Презентация на тему развитие мелкой моторики. Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игрушек

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие мелкой моторики у дошкольников Подготовила: учитель-логопед Голикова Елена Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49»

Канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд изобразил МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев » В.А. Сухомлинский

с овокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Мелкая моторика -

Задачи: * Воздействие на биологически активные точки организма. * Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. * Содействовать нормализации речевой функции *Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.

Зачем нужно развивать мелкую моторику? * Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.

Трудности при недостатках развития мелкой моторики Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную). Испытывают трудность формирования правильно траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры). Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

Работа головного мозга Состояние желудка Состояние кишечника Работа печени и почек Работа сердца Влияние мелкой моторики на развитие всего организма ребёнка

Формы работы: * Совместная деятельность родителей с ребенком. * Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Как развивать мелкую моторику * Массаж кистей рук. * Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. * Пальчиковые игры со стихами, скороговорками. * Пальчиковый театр. * Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала

* Р исование кистью, пальцем, зубной щеткой. * Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО. * Аппликация. * Рисование по трафаретам. * Штриховки. * Дорисовка (по принципу симметрии). * Лабиринты. * Дидактические игры. Как развивать мелкую моторику

* Шнуровка. * Игры с мелкими предметами * Пазлы. * Мозаика. Как развивать мелкую моторику

Условия для закрепления полученных навыков в самостоятельной деятельности Краски, Бумага разного формата и цвета Трафареты, линейки Раскраски Ножницы Мозаики, шнуровки цветные карандаши

ПОИГРАЕМ?!

«УТЮЖОК» Карандаш я покачу Вправо-влево – как хочу.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ» Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь. Сильно палочку покрутим И огонь себе добудем

«ДОГОНЯЛОЧКА» Пальчики бегут вперёд, И никто не отстаёт.

«КАЧЕЛИ» Покачаю вверх и вниз – Крепче, карандаш, держись!

«ВОЛЧОК» По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю.

«ЭСТАФЕТА» Передача карандаша каждому пальчику поочередно

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ “Заготавливаем капусту” – Мы капусту рубим, рубим! – Мы морковку трем, трем! – Мы капусту солим, солим! – Мы капусту жмем, жмем!

ДИНАМИЧЕСКИЕ упражнения Кулак-ребро-ладонь

Пальчиковая игра « Пальчики-Смешарики » Это- Крош, он хочет спать А Бараш-уж лег в кровать. Шуша чуточку вздремнула Нюша сразу же уснула. Наш Лосяш уж крепко спит и тихонечко сопит. Солнце яркое взойдет Утро ясное придет, Будут деточки играть А Смешарики вставать!

Использование Су-Джок « Ягоды» (с мизинца) Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? Поднимают плечи, удивляются. Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

« Животные Севера» Тепы – тяпы, тепы – тяпы, Это ласты, а не лапы. У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети.

« Насекомые» Дружно пальчики считаем – насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит, Ой, сюда комар летит!

Благодарю за внимание!

Предварительный просмотр:

Голикова Елена Владимировна

учитель-логопед

Презентация-консультация

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста »

Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • показать значимость развития кистевой моторики у детей;
  • познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;
  • создать условия для педагогического общения.

1 слайд

Приветствие:

Я спешу сказать Вам – здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать Вам – благости!
Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам – Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать Вам всем
Прекраснейшего настроения.

Введение: Добрый вечер, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: « Двое белых лебедей – у каждого по пять детей.», «У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки - лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Сегодня я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

2 слайд Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть - губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело

непропорционально мало.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо в дошкольном возрасте заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

3 слайд

В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Современными учеными института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

4 слайд

В.М. Бехтерев писал «Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.» Подтверждая его слова было проведено множество обследований большого числа детей и была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

5 слайд

Давайте же выясним что такое мелкая моторика? Мелкая моторика это – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

6 слайд

Какие же цели мы перед собой ставим, развивая мелкую моторику:

  • Укрепление здоровья детей.
  • Коррекция речевых нарушений.
  • Развитие связной речи, мелкой моторики и координации движений рук.
  • Накопление ребенком двигательного и практического опыта.
  1. слайд

При этом мы решаем следующие задачи:

  • Воздействие на биологически активные точки организма.
  • Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  • Содействовать нормализации речевой функции.
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  1. Слайд

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

  1. Слайд

Зачем же все таки нужно развивать мелкую моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук – один из показателей психического развития ребенка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о его психологической готовности к школе.
  • Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.
  1. Слайд

Что же происходит если мелкая моторика ребенка недостаточно развита.

Дети, у которых мелкая моторика недостаточно развита, неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную). Такие дети испытывают трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры). У таких детей отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

  1. слайд

Развитие мелкой моторики влияет на весь организм. Каждый палец соответствует определенному органу.

Большой палец – работа головного мозга

Указательный – состояние желудка

Средний – состояние кишечника

Безымянный – работа печени и почек.

Мизинец – работа сердца.

  1. слайд

При работе по мелкой моторике применяются следующие формы:

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком.
  • Свободная самостоятельная деятельность ребенка.
  1. -15 слайд

Как развивать мелкую моторику рук:

* Массаж кистей рук.

* Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

* Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.

* Пальчиковый театр.

* Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.)

* Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой.

* Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО.

* Различные виды аппликации.

* Рисование по трафаретам.

* Штриховка.

* Дорисовка (по принципу симметрии).

* Лабиринты.

* Дидактические игры.

* Шнуровка.

* Игры с мелкими предметами.

* Пазлы.

* Мозаика

21 слайд

Условия для закрепления полученных навыков в самостоятельной деятельности

Чтобы закрепить полученные навыки в повседневной жизни у детей всегда под рукой должны быть: краски, бумага разного формата и фактуры, трафареты, линейки, раскраски, ножницы, цветные карандаши.

22 слайд

Существует много литературы по данной теме, вот некоторые книги, которые можно использовать в работе.

Практическая часть

Массаж с помощью шестигранного карандаша

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

По материалам Т.В. Пятницы «Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами».

24 слайд

«УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

25 слайд

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

26 слайд

«ДОГОНЯЛОЧКА»

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

27 слайд

«КАЧЕЛИ»

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.

Покачаю вверх и вниз –

Крепче, карандаш, держись!

28 слайд

«ВОЛЧОК»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

29 слайд

«ЭСТАФЕТА»

Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.

Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

30 слайд

«Пальчиковые упражнения»

“Заготавливаем капусту”.

Руками имитируем соответствующие действия.

– Мы капусту рубим, рубим!
– Мы морковку трем, трем!
– Мы капусту солим, солим!
– Мы капусту жмем, жмем!

31 слайд

Упражнения для пальцев динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую, учат сгибать и разгибать пальцы, развивают точную координацию движений): кулак-ребро-ладонь; ножницы, собака-лошадь; и т.д.

Вывод: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий двух рук, содружеству действий руки и глаза.

32 слайд

Пальчиковая игра «Пальчики-Смешарики » (авторГоликова Е.В.)

Это- Крош, он хочет спать (загибаем мизинец на ладони правой руки),

А Бараш-уж лег в кровать.(загибаем безымянный палец на ладони правой руки ),

Шуша чуточку вздремнула(загибаем средний палец на ладони правой руки),

Нюша сразу же уснула. (загибаем указательный пале на ладони правой руки),

Наш Лосяш уж крепко спит и тихонечко сопит . (загибаем большой палец на

Ладони правой руки).

Солнце яркое взойдет (поднимаем руку, распрямляем пальчики) ,

Утро ясное придет,

Будут деточки играть

А Смешарики вставать ! (Повторяем то же самое с левой рукой)

С использованием Су –Джок

Тема « Фрукты»

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит. « Ну – ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик по ладошке.

33 слайд

Тема « Ягоды»

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Запомнил ягоды я наконец. Что это значит?

Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

34 слайд

Тема « Животные Севера»

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Массажные шары

35 слайд Тема « Насекомые»

Дружно пальчики считаем – насекомых называем.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит,ой, сюда комар летит!


Елена Гордеева
Презентация «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования»

Слайд1 Мастер–класс на тему : «»

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но всё-таки на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (нет)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема мастер-класса Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования ».

Цель : расширение представлений участников мастер класса об использовании нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста .

Задачи :

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста .

3. Апробировать с педагогами игровое пособие «Волшебный куб» по развитию мелкой моторики .

Теоретическая часть

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание : «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» .

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом .

Что такое моторика ?

Моторика , в переводе с латинского языка – это движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику .

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т. д.

Крупная моторика это основа , вначале ребенок осваивает крупную моторику , а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики .

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы .

Застегивание пуговиц, завязывание шнурков, рисование, вырезание, лепка и другое – это все мелкая моторика .

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук ?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память , мышление, внимание, связная речь.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте , но и в старшем, и дальше в начальных классах.

Следствие слабого развития общей моторики , и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием .

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки) . Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести »

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Практическая часть

Все Вы знаете и используете в своей работе игры и упражнения на развитие мелкой моторики , которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковые игры.

Игры с предметами

Это игры с прищепками, скрепками с использованием художественного слова.

Игры с пинцетом и пипеткой

Пинцет для перекладывания мелких предметов из одной ёмкости в другую, пипетка для переливания воды из одной ёмкости в другую.

Игры – шнуровки

Это шнурки, ленточки.

Наматывание ленточек

Игры с сыпучими материалами

Сухой пальчиковый бассейн из гречки, гороха, фасоли с добавлением мелких предметов .

Рисование на крупе.

Игры с крышками

Закручивание и откручивание крышек.

Выкладывание фигур из счетных палочек.

Нанизывание бусин и других предметов (макарон,пуговиц) .

Игры с пуговицами

Выкладывание рисунка по образцу, а потом и самостоятельно.

Теневой и пальчиковый театр.

Развитие графической моторики

Рисование по трафаретам. Штриховка. Выполнение графических узоров.

Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

Художественно-творческая деятельность

Рисование

Лепка (пластилин, солёное тесто, глина)

Аппликация (мозаичная, обрыванием) .

Модульное оригами.

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук

Мячиком Су Джок, грецкими орехами, карандашами, камушками, зубными щётками и т. д.)

Мягкие игрушки, наполненные гранулами и лабиринты

А вашему вниманию хочу представить методическое пособие «Волшебный куб» .

Данное пособие укрепляет и развивает мелкую моторику рук , развивает память , речь, внимание, воображение, коммуникативные и сенсорные способности у детей.

Пособие многофункционально, предусматривает различные виды заданий, с кубом могут заниматься одновременно несколько детей.

Для изготовления куба потребуется 6 решёток для раковины, соединённых между собой ленточкой.

Помощниками здесь будут : разноцветные бельевые прищепки, шнурки, ленты, заколки – «крабики» , резинки, бусинки, пуговицы и другое.

На гранях куба могут быть размещены разнообразные картинки и иллюстрации, необходимые для выполнения того или иного вида задания. Картинки можно крепить при помощи тех же «крабиков» , прищепок и шнурков. Переплетать ячейки шнурками, лентами. Привязывать к кубу различные плоские предметы с отверстиями.

Нанизывать бусинки на привязанные шнуры.

Заплетать косички из нескольких тесёмок и многое другое.

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского :

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок.»

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание. Желаю всем творческих успехов.

Литература :

Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей . Форма, цвет, звук : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития » ., 1997.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития » ., 1997.

Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей . М., Гном и Д, 2001.

Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М. ,2008.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников . М., 1999

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики при применении на занятиях рисования нетрадиционного оборудования «Истоки способностей и дарования детей -на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

«Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников». Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.

На протяжении всей работы с детьми я убедилась, что работа с использованием шнурков идеально подходит для развития устной речи. Уровень.

Ручные работы. Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика. Развитие у детей мелкой моторики. Развитие мелкой моторики детей. Развитие мелкой моторики руки. Ручной труд. Игры для развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры в детском саду. Ручное ткачество.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики руки 1. Пальчиковые игры и упражнения. Развиваем мелкую моторику и речь ребёнка. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников. Терминология ручных работ.

Развитие мелкой моторики кистей рук. Игрушки для развития мелкой моторики рук ребёнка. Роль развития мелкой моторики дошкольников. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.

Роль пальчиковых игр в жизни ребенка. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников. Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста. Использование здоровьесберегающих приёмов работы развития мелкой моторики детей с овз. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

“Коррекция речевых нарушений путём развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму. Развитие мелкой моторики посредством совместного творчества.

Слайд 1

Игры для развития мелкой моторики.
Выполнила Павлова Александра Сергеевна ГБДОУ № 77

Слайд 2

Слайд 3

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Слайд 4

Развивайте мелкую моторику!
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев является важнейшим фактором стимулирующим речевое развитие ребенка.

Слайд 5

Виды упражненй Пальчиковая гимнастика. Рисование, лепка, аппликация. Конструирование. Застежки, шнуровки.

Слайд 6

Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и педагогам играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Слайд 7

Лепим вместе с ребенком.

Слайд 8

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги), пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто мять и разрывать на кусочки.

Слайд 9

Аппликация
Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки – сложнее).

Слайд 10

Игрушки из дерева.

Слайд 11

Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Возраст от 2 до 6 лет является наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: крупинками, бусинками...

Слайд 12

Игры на липучках.

Слайд 13

Пальчиковый театр.
Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!


Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.


Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.








Игры с пластилином Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.






Игры с бумагой Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.


Игры со счетными палочками В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.






Игры с пуговицами Пуговичный массаж: Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку; Поводите ладонями по поверхности; Перетирайте пуговицы между ладонями; Пересыпайте их из ладошки в ладошку; Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.




Игры с крупой, бусами «Божьи коровки» - просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней - гречневая крупа, в более крупной - горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п.


Игры с крупой, бусами «Черепашка» - круглый мешочек, заполненный любым наполнителем. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители могут быть разными. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну черепашку на другую) и т.п.




Игры с природным материалом Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.


Рисование Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.


Игры с песком - Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. - Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.




Игры с водой - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз. - Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой. - Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.




Игры с веревочкой Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.


Фокусы Паук и муха Ловкая ящерица Останься с носом! Поймай муху! Сказки День рождения мышки Паровозик Домик пекаря Игры в одиночку Чашка кофе Куриная лапка Гроздь бананов Кленовый лист Игры вдвоем Поймайте мышку! Столик на двоих Колыбель для кошки В книге С. Афонькина «Игры с веревочкой вы найдете много интересных игр и сказок.





Куклы Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы- марионетки.









Массаж кистей рук и пальцев Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук массаж ладони массаж пальцев рук




Упражнения с мячами 1.учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; 2.катать мяч по часовой стрелке; 3.держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.


Четки можно купить или сделать из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину (но не как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1-й, 2-й 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки. Упражнение выполняется попеременно каждой рукой. Упражнение с четками


Пальчиковая гимнастика Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы. 1 группа. Упражнения для кистей рук 2 группа. Упражнения условно статические 3 группа. Упражнения для пальцев динамические


Народные пальчиковые игры С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепелочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.


Народные пальчиковые игры Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов. Заключение Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.