Здравствуйте, дорогие читатели!
У вас есть проблемы с памятью? Вам тяжело запоминать цифры и события? Тогда вам поможет мнемотехника. Вы не знаете, что это? Тогда я познакомлю вас с этим понятием, и вы будете помнить все и всегда.
Хотите? Знакомьтесь: мнемоника — приемы запоминания числовых сочетаний, событий, слов на основе ассоциаций.
Мнемоника как средство запоминания возникла еще в древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить различные ассоциации.
Чтобы память надолго сохранила некоторые слова или цифры, надо заменить факты и объекты на понятия и представления, имеющие кинестическое, визуальное и аудиальное представление. Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.
Мнемотехника дает удивительные результаты. Вы сможете запомнить сотни номеров телефонов, правила по грамматике, анекдоты, планы-конспекты и т.д. Хотите попробовать? Тогда начнем.
Если вам нужно выучить большое количество цифр (автомобильных номеров, телефонов, математических действий), можете выбрать один из понравившихся методов запоминания с помощью мнемоники.
Используйте только один метод! Не пытайтесь задействовать сразу все! Это очень сложно и не продуктивно. Методики предназначены для кратковременного запоминания.
Они хороши, если нужно быстро подготовиться к экзамену или другому ответственному мероприятию. Выучить всю физику или математику с помощью этого метода у вас не получится. Хотя, кто знает?
Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является запоминание слов. К сожалению, традиционная зубрежка не всегда дает плоды. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, используйте следующий алгоритм запоминания:
Обратимся к примеру заучивания английских слов по технике мнемоники, поскольку этот язык сегодня наиболее востребован в международном общении.
Приведем пример: owl в английском языке означает «сова». Оно созвучно с русским словом «аул», которое означает «восточные поселения». Представьте, что сова облетает аул. В нужный момент восстановите этот образ, и звучание придет к вам само собой.
Подобные «запоминалки» лучше создавать самостоятельно. Так они будут откладываться в памяти, поскольку были придуманы вами.
Однако если у вас не хватает фантазии и времени для обдумывания каждого слова, можно использовать готовые техники. Образы уже придуманы за вас: вы только применяете их на практике.
Многие современные преподаватели мнемотехники утверждают: если овладеть приемом в совершенстве, можно запоминать по 100 слов в час. Реально ли это?
Отзывы на различных форумах от людей, посещавших семинары мнемотехники, говорят, что методика действительно работает. Однако к ней надо приспособиться и настроить мозг. Не каждый из нас готов, глядя в словарь, выдумывать какие-то нелепые истории, а затем их запоминать!
Кто из нас не страдал от того, что ему необходимо готовить билеты по истории на экзамен, а запомнить все даты и события не представляется возможным? Это потому, что вы не использовали технику мнемоники для подготовки к экзамену по истории. Здесь можно объединить сразу несколько способов.
Для начала нужно понять, что история – это не просто даты, а именно их определенная последовательность. Чтобы запомнить их по порядку, надо составить ряд ассоциаций.
Обратимся к примеру. Предположим, что перед нами стоит задача освоить дату гибели Византии – 1453 год.
Соединяем все элементы в своем воображении. Пусть это будут номер карты в углу и ее тип – корона.
В нужный момент представьте себе карту и расшифруйте этот образ. Поверьте, сделать это будет легко.
Многие, посмотрев на цепочку ассоциаций, которые им предстоит осуществить, скажут, что это слишком сложно. Для запоминания единственной даты или ряда чисел приходится выдумывать целые истории.
Сначала этот процесс кажется трудоемким, так как требует напрягать воображение, а делаем мы это в повседневной жизни не так часто. Но после нескольких тренировок запоминание пойдет само собой.
Мнемонические цепочки действительно работают. Дело в том, что наша память предпочитает хранить не сухие факты и ничего не значащие слова и числа, а образы. Сегодня этот научный факт доступен всем, но мы им не пользуемся для своего блага.
В древности у египетских жрецов существовала так называемая «наука образности». Это было тайное учение, бережно хранимое от обычных людей. Почему образ так важен для нас?
Если вы внимательно проследите за своим ходом мыслей, то поймете, что думаете вы не словами или цифрами, а образами. Если слово ассоциируется с представлением, вы легко его запоминаете, оно даже может вызвать у вас определенные чувства.
То же самое с числами. Даже людей, окружающих нас, мы воспринимаем как некие созданные ими образы.
Почему бы для запоминания не создать образ самому? Постепенно вы привыкнете к такому ходу мыслей и не сможете без него существовать. Мнемоника станет вашим лучшим помощником.
Сегодня эту науку даже преподают в некоторых школах. Не напрасно. Может быть, мы сможем вырастить поколение с необычными способностями. А вот для быстрого счета используют другую методику — .
Данных, которые основываются на специфике человеческой психологии и правилах запоминания.
Изучение и применение приёмов мнемоники помогает лучше усваивать информацию различного характера:
Основным принципом любых мнемонических методик считается подмена абстрактных объектов теми понятиями, которые имеют визуальное или чувственное представление.
К 18 годам в мозге человека образовывают миллионы нервных клеток и путей, помогающие в оптимальные сроки обрабатывать входящие данные, находить решения задач и выполнять стандартные действия при минимальных затратах умственной деятельности. Однако если постоянно использовать только проверенные навыки, мозг перестанет развиваться. Поэтому периодическая встряска для мозга очень важна.
Память по своим свойствам аналогична мышце, т.е. ей также требуется тренировка, чтобы быть в тонусе, как и тело. Если ей не заниматься, то со временем она начнет давать сбой. Чем больше мозг нагружается, тем лучше он проводит анализ и запоминает информацию. Наиболее эффективные упражнения нарушают рутину умственной деятельности, и стимулирует интерес к самосовершенствованию.
Мнемоника известна человечеству ещё из древности. Уже в Древней Греции было подмечено, что память взаимосвязана с органами чувств. И чем больше эмоций получает человек в процессе жизни, тем ярче будут воспоминания. Поэтому, при тренировках по запоминанию, необходимо подключать яркие ассоциации.
Для того чтобы память хранила длительное время полученные данные, следует произвести замену факты на представления, которые имеют кинстическую, визуальную и аудиальную форму. То есть, заменить сухой факт на яркий образ.
Приемы мнемотехники довольно разнообразны, но каждый из них обладает конкретными критериями:
Приемы мнемотехники при регулярных тренировках дают эффективный результат. Можно запоминать все контакты из телефонной книги, легко вникать в правила грамматики английского языка, воспроизводить конспекты и многое другое.
Цифры, даты и различные события, связанные с ними, можно запоминать с помощью ассоциаций с другими значимыми цифрами или благодаря системе Шед. Согласно данному подходу, даты из истории или номера домов, можно запомнить, если составить фразу, состоящую из слов, располагающихся в определённом порядке. При этом буква в таком слове будет соответствовать некой цифре. К примеру, чтобы не забыть число 896 через мнемотехники, то нужно составить фразу, в которой первое слово будет иметь строго 8 букв, второе – состоит из 9-ти и так далее.
Со специфическими текстами, которые никак не поддаются обычным методам заучивания или зазубривания, также помогут мнемонические приёмы.
Особенно метод ассоциаций. Поиск ярких ассоциаций, которые будут соединены с запоминаемой информацией, может стать не только полезным, но и увлекательным занятием. Даже тексты подобного плана можно заучить в виде рифмованных строк, которые также способствуют запоминанию. Этим же методом можно запоминать цифры.
Термины и понятия могут стать лёгкими для запоминания при условии использования такой техники, как созвучие. Много слов из научной терминологии имеют созвучные «аналоги» в более простом варианте языка.
Для того чтобы зафиксировать в памяти личные данные о новом человеке и привязать их к нему, можно связать его с другим человеком, который является «тёзкой» (родителями, знакомыми, друзьями, политиками, актёрами и другими личностями).
Чтобы запомнить фамилию, можно использовать мнемонические приёмы, основанные на визуальных ассоциациях. Начните с изучением возможности замены или подборки аналога новой фамилии. Кроме того, вам может помочь какая-то примечательная черта человека, которую можно связать с ассоциацией.
Самым простым из мнемотехнических методов, которые помогут закрепить нужное имя, является сочетание таких приёмов: выказать интерес к человеку,
Возьмите на вооружение метод фонетических ассоциаций, который появился из-за того, что в каждом языке мира можно найти слова или составные части словосочетаний, которые будут звучать примерно одинаково. Кроме того, в разных языках можно обнаружить слова, которые имеют общее происхождение. К примеру, слово constantly (наречие, постоянно) можно запомнить, если проассоциировать его со схожим словом из русского языка «константа».
Метод взаимодействия разных ощущений является мнемоническим подходом, который будет полезен тем, кто нацелен на беглую речь и хочет общаться на иностранном языке.
Согласно подобному подходу запоминания, нужно заучивать иностранное слово не как перевод с родного языка, а как ассоциацию с единицей иностранной лексики. В таком случае запоминается ещё и нужное понятие. К примеру, чтобы заучить слово из трёх букв «cat» нужно представить хвост и лапы, и, удерживая подобный образ в сознании, пару раз сказать (вслух) «cat», стараясь не думать о слове «кошка».
Важно: все шпаргалки следует создавать самостоятельно. Таким образом, информация лучше усваивается мозгом. Но если есть проблемы с фантазией или временем, можно применять готовые техники и шаблоны.
Каждый человек помнит как сложно было готовиться к экзаменам по истории, ведь запомнить все даны и события довольно сложно. Но это только потому, что не пользоваться приемами мнемоники для подготовки к текстам. В данном случае мы предлагаем объединить несколько методик.
Первое, что следует сделать, это осознать, что история, это не только сухие даты, а определенная последовательность событий. Для того чтобы запомнить их в нужном порядке, следует составить ассоциативный ряд.
Рассмотрим на примере дату падения Византии – 1453г.
После нескольких тренировок и составления последовательных ассоциаций историю любой империи можно выучить и воспроизвести довольно легко. Все дело в практике.
Большинство людей едва взглянув на предложение составить вышеупомянутую ассоциацию не станут этого делать, т.к. посчитают это сложным. Ведь чтобы запомнить одну дату нужно придумать историю.
Конечно, этот процесс вначале кажется трудоемким, ведь требуется напрягать фантазию, которую в повседневном ритме человек редко применяется. Однако после 2-3 таких заданий, упражнение не кажется уже таким сложным.
Цепочки мнемотехники работают. И вызвано это тем, что память не хранит сухие даты и факты, а вот образы, наполненные эмоциями – сохраняет надолго. Это научно доказанный факт.
В древнем Египте жрецы обладали тайным знанием о науке образности. Они бережно ее хранили от обычного населения. Отчего была такая важность?
Если перевести свое внимание из вне на внутреннее и проследить за тем, каким образом формируются мысли, то можно увидеть, что в голове они предстают в виде образа, но никак не в виде цифрового ряда. Если слово «король» легко ассоциируется с империей и человек применить эту ассоциацию, то полученная информация легко запомнится.
Каждая из мнемонических методик может быть использована для запоминания любого материала или информации. Разные мнемотехники постоянно пересекаются, помогая достичь наивысшего результата и тренировки памяти.
Искусство мнемотехники.
Искусство мнемотехники основано не столько на знании приемов эффективного запоминания, сколько на умении вовремя активизироваться и подчас неожиданным образом применить свои способности, профессиональную память, эрудицию.
Художники - шрифтовики легко запоминают названия книг. Опыт их работы делает графику активнейшим операционным элементом при восприятии. Шрифтовики, вероятно, быстрее других прочтут слова и числа, состоящие из недописанных букв и цифр, например, слово что означает "кибернетика", или такое число, то есть 6927.
Разрезанную фотографию можно узнать по разному количеству составляющих ее частей, что позволяет судить о наблюдательности и зрительной памяти. Упражнения на распознавание развивают способность выделять минимальные отличительные черты и признаки. Эти черты и признаки оказываются важнейшими опорами зрительного запоминания.
Карикатурное изображение, как правило, запоминается лучше фотографического. Карикатура обычно устраняет излишнюю информацию, стремится усилить "лица необщее выражение". Если вам нужно что-нибудь запомнить, попробуйте внести в запоминание толику юмора, и самое скучное явление окажется незабытым.
Любопытен способ запоминания знаков объединения и пересечения множеств, применяемых повсеместно в математике. Знак C, обозначающий объединение, напоминает чашу, которая по-английски называется cup, а знак пересечения E напоминает шапку, по-английски - cap. При этом первое множество можно представить в виде совокупности множеств, как бы помещенных в чашу. А элементы, общие всем множествам данной совокупности, как бы отграниченные от остальных накрывающей их шапкой, образуют пересечение этих множеств.
Воспринимающие механизмы не любят монотонной работы и словно оживляются при переключениях. Неожиданные совмещения, "столкновения" несходств динамизируют эти процессы. Существует интересный способ запоминания большого числа первых знаков десятичной записи числа е (основание натуральных логарифмов). Для запоминания приближенного равенства е = 2,718281828459045... необходимо запомнить две первые цифры (2 и 7). Дальше цифры организуются следующим образом: дважды прочитывается дата рождения Л. Н. Толстого (1828 год), а затем перечислены величины углов прямоугольного треугольника. Скорость переключений или изменений точек зрения на предмет, столь необходимая для развития памяти, возрастает при выполнении упражнений по дешифровке записей со смешанными системами знаков. Прочтем, например, следующие фразы: "СмоЗ" в O!", "О5 в во7 часов", "Од0 решение в задаче?" Очевидно, используемые здесь "для сокращения" цифры не слишком затрудняют прочтение предложений: "Смотри в корень!", "Опять в восемь часов" и "Одно ль решение в задаче?"
Мы уже писали об огромном значении контура в распознавании и запоминании фигур. При составлении плана текстуального материала обычно выделяют вступление и заключение. В результате намечается новый внутренний "контур" основного содержания, используется "геометрия" смысла. Можно сказать, что общие конструктивные принципы лежат в основе зрительного, слухового и смыслового (без выраженной опоры на зрительное и слуховое восприятие) запоминания. По меткому замечанию одного ученого-физика, "мы похожи на человека со связкой ключей, который, пытаясь открыть одну дверь за другой, всегда находит нужный ключ с первой или второй попытки. Это заставляет его сомневаться относительно взаимно однозначного соответствия между ключами и замками". "Ключи" зрительного запоминания весьма похожи на "ключи" запоминания слухового и могут использоваться для "открытия одних и тех же дверей".
Любое знание, умение, талант можно использовать при запоминании. Тек человек с музыкальной памятью прекрасно запоминает номера телефонов, подбирая к каждому номеру подходящий мотив. Известно, что способность к версификации позволяет запоминать явления, далекие от мира поэзии. Школьники рифмуют слова, представляющие исключения из грамматических правил, рифмуют формулировки некоторых теорем. Чем замечательна версификация как мнемотехнический прием? Она динамизирует процесс воспоминания, сообщает этому процессу определенную эмоциональную окрашенность. Запомненный с помощью версификации материал не нуждается в частом повторении, чтоб не быть забытым.
Я. Перельман в своей "Занимательной астрономии" описал анаграммы (перестановки букв), которые использовали Галилей и Гюйгенс. Решение подобных анаграмм оказывается несложным для людей с развитым зрительным и слуховым восприятием. Из фразы, которую можно приписать утомленному курьеру, попытаемся составить пословицу так, чтобы у нас не осталось лишних букв. Вот эта фраза: И ВЕСНА, А ВСЕ ДНИ НОСИСЬ. Попытки зрительной переорганизации вряд ли приведут нас к успеху. Остается одно - "нащупывать" на слух возможные варианты слов, которые окажутся опорными для прочтений известной пословицы "Не в свои сани не садись". Люди, запоминающие стихи с первого прочтения, обычно быстрее распознают слуховые образы и, следовательно, быстрее решают задачи такого типа.
Но вот еще одна задача, где бессильным, как правило, оказывается слух. Из двух слов УТРО ОМЕГА надо составить название известной пьесы. Здесь в решении должен преобладать зрительный или графический компонент, который может избавить нас от механического перебора вариантов и ускорить расшифровку названия "Горе от ума".
Часто мы умеем применять знания лишь по прямому их назначению. Чтобы научить человека полнее использовать интеллектуальные возможности, интенсифицировать а необходимых случаях психофизиологическую деятельность, его ставят в затруднительные условия.
Сократив время экспозиций или предъявления какого-либо материала, можно повысить скорость "съема информации с бумаги". Необходимость заставляет человека активизироваться, он начинает быстро, часто лихорадочно, искать пути достижения цели. Этот способ небесполезен, поскольку человек может проявить свои скрытые способности и найти собственные мнемотехнические приемы. Навык использования мнемотехнических приемов, доведенный до автоматизма, делает эти приемы составной частью непроизвольного запоминания.
Мнемотехники (приемы мнемоники) - это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках . Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.
Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:
Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.
Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.
Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи» .
Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.
Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.
Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.
Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.
Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека - представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.
Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.
Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.
Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.
Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».
Люди живут в век информации, объём которой таков, что запомнить его бывает просто невозможно. На помощь приходят книги и техника: компьютеры, диктофоны, видеокамеры, фотоаппараты и т.д. Однако компьютер не всегда может находиться "под рукой", равно как и книга. Определённый объём информации необходимо постоянно держать в голове. Но человеческая память обычно несколько ограничена и запоминание одной информации чревато потерей другой.
Мнемоника помогает решить эту проблему, помогая расширить зону памяти, а также облегчает быстрое запоминание информации любой сложности, используя различные техники и приёмы. Основным из них является связывание запоминаемых объектов с различными образами, с построением между ними определённой последовательности. Дело в том, что люди мыслят образами. Само слово "образование" происходит от слова "образ".
Некоторые могут подумать, что она появилась недавно, однако мнемоника существует несколько тысячелетий и окружает нас повсюду. Когда мы читаем текст, мы начинаем в своём воображении рисовать определённые образы, что позволяет нам лучше запомнить содержание книги. Дорожные знаки являются мнемоническими символами, когда определённое правило связывается с каким-то знаком. А кто из нас не рисовал на руке крестик, который был должен напомнить нам о том, что мы должны что-то сделать? Таких "народных" мнемоических приёмов существует довольно много, и мы знаем и используем часть из них. Однако, помимо "народных" приёмов в мнемонике существуют специально разработанные техники, которые позволяют запоминать гораздо более сложную информацию.
В таких техниках слово наполняют содержанием, связывая эту информацию с яркими звуковыми и зрительными образами, а также ощущениями.
В технике мнемонического запоминания выделяют 4 этапа:
Используется она, когда нужно запомнить незапоминающиеся вещи, например: большое количество телефонных номеров, план-конспект речи, иностранные слова, большую последовательность чисел и т.д.
Благодаря тому, что при запоминании используются яркие образы для различных понятий и определений, легко заучиваются учебные дисциплины (химия, математика, физика и т.д.)
Основные приёмы в мнемонике:
Вот некоторые примеры запоминания:
"Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять".
Мнемоника напоминает создание неких конспектов в виде образов и может с лёгкостью заменить традиционные шпаргалки, но в отличие от бумажных, эти хранятся в памяти пожизненно.