Какой корабль используется для алых парусов. «Алые паруса» - самый романтический праздник в году

В ночь на 26 июня в Санкт-Петербурге прошел традиционный праздник «Алые паруса», в котором приняли участие более 30 тыс. выпускников, 5 тыс. гостей из различных регионов страны, а за действом наблюдали более 80 тыс. зрителей.

Деревянный шведский бриг «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

За 11 лет после своего возрождения праздник выпускников уже стал одним из летних символов города на Неве. Главную роль в нем вот уже шестой раз подряд выполнял шведский бриг «Tre Kronor of Stockholm».

Первые праздник выпускников в Ленинграде провели в 1968 году. Тогда по Неве прошла целая флотилия из «Кораблей труда», на котором плыли рабочий Кировского завода, революционный матрос, солдат Великой Отечественной войны. А сами катера символизировали идею строительства общества, основанного на свободном труде: на первом судне был изображен громадный молот, на втором серп, на третьем атом.

С 1970 года праздник приобрел более романтический оттенок повести Александра Грина «Алые паруса». Галиот «Секрет» тогда исполняла шхуна «Ленинград», судьба которой заслуживает даже не статьи, а целой книги.


Шхуна «Ленинград / Алые паруса» / ПАРУСНИКИ ИНФО Будущая шхуна «Ленинград» была построена на верфи Геброудерся в Голландии в 1912 году, как парусное рыболовое судно «СН 374», а после - «Стерна». В 1927 году парусник приобрёл новый судовладелец из Гамбурга, который переоборудовал его в универсальное грузовое судно и переименовал в «Эдельгард». В 1936 году шхуну купил герой Первой мировой войны в Германии граф Феликс фон Люкнер (Felix Graf von Luckner). Он перестроил шхуну, изменив носовую часть установил новый, заменив старый двухтактный двухцилиндровый двигатель производства «Дойче Веерке» (Deutsche Werke) мощностью 70 л. с. на 140-сильный уже четырехтактный, и переоборудовал её в комфортабельную яхту. Шхуна получила новое имя ″Seeteufel″ – ″Морской дьявол″. Под этим названием и под командованием фон Люкнера шхуна в 1937-1939 годах совершила кругосветное плавание по маршруту: Норвегия - Панамский канал - Таити - Австралия - Индонезия - Аден - Суэцкий канал - Средиземное море - Италия - Англия. На самом деле, экипаж судна состоял из разведчиков и картографов, и основной целью путешествия был сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны. С началом второй мировой войны шхуна числилась вспомогательным судном немецкого ВМФ. После войны шхуна по репарации была передана СССР и много лет служила учебно-парусным судном ВМФ и Нахимовского училища под именем "Ленинград".

В 2005 году, после 26-летнего перерыва праздник выпускников было решено возродить. И до 2010 года галиот «Секрет» в разное время играли историческое судно «Штандарт», парусник «Мир», шхуна «Балтиец». В 2010 году алые паруса впервые на себя примерил шведский парусник «Tre Kronor of Stockholm».


Бриг «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Гордость Швеции

В 1993 г. в Стокгольме стартовал проект «Стокгольмский бриг», и за основу нового деревянного «парусника мира» был взят учебный бриг «Gladan» 1857 года.

Бриг «Gladan» несколько раз принимал участие в полярных экспедициях к Шпицбергену и Гренландии известного полярного исследователя Адольфа Эрика Норденшельда. Позже «Gladan» использовался как учебный парусник ВМС Швеции. Его служба окончилась в 1924 году, когда он затонул в военной гавани г. Карлскрона. Мачты парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Это судно стало идеальной моделью для создания парусника по старинной технологии, поскольку в военных архивах нашлись подробные чертежи.

Киль «Tre Kronor of Stockholm» был заложен на верфи Скипхолмен (Skeppsholmen) в Стокгольме. Строилось судно на деньги благотворительных организаций и волонтеров – как теперь говорят по схеме краудфандинга.

27 августа 2005 году судно спустили на воду, причем крестной матерью судна стала принцесса Виктория. А в свое первое плавание «гордость Швеции» отправилась в 2007 году.

Технические характеристики парусника «Tre Kronor of Stockholm»:

полное водоизмещение,т 330
макс. скорость под двигателем, узл. 8
максимальная скорость под парусами, узл. 17
длина по палубе, м 35
ширина габаритная, м 8,25
осадка, м 3,25
высота мачт от ватерлинии, м 29,5
площадь парусов, кв.м 735
количество парусов, шт 16
экипаж штатный, чел 8—12
максимальное число людей на борту, чел 68

Основными материалами для строительства судна послужили дуб, сосна, сибирская лиственница. На корпус судна пошло около 544 куб. метров дуба, а это примерно тысяча взрослых деревьев. Палуба сделана из сибирской лиственницы, мачты и реи изготовлены из сосны и лиственницы.

При этом на судно построено с учетом всех правил классификационных обществ. Например на нем 8 водонепроницаемых отсеков, современная рулевая машина, навигационное оборудование. Для создания праздничного освещения судна используется специальный дизель-генератор.

Постоянный экипаж парусника - от 8 до 13 человек, остальные – волонтеры, курсанты или пассажиры, которые на коммерческой основе могут свободно попасть на судно. При этом требования к ним равные с практикантами.

Все члены экипажа свободно говорят по-английски, однако основная их часть – все-таки шведы, поэтому шведскую речь, особенно во время установки парусов можно услышать чаще.

Говорит Сергей Тимошков, командир-координатор брига «Tre Kronor» с российской стороны:


Сергей Тимошков, командир-координатор брига «Tre Kronor» с российской стороны

«Праздник состоит из нескольких основных составляющих: пиротехника, музыка, световое шоу, десятки тысяч зрителей на берегах Невы – все это вместе создает настоящую атмосферу праздника, кульминацией которого является появление парусника в пролете Троицкого моста.

В это время на борту судна идет колоссальная работа. В обычных условиях на выполнение таких, казалось бы, несложных маневров, как прохождение, поворот, швартовка нормы времени исчисляются десятками минут. У нас задача уложить все это в несколько секунд – ведь все выверено, согласовано с пиротехникой, музыкой. В прошлом году, например, мы отклонились от сценария всего на 3 секунды. Это, безусловно, верх профессионализма.

Поэтому несмотря на то, что «Tre Kronor» приходит на праздник уже шестой год подряд, экипаж проводит огромное количество тренировок».


Карл Бавнер (Karl Bavner) главный кок парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Всем известно, что на судне «главный человек» после капитана это кок, а «главное место» после капитанского мостика – камбуз. Надо признаться, что вкусно и вовремя приготовленная пища — это залог хорошего настроения экипажа. Судовой кок парусника «Tre Kronor» Карл (Karl Bavner) — энергичный молодой человек лет 25ти. Рассказывает, что один с легкостью справляется с приготовлением пищи на 20 человек команды. Система вахт на судне такая же, как и на российских парусниках 4 через 8, поэтому кормится экипаж 4-5 раз в день. Сложнее приходится, когда парусник делает коммерческие однодневные выходы, тогда к 20 членам экипажа прибавляется ещё 50 пассажиров, но Карл не жалуется, работа творческая. «Готовлю еду, смотрю в иллюминатор, а за бортом море плещется, романтика», – улыбаясь рассказывает Карл. Когда судно стоит дома в порту Карл подрабатывает в одном из местных ресторанчиков, но говорит, что на судне, конечно, интереснее.

В ответ на наши вопросы Карл спросил, есть ли в Петербурге заведение для моряков, куда можно сходить после вахты, отдохнуть, отведать разные напитки. И мы конечно посоветовали ему знаменитый портовый кабак «Fiddler’s Green» на Рубенштейна 5 , настоящее пристанище для моряков и людей влюблённых в море.

Капитан парусника «Tre Kronor» Аллан Палмер (Allan Palmer) не менее интересная личность. Потомственный моряк, сам вот уже 20 лет ходит на парусных судах, в проекте «Tre Kronor» он участвовал с самого основания. В свободное от морской деятельности время Аллан художник-оформитель. И особая его любовь - подготовка изображений для почтовых марок (подробнее об этом можно прочить здесь )


Капитан брига «Tre Kronor» Allan Palmer / ПАРУСНИКИ ИНФО

Все петербургские журналисты задают Аллану один и тот же вопрос об особенностях маневрирования на Неве. Задали его и мы. И как заверил опытный капитан, основная проблема на Неве – это ветер, поэтому надо координировать работу главного двигателя и парусного вооружения, и еще следить, чтобы на палубу не попали догорающие фейерверки.

А вот культурная жизнь на борту парусника не так развита. Например, что удивительно – нет традиционного шанти-хора. «Мой отец ходил на паруснике, у него на борту был шикарный шанти-хор, а вот у нас не получается, наверное, потому как большая часть экипажа – практиканты», – рассказывает Аллан.

После непродолжительной экскурсии капитан ушел по своим делам проверять паруса, высказав на прощание свои впечатления от уже шестого посещения «Алых парусов»:

«Выступление для нас - это не только работа. Потому что, когда приезжаем, мы стараемся немного погулять по городу. Петербург – очень красивый город. В некотором роде мы, как артисты – даем хорошее представление и радуемся, если все вышло хорошо и зрителям понравилось».

Наблюдая за выступлением шведского коллектива с берега мы можем сказать, что Аллану и его команде оно удалось на славу. Достаточно посмотреть на фото.



Рында парусника, «нечищенная». Год указан 1687. Происхождение и подлинность рынды неизвестна. Но как сказал капитан, это скорее всего «стилизация под старину». У нас бы все равно надраили.


Рында парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Настоящие повседневные паруса парусника «Tre Kronor».


Настоящие паруса «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Кстати, в этом году алые паруса, которыми оснащались все парусники, принимавшие участие в празднике, впервые за 12 лет поменяли. Старые паруса передали в музей Грина в Феодосии,

Каюта для пассажиров / ПАРУСНИКИ ИНФО

Швеция – нация пива. Специальный аппарат в кают компании парусника.


Швеция — нация пива / ПАРУСНИКИ ИНФО


Большинство матросов на паруснике «Tre Kronor» это красивые отважные шведские девушки / ПАРУСНИКИ ИНФО












«Алые паруса» — визитная карточка Санкт-Петербурга. Каждый год для выпускников школ проходит сказочное шоу, когда Дворцовая , Троицкий мост, Дворцовый мост, берег Петропавловской крепости украшены тысячами разноцветных ламп, загораются факелы на Ростральных колоннах, над Невой разливаются звуки любимых мелодий. И появляется сказочный бриг с Алыми парусами. На глаза наворачиваются слезы, в душе что-то переворачивается, и вспоминаешь о своих детских несбывшихся мечтах… Восхитительное зрелище не оставляет равнодушным никого.

В 2016 году сцена на Дворцовой площади представляла собой огромный светящийся мост, символизирующий переход из прошлого в будущее, из детства во взрослую жизнь.
Выпускников поздравляли известные артисты и музыканты. Ведущий шоу — Иван Ургант.

В день проведения праздника попасть на набережную и посмотреть на бриг с Алыми парусами практически невозможно.

Гости Санкт-Петербурга часто задаются вопросом: «Откуда лучше посмотреть «Алые паруса». Если вы остановились в гостинице, то можно пообщаться с администрацией насчет покупки пригласительного билета на праздник «Алые паруса». Можно купить с рук или в интернете, но тут нужно остерегаться многочисленных подделок. С пригласительным билетом желательно прийти заранее и занять место поближе.

Есть бесплатный вариант для тех, кто не любит скоплений огромного количества людей и не хочет занимать место за несколько часов. За день до представления проводится репетиция, и вы можете посмотреть генеральный прогон парусника два раза, обычно он проводится в 22-30 и 23-30.

Проходите в кафе, расположенные на понтонах около берега, и получаете чудесный обзор всего происходящего!

Если в день праздника «Алые паруса» пойдете по Невскому проспекту в надежде увидеть на набережной шоу, то около Мойки вас ждет следующая картина:

Концерт можно, конечно, слушать, стоя неподалеку от Дворцовой площади, но вид вызывает уныние…

Пройдя вдоль всей Мойки, тысячи людей собираются на Марсовом поле, чтобы в течение 5 секунд понаблюдать за движущимися между зданиями верхушками мачт.

Санкт - Петербург, праздник «Алые паруса» является всероссийским балом выпускников средних школ, проводимый в городе Санкт-Петербурге в субботний день, наиболее ближайший к самой короткой белой ночи. Обычно это конец июня: с 19 по 25).

«Алые паруса» праздник выпускников проводится в два этапа. На первом этапе организуется большой концерт на стрелке Васильевского острова и Дворцовой площади с использованием элементов театрализованного представления. Вторым этапом является проведение в акватории Невы грандиозного мультимедийного светопиротехнического шоу. Вход везде свободный.

Ночное шоу представляет собой уникальный спектакль на воде. А проход корабля с алыми парусами вдоль набережных является главным событием шоу. Торжественное движение корабля по воде происходит в сопровождении водного перформанса, фейерверков и специального подготовленного светового представления. Также все представление полностью синхронизировано с музыкой. В целом около 30 минут составляет продолжительность этого водного спектакля.

Каждый год в режиме реального наблюдают за представлением около 3,5 млн. человек. Также с раздачей сигнала на весь мир на федеральном пятом канале ведется прямая телевизионная трансляция. Праздник проходит при личном участии губернатора и всероссийском поддержке Правительства Санкт-Петербурга.

В 1968 году в Ленинграде впервые состоялся единственный в Советском Союзе праздник для выпускников под названием «Алые паруса». Дворец творчества юных (ныне), а ранее - на Невском проспекте Городской дворец пионеров считается местом его рождения. Именно там было положено начало яркому и масштабному мероприятию по инициативе городского отдела народного образования Ленинграда.

Грандиозное открытие праздника состоялось вечером, в одиннадцать часов, 27 июня 1968 года. На воде было показана его вступительная театрализованная часть. Широкий участок реки напротив Петропавловской крепости - акватория Невы между Дворцовым и Кировском мостами - стала сценой. А местами для зрителей стала вся Дворцовая набережная, Стрелка Васильевского острова и два огромных моста.


Цепочка мощных прожекторных установок была вытянута вдоль набережной. Все пространство над рекой было пробито их цветными лучами. Праздник открывала эскадра катеров, на которых находились все поколения советских людей: солдат большевистского бронедивизиона, матрос революционной Балтики, молодой рабочий дней Октября и многие другие. На самом первом корабле был изображен громадный «молот». А вторым шел корабль «серп». А тертим шел корабль «атом».

Юные барабанщики и фанфаристы, одетые в яркую парадную форму Нахимовского и Суворовского училищ, расположились по бортам всех катеров в роли почетного эскорта. Все ночь на реке Неве происходило красочное, завораживающее, грандиозное представление. Данное шоу посетило около 30 тысяч выпускников.

Именно с этого дня праздник выпускников «Алые паруса» стал традиционным и отмечался вплоть до 1979 года. Но опасаясь большого скопления молодежи, Григорий Романов, глава Ленинградского обкома КПСС, закрыл этот праздник. И с тех пор он перешел в разряд неофициальных. А его возобновление состоялось лишь в 2005 году.

На сегодняшний день праздник «Алые паруса» - большой мультемидийный спектакль, проводимый в Санкт-Петербурге в самую светлую из белых ночей в акватории реки Невы, в котором применяются все самые современные технологии мультимедийного ряда. Главным событием шоу является проход корабля-мечты с алыми парусами вдоль набережных, символизирующий в свою очередь яркое будущее, исполнение желаний и дающий надежу.


Около 2 километров составляет рабочее пространство акватории.


О символе алых парусов!

Парусник с необыкновенными алыми парусами принято считать главным символом праздника.

Бриг«Tre Kronor» является в последние годы символом «Алых парусов». Он представляет собой современную копию брига Gladan, который был построен в 1857 году. Нынешное судно было построено при участии волонтеров со всего мира и благотворительных организаций, в связи с чем оно также именуется Парусником мира.

Торжественный спуск судна на воду состоялся в 2007 году в августе месяце. Судно имеет уникальные технические характеристики: есть двойное прямое парусное вооружение мачты, обладает хорошей маневренностью и имеет достаточно габаритные размеры (его длина равняется 46 метрам).

В прежние годы символами «Алых парусов» были различные судна. Так в Ленинграде, в 1968 году, это была эскадра катеров, на которых расположились костюмированные представители различных поколений. В 1970 году роль символа «Алых парусов» исполнила немецкая трофейная шхуна «Ленинград», принадлежавшая графу фон Люкнеру (главный германский корсар Первой Мировой Войны).

В 2005 году символом стал «Фрегат», являющийся первым кораблем Балтийского флота, который был восстановлен в 1994 году. В 2008 году поднял Алые паруса на Неве трехмачтовый быстроходный парусник «Мир». В 2009 году главную роль исполнила шхуна «Юный балтиец». А с 2010 года символом Алых парусов явился бриг «Tre Kronor».

Появление прекрасного брига с алыми парусами — всегда самый эффектный и романтичный момент праздника «Алые паруса», кульминация водно-пиротехнического шоу. Для корабля, исполняющего эту роль, требуются не только красота и масштаб, но и отличная маневренность. А также умелая команда и виртуозный капитан, ведь в узкой акватории Невы с очень переменчивой розой ветров следует появиться секунда в секунду.

За годы существования праздника, занесенного в реестр мирового событийного туризма с рекомендацией к посещению почти в 20 странах Евросоюза, главную роль бригантины с алыми парусами из повести Александра Грина исполняли самые разные корабли.

«Алые паруса — 2019»

В этом году главным символом праздника выпускников в Санкт-Петербурге станет новый корабль, его уже готовят в Кронштадте. Парусно-моторное судно заменит на ответственном посту шведский бриг «Три короны», который последние семь лет выходил под алыми парусами в Неву.

Бриг «Россия» заходит в Кронштадт, 2019 год
Пятый канал

«Металлист» — Первый корабль с алыми парусами

Первым символом праздника мечты — кораблем с алыми парусами — стала яхта «Металлист». Специально для нее были заказаны паруса алого цвета. «Одели» яхту Центрального яхт-клуба Ленинграда в ночь накануне праздника. Борт украсили светящимися буквами «Секрет» — так назывался тот самый корабль в повести Александра Грина, на котором Грэй приплыл за Ассоль.

Фото: Архив Пятого канала

«Ленинград»

С 1970-го роль галиота «Секрет» исполняла шхуна «Ленинград». Это был немецкий трофейный корабль «Der Seeteufel» (в переводе с немецкого — «Морской ангел»), принадлежавший в 30-х годах графу Феликсу фон Люкнеру — главному немецкому корсару Первой мировой войны.

«Дер Зеетойфель» стал первым немецким судном, совершившим кругосветное плавание. Впрочем, команда корабля ставила перед собой отнюдь не романтические цели. Экипаж состоял в основном из разведчиков и картографов. Под прикрытием кругосветки «Морской ангел» осуществлял сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны.

Граф Феликс фон Люкнер и шхуна «Der Seeteufel»

После окончания Второй мировой странами-победительницами была создана военно-морская комиссия для раздела флота Германии. «Дер Зеетойфель», как военный трофей, был передан Нахимовскому училищу и переименован в «Надежду».

В июле 1956-го шхуна была отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы. А через два года — исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в «Ленинград».

Корабль неоднократно участвовал в съемках советских, российских и зарубежных кинематографистов, исполняя роли и фрегатов, и морских шхун.

Шхуна «Ленинград» под алыми парусами
Фото: архив Пятого канала

Каравелла «Нева»

«Нева», которая участвовал в празднике выпускников «Алые Паруса — 1971» вместе с «Ленинградом», — реплика трехмачтового парусного судна «Санта-Мария». Оно входило в состав флотилии Колумба. Именно на «Санта-Марии» в 1492-м Христофор Колумб и отрыл Новый Свет.

К 1971-м энтузиасты Ленинградского клуба водно-моторных туристов закончили строительство «Невы». И сделали они это собственными силами. Судно «Нева» очень близко по характеристикам к каравелле «Санта-Мария».

Каравелла «Нева»
Фото: ТАСС /Олег Пороховников

Шхуна «Кодор»

С 1971 по 1979 год совместно с «Ленинградом» в празднике участвовала трехмачтовая бермудская шхуна «Кодор», построенная на верфи города Турку в 1951-м. Изначально корабль использовали как рыболовецкое судно, но со временем его отдали Ленинградскому мореходному училищу.

Парусник находился в эксплуатации больше 30 лет, что было настоящим рекордом для деревянного корабля. С курсантами на борту «Кодор» обошел одиннадцать морей и побывал в водах Атлантического океана. Кроме того, шхуна использовалась при съемках фильмов «В поисках капитана Гранта», «Капитан „Пилигрима“» и «Остров сокровищ».

Шхуна «Кодор», 1972 год
Фото: sailngstamps.ru

Фрегат «Штандарт»

Трижды в акваторию Невы поздравить выпускников заходил фрегат «Штандарт» — действующая копия первого корабля Балтийского флота, заложенного по указу Петра Первого в 1703-м.

Сегодня экипаж «Штандарта» составляют волонтеры, подготовленные перед началом каждого плавания. Летом 2000-го «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства — городам и странам, которые посетил Петр Первый, обучаясь корабельному ремеслу. С 2005 по 2007 год «Штандарт» — главный символ «Алых парусов».

Фрегат «Штандарт» под алыми парусами, 2006 год
Фото: Пятый канал

Трехмачтовый корабль «Мир»

После «Штандарта» роль галиота «Секрет» выполнял учебный трехмачтовый корабль «Мир», который был построен на польской верфи в 1987 году. С момента спуска на воду фрегат неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах. До сих пор «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. В 2008-м его появление стало кульминацией самого романтического петербургского праздника — «Алых парусов».

Фрегат «Мир» под алыми парусами, 2008 год
Фото: Пятый канал

Шхуна «Юный балтиец»

В 2009-м алые паруса примеряет учебная шхуна «Юный балтиец». С 1914 года — это был первый парусник, построенный в нашей стране. Он участвовал практически во всех европейских регатах — в Германии, Польше, Голландии, Бельгии, включая знаменитые гонки «Катти Сарк». Показывал и продолжает показывать неплохие результаты.

Шхуна «Юный балтиец» под алыми парусами, 2009 год
Фото: Пятый канал

Бриг «Tre Kronor»

С 2010-го по 2018-й включительно в акваторию Невы под алыми парусами заходил бриг «Tre Kronor» (в переводе со шведского — «Три короны»).

Корабль называют «парусником мира», поскольку строился он на деньги благотворителей и волонтеров из разных стран. Создавались «Три короны» как учебное судно для интернациональной команды моряков. До сих пор бриг регулярно ходит в экологические экспедиции и выступает международным символом сотрудничества.

Бриг «Tre Kronor» под алыми парусами
Фото: Пятый канал

В 2009 году бриг победил в крупнейшей регате больших парусных судов «The Tall Ships Races». Именно тогда организаторы праздника «Алые паруса» и обратили внимание на корабль. Шведская команда во главе с капитаном Алланом Палмером тогда впервые открыла для себя книгу Александра Грина. Моряки настолько прониклись красивой петербургской традицией, и следующие семь лет бриг был главным действующим лицом праздника «Алые паруса». В 2019 году его место займет новый корабль — новый символ самого романтичного праздника России.

«Алые паруса — 2019» состоятся 23 июня на Дворцовой площади и ближайших набережных. Ожидается, что участие в выпускном под открытым небом примут более 30 тысяч выпускников, а также сотни тысяч петербуржцев и гостей города на Неве.

Периодически, в блоге, мы рассказываем не только о своём опыте, но и о интересных путешествиях наших друзей – мы надеемся, что такие рассказы могут стать не просто любопытным чтивом, но и оказаться интересной идеей для будущей поездки.

Так, недавно мы публиковали статью о необычной свадьбе , а сегодня расскажем о ещё одной, совершенно улётной идее для следующего отпуска.

Мы путешествовали по-разному – пешком и на велосипедах, легковом автомобиле, трейлере и автостопом, на самолётах и поездах. Единственный способ, на который мы пока не решились, но о котором часто думаем – это морское путешествие (переезды из Хельсинки в Стокгольм и Таллин – не в счёт).

Мы рассматривали разные варианты. Просто купить морской круиз – во-первых, недешёвое удовольствие, а во-вторых, на наш взгляд, всё-таки, скучновато. Объединиться с друзьями и взять в аренду яхту – возможно, но нужны очень хорошие навыки мореходства у кого-нибудь из членов команды. Ещё один вполне рабочий вариант – вписаться к кому-нибудь через проект "Find a crew", но здесь тоже, неизвестно к кому попадёшь, а соскочить в любой момент уже не получится. Оказалось, есть ещё один вариант, о нём, как раз, сейчас и расскажем.

Недавно, нам написал наш приятель Дима Рябчиков, который, как выяснилось, работает старшим помощником капитана, причём ни где бы то ни было, а на легендарном фрегате Штандарт. Мы много слышали про этот парусник, были приятно удивлены таким Диминым ростом и, недолго думая, решили выпытать у него всю подноготную взять у него интервью про Штандарт.

Дима, мы уверены, что многие наши читатели, как минимум, слышали название вашего парусника, но расскажи подробнее, что он из себя представляет?
Начну с последних времён. Штандарт, думаю, больше всего известен жителям Петербурга – с 2005 по 2009 гг, фрегат радовал жителей северной столицы, выходя в акваторию Невы под Алыми парусами для ежегодного поздравления выпускников


История и формат существования парусника уникальны – не приписанный ни к одной из мореходных академий, не получающий поддержку государства, сегодня Штандарт открыт для каждого. Это действующий учебный парусник, ежегодно участвующий в европейских регатах и фестивалях, и сейчас каждый может присоединиться к проекту и отправиться в настоящее плавание.

Если же углубиться в историю, то изначально, фрегат Штандарт – это флагман, «первенец российского флота», построенный по приказу царя Петра I. Штандарт играл ключевую роль в обороне молодого Санкт-Петербурга от шведов до 1719 года и потому по приказу Петра «хранить вечно как первенец флота и памятник кораблестроительного искусства» был поставлен в качестве музея в Кронверкскую протоку. Без ухода и внимания корабли (а стояло их там несколько) быстро пришли в упадок.

Когда в 1727 году по приказу Екатерины I специальная комиссия проверяла состояние кораблей, «Штандарт» было решено вытащить на берег и отреставрировать. Но вода и время повредили корпус настолько, что при попытке поднять корабль, его буквально перерезали на части тросами.

Т.е. ваш Штандарт сохранил от прежнего только название?
Наоборот – в 1994 г команда энтузиастов, во главе с Владимиром Мартусем, по музейным чертежам, восстановили практически полную копию фрегата


Благодаря им, сегодня в России есть уникальный корабль, настоящий деревянный парусник, подобный кораблям Колумба и Магеллана. Сейчас Штандарт постоянно участвует в регатах и парусных фестивалях, представляя Россию и Санкт-Петербург в Европе.

Мы слышали, что у Штандарта сложные отношения с Россией, в чём это заключается?
Это длинная и не очень весёлая история. Если вкратце, то фрегат, успешно проходящий проверки немецкого и голландского регистров, по бюрократическим причинам был исключен из российского государственного реестра.

В июне 2010 года «Штандарт» обратился в Российский морской регистр с запросом о проведении освидетельствования судна, как спортивного парусного, по вновь утверждённым правилам, но на данный момент рассмотрение документов не завершено, и «Штандарт» остаётся за пределами территориальных вод Российской Федерации, осуществляя учебно-тренировочные плавания в водах европейских стран


Ты сказал, что в плавание на Штандарте может отправиться любой желающий, но, наверно, такая поездка – это неде шёвое удовольствие?
Штандарт принадлежит некоммерческой организации и является волонтерским проектом. Поэтому сюда попасть может любой, независимо от социального положения и финансового состояния.

Для тех, кто путешествует бюджетно и у кого есть время, но нет денег, существует возможность приехать на борт, принять участие в ремонте и обслуживании корабля, и путешествовать на нем совершенно бесплатно


Если же нет времени помогать кораблю работой, но пройти под парусом очень хочется, то можно принять участие в плавании, сделав взнос на питание, топливо, портовые сборы, страховку корабля и т.д. Взнос зависит от длительности плавания и варьируется от 120 до 960 евро. Подробнее о том, как принять участие в плавании, можно почитать .

Как ты думаешь, для кого подойдёт такая поездка? Всё-таки морское путешествие – это, в своём роде испытание, и оно не для каждого?
Конечно, если вы боитесь сложностей и предпочитаете ездить в туры по путёвкам, то такое приключение точно не для вас. Но при этом, Штандарт дает возможность не просто пройти под парусами, или посмотреть пару новых городов.

Плавание на фрегате по морю – это возможность гарантированно получить массу новых впечатлений, походить под парусами и оказаться в центре ярких праздников и фестивалей в разных европейских странах, встать за штурвал настоящего парусника 18 века, искупаться в открытом море и проверить свои силы в штормах


Здесь открывается целый мир – мир камзолов и парусов, пушечных баталий и громких фейерверков, штормовых переходов и дружеских вечеринок.

Это мир романтики и приключений, почти забытый в наше время, но который, несомненно, стоит вспомнить и окунуться в него с головой.

Кто из нас не зачитывался книжками про пиратов, или не смотрел Пиратов Карибского моря?
Удивительно, но теперь этот мир находится всего в одном шаге!

Должны ли участники обладать какими-то навыками для выхода в море?
Морской опыт не обязателен, практическим навыкам вас обучат на борту. Главное – это отсутствие медицинских противопоказаний к плаванию на спортивной парусной яхте, желание научиться чему-то новому, способность работать в команде, готовность к трудностям морского путешествия на историческом корабле



Среди наших читателей немало активных и энергичных девушек. Существует поверье, что женщина на корабле – к несчастью. Как вы относитесь к этому и принимаете ли в плавание девушек?
Хороший вопрос)
Это поверье пошло из английского флота. Корабль в английском языке - женского рода. Про него всегда говорят "she" - она. Считалось, что она ревнует, если на борту появляется другая женщина.

В русском флоте такого никогда не было, вот и у нас экипаж часто больше, чем наполовину состоит из девушек.

Может быть, в море есть ещё какие-то забавные приметы или поверья?
Из общеизвестных – свистеть на палубе нельзя, плохая примета, к шторму.
А в штиль, наоборот – мачту чесать нужно, или юнгу пороть – чтобы ветер появился. Но сейчас это все уже, конечно, больше в режиме шуток.
Через какие страны проходят ваши маршруты?
В плане плавания фрегата на 2014-й год такие страны, как Испания, Франция, Голландия, Германия, Польша, Финляндия, Дания, Великобритания. Подробнее с планом можно ознакомиться .

Дима, спасибо за ответы на вопросы! Надеемся, что когда-нибудь мы, всё-таки, примем твоё приглашение и примкнём к участникам команды Штандарта, а пока, желаем вам, как говорится, попутного ветра и бутылку рома и семь футов под килем!

P.S. Если у вас есть вопросы к команде Штандарта, задавайте их в комментариях к этой статье, и Дима обязательно на них ответит.