Церковный Православный праздник января. Церковный Православный праздник января Что за день 14 января

25.10.2019 Красота

Хватит просыпаться в холодном поту и думать о том, не пропустил ли ты какое-то важное событие. Скорее всего, пропустил, ведь в стране, как и во всем мире, что ни день - то праздничный. Например, День поцелуев, День кошек и так далее. А какой праздник 14 января? Конечно же, и эта дата не исключение из правил, в первую очередь это старый Новый год. Об этом стоит поговорить подробнее.

Происхождение праздника

Как уже упоминалось ранее, четырнадцатого января отмечают старый Новый год. «Что же это за событие такое?» - спросите вы. Старый Новый год - это праздник, возникший вследствие перехода на другое летоисчисление, когда юлианский календарь заменили григорианским, то есть тем, по которому живет почти весь земной шар. Таким образом, из-за расхождения в 13 дней люди могут отпраздновать еще раз желанный и любимый всеми праздник 14 января. Какой ребенок не обрадуется такой возможности! К тому же новогодние подарки можно подарить еще раз.

Кстати, особенно ценен этот день для верующих людей, так как по-настоящему, со всем русским размахом, отпраздновать Новый год они могут как раз 14 января, когда уже закончился Рождественский пост. Поэтому, если вы не знали, почему соседи так сильно шумят, а огни фейерверков не утихают уже полночи, запоминайте!

14 января - православный праздник

Какой верующий человек не знает, что в этот день христиане еще с 4 века отмечают Обрезание Господне? Это событие произошло ровно через неделю после появления на свет Иисуса Христа. Об этом в своем Евангелии написал апостол Лука. Поэтому спустя неделю после Рождества христиане отмечают праздник Обрезания Господня. Он берет начало в иудейской традиции, согласно которой все, кто не прошел эту процедуру, считаются иноверцами, не достойными приносить жертву Богу а значит, и обращаться к нему. Данный обряд доказывал принадлежность мужчины к богоизбранному народу. Считается, что церемония обрезания в Ветхом Завете - это некий прообраз нынешнего православного крещения.

Васильев день

Какой церковный праздник 14 января еще? До календарной реформы это был День Василия Кесарийского (или, как его еще называют, Василия Великого), который в 4 веке был архиепископом Кесарии Каппадокийской. Знаменит он тем, что определил понятие иконостаса, являлся сочинителем проповедей и богословом. На Руси его знали под именем Василия Свинятника, в положительном значением этого прозвища. А получил он его потому, что считался покровителем свиней, так как у христиан было принято делать блюда на Новый год из свинины. Теперь, если у вас спросят, какой церковный праздник 14 января, можете отвечать: "Васильев день".

Кстати, с 7 по 14 было принято отмечать святые вечера, а уже с 15 января начинались "страшные" вечера. В День Василия Кесарийского молодые девушки активно гадали о своем замужестве, а старшие парни в семье "засевали" дома, чтоб весь год был хороший урожай.

Трубопроводные войска

О гражданских и православных событиях уже было сказано, но какой праздник в России 14 января? А в Российской Федерации ежегодно трубопроводные войска отмечают свой профессиональный день.

22 ноября 1951 года Иосифом Виссарионовичем Сталиным было подписано постановление о создании модернизированного трубопровода. И как раз 14 января 1952 года, опираясь на упомянутый документ, Александр Михайлович Василевский, который являлся военным министром СССР в то время, подписал директиву, гласящую о создании Первого отдельного батальона для перекачки горючего. Как видно, день подписания директивы и стал профессиональным Днем трубопроводных войск в России.

Какой праздник 14 января в Индии?

Как ни странно, но на этом праздники не заканчиваются. Например, в Индии в этот день отмечают Понгал, известный также под официальным названием «Фестиваль урожая». Когда это происходит? Сразу после самого короткого дня в году зимой. Дату этого события выбрали не случайно, а определили, опираясь на солнечный календарь. Для индусов этот праздник имеет огромное значение. Из года в год 14 января солнце переходит в созвездие Козерога и постепенно на протяжении шести месяцев передвигается на север.

В крупном городе Ахмедабаде ежегодно проходит Международный фестиваль воздушных змеев 14 января. Какой праздник еще может сконцентрировать в одном месте такое огромное число бумажных змеев самых различных размеров и цветов! В ясное голубое небо вспорхнут 1000 «птиц», воплощая одно из основных желаний человека - обрести крылья и взлететь к облакам. На этом фестивале воспевается смена времен года и движение солнца в северном направлении, что означает конец зимнему времени.

Этот праздник и православные, и католики отмечают 1 января — одни по григорианскому, другие по юлианскому календарю. А в России Обрезание Господне в советские времена превратилось в "Старый Новый год", так как до 1918-го оно совпадало с гражданским новолетием.

Свидетельства о праздновании Обрезания в Восточной церкви восходят к IV веку: на восьмой день после своего Рождества Божественный Младенец, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками (Быт. 17:11-14), и при совершении этого обряда Ему было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное архангелом Гавриилом в день Благовещения Деве Марии (Лк. 2:21).

По толкованию отцов церкви, так Господь явил пример, как следует исполнять божественные установления ("Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". Мф. 5:17): Он принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не усомнился, что Он был истинным Человеком, а не носителем "призрачной плоти", как учили некоторые еретики.

В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся, а праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол.2:11).

Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник Обрезания с "обрезанием сердца", когда отсекаются страсти и похотные расположения: "Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое".

В православной церкви этот праздник соединяется с памятью святителя Василия Великого.

Праздновать его память церковь начала сразу после его кончины. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".

Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклитиана семь лет скрывались в лесах. Его мать была дочерью мученика, а отец был известным адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять человек детей, из них пятеро были потом причислены к лику святых.

Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы".

В Афинах он сдружился с Григорием Богословом. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних".

Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, "желая снискать руководителя к познанию истины", отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании: в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей. Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и усиленно занимались изучением Священного Писания.

В царствование Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен в диакона, затем в пресвитера. Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей. А в Кесарию он вновь приехал лишь при воцарении императора Валента, приверженца ереси Ария, когда для православия наступили тяжелые времена и "предстояла великая борьба". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером.

В это время Василий составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место.

Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению, низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен".

Болезни, труды, воздержание, заботы и скорби пастырского служения рано истощили его силы — преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет и в скором времени был причислен к лику святых.

Традиция отмечать Старый Новый год идет от расхождения Юлианского календаря (или иначе календаря «старого стиля») и Григорианского календаря - того, по которому сейчас живет практически весь мир. Расхождение календарей в 20-21 веках составляет 13 дней.

Старый Новый год - это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Из-за данного расхождения календарей мы отмечаем два «Новых года» - по старому и новому стилю. Таким образом, в ночь с 13 на 14 января каждый может позволить себе «допраздновать» самый любимый праздник. Ведь для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста.

Интересно, что разница между Юлианским и Григорианским календарями увеличивается каждое столетие, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем, на один день. Поэтому с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней. А с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут отмечаться на день позже.

Сегодня из года в год популярность Старого Нового года растет, и Россия не является исключением. Все больше людей относятся к нему, как к самостоятельному празднику, который продлевает очарование Нового года или же позволяет почувствовать это очарование впервые… Ведь этот праздник более спокойный, ему несвойственна суета, которая является неизбежным спутником Нового года.

Васильев день

Дата по старому стилю: 1 января

Васильев день, который до календарной реформы совпадал с началом нового года, отмечался в честь Василия Великого, известного также как Василий Кесарийский. Этот святитель в 4 веке был архиепископом Кесарии Каппадокийской и прославился как богослов, автор множества проповедей и создатель идеи иконостаса.

На Руси святой получил неблагозвучное прозвище - Василий Свинятник. Впрочем, под этим именем не подразумевалось ничего дурного. Дело в том, что в народе Василий считался покровителем свиней, а на Новый год прежде всегда готовили блюда из свинины - жареного поросенка, вареные окорока и другие. В этот день крестьяне даже колядовать ходили со специальными присказками, прося под окнами: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка»; «Кишку да ножки в верхнее окошко» .

Говорили, что «Василий пополам Святки делит» : с 7 по 14 января праздновались «святые вечера», а с 14 по 19 - «страшные». В этот день девушки особенно рьяно гадали о замужестве.

Также, согласно приметам, в этот день в доме полагалось обязательно иметь денежный запас; в долг же не давали - чтобы не «отдать» свой достаток. Еще один обряд - засевание зерен - должен был способствовать урожайности; дети рассыпали зерна на пол, а старшая женщина в доме собирала их и хранила до посева.

Об урожае судили и по приметам. Снег или сильный мороз в этот день обещали плодородный год. Ясное звездное небо сулило урожай гороха и ягод, а вьюга - хороший сбор орехов.

Именины в этот день

Александр, Богдан, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Федот

День создания трубопроводных войск России

22 ноября 1951 года Председатель Совета Министров И.В. Сталин подписал Постановление об изготовлении опытного образца трубопровода нового поколения. Военному министерству СССР и Миннефтепрому было поручено провести совместные испытания трубопровода в полевых условиях.

14 января 1952 года на основании принятого Постановления военный министр СССР Маршал Советского Союза А.М. Василевский подписал директиву, в которой предписывалось сформировать первый отдельный батальон перекачки горючего. Именно дата подписания директивы и стала днем рождения трубопроводных войск.

Постепенно первые подразделения трубопроводных войск превратились в регулярные войска, а к концу 80-х годов были проведены лучшие в мире полевые сборно-разборные магистральные трубопроводы. В настоящее время трубопроводные войска входят в состав Центрального управления топлива и горючего и не имеют аналогов в иностранных армиях.

За несколько десятков лет конструкторами, инженерами, воинами-трубопроводчиками, рабочими были созданы, разработаны и приняты на вооружение различные комплекты полевых магистральных трубопроводов, не имеющие мировых аналогов, машины для их монтажа и подвижные средства перекачки. Сегодня основное «вооружение» войск составляют трубопроводы, трубомонтажная техника и другие средства механизации работ, а также специальные автомобили и средства связи. А главной их задачей является обеспечение непрерывной доставки горючего на значительные расстояния.

Серьезной проверкой боеготовности этих войск стала их работа во время войны в Афганистане, на территории которого были развернуты полевые магистральные трубопроводы общей протяженностью более 1200 км для подачи горючего российским войскам; а также в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Оперативность и грамотная работа трубопроводных войск не раз подтверждались и в мирное время при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: тушении больших лесных пожаров и возгораний торфяников в последние годы, ликвидации землетрясения в 1989 году в Армении и ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, когда была обеспечена бесперебойная подача большого количества воды (до 4 тысяч кубометров) из ближайших водоемов для поддержания работы бетонного завода и других объектов на территории АЭС. К тому же все их действия помогли спасти множество человеческих жизней.

Обрезание Господне

По прошествии восьми дней,
когда надлежало обрезать Младенца,
дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом
прежде зачатия Его во чреве.
Евангелие от Луки, 2:21

С 4 века христиане празднуют событие, о котором сказано в Евангелии от Луки - обрезание Господне , совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа.

И теперь празднование этого события совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова — то есть 14 января по новому стилю. Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви.

Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться. Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения.

Пресвятая Богородица Мария и Ее обручник Иосиф, мнимый отец Иисуса, естественно, принесли младенца в храм для обрезания и там вместе с наречением имени - Иисус (Спаситель) - совершили этот обряд.

Православным христианам особенно важно в этот праздник вспоминать о том, что и Пресвятая Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Потому что Тора предписывает иудеям совершать обрезание в знак обозначения себя как богоизбранного народа. Православные христиане благочестиво признают за иудеями это право богоизбранности, поэтому они с благоговением празднуют этот христианский праздник Обрезания Господня. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, также были обрезаны.

Праздник Обрезания для христиан важен еще и тем, что вопреки многим еретическим суждениям, которые искажают земной облик Иисуса Христа, подтверждает, что Богомладенец Иисус был мужского пола и обряды, предназначавшиеся для иудеев, над Ним также были совершены.

День защитников Родины в Узбекистане

День защитников Родины отмечается в независимом Узбекистане в честь создания собственных Вооруженных Сил. Сам праздник установлен на 14 января по решению Верховного Совета республики, принятого 29 декабря 1993 года.

14 января 1992 года Парламент Узбекистана принял решение о переходе всех частей и соединений, военных учебных заведений и других воинских формирований, дислоцированных на территории страны, под юрисдикцию Республики Узбекистан. Так было положено начало созданию собственных Вооруженных Сил страны.

Хотя в этот день поздравляют всех мужчин Узбекистана, ведь изначально каждый мужчина - это, прежде всего, защитник своей Родины. Но особенно теплые и торжественные слова звучат в адрес военнослужащих, для которых этот день является профессиональным праздником.

День защитников Родины - большой государственный праздник. По сложившейся традиции, эта дата в Узбекистане празднуется широко - на столичной площади Независимости звучит гимн Республики Узбекистан, под звуки военного оркестра по площади торжественным маршем проходят военные подразделения. Участники парада также возлагают венки к подножию Монумента Независимости. И, конечно же, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами произносит праздничное поздравление, адресованное защитникам Родины.

Также в этот день в Узбекистане чтят память земляка - одного из величайших завоевателей, полководца Тимура Тамерлана.

Старый Новый год

Эта популярная традиция, новогодний праздник по старому стилю, обусловлена расхождением, Юлианского и Григорианского календарей. По Григорианскому календарю живут практически все мировые страны. Эти расхождения составляют тринадцать дней. Этот праздник является редким историческим феноменом, он появился благодаря изменению летоисчисления. Именно это и стало причиной того, что люди стали праздновать Новый Год два раза, первый раз Новый Год отмечают по-новому календарю, а второй по-старому. Поэтому все желающие могут продлить празднование новогодних праздников до 14 января. Празднику Старый Новый Год многие верующие люди уделяют особое внимание, потому что именно тогда приходит конец Рождественскому посту, и люди могут сполна «отыграться» за праздничным столом. Нужно отметить, что увеличивается разрыв между этими двумя календарями в те годы, когда число сотен лет в году является некратным четырем. Соответственно 1 день накапливается, а это значит что с марта месяца 2100 года, разница составляет четырнадцать дней. А через двенадцать месяцев дата празднества Рождества и Старого Нового Года смещается на 1 день вперед.

День рождения трубопроводных войск России

Председатель Совмина Сталин в 1951 году подписал постановление об изготовлении трубопровода, который представлял совершенно новое поколение. Провести совместные испытания трубопровода доверили военному министерству и Миннефтепрому. В январе месяце 1952 года маршал Василевский подписал директиву, предписывающую формирование первого батальона, который производил перекачку горючего материала. Эту дату выбрали праздничным днем появления трубопроводных войск. Через некоторое время подразделения трубопроводных войск входят в состав регулярных войск, а в конце 80х годов, была выполнена проводка самого лучшего в мире полевого сборно-разборного магистрального трубопровода. В настоящее время эти войска входят в состав Центрального топливного управления. Через несколько десятков лет конструкторами и рабочими были разработаны и созданы различные полевые магистральные трубопроводы, они не имели аналогов во всем мире. Были разработаны машины, которые занимались монтажом и перекачкой. Трубопроводные войска активно работали во время серьезных аварий, например, Чернобыльская АЭС, там они обеспечивали подачу огромного количества воды из водоемов, которые находились рядом. Благодаря этому была осуществлена поддержка работы бетонного завода, и многих других объекта, которые находились на территории атомной электростанции. Трубопроводные войска внесли очень значимый вклад в процесс устранения последствий и в организации деятельности добавочных предприятий.

День защитников Родины в Узбекистане

В 1992 году в этот день Парламентом Узбекистана было принято решение, согласно которому все части и соединения военных учебных заведений и других воинских формирований, которые находились на территории страны, переходят под правомочие Узбекистана. Благодаря этому началось создание Вооруженных Сил страны. Именно в честь этого события в Узбекистане отмечается День защитников Родины. Этот праздник датирован 14 января, согласно решению Верховного Совета, которое было принято в конце декабря в 1993 году. В Узбекистане этот праздник отмечается грандиозно и торжественно. На площади Независимости всегда играет гимн страны, играет военный оркестр, торжественно маршируя, по площади идут военные подразделения. В этот день Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами провозглашает заслуженные поздравления, которые адресованы защитникам Родины.

Международный фестиваль бумажных змеев в Индии

В бумажных змеях совмещаются разнообразные мечты людей, которые связаны с полетом в бескрайнее небо. Технологии создания бумажных змей производят восхищаемые впечатления. Существует много разновидностей летучих змей, все они выглядят потрясающе и завораживают своей красотой. Во многих странах проводятся фестивали, на них приезжают люди со всех стран мира, новички и профессионалы принимают участие в фестивалях. Фестиваль бумажных змей проводят и на территории Индии, в городе Ахмедабад, потому что именно он самый крупный штат города Гуджарат. День проведения этого красочного фестиваля совпадает с Уттараяном, в этот день воспевается солнечное передвижение в область северного полушария. Этот фестиваль проводят в момент окончания зимнего сезона. Именно в этот день множество змеев запускают в бескрайнее безоблачное небо, воздух наполняется природными запахами весны, они разносятся ветром далеко-далеко, наблюдающие за этим зрелищем люди получают незабываемые впечатления, которые остаются в памяти до следующего праздника.

На этом празднике можно встретить настоящих всемирных профессионалов изготовителей бумажных змей. Своим дизайном, расцветкой и размерами эти изделия из бумаги просто поражают человеческое воображение. Наравне с молодежью в фестивале принимают участие и пожилые люди. На этот праздник люди съезжаются целыми семьями, или дружными компаниями. Количество приезжих и местных жителей огромно, и на площадках, которые отведены для фестиваля, помещаются далеко не все, поэтому людям приходится размещаться на земле, на крыше домов и на других близлежащих территориях. Когда воздушные змеи парят в воздухе, они похожи на очень красивых птиц, которые бороздят бескрайнее небо. В этот день змей запускают не только днем, но и ночью. Это поистине великолепное зрелище. Бумажные конструкции подсвечивают изнутри, и связывают одной общей нитью, эта нить выстраивает их в одну линию. Увидев всю это неземную красоту, люди возвращаются в этот город из года в год, и заряжаются позитивным настоянием, которое помогает им смотреть на мир другими глазами.

Обрезание Господне

Это событие принято совершать после Рождества на девятый день. Христиане празднуют этот день с четвертого века. В современном мире этот праздник отмечают, как и в древности. Данное события считается православной церковью важным событием. В древности иудеи считали если сделать обрезание, то человек становится Богоизбранным. Необрезанные люди не имели связи с Богом. Эти люди считались иноверными, и они не имели права обращаться к Богу. Обрезание послужило прообразом для христианского крещения. Этот обряд совершили сразу после рождения, когда Мария принесла Иисуса в храм. Для христиан этот праздник имеет особое значение. В этот день принято вспоминать, что родители Иисуса были иудеями, которые почитали Тору. Обряд обрезания предписан иудеям Торой. Обрезание это знак, обозначенные ним люди имеют принадлежность к набожному народу. Обряд обрезания провели себе первые апостолы и христиане, которые произошли от иудеев. Для христиан этот праздник так же очень важен, не обращая никакого внимания на разные еретические суждения, которые искажают земной облик Бога, этот день прямое подтверждение того, что Иисус принадлежал к мужскому полу, и иудейские обряды, которые были иудейскими, проводились с Иисусом. Именно поэтому праздник Обрезания является величайшим православным событием, которое несет много значимое историческое событие.

14 января в народном календаре

Васильев день

Этот день празднуют в честь Василия Великого. Он в четвертом веке был архиепископом Кесарии Каппадокийской, его славили как богослова, Василий писал много проповедей и создавал идеи иконостаса. Василия Великого в народе считали покровителем свиней. Все пастухи очень уважают этого святого и жутко боятся, каким либо образом прогневать его. Существует традиция на Новый год готовить поросенка и называть его кесерецким, это из-за того что Василия называли Кесарецский.
В этот вечер по традиции люди варят свиные ноги. Крестьяне ходят этим вечером по соседям собирают свиные ножки и пироги, приговаривая соответствующие этому дню присказки.

В Васильев день принято до утра варить кашу. По традиции самая старшая женщина в доме, в два часа ночи должна была спуститься в амбар, и принести крупу, а самый старший мужчина в доме должен был принести воду из реки или колодца. В это время растапливают печку, воду и крупу ставят на стол, пока топится печь, и никто не трогает их руками, потому что это считается плохим знаком. Когда приходит время затирать кашу, вся семья садится за стол, а старшая из женщин мешая кашу, говорит обрядовые слова. После этого все присутствующие встают из-за стола, а женщина, мешавшая кашу, отправляет ее в печку. Вся семья снова садится за стол и ждет когда каша дойдет.

В этот день существовало еще одно поверье, делали засевание зерен. Для этого дети рассыпали зерна ярового хлеба и произносили обрядовые речи. Опять же старшая женщина в доме, должна была собрать все разбросанные зерна и хранить их до посева. Считалось что в вечер Василия, увеличивается день на куричий шаг. В этот день люди обращали внимание на погоду: если дул ветер, будет богатый урожай орехов; крепкий мороз – богатый урожай.

Исторические события 14 января

В 1814 году в Петербурге открылась первая общественная библиотека под патронатом Российского императорского двора. В торжественном открытии библиотеки принимали участие сотни людей, среди них известные литературоведы и общественные деятели. Идея создания общенародной библиотеки давно обсуждалась в российском обществе, однако по всевозможным причинам никак не могла осуществиться. Первым монархом, реально задумавшимся над созданием публичной библиотеки, была Российская Императрица Екатерина Великая. Именно она впервые высказала мнение, о том, что России нужна грандиозная государственная библиотека, которую могли бы посещать все страждущие знаний граждане. В своих мечтах Великая Императрица хотела, что бы всенародная библиотека стала храмом знаний российских. Задумка Великой Екатерины, была осуществлена 14 января 1814 года. С открытием библиотеки в истории России открылась новая глава в развитии национальной науки. В первые годы библиотеку ежегодно посещало до тысячи человек. Причем ограничений по сословному происхождению при посещении библиотеки не существовало. В библиотеке можно было встретить и чиновника, и купца, и военного и многих других. Так же посещали первую читальню знаменитые поэты и писатели. В наши дни библиотека весьма почитаема всеми слоями российского общества. Сейчас она называется Российской национальной библиотекой, а её фонд считается самым крупным в мире.

Предшественником Московской области считается созданная в 1708 году Московская губерния. В 1917 году, произошел большевистский переворот, и в губернии была установлена так называемая советская власть. В конце 1930-х годов советское руководство приняло решение об административном упорядочении города Москвы и подмосковных территорий. Так 14 января была образована Московская область. Первоначально данное образование называлось Центрально-Промышленной областью. Изначально область делилась на десять округов, которые делились на промышленные и сельскохозяйственные районы. Спустя полгода Центрально-Промышленную область переименовали в Московскую. Не смотря на то, что город Москва, административно не относится к Московской области, все же подмосковные территории получили название по имени столицы страны. На основании Конституции РФ, Московская область определена как субъект Российской Федерации. Органы власти Московской области традиционно располагаются в Москве. В 2006 году в Московской области официально существуют восемьдесят городов. Население области достигает 7 миллионов человек. Самыми крупными городами области являются Химки, Подольск и Балашиха. Экология Московской области за последние десятилетия значительно ухудшилась. С одной стороны это связано с процессами высокой урбанизации города Москвы и прилегающих к ней территорий, с другой с промышленно-строительным бумом, охватившим как саму столицу, так и Московскую область. На территории области находятся важные стратегические аэропорты и военные аэродромы. В транспортном сообщении Московская область является самой передовой в стране.

Псевдо религиозная организация, окутанная дымкой мистицизма. Является самой крупной сектантской организацией в мире. Однако изучить и понять цели данного сообщества не так уж просто, ведь масонская организация ведет затворнический образ жизни. Исходя, из исторических данных масонское движение возникло в начале 18 века в Лондоне. Основными принципами своей деятельности масоны объявили создание в мире братской любви между народами, равенство рас и межгосударственную взаимопомощь. Организационной денницей движения является, так называемая, «ложа» или мастерская. Объединение «лож» называют «Великой ложей». Во главе такой «Великой ложи» стоит великий магистр или мастер, но в среде масонов его называют – гроссмейстер. В Россию масонство впервые пришло в начале 18-го века. В масонской секте состояли видные государственные и культурные деятели: императоры Павел I и Александр I, военачальники. А. Суворов и М. Кутузов, писатели и поэты А. Пушкин и А. Грибоедов, а так же много других известных людей. В России масонство было запрещено императором Александром I, состоявшим в масонской ложе, однако в последствии решившим, что масонство несет вред государству. В советское время масонское движение было под категорическим запретом. После распада СССР, масонство в России, вновь, стало возрождаться, и 14 января 1992 года в Москве была создана ложа «Гармония». Новые демократические власти РФ не препятствовали развитию различных духовно-религиозных течений и обществ. В 1995 году в России была основана постоянная «Великая ложа», а так же Верховный Совет масонов России. На данный момент в мире насчитывается более 30-ти миллионов масонов.

Маргрете, первая монаршая особа, нарушившая датский закон престолонаследия, который предполагал передачу королевской власти лишь по мужской линии. Однако у отца Маргрете, короля Фредерика IX, рождались только дочери, поэтому вопрос о престолонаследии стал особо остро, когда стало понятно, что у престарелого короля уже не может быть детей. В марте 1953 года специальным рескриптом парламента Дании, было разрешено передавать королевскую власть по женской линии. В результате принцесса Маргрете стала наследной королевской особой и в последствии взошла на датский престол. В 1967 году принцесса Маргрете вышла замуж за французского дворянина, графа Анри Монпеза, который по случаю брака с наследной принцессой получил титул принца датского. У супругов родилось двое сыновей. 14 января 1972 года умер король Фредерик, в этот же день наследная принцесса Маргрете была объявлена королевой Дании. Королева Маргрете II прекрасно образованная женщина, она окончила несколько университетов, профессионально разбирается в искусстве, поэзии и литературном творчестве. Кроме того, королева свободно владеет рядом европейских языков. В государственные обязанности королевы входит, назначение премьер-министра Дании, по представлению парламентской коалиции, а так же утверждение министров кабинета министров по представлению премьер-министра. Так же королева Дании является верховным главнокомандующим Датской армии.

14 января родились

Анна Самохина (1963-2010), выдающаяся советская и российская актриса

Анна Владленовна родилась в январе 1963 года в Кемеровской области. Скоро семья покинула шахтерский край и переехала жить в Череповец. С детства девочку приучали к музыке, в 7 лет она уже могла играть на пианино. Увидев талант Ани к музыкальному искусству, родители отдали девочку в музыкальную школу. После окончания школы Аня поступает в Ярославское театральное училище, после окончания, которого была распределена в Ростовский ТЮЗ, там Анна работала актрисой в течении шести лет. Однако всенародную известность и любовь принес актрисе не театр, а кино. В 1987 году Анна Самохина впервые снимается в кино. Она получает главную роль в картине «Узник замка Иф», роль в фильме открыла актрисе путь в большой кинематограф. Вскоре её приглашают в картину «Воры в законе», где она играет одну из главных ролей. Фильм буквально потряс советскую аудиторию, после него на актрису градом посыпались предложения съемок. Дальнейшее творчество актрисы вознесло её на олимп славы, с которого она так и не сошла до конца жизни. Анна Владленовна снялась в выдающихся картинах «Дон Сезар де Базан» и «Царская охота» (1990). Стремительная кино карьера позволила Самохиной переехать жить и работать в Ленинград. Пик её актерской славы пришелся на начало 90-х годов прошлого столетия. Самохина так же блистательно сыграла в фильмах - «Гангстеры в океане», «Тартюф», «Сделай мне больно», «Русский транзит», «Поезд до Бруклина». В историческом контексте актриса немного пробыла на экране, буквально блеснула в кино, но этот блеск запомнится зрителям навсегда, ибо талант этой выдающейся актрисы нельзя измерить временем.

Адам Чарторыйский (1770-1861), польский и русский государственный деятель

Родился в Варшаве 14 января. Получил отличное образование и в 1795 году вместе со своим братом уехал в Петербург. В России Адам сближается с князем Александром Павловичем, будущим российским императором. По восшествии Александра на престол, Адам входит в так называемый ближний круг императора, где он находится в качестве советника императора по делам реформ. В 1803 году Чарторыйский назначается наставником Виленского учебного округа. Своей деятельностью, Адам Чарторыйский, приводит университет в эпоху своего рассвета. С 1804 по 1806 годы Чарторыйский возглавлял министерство иностранных дел России. В период польского восстания, в 1830 году, Чарторыйский возглавляет административный совет и вскоре становится руководителем временного польского правительства. После провала польского мятежа, Чарторыйский эмигрирует в Париж, где он проживет до конца жизни. Во Франции Чарторыйский был избран президентом литературно-исторического общества. В эмиграции поддерживал польское сопротивление и стремление польских патриотов к независимости от имперской России. Как в России, так и в Польше отношение к Чарторыйскому весьма противоречивое, для одних он герой, для других предатель и отступник.

Альберт Швейцер (1875-1965), немецкий врач, философ, гумманист и музыкант

Альберт Швейцер родился в 1875 году в Германии. Начальное образование мальчик получил в Мюнстере и Мюльхаузене. С 1893 года Альберт учится в Страсбургском университете на факультете философии и теологии, параллельно изучает музыкознание. С 1898 по 1899 годы Альберт пребывает в Париже, где учится в Сорбонском университете и готовит диссертацию о Канте. В свободное время учится играть на органе и фортепиано. В 1899 году Швейцер успешно защищает диссертацию и ему присваивают звание доктора философских наук, а чуть позже и звание доктора теологии. В 1905 году Швейцер решает посвятить остаток жизни медицинской науке и поступает учиться на медицинский факультет Страсбургского университета. В 1913 году Швейцер, вместе со своей женой, направляется в Африку. Там в небольшом поселке Ламбарене, Альберт Швейцер, основывает свою собственную больницу. В первую мировую войну Швейцера и его жену берут в плен французы, но через год освобождают. В 1924 году он возвращается в Африку и начинает восстанавливать разрушенную больницу. Через три года новая больница открылась для всех страждущих. До последних дней своей жизни Альберт Швейцер продолжал принимать и лечить пациентов.

Юкио Мисима (1925-1970) выдающийся японский писатель

Родился знаменитый японский драматург в январе 1925 года в Токио, в семье чиновников. Воспитанием мальчика занималась строгая аристократически настроенная бабушка. Мисима рос слабым и болезненным ребенком, не любил общаться со сверстниками, но обожал в одиночестве читать книги. В 1941 году Мисима написал первую повесть, которую назвал «Цветущий лес». Повесть была пронизана мистическими предчувствиями о предстоящей войне. В это время он придумывает себе псевдоним — Юкио Мисима. В 1947 году Мисима успешно оканчивает Токийский университет и приобретает профессию юриста. После окончания ВУЗа Мисима поступает на службу в министерство лесного и рыбного хозяйства. В 1949 году Юкио публикует свой первый выдающийся роман «Исповедь маски». После выхода романа в свет имя Мисимы становится известным далеко за пределами Японии. В романе описывается жизнь простого подростка, однако, не совсем благополучного. Роман наполнен шокирующими фактами из жизни подростков того времени. Публикация этого романа вывела Мисиму в ряд самых востребованных и любимых писателей Японии. В 1954 году Мисима посещает Грецию и находясь под впечатлениями от этой страны он пишет роман «Шум моря». В 1956 году издается самый выдающийся роман Мисимы «Золотой Храм», который стал классикой японской литературы. Мисима много писал для театров и кинокартин.

Именины 14 января

Александр, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Трофим, Богдан, Федот

*** Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).
Мученика Василия Анкирского (ок. 362). Святителя Григория Назианзина, отца свт. Григория Богослова (374). Святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV). Мученика Феодота. Преподобного Феодосия, игумена Триглийского (VIII). Мученика Петра Пелопонесского (1776). Преподобномученика Иеремии (1918); священномучеников Платона, епископа Ревельского, и с ним Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого) пресвитеров, Юрьевских (1919); священномучеников Александра, архиепископа Самарского, и с ним Иоанна (Смирнова), Иоанна (Сульдина), Александра (Иванова), Александра (Органова), Трофима (Мячина), Василия (Витевского), Вячеслава (Инфантова) и Иакова (Алферова) пресвитеров, Самарских (1938).

Новый год . Праздник Нового года перешел в христианскую Церковь из ветхозаветной. Он вместе с другими праздниками был учрежден Моисеем по повелению Самого Бога. В ветхозаветной Церкви было два празднования Нового года. Одним из них начинался Новый год гражданский, другим - церковный. Гражданский праздновался осенью, в месяце тисри (сентябре) - в месяце собирания плодов, а церковный - весной, в месяце авиве или нисане (марте), - в месяце освобождения евреев от рабства египетского. В праздник Новолетия у иудеев были священные собрания, приносились жертвы в большом количестве, в храме и синагогах слушали чтение Свящ. Писания и вспоминали благодеяния Божий к Своему народу. Также и в нашей православной христианской Церкви есть Новый год гражданский, 1 января (прежде был 1 марта), и церковный - 1 сентября. Сам Господь Иисус Христос освятил новолетие сентября, когда однажды в этот праздник вошел в синагогу и прочитал слова прор. Исайи о новом благоприятном лете с Его пришествием на землю (Лк. 4:17-19). Месяц же март знаменателен для христиан событием воплощения Христа Спасителя от Пресвятой Девы в 25 день этого месяца. В нашем Отечестве январь принят был началом гражданского года с 1 января 1700 г., при императоре Петре Великом. Церковная служба Новолетию отправляется у нас 1 сентября, а в январе совершается только молебен по случаю Нового года.

Обрезание Господне

Церковное Предание нам свидетельствует, что на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чем прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

День святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых.
Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.
Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий - в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.
Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Интересный факт. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.