Пенсионный возраст жителей беларуси. В Беларуси могут снова поднять пенсионный возраст

Пенсионный возраст – количество прожитых лет, по истечении которых гражданин обретает право на пенсию и заслуженный отдых. До 2016 года женщины в Беларуси становились пенсионерами в 55 лет, мужчины – в 60 лет – данные показатели были утверждены еще в советские времена и являлись одними из самых низких в мире.

В связи с увеличением продолжительности жизни и ростом количества пенсионеров относительно числа трудоспособного населения, финансовая нагрузка на Пенсионный фонд РБ значительно возросла. Это привело к необходимости повышения возраста выхода на пенсию, что нашло свое отражение в президентском указе «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11.04.2016 г.

Таблица выхода на пенсию

Актуальная таблица пенсионного возраста в Беларуси:

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Согласно нововведениям, возраст выхода на пенсию для белорусских граждан с 1 января 2017 года и до 31 декабря 2022 года повышается на 6 месяцев ежегодно.

В 2018 году пенсионерами становятся мужчины с датами рождения от с 1 июля по 31 декабря 1957 года, и женщины – с 1 июля по 31 декабря 1962 года. Соответственно, их возраст – 61 и 56 лет.

По окончании реформы пенсионный возраст для женского населения составит 58 лет, для мужского – 63 года. Дальнейшее повышение в данный момент не предусмотрено, однако такая возможность сейчас анализируется специалистами заинтересованных ведомств (особенно в отношении женщин).

Каждый год реформа будет затрагивать интересы примерно 100 000 человек, из которых каждые 50 000 тысяч будут ожидать пенсию дополнительные полгода, а оставшиеся 50 000 – год.

Кто не получит трудовую пенсию?

Следует помнить, что речь идет именно о трудовой пенсии, право на которую имеют не все. Для этого требуется не только достигнуть пенсионного возраста, но и выработать минимальный страховой стаж, продолжительность которого установлена действующим законодательством. Под страховым стажем подразумевается интервал времени, в течение которого из заработной платы гражданина производились отчисления в Пенсионный фонд РБ (либо приравненные к нему периоды деятельности в соответствии с действующим законодательством).

До 2013 года включительно данный показатель составлял 5 лет. С 1 января 2014 года его увеличили до 10 лет, а еще через год – до 15 лет. Сейчас данная планка увеличивается ежегодно на 6 месяцев – это будет происходить до тех пор, пока минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, не составит 20 лет.

Граждане, не выработавшие минимальный страховой стаж, получат только социальную пенсию по возрасту. Она выплачивается мужчинам после 65 лет, женщинам после 60 лет, и равняется 50% прожиточного минимума (в 2018 году это 103 рубля).

А как в других странах?

В большинстве стран Европы, в Японии и США срок выхода на пенсию варьируется в пределах 60-65 лет, причем он является одинаковым для женского и мужского населения.

В России сегодня пенсионерами становятся мужчины и женщины соответственно 60 и 55 лет. Однако уже приняты правительственные документы, предусматривающие доведение пенсионного возраста в течение 2019-2028 года соответственно до 65 и 60 лет.

В Польше показатель был понижен с 1 октября 2017 года: вместо 67 лет для граждан обоих полов он составляет 60 лет для женского, и 65 – для мужского населения.

В Литве, Эстонии и Латвии в настоящее время проходит пенсионная реформа, которая завершится к 2026 году (в Латвии на год раньше). По ее окончании возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет составлять 65 лет.

Во всех странах, где проходит реформа, основными причинами ее проведения называются увеличение количества стареющего населения относительно числа трудоспособных граждан. В странах бывшего СССР это преимущественно обусловлено последствиями демографического кризиса 1990-х годов, приведшего к снижению рождаемости.

В России планируют увеличить возраст выхода на пенсию - до 63 для женщин и до 65 для мужчин. Стоит ли и нам ждать каких–то изменений по примеру соседней страны? В частности, поднятия женской пенсионной планки вровень с мужской, до 63 лет, после 2022 года? Этот вопрос во время онлайн–конференции на сайтах БЕЛТА и Министерства труда и соцзащиты разъяснил заместитель министра Валерий Ковальков: такие предложения не прорабатываются. А насколько вероятно, что возраст выхода на пенсию гендерно станет одинаков - с 65? Валерий Ковальков заметил:

- 2018 год - это только второй год, в котором повышается пенсионный возраст. Вместе с тем уже сегодня, действительно, некоторыми экспертами озвучивается целесообразность дальнейшего повышения пенсионного возраста до 65 лет для обоих полов, то есть более существенного повышения планки для женщин. В обоснование приводятся доводы об их большей продолжительности жизни, вспоминается и гендерное равенство. В конечном счете, как и в любом государстве, многое будет определяться соотношением занятых в экономике и получателей социальных выплат или, проще говоря, финансовыми возможностями.

Напомним, пенсионный возраст в нашей стране плавно повышается с 1 января 2017 года - ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Например, мужчины, родившиеся с 1 июля по 31 декабря 1959 года и младше, и женщины, родившиеся с 1 июля по 31 декабря 1964 года и младше, выйдут на пенсию, согласно действующей схеме, с 1 июля 2022 года в возрасте 63 и 58 лет соответственно.

К СВЕДЕНИЮ

В ходе онлайн–конференции от граждан поступило немало вопросов, связанных с условиями назначения пенсии. Например, гражданину, который ухаживал за инвалидом I группы с получением пособия, это время засчитывается в общий стаж и учитывается в размере пенсии. Однако, поскольку уплата страховых взносов в данный период не производится, он не учитывается в минимально необходимый стаж работы с уплатой страховых взносов, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту.

- С подачи СМИ, интернет–ресурсов ситуация, когда люди, в течение жизни трудившиеся менее 10 – 15 лет, к моменту достижения пенсионного возраста не заработали права на трудовую пенсию, получила название «пенсионная ловушка», «ловушка страхового стажа». Но определенные условия для получения пенсии, в том числе по длительности стажа работы (официальной занятости, подтвержденной в установленном порядке) с уплатой страховых взносов в Фонд соцзащиты, в пенсионном законодательстве присутствовали и до принятия решений о повышении стажевых требований, - отметил Валерий Ковальков.

В 2018 году для назначения пенсии необходимо иметь не менее 16 лет 6 месяцев работы с уплатой взносов (ежегодно это требование увеличивается на 6 месяцев до 20 лет в 2025 году, то есть в 2019 году нужно иметь уже 17 лет работы и так далее). Если по каким–то причинам на дату достижения пенсионного возраста требуемый стаж отсутствует, можно продолжить трудовую деятельность и доработать недостающий период. Законодательство этого не запрещает. Валерий Ковальков обратил внимание на то, что для формирования полновесного страхового стажа (за год работы - год страхового стажа) необходима уплата взносов в фонд за весь период этой работы из заработка не ниже минимальной зарплаты. Информацию о периодах уплаты взносов и величине заработной платы (дохода), из которых они уплачивались, можно получить в территориальных органах Фонда соцзащиты населения.

Пенсионное обеспечение — важнейшая составляющей системы социальной защиты у Беларуси. Право на получение госпенсий по окончании работы или по достижении определенного возраста гарантировано Конституцией и реализовано через закон "О пенсионном обеспечении" и ряд других нормативных актов.

Сейчас в органах по труду, занятости и соцзащите различные виды пенсий получают более 2,6 миллиона человек.

Солидарная система пенсионного обеспечения

Пенсионную систему современная Беларусь унаследовала от СССР, и за годы существования суверенной республики она мало изменилась.

Сейчас в Беларуси действует солидарная (государственная распределительная) пенсионная система. Все работающие и наниматели отчисляют в ФСЗН определенные взносы (взнос для самих работников составляет 1% от зарплаты), из доходов ФСЗН выплачиваются государственные пенсии, пособия и иные трансферты (выплаты) белорусам.

Что влияет на размер пенсии в Беларуси: длительность трудового стажа, период оплаты взносов в ФСЗН (страховой стаж) и размер его заработной платы, из которой уплачивались взносы.

Накопительных пенсий в Беларуси нет, хотя сейчас добровольно человек может накапливать деньги, из которых после его выхода на пенсию будет осуществляться доплата к государственной пенсии — например, уже ряд страховых компаний делает подобные предложения белорусам и обещают: все больше людей обращаются за созданием накопительных пенсий.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Также белорусскими законами предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Пенсионная реформа в Беларуси и повышение пенсионного возраста

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях до 2017 года предоставлялось мужчинам — по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.

Как решили белорусские власти, общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на шесть месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет — начиная с 1 января 2017 года. Такими же темпами пенсионный возраст будет повышаться и для назначения досрочных пенсий.

Обязательным условием для получения трудовой пенсии по возрасту и трудовой пенсии за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН. При этом стаж должен составлять не менее 16 лет при назначении пенсии в 2017 году.

Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей — инвалидов многодетным матерям и многим другим категориям граждан нужно как минимум пять лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).

Для реализации права на трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу работы инвалида или кормильца (в том числе по страховому стажу).

Кроме страхового стажа в стаж для исчисления размера пенсии включаются периоды, когда гражданин служил в армии, находился в декрете и отпуске по уходу за малолетними детьми, время обучения в вузах, получения пособия по безработице. Максимальная продолжительность общего стажа, учитываемого при исчислении пенсии — 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

При назначении трудовой пенсии в 2017 году она исчисляется из заработка за последние 23 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж (часть вторая статьи 51 Закона) в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Ежегодно период для исчисления заработка увеличивается на 1 год, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.

То есть в 2018 году он будет составлять 24 года, в 2019 году — 25 лета и т.д. Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=4), а с 2016 года — пятикратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=5) для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Уровень рождаемости падает, а средний возраст пожилых людей растет - это среднемировая тенденция. Общее количество рабочих рук сокращается, численность же пенсионеров неуклонно растет. Конечно, можно порадоваться росту продолжительности жизни, ведь это показатель ее высокого уровня, но соотношение людей трудового возраста и пенсионеров создает высокую социальную и пенсионную нагрузку на общество и ухудшает положение в экономике, обостряет отношения в социальной сфере.

Большинству стран приходится решать эту проблему несколькими способами, в том числе увеличением срока выхода на пенсию по возрасту. Такие же реформы были провозглашены в последние годы в Республике Беларусь. Пенсионный возраст в Белоруссии повышается поэтапно.

Демографический прорыв

Как и большинство стран, некогда являвшихся частью СССР, Беларусь находится в сложном демографическом положении. Еще во второй половине двадцатого века темпы рождаемости сначала стали замедляться, а затем и вовсе значительно снизились. Развал СССР только ухудшил положение. И усилия нового государства в лице Министерства труда Республики Беларусь особой роли не сыграли. Рождаемость падала и падает до сих пор, что приводит к уменьшению числа работающего населения. Несмотря на определенные успехи, ситуация ухудшается, число умерших по-прежнему выше уровня рождаемости.

Рост числа пенсионеров

Пенсионный возраст в Белоруссии на начало 2017 г. равнялся 60,5 годам для мужчин и 55,5 - для женщин. Из населения немногим менее десяти млн человек пенсионеры составляли четверть. А соотношение работающих и пожилых людей было еще хуже. По информации Министерства труда и социальной защиты, на 100 трудящихся в республике приходится 61 пенсионер. Министерство труда РБ и статистика утверждают, что тенденция такова, что в последующие пятнадцать лет количество пожилых людей в общем составе общества вырастет как в абсолютном, так и в относительном числе.

Соотношение между количеством лиц трудоспособного возраста и пенсионеров становится все хуже. Работающих все меньше, пенсионеров все больше. Такова новая реальность, и под нее вынуждены подстраиваться и государство, и население.

Законодательство Республики Беларусь - наследие советской эпохи - явно не соответствует современному периоду. Количество пожилых людей сегодня стойко увеличивается, а объем денег, которые государство может выделить на поддержку таких слоев населения - уменьшается.

Правительство страны откровенно соглашалось с тем, что проводимые пенсионные преобразования - действия вынужденные. Вызвано это тем, что средств на содержание пенсионеров катастрофически не хватает.

Пенсионный фонд

В последние годы число пенсионеров постоянно растет, приходится все интенсивнее черпать финансы из пенсионных фондов. Правительство предупредило, что, оставляя прежнюю систему трудовой пенсии в Белоруссии в ближайшее время, придется наращивать платы в пенсионные организации людей трудоспособного возраста и/или сократить объем самих пенсий. Через полтора десятка лет расходы на пенсии поднялись бы где-то на одну пятую часть.

В какой-то мере позиция государства была правильной. К тому же нельзя не учитывать куда лучшие условия жизни (чем, например, в пятидесятых) и достижения современной медицины. Если в середине двадцатого века состояние граждан к выходу на пенсию было слабым, а смертность - высокой, то к настоящему времени положение значительно изменилось. Пенсионный возраст в Белоруссии остался прежним, а количество пожилых людей, доживающих до преклонного возраста в 70 или 80 лет, увеличилось.

Доходы и расходы

Давление на государство со стороны пенсионных структур постоянно увеличивается. По официальным данным, на начало 2017 г. пенсионные тяготы в стране достигают примерно 9% ВВП. В Беларуси проживает 2619,3 тыс. пенсионеров, из них свыше полмиллиона, как и ранее, трудятся.

Между тем с конца зимы текущего года увеличился объем прожиточного минимума, в связи с чем выросли и расходы на выдачу минимальных трудовых и социальных пенсий. Такая ситуация сохраняться дальше не могла. Чтобы сократить финансовое давление на пенсионную структуру, нужно постепенно увеличивать пенсионный возраст.

Общемировая тенденция

В свое время Министерство труда РБ выразило мысль, что многие страны с начала двадцать первого века в целях сокращения пенсионного давления на экономику постоянно повышают количество лет для выхода на пенсию. Между тем, в пенсионного возраста в 2017 г. произойдет впервые со времени образования страны и даст возможность подойти к среднемировому уровню.

В подавляющем числе государств в наше время возраст выхода на пенсию составляет 60-65 лет, причем нередко он общий и для мужчин, и для женщин. В Беларуси же мужчины имеют право выйти на заслуженный отдых на пять лет позже, чем женщины, тогда как мужчины, по статистике, живут меньше. Повышение возраста выхода на будет происходить для обоих полов.

Европейские страны и Соединенные Штаты Америки к 2060 году планируют повысить пенсионный возраст до 70 лет, а Германия собирается провести соответствующие реформы в ближайшее время. Сегодня самый высокий пенсионный возраст в Финляндии (62-68 лет как для мужчин, так и для женщин), Швеции (61-67 лет на сегодняшний момент, но премьер-министр активно выступает за повышение пенсионного возраста до 75 лет), Польше (65-67 лет), Исландии (67 лет), Дании (65-67), Израиле (67 лет), Германии (65-67).

Указ президента

На основании Республики Беларусь, на протяжении следующих шести лет (с 2017 по 2022 гг.) будут проходить крупные преобразования в пенсионной сфере. Ежегодно, начиная с января 2017 года, возраст выхода на пенсию будет возрастать на полгода. К началу 2022 года пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 - для мужчин. Кроме того, ежегодно на полгода станет увеличиваться минимальный стаж, необходимый для выхода на пенсию по возрасту (в совокупности он увеличится тоже на пять лет).

Цель реформы

Вышеупомянутый указ запустил механизм пенсионной реформы, который даст возможность оставить траты на пенсии на уровне текущего года хотя бы в течение последующих 5-8 лет. Законодательство Республики Беларусь будет перестроено таким образом, чтобы оно соответствовало новым реалиям и способствовало развитию социальной сферы, а также снижению нагрузки на экономику.

Ход реформы

Итак, возраст выхода на пенсию будет увеличиваться поэтапно. Каждые полгода пенсионный возраст будет возрастать на те же полгода. Ранее правительство предлагало и другой вариант: увеличение пенсионного возраста на год ежегодно. В конце концов выбрали вариант с постепенным увеличением возраста.

В Министерстве труда и социальной защиты поясняют, что ввиду последних реформ мужчины, появившиеся на свет в первой половине 1957 г., а женщины - в первой половине 1962 г., первыми испытают преобразования пенсионной системы. По прежним законам они могли уйти на пенсию в 60 и 55 лет соответственно, т. е. в первые месяцы 2017 г. Но поскольку пенсионный возраст в Белоруссии с 2017 года возрастает на полгода, жители страны, чьи даты рождения оказались в указанных хронологических рамках, должны будут трудиться еще 6 месяцев и получат пенсию уже во второй половине 2017 г.

Последствия пенсионной реформы

Реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию, прямо коснется в ближайшее время примерно 100 тыс. жителей Беларуси, половина из которых окажутся на пенсии позже на полгода, половина - на год. В соответствии с указом Президента Беларуси, в следующие шесть лет на три года увеличится и возраст, при достижении которого есть возможность получить трудовые пенсии.

МВФ считает…

Между тем Международный валютный фонд - одна из крупнейших финансовых организаций - предлагает повышать пенсионный возраст в Белоруссии и после окончания реформы в 2022 г. В недавнем сообщении организации, которое было передано две недели назад, отмечается, что Беларусии сначала нужно произвести мягкое увеличение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 65 лет. После нужно привязать пенсионный возраст к средней продолжительности жизни.

Вообще заявления, сделанные МВФ, указывают на то, что вероятность подобного варианта развития событий весьма большая. В МВФ говорят о том, что соотношение пенсионеров к трудоспособным жителям будет расти и к середине века достигнет того, что две трети населения будут составлять пожилые граждане.

Рост числа пенсионеров приведет к тому, отмечают специалисты МВФ, что суммы выплат к середине века практически вдвое. Вследствие этого дефицит бюджета вырастет примерно в три раза, экономика будет негативно реагировать на такое положение дел.

Что дальше?

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь также предсказывает увеличение пенсионных расходов в государстве из-за постоянного старения основной части населения, роста числа пенсионеров. Так, по словам специалистов Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра, если в 2013 выделение средств в пенсионный фонд достигло примерно 9% то к середине века это уже будет 20% ВВП. Следовательно, если в пенсионной системе и в дальнейшем ничего не менять и возраст выхода на пенсию не увеличивать, считая проведенные реформы достаточными, недостаток средств ПФ Беларуси, вследствие старения большей части людей, станет гарантирован.

Эта проблема, в большей или меньшей степени, касается и других стран, поэтому подобные преобразования затронут и их. Повышение пенсионного возраста в Белоруссии - это только один из шагов. Подобная реформа уже стартовала в России и на Украине, на очереди и другие постсоветские страны, и Европа.

11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

Пенсионный возраст - это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в на в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

В общемировой практике средний колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.

Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся - один год.

Таблица выхода на пенсию с 2017 года

Дата рождения

Пенсионный возраст, лет

Период выхода на пенсию

01.01-30.06.1962

01.01-30.06.1957

01.07-31.12.2017

01.07-31.12.1962

01.07-31.12.1957

01.07-31.12.2018

01.01-30.06.1963

01.01-30.06.1958

01.07-31.12.2019

01.07-31.12.1963

01.07-31.12.1958

01.07-31.12.2020

01.01-30.06.1964

01.01-30.06.1959

01.07-31.12.2021

01.07-31.12.1964

01.07-31.12.1959

01.07-31.12.2022

Стоит отдельно отметить, что возраст для выхода на пенсию будет определяться не только годом рождения, но и датой обращения в соответствующий орган за оформлением пенсии. Так, если, мужчина, родившийся в октябре 1957 года и имеющий право выйти в заслуженный отпуск в октябре 2018 по достижении 61 года, изъявит желание оформить пенсионное пособие позднее, например, в марте 2019 года, то и сделать это он сможет уже лишь по достижении возраста 61 год и 6 месяцев, а именно, в апреле 2019, так как 1 января 2019 пенсионный возраст будет увеличен на полгода.

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 2354000 пенсионеров, причем за 2015 год их количество возросло почти на сорок тысяч. Такая тенденция вынуждает государство ежегодно изыскивать дополнительные ресурсы для поддержания пенсионного фонда. На основе графика изменения обшей численности пенсионеров можно сделать прогноз о предстоящих расходах на выплаты пенсий: к 2020 году они возросли бы на 7 процентов по отношению к 2015 году, а к 2030 - на 20. Однако решение о поэтапном повышении пенсии и составление новой таблицы выхода на пенсию с 2017 года позволит сократить расходы бюджета по данным статьям и, как минимум, до 2023 года поддерживать их на нынешнем уровне.

Таким образом, применение таблицы выхода на пенсию в Беларуси будет завершено после 01.07.2022, а именно, с 1 июля 2022 в Республике Беларусь женщины и мужчины, за исключением льготных категорий, будут уходить в заслуженный отдых при достижении ими 58 и 63 лет, соответственно.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter