Возрастные анатомо физиологические особенности пищеварительной системы детей. Возрастные особенности системы пищеварения у детей и подростков

03.03.2020 Красота

У детей первого года жизни потребность в пище большая, а функциональная способность пищеварения ограничена. Если учесть оба условия, а именно большой объем пищи и недостаточную секреторную способность пищеварительных желез, то станет ясным, какими свойствами должна обладать пища детей первого года жизни и почему всякое нарушение в диете этих детей легко может вызвать расстройства пищеварения и питания. Эта способность достаточна только в том случае, если ребенок получает физиологическую пищу. Не подлежит сомнению, что для детей первого года жизни наиболее подходящей, единственно нормальной и естественной пищей является материнское молоко.

Особенно высокая напряженность процессов пищеварения у детей грудного возраста. Однако, секреторная функция пищеварительных желез (слюнных, желез желудка, поджелудочной железы и кишечника) значительно ниже, чем у взрослого человека, что связано с анатомо-физиологическими особенностями их органов пищеварения.

Слизистая полости рта ребенка очень нежная, бога­та кровеносными сосудами, но в первые месяцы жизни суховата. Слюнные железы (околоушная, подъязычная, подчелюстная) начинают активно выделять слюну на третьем-четвертом месяце жизни. У новорожденных в слюне отсутствует амилаза. Реакция слюны внача­ле нейтральная, затем щелочная. В слюне содержится амилолитический фермент птиалин.

Язык и жевательная мускулатура у грудного ребен­ка играют важную роль в акте сосания. Этому способ­ствуют также поперечная складчатость и хорошо разви­тая мускулатура губ, скопление жира в толще щек (комочки Биша), валикообразные утолщения на деснах. У нормального доношенного ребенка хорошо развиты сосательный и глотательный рефлексы.

Пищевод отличается нежностью слизистой оболочки, недостаточной выраженностью эластической ткани, почти полным отсутствием желез и слабым развитием мышц. Длина пищевода ребенка грудного возраста 10- 12 см, в 5 лет- 16 см.

Желудок, расположенный у новорожденного в левом подреберье, занимает горизонтальное положение. Поз­же, когда ребенок начинает ходить, желудок принимает более вертикальное положение. В первый месяц жизни емкость желудка равна 30-35 мл, к 3 месяцам возрас­тает до 100 мл и к году - до 250 мл. Дно желудка раз­вито слабее, недоразвит и сфинктер входной части, в свя­зи с чем у грудных детей часто бывают срыгивания. Слизистая нежная, богата кровеносными капиллярами, бедна эластической тканью. Число желудочных желез и бокаловидных клеток относительно меньше, чем у взро­слых.

У детей первого года жизни в желудочном соке со­держатся те же химические вещества, что и у взрослого человека: соляная и молочная кислота, поваренная соль, ферменты (пепсин, расщепляющий белки до альбумоз и пептонов; сычужный фермент химозин, створаживающий молоко; катепсин, представляющий собой первичную протеазу с оптимумом действия при рН около 5-6; липаза, расщепляющая жиры). Кислая среда желудоч­ного содержимого, обусловленная соляной кислотой, вы­деляемой обкладочными клетками, является важным фактором, повышающим активность ферментов, расщеп­ляющих белки и жиры. У детей грудного возраста же­лудочного сока выделяется мало и кислотность его низ­кая (рН 5,8-3,8). В школьном возрасте рН достигает 1,5-2 (как у взрослых). Сила пепсина и лабфермента у детей первого года жизни ниже, чем у взрослого приблизительно в 10-15 раз. Содержание липазы в желудочном соке невелико и повышается с возрастом, что затрудняет переваривание жира.



Классические исследования И. П. Павлова показали ведущее значение для секреции желудочных желез условных и безусловных рефлекторных раздражителей. В дальнейшем многие отечественные физиологи и педи­атры доказали, что отделение так называемого аппетит­ного («запального») сока на условные раздражители, установленное И.П. Павловым в эксперименте, играет важную роль и в пищеварении детей. И.П. Павловым открыта также закономерность, что кислотность и фер­ментативная активность желудочного сока находятся в прямой зависимости от состава пищи.

У здорового ребенка после кормления грудным моло­ком желудок освобождается через 2-2,5 часа, при кормлении коровь­им через 3-4 часа. За это время под влиянием сычуж­ного фермента и пепсина молоко створаживается, проис­ходит частичное расщепление белков; под воздействием липаз в желудке расщепляется почти 50% жира грудного молока. При искусственном вскармливании расщепления жира почти не происходит. В желудке частично всасы­ваются вода и минеральные соли. Белковая и жирная пища задерживается длительнее.



Кислое желудочное содержимое через привратник, раскрывающийся рефлекторно, порциями поступает в двенадцатиперстную кишку. В кишечнике происходит дальнейшее переваривание и всасывание пищевых ве­ществ. У грудного ребенка длина кишечника превосхо­дит длину тела в 6 раз, у взрослого - в 4 раза. Слизистая кишечника нежная, хорошо васкуляризирована и содержит большое количество пищеварительных желез и ворсинок. Мышечный слой развит слабо, брыжейка более широкая. Слепая Кишка расположена высоко, по­крыта брюшиной и подвижна. Сигмовидная кишка обра­зует больше петель. Прямая кишка относительно длин­нее и слабо фиксирована.

В полость двенадцатиперстной кишки кроме желу­дочного содержимого поступают секрет поджелудочной железы и желчь из печени. Поджелудочная железа при рождении недостаточно дифференцирована и имеет боль­шое количество капилляров и сосудистых анастомозов. Масса ее быстро нарастает. У новорожденного вес под­желудочной железы 2,5-3 г, в 3 месяца - около 6 г, к 5 годам достигает 30 г, у взрослого - 90-120 г. Сек­рет ее содержит ферменты: трипсин, амилазу, диастазу и липазу. В кровь поджелудочная железа выделяет ин­сулин. Трипсин поступает в кишечник в виде трипсиногена, который активируется энтерокиназой и солями кальция. Трипсин расщепляет белки до аминокислот. Амилаза в кишечнике частично активируется желчью и расщепляет полисахариды (крахмал и гликоген) до дисахаридов, на которые затем действуют панкреатиче­ская и кишечные диастазы, расщепляющие их до моно­сахаридов. Липаза расщепляет эмульгированные нейт­ральные жиры до глицерина и жирных кислот. В первые месяцы жизни относительно мало вырабатывается желчи, причем в ней меньше содержится жирных кислот.

Желчь нейтрализует кислую пищевую кашицу, поступающую в двенадцатиперстную кишку из желудка, эмульгирует жиры, активирует панкреатическую липазу, способству­ет всасыванию жирных кислот и усиливает перистальти­ку кишечника.

Реакция дуоденального и кишечного соков у детей раннего возраста в начале пищеварения слабокислая, а затем, когда в кишечник больше выделяется желчи и панкреатического секрета, нейтральная или даже ще­лочная.

Железы кишечника ребенка первого года жизни вы­деляют почти все ферменты (эрепсин, энтерокиназу, амилазу, лактазу, мальтазу, инвертазу). Эрепсин, рас­щепляющий до аминокислот альбумозы, пептоны и дру­гие полипептиды, действует также на один из основных белков молока - казеин, способствуя его наибольшему перевариванию на протяжении всего тонкого кишечни­ка. Ферментативное расщепление пищи в некоторой сте­пени дополняется бродильными процессами, происходя­щими в толстом кишечнике. Гниение в кишечнике здо­рового ребенка первых месяцев жизни почти отсутствует.

Кроме пищеварения с помощью соков, поступающих в полость кишечника (полостного), бы­ло установлено существование так называемого контакт­ного, или пристеночного, пищеварения (А.М. Уголев). Каждая клетка кишечного эпителия имеет от 2 до 5 ты­сяч протоплазматических выростов - микроворсинок, благодаря чему поверхность, па которой происходит пи­щеварение и всасывание, резко увеличивается. Многие ферменты прочно связаны с поверхностью ворсинок. На ворсинках и в порах между ними происходит завершаю­щий этап пищеварения и всасывания.

В тонком кишечнике ребенка всасываются конеч­ные продукты расщепления всех основных пищевых ве­ществ - белков, жиров, углеводов и солей. Ряд солей, в том числе фосфор и железо, всасываются в толстом кишечнике. В связи с обилием капилляров в слизистой - и высокой проницаемостью кишечного эпителия, у ре­бенка грудного возраста в кровь могут легко проникать продукты неполного расщепления пищи и микробные токсины. Токсические вещества и микробы, проникающие из кишечника в систему воротной вены, нейтрализуются в печени. Однако у детей раннего возраста паренхима печени недостаточно дифференцирована и при выражен­ных интоксикациях в ней легко наступают расстройства кровообращения и дегенеративные изменения. В резуль­тате барьерная функция печени резко снижается. Мото­рика кишечника более живая и время прохождения пи­щевой кашицы в нем короче, чем у взрослых (в среднем, в зависимости от пищи, 12-16 часов). При искусствен­ном вскармливании продолжительность кишечного пи­щеварения более длительная.

Формирование фекальных масс происходит в тол­стом кишечнике при участии микроорганизмов. Желу­дочно-кишечный тракт активно заселяется микробами в те­чение первых 10-20 часов внеутробной жизни. Вскоре после рождения в полости рта обнаруживаются стрепто­кокки, стафилококки, грибки и другие микроорганизмы. Некоторые сапрофиты встречаются и в желудке. Мень­ше микробов в верхних отделах кишечника, причем это преимущественно представители бродильной флоры. Большое количество бактерий скапливается в нижних отделах кишечника, особенно в поперечно-ободочной и прямой кишках. У ребенка первых месяцев жизни, нахо­дящегося на грудном вскармливании, в стуле преобла­дают В.bifidus, В.lactis aerogenes, В.аcidophilus. С введением прикорма значительно возрастает количе­ство В.coli. При рано начатом искусственном или сме­шанном вскармливании в стуле в большом количестве обнаруживаются В.coli, а также В.bifidus, В.acidophi­lus и энтерококки.

У здорового ребенка, находящегося на естественном вскармливании, стул бывает 2-4 раза в сутки. Испраж­нения при этом имеют золотисто-желтую окраску, кис­ловатый запах, мазевидную консистенцию. Реакция их кислая. При искусственном вскармливании частота сту­ла 1-2 раза в сутки. Испражнения светло-желтого цве­та, пастообразной консистенции, так как содержат мень­ше кислот и воды. Реакция их нейтральна. Стул детей старше года частично оформлен, с гнилостным запахом и более темной окраски. При острых расстройствах пи­щеварения частота и характер стула меняются.

Система пищеварения у детей существенно отличается от таковой у взрослых. Вот поэтому некоторые продукты детям нужно давать с определенного возраста, и то - дозировано. Например, грибы. Как же меняется с возрастом эта система детского организма?

Возрастные особенности пищеварительной системы

Характерной особенностью детской системы пищеварения является нежность слизистых оболочек органов ЖКТ, обильное кровоснабжение и недоразвитие их эластичности.

Железы детского кишечника и желудка до периода школьного возраста развиты не до конца и малочисленны. Поэтому в желудочном соке ребенка низкая концентрация соляной кислоты, а это снижает бактерицидные свойства пищеварения и, конечно же, повышает чувствительность деток к желудочно-кишечным инфекциям. Количество желез в желудке интенсивно увеличивается до 10 лет, а в 14-15 лет почти соответствует уровню взрослого человека.

И состав ферментов желудочного сока меняется в первые годы жизни. Так, фермент химозин, действующий на молочные белки, активно вырабатывается железами желудка в первые 2 года жизни, затем его выработка снижается. У взрослых, для сравнения, этот фермент почти отсутствует. Активность иных ферментов желудочного сока нарастает к 15-16 годам и в этом возрасте уже достигает взрослого уровня. Возрастной особенностью системы пищеварения ребенка является то, что до 10 лет очень активно в желудке происходят процессы всасывания. У взрослых эти процессы осуществляются только в тонком кишечнике.

То есть развитие органов пищеварения у детей происходит параллельно с развитием всего организма. И это развитие делится на периоды первого года жизни, дошкольного возраста и подросткового.

В это время работа органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от состояния коры головного мозга. В процессе формирования системы пищеварения у детей легко вырабатываются рефлексы на время приема еды, её состав и количество.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста

Пищевод у деток раннего возраста имеет форму веретена. Он короткий и узкий. У детей в год жизни его длина составляет 12 см. На слизистой пищевода нет желез. Его стенки тонкие, но он хорошо снабжается кровью.

Желудок у детей раннего возраста расположен горизонтально. И по мере развития ребенка он занимает вертикальное положение. К 7-10 годам желудок уже размещен так, как у взрослых. Слизистая желудка толстая, а барьерная активность желудочного сока по сравнению с взрослыми низкая.

Главным ферментом желудочного сока служит сычужный фермент. Он обеспечивает створаживание молока.

Поджелудочная железа ребенка раннего возраста имеет маленькие размеры. У новорожденного это 5-6 сантиметров. Уже в 10 лет она вырастет втрое. Этот орган отлично снабжен кровеносными сосудами. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок.

Самым большим органом пищеварительной системы в раннем возрасте, занимающим треть брюшной полости, является печень. В 11 месяцев ее масса удваивается, к 2-3 годам утраивается. Возможности печени в таком возрасте довольно низкие.

Желчный пузырь в раннем возрасте достигает размера 3 сантиметра. Грушевидную форму он обретает к 7 месяцам. Уже в 2 года детский желчный пузырь достигает края печени.

Для деток до года большое значение имеют вещества, поступающие с молоком матери. С введением прикорма активизируются механизмы систем ферментов ребенка.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у деток продолжается рост и развитие органов пищеварения. Однако по причине разных темпов общего роста и развития до 3 лет край печени выходит из зоны правого подреберья, без труда пальпируется на 1-2 см ниже дуги ребер.

Поджелудочная железа малыша очень активно развивается до 1 года, а затем скачок в ее развитии происходит в 5-7 лет. По своим параметрам этот орган достигает уровня взрослого лишь к 16 годам. Такие же темпы развития характерны печени ребенка и всем отделам кишечника.

В связи с развитием органов пищеварения деткам до 3 лет нужны ограничения в питании.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей острые расстройства пищеварения встречаются очень часто. Однако протекают они чаще всего легче, нежели у деток первого года жизни. Родителям детей дошкольного возраста важно правильно кормить детей, учитывая и рост их зубов, и режим, и сбалансированность питания. Тяжелые для желудка продукты, с которыми легко справляется желудок взрослого человека, нередко отторгаются детским организмом, вызывая несварение желудка.

Пищеварение у подростков и его особенности

В подростковом возрасте органы пищеварения уже развиты хорошо. Они активно функционируют, а сам процесс пищеварения почти не отличается от взрослых. Частота опорожнения кишечника в подростковом возрасте составляет 1-2 раза в день.

В 12 лет на гладкой ранее поверхности поджелудочной железы появляется бугристость. Эти бугорочки обусловлены выделением долек поджелудочной железы.

Печень детей тоже активно увеличивается. Так, к 8 годам она вырастает в 5 раз по сравнению с размером при рождении, к 16-17 годам ее масса возрастает в 10 раз. Следует отметить, что уже с 7 лет нижний край этого органа не пальпируется в положении лежа. К 8 годам жизни гистологическое строение печени ребенка такое же, как и у взрослых. Жёлчный пузырь к 10-12 годам возрастает в размерах почти в 2 раза.

Необходимо учесть специфику строения желудочно-кишечного тракта подростков при организации их питания. Речь идет о ежедневном соблюдении режима питания и его организации в школе. Ведь диетологи констатируют, что для развития здоровой системы пищеварения детям школьного возраста нужно принимать пищу четыре раза в день в связи с их энергетическими затратами.

Нарушение пищеварения у детей

Проблемы с желудочно-кишечным трактом у детей возникают довольно часто. Особенно это характерно раннему возрасту. Диарея либо запор не только портят самочувствие детей, но и заставляют родителей корректировать их питание. Если у вашего ребенка в дошкольном возрасте такие расстройства возникают часто, то не следует полагаться на себя, а нужно проконсультироваться у хорошего опытного педиатра. Обращаться к доктору родители должны и потому, что только врач может определить начало серьезной патологии.

Диарею может вызывать инфекция, а функциональную диарею провоцируют даже стрессы ребенка. Тогда у него стул кашицеобразный или жидкий. Возникает он 2-4 раза в сутки, но без примесей гноя и крови.

Немытые руки и грязная вода, даже проглоченная невзначай при купании, несвежие продукты или недостаточно обработанные термически являются главными причинами кишечных инфекций у детей.

Симптомы кишечных инфекций - это рвота и частый понос, боли в желудке и повышение температуры тела. Когда у ребенка случается диарея, то только врач может исключить хирургическую патологию и инфекцию в кишечнике.

Главная опасность детских кишечных инфекций - обезвоживание организма. Дитя с поносом утрачивает много жидкости, а пить вволю не может из-за рвоты.

Предупреждение кишечных инфекций - это соблюдение простых правил гигиены:

  1. Употребление лишь кипяченой или минеральной столовой воды.
  2. Мытье рук перед едой и после туалета.
  3. Табу на покупку продуктов со стихийных рынков, особенно тех, которые продаются с земли. Отсутствие санитарного контроля может спровоцировать серьезные проблемы с пищеварением. Например, на таких рынках часто продают молоко лейкозных коров.
  4. Правильное хранение продуктов и контроль над сроками их годности.
  5. Тщательное мытье овощей и фруктов перед их употреблением.

Огромное значение в профилактике расстройств пищеварения играет диетическое питание. Дети хотя бы до шестимесячного возраста должны питаться материнским молоком. Это их иммунитет и своеобразная прививка для органов ЖКТ. Детишек до трехлетнего возраста нельзя кормить жирными и острыми продуктами, шоколадом и наваристыми бульонами. Пища для таких малышей должна готовиться на пару. Хорошо, если вы будете запекать ее, а не жарить.

Не менее распространенной проблемой нарушения пищеварения у детей является запор. Его провоцирует обычно ранний переход на искусственное вскармливание, введение прикорма раньше срока, недостаток жидкости у ребенка.

Родители должны знать об еще одной особенности запоров у детей . Это подавление позыва на дефекацию за пределами дома. Такое явление характерно стеснительным ребятишкам и может происходить, например, в период адаптации к садику. Со временем такая негативная привычка приводит к затвердению каловых масс, травмированию слизистой прямой кишки. Следствием этого бывает боязнь дефекации.

А еще запоры могут быть результатом хронических патологий пищеварительной и эндокринной систем, частого употребления определенных лекарств. Поэтому родителям нужно следить за стулом малыша, за изменениями в его поведении и вовремя обращаться за помощью к педиатрам во избежание развития хронических недугов пищеварения.

Специально для - Диана Руденко

Особенности желудочно-кишечного тракта новорожденного ребенка во многом обусловливают специфику поражений системы пищеварения.

Полость рта относительно мала. Акту сосания способствуют анатомические образования ротовой полости: дубликатура слизистой оболочки полости рта, расположенная вдоль альвеолярных дуг (складка Робена-Мажито), поперечная складчатость губ (валики Лушки-Пфаундлера), скопления жиров в толще щек (жировое тело щеки). Слизистая оболочка ротовой полости хорошо васкуляризирована, несколько суховата вследствие незначительного количества слюны

Слюна новорожденного не играет существенной роли в пищеварении вследствие малого содержания амилазы и практически полного отсутствия муцина и мальтазы. Наиболее богата ферментами слюна околоушных желез, в меньшей степени - слюна подчелюстной и подъязычной желез.

Пищевод достигает 10-12 см в длину и до 8 мм в ширину. Слизистая оболочка пищевода имеет хорошо выраженную складчатость, приводящую к полному смыканию его стенок в состоянии покоя. Физиологические сужения выражены слабо. Вход в желудок зияет. Последнее обусловлено многими причинами, основными из которых являются несовершенство нервного аппарата и особые топографоанатомические взаимоотношения пищевода и желудка в этом периоде.

Иннервация кардиального отдела пищевода осуществляется нейробластами, находящимися в ранней стадии развития, которые слабо обеспечивают замыкание кардиального отверстия. В течение первых месяцев жизни ребенка в пищеводе продолжается дифференцировка нейронов, которая заканчивается только к 20-му году жизни.

Брюшная часть пищевода у новорожденных расположена на 1-2 позвонка выше, чем у детей старшего возраста, слабое развитие слизистой и мышечной оболочек пищевода и кардиальной части желудка приводит к недостаточной выраженности угла Гиса, который образован стенкой брюшной части пищевода и прилегающей к нему стенкой дна желудка. Круговой слой мышц кардиальной части желудка развит слабо. Вследствие этого складка слизистой оболочки, вдающаяся в просвет пищевода и препятствующая обратному выходу пищи из желудка, почти не выражена. Ножки диафрагмы неплотно охватывают пищевод. Все это вместе способствует срыгиванию и рвоте у новорожденных, особенно при повышении внутрижелудочного давления.

Желудок имеет чаще округлую форму. Физиологическая емкость желудка в первые сутки составляет 7-10 см 3 , к 10-му дню достигает 90 см 3 . Установлено, что желудок растет интенсивнее других органов. Увеличение желудка в течение первого года жизни идет преимущественно за счет мышечных волокон. В дальнейшем увеличивается количество эластических волокон в мышечной ткани, что способствует совершенствованию его двигательной функции. У недоношенных отмечается слабое развитие мышц кардиальной части желудка.

Слизистая оболочка желудка относительно толще. Ее площадь составляет около 40-50 см 2 . Становление секреторной функции начинается уже на 8-9-й неделе внутриутробной жизни. К моменту рождения процесс дифференцировки железистого аппарата желудка не завершен.

Переваривающая способность желудка слабая, что определяется недостаточной продукцией соляной кислоты обкладочными клетками слизистой оболочки. рН желудочного содержимого колеблется от 4 до 6. При грудном вскармливании большее количество соляной кислоты могло бы препятствовать усвоению некоторых компонентов молока, например у-глобулинов, часть которых всасывается в кишечнике.

Желудок новорожденного вырабатывает пепсин, катепсин, химозин (сычужный фермент) и липазу. Наибольшее значение имеют катепсин и химозин. Катепсин обладает способностью переваривать белок до пептонов и альбумоз в менее кислой среде, которую имеет желудочное содержимое новорожденного. Химозин створаживает казеин молока. Особенность действия этого фермента - способность давать расщепляющий эффект в слабокислой, нейтральной или даже слабощелочной среде.

Таким образом, желудочное пищеварение у новорожденного осуществляется при слабокислой реакции. Эффективность его определяется специфическими энзимами, характерными для детей первых недель жизни.

Кишечник новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого. Общая длина его достигает 330-360 см. Соотношение длины толстой кишки и длины тонкой составляет примерно 1:6, что свидетельствует о роли последней в процессах пищеварения.

Двенадцатиперстная кишка чаще имеет кольцевидную форму. Место ее перехода в тощую находится на уровне Li - Ln . Из-за отсутствия клетчатки в забрюшинном пространстве и слабой связи с другими органами двенадцатиперстная кишка новорожденного отличается значительной подвижностью. Железы слизистой оболочки развиты лучше, чем в остальной части кишечника. В двенадцатиперстной кишке находятся дуоденальные железы. У зрелых новорожденных дуоденальные железы сильно ветвятся и достигают максимального развития. В области впадения желчного протока находится датчик ритма двенадцатиперстной и тонкой кишки. Тонкая кишка новорожденного играет ведущую роль в пищеварении. Всасывательную способность ее увеличивают циркулярные складки слизистой оболочки, которые хорошо выражены и находятся преимущественно в начальном отделе. Слизистая оболочка покрыта ворсинками, общее количество которых почти такое же, как и у взрослых. Между ворсинками, в кишечных криптах, которые у новорожденных в 2 раза глубже, располагаются кишечные железы, вырабатывающие сок. На дне крипт, в большем количестве, чем у взрослых, встречаются энтероциты с ацидофильными гранулами (клетки Панета), выделяющие пищеварительные ферменты. У новорожденного их также обнаруживают и на поверхности ворсинок. Мышечная оболочка тонкой кишки недоразвита и ее продольный слой особенно тонок. Эластический аппарат развит слабо.

Толстая кишка в первые недели жизни вариабельна по форме, размерам и положению. Все отделы толстой кишки выражены к моменту рождения в достаточной степени. Наиболее развитым отделом является сигмовидная кишка, которая характеризуется большой длиной, извилистостью и выраженной подвижностью. Червеобразный отросток иногда является непосредственным продолжением слепой кишки, так как имеет достаточно широкий вход. Последнее способствует хорошей эвакуации его содержимого и объясняет редкость возникновения у новорожденных острого аппендицита.

Процесс пищеварения в неонатальном периоде имеет свои особенности, обусловленные характером пищи и степенью зрелости ферментных систем. Известно, что переваривание пищи происходит в результате полостного и пристеночного расщепления. У новорожденных и детей, находящихся на грудном вскармливании, полостное пищеварение почти не развито, ибо молоко не нуждается в этом способе переваривания. По мере перехода к смешанному и искусственному вскармливанию удельный вес полостного пищеварения повышается.

Низкая активность ферментных систем, а иногда и полное отсутствие ферментов вследствие незрелости ребенка является причиной различных нарушений пищеварения.

В первые 48-72 ч после рождения выделяется меконий, затем «переходный стул», который через 5-7 дней сменяется обычным стулом. Число испражнений определяется составом пищи и индивидуальными особенностями ребенка. В первые 1-2 нед стул бывает до 5-6 раз, затем постепенно урежается до 2-4 раз в сутки.

У новорожденного до первого кормления пищеварительный тракт стерилен. Со 2-3-го дня дистальные отделы кишечника начинают заселяться различной микрофлорой - стрептококками, энтерококками, кишечной палочкой, протеем. С появлением «переходного», а затем обычного стула начинает превалировать при грудном вскармливании Bacillus bifidus , а при вскармливании коровьим молоком - Escherichia coli . Наступает «фаза трансформации» кишечной флоры. Распространение микроорганизмов в верхние отделы кишечника является патологическим процессом. В двенадцатиперстной и тощей кишке бактерий, как правило, немного. Симбионтная флора желудочно- кишечного тракта вырабатывает витамины группы В, способствует синтезу витамина К и является одним из факторов неспецифической защиты организма новорожденного от болезнетворных микроорганизмов.

Анатомо-физиологические особенности. У детей раннего возраста 1) тонкая, нежная, сухая, легкоранимаяслизистая оболочка; 2) богато васкуляризированный подслизистый слой, состо-ящий преимущественно из рыхлой клетчатки; 3) недостаточно развитые, эластическая и мышечная ткани; 4) низкая секреторная функция железистой ткани, отделяющей малое количество пищеварительных соков с низким содержанием ферментов. Эти особенности затрудняют переваривание пищи, если последняя не соответствует возрасту ребенка, снижают барьерную функцию желудочно-кишечного тракта и приводят к частым заболеваниям, создают предпосылки к общей системной реакции на любое патологическое воздействие и требуют очень внимательного и тщательного ухода за слизистыми оболочками.

Полость рта. обеспечивающих акт сосания относительно малый объем полости рта и большой язык, хорошее развитие мышц рта и щек, валикообразные дубликатуры слизистой оболочки десен и поперечные складки на слизистой оболочке губ, жировые тела щеки (комочки Биша). Слюнные железы недостаточно развиты. в 3-4-месячном физиологическое слюнотечение вследствие не выработанного еще автома­тизма ее проглатывания.

Пищевод. У детей раннего возраста пищевод имеет воронкообразную форму. Длина его у новорожденных составляет 10 см, у детей 1 года - 12 см, 10 лет - 18 см, диаметр - соответственно 7-8, 10 и 12-15 мм,.

Желудок. У детей грудного возраста желудок расположен горизонтально, при этом пилорическая часть находится вблизи срединной линии, а малая кри­визна обращена кзади. Когда ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной. К 7-11 годам он расположен так же, как у взрослых Емкость желудка у новорожденных составляет 30-35 мл, к году увеличи­вается до 250-300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл. Кардиальный сфинктер у груд­ных детей развит очень слабо, а пилорический функционирует удовлетворительно - срыгиванию («физиологическая аэрофагия»). детей первых месяцев жизни некоторое время держать в вертикальном положении. Секреторный - аппарат желудка у детей первого года жизни развит недостаточно и функциональные способности его низкие.

Состав желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, молочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза, хлорид натрия), но кислотность и ферментная активность значи­тельно более низкие, определяет низкую барьерную функцию желудка. Это делает абсолютно необходимым выполнение диетических требований в соответствии с возрастом ребенка и тщательное соблюдение сангиг режима во время кормления детей (туалет груди, чистота рук, правильное сцеживание молока, стерильность сосок и бутылочек).


У детей первых месяцев жизни интрагастральный рН отражает нейтральную среду или близок к этому и только к концу первого года жизни снижается до 2,0, обеспечивая максимальную активность пепсина.

Основным действующим ферментом желудочного сока является химозин (сычужный фермент, лабфермент), обеспечивающий первую фазу пищеварения - створаживание молока. Пепсин (в присутствии соляной кислоты) и липаза про­должают гидролиз белков и жиров створоженного молока. Тем не менее особенности ее у детей первого года жизни, которые заключаются в том, что свою активность она может проявлять и в нейтральной среде, при отсутствии желчных кислот, способствуют гидролизу определенной части жиров женского молока в желудке. Созревание секреторного аппарата желудка происходит раньше и интенсивнее у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Так, женское молоко задерживается в желудке 2-3 ч, коровье - более длительное время (3-4 ч и даже до 5 ч в зависимости от буферных свойств молока).

Поджелудочная железа. У новорожденного имеет небольшие размеры (длина 5-6 см, к 10 годам - втрое больше), располагается глубоко в брюшной полости, на уровне X грудного позвонка, в последующие возрастные периоды - на уровне I поясничного позвонка. Она хорошо обеспечена кровеноснымисосудами, интенсивный рост и дифференцировка ее структуры продолжаются до 14 лет. Капсула органа менее плотная, чем у взрослых, состоит из тонковолокнистых структур, в связи с чем у детей при воспалительном отеке поджелудочной желе­зы редко наблюдается ее сдавление. Выводные протоки железы широкие, что обеспечивает хороший дренаж. альбумины, глобулины, микроэлементы и электролиты, а также большой набор ферментов, необходимых для переваривания пищи, в том числе протеолитических (трипсин, химопсин, эла-стаза и др.), липолитических (липаза, фосфолипаза А и В и др.) и амилолитичес-ких а- и (3-амилаза, мальтаза, лактаза и др.). Секреторная активность железы достигает уровня секреции взрослых к 5-летиему возрасту.

Печень масса ее у ново­рожденных составляет 4-6 % от массы тела (у взрослых - 3 %). Паренхима печени малодиффер, дольчатость строения выявляется только к концу первого года жизни, она полнокровна, вследствие чего быстро увеличивается при различной патологии, особенно при инфекционных заболеваниях и интоксикациях.

К 8-летнему возрасту морфологическое и гистологическое строение печени такое же, как и у взрослых, метаболизм непрямого билирубина, высвобождающегося при гемолизе эритроцитов, осуществляется не полностью, результатом чего является физио­логическая желтуха.

Желчный пузырь. У новорожденных он расположен глубоко в толще печени и имеет веретенообразную форму, длина его около 3 см. Типичную гру­шевидную форму приобретает к 6-7 мес и достигает края печени к 2 годам.

Желчь детей по своему составу отличается от желчи взрослых. Она бедна желчными кислотами, холестерином и солями, но богата водой, муцином, пигментами, а в период новорожденности, кроме того, и мочевиной. преобладание таурохолевой кислоты над гликохолевой, так как усиливает бактерицидный эффект желчи и ускоряет отделение панкреатического сока. Желчь эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, улучшает перистальтику.

Кишечник. У детей кишечник относительно длиннее, чем у взрослых (у грудного ребенка он превышает длину тела в 6 раз, у взрослых - в 4 раза. Слепая кишка и аппендикс подвижны, последний часто располагается атипично, затрудняя тем самым диагностику при воспалении. Сигмовидная кишка относительно большей длины, чем у взрослых, и у некоторых детей даже образует петли, что способствует развитию привычных запоров. С возрастом эти анатомические особенности исчезают. В связи со слабой фиксацией слизистой и подслизистой оболочек прямой кишки возможно ее выпадение при упорных запорах и тенезмах у ослабленных детей. Брыжейка более длинная и легкорастяжимая, в связи с чем легко возникают перекруты, инвагинации кишечных петель и т. д. Сальник у детей до 5 лет короткий, поэтому возможность локализации перитонита на огра­ниченном участке брюшной полости почти исключается. Из гистологических особенностей следует отметить хорошую выраженность ворсинок и обилие мелких лимфатических фолликулов.

Секреторный аппарат кишечника к моменту рождения ребенка в целом сформирован, и даже у самых маленьких в кишечном соке определяются те же ферменты, что и у взрослых (энтерокиназа, щелочная фосфатаза, эрепсин, липаза, амилаза, мальтаза, лактаза, нуклеаза), но значительно менее активные. В толстом кишечнике секретируется только слизь. Под влиянием кишечных ферментов, главным образом поджелудочной железы, происходит расщепление белков, жиров и углеводов. Особенно напряженно идет процесс переваривания жиров из-за малой активности липолитических ферментов.

В тонком кишечнике, особенно в проксимальных его отделах, абсорбируются витамины A, D, С, группы В.

Особенности строения кишечной стенки и большая ее площадь определяют у детей младшего возраста более высокую, чем у взрослых, всасывательную способность и вместе с тем недостаточную барьерную функцию из-за высокой проницаемости слизистой оболочки для токсинов, микроорганизмов и других патогенных факторов. Легче всего усваиваются составные компоненты женского молока, белок и жиры которого у новорожденных частично всасываются нерасщепленными. Двигательная (моторная) функция кишечника осуществляется у детей очень энергично за счет маятникообразных движений, перемешивающих пищу, и перистальтических, продвигающих пищу к выходу. У грудных детей дефекация происходит рефлекторно, в первые 2 нед жизни до 3-6 раз в сутки, затем реже, в год произвольным актом. В первые 2-3 дня после рождения ребенок выделяет меконий (первородный кал) зеленовато-черного цвета. Он состоит из желчи, эпителиальных клеток, слизи, энзимов, проглоченных околоплодных вод. Испражнения здоровых новорожденных, находящихся на естественном вскармливании, имеют кашицеобразную консистенцию, золотисто-желтую окраску, кисловатый запах. У более старших детей стул бывает оформленным, 1-2 раза в сутки.

Микрофлора. В период внутриутробного развития кишечник плода стерилен. Заселение его микроорганизмами происходит сначала при прохождении родовых путей матери, затем через рот при контакте детей с окружающими предметами. По современным представлениям, нормальная кишечная флора выполняет три основные функции: 1) создание иммунологического барьера; 2) окончательное переваривание остатков пищи и пищеварительных ферментов; 3) синтез витаминов и ферментов. Нормальный состав микрофлоры кишечника (эубиоз) легко наруша­ется под влиянием инфицирования, неправильного режима питания, а также нера­ционального использования антибактериальных средств и других препаратов, при­водящих к состоянию кишечного дисбактериоза.

Значение пищеварения.

Обменом веществ называют сложные комплекс различных взаимозависимых и взаимообусловленных процессов, которые происходят в организме с момента поступления в него этих веществ и до момента их выделения. Обмен веществ является необходимым условием жизни. Он составляет одно из обязательных ее проявлений. Для нормального функционирования организма необходимо поступление из внешней среды органического пищевого материала, минеральных солей, воды и кислорода. За период, равный средней продолжительности жизни человека, им потребляется 1,3 т жиров, 2,5 т белков, 12,5 т углеводов и 75 т воды. Обмен веществ складывается из процессов поступления веществ в организм, их изменений в пищеварительном тракте, всасывания, превращений внутри клеток и выведения продуктов их распада. Процессы, связанные с превращением веществ внутри клеток, называют внутриклеточным или промежуточным обменом. В результате внутриклеточного обмена веществ синтезируются гормоны, ферменты и самые различные соединения, используемые как структурный материал для построения клеток и межклеточного вещества, что обеспечивает обновление и рост развивающегося организма. Процессы, в результате которых образуется живая материя, называют анаболизмом или ассимиляцией. Другая сторона обмена веществ заключается в том, что вещества, образующие живую структуру, подвергаются расщеплению. Этот процесс разрушения живой материи называют катаболизмом или диссимиляцией. Процессы ассимиляции и диссимиляции очень тесно связаны между собой, хотя и противоположны по своим конечным результатам. Так, известно, что продукты расщепления различных веществ способствуют усиленному их синтезу. Окисление продуктов расщепления служит источником энергии, которую постоянно тратит организм даже в состоянии полного покоя. При этом окислению могут подвергаться те же вещества, которые используются и для синтеза более крупных молекул. Например, в печени из части продуктов расщепления углеводов синтезируется гликоген, а энергию для этого синтеза дает другая их часть, включающаяся в обменные или метаболические процессы. Процессы ассимиляции и диссимиляции происходят при обязательном участии ферментов.

Роль витаминов в питании

Витамины были открыты на рубеже 19-20 веков в результате исследований роли различных пищевых веществ в жизнедеятельности организма. Основоположником витаминологии можно считать русского ученого Н.И. Лунина, который в 1880 году первым доказал, что помимо белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ необходимы еще какие-то вещества, без которых организм не может существовать. Эти вещества были названы витаминами (vita + amin - "амины жизни" с латинского), так как первые выделенные в чистом виде витамины содержали в своем составе аминогруппу. И хотя в дальнейшем выяснилось, что далеко не все витаминные вещества содержат в своем составе аминогруппу и вообще азот, термин "витамин" укоренился в науке.

Согласно классическому определению, витамины - это необходимые для нормальной жизнедеятельности низкомолекулярные органические вещества, которые не синтезируются организмом данного вида или синтезируются в количестве, недостаточном для обеспечения жизнедеятельности организма.

Витамины необходимы для нормального протекания практически всех биохимических процессов в нашем организме. Они обеспечивают функции желез внутренней секреции, то есть выработку гормонов, повышение умственной и физической работоспособности, поддерживают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды (жара, холод, инфекции и многие другие).

Все витаминные вещества условно подразделяют на собственно витамины и витаминоподобные соединения, которые по своим биологическим свойствам сходны с витаминами, но требуются обычно в более значительных количествах. Кроме того, недостаточность витаминоподобных веществ наблюдается крайне редко, так как их содержание в повседневной пище таково, что даже в случае очень несбалансированного питания человек получает почти все из них в достаточном объеме.

По физико-химическим свойствам витамины делятся на две группы: жирорастворимые и водорастворимые. Каждый из витаминов имеет буквенное обозначение и химическое название. Всего в настоящее время известно 12 истинных витаминов и 11 витаминоподобных соединений

В настоящее время витамины можно охарактеризовать как низкомолекулярные органические соединения, которые, являясь необходимой составной частью пищи, присутствуют в ней в чрезвычайно малых количествах по сравнению с основными её компонентами.

Витамины - необходимый элемент пищи для человека и ряда живых организмов потому, что они не синтезируются или некоторые из них синтезируются в недостаточном количестве данным организмом. Витамины - это вещества, обеспечивающее нормальное течение биохимических и физиологических процессов в организме. Они могут быть отнесены к группе биологически активных соединений, оказывающих своё действие на обмен веществ в ничтожных концентрациях.

Заболевания ЖКТ у детей

В последнее время наблюдается значительный рост числа заболеваний пищеварительной системы у детей. Этому способствует множество факторов:

1. плохая экология,

2. несбалансированное питание,

3. наследственность.

Большой вред детскому организму наносят так любимые многими сладости и кондитерские изделия с большим содержанием консервантов и искусственных красителей, фаст-фуд, газированные напитки. Возрастает роль аллергических реакций, нервно-психических факторов, неврозов. Врачи отмечают, что кишечные заболевания у детей имеют два возрастных пика: в 5-6 лет и в 9-11 лет. Основными патологическими состояниями являются:

· Запор, диарея

· Хронические и острые гастриты и гастроэнтериты

· Хронический дуоденит

· Хронический энтероколит

· Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

· Хронический холецистит

· Хронический панкреатит

· Заболевания желчевыводящих путей

· Хронические и острые гепатиты

Большое значение в возникновении и развитии болезней ЖКТ играет недостаточная способность детского организма сопротивляться инфекциям, так как иммунитет ребенка еще слаб. На формирование иммунитета большое влияние оказывает правильное вскармливание в первые месяцы жизни.

Лучшим вариантом является грудное молоко, с которым от матери к ребенку передаются защитные тела, повышающие способность сопротивляться различным инфекциям. Дети, вскармливаемые искусственными смесями, чаще подвержены различным заболеваниям и имеют ослабленный иммунитет. Причиной нарушений в работе пищеварительной системы могут стать нерегулярное кормление или перекармливание ребенка, раннее введение прикорма, несоблюдение гигиенических норм.

Отдельную группу составляют острые кишечные болезни у детей (дизентерия, сальмонеллез). Их основными клиническими проявлениями являются диспепсические расстройства, дегидратация (обезвоживание) организма и симптомы интоксикации. Такие проявления очень опасны и требуют немедленной госпитализации больного ребенка.

Кишечные инфекции особенно часто диагностируются именно в детском возрасте, связано это с несовершенством защитных механизмов, физиологическими особенностями органов пищеварения и отсутствием у детей санитарно- гигиенических навыков. Особенно отрицательно острые кишечные инфекции сказываются на детях раннего возраста и могут привести к значительному снижению иммунитета, задержке физического развития, присоединению осложнений.

Их начало сопровождается характерными признаками: резким повышением температуры, болями в животе, диареей, рвотой, потерей аппетита. Ребенок становится беспокойным, либо напротив вялым и заторможенным. Клиническая картина во многом зависит от того, какие отделы кишечника поражены. В любом случае ребенок нуждается в оказании неотложной медицинской помощи и проведении антибактериальной терапии.

Лечение заболеваний пищеварительной системы у малышей занимается детский гастроэнтеролог, именно к нему нужно обращаться при появлении неблагополучных симптомов.

Возрастные особенности системы пищеварения у детей и подростков.

Наиболее существенные морфологические и функциональные отличия между органами пищеварения взрослого человека и ребенка наблюдаются только в первые годы постнатального развития. Функциональная активность слюнных желез проявляется с появлением молочных зубов (с 5-6 месяцев). Особенно значительное усиление слюноотделения происходит в конце первого года жизни. В течение первых двух лет интенсивно идет формирование молочных зубов. В возрасте 2-2,5 года ребенок имеет уже 20 зубов и может употреблять сравнительно грубую пищу, требующую пережевывания. В последующие годы, начиная с 5-6 лет, молочные зубы постепенно заменяются на постоянные. В первые годы постнатального развития интенсивно идет формирование других органов пищеварения: пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. Меняются их размеры, форма и функциональная активность. Так, объем желудка с момента рождения до 1 года увеличивается в 10 раз. Форма желудка у новорожденного округлая, после 1,5 лет желудок приобретает грушевидную форму, а с 6-7 лет его форма ничем не отличается от желудка взрослых. Значительно изменяется строение мышечного слоя и слизистой оболочки желудка. У детей раннего возраста наблюдается слабое развитие мышц и эластических элементов желудка. Желудочные железы в первые годы жизни ребенка еще недоразвиты и малочисленны, хотя и способны секретировать желудочный сок, в котором содержание соляной кислоты, количество и функциональная активность ферментов значительно ниже, чем у взрослого человека. Так, количество ферментов, расщепляющих белки, увеличивается с 1,5 до 3 лет, затем в 5-6 лет и в школьном возрасте до 12-14 лет. Содержание соляной кислоты увеличивается до 15-16 лет. Низкая концентрация соляной кислоты обусловливает слабые бактерицидные свойства желудочного сока у детей до 6-7 лет, что способствует более легкой восприимчивости детей этого возраста к желудочно-кишечным инфекциям. В процессе развития детей и подростков существенно меняется и активность содержащихся в нем ферментов. Особенно значительно меняется в первый год жизни активность фермента – химозина, действующего на белки молока. У ребенка 1-2 месяцев его активность в условных единицах равна 16-32, а в 1 год может достигать 500 ед., у взрослых этот фермент полностью теряет свое значение в пищеварении. С возрастом нарастает также активность других ферментов желудочного сока и в старшем школьном возрасте она достигает уровня взрослого организма. Следует отметить, что у детей до 10 лет в желудке активно идут процессы всасывания, в то время как у взрослых эти процессы осуществляются в основном только в тонком кишечнике. Поджелудочная железа развивается наиболее интенсивно до 1 года и в 5-6 лет. По своим морфофункциональным параметрам она достигает уровня взрослого организма к окончанию подросткового возраста (в 11-13 лет завершается ее морфологическое развитие, а в 15-16 лет – функциональное). Аналогичные темпы морфофункционального развития наблюдаются у печени и всех отделов кишечника. Таким образом, развитие органов пищеварения идет параллельно с общим физическим развитием детей и подростков. Наиболее интенсивный рост и функциональное развитие органов пищеварения наблюдается в 1-й год постнатальной жизни, в дошкольном возрасте и в подростковом периоде, когда органы пищеварения по своим морфофункциональным свойствам приближаются к уровню взрослого организма. Кроме того, в процессе жизни у детей и подростков легко вырабатываются условные пищевые рефлексы, в частности рефлексы на время приема пищи. В связи с этим важно приучить детей к строгому соблюдению режима питания. Важное значение для нормального пищеварения имеет соблюдение «пищевой эстетики».

43.Возрастные особенности строения органов пищеварения у детей.

Развитие органов пищеварения у детей происходит параллельно с развитием всего организма. И это развитие делится на периоды первого года жизни, дошкольного возраста и подросткового. В это время работа органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от состояния коры головного мозга. В процессе формирования системы пищеварения у детей легко вырабатываются рефлексы на время приема еды, её состав и количество.  Пищевод у деток раннего возраста имеет форму веретена. Он короткий и узкий. У детей в год жизни его длина составляет 12 см. На слизистой пищевода нет желез. Его стенки тонкие, но он хорошо снабжается кровью. Желудок у детей раннего возраста расположен горизонтально. И по мере развития ребенка он занимает вертикальное положение. К 7-10 годам желудок уже размещен так, как у взрослых. Слизистая желудка толстая, а барьерная активность желудочного сока по сравнению с взрослыми низкая. Главным ферментом желудочного сока служит сычужный фермент. Он обеспечивает створаживание молока. Поджелудочная железа ребенка раннего возраста имеет маленькие размеры. У новорожденного это 5-6 сантиметров. Уже в 10 лет она вырастет втрое. Этот орган отлично снабжен кровеносными сосудами. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок. Самым большим органом пищеварительной системы ребенка раннего возраста, занимающим треть брюшной полости, является печень. В 11 месяцев ее масса удваивается, к 2-3 годам утраивается. Возможности печени ребенка в таком возрасте низкие. Желчный пузырь в раннем возрасте достигает размера 3 сантиметра. Грушевидную форму он обретает к 7 месяцам. Уже в 2 года желчный пузырь ребенка достигает края печени. Для деток до года большое значение имеют вещества, поступающие с молоком матери. С введением прикорма ребенку активизируются механизмы систем ферментов ребенка.

Значение пищеварения.

Организм нуждается в регулярном поступлении пищи. В пище содержатся питательные вещества: белки, углеводы и жиры. Кроме того, в состав пищи входят вода, минеральные соли и витамины. Питательные вещества необходимы для построения живого вещества тканей тела и служат источником энергии, за счет которой совершаются все жизненные процессы (сокращения мышц, работа сердца, нервная деятельность и т. д.). Короче говоря, питательные вещества являются для организма пластическим и энергетическим материалом. Вода, минеральные соли и витамины не являются питательными веществами и источником энергии, но входят в состав клеток и тканей и участвуют в различных жизненных процессах. Белки, углеводы и жиры пищи представляют собой сложные органические вещества и в таком виде организмом не усваиваются. В пищеварительном канале пища подвергается механическим и химическим воздействиям, в результате чего питательные вещества расщепляются на более простые и растворимые в воде вещества, которые всасываются в кровь или лимфу и усваиваются организмом. Этот процесс обработки пищи в пищеварительном канале называется пищеварением. Механическая обработка пищи состоит в ее размельчении и перетирании, что способствует перемешиванию с пищеварительными соками (разжижению пищи) и последующей химической обработке. Химическая обработка - расщепление сложных веществ на более простые - происходит под воздействием особых веществ, содержащихся в пищеварительных соках, - пищеварительных ферментов. Вода, минеральные соли и витамины не подвергаются в пищеварительном канале специальной обработке и всасываются в том виде, в каком поступают.

44.Нейрогуморальная регуляция деятельности пищеварительной системы.

45. Значение обмена веществ и энергии.