Отчет по конструктивной деятельности в старшей группе. Отчет по работе кружка по лего конструированию «Лего-мастер» в старшей группе

03.03.2020 Красота

Целью нашей работы было - создание условий для развития конструктивных умений, что способствовало решению следующих задач:

Развитие конструктивного мышления;

Создание условий для формирования предпосылкой творчества;

Создание условий для сотрудничества в совместной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отчёт по конструктивной деятельности в старшей группе за 2012-2013 учебный год Целью нашей работы было - создание условий для развития конструктивных умений, что способствовало решению следующих задач: -Развитие конструктивного мышления; -Создание условий для формирования предпосылкой творчества; -Создание условий для сотрудничества в совместной деятельности;

Для работы были созданы необходимые условия: центр «Конструкторское бюро», где ребенок делает первые шаги на пути к овладению удивительным искусством конструирование, альбом «Архитектор» (где представлены геометрические формы в трех проекциях), разнообразные виды конструкторов деревянные, металлические, пластмассовые, магнитные, графические модели, по которым дети учатся строить предметы.

При условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

В процессе конструктивной деятельности, детям представлена возможность выбора различных материалов для конструирования, созданы все условия для интересов, плодотворной деятельности. С целью развития мелкой моторики, мы использовали различные приемы: - Перенос на бумагу; - Перенос на цветную бумагу с последующим вырезанием. Самым сложным этапом является старший возраст, так как необходимо научить читать чертежи конструкции, представленные в трех проекциях, и обучить заранее, обдумывать замысел будущей постройки.

Самое главное, чтобы детям было интересно на НОД, и это способствует успешному усвоению материала. В своей работе мы применяли личностно-ориентированный подход к детям. У каждого ребенка свой темперамент и складывающийся на основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребенка и другими врожденными качествами. Мы строили свою работу так, чтобы стимулировалось развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными проявлениями характера, воли, мышления.

За год было проведено 20 НОД по конструированию. В течении года на экскурсиях, во время целевых прогулок, знакомили детей с новыми зданиями, с архитектурными особенностями сооружений. Это давало детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Эта работа ведется систематически и уже можно сказать о результатах: Дети умеют планировать, конструировать по схемам, чертежам; Дети умеют технически мыслить; Дети умеют работать коллективно (подгруппами, парами); Дети умеют творчески фантазировать Дети умеют применять в самостоятельной деятельности приобретенные знания и умения.

Родители воспитанников наши первые помощники в организации и создании среды развития у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у детей ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным стереотипам действительности. Известна подражательность детей, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. На родительском собрании познакомили с областью познания – конструктивной деятельностью. Мы рассказали родителям о своих планах по обучению детей конструированию. Результатом стало заинтересованность родителей. Они помогли приобрести материал: конструкторы, изготовили различные чертежи и схемы.

Таким образом, овладев знаниями по развитию конструктивных действий, мы делимся своим опытом с коллегами. Провели семинар на тему: «Развития конструктивных умений и навыков для развития самостоятельности и творчества дошкольников». Была составлена картотека игр и упражнений по развитию конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста. Мы провели мониторинг по познавательной деятельности (конструирование) в сентябре были показатели такие: 1.6 баллов, большинство компонентов не достаточно развиты. В январе составляло 2 балла, отдельные компоненты не развиты. А в мае был проведен итоговый мониторинг такие показатели: 3 балла, соответствует возрасту. Поставленных задач мы добились. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Мотрена Романова
Отчет по работе кружка по лего-конструированию «Лего-Club» в старшей группе

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений.

В педагогике Лего -технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Для достижения целей работы кружка по ЛЕГО конструированию были поставлены задачи :

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.

Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности.

Развивать познавательную активность, воображение и фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.

Развивать речь, расширять словарный запас.

Развивать мелкую моторику, память, внимание

Моя работа по ЛЕГО конструированию началась с самообразования, посетила открытые показы по лего-конструированию , изучила литературу по лего-конструированию , прошла обучение на курсах по лего конструированию и робототехнике в 2016г.

В процессе ЛЕГО конструирования у детей активно развиваются математические способности, в результате пересчитывания деталей, блоков, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка : совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) .

К шести годам наши дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию, называть её и практически создавать.

В начале на занятиях кружка использовала уже знакомый детям конструктор Лего "Дупло", чтобы детям было интересно старалась ставить проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества.

На занятиях давала недостроенную конструкцию и просила детей достроить, предлагала конструирование по условиям : например построить домик для фермера. Затем использовала образовательный набор Лего «Моя первая история» и конструктор Лего education .

Занятия по ЛЕГО - конструированию помогают детям войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий кружка , включены такие темы, как «Животные» , «Предметы мебели» , «Игрушки» , «Транспорт» , «Корабли» , «Путешествие в сказку» и другие. В уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей , посещающих занятия по ЛЕГО- конструированию .

Занимаясь ЛЕГО конструированием во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности течение дня, дети приобретают навыки культуры труда : учатся соблюдать порядок на рабочем месте , распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

Таким образом, по результатам работы кружка в этом году , можно сделать вывод о том, что мои воспитанники научились анализировать конструктивную деятельность, соотносить реальную конструкцию со схемой, а это – планируемые результаты освоения программы детьми.

Публикации по теме:

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Раздел: Конструктивно-модельная деятельность Тема: «Легогород» Цель: Закрепление.

.

Конспект по лего-конструированию в старшей группе «Страус» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Буратино» Конспект по лего-конструированию старшая группа

Прежде, чем приступить к конструированию построек на занятии, рассматривали с ребятами окружающие здания и различные сооружения. Отметили, что у всех домов есть общие детали – стены, крыши, окна, двери. Обращала их внимание на то, что заборы, ограды, ворота тоже сооружены из различных деталей. Предлагала детям пофантазировать и сравнить, на что похожи окружающие объекты. Дети приводили интересные сравнения. Например: небольшие домики им напомнили большие скворечники с окошками или теремки. Ограда – решётку.

Не обошли вниманием и транспорт. Рассматривали легковые и грузовые машины, автобусы, трактора. Подробно описывали расположение всех основных деталей относительно друг друга. Например: кабина, кузов, колёса у грузовых машин. Салон, окна, двери – у автобуса.

Основное умение конструктивной деятельности детей формируется на занятиях. И важная роль в развитии этих способностей у детей в средней группе детского сада принадлежит педагогическому руководству воспитателя. Образец постройки, выполненной воспитателем даёт им возможность представить внешний вид будущей их конструкции и способ выполнения работы.

В начале учебного года перед постановкой программной задачи занятия показывала детям, что конструкция одного и того же предмета бывает разной и зависит от используемого строительного материала, от соединения его элементов и от расположения их относительно друг друга. Например: при строительстве высокой башни для опоры можно использовать кубики или кирпичики, поставленные на узкую длинную грань, или положенные плашмя. Анализируя постройки, дети рассказывают, какие детали они использовали, какого цвета. Чтобы поддержать интерес детей к занятию не ставила сразу много задач, так как, встречая много затруднений, они теряют интерес к выполняемой работе.

На занятиях слежу, как продвигается работа у детей, помогаю, если у них возникли какие-либо затруднения. Поощряю, если ребёнок находит способ усовершенствовать свою конструкцию. Освоив работу по конструированию различных объектов по образцу предложила детям более сложную задачу – конструирование «по условию» (по замыслу). Цель таких занятий – развитие памяти, самостоятельности, творческой инициативы и закрепление полученных умений детей. Например: предложила детям для их игрушек (игрушки разной величины) соорудить мебель (либо какие другие постройки). Дети самостоятельно определили, что будут делать, какой материал взять, чтобы он соответствовал размеру игрушки. (Так для матрёшек большого размера брали детали крупного конструктора, для матрёшек среднего размера – детали поменьше, для меленьких матрёшек – мелкие детали.) В конце занятия оценила аккуратность построек, правильность подобранных деталей, цветовое сочетание, умение играть с постройками. При раскладывании материала перед занятием обращаюсь за помощью к дежурным. А после занятия дети сами убирают детали конструктора на место.

В свободное время поощряю желание детей использовать в своих играх различные виды конструкторов. Играя, дети объединяются в группы, учатся распределять роли, помогают друг другу.

Познакомила родителей с программой развития творческих способностей у детей по конструированию. Оформила материал, в котором изложены воспитательные задачи и фотографии с работами детей.

В начале учебного года на базе нашей группы была создана творческая группа по изучению и применению в работе с детьми лего-конструирования. Мы разработали перспективный план на год, приобрели необходимое количество лего-конструкторов, ведём плановые занятия.

В середине учебного года учила детей оперировать с бумагой. Сначала познакомила со свойствами бумаги – её можно смять, порвать, сгибать, приклеивать к ней различные мелкие бумажные детали. Работу по изготовлению конструкций из бумаги начинала с образца и подробного объяснения как правильно выполнить данную поделку. Главная задача этого вида конструирования – учить детей сгибать лист пополам, развивать аккуратность, художественный вкус и глазомер.

Работу по всем направлениям конструктивной деятельности детей обязательно продолжим в следующих возрастных группах.

Яковлева Марина Баланчаевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 1 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Республика Тыва, город Кызыл
Наименование материала: Инновационный опыт
Тема: "Развитие конструктивных способностей и технического творчества посредством организованных занятий по конструированию и робототехники"
Дата публикации: 18.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Инновационный опыт на тему:

«Развитие конструктивных способностей и

технического творчества посредством

организованных занятий по конструированию и

робототехники»
Выполнила: Воспитатель МАДОУ №1 Яковлева Марина Баланчаевна г.Кызыл 2016 г.

Актуальность
применения инновационных педагогиче ских технологий по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-6 лет посредством использования легоконстуирования и робототехники в образовательный процесс в соответствии требованиям ФГОС.
Основная идея и новизна технологии.
Основная идея и новизнасостоит в том
,
что предложенная мною образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующую познавательную активность.
Ц е л ь:
развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка по средством легоконструкторов и робототехники.
Объектом

-
исследования является формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, технических спо собно стей, конструкторских умений и навыков, воспитание творческой и целеустремленной личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Предметом
– процесс развития логического мышления, развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством легоконструкторов и робототехники.
Задачи:
 Развитие индивидуальных способностей ребенка;  Развивать у дошкольников интере с к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.  Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.  Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.  Развивать операции логического мышления,  Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
 Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;  Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.  Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;  Развитие кругозора и культуры;  Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Длительность работы над опытом
 Длительность работы над опытом охватывает период с 2014 по 2016 год и включает 3 этапа:
Распределение деятельности

между участниками педагогического процесса (этапы реализации)

Деятельность педагогов

дошкольного

образовательного учреждения

Деятельность

детей

Деятельность

родителей, как

ассистентов

1. Этап экспресс диагностики.
Подбор диагностических методов и методик, направленных на выявление у детей сформированности предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством Проведение мониторинга. Участие в диагностическом обследовании. Согласие родителей на диагностирование детей. Обработка результатов мониторинга. - Изучение результатов.
2. Этап разработки и внедрения технологии
Разработка технологии развития познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники. Внесение, - Ознакомление с технологией. Предложение своих идей по данному направлению.
предложенных родителями идей в содержание технологии.
3. Этап планирования предстоящей деятельности

Деятельность педагогов

дошкольного

образовательного учреждения

Деятельность родителей,

как ассистентов

Деятельность

детей
Совместное обсуждение уровня подготовки предстоящей деятельности: - выбор темы, цели с учетом разработанного примерного перспективного планирования; - подбор методов, приемов и содержания материла; - определение места и времени проведения образовательной деятельности; - подготовка практического материала (подготовка наглядного, дидактический, раздаточный материал в виде схем, моделей,создание компьютерных слайдов, программ, и т.д.); - выявление технологических особенностей при построении образовательного процесса по развитию «познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники». - организация педагогом образовательного процесса, координация, практическая помощь, контроль, корректировка на практическом этапе. Принятие позиции партнерства.
4. Практический этап

Деятельность педагогов

дошкольного образовательного

учреждения

Деятельность детей

Деятельность

родителей, как

ассистентов
Деятельность по развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники у дошкольников строится в следующей последовательности: 1 э т а п. Минутка вхождения в день (для поднятия эмоционального настроения детей и их положительного настроя в деятельности используются). 2 этап. Мотивация предстоящей деятельно сти. Для привлечения интереса и внимания дошкольников к предстоящей деятельности используется различный спектр методических приемов, например: игровой и сюрпризный момент (появление какого-нибудь сказочного героя в младшем дошкольном возрасте и загадывание загадок в старшем дошкольном возрасте), создание проблемных ситуаций, Принятие позиции партнерства и активного участника, как ассистента.
которые вызывают у ребенка интерес и состояние радостного ожидания, что же его ждет впереди. 3 этап. Анализ построенных объектов моделирования: а) выделение и называние основных деталей в построенном объекте (степень подробности может быть разной, это зависит насколько ребенок владеет терминологий: выделение основных объектов и их деталей и выделение только главных объектов. Для определения деталей одного объекта можно использовать такой игровой прием как «Охота за подробностями», когда детям предлагается назвать и описать детали основного объекта. А также на этом этапе используется метод – беседы, способствующей анализу построек, описательных характеристик объектов. Данные приемы и методы направлены на активизацию познавательно- исследовательской и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. (При этом педагог, должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей); б) конструктивное моделирование основных объектов (детям предлагает ся внимательно по смот реть н а представленные перед ним графические объекты и выбрать именно тот, с помощью которого он будет производить моделирование); в) выделение и называние второстепенных объектов (можно использовать те же приемы и методы, что и при выделение основных объектов; д) соединение основных и второстепенных объектов для постройки сюжета (предложить детям соединить, а потом смоделировать сюжет. Педагогу здесь необходимо:  подвести дошкольников к кратким рассуждениям. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем соединятся, какие детали используются, затем почему – аналитические рассуждения: почему так, а не иначе, что произойдет, если изменить последовательность крепления деталей  если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно дополнительными вопросами натолкнуть его на определенный выбор объектов;
е) завершение построения объекта, сюжета (после уст ановления взаимо связей между о сновными и второстепенными объектами, педагог предлагает детям самостоятельно построит, создать, любой понравившейся тематический сюжет). 4 этап. Презентация построенного объекта, сюжета (на данном этапе можно использовать такие приемы, как; прием фантазирования, самостоятельной коммуникативной презентации; приемы «Гордость» и «Шанс», где каждый ребенок получает шанс оказаться в центре всеобщего внимания и продемонстрировать свою постройку, объект, используемый в общем сюжете, при этом получая всеобщее одобрение). 6 этап. Придумывание детьми описательного рассказа к постройке, объекту, сюжета (данный этап предполагает как развитие коммуникативной компетентности, так и раскрытие творческого воображения дошкольников).
5. Этап рефлексии

Деятельность педагогов

дошкольного

образовательного

учреждения

Деятельность детей

Деятельность

родителей, как

ассистентов
Получение обратной связи. Выводы «Скажите о том, что сделано», «Что вызвало сложность», «Что вы сделали, чтобы решить возникающие затруднения», «Какие чувства вас переполняют сейчас». Рефлексия начинается с концентрации детей на эмоциональном аспекте, чувствах, которые они испытывали в процессе и в результате деятельности. Свои предложения и комментарии.
Содержание работы

Старшая группа

Подготовительная группа
1.Закреплять знания детей о деталях лего- конструктора, различать и называть их. 2.Познакомить детей с конструктором лего Дакта, его деталями. Сравнить его с лего Дупло. 3.Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки. 4. Продолжать учить детей работать коллективно. 5. Учить мысленно, изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения. 6.Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта. 7.Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции. 8.Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры. 9. Понимать что такое алгоритм, ритм, 1.Формирование интереса к конструктивной деятельности. 2.Закреплять знания детей о деталях лего-конструктора Дупло и Дакта, называть их. 3.Продолжать учить выделять при рассматривании схем, иллюстраций, фотографий как общие, так и индивидуальные признаки, выделять основные части предмета и определять их форму. 4. Учить соблюдать симметрию и пропорции в частях построек, определять их на глаз и подбирать соответствующий материал. 5.Учить детей представлять, какой будет их постройка, какие детали лучше использовать для её создания и в какой последовательности надо действовать. 6.Продолжать учить работать в коллективе, сооружать коллективные постройки. 7.Продолжить знакомство детей с архитектурой и работой архитекторов. 8.Учить сооружать постройку по замыслу. 9.Учить сооружать постройки по фотографии, схеме. 10.Продолжать учить сооружать постройки по заданным условиям сложные и разнообразные постройки с архитектурными подробностями.
ритмический рисунок. Условное обозначение алгоритм – записью. 10. Учить конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал и способ конструирования. 11.Дать понятие множество и что такое симметрия. 12.Учить работать в паре. 13. Продолжать размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки. 14.Учить передавать характерные черты сказочных героев средствами конструктора лего дупло (дакта) 15.Дать представление об архитектуре, кто такие архитекторы, чем занимаются. 16. Развивать конструктивное воображение, мышление, память, внимание. 11.Учить устанавливать зависимость между формой предмета и его назначением. 12.Закреплять знания детей о понятии алгоритм, ритм, ритмический рисунок. 13. Продолжать учить детей работать в паре. 14.Продолжать учить детей размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки. 15.Продолжать учить детей передавать характерные черты сказочных героев средствами конструктора лего-дупло, лего-дакта. 16.Учить мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей. 17. Учить создавать движущиеся конструкции, находить простые технические решения. 18. продолжать учить детей разнообразным вариантам скрепления лего-элементов между собой. 19.Продолжать учить рассказывать о своей постройке. 20. Развивать воображение и творчество, умение использовать свои конструкции в игре. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Проводится педагогическая оценка деятельности ребёнка посредством бесед и наблюдений за конструктивной деятельностью детей, продуктивностью данной деятельности, и их предпочтениями при выборе деятельности в течение дня по представленным примерным критериям по возрастам.
Предполагаемый результат образовательного курса (примерные

критерии педагогической диагностики)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Воспи-

танник

должен
Базовая программа Компонент ДОУ 1 2 3 Знать Иметь представление об архитектуре, знать кто такие архитекторы, чем занимаются. Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок. Условное обозначение алгоритм – записью. Обобщенные представления о конструируемых объектах (мосты: железнодорожные, пешеходн; здания: жилые, школы, театры Уметь различать и называть детали лего-конструктора (лего дупло, лего-дакта) Понимать, что такое симметрия и уметь чередовать цвет в своих постройках. Уметь Уметь различать и называть детали лего-конструктора (лего дупло, лего-дакта) Может мысленно изменять пространственное положение объекта и его частей. Конструировать по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры. Скреплять лего детали разнообразными способами. Уметь различать геометрические формы их цвет, форму, расположение в пространстве (мозаика) Различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, уметь объединять
Владеть обобщенными способами конструирования (комбинаторика, убирание лишнего и др.) Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании из разных материалов. Конструировать по заданной схеме и строить сам схему будущей конструкции. Уметь мысленно изменять пространственное положение конструированного объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения. Уметь анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта (мост через реку для пешеходов определенной ширины) Уметь строить и осуществлять собственный замысел (отбор темы, создание замысла будущего конструирования, отбор материала и способов конструирования) Уметь работать в коллективе и паре. Уметь размещать постройку на плате, сооружать коллективные фигуры по цвету и форме. Уметь передавать характерные черты сказочных героев средствами конструктора лего дупло (дакта) Уметь использовать лего постройки в играх театрализациях, сюжетно- ролевых играх. Создавать движущиеся конструкции и находить простые технические решения.
постройки. Уметь рассказать о своей постройке. Уметь следовать инструкции педагога Уметь создавать на плате сюжетную композицию. В качестве продукта, как было отмечено выше, была представлена программа по развитию исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-6 лет посредством использования группового оборудования и робототехники, которая может быть интегрирована в общеобразовательную программу дошкольного образовательного учреждения города. Настоящий опыт работы был использован педагогами ДОУ, родителями воспитанников, педагогами дополнительного образования детей. ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, и г ровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников. Актуально использование в ДОУ технологии образовательного легоконструирования и роботехники:  использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (и г р о ва я, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная),
 основой образовательной деятельности с использованием лего- технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Лего – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.  использование лего-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.  лего-технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, целеустремленности, способности решать любые задачи творчески.  лего-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельно сть дошкольников. В дошкольном образовательном учреждении лего - конструкторы использовались и ранее, но чаще в самостоятельной деятельности детей и но сили характер сюжетного конст руирования. Идея с д е л ат ь легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием ФГОС., т. к. изучив запросы современного общества к формируемой личности с первой ступени дошкольного образования, мы задумались об актуальности использования в воспитательно – о б р а з о в а т е л ь н о м п р о ц е с с е т е х н о л о г и и о б р а з о в а т е л ь н о г о легоконструирования и робототехники. Посредством использования легоконструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду в соответствии с п р и ме р н о й общеобразовательной программы ДОУ, как в инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, т.к. программа позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ. Леготехнологию можно внедрять в воспитательно – образовательный процесс и удачно интегрировать с другими образовательными областями « Познавательной», «Речевой», «Социально - коммуникативной», «Художественно- эстетическая », «Физическая». В процессе ЛЕГОконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Легоконструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы. На мой взгляд, одна из основных возможностей в легоконструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь, и советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках. При этом у дошкольников развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, от ве т с т ве н н о с т ь, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми. Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли осваивают Вселенную», «Путешествие в сказку» и другие. В дни календарных праздников в уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей, посещающих дополнительные занятия по ЛЕГО-конструированию. Занимаясь легоконструированием во время совместной образовательной деятельности течение дня, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при
изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность. В легоконструировании формирования и развития художественно- эстетических навыков легко может быть достигнуто при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда для создания целостного образа в ход может идти не только конструктор, но и бумага, карандаши, другие материалы. В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Это находит отражение в проектной деятельности. Слово «проект» удачно вписалось в систему работы нашего детского сада, где дети имеют возможно сть проявить с вою индивидуальность, реализовать творческие задумки в рамках совместно- родительских проектов в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ. Задача таких мероприятий – вызвать у родителей желание участвовать вместе с ребенком в тематическом конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений. И в этой ситуации ЛЕГО- конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым. Также в конце учебного года в детском саду проводятся досуги, где дети вместе с родителями принимают участие в строительстве ЛЕГО-городка с улицами, парками, детскими площадками. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле. Итак, легоконструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОУ, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует формированию творческой личности.
Организацию

новые

подходы
, направленные н а эффективность данного процесса:
- внедрение образовательного легоконструирования в совместную образовательную деятельность (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности в течение дня; - организация развивающего пространства способствующего конструктивной деятельности с различными видами легоконструкторов в самостоятельной деятельности в течение дня; - факультативная работа в данном направлении, нацеленная на развитие интеллектуального потенциала посредством развития конструктивной деятельности и технического творчества; Основная часть представлена мною следующей технологической цепочкой действий:
потребность

мотив

реализация

процесса

взаимодействия

результат,
направленные на разработку, внедрение и реализацию развивающей технологии: 1-е действие Ориентир на
потребности
, это ресурс эффективного процесса взаимодействия педагога с дошкольниками в области конструктивной деятельности и технического творчества, направленный на развитие познавательной мотивации, интеллектуальных возможностей дошкольника посредством легоконструирования и робототехники.

Методы и приемы
, используемые для реализации технологии: н
аглядные
(использование ИКТ – технологий, просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых).
словесные
(чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)
практические
(игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки. 2-е действие Создание педагогических условий в ДОУ, так называемой «Умной среды», спо собствующих п овы ш ен и ю
м о т и в а ц и и
удовлетворить вышеперечисленные потребности. 3-е действие
Алгоритм
реализации

процесса

взаимодействия
педагога с детьми включает следующие позиции: 1. Аналитический отчет педагога, о его готовности к расширению границ инновационного пространства по взаимодействию с детьми в области конструктивной деятельности и технического творчества. 2. Характеристику взаимодействия (где выстраивается смысловая цепочка направления деятельности: что делаем? – из чего делаем? - для кого? – зачем? – с кем вместе?). 3. Организацию процесса взаимодействия педагога с воспитанниками, которую определяют концептуально новые подходы, психолого – педагогические принципы и этапы деятельности:
Концептуальные подходы
Деятельностный подход

это подход,

в центре которого стоит деятельность ребенка (ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности). Данный подход также предполагает различный спектр и смену используемых методов, приемов обучения и развития (метод графического моделирования, метод сравнения, приемы составления построек по схеме, строительство на основе модели, приемы фантазирования, мн. др.).
Результатом предложенной мною образовательной ЛЕГО-технологии

являются следующие плюсы:
 у дошкольников появился высокий интерес к конструктивной деятельности  развитие познавательных психических процессов: памяти, логики, творческое и пространственное мышление, воображение.  Развитие речи, коммуникативной компетентности дошкольников и социализации.  Развитие личностных качеств, представленных и целевыми ориентирами по ФГОС: дети стали активны, эмоциональны, инициативны, любознательны и самостоятельны.  Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.  Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, уверенно строит простые модели или здание, по схеме и без инструкции.  Расширение кругозора, имеет представления о городе, и его инфраструктуры; типы зданий (жилые, офисы, одноэтажные, многоэтажные, небоскребы), фермы (сад, огород и домашних животных), расширены представления о железнодорожном, воздушном и водном транспорте, их особенностях и др.. Проявление интерес к традициям и региональным особенностям своей малой родины и своей страны. Воспитанниками учрежд
е
ниябыли достигнуты следующие показатели:
повысится уровень готовности воспитанников к школе (доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития познавательных процессов, вырос на 10-15%), улучшились показатели развития интегративных качеств воспитанников (доля детей, имеющих высокий и выше среднего уровень развития интегративных, качеств увеличилось на 10-15 %), коммуникативных и социальных навыков (на 10-15 % выросла доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития коммуникативных и социальных навыков), улучшился показатель сформированности у дошкольников произвольности и моторики (доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития произвольности, моторики и координации вырос на 10-15%). У детей и родителей, сформированы интересы и предпочтения к занятиям исследовательской и конструктивной деятельностью, техническим творчеством (увеличилось до 85%, по сравнению с исходными показателями, количество детей и родителей, отдающих предпочтение занятиям исследовательской деятельностью и техническим творчеством.  Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-6 лет посредством использования легоконструирования и робототехники. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.  Позитивные результаты моей работы указывают: Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявили живой интерес к знаниям.

МБДОУ Общеразвивающего вида детский сад № 19 г. Ливны Орловская область

Требования ФГОС дошкольного образования к организации конструктивной деятельности детей младшего возраста.

(Опыт работы)

Красова Тамара Сергеевна

воспитатель

Конструирование – один из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. В нем отражается окружающая действительность.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности в группе детей младшего возраста состоит в том, что на данном этапе развития общества конструированию уделяется недостаточно времени и внимания и недостаточность методического обеспечения.

Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

В контексте ФГОС дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами.

Но, однако, прослеживается интеграция конструктивной деятельности с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие (выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей), например в области познавательное развитие, обозначено ознакомление детей с цветом, величиной, формой (шар, кирпичик, кубик).

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства. Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему.

Особенностями конструктивной деятельности детей младшего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, посильности, практичности. Реализация названных принципов осуществляется через использование яркого и привлекательного материала, дидактических игр, игрушек, методически грамотно построенной конструктивной деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.

Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. Объем образовательной нагрузки в режиме дня определен рабочей программой педагога, основанной на основе образовательной программы учреждения, осуществляется в виде непрерывной образовательной деятельности, которая систематически организуется в первой половине дня. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет12- 15 минут.

В свободное время дети заняты предметными играми, которые под руководством воспитателя плавно переходят в сюжетно-ролевую игру. Во время игры продолжаю учить детей конструировать. Но делаю это ненавязчиво, так, чтобы дети не чувствовали, что их обучают.

Первоначально использую объемное конструирование (игры со строительным материалом), так как детям в младшем возрасте нужно не только видеть из чего они будут сооружать постройки, но и обязательно потрогать те детали, которыми будут пользоваться.

На первоначальном этапе работы мной было проведено обследование детей с занесением результатов в мониторинговую карту. Изучив интересы и способности воспитанников, выяснилось, что не все дети могут различать строительный материал по форме, не знают название деталей, не умеют строить элементарные постройки.

Прежде чем, приступить к конструктивной деятельности с детьми, мной была изучена методико-педагогическая литература, рекомендации по организации и проведению обучающих занятий и совместной деятельности детей, составлена рабочая программа воспитателя, на основе основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №19», в которой обозначено содержание, методология, оценка развития детей, целевые ориентиры, предусматривающие результативность образовательной деятельности, составлено ежедневное планирование, в котором отражены задачи по конструированию в непрерывной образовательной деятельности, индивидуальной и самостоятельной работе, разработана картотека занимательных игр и упражнений по конструированию.

Для успешного овладения игровой строительной техникой и существенной организацией работы по развитию конструктивной деятельности создана развивающая предметно-пространственная среда. Работу по организации развивающей предметно-пространственной среды постаралась построить в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы.

В доступном для детей месте в группе создан центр конструктивной деятельности. В него вошли мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей, элементарные игрушки-вкладыши, мягкие модули, яркий красочный дидактический материал. Имеются мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц, транспорт. Дети пользуются ими при создании построек (соизмерение построек с игрушками, обыгрывание их). Представлен нетрадиционный материал: пробки, выпиленные плашки, различные контейнеры, игры «Логический домик», «Куб» и другие. Имеются простейшие схемы построек, «алгоритмы» их выполнения, мозаика крупная, схемы выкладывания узоров из неё, конструкторы типа «Лего» с деталями разного размера, игрушки застежки, шнуровки, игрушки трансформеры. Для удобства строительный материал и конструктор разложен по коробкам разной величины. Они соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически безопасных материалов.

Существенным фактором в планировании методике проведения непрерывной образовательной деятельности является взаимосвязь обучения. Интеграция обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость всех образовательных направлений и областей; позволяет понять целостную картину мира, которая заключается во взаимосвязи всех предметов, явлений, событий. Интеграция обогащает представления о предметах и явлениях благодаря познанию их с разных сторон, через разное содержание образовательной работы, характеристики образов, предметов. Кроме этого интеграция способствует образованию ассоциаций, без которых невозможно развитие творчества и разнообразных способностей, подводит детей к овладению обобщенными знаниями и умениями. Конструктивная деятельность логично увязывается с познавательной сферой (сенсорным развитием, знакомство с предметным и социальным окружением), развитием речи, экспериментально-исследовательской деятельностью, прослеживается на прогулке в песочнице - изучаем свойства песка, делаем простейшие постройки; художественной литературой, знакомство со сказкой «Три медведя», «Теремок», прочли сказку, рассмотрели иллюстрации и сооружаем элементарные постройки.

При планировании непрерывной образовательной деятельности учитываю возраст детей и уровень их развития. Непрерывную образовательную деятельность провожу систематически согласно планированию с подгруппами детей в первой половине дня. Распределение детей по группам осуществляю по принципу разных возможностей с учетом «зоны ближайшего развития». Для меня существует определенный «алгоритм» проведения непрерывной образовательной деятельности:

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).
  3. Работа по усвоению знакомых деталей строительного материала.
  4. Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).
  5. Самостоятельная деятельность детей (помощь).
  6. Идентификация с образцом.
  7. Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).

Кроме систематических занятий провожу один раз в месяц занятие-закрепление, оно состоит из игровых заданий, которые направлены на закрепление знаний и умений и приобретение на их основе новых.

С целью развития конструктивных способностей в работе с детьми использую различные методы и приемы. Ведущими в обучении конструктивной деятельности являются наглядно-образные и наглядно-действенные: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия.

Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемого показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Прежде чем обучать детей приемам создания той или иной постройки, знакомлю детей с реальным предметом, объясняю из каких частей он состоит, его практическое назначение. Пояснение часто сочетаю с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение, из практических методов и приемов использую игровые упражнения). Для развития конструктивных навыков у детей использую различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки.

Одним из важных направлений развития конструктивной деятельности является взаимодействие с семьей. Общаясь с родителями, получаю возможность наметить пути действенной помощи семьи, дать конкретные советы.

С родителями моей группы было проведено родительское собрание, на тему: «Конструктивная деятельность детей 3-4 лет», подготовлена консультация «Значение конструирования в жизни младшего дошкольника», оформлена папка-раскладушка «Приемы и методы конструирования», представлен вниманию родителей мастер-класс «Алгоритм проведения непрерывной образовательной деятельности», даны советы и рекомендации по обучению детей конструированию, родители привлечены к изготовлению нестандартного оборудования для игры.

Успешность осуществления работы прослеживается в постепенном подходе к овладению целевыми ориентирами:

Сооружают элементарные постройки по образцу;

Овладели простейшими приемами конструирования;

Различают детали по величине, форме, цвету;

Называют детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма);

Выкладывают изображение по образцу;

Разворачивают игру вокруг собственной постройки;

Разбирают постройки и аккуратно выкладывают детали в коробки.

Результаты обследования детей в мае будут занесены в мониторинговую карту. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями.

Следовательно, учитывая особенности конструктивной деятельности детей младшего возраста, можно успешно и качественно реализовывать задачи Образовательной программы группы и детского сада.