Проект на тему "народная кукла". Проект "Народная тряпичная кукла" проект (подготовительная группа) на тему Проект о национальной кукле

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Русская народная кукла»

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

Актуальность проекта

1. История возникновения куклы

2. Виды кукол

2.1 Куклы- обереги

2.2 Игровые куклы

2.3 Обрядовые куклы

Заключение

Список литературы

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта "Русская народная кукла

Разработчики проекта : Абашев Артем,6 класс,Титова Анастасия,5-а

Руководители: Евдокимова Ж.Ю.

Цель проекта:

Пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной кукле

Задачи проекта:

Изучить историю возникновения народной куклы;

Изучить виды кукол;

Изучить технологию изготовления народных кукол;

Изготовить народную куклу;

Воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Президент Российской федерации Владимир Владимирович Путин объявил 2014 год годом культуры. Интерес к русской культуре,к народным ремеслам в современном мире все возрастает . А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Этапы реализации проекта

1. Изучение истории возникновения народной куклы

2. Изучение видов кукол

3. Изучение технологии изготовления кукол

4. Изготовление русской народной куклы

5. Презентация проекта

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила.

Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира.

Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились, по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.

А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.

2. ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.

2.1 Куклы - обереги

Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка , то она отгоняет эту злую силу.

За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

В подарок на именины делали куклу Ангелочка . Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев и совсем маленький - для нимба.

Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении.

Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью - другого.

Ещё один "перевёртыш" назывался Девка-баба. Служил он для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался " 12 лихорадок ". Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Кукла Колокольчик

Колокольчик - кукла добрых вестей.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Кукла Бессонница

Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессоница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Желанница

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

2.2 Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено"" . Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище - кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки , которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Кукла "на выхвалку " являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию.

Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что - то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы "на выхвалку" в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла - простоволосая . Вторая - кукла с косой . Третья - молодуха . Четвёртая - кукла нарядная , она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

2.3 Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Обрядовая многорукая кукла Десятиручка .

Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка .

Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса.

"Покосница" - одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна "рубаха"- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани - разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний.

Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды - такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест - накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество.

Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева.

Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Домашняя Масленица - кукла, бытовавшая в Тульской губернии.

Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 - 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. "Домашняя Масленица "" символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей"" встречали жениха и невесту.

Веснянка (Авдотья-весновка)

Сороки - День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая - Вырия прилетает стайка первых птиц - сорок жаворонков. Птица - символ этого праздника. Поющие птицы - свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну - Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек - магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы - веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

Мартинички

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

Кукла Московка.

Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.

В некоторых губерниях бытовала кукла Коза.

В её основе - деревянная крестовина, а морда, рога, борода - из лыка и соломы. Одета была "Коза"" в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла "Коза"" была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе.

Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла - это как - бы дух предков, обращённый к потомкам. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых.

Неразлучники.

Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол - особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Кукла "Мировое дерево" изготавливается без сшивания иглой, "чтобы счастье не зашить". Подруги зорко следили друг за другом, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами.

Основу куклы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов в мизинец толщиной и примерно 15 см длиной, бересту не снимают. Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала делают куклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке - куклу Жениха.

Некоторые обрядовые куклы были лечебные.

Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата - погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по - своему. Ведь еда - это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Кубышка-травница

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА

«СКРУТКА»

Многие с детства знают сказку Афанасьева “Василиса Прекрасная”:

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ”Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью”…
Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила ее, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако “Василиса все переносила безропотно, и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось?
Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчивает ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет, за Василису… Хорошо было жить ей с куколкой”…
Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и “…по конец жизни своей всегда носила в кармане”.

Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать. Женщина, когда подходило время родить, уединялась и делала эту куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову.
Изготовление куклы


Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет “тулово” нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу “скрутку” ниткой или веревочкой.
Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем “скрутку” по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет лицо куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.
Делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.
Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В
зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”.
Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.
Основа куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.
Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.
Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!

Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

· была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

· освоена технология выполнения;

· изготовлены образцы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.

5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

6. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .

Проект: «Народная кукла»

Светлана Викторовна Лежнина, воспитатель МБДОУ-детский сад №18 “Золушка”, город Верхний Уфалей.

Описание работы: предлагаю Вам проект образовательной деятельности для детей дошкольного учреждения на тему: “Народная кукла”.

Данная работа будет полезной воспитателям старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Проект направлен на приобщение детей к народной культуре, через знакомство c традиционной куклой.

Пояснительная записка

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? В какие игрушки играли? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?

Во-первых, кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка, обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. Через кукольный мир дети входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – незримый посредник между миром детства и миром взрослых. Она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создавших ее людей. В них живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность .
В настоящее время традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному опыту, универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети.

- она знакомит с удивительным миром славянской культуры

- являясь частью традиционной детской культуры, несет в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве

- изготовив куклу, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает) т.е. осваивает различные социальные роли

- в процессе игры с ней, дошкольник учится общаться, фантазировать, проявлять милосердие, а главное у детей проявляется эмоциональный контакт с куклой

- воспитание на основе знакомства с народной куклой, дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие качества представления о добре, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных умельцев

- изготовление куклы не требует жесткой системы выкроек и лекал, поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Безлики, но не безличны. Процесс изготовления приносит радость. Отсутствует понятие неудачи, неправильности

- ребенок осваивает в процессе изготовления куклы приемы работы с разными материалами. Работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности

- в процессе работы развивается мелкая мускулатура пальцев рук, происходит массаж рук. Все это влияет на развитие мышления и развитие речи

- в процессе занятий по изготовлению кукол у детей развиваются такие качества, как усидчивость, усердие, умение доводить начатое до конца

- застенчивый, комплектующий ребенок в игре часто заменяет себя куклой. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию

- работа над изготовлением человеческих фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности (чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус), прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное

- знакомство со славянской культурой и изготовление кукол детьми дает им возможность принимать участие в народных праздниках, совершать определенные обрядовые действия

Именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре: широко используя потенциал народной педагогики, дать знания о традиционной народной кукле, предоставить детям возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках.

Приоритетное направление проекта:

Приобщение дошкольников к народной культуре через ознакомление с традиционной рукотворной куклой

Цель проекта:

Разработка эффективной системы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ

Задачи проекта:

1. Расширение представлений детей о народных игрушках и истории их возникновения

2. Знакомство с традиционной куклой, технологией ее изготовления; умение применять накопленные знания и умения в различных видах деятельности

3. Воспитание у детей уважения к людям старшего поколения, желание хранить и ценить свою историю, свое наследие

4. Формирование творческого взаимодействия с семьями воспитанников и педагогами ДОУ. Связь с другими творческими учреждениями

Данный проект :

творческий, познавательный, краткосрочный (один календарный год).

Участники проекта:

педагоги, дети старшего возраста, родители.

Условия реализации проекта:

Нормативно-правовое обеспечение

Наличие локальных актов, регламентирующих деятельность и образовательный процесс в рамках ФГОС

Наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня

Кадровое обеспечение

Заинтересованность во внедрение инновационных технологий

Владение педагога современными образовательными технологиями

Научно-методическое обеспечение

Определение модели образовательного процесса

Разработка комплексно-тематического планирования и системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения знаний и умений

Информационное обеспечение

Организация взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом

Материально-техническое обеспечение

Наличие предметно-развивающей среды (уголок творчества в группе)

Создание мини-музея «Куклы наших бабушек»

Методы:

исследовательские, практические, социальный опрос и анализ результатов

Проект построен на основе главных методических принципов:

учет возрастных особенностей, доступность, постепенность усложнения

Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер

Воспитание на основе знакомства с народной куклой дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества: представление о добре и зле, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Деятельность, строящаяся на принципах художественно-эстетического творчества, при работе с куклой, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разные творческие проявления, развивает мелкую мускулатуру пальцев рук, чувство цвета, ритма и пропорции, глазомер, эстетический вкус.

Системность обучения направлена на образование у каждого ребенка системы знаний о традиционной кукле, как средстве приобщения к народной культуре (истории возникновения кукол, их значимости и принадлежности), так и системы умений слушать, воспринимать информацию, умении включаться в процесс изготовления кукол, творчески и с усердием относиться к работе.

Этапы реализации проекта

1 этап : Организационно-диагностический .

Он включает в себя создание материальной базы, изучение актуальности темы (каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения), анализ возможных затруднений, постановка проблем и изучение литературы, а также определение целей и задач, прогнозирование возможных результатов. Основной задачей на данном этапе является разработка диагностических карт, с целью выявления уровня сформированных знаний и умений у детей, родителей и педагогов по данной теме. Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления традиционных кукол на базе детского сада. Определение готовности родителей к сотрудничеству.

2 этап : Теоретический.

Здесь планируется огромная работа по обработке материала для его тщательного изучения: изучение истории возникновения народных кукол, основных их особенностей, видов кукол, их значимость, принадлежность, технология изготовления. Сбор информации для дальнейших разработок: мастер-классов, конспектов занятий и т.д.

3 этап: Практический.

Сюда входит создание наглядных и методических пособий, изготовление образцов кукол, освещение информации по реализации проекта.

Творческие выходы (при работе с детьми).

Это направление предполагает осуществление работы с детьми: создание для них оптимальных условий для их саморазвития и самореализации, развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре, умение отражать полученные впечатления, умения и знания в продуктивной деятельности. Формирование у детей устойчивого интереса к посещению народного музея (понимание значимости этого учреждения для сохранения исторического и культурного наследия).

Творческие выходы (при работе с родителями)

Необходим для создания благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья, привлечения родителей к реализации проекта и участию в ряде совместных мероприятий. Он направлен на установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранения семейных традиций и зарождение новых.

Творческие выходы

Сюда входит проведение мастер-классов для педагогов, различные консультации, вступления на пед.советах и т.д.

5 этап: Связь с другими творческими организациями.

Этот этап направлен на установление связей с другими творческими организациями: работниками культуры, детской библиотекой, организацию и проведению выставок в их стенах, на участие в различных конкурсах и акциях. Публикации и распространение опыта.

Прогнозируемые результаты

1. Создание эффективной системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ

2 Формирование у детей представлений о многообразии народных игрушек, расширение у них кругозора, усовершенствование навыков ручной работы

3. Использование детьми полученных знаний, результатов своей работы в самостоятельной деятельности

4. Улучшение творческого взаимодействия с семьями воспитанников. Сплочение семьи в результате совместной деятельности (родители-ребенок).

Перспективы продвижения проекта.

1.Пополнение мини-музея новыми экспонатами.
2. Знакомство с музеем народной куклы детей всего детского сада, а также новых воспитанников старших групп и их родителей.
3.Проведение мастер-классов по изготовлению народной тряпичной куклы для всех желающих: детей, родителей, педагогов

4. Продолжение сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных акциях, конкурсах. Публикации на сайтах.

Перспективный план работы по проекту: «Народная кукла»

1 . Разработка диагностических карт. Выявление уровня сформированных знаний и умение у детей, родителей и педагогов по данной теме.

Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления народных кукол на базе детского сада.

Определение степени готовности родителей к сотрудничеству.

1. Проведение эксперимента с группой детей.

1) Наблюдение за игрой с целью выявления – какое место в игре займет самодельная народная игрушка .

2 )«Блиц–опрос» с целью определения уровня знаний о народной культуре и традиционной кукле.

3) экскурсия по созданному мною мини – музею « Куклы из бабушкиного сундука» с целью выяснения - насколько востребованы знания о народной культуре и традиционной кукле в наше время среди современных детей.

4) проведение занятия по ознакомлению с народной куклой-закруткой и с самим процессом ее изготовления (совместная деятельность педагога с ребенком), с целью прочувствовать заинтересованность детей в изготовлении куклы, их желание творить, способность к обучению.

2. Проведение повторного эксперимента среди детей. Анализ полученных результатов.

3. Анкетирование педагогов и родителей

2 .Изучение актуальности . (Обосновать свой выбор: каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения).

3 . Анализ возможных затруднений, постановка проблем, изучение литературы.

4 . Определение целей и задач.

5 .Прогнозирование возможных результатов.

6 . Создание материальной базы (кусочки ткани, пряжа, тесьма и т.д.).

II. Теоретический

1 . Изучение истории возникновения традиционных народных кукол.

Методические разработки

2 . Основные особенности кукол , изготовленных вручную (своими руками).

3 . Виды кукол , их значимость, принадлежность.

4. Технология изготовления

5 . Разработка конспектов (для работы с детьми).

6. Мастер-класс для педагогов.

7. Консультаций для родителей и педагогов

III . Практический этап (для педагога)

1 . Создание наглядных и методических пособий

1.Папка Традиционная народная кукла

      • История возникновения

        Особенности самодельной куклы

        Виды кукол, значимость, принадлежность

        Технологические карты изготовления

        Конспекты по ознакомлению и изготовлению кукол

        Мастер-класс для педагогов

        Консультации для родителей и педагогов

2 . Изготовление образцов кукол.

1. Создание мини-музея “Куклы из бабушкиного сундука” фото-материал

3 . Освещение информации по реализации проекта.

1.Создание Фото-монтажа «Наши успехи»

IV . Творческие выходы (при работе с детьми)

1 . Осуществление работы с детьми.

Создание оптимальных условий для их саморазвития и самореализации.

Развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре.

Умение отражать полученные впечатления, умение и знания в продуктивной деятельности.

1. Занятие по ознакомлению с игровыми народными куклами и изготовление куклы «Закрутки»

2. Занятие по ознакомлению с обереговыми куклами и изготовление куклы “Ангел” .

3. Занятие по ознакомлению с традиционными обрядовыми куклами и изготовлению “Домашней куклы Масленицы”.

4. Экскурсия в мини-музей «Куклы из бабушкиного сундука» изготовление куклы «Пеленашка»

5 . Изготовление кукол в свободное от занятий время: Зайчик на пальчик, Бессоница, Кувадка, Мартеничка(нитяная кукла), Крупеничка. Столбушка, Кукла на ложке, Купавка, Жаворонки, Бабушка и Дедушка.

6. Организация и проведение выставок с демонстрацией «Рождественских Ангелов», «Кукол Домашняя Масленица – дочка Масленицы», «Кукол-закруток», «Жаворонков» - в выставках «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Широкая Масленица», «Пасхальный перезвон».

2 . Проявление интереса к посещению народного музея. Понимание значимости этого учреждения для сохранения исторического и культурного наследия.

1. Посещение городского музея «Бабушкина кукла» знакомство с игрушками 19-20 века + мастер-класс “Кукла-закрутка”.

(при работе с родителями)

Создание благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья.

Привлечение и реализации проекта и участию ряде совместных мероприятий

Установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранение семейных традиций и зарождение новых.

1. Консультации для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре”, «Семейные традиции»,«Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре».

2. Тематическая выставка «Куклы наших бабушек» (совместное творчество родителей и детей)

3. Оформление фотоальбомов «Семейные реликвии», «Семейные праздники»

4. Тематический заключительный вечер с родителями «Чем дальше в будущее входим – тем больше прошлым дорожим»

    Интеллектуальные игры

    Подведение итогов по проекту

    Демонстрация фото-монтажа

    Посещение мини-музея “Народная кукла” (в стенах д/сада)

    Награждение самых активных из семей, участвующих в реализации творческого проекта

    Концерт

    Чаепитие

Фото-материалы, отзывы

(при работе с педагогами дошкольного учреждения)

1. Консультации для педагогов на тему: «Как приобщать ребенка к традиционной народной культуре»

2. Мастер-класс для педагогов «Рождественский ангел» фото- материалы, отзывы

3. Творческий отчет по проекту “Народная кукла”.

v . Связь с другими творческими организациями

Сотрудничество с работниками культуры, детской библиотекой.

Участие в различных конкурсах и акциях.

Публикации.

1. Демонстрация кукол в детской библиотеке «Куклы из бабушкиного сундука» фото-материалы, отзывы

2. Участие детей в благотворительной акции «Добрые сердца» изготовление кукол для детского дома (совместно с родителями) фото-материалы, отзывы

3. Публикации.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

Проект по изобразительному искусству и технологии

2017 г.





Цель проекта: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства. Придумать применение известной технологии выполнения куклы – оберега для выполнения новой куклы.

Задачи проекта:

1. Изучение истории и видов народной тряпичной куклы;

2. Изучение технологии выполнения куклы-оберега;

3. Выполнение тряпичной куклы – оберега по своему проекту;

4. Подготовка выставки и защита проекта.


Актуальность темы:

Как-то раз я спросила у бабушки, во что она играла в детстве. Бабушка мне рассказала, что среди игрушек не встречалось никчёмных безделиц. Каждая даже примитивная потешка (так в народе называли игрушку) имела определённое значение.

И я решила узнать, как можно больше о создании народной игрушки.

В рамках проекта мной были проведены следующие исследования:

  • Роль игрушки в жизни ребенка
  • Музей игрушки

Цель исследования : выяснить, какую роль играла русская народная игрушка в жизни ребёнка? Есть ли музей народной игрушки.

Цель исследования : выяснить


В результате исследовательской работы у меня невольно родилась мысль:

А разве я так же не могла бы?

Появилось желание смастерить свою игрушку.

Я подумала, нам необходимо возрождать, изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают её сами из подручного материала. Куклы будут гораздо чище в экологическом отношении, чем Барби из пластмассы. Но главное - самодельная кукла, не воспитывает в нас вещизма. Ведь каждая такая кукла - как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой, неповторимый образ.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.


С чего я начинала свою работу?

1 этап начался с поиска и сбора информации.

На данном этапе проводилась работа по изучению истории возникновения игрушки.

Я перед собой поставила следующие проблемные вопросы:

  • Во что играли наши бабушки и дедушки?
  • Почему кукла была безликой?

3. Какие роли выполняли игрушки?

  • Как игрушка способствовала духовному общению?

Для этого использовалась специальная литература, энциклопедии, осуществлялся поиск информации по сети Internet .









Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Навряд ли в самой лучшей заводской кукле, изготовленной на фабрике, найдете Вы ту наивную задушевность, простоту и своеобразную сдержанную красоту, которые характерны для многих народных кукол.

Я подробно познакомилась с историей народной игрушки, получила навыки и умения в создании игрушек своими руками.

В ходе реализации проекта у меня появились новые вопросы, идеи, которые позволяют расширить границы реализованного проекта.


Мою проектную работу я оцениваю, как работу повышенной сложности, так как это первая работа, выполненная в стиле лоскутной техники.

Для работы над проектом мне пригодились знания и умения, полученные на уроках технологии, ИЗО. Я считаю, что достигла той цели, которую ставила перед собой в начале работы.

Во-первых, я научилась новым техникам при работе с тканью, изучила дополнительную литературу, получила много новых знаний.

Во-вторых, изготовила оригинальные, единственные в своем роде изделия.

В- третьих, мне удалось попробовать себя в профессии дизайнера – оформителя.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа Чехов-7

Творческий проект

«Русская народная кукла»

Выполнила: ,
ученица 3«А» класса


Введение 3 Результаты опроса учащихся о куклах 4 История возникновения кукол……………………………………… 6 Виды кукол…………………..……………………………………….. 8

4.1. Куклы-обереги………………….………………………….…….. 8

4.2. Игровые куклы………………………...…………………………. 9

4.3. Обрядовые куклы……………………………………………….10

5. Изготовление русской народной куклы «Утешница»……………... 12

6. Результаты повторного опроса учащихся о куклах 14

7. Заключение……………………….……….. 15

8. Список использованной литературы………………………………... 16

ВВЕДЕНИЕ

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.

В летние каникулы я с бабушкой побывала на выставке народного декоративно-прикладного искусства в Музее народного творчества г. Пензы. Там я увидела кукол, которые были сделаны своими руками всего на всего из куска материи и ниток, а не сшитые на фабрике. Мне стало интересно, как они появились у русского народа, какие они были, какое значение каждая кукла имела, и до какого возраста дети в них играли, а также узнать технологию изготовления народной куклы. Поэтому предметом моего исследования стали традиционные русские народные куклы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА УЧАЩИХСЯ О КУКЛАХ.


Я провела опрос учащихся нашего класса, предложив ответить на следующие вопросы:


Известно ли тебе что-либо о русских народных куклах?

Из 9-ти опрошенных человек
3 ответили «Да», а 6 – «Нет».

Знаешь ли ты историю возникновения русских народных кукол?


Есть ли у тебя куклы, сделанные своими руками?

Из 9-ти опрошенных человек 1 ответили «Да», а 8 – «Нет».

Из анкетирования я сделала вывод, что тема моего проекта актуальна.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: пробудить интерес учащихся к русской народной кукле.

Задачи проекта:

изучить историю возникновения русской народной куклы;

изучить виды кукол;

изготовить русскую народную куклу-оберег.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ

Я хочу рассказать Вам о народных куклах, которые были в древние времена на Руси. Эта тема мне показалась интересной, потому что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка.

Одни учёные считают, что куклы появились одновременно с появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят, что игрушки-предметы сделаны самим человеком.

Исследуя историю, мы можем понять, что в древнем мире, куклы применялись не только для игр, но и для обрядов. Это были предки народных игрушек.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот почему. В древности мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям.


Именно поэтому древние куклы являлись не совсем игрушками. У них было другое предназначение: участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве искупительной жертвы.

Куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае не выбрасывали: грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни.

На Руси считалось плохой приметой прерывать играющего ребенка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.
В старину кукле приписывали магические свойства. Куклы-обереги, куклы-покровительницы ремесла. Раньше к любому празднику в семье изготавливалась кукла, в которую вкладывалась частица души мастера.

Кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси испокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот, нос: нечистый дух «Анчутка» может вселиться. Исключение составлял мужичок-лесовичок, который и так является представителем нечистой силы.

Обычно изготавливались куклы очень быстро и просто, ведь у женщин была масса обязанностей и забот. Основой кукол-пятиминуток могли служить поленце, кора деревьев, картон или кусочек плотной тканной материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском – это сильный оберег, повязывался платок – и кукла готова.

Итак, кукла – это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит человек, старался показать схожесть куклы с человеком. И над этим стоит задуматься. В слово «кукла» - это одушевленное имя существительное. Одушевлённое, значит, имеет душу! Мастер-кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека.

Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.

ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
куклы-обереги, игровые и обрядовые.

Куклы–обереги

В прошлом крестьянская кукла имела разные предназначения. Существовало поверье, что если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. Эти игрушки были небольшого размера и разных цветов, что развивало зрение ребенка. Берегиня сна отгоняла своими крыльями дурные сны, поэтому ее вешали над кроватями.

1. Кукла «Кувадка». Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Кувадка, то она отгоняет злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

2. Кукла «Ангелочек». В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла–оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырех квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.


3. Кукла «День и ночь». Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из темной ткани, другой – из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днем вперед помещали одного, ночью – другого. Она была обязательной в любом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной в комнату, а первый проснувшийся домочадец сразу же поворачивал куклу дневной стороной. Такой оберег защищал дом от всех напастей.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

1. Кукла «Закрутка». К игровым свернутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикрепленный к туловищу.

2. Кукла «Зайчика на пальчик». Такие куклы делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

3. Кукла «на выхвалку». Эта кукла тоже являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет, и это было своеобразным экзаменом по шитью и .

Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

1. «Вепсская кукла» - это одна из самых древних обрядовых куколок, символизирующая плодородие и достаток. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки (моток из обрывков нитей или клок пеньковой или льняной кудели) и связывания деталей куклы. То есть детали этой куклы не сшиваются между собой, а связываются.

2. Кукла «Зерновушка». А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу Зерновушку, или Крупеничку. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

3. Соломенная кукла. Соломенную куклу на ночь клали в колыбель к больному ребенку. Верили, что такая кукла имела способность забирать болезнь, а после игрушку сжигали и все болезни исчезали.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ «УТЕШНИЦА»

У меня есть знакомая девочка, которая живет в детском доме. Она очень часто плачет, потому что скучает по маме, и мне хочется её утешить. Поэтому, я решила сделать для неё куклу, которая называется «Утешница».

Эта «Утешница» была самым сильным и верным средством от детских слёз. Когда ребёнок грустит, плачет или вдруг по неосторожности поранился, а когда просто капризничает, тогда ему давали такую куколку. Когда куклу доставали, восхищению ребёнка не было предела…
И он забывал про свои слезы. Надеюсь, эта куколка ей понравится, и она перестанет плакать.


В изготовлении кукла «Утешница» очень проста.

Нам потребуется:

1. Для головы берем квадратный лоскут ткани (например:15х15 см).
На середину лоскута кладем шарик из ветоши или синтепона.
Ткань перегибаем и завязываем красной ниткой (можно взять мулине
в 6 сложений), таким образом формируя голову.

2. Для сарафана берем прямоугольный лоскут ткани (11х23 см).

Аккуратно закладываем складочки, распределяем их по шейке тряпичной куклы выворотным способом и завязываем красной ниткой.

Сарафан опускаем вниз.

3. На голову «Утешнице» повязываем ленточку. Сверху ленточки на голову завязываем платок. Концы платка свободно (без узла) опускаем спереди. И сверху завязываем ленточку, можно такую же, как и на голову кукле.

Кукла «Утешница» для моей знакомой девочки готова. Надеюсь, что эта куколка ей очень понравилась.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВТОРНОГО ОПРОСА УЧАЩИХСЯ О КУКЛАХ.

Этот проект я рассказала детям, после чего провела ещё раз опрос учащихся нашего класса, предложив ответить на следующие вопросы:


Все ли тебе известно о русских народных куклах?


Понравилась ли тебе история возникновения русских народных кукол?

Из 9-ти опрошенных человек 9 ответили «Да».


Понял ли ты технику изготовления русских народных кукол?

Из 9-ти опрошенных человек 9 ответили «Да».


Хочешь ли ты сделать русскую народную куклу своими руками?

Из 9-ти опрошенных человек 7 ответили «Да», а 2 – «Нет».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод: с помощью этого творческого проекта я убедилась, что учащиеся моего класса проявили интерес к истории возникновения кукол, о чем свидетельствует результаты повторного опроса учащихся.
Им понравилась техника изготовления русской народной куклы, так как она проста. А главное, моей знакомой девочке из детского дома понравилась кукла «Утешница». Она перестала плакать и заулыбалась. Значит в этой кукле, сделанной мной, действительно есть что-то волшебное, ведь в неё была вложена частичка моей души.

Список использованной литературы

1. Дайн, тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / , .- М.: Культура и традиции,
2007.- 120 с.

2. Зимина, обрядовые куклы [Текст]/.

3. Котова, обряды и традиции. Народная кукла [Текст]/, .- СПб, Паритет, 2008.- 240

4. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] http://club. osinka. ru