуальные и групповые беседы с детьми о профессии их родителей.
2.Чтение стихотворений о различных профессиях.
3.Отгадывание загадок о профессиях.
4.Развивающее лото «Кем быть»
1.Сюжетно-ролевая игра «Больница»
2.Рассматривание альбома «Профессии»
1. Развивающее лото «Кем быть»
2. Альбом «Профессии»
3.Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»
ДЕКАБРЬ
Занятие
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
2 неделя
Тема. «Путешествие в прошлое одежды».
Программное содержание: Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды)
Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,
1.Беседа «История одежды»
2.Д/и «Расскажи, какая одежда».
3. Отгадывание загадок про одежду.
1.Рассматривание альбома «Одежда»
2. Д/и «Что лишнее?»
1. Альбом «Одежда»
2. Д/и «Что лишнее?»
3 неделя
Тема: « Стайка снегирей на ветках рябин»
Программное содержание
1.Расширять представления детей о многообразии птиц.
2.Учить выделять характерные особенности снегиря.
3.Развивать любознательность.
4.Воспитывать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.
Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП»,с48
1. Наблюдение за птицами.
2. Кормление птиц.
3.П/и «Воробушки и автомобиль»
1. Рассматривание альбома «Птицы».
2.Рисование и лепка птичек.
1. Альбом «Птицы».
ЯНВАРЬ
Занятие
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
3 неделя
Тема. «Петрушка идет трудиться».
Программное содержание: Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребности в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым.
Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,
1.Рассказ воспитателя о том, какие есть орудия труда и для чего они нужны.
1.Рассматривание альбома «Орудия труда»
1. Альбома «Орудия труда»
ФЕВРАЛЬ
Занятие
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
2 неделя
Тема. «Для чего нужны эти вещи»
Программное содержание: Формировать представление детей о предметах, облегчающих труд людей; научить правильно произносить названия инструментов, их частей, действий с ними; осуществлять классификацию инструментов. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых и бережное отношение к вещам.
Литер. См. разработки.
1.Загадывание загадок об инструментах.
2. Беседа о профессии плотника.
1.Рассматривание инструментов с объяснением их назначения.
2.Рассматривание иллюстраций с изображением различных инструментов.
1.Внести различные инструменты.
2.Иллюстрации с изображением различных инструментов.
3 неделя
Тема. «Секреты здоровья»
Программное содержание: учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования; воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Литер. См. разработки.
1. Беседы о здоровье.
2.Чтение стихотворений о видах спорта и спортивном инвентаре.
3. Д/и «Полезно – вредно».
1.Рассматривание спортивного инвентаря.
2.Рассматривание альбомов «Зимние виды спорта».
1. Внести спортивный инвентарь.
2. Альбомы «Зимние виды спорта».
4 неделя
Тема. «Защитники Отечества».
Программное содержание: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества ; обогащать словарный запас с помощью новых существительных и прилагательных: парашютист, танкист, лётчик; воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов, любовь к Родине, к родным людям, воспитывать доброту, умение дружить.
Литер. См.разработки
1.Заучивание физ.минутки «Чтобы сильным стать и ловким».
2 Отгадывание загадок о военной технике.
3.С/р игра «Пограничники»
1.Рассматривание альбома с представителями различных родов войск.
2.Рассматривание иллюстраций, картинок с военными профессиях.
1.Альбом с представителями различных родов войск.
2.Иллюстраций, картинок с военными профессиях.
5 неделя
Тема. «Мои друзья».
Программное содержание: Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,
1.Разучивание пословиц, поговорок о дружбе,
2.Чтение сказок и рассказов о дружбе, друге.
3.Игра «Комплименты»
1. Рисование на тему «Мой любимый друг».
1. Аудио запись песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».
МАРТЗанятие
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
2 неделя
Тема. «Наша Масленица».
Программное содержание: Знакомить детей с историей, традициями русского народа, с русскими народными играми.
Создать положительный эмоциональный настрой.
Продолжать обогащать словарный запас (Масленица, скоморох, забавы и т.д.).
Литер. См. разработки.
1.Чтение русского народного фольклора (пословицы, скороговорки, потешки, заклички).
2. Народные игра «Воротца».
3. Прослушивание русских народных песен.
1.Рассматривание иллюстрации Масленицы.
2.Рассматривание альбома «Русские народные костюмы».
1. Иллюстрация Масленицы
2. Альбом «Русские народные костюмы».
3 неделя
Тема. «Мой город».
Программное содержание: Продолжить закреплять название родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город (поселок)
Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,
1.Рассматривание альбома «Березники, мои Березники…»
1.Закрепить название родного города, знание домашнего адреса.
2.Развивать внимание, память.
3.воспитывать у детей чувство любви к своему городу.
1. Альбом «Березники, мои Березники…»
2. Открытки с видами города Березники.
4 неделя
Тема. «Перелетные птицы».
Программное содержание: Расширить представление детей о птицах, их образе жизни и внешнем виде, продолжать дифференцировать понятия «зимующие» - «перелётные» птицы.
Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Расширять и активизировать словарь по теме.
Литер. См. разработки.
1. Наблюдение за птицами.
2.Отгадывание загадок о птицах.
1. Рассматривание альбома «Птицы»
2. Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц.
1. Альбом «Птицы».
2. Иллюстраций с изображением перелетных птиц.
АПРЕЛЬ
Занятие
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
2 неделя
Тема. «Космос».
Программное содержание: Обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики, дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы. Активизировать словарь детей словами: космос, планета, космонавт.
Литер. См. разработки.
1.Беседа о космосе.
2.Отгадывание загадок о космосе.
3.Подвижная игра «Космонавты»
1.Рассматривание планет солнечной системы.
2.Рисование звездного неба.
1.Игрушки планеты солнечной системы.
3 неделя
Тема: В гости к хозяйке луга
Программное содержание
1.Расширять представления детей о разнообразии насекомых.
2.Закреплять знания о строении насекомых.
3.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
4.Развивать умение отгадывать загадки о насекомых.
Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП»,с.59
1. Рассматривание альбома «Насекомые», «Безопасность в природе».
1. Альбом «Насекомые», «Безопасность в природе».
4 неделя
Тема. «Экологическая тропа весной».
Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природе.
Литер. О.А.
Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с»,
1. Отгадывание загадок о временах года.
2.Повторенте стихотворений о весне.
3. Работа с календарём природы.
1.Рассматривание альбомов «Весна», «Деревья».
1.Альбом «Весна», «Деревья».
2. Д/и «Времена года»
МАЙ
Занятие
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
1 неделя
Тема. «Животные жарких стран».
Программное содержание: Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях, названий детенышей.
Повторение схемы составления рассказа-описания животного.
Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.
Развитие связной речи, мелкой моторики, внимания.
Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.
Литер. См. разработки.
1. Беседа о животных жарких стран.
2.Д/и «Чьи вы детки?»
3.Д/и «Животные жарких стран»
1. Д/и «Угадай, кто это?»
2.Рассматривание альбома «Животные жарких стран».
1. Д/и «Чьи вы детки?»
2.Д/и «Животные жарких стран»
3. Д/и «Угадай, кто это?»
4. Альбом «Животные жарких стран».
3 неделя
Тема. «В стране насекомых».
Программное содержание:
Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения; развитие внимания. Действовать по алгоритму с опорой на схему. Действовать по словесной инструкции;
воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Литер. См. разработки.
1. Отгадывание загадок о насекомых.
2.Рассматривание насекомых на прогулке.
1. Рассматривание альбома «Насекомые».
2.Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.
1. Альбом «Насекомые».
2. Иллюстраций с изображением насекомых.
МАЙ
Занятие
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Пополнение развивающей среды
4 неделя
Тема. «Путешествие в лес».
Программное содержание: расширять представления детей о лесе; воспитывать любовь к родному краю, животным леса; обогащать и активизировать словарный запас детей; формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого; формировать привычку здорового образа жизни;
Литер. См. разработки.
1. Беседа о диких животных.
2.Отгадывание загадок о диких животных, о здоровом образе жизни.
3.П/и «Зайцы и волк».
1. Д/и «Узнай, кто это?»
2.Д/и «Где чей домик?»
3.Рассматривание альбома «Дикие животные».
1. Д/и «Узнай, кто это?»
2.Д/и «Где чей домик?»
3. Альбом «Дикие животные».
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. Мозаика-Синтез, 2006.
2. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». (Средняя группа). М.: Мозайка-Синтез, 2014. – 80 с.
3. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-Синтез, 2009. – 80 с.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
в средней группе
Тема: Зимушка-красавица.
Цель: Уточнить и расширить знания детей о признаках зимы, свойствах снега; совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы - развивать умение отмечать характерные признаки зимы в природе, видеть красоту зимнего пейзажа. Воспитывать любовь к природе, умение получать наслаждение от зимней природы.
Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, ёмкость со снегом, тонированный лист бумаги с изображением домов, деревьев, гуашь белого цвета, кисти, стаканчики с водой.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом на ковре.
Загадка.
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Да, ребята правильно, это зима.
А сейчас какое время года?
Зима (ответы детей)
Закройте глаза и шепотом произнесите «зима»! Уже даже от слова «зима» мы почувствовали холод. Покажите как вы замерзли от холода? Как согрелись?
Чтение стихотворения И. Сурикова.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает ложиться.
Стали дни короче,
Солнца светит мало
Вот пришли морозы
И зима настала.
Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с вами говорили.
По каким признакам вы решили, что здесь изображена зима?
Игра «Что лишнее?»
(картинки с изображением зимы, лета, весны, осени, дети отбирают лишние картинки)
Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.) –
Какими словами можно сказать о зиме? –
Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? -Какого цвета больше всего зимой?
Ребята кто любит зиму? За что?
Свои высказывания начнём со слов:
Я люблю зиму, потому что….(высказывания детей)
А давайте с вами отправимся на зимнюю прогулку.
Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам
Мы шагаем по сугробам, /Дети идут, высоко поднимая ноги
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, /Садятся и поглаживают ноги
Наши ноженьки устали. ладонями снизу вверх.
Сейчас сядем, отдохнем,
И опять гулять пойдем.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Зима - зимушка
Снежинка - снежиночка
Горка - горочка
Снеговик - снеговичок
Ветер - ветерок
Санки - саночки
Ком - комочек.
Снег - снежок
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
На поселке, на лужок выпал беленький … (снежок) .
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки) .
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик) .
Рядом-снежная фигурка, это девочка - … (снегурка).
С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки) .
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю … (снег) .
Дети подбирают подходящее слово, к каждому предложению заканчивая его в рифму.
Попробуйте отгадать, а отгадку я вам покажу
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Посмотрите, какая она красивая (дети рассматривают)
Ребята, а откуда появляется снег? Почему он идет? (ответы детей)
Из всех водоемов - морей, океанов, рек испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые частички воды поднимаются высоко в небо. Чем выше поднимаются частички, тем холоднее становится воздух. Пар охлаждается и превращается в маленькие печные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки.
Расскажите, какой снег?
Что происходит со снегом в тепле?
Давайте проверим.
Опыт. Возьмите немного снега в руку. Подержите несколько секунд. Какой снег? Что вы чувствуете? Сожмите кулачок и посмотрите, что происходит со снегом. Откуда появилась вода?
Вывод: снег холодный, в тепле тает, превращается в воду.
А сейчас давайте согреем руки
Пальчиковая гимнастика
Руки в кулак сожмем
и немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
все снежинки мы с них сдуем.
Руки растираем и разогреваем.
Давайте нарисуем, как снег падает на землю, дома, деревья. Укрывает всё вокруг белым покрывалом. (Самостоятельная работа детей)
Мы из наших рисунков сделаем выставку.
Дидактическая игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово связанное с зимой (снежинки, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, цветочки, снегопад, сосулька)
Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вам понравилось.
Дети пятого года жизни вступают в возраст активного исследования мира, и знакомить их с многообразием явлений и объектов вокруг - ответственное, чрезвычайно важное дело. Ведь задача воспитателя - не только дать детям знания и сформировать навыки, но и развить проявления любознательности, стремление к познанию и исследованию, присущие маленьким почемучкам.
Многие педагоги и психологи считают, что дети пятого года жизни - самые шумные непоседы и пытливые любознайки во всём детском саду. И этому есть объяснение: кризис 3 лет остался позади, первичная база знаний и умений накоплена, и наступает время, когда психическое развитие ребёнка совершает качественный скачок. 4–5 лет - возраст неугомонных почемучек, маленькому исследователю мира необходимо знать не только, что происходит вокруг, но и почему и зачем.
Если ребёнок 4–5 лет задаёт большое количество вопросов, это говорит о том, что он развивается нормально.
Если не поддерживать и не развивать в ребёнке этого возраста познавательную активность, она значительно снизится, что скажется негативно на дальнейшем овладении знаниями в детском саду и школе. Поэтому так важно правильно организовать работу по ознакомлению с окружающим миром именно в средней группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Четырёхлетки - маленькие почемучки, и взрослые обязаны доступно отвечать на их вопросы
Ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «Познавательное развитие». Основные цели этой области определены (согласно примерной образовательной программе «От рождения до школы») следующим образом:
Экологическое воспитание детей пятого года жизни строится на познании связей между природными явлениями и объектами
Все эти цели становятся актуальными в средней группе. Стремительное развитие мыслительных процессов делает возможным усвоение информации, которая была сложна год назад.
Значительно усложняются задачи, которые необходимо осуществить педагогу в этой образовательной области:
Любовь к Отечеству начинается с любви к своей маленькой родине, городу или селу
Методические приёмы по ознакомлению с окружающим миром делятся на 3 основные группы:
Стимулировать ребёнка к моделированию ситуаций из жизни призвана богатая развивающая среда в группе
Набирают популярность комментированное рисование и моделирование, позволяющие детям увидеть то, о чём идёт речь, в упрощённой и понятной форме, но с сохранением ключевых признаков изучаемого объекта или явления. И моделирование, и комментированное рисование в средней группе поначалу проводит воспитатель. Он выступает в роли волшебника, который «оживляет» картину мира, заставляет двигаться, преобразовывает объекты, предметы. Оба приёма сродни мультипликации, когда изображения появляются на бумаге или экране постепенно, связанные сюжетом, развиваются, имеют логическое завершение. Поэтому они так нравятся детям.
Замечательно, если просмотрев несколько раз, как педагог моделирует ситуацию или явление, дети сами захотят его повторить. Например, отобразить путешествие капельки воды из облачка на землю в виде дождя, рост цветов, которые напоил дождь. Простое выкладывание картинок на панно даст малышам гораздо больше, чем рассматривание иллюстраций или схем. Ведь, занимаясь моделированием, они создают картину мира сами.
Среди практических приёмов важное место занимают игровые. Это и дидактические игры, и элементы ряжения, театрализации, сюжетной игры (дети представляют себя работниками разных профессий, имитируют поведение лесных и домашних зверей, передают настроение осенней берёзки, весеннего ручейка и даже самолёта, летящего в небе). Поскольку воспитатель четырёхлеток имеет дело с фантазёрами, которые любят всё необычное, то игры для ребят средней группы должны не только закреплять уже изученное, но и подталкивать к новым открытиям.
Например, вместо игры «Кто что ест» на закрепление знаний о питании лесных обитателей можно провести игру «Приготовим мороженое для зверят», в которой зайчика угостят морковным, белочку - грибным, а мишку - медовым мороженым. Прекрасным завершением такого креативного варианта игры будет предложение нарисовать придуманные лакомства для зверят.
Игровые приёмы - одни из самых любимых у дошкольников
Большое значение в образовательной работе приобретают упражнения и приёмы, стимулирующие логическое мышление дошкольников, память, внимание: