Семинар-практикум «Учимся штриховать»
(для родителей детей старшей группы)
ЦЕЛЬ: ознакомить с понятием штриховка и правилами ее выполнения.
ЗАДАЧИ
ОБОРУДОВАНИЕ
Образцы детских работ и различных видов штриховки, магнитные полоски-заменители, рисунок совы, карточка с нарисованными геометрическими фигурами, сова - печатка.
Каждому родителю: счетные палочки, листочки в крупную клетку, простой карандаш, цветные карандаши, альбомный лист с рисунком для штрихования.
К ак часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Что такое письмо? Письмо - это способ передавать мысли, а красивое письмо - это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т.е. творить красоту.
Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.
навыков изображения простых и сложных линий (ломаных, волнистых, комбинированных).
Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание.
Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Что же такое штрих? Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одна на другую. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность, и самое главное - это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.
Виды раскрашивания : (показать образцы штриховки)
Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, альбомы для раскрашивания. (показать рамки Монтессори и с изображением животных, птиц и т.д.)
Правила работы запомнить несложно: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.
В какой последовательности надо проводить работу по штриховке?
Вначале дети учатся обводить геометрические фигуры по трафарету и штриховать их параллельными отрезками, затем составляют из них различные композиции.
Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо, надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. При первых выполнениях штриховки обязательно указывается ее направление. Для этого на предмете рисуется стрелочка.
Детям нравятся работы по штриховке. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. Таким образом развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас.
Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т.е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами, альбомы для раскрашивания.
При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем.
Знакомство с различными видами линий, штрихов происходит в игровой форме.
Предлагаю послушать сказку «В королевстве Госпожи Линии»
С детьми отправляемся в путешествие в страну Рисовандию. А путь наш лежит в королевство госпожи Линии. Много трудностей и преград встретим мы в дороге. Все, что мы увидим, будет нарисовано линиями. Если мы верно определим их названия: «прямая», «волнистая», «зигзаг», «спираль», то сможем продвигаться вперед. Готовы? Для того чтобы оказаться в королевстве, необходимо выполнить задание: на небольшом листе бумаги нарисуйте, как, по вашему мнению, выглядят все перечисленные линии.
Мы идем по широкой, уходящей вдаль... (дороге).
Волнистая линия.
На небе ярко светит... (солнце).
Спираль
Перед нами - острые вершины неприступных... (гор).
Зигзаг.
Идем через густой лес. Тянут ветви к небу... (деревья).
Прямая линия.
Вот вдали показалась крепостная... (стела).
Прямая линия, зигзаг
Это - королевство Линии. Сейчас здесь зима. На улицах города пушистые снежные... (сугробы).
Волнистая линии
Искрится на солнышке ледяная бахрома... (сосулек).
Зигзаг.
А вот замок. В нем много лестниц, залов и комнат...
- Мы войдем в самый большой и красивый зал. Здесь тихо. Никого не видно. Посмотрите, кто это дремлет на троне, свернувшись клубочком? (Показать карточку с изображением спирали.) Это же госпожа Линия! Вот она открыла глазки и выпрямилась. Как теперь Линия выглядит? Покажите. (Прямая.) Заволновалась Линия: кто потревожил ее покой? (Дети определяют ее характер: волнистая) Затем очень рассердилась и превратилась в… (зигзаг). Давайте попробуем успокоить госпожу Линию: нарисуем ее королевство, а в рисунке используем все известные виды линий.
В нашей работе нужна система, постепенность, увлеченность и знание.
Если плохо - то не надо!
Если делать - то с умом.
В каждом деле есть отрада,
А успех в тебе самом!
Практическая часть с родителями
Правила рисования карандашом
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо - если нужно закрасить посветлее
Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую , так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.
Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.
Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладываемся в общий темп работы.
Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь - не ждать школу, а готовиться к ней.
ПРОПИСИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАШЕК
РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 1)
РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 2)
Ирина Бернацкая
Oбучение детей дошкольного возраста технике рисования штрихами
Рисование – один из основных видов продуктивной деятельности детей . Осваивая технику рисования , ребёнок развивает мелкую моторику, у ребенка совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микро пространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Рисование штрихом – это более сложный способ изображения, он требует от ребенка более высокого уровня изобразительных навыков и умений. Техника штриха предусматривает овладение линией. С помощью системы различных линий (штрихов ) передается объём, фактура предмета, его характер и даже отношение художника к изображаемому объекту.
Oбучение детей технике рисования штрихом имеет большое значение для их умственного и физического развития. Рисование штрихом развивает творческое видение мира, образное, логическое мышление.
Задачи по обучению детей технике рисования штрихами .
– Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
–Научить детей правильной посадке , умению держать карандаш, фломастер, ручку; учить владеть ими, используя игры и упражнения.
–Научить штриховать в разных направлениях : сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями , полуовалами, волнистыми линиями.
–Познакомить с основными правилами штриховки .
– Формировать зрительно-моторную координацию.
– Развивать умения анализировать графический состав изображения (виды линий) .
Публикации по теме:
11 апреля 2016 года В своей работе с детками я часто использую нетрадиционную технику рисования. Дети очень любят рисовать пальчиками и.
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста (аппликация с элементами рисования) «Дождик» Цель: Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы, расширять словарный запас, учить наклеивать.
Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения.
Выполнил воспитатель: Ершова Маргарита Витальевна МБДОУ детский сад «Колосок» Цель: - продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой.
Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта.
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное.
Образовательная деятельность с детьми раннего возраста по нетрадиционной технике рисования «Чудо - цветок» Цели: Продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - «рисование жатой бумагой». Задачи: Образовательная -Уметь передавать.
Рабочая программа по технике «Изонити» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 364 города Челябинска 454014, г. Челябинск,.
«Умелые ручки »
- графические упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка»р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание:
Рекомендация посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости и координации. В ней предложены коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки к письму.
Назначение:
Материал предназначен для родителей подготовительной к школе группы.
Цель:
развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму
Задачи:
1. развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;
2.развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;
3. формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий;
4.воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Реализация упражнений позволит развить и совершенствовать точные движения пальцев рук и скоординировать ловкость движений. Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений.
Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.