Алгоритм использования технологии триз в доу. Использование методов и приемов триз технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольников

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребенка - детский сад № 51»

городской округ Электросталь

Московская область

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Тема «Использование технологии ТРИЗ - РТВ

в образовательном процессе ДОУ»

Выполнил:

Шершнева Ангелина Валерьевна - воспитатель

г.о. Электросталь

Актуальность проблемы и обоснование необходимости ее решения

Качественные изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не затронуть систему общего образования, которая в этих условиях вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворить новый социальный заказ развивающегося общества и государства. В условиях перехода к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом является ориентир на личностные, метапредметные и предметные результаты.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким развивающим средством является технология ТРИЗ - РТВ. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции.

Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начала с установкой на будущее обучение в школе. Сегодня ценность не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становятся и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать.

Доказано, что главным показателем умственного, личностного и творческого развития является не столько сумма знаний, приобретенных ребенком, сколько совокупность и уровень развития, интеллектуальных умений и мыслительных приемов и логических операций. Особое внимание придается развитию творческих способностей детей. Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия, выводы нужно развивать у каждого ребенка с детства.

Проблема развития творческого системного мышления, воображения психолого-педагогической литературе представлена широко в трудах Э.А. Голубевай, Т.Н. Дороновой. Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления, творческого воображения в процессе развития творчества дошкольников исследовали: Г.С. Альтшуллер, В.Н. Данченко, А.М.Страунинг. Е.Н. Яковлева рассматривала развитие творческого потенциала личности ребенка, творческие возможности в развитии творческой активности детей.

Как показывает опыт, уровень развития творческого мышления у детей недостаточно высок. Об успешности развития у детей творческой деятельности свидетельствуют увлеченность, способность переноса приобретенных знаний и умений в практическую деятельность, развитое критическое, творческое, системное мышление, фантазия и воображение, способность отказываться от шаблонов, самоорганизация в процессе решения творческих задач. Низкая логическая «вооруженность», низкий уровень видения объектов окружающего мира в системе проявляется в неумении самостоятельно добывать знания, доказательно рассуждать.

Все обшеобразовательные программы дошкольного образования включают в себя развитие общих и специальных способностей детей, но не дают методов и приемов развития творчества. Поскольку технология ТРИЗ-РТВ - это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой программы. Технология ТРИЗ-РТВ способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов умственного, личностного, творческого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время становится очевидной необходимость разработки учебно-методического комплекса «ТРИЗ-РТВ в детском саду», включающего механизм творческого, умственного, личностного развития ребенка, индивидуальные учебные планы с использованием развивающей технологии ТРИЗ - РТВ в непосредственно организованной деятельности и в режимных моментах, динамическую и мониторинговую системы.

Сфера использования, объект проекта - образовательное пространство ДОУ.

Круг пользователей - педагоги дошкольных учреждений, родители.

Ступень обучения, для которой реализуется инновационный проект

3-4 года - младший возраст

4-5 лет - средний возраст

5-7 лет - старший возраст.

Сроки реализации проекта 2012 - 2016 г.г.

Тема проекта

«Использование технологии ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе ДОУ»

Цель проекта

Внедрение технологии ТРИЗ-РТВ в образовательный процесс МДОУ как фактора повышения качества дошкольного образования в условиях образовательной среды

Задачи проекта

  1. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологий ТРИЗ-РТВ.
  1. Создание единого социально - образовательного пространства, включающего ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
  1. Формирование требований к профессиональным качествам педагога для работы с детьми дошкольного возраста по использованию средств ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе. Организация повышения квалификации педагогов.
  2. Развитие взаимодействия и социального партнерства со школой.

Гипотеза:

При внедрении в образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ-РТВ будут созданы условия для достижения творческого уровня развития личности, построения воспитателем индивидуальной образовательной траектории воспитанников на основе выявления и развития их творческих способностей и индивидуализации (поисковая, изобретательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность).

Обоснование актуальности разработки

Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та-кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-РТВ технология позволит воспитывать и обу-чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под-вижность, системность, диалектичность; с другой — (поисковой) разработка содержания программы по ТРИЗ-РТВ, а также формы и методы обучения активнос-ти, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Вместе с тем ТРИЗ-РТВ технология в систему работы дошкольных учрежде-ний массово не внедряется, поскольку недостаточно разработа-ны содержание программы по ТРИЗ-РТВ, а также формы и методы обучения.

Механизм реализации проекта

  • Разработка учебно - методического комплекса «ТРИЗ - в детском саду».
  • Создание системы отслеживание результатов, разработка процедуры оценки, определение критериальных показателей. Мониторинг реализации мероприятий и результативности проекта.
  • Развитие межведомственного взаимодействия, социального партнерства.

Участники проекта муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 54»

Источники финансирования проекта спонсорская и благотворительная помощь, внебюджетные средства

Результаты инновационной деятельности

1.Увеличится число детей имеющих высокий уровень социально - личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально - личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке. Интеллектуальная сфера: острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность. умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно - прикладных занятиях и играх.

2.Увеличится количество педагогов активно внедряющих технологию ТРИЗ-РТВ, повысится их квалификация, профессионализм.

Повысятся профессиональные умения педагогов строить образовательный процесс в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, умения модифицировать учебные программы, стимулировать творческие, интеллектуальные, когнитивные способности детей, владение эффективными методами обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста, способность к самоанализу, самооценки, психологическая чуткость, интеллектуальная компетентность.

3.Сформируется активная родительская позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

4.Совершенствуется преемственность с начальной школой по использованию ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе ДОУ и школы.

Полученные образовательные продукты

Нормативные документы;

УМК «ТРИЗ - РТВ в детском саду»;

Механизм развития творческой личности средствами ТРИЗ - РТВ;

Дидактические материалы;

Диагностический инструментарий.

Общественная презентация результатов инновационной деятельности

Семинары;

Научно-практические конференции;

Открытые мероприятия;

Консультации;

Публикации.

Сроки и основные этапы проекта

Этапы проекта

Сроки проекта

Пути реализации проекта

Подготовительный

2012-2013 г.г.

Разработка нормативно правовой базы проекта. Повышение квалификации педагогов, участвующих в проекте. Составление рабочих программ, учитывая специфику ДОУ.

Проектировочно-практический

Реализация проекта. Разработка УМК «ТРИЗ в детском саду». Координация мероприятий соисполнителей проекта. Диагностика, мониторинг, контроль реализации проекта в ДОУ.

Обобщающий

2015-2016 г.г.

Анализ и обобщение опыта работы по реализации инновационного проекта.

Механизм управления проектом

  1. Научно - методическое сопровождение

обеспечение программно-методическими и информационными ресурсами;

разработка диагностического инструментария для реализации проекта;

координация выполнения мероприятий соисполнителями проекта;

демонстрация педагогами опыта инновационной деятельности по теме проекта (открытые мероприятия, мастер-классы, участие в профессиональных конкурсах, публикации).

  1. Апробация и внедрение участниками проекта (администрация, педагоги ДОУ):

описание ожидаемых результатов, учитывая специфику ДОУ;

разработка плана мероприятий сопровождения проекта, учитывая специфику ДОУ;

разработка необходимой нормативной документации;

коррекция учебных планов;

проведение педсоветов, методических мероприятий;

разработка учебно- методического комплекса «ТРИЗ - РТВ в детском саду»;

мониторинг эффективности педагогических условий, направленных на развитие;

диагностика достижений воспитанников, педагогов;

обобщение и трансляция опыта деятельности ДОУ по развитию в СМИ, конференциях и т.п.

Прогноз возможных негативных последствий и пути решения

Технология ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе

Решение проблемы развития способностей, компетентностей, творчества предполагает учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровни развития ребенка (личностного, интеллектуального, творческого) зависят от содержания и методов обучения.

Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Все обшеобразовательные программы дошкольного образования включают в себя развитие общих и специальных способностей, но не дают методов и приемов развития творчества. Поскольку технология ТРИЗ - РТВ - это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой комплексной образовательной программы. Технология ТРИЗ - РТВ, ее инструменты способствуют внесению новых идей в разработку содержания и методов развития способностей, компетентностей, творчества у детей дошкольного возраста.ТРИЗ - РТВ -это уникальный инструмент для поиска идей, выявления и решения многих творческих проблем, развития детей.

Основные функции ТРИЗ - РТВ: решение творческих и изобретательских задач любой сложности, прогнозирование развития систем и получение перспективных решений, развитие качеств творческой личности, выявление проблем, трудностей и задач при решении различных ситуаций, максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем. объективная оценка решений, систематизирование знаний всех образовательных областей дошкольного образования, позволяющее эффективнее использовать эти знания. Значение ТРИЗ - РТВ в развитии и воспитании личности уникально. Средства ТРИЗ - РТВ позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач, ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основания говорить о влияние ТРИЗ - РТВ на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности.

Таким образом, если объединить средства ТРИЗ - РТВ включающие методы, игры, задания, занятия на системное рассмотрение окружающего мира, сочинение чего-то нового, непривычного и практику обучения, воспитания и развития дошкольников, создать условия для развития способности, компетентности и творчества, разработать механизм развития познавательной, социально - личностной, интеллектуальной сфер, то это даст возможность сформировать развитую личность.

Осуществление выбора средств ТРИЗ - РТВ обеспечивающих социально - личностное, интеллектуальное, творческое развитие детей дошкольного возраста, создание механизма использования этих средств в образовательном процессе ДОУ.

  1. Создание механизма использования средств ТРИЗ - РТВ (методов, игр, приемов, инструментов) в образовательном процессе ДОУ.
  1. Создание методических рекомендаций по эффективному применению средств ТРИЗ - РТВ во всех образовательных областях дошкольного образования и во всех видах деятельности.
  1. Обучение педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников.
  1. Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Ожидаемые результаты:

Компетенции

Показатели

Ценностно-смысловые компетенции

понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурные компетенции

обладать познаниями и опытом деятельности (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере).

Учебно-познавательные компетенции

знать и уметь ставить цели, планировать, анализировать, проводить рефлексию, проводить самооценку учебно-познавательной деятельности.

Информационные компетенции

уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативные компетенции

знать, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь навыки работать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе.

Социально-трудовые компетенции

владеть знаниями и опытом в сфере семейных отношений и обязанностей, в области социально - трудовой сферы.

Компетенции личностного самосовершенствования

непрерывное самопознание и развитие личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Способности

Показатели

Познавательные способности и навыки

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно-следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Организация информации.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Анализ ситуаций.

Умение оценивать как сам процесс, так и результата.

Умение предвидеть последствия.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Высокая любознательность.

Творческие способности

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое. Богатое воображение.

Развитая интуиция

Особенности эмоциональной сферы

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

I этап: 2012 - 2013 учебный год - подготовительный.

На данном этапе предполагается изучить практику внедрения ТРИЗ-технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения в г. Электросталь. Предполагается также показать родителям ценность ТРИЗ-технологии для воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Данную работу планируется проводить через организацию открытых занятий с разными группами детей: по возрастам и по уровню подготовленности к изучению ТРИЗ и РТВ; через презентацию проекта, а также через тренинги для родительской общественности и педагогического состава.

Выявление группы воспитателей, проявивших интерес к данным методикам, позволит сформировать творческую группу, которая пройдет обучение.

Актив родителей также организует творческую группу, которая в дальнейшем будет оказывать помощь в организации воспитательной деятельности и исследовательской работе.

II этап: 2013-2015 учебный год - проектировочно-практический.

На данном этапе будет создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В эту базу должны войти:

Программы;

Разработки воспитателей по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий (конспекты, презентации, раздаточный материал);

В этот же период будет разработана система диагностики уровня усвоения материала по двум направлениям:

  1. определение качества усвоения учебного материала в НОД, которая ведется с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.Будет открыта страничка на сайте ДОУ для демонстрации творческих продуктов воспитателей и воспитанников, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта. анализ проделанной работы, мониторинг, подведение итогов. Изучение мнения родителей, демонстрация полученных умений и навыков по использованию приемов РТВ (открытые занятия, Фестиваль фантазеров, результативность участия в конкурсах), демонстрация полученных знаний через проектные работы.
  2. Также будет осуществлен самоанализ собственной педагогической деятельности, рефлексия.
  3. Данный этап предполагает подведение итогов:
  4. III этап: 2015 - 2016 учебный год - обобщающий.
  5. Будет организован семейный клуб для родителей "Играем вместе".
  6. На данном этапе будут созданы продукты творческой деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с использованием приемов РТВ).

Мероприятия

Этапы, сроки их выполнения .

Результат

Исполнители

Проведение диагностики воспитанников на входе

Справка по итогам диагностики, диаграммы сформированности ключевых компетентностей

Зам.зав по ВР,

педагоги

Создание творческой группы педагогов, реализующих инновационный проект

Протоколы заседаний творческой группы

Зам.зав по ВР,

творческая группа

Дистанционное обучение педагогов

Сертификаты о прохождении обучения

Заведующий,

зам.зав по ВР

Разработка и внедрение программы подготовки педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников

Программа подготовки педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников

Заведующий

Подбор средств ТРИЗ-РТВ создание методической базы, необходимой для реализации проекта

Методическая база проекта

Зам.зав по ВР,

творческая группа

Изучение (корректировка) программ по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп

Выбор программы, написание рабочих программ

Зам.зав по ВР,

педагоги

Выявление педагогической осведомленности семьи, а также готовности семьи к сотрудничеству с ДОУ

Результаты анкетирования родителей

Заведующий,

зам.зав по ВР

Родительские собрания «Внедрение образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ как средства формирования ключевых компетентностей дошкольников»

Протоколы родительских собраний

Заведующий,

зам.зав по ВР

Организация семейного клуба для родителей "Играем вместе".

Создание творческой группы родителей

Зам.зав по ВР

Организация предметной развивающей среды.

Уголок «Изобретатель» в группах, дидактический, наглядный и раздаточный материал

Заведующий,

зам.зав по ВР

педагоги

Рецензирование рабочих программ по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп

Программы, готовые к реализации

зам.зав по ВР

Подготовка презентации проекта

Презентация проекта для педагогов ДОУ

зам.зав по ВР

творческая группа

Смотр знаний воспитанников (2 раза в год по полугодиям)

Публикация результатов в печатных изданиях, демонстрация творческих продуктов на сайте.

зам.зав по ВР

педагоги

Открытые занятия по ТРИЗ и РТВ для родителей

Сценарий, протокол

зам.зав по ВР

педагоги

Мастер-класс на разных возрастных группах дошкольников

Публикация материалов

зам.зав по ВР

Диагностические занятия в ТРИЗовских группах, 2 раза в год

Фиксирование результатов, составление сравнительного анализа с предыдущими показателями

зам.зав по ВР

педагоги

Фестивали творческих работ по каждой возрастной группе.

зам.зав по ВР

педагоги

Участие в конкурсах детского прикладного творчества, выставках творческих работ воспитанников ДОУ

Творческие работы воспитанников ДОУ

зам.зав по ВР

педагоги

Круглый стол для родителей

Выявление отношения к данному проекту.

зам.зав по ВР

творческая группа

Семинар для педагогов ДОУ города

«ТРИЗ в дошкольном учреждении» (рабочее название»

Знакомство педагогов с методами и приемами ТРИЗ-технологий, возможность их использования в образовательном пространстве детского

Заведующий,

зам.зав по ВР

Разработка учебно- методического комплекса

«ТРИЗ в детском саду»

Издание сборника материалов, включающего систему занятий, комплексно - тематические планы с использованием средств в непосредственно образовательной деятельности, циклограмму использования средств ТРИЗ-РТВ в режимных моментах и т.д.

Заведующий,

зам.зав по ВР

Разработка информационного материала, презентаций по итогам проекта

УМК, сайт «Мир другими глазами» (рабочее название)

Заведующий,

зам.зав по ВР

творческая группа

Итоги работы проекта

анализ результатов, коррекция планов, сбор информации для осуществления следующего этапа.

Заведующий,

зам.зав по ВР

творческая группа

Ожидаемый продукт

Создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В эту базу входят:

    • программы;
    • разработки воспитателей по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий (конспекты, презентации, дидактический материал);
    • Разработана система диагностики уровня усвоения материала по двум направлениям:
  1. определение качества усвоения курсов ТРИЗ и РТВ;
  2. определение качества усвоения учебного материала по разным предметам, преподавание которых ведется с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.Созданы продукты творческой деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с использованием приемов РТВ).
  3. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта
  4. Создана страничка на сайте ДОУ для демонстрации творческих продуктов воспитателей и воспитанников, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта
  1. Изменения в организации воспитательного процесса (проблемное воспитание)
  2. Внесение изменений в тематическое планирование, обусловленное возможностью ТРИЗ-технологий интегрировать темы занятий.
  3. Просвещение родительской общественности.
  4. Расширение возможностей для реализации творческих потребностей воспитанников: проектные и исследовательские работы, участие в конкурсах и фестивалях.
  5. Создание программ, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных.
  6. Разработка учебно-методического комплекса «ТРИЗ в детском саду». 2.Как стать гением: Жизненная стратегия твор-ческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 19944.Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»6.Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995
  7. 7.Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с.
  8. 5.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
  9. 3.Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. Новосибирск, 1992.
  10. 1.И тут появился изобретатель/ Альтов Г. - Москва.- 1989
  11. ЛИТЕРАТУРА

ТРИЗ в детском саду

В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту.

Элементы ТРИЗа прекрасно стали вживаться в дошкольное воспитание, благодаря техническим работникам города Норильска М. Шустерман и А.Шуб, которые разработали методику в соответствии с возрастными особенностями детей 4-7 лет.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Для этого необходимо:

Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей

Иметь специальную игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность.

В конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее (вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …..); продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом, желательно, обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

Проводить на втором году обучения не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.

Быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуацию.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождении противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

В любом общении с детьми нужно стараться базироваться на методах РТВ (развитие творческого воображения). Одно из направлений – использование изобразительной деятельности, как основополагающего компонента в обучении детей творческому мышлению на базе ТРИЗ. Использование лепки, аппликации, конструирования важно для начального моделирования каких-нибудь изобретений или ситуаций. Но для полного творческого раскрепощения детей необходимо стимулировать фантазию применительно к созиданию – это главное в тризовской педагогике.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.

Разберем один из основных методов РТВ по выявлению противоречий – упражнение «хорошо – плохо». Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей, например: деревянный карандаш, жаркое лето.

Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом, например: карандаш или лето (в целом, полная характеристика).

Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Составила Бирюкова Е.И. воспитатель высшей категории

МБДОУ детский сад №1 «Березка»

г.Светлогорск Калининградской обл.

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же это за методика? Об этом читайте ниже.

Что такое ТРИЗ

Эта аббревиатура расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Кто он такой? Это писатель-фантаст и изобретатель-инженер в одном лице. Этот человек вывел теорию, а потом и подтвердил ее на практике, что если взглянуть на любую проблему, то решение к ней можно найти одним и тем же способом. То есть, совершая одинаковый алгоритм действий, можно решить все задачи.

Если уже в 40-х годах прошлого века было разработано такое чудесное пособие, то почему же сегодня перед человеком встают какие-то непреодолимые преграды? Дело в том, что не все преподаватели знают, что такое ТРИЗ. Ведь все мы слышали о скорочтении, но как много людей на земле им владеет? То же самое касается и систем изучения языков. Есть много различных пособий и курсов, но почему-то лишь малая часть наших соотечественников владеет в совершенстве двумя-тремя языками.

Зачем была создана ТРИЗ?

Основная цель теории решения изобретательских задач - это найти одно-единственное решение. Для многих пиарщиков и креативщиков это может показаться странным. Всего одно решение? Но, как известно, самая лучшая идея - всегда самая простая и лежит на поверхности. До того как была разработана теория ТРИЗ, люди считали, что для нахождения оптимального решения нужно обследовать проблему вдоль и поперек, провести мозговой штурм и найти 100500 различных вариантов решения. Но ведь если подумать, то в итоге всегда оставляли один вариант, причем тот, для реализации которого потребуется наименьшее количество затрат, как физических, так и материальных.

Принципы ТРИЗ

  • Изобретения. Благодаря им человек улучшает мир, в котором живет. А как известно, мы живем по законам, уже созданным природой. Люди улучшают систему многими способами. Те, которые наилучшим образом вписываются в повседневную жизнь, остаются, другие с течением времени просто забываются.
  • Всегда есть противоречия. Этот принцип проще всего понять на примере. Эффективность любого механизма будет прямо пропорциональна его объему, именно так долгое время думали инженеры, которые собирали компьютеры. И ведь действительно, еще 10 лет назад самыми мощными вычислительными машинами были те устройства, которые имели очень увесистые габариты. Но с изобретением новых способов хранения данных размеры компьютера уменьшились. Противоречие исчезло.
  • Для каждой проблемы есть свое решение. Все будет зависеть от ресурсов, которыми располагает человек или система. Объясним на примере. Взрослые хотят дать детям как можно больше информации. Но детские книжки всегда маленькие. Как же получается сжать рассказы? Благодаря картинкам и стихам можно сократить часть текста.

На кого рассчитана система

Что такое ТРИЗ, мы выяснили, а теперь нужно понять, кого же можно обучать этой теории. Как и большинство экспериментов, этот ученые ставили на детях. Ведь ни на ком другом нельзя проверить успешность нового метода воспитания. Поэтому дети дошкольного возраста становились «подопытными кроликами». Когда система ТРИЗ показала, что ученые не ошиблись, и детей получилось научить мыслить более систематически, с ними продолжали заниматься и в школьном возрасте. Здесь решались уже более сложные задачи. Детям давались задания, но ни наводок, ни подсказок не было.

А также система ТРИЗ вполне неплохо себя зарекомендовала в качестве программы усовершенствования взрослых людей. Понятно, что мозг в юном возрасте пластичнее, но стоит понимать, что человек способен воспринимать новую информацию в любом возрасте. Поэтому сегодня у человека любой возрастной группы есть возможность заниматься по системе ТРИЗ. Причем это можно делать как дома, так и в специальных заведениях, которые проводят курсы, семинары и интенсивы.

Сколько времени занимает обучение

Теория решения изобретательских задач - это целая наука. Причем по аналогии с физикой или с химией можно сказать, что учить ее следует всю жизнь. Как же так, ведь в детском саду и школе детей тренируют упражнениями, а поступая в высшее учебное заведение, человек уже не практикует ТРИЗ постоянно? Все, что у него осело на подкорке, тем он и пользуется.

Именно так и живут многие люди в нашей стране. Но если провести параллели с языком, например с английским, то становится понятно, что вполне можно выучить его за 10 лет. Но если потом не применять язык на практике, знания быстро испарятся. Поэтому ответить на вопрос о том, за сколько времени можно научиться применять ТРИЗ, можно так: освоить основы любой взрослый человек способен за месяц, а вот оттачивать на практике полученные знания придется не один год.

ТРИЗ в детском саду

Теория решения изобретательских задач имеет одну и ту же структуру. Чтобы ее понять, нужно разбить ее на пункты и иллюстрировать примерами.

  • Первый этап - перед детьми ставится задача, и они должны без помощи взрослых ее решить. Как же может выглядеть задача? Она должна быть сформулирована в виде краткого вопроса, в котором можно найти ответ. Примеры: как можно выяснить, который сейчас час, если на руке нет часов; как найти самого умного человека в мире? Можно даже загадать стандартную загадку: как засунуть слона в холодильник?
  • ТРИЗ в детском саду подразумевает нахождение противоречий. Приведем пример. Солнце - это хорошо, оно дает земле свет и тепло. Но если не будет дождя, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар.
  • Завершающим этапом является решение противоречий. Когда поставлена задача, например: идет дождь, что нужно сделать? Найдено противоречие: взять зонт, но он слишком большой и не помещается в рюкзак. Остается только сделать логичный вывод: следует взять складной зонт, который и от дождя защитит, и в сумку отлично поместится.

ТРИЗ в школе

Как известно, учебная программа всех общеобразовательных учреждений заверяется, утверждается и, как следствие, не меняется годами. И если технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС существуют, то в школе официально эту систему не применяют. В качестве дополнительных или факультативных занятий некоторые учителя ее внедряют, но не на постоянной основе. А как мы уже выяснили, знания, не подтвержденные достаточной практикой, особой ценности не имеют.

Чем же можно развлечь детей на факультативе? ТРИЗ для дошкольников - это легкие задачки, в основном на базе сказок или их жизненного опыта. Детям 9-12 лет уже можно давать серьезные задания, ответы на которые они будут придумывать, а не искать в своем прошлом. Что же это может быть?

Пример задания. В комнате общежития живут два соседа. Один из них вечером смотрит телевизор, другой читает. Лампочка в комнате одна, висит по центру на потолке. Свет мешает одному из соседей смотреть телевизор, так как засвечивает экран. Что же можно придумать в качестве решения такой задачи? Ответ вполне очевиден. Нужно приклеить на лампочку со стороны телевизора кусок непрозрачного скотча, тогда засветы прекратятся, а второй человек в это время все еще сможет спокойно читать при свете.

Взрослые люди могут повысить свои изобретательские способности?

Несмотря на то что с возрастом мозг теряет свою пластичность, способность к обучению у человека остается. Использование ТРИЗ пригодится человеку любой профессии и любого возраста. Ведь бытовые проблемы подчас раздражают ничуть не меньше, чем рабочие. Сегодня, в век цифровых технологий, все желающие могут скачать книги по теории ТРИЗ или же, если нет времени самостоятельно постигать азы, можно записаться на специализированные курсы. На них за 2-3 недели можно получить знания в сжатой форме.

Какие игры проводить с ребятами

ТРИЗ в детском саду - это не уроки. Новые знания преподносятся ребятам в форме игры. Одна из них называется "Маша-растеряша". Ребенок подходит к колоде карточек, на которых нарисованы предметы, используемые в хозяйстве. Например, ножи, вилки, ложки или миксер. Вытаскивает карточку, а там нож. Он объясняет группе, что нож потерян. Теперь ребенок должен посетовать на то, что он не знает, чем будет резать хлеб. А группа должна предложить решения проблемы. Например, хлеб можно нарезать леской, линейкой или отломить рукой. А можно распилить его ножовкой или расковырять вилкой.

Еще один пример задач ТРИЗ - это игра в теремок. Задача детей - научиться видеть общие признаки у разных предметов. Каждому из ребят выдается карточка, на которой нарисован предмет. Один ребенок становится ведущим и забирается в домик. В руках он держит карточку с изображением, например, гитары. К нему подходит товарищ, в руках которого картинка удочки. Ведущий озвучивает условия: я впущу тебя в дом, если ты назовешь общие признаки между мной и собой. Ребенок с картинкой удочки начинает перечислять, что и гитара, и удочка делаются из дерева, у обоих этих предметов есть нитки и лески и т. д.

Как искать ответы

ТРИЗ для дошкольников - это не только способ решать воображаемые проблемы, но еще и путь к развитию фантазии. Поэтому когда в бытовой ситуации требуется быстро прийти к какому-то выводу, ребенок это сможет сделать с легкостью. Каким же образом? Чем больше человек прорешает всевозможных задач, тем больше в его голове останется аналогий, благодаря которым можно будет быстро находить ответы.

Например, если ребенок уже решал задачу о том, что хлеб можно нарезать не только ножом, но и линейкой или ложкой, то в походе он сможет быстро сориентироваться, когда под рукой не окажется чего-то режущего. Главная задача ТРИЗ - это не решать задания ради самого решения, а находить ответы на жизненные вопросы.

Задача с готовым решением

ТРИЗ-игры в саду пользуются популярностью. Но не все воспитатели могут быстро придумать детям подходящие задания. Поэтому мы предлагаем такой вариант. Керамическая кружка хорошо сохраняет тепло, но и быстро нагревается. Нужно придумать, как же сделать так, чтобы, не меняя материала, изготовить предмет того же вида, но с условием, что его будет удобно держать в руках. Дети могут предлагать использовать различные оберточные материалы, подстаканники или же вязаную «одежду».

Стоит сказать, что в производстве такие кружки будут очень дорогими, так как человеку помимо столового прибора придется покупать еще дополнительные предметы. Стоит ждать до тех пор, пока какому-нибудь ребенку не придет в голову идея приделать к кружке ручку. Этот ответ будет правильным. Ведь ручка изготавливается из того же материала, что и кружка, а значит, на производстве не будет никаких лишних затрат. Занятие с элементами ТРИЗ можно придумывать быстро, стоит только потренироваться. Вот еще примеры. Как перемещать кресло по квартире, чтобы оно не оставляло следов на поверхности? Как быстро разморозить еду?

Что дает система

После проведения месяца занятий ТРИЗ в подготовительной группе уже можно видеть первые результаты. Дети начинают интересоваться окружающим миром и пытаться решить парадоксы. И это стремление похвально. Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС с каждым годом набирает обороты. Если и дальше дошкольное образование будет применять эту теорию и осваивать ее на практике, то, может быть, следующее поколение детей вырастет гениями.

А что можно получить от тренинга ТРИЗ? Способность взглянуть на проблемы под другим углом и находить решение там, где раньше его не было видно. Причем больше не потребуется тратить часы на коллективный мозговой штурм, один человек благодаря своей силе воображения вполне способен справиться даже с самой сложной задачей.

Внимание! В статье приведен методический материал по проекту создания прибора «Чистопол»

Часто в описании образовательной программы можно встретить аббревиатуру ТРИЗ. Неподготовленному родителю она ничего не скажет, а вместе с тем это целая наука, предлагающая дошкольное образование по четкой схеме, и ТРИЗ в детском саду весьма популярна. Другими словами — Теория Решения Изобретательных Задач.

Автор методики – изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Интересно то, что ТРИЗ изначально разрабатывалась не для детей, однако со временем была успешно внедрена в программу дошкольного образования. Приемы ТРИЗ завоевывают все большую популярность среди педагогов и родителей.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.

Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Методика подходит для детей с 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов.

ТРИЗ в детском саду: принципы построения занятий

  • При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.
  • Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
  • Активизация творческого воображения.
  • Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.
  • Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов

Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:

  • Способствует развитию аналитических способностей.
  • Учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
  • Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью.
  • Культивирует стремление познавать и получать новую информацию.
  • Дает свободу слова и свободу проявления личности.
  • Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни.

Занятия по методике ТРИЗ состоят из трех этапов:

Первый этап – поиск сути. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (например: семья уезжает в отпуск на месяц, кто будет поливать цветы в квартире? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).

Второй этап – «тайна двойного». Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, солнце – это плохо и хорошо. Хорошо – так как греет, плохо – так как может сжечь.

Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы скрыться от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик.

  • А.А. Гин: «Задачи-сказки от кота Потряскина»,
  • М.Н. Шустерман: «Новые приключения Колобка»,
  • Г. И. Альтов: «Как стать изобретателем».

Методическая разработка: исследовательский проект «Чистопол»

Вид проекта: детский
Тип проекта: изобретательский
Длительность: 1 месяц
Количество участников: 5 человек

Проблема: исходя из опыта своей работы и работы коллег, мною было замечено, что дети часто не умеют переносить полученные ими знания и свой опыт в деятельность, не связанную с областью этих знаний.

Исходя из этого, были поставлены следующие цели:

  • Формировать умение видеть проблему в повседневной жизни.
  • Формировать умение формулировать противоречие в данной проблеме.
  • Формировать умение выдвигать гипотезы и проводить их анализ.
  • Формировать умение опираться на информативные знания.
  • Формировать классификационные умения.
  • Развивать изобретательские навыки с помощью ТРИЗ.

1 этап. Определение проблемы с детьми

В основе любого проекта с детьми лежит интерес детей. В связи с этим, с детьми стали обсуждаться различные вопросы, ответы на которые они хотели бы найти. Круг вопросов и проблем мы с детьми сузили до их пребывания в детском саду. Дети стали рассказывать о том, что им не нравится в детском саду, с чем им постоянно приходится сталкиваться.

У каждого был свой ответ: кому-то не нравится рано утром вставать; кому-то не хочется есть то, что дают в садике; кто-то не любит спать в тихий час и так далее. С детьми мы стали обсуждать, какая же из этих проблем самая трудная. Путём голосования дети пришли к выводу, что это отдельные проблемы некоторых детей, так как многим нравится приходить в детский сад, съедать всё, что приготовят повара, но в одном согласились все дети, что всем им не хочется надевать несколько раз в день бахилы на обувь.

Им не нравятся бахилы по нескольким причинам:

  1. Потому что в одежде трудно наклоняться.
  2. Иногда родители забывают или не хотят надевать бахилы, поэтому воспитатели начинают ругать детей и взрослых за грязь, а это неприятно.
  3. Так же тяжело наклоняться и бабушкам, которые приводят или забирают детей.
  4. Бахилы надо выбрасывать, и часто они разлетаются из мусорных контейнеров и загрязняют природу.

Таким образом, с детьми была определена тема будущего проекта.

Установление противоречия.

Дети стали задумываться: «Зачем надо надевать бахилы при посещении детского сада?». Ответ на поставленный вопрос дети нашли быстро: «Для того чтобы в детском саду было чисто». Можно ли обойтись без бахил?

Дети стали выдвигать варианты соблюдения чистоты в детском саду:

  1. Положить тряпку у входа.
  2. Снимать обувь при входе в детский сад.
  3. Носить запасную обувь.

Выдвигая предложения, мы с детьми стали обсуждать отрицательные и положительные стороны этих вариантов, дети стали убеждаться, что все эти варианты имеют больше отрицательных сторон, чем положительных. Дети пришли к противоречию:

Грязь должна быть на обуви, потому что люди приходят с улицы, и её не должно быть на обуви, чтобы полы были чистыми. ИКР: Грязь с обуви должна сама исчезнуть.

2 этап. Сбор копилки.

Так как детям предстояло искать способы борьбы с грязью, то мы стали собирать копилку видов грязи. В течение нескольких дней дети рассматривали подошву обуви и определяли, какая грязь на ней скапливается. В итоге была собрана «Копилка грязи».

3 этап. Картотека

Объекты, находящиеся в «Копилке грязи», дети стали объединять в группы по виду — так появилась «Картотека видов грязи»:

  • Жидкая грязь – в неё вошла вода в разных агрегатных состояниях (снег, лёд, вода).
  • Твёрдая грязь – в неё вошла земля, песок, мелкие камешки, мелкие листочки.
  • Смешанная – вода, смешанная с землёй (жижа).
  • С жидкостями борются с помощью: тряпок, губок, моющего пылесоса.
  • С твёрдой – пылесосом, веником, разными щётками (обувная, щётки на автомойке), метлой, водой, тряпкой.
  • Со смешанной грязью борются так же, как и с жидкостями, поэтому этот вид грязи был объединён с жидкой грязью.

4 этап. Модель изобретения

Из всех видов материалов, которые помогают бороться с грязью, дети выбрали наиболее распространённые и универсальные: вода, тряпки, пылесос, щётка.

Из этих материалов дети стали выбирать, что можно использовать. Воду дети решили не брать, так как вода быстро испачкается и её надо будет часто менять. Тряпки тоже дети решили не использовать, так как ещё на первом этапе было решено, что её применение не удобно, и руки испачкаются. Обычные щётки тоже не удобно применять, так как можно испачкать руки, но в модель изобретения можно взять механические щётки, которые используются на автомойках или на тракторах, при уборке улиц, только щетина должна быть не такая жёсткая, чтобы не испортить обувь. Также в модель дети взяли пылесос, так как он всасывает в себя разные виды грязи и не даёт ей разлетаться.

Таким образом, в модель попали:

  • Пылесос.
  • Механические щётки.

Исходя из модели, дети поняли, что их изобретение будет напоминать какой-то прибор или аппарат, так как пылесос и автощётки – это электрические приборы.

5 этап. Создание продукта

Пятый этап нашего проекта – это этап технический. Дети стали пробовать соединять пылесос с механическими щётками. В результате работы дети решили внести в свой прибор дополнение – решётку, чтобы под весом человека щётки не применялись и могли вращаться.

Я обратила внимание детей на то, хорошо ли, что прибор будет всё время работать, даже тогда, когда человека нет? Исходя из своего опыта, дети вспомнили, что существуют такие двери и сушилки для рук, которые работают только тогда, когда к ним подходишь (на фотоэлементах). Такие фотоэлементы дети тоже внесли в своё изобретение.

Таким образом, у детей получился прибор, которому было дано название «Чистопол».

Строение прибора: прибор состоит из двух частей. В первой части находится пылесос, эта часть закрыта крышкой, чтобы туда не попала вода и грязь. Во второй части находятся трубки, которые соединены с пылесосом. В эти трубки вставлены вращающиеся щётки с отверстием внутри. Щётки закрывает решётка с крупными ячейками.

Прибор работает на электричестве. Когда человек встаёт на решётку, то срабатывают фотоэлементы, и включается пылесос, и начинают вращаться щётки. Из-за силы всасывания пылесоса и скорости вращения щёток грязь не разлетается и попадает в грязеприёмник. В конце дня необходимо очистить грязеприёмник. В связи с тем, что эта грязь имеет природное происхождение, она не загрязняет окружающую среду.

Располагаться данный прибор должен в детском саду у входа.

У любого прибора есть правила его эксплуатации. Вместе с детьми мы написали, как надо пользоваться «Чистополом» и какие правила безопасности надо соблюдать.

Также были обсуждены положительные и отрицательные стороны данного изобретения.

Положительные:

  • Бережёт труд человека.
  • Экономит моющие средства, ткань, воду.
  • Не загрязняет природу.
  • Экономит денежные средства людей.

Отрицательные:

  • Много деталей — значит, дорогой.
  • Тратит электричество.

Но со временем прибор должен окупить свою стоимость.

6 этап. Презентация

Презентация проходила в детском саду на внутреннем конкурсе «Мой проект». Затем дети выступали с презентацией перед родителями на собрании. На конкурсе «Мой проект», проходившем в городе, дети заняли первое место.

7 этап. Определение перспективы

На заключительном этапе дети выявили перспективу дальнейшей работы над проектом. Она исходила из отрицательных сторон прибора. Надо придумать:

  • Альтернативные природные источники энергии (например: использование силы ветра, солнечной энергии).
  • Использование дешёвых материалов, для удешевления прибора.

В процессе руководства проектом, детям постоянно задавались вопросы провокационного характера, на аргументы детей выдвигались контраргументы. Было постоянное обращение к накопленному опыту детей, что способствовало тому, что им приходилось искать ответы, опираясь на накопленные знания.

Данный проект был полостью основан на информативных знаниях детей.

Использование технологии ТРИЗ в реализации задач Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени - дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя - фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ - технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

В результате занятий с применением элементов ТРИЗ, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

Ребёнок способен ощущать, чувствовать, мыслить, вырабатывать свою точку зрения. Выстраивать свою деятельность (игровую, продуктивную, учебную).

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ - технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию - это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ - технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель - определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое - жидкое -газообразное).

Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников - изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.