Вопросы к неврологу в 1 месяц. Малыш у невролога

Невролог – это врач, который должен наблюдать за состоянием здоровья вашего ребенка на каждом этапе развития, давать советы о том, как правильно ухаживать за малышом, лечить в том случае, если ребенок заболел. Посещение доктора необходимо почти каждый месяц.

Осмотр обязателен даже в том случае, если младенец абсолютно здоров, тем более, что это может быть не так. Только специалист может выявить отклонения от нормы. Проводится осмотр раз в квартал, так как статус новорождённого меняется почти каждый месяц. Каждый отрезок знаменуется формированием каких-либо навыков, происходит это из-за непрерывного роста и развития организма.

В роддоме

Когда маму и грудничка выписывают из роддома, то малышу делают ультрасонографию головного мозга. Киста головного мозга – частый диагноз у новорождённых. Почему возникает данная патология медицине до конца неизвестно. Если размер опухоли не более 5 мм, то причин для беспокойства нет, и опухоль рассосётся к трем месяцам. Если киста была обнаружена, то необходимо каждый месяц следить за динамикой её развития.

Причинами заболевания ЦНС становятся:

  1. Патологическая беременность;
  2. Осложнения во время родов;
  3. Врождённые инфекции;
  4. Травмы, недоношенность.
  5. Не стоит откладывать осмотр у невролога, если вы заметили:
  6. Беспокойный сон;
  7. Синдром срыгивания и рвоты;
  8. Тремор рук, ног и подбородка;
  9. Пароксизмы различной продолжительности.

Давайте детально остановимся на том, каков неврологический осмотр на каждом этапе жизни.

При достижении одного месяца

В один месяц невролог на осмотре обращает внимание на рефлексы и на позу ребёнка. В месячном возрасте врождённые рефлексы наиболее явны.

Невролог обращает внимание на состояние мышц, так как новорожденным свойственен гипертонус, положение их тела схоже с тем, что было в утробе матери: малыш поджимает ноги, сжимает кулачки.

Мышцы должны быть симметричны с обеих сторон. Разный тонус мышц сигнализирует о наличии патологий. Новорождённый способен потягиваться после сна, когда ему исполняется один месяц.

Телодвижения маленького человека отличаются хаотичностью и неупорядоченностью. В первый месяц жизни младенец начинает фокусироваться на предмете, внимательно его осматривает, даже способен проследить за его перемещениями.

Если в две недели кроха может удерживать голову, то это говорит о внутричерепной гипертензии, которую лечит врач. В этот период ребёнок начинает выражать эмоции, например, улыбаться слыша мамин голос. Категорически нельзя игнорировать посещение невролога именно в этом возрасте.

Окружность головы достигает 35 см. В первый месяц важно отслеживать динамику роста. Каждый месяц окружность должна увеличиваться на полтора см. Врач-невролог обращает внимание на состояние родничка.

При достижении трех месяцев

На этом этапе малыш учится обращаться со своими ручками. Малыш начинает их изучать, засовывать пальцы в рот. К трем месяцам практически исчезают рефлексы новорождённого, так как уже кора головного мозга начинает отвечать за регуляцию. На смену хватательному рефлексу приходит осознанное хватание предметов.

Трехмесячный малыш должен уметь держать головку в вертикальном положении. Если этого не происходит, то вероятна у ребенка задержка физического развития или . Это будет выявлено на осмотре.

В этом возрасте появляется эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Возникает она при общении или при попадании в поле зрения нового объекта. В доме всё чаще раздаётся детский смех. Тонус и напряжённость сгибателей уменьшается, позы становятся более непринуждёнными.

В полугодовалом возрасте

В этот период невролог на осмотре смотрит на умения ребенка. В полгода малыш должен уметь переворачиваться на спину и на живот, поднимать голову, опираться на локотки.

Ребёнок начинает признавать родителей, выделять их среди остальных людей. Реакция на посторонних совершенно непредсказуема: от улыбки до сильного плача.

В полгода кроха способна совершать нехитрые манипуляции с игрушками, например, перекладывать предмет из одной руки в другую. Телодвижения приобретают точность и уверенность. Эмоциональные реакции становятся менее однообразны, ребенок начинает пытаться повторять несложные сочетания звуков.

После полугода окружность головы увеличивается на один см. Появляются попытки принять сидячее положение тела, пусть даже при помощи взрослых.

Дети постарше

На осмотре невролог обращает внимание на умение малыша сидеть без поддержки, оценивает физическое развитие. Дети в этом возрасте начинают ползать и вставать.

Что касается мелкой моторики, то ребенок уже способен удерживать двумя пальцами предмет. Ребенок пародирует движения взрослых: машет рукой, хлопает в ладошки. Малыш хорошо знает, кто его мама и папа, с настороженностью относится к незнакомцам. Малыш понимает, что такое нельзя, может найти нужный предмет среди прочих, понимает значение произносимых слов.

Осмотр в годовалом возрасте нельзя игнорировать, ведь малыш начинает становиться полноценным человеком. В год многие дети уже способны самостоятельно передвигаться, некоторые делают первые шаги, держась за руку родителя.

В год и третий месяц каждый здоровый ребенок должен уметь ходить. Становится лучше умение держаться за столом: малыш держит столовые приборы, ест при помощи них, умеет пить из кружки.

Развитие познавательной сферы происходит семимильными шагами: ребенок знает наименования предметов, части тела человека, звуки, которые произносят животные. Окружность головы к этому времени увеличивается на десять см.

Самые частые вопросы родителей к неврологу

С чем связано постоянное напряжение в конечностях?

Гипертонус – это нормальное явление, присущее всем новорождённым до определённого возраста. Младенцы сгибают руки, прижимают их к груди, пальцы крепко сжимают в кулак, притом большой палец лежит под другими. Нижние конечности тоже согнуты, но меньше чем в руки.

Папы и мамы могут заметить, что тонус меняется, если повернуть голову влево или вправо, то мышечный тонус станет выше с одной стороны. Эта особенность детского организма называется . Но не стоит пугаться медицинской терминологии, такое состояние считается абсолютно нормальным.

К четырем месяцам тонус мышц становится всё меньше, при движении задействуются многие группы мышц. Гипертонус никак не лечат, но допустимо делать массаж, способствующий гармоничному развитию тела. Советы о том, как делать массаж должен давать только квалифицированный специалист. На осмотре врач скажет, если причины для беспокойства.

Тремор конечностей и подбородка – это признак того, что ребёнок замёрз или что-то не так с нервной системой? Необходимо ли посещение врача?

Дрожь в теле, или по-научному тремор, возникает на первых этапах жизни. Причиной этому становится не до конца сформированная ЦНС. Тремор возникает вследствие эмоционального потрясения, физического напряжения, но иногда приступ начинается внезапно. Дрожание может быть как с обеих сторон, так и с одной. Молодые мамы понапрасну беспокоятся, замечая дрожь в теле ребенка. Если тремор повторяется периодически, с каждым разом всё продолжительнее и интенсивнее, то это повод сходить на приём к неврологу.

Что такое сосательный рефлекс? Почему ребенок постоянно что-то сосёт: пальцы, пустышку, грудь? Может быть он хочет есть?

Сосательный рефлекс является одним из основных у детей до года, он является врождённым. Любое раздражение рта вызывает сосательные движения у новорождённого. Рефлекс перестаёт себя проявлять при достижении четырёх лет. У младенцев встречается поисковый рефлекс, а также хоботковый. Во время приёма пищи эти рефлексы усиливаются, но это не говорит о том, что ребенок хочет есть.

Почему ребенок дергается и раскидывает руки в стороны? Необходимо ли обратиться к неврологу на прием?

Такое поведение ребенка объясняется рефлексом Мора. Он сохраняется до полугода, часто возникает при перемене положения тела или при громких звуках. Если ребенка поднять на руки из кроватки, а потом положить обратно, то младенец непроизвольно поднимет руки вверх. Иногда рефлекс Мора возникает непроизвольно или как ответная реакция на стук, крик или хлопок. Подобные движения руками свойственным всем малышам, не их наличие, а отсутствие должно вызывать опасение. Но при достижении 5 месяцев рефлекс должен исчезнуть.

С чем связаны частые срыгивания? Есть ли необходимость обращаться за помощью к специалистам?

Срыгивание до пяти раз в сутки – это норма, а не неврологическое нарушение. Особенно часто оно наблюдается в первый месяц жизни. связано с особенностями строения ЖКТ, его функционирования: желудочек расположен по горизонтали, имеет форму круга и очень маленький объем, не более десяти мм. Поэтому младенцы могут наедаться небольшим количеством молока. Кардиальный сфинктер желудка невелик по размеру, а вход в желудок имеет больший диаметр. Из-за этого пища медленно движется по ЖКТ.

Срыгиванию также способствуют:

  • Излишнее количество пищи;
  • Недоношенность;
  • Дефицит массы тела;
  • Ещё несовершенный процесс дыхания;
  • Отсутствие ферментов пищеварения;
  • Заглатывание воздуха во время еды;
  • Малые промежутки между кормлениями.

Что за белая полосочка у малыша на глазу? Почему она появляется?

Это явление называется синдромом Грефе. Наличие полосочки между радужной оболочкой и веком не свидетельствует о наличии каких-либо патологий, встречается у новорождённых довольно часто.

Она возникает из-за перемены положения тела, смены освещения, а также просто из-за индивидуальных особенностей организма. Способствует её образованию и незрелость нервной системы.

Симптом Грефе проходит самостоятельно в течение полугода. Но если симптом сопровождается косоглазием, высокой возбудимостью, ЗПР, то стоит немедленно посетить невролога с целью осмотра.

Почему ребенок бьётся головой?

Маленькие дети иногда начинают биться головой об окружающие предметы. Учёные до конца не знают, с чем связано раскачивание головой у детей до 3 лет. Считаются, что таким образом малыши тренируют вестибулярный аппарат и успокаиваются. Наверняка вы замечали, что покачивания головой заканчиваются засыпанием.

Иногда дети бьются головой, чтобы привлечь к себе внимание, выражают протест. В психологии этот синдром называется «самонаказанием». Ребенок стукается головой, чтобы его пожалели мама и папа. Подобное поведение можно избежать, если не делать прямых запретов. Чтобы битьё головой не причиняло серьёзный физический вред, то стоит убирать опасные предметы подальше от малыша.

Лекарственные средства, прописываемые невропатологом

Микстура часто имеет в своём составе пустырник и валериану, которые славятся своими успокаивающими свойствами. Но отзывы свидетельствуют о том, что следует осторожно относиться к этим растениям, ведь они очень сильно угнетают нервную систему. Микстура имеет в своём составе:

  • Дифенгидрамин;
  • Глюкозу;
  • Очищенную вода, не имеющую каких-либо примесей;
  • Натрия бромид.

Врачи прописывают малышам препараты, содержащие Магне В6. Отзывы мам и пап говорят о том, что эти лекарства благотворно влияют на неокрепшую нервную систему малыша. Если детский невролог назначил новорождённому приём Магне В6, то учитывайте, что он обладает слабительным эффектом.

Ну вот малыш и подрос. Ребенку 1 год. Что он умеет?

Движения

  • В это время большинство детей умеет самостоятельно ходить. Если Ваш малыш еще не ходит, не расстраивайтесь - все индивидуально, некоторые детишки начинают ходить в 1г. и 3 месяца.
  • Малыш, обычно, умеет залезать на диван, кровать, стул и т.д, а вот слезать оттуда умеет не всегда.

Речь Ребенку 1 год

  • К 1 году большинство детей начинают говорить простые слова: «мама», «папа», «дай» и т. д. В среднем в возрасте 1 год дети произносят около 10 слов. Но и здесь все строго индивидуально.
  • Если Ваш малыш не произносит слов, но при этом все понимает: знает имена, узнает близких по фотографиям, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши до свидания», «принеси мячик» и т. д. — расстраиваться тоже не стоит.
  • К 1 году ребенок узнает картинки в книжке, может показать на любимой картинке или кукле: глазки, носик, ротик или на машинке: колеса, руль, кабину. Ваш малыш еще это не умеет, пора учиться.

Навыки Ребенку 1 год

  • К 1 году ребенок хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками. Этот навык очень сильно зависит от родителей - научили Вы его пить из чашки или нет. Если еще не научили - пора учить.
  • К 1 году малыш умеет разбирать и собирать пирамидку.
  • Некоторые дети к 1 году умеют проситься на горшок.

Осмотр в поликлинике Ребенку 1 год

Осмотр ребенка в поликлинике в 1 год включает в себя

  • общий анализ крови,
  • общий анализ мочи,
  • перианальный соскоб,
  • анализ кала на яйца глист,
  • реакцию Манту,

осмотры врачей

  • педиатра,
  • невролога,
  • окулиста,
  • ЛОРа,
  • хирурга,
  • стоматолога,
  • в некоторых поликлиниках еще имеется кабинет здорового ребенка, где прием ведет медсестра, которая оценивает умения и навыки Вашего ребенка и рассказывает как нужно заниматься с ребенком в этом возрасте и на что обратить внимание. Если в Вашей поликлинике такого кабинета нет, этим занимается Ваша участковая мед. сестра.
  • Если Вы еще не сделали ребенку ЭКГ (электрокардиограмму), это обследование также проводится в 1год.

Начинать лучше с анализов и осмотров врачей специалистов.

Анализы

  • Общий анализ крови - рекомендуется всем детям в 1год. Чаще всего позволяет выявить : снижение гемоглобина. Снижение гемоглобина ниже 100 г/л является показанием к назначению лечения препаратами железа и протвопоказанием к проведению прививок (р. Манту разрешается, уровень гемоглобина на ее результат не влияет).
  • Общий анализ мочи позволяет выявить заболевания мочевыводящих путей. Тут очень важно
  • Перианальный соскоб проводится для выявления энтеробиоза. Позволяет обнаружить яйца остриц на перианальных складках ребенка. Для достоверности этого анализа, ребенка не нужно подмывать утром в день обследования и вечером накануне. В случае обнаружения яиц гельминта, ребенку назначается лечение, затем контрольное обследование, а прививка проводится после излечения.
  • Анализ кала на яйца гельминтов проводится чтобы исключить энтеробиоз и другие гельминтозы.

Врачи

зубки после «серебрения»

Стоматолог

К 1 году у ребенка обычно имеется 8 зубов: 4 верхних и 4 нижних резца. К тому списку, что может выявить — к 1 году добавляются начальные признаки кариеса: пятна на зубах, потемнение эмали, сколы. Эмаль молочных зубов более тонкая и чувствительная, чем эмаль постоянных - поэтому легко повреждается.

А у некоторых детей она особенно слабая. При выявлении начальных признаков кариеса доктор может предложить «серебрение» зубов: нанесение на зубы соединений серебра, в результате чего зубы покрываются тонкой пленкой, которая защищает их от дальнейшего разрушения. Процедура безболезненная. Правда, при этом зубы окрашиваются в некрасивый черный цвет, зато разрушение зубов при этом значительно замедляется и отодвигается необходимость более серьезного лечения.

Педиатр

Далее следует осмотр педиатра со взвешиванием, измерением и т.д. В 1 год средний рост ребенка — 75см. Средний вес — 10 кг. Средняя окружность головы — 46см, груди — 49см. Большой родничок чаще всего закрыт и у ребенка имеется 8 зубов. Но все это всего лишь средние показатели — ориентиры. Если ребенок в чем то им не соответствует - это не делает его хуже или лучше других. Если ребенок здоров - дальше он направляется на реакцию Манту. Это не прививка, а кожная проба, поэтому она может разрешаться когда у ребенка есть мед.отвод от прививок. Но рекомендации в отношении ее тоже есть.().

Повторный осмотр педиатра.Через 72 часа после Манту (на третьи сутки) ребенок повторно приглашается к педиатру, для оценки результатов Манту. Далее, если с р.Манту все в порядке, педиатр осматривает ребенка и направляет его на прививку(точнее на 2): от кори+свинки и краснухи.

Прививки производятся живой, ослабленной вакциной. Реакция на прививку оценивается на 10-14 день, может быть слабость, вялость, температура до 37,2, которые проходят самостоятельно. Выраженных реакций на эту прививку практически не отмечается. Подробнее об этой прививке в одной из следующих статей.

Ребенку 1 год Режим дня

В 1 год ребенок обычно спит днем 1 раз:2-3 часа, ночной сон продолжается 10-12 часов. За сутки ребенок бодрствует примерно 10-12 часов и спит 12- 14 часов. В 1 год рекомендуется кормить ребенка не реже 5 р/д.

Ребенку 1 год Примерное меню

  • 7.00 — Завтрак: 150- 180г, Молоко () 70-100г.
  • 10.00- Второй завтрак: Сок 80-100г и печенье.
  • 13.00 - Обед: Суп (с 50г) 150-180 мл, Кусочек хлеба, Компот или кисель 70-100мл Суп с овощами в виде мягких кусочков (помять вилкой). Можно готовить для всех с учетом потребностей ребенка: не пережаривать овощи, а просто добавлять их в суп в процессе варки, использовать постное мясо, не добавлять острые приправы и соусы, солить слегка.
  • 16.00 - Полдник: 50- 70г. или свежие фрукты 50-100г. Кефир (молоко) 70-100г.
  • 19.00 - Ужин: 150-180г. Хлеб. Компот 70-100г.
  • Если требуется перед сном можно покормить ребенка грудью или дать ему 200г смеси, к которой он привык.

Девчата, как же мне надоели эти врачи со своими несуществующими диагнозами… Сил нет. У меня здоровый ребенок без малейших отклонений, но даже ему ставят всякую ерунду, не основываясь ни на чем. Хорошо, что хватает ума не впадать в панику и не вестись на этот бред. Сегодня были у невролога и нам поставили ПЭП. Я почему-то так и думала, что без диагноза детей не бывает - так видят наших детей врачи. Послали нас на НСГ… Теперь пока не сделаем, педиатр не отстанет. Вставляю статью для всех кто вериит неврологам с первого слова:

Очень часто после рождения или в , малышу выставляют множество непонятных и пугающих неврологических диагнозов. Кроме того, родителей пугают страшными последствиями этих диагнозов и выписывают большое количество достаточно серьезных препаратов и различные другие методы лечения, довольно часто не такие уж и дешевые. Разобраться в загадочных аббревиатурах диагнозов и немного прояснить ситуацию попробуем в этом материале.

О диагнозах…

Детская неврология – одна из сложнейших отраслей педиатрии – тут еще до сих пор очень много гипердиагностики (постановки множества избыточных диагнозов) и неизученных процессов. Постоянно совершенствуются методы исследования, поэтому с каждым годом происходит постоянный пересмотр подходов к постановке диагноза его лечению. Многие диагнозы, которые выставлялись еще 20 лет назад, сейчас не являются отклонениями или не существуют вовсе. К таким можно отнести и загадочную аббревиатуру ПЭП.

ПЭП или перинатальная энцефалопатия – не существующий во всем научном мире, и давно устаревший и в России диагноз. Это даже не диагноз, а собирательное понятие, характеризуемое нарушениями структуры и(ли) функции головного мозга и нервной системы, которые возникают в период с 28 недели беременности до 7 суток с момента рождения, то есть никакой конкретной информации нет вообще. Более того, в дословном переводе с латыни термин расшифровывается еще проще – «энцефалон» - мозг, голова, «патос, патия» - патология, нарушение или проще говоря – «что-то с головой». Из этого легко можно заключить, что данный диагноз выставлять конкретному ребенку не представляется возможным – потому что, если у ребенка и выявляются болезни нервной системы и мозга в частности, они все имеют свое четкое классифицированное по МКБ-10 (международная классификация болезней) название.

К болезням нервной системы можно отнести – кровоизлияния, пороки, опухоли, воспалительные процессы, инфекции и травмы. ПЭП в этой классификации не включены. Многие неврологи заменяют термин ПЭП на ГТП ЦНС или «гипоксически-травматическое поражение ЦНС», что суть одно и то же, просто выраженное другим терминами и не меняющее ситуации.

Откуда такие диагнозы?

Курс детской неврологии очень сложен, врачи-педиатры и неонатологи не всегда полностью владеют знаниями в области детской неврологии, порой принимая являющиеся нормой для ребенка симптомы за патологию, а штатных детских неврологов в роддомах мало или нет совсем. Неврологический осмотр младенца – дело сложное, на его правильность влияют многие факторы – как внешние, так и со стороны малыша.

Итак, ложные результаты могут быть получены в случае, если малыш голоден, если он спит и его пришлось будить для осмотра, если он тепло закутан и перегрелся. Если в помещении холодно или слишком жарко, и даже если врач чересчур активно проводит свои манипуляции. О правильности осмотра не приходится говорить и в условиях, когда за день это не первый специалист, и малыш уже находится в состоянии стресса вместе с мамой, от хождения по кабинетам и стояния в очередях.

Что не болезнь?

Малыши первого года жизни имеют еще незрелую нервную систему, а мозг младенца формируется в процессе роста и развития. Поэтому многие патологические для взрослых и старших детей симптомы со стороны нервной системы, для малышей раннего возраста - вариант нормы.

Не являются патологией невыраженные и незначительные расширения желудочков мозга и межполушарной щели по результатам нейросонографии (УЗИ мозга). Не может бы выставлено состояние гиперактивности, это диагноз более старших детей. Не являются признаками поражения нервной системы упорные срыгивания после кормления, он требуют наблюдения и обследования, но однозначно приписывать их к проблемам по неврологии нельзя. Нормальной считается мраморная окраска кожи – это когда на фоне белой кожи видно наличие красных и синих разводов, сосудиков, напоминающий окраску мраморных плит. Не стоит беспокоиться и о вставании на цыпочки и хождении на носках, особенно в самом начале формирования навыков хождения.

Часто у детей до 3-4 месяцев отмечается тремор (дрожание) подбородка при плаче или резком волнении, что тоже не является поводом для лечения, кроме этого сюда же стоит отнести и дрожание кистей рук во время плача или испуга. Не стоит волноваться и при наличии у ребенка закатывания вверх глаз таким образом, что видна полоска белка, наличие небольшого косоглазия до полугода.

У малыша могут быть влажными и прохладными стопы и кисти рук, даже если он хорошо одет, это особенности кровообращения ребенка. Коме того, не считается патологией пульсирующий или выбухающий при крике родничок, большой или малый размеры родничка, и динамика его закрытия у всех своя – это требует только наблюдения и контроля. Также для малышей считается нормальной метеочувствительность.

Все описанные состояния требуют динамического наблюдения участкового совместно с неврологом и не более того.

На что обращать внимание

Все малыши индивидуальности с самого рождения, и развитие их идет по своим определенным программам, влияют и здоровье, и наследственность, и даже пол. При оценке психомоторных навыков и общего развития надо обращать внимание только на крайние сроки формирования тех или иных навыков. Приведем экспресс-опросник, который может служить ориентиром при оценке тех или иных симптомов. И на что нужно в случае сомнений обратить внимание врача. Серьезными отклонениями являются сроки превышающие полтора-два месяца.

Когда ваш малыш начал держать голову? – срок 1-1.5 мес.
- когда кроха начал переворачиваться? – начало в 3-4 месяца, активные перевороты к полугоду.
- возникали ли у малыша игры с ножками – хватания, засовывания в рот? – у некоторых начиная с 3-4 месяцев, а общий возраст 6-7 месяцев.
- когда начал садиться? С положения на спине обычно садятся раньше, с положения на четвереньках позже, оба варианта нормальны – средние сроки – в 6-8 месяцев.
- когда начал ползать, как это делал? Сначала малыши раскачиваются, стоя на четвереньках, ползают назад, потом перед. Нормой считают ползание по-пластунски, на четвереньках и даже боком – средние сроки примерно 7-8 месяцев.
- когда стал вставать без опоры? – обычно это 9-11 месяцев.
-хождение без поддержки обычно начинается в 9-18 месяцев.
Ориентируясь на средние сроки, вы сразу можете заметить отклонения, требующие консультации со специалистом.

Последствия…

Отрицательных последствий от таких диагнозов немало, гипердиагностика не проходит даром для семьи. Конечно, выставление таких диагнозов, связанных с нервной системой у родителей, далеких от медицины вызывает состояние тревоги, если не страха. Родители начинают считать ребенка неполноценным, глубоко больным, это приводит к внутрисемейной нестабильности, родители начинают искать причины, обвиняя себя и партнера. У родителей изменяются понятия нормы, и когда независимое исследование или консультация у другого специалиста не выявляет патологии, родители начинают проявлять сомнения. Гипердиагностика приводит к необоснованным тратам на лечение, врачей и реабилитацию, которых не требуется.

Для ребенка негативных последствий может быть и еще больше. Первое, что негативно влияет – это гипердиагностика несет под собой боле частые походы по врачам, что, несомненно, повышает риск контакта с больными малышами и заражения инфекциями, вызывает стресс и боязнь «белого халата».
Второе, все эти диагнозы ведут к назначению ненужного лечения, которое порой не проходило полный контроль на этой возрастной группе и имеет побочные действия, приводя к плачевным результатам.
Третье, часто имеющиеся на самом деле нарушения в нервной системе склонны приписывать ПЭП, хотя проблемы порой совершенно другого характера, и поэтому он не корректируются и не лечатся правильно, что порой еще больше углубляет нарушения.

Как наблюдать за малышом?

Практически все патологии нервной системы выявляются в процессе активного наблюдения за малышом, и иногда требуется не один месяц для принятия окончательного решения о проблеме. Поэтому все осмотры невролога проводятся в строго декретированные сроки – когда у малыша в неврологическом плане наступают ключевые этапы – обычно это первый, третий, шестой месяцы и год. Однако, в случае возникновения сомнений или появлении тревожных симптомов, посещение невролога возможно с первого же дня жизни. Если возникают сомнения в диагнозе и лечении – стоит проконсультироваться у нескольких специалистов, благо, что современные условия это позволяют.

Лечим? Или не лечим?

На самом деле только очень реально существующие, серьезные и четко выставленные диагнозы требуют серьезной медикаментозной терапии. Это всегда препараты, направленные на конкретную проблему – снижение тонуса мышц при спастических параличах, противосудорожные препараты при судорогах. А вот при ПЭП обычно назначают препараты широкого спектра действия и не всегда проверенные и имеющие доказанную эффективность у детей. Многие их данных препаратов в условиях поликлиники назначать вообще запрещено. Они назначаются только под постоянным контролем врача-невролога в условиях стационара и только по строгим показаниям, так как имеют большой список побочных действий.

Итак, какие препараты стоит поставить под сомнения из назначений? Это группа сосудистых препаратов – циннаризин, сермион, кавинтон. Затем группа гидролизатов нейропептидов или аминокислот - актовегин, солкосерил, кортексин, церебролизин. Недопустимы ноотропные препараты – пирацетам, аминалон, фенибут, пикамилон, пантогам. Также стоит ставить под сомнение назначение гомеопатии, растительных препаратов – валерианы, пустырника, брусничного листа, медвежьих ушек и тд.

Все утверждения об улучшении питания мозговой ткани - это мифы, все эти препараты назначают большинству малышей, но они не проходили надлежащих исследований и судить об их эффективности и безопасности нельзя. Использование таких лекарств в лучшем случае окажется бесполезным. А при некоторых болезнях может и навредить – могут возникнут аллергия, вплоть до анафилактического шока, нарушения сердечной деятельности, работы почек или самой нервной системы, которую лечат.

Если диагноз или назначенное лечение показались вам необоснованными, если вы сомневаетесь, всегда стоит проконсультироваться у другого специалиста и в другой клинике.

Контроль развития ребенка в первый год его жизни имеет решающее значение для его благополучия в дальнейшем. Если грудничок здоров, развивается «по плану», то визиты к неврологу будут профилактическими. Если у малыша обнаружат патологические изменения, то своевременная коррекция предотвратит серьезные отклонения физического, когнитивного и психического развития.

На осмотре у невролога оцениваются основные показатели нервно-психического развития малыша посредством проверки его врожденных рефлексов. Необходимость ранней диагностики обусловлена особой гибкостью формирования структур мозга и чувствительностью ЦНС грудничка к внешним воздействиям (и негативным).

Прием невролога преследует несколько целей:

  • контроль развития малыша
  • информирование родителей о состоянии ребенка, потенциальных опасностей для здоровья, методах лечения или профилактики отклонений от нормы, о принципах и приемах развивающих занятий для здорового грудничка
  • лечение выявленных патологий

Диагностика показателей отставания развития в возрасте до 3 месяцев особенно важна. С большой точностью она помогает предсказать будущие проблемы в формировании у ребенка определенных навыков до года, а иногда и на весь дошкольный период его жизни.

Обратите внимание!

На приеме у невролога можно и нужно задавать все интересующие вас вопросы. Любые. Чтобы не забыть важные моменты – предварительно продумайте их дома и запишите. Активность родителя является действенной помощью работе врача!

Именно семья оказывает на малыша первого года жизни то влияние, которое становится основой его здоровья или патологии в будущем. Роль матери неоценима – постоянное взаимодействие ее и ребенка есть основное условие стимуляции развития.

Осмотр новорожденного неврологом происходит еще в роддоме. Там грудничку делают ультрасонографию головного мозга через родничок. Позже, когда родничок зарастет, УЗИ головного мозга сделать будет невозможно – кости черепа не пропускают ультразвуковые лучи. Обследование проводят с целью обнаружения аномалий. Часто выявляют кисты головного мозга, но на сегодня нет объяснений их появлению. Небольшие, до 5 мм образования проходят самостоятельно. Если киста больше – за ней наблюдают в динамике.

Второй визит к неврологу должен состояться через месяц жизни грудничка. К нему следует подготовиться заранее. На чем необходимо акцентировать внимание маме при ежедневном уходе за малышом? Что смотрит невролог в 1 прием?

Беспокойство должны вызывать следующие вещи:

  • Слишком кратковременные периоды сна. Если малыш накормлен, то он обычно спит. Поводом проснуться для него: голод, холод, сильный шум, боль в животе. Желудочные колики заставляют ребенка плакать «сквозь сон», не просыпаясь. Здоровый ребенок спит большую часть суток.
  • Задержка психического развития. К концу первого месяца своей жизни малыш научается: фокусировать взгляд на лице матери, яркой игрушке. Поворачивать голову на звук. Если он остается безучастным к внешним раздражителям, то это серьезный повод для тревоги.
  • Дрожание (тремор) подбородка и рук, посинение носогубного треугольника, судороги.
  • Частые срыгивания, рвота после кормления. Все груднички часто срыгивают. Причиной тому служит воздух, попадаемый в желудок с молоком. Особенно этому подвержены дети на искусственном вскармливании. Грудничок отрыгивает воздух в первые минуты после кормления, с воздухом выходит немного пищи – это нормально. Тревогу должны вызывать обильные срыгивания, которые не связаны по времени с кормлением.
  • Фиксация ребенка в определенной позе. Здоровый грудничок постоянно двигает ногами и руками хаотично, не принимая определенной позы. При выкладывании на живот не может долго удерживать голову. Обязательно сообщите врачу, если ваш малыш «научился» хорошо держать голову или предпочитает определенную позу – это свидетельствует о гипертонусе его мышц.

Чего маме делать не нужно, так это пытаться самостоятельно проверять рефлексы. Это должен делать только специалист. Мама должна накормить дитя перед приемом за полчаса минимум и рассказать врачу о нем как можно больше подробностей.

Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.

Затем доктор последовательно проверяет:

  1. Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
  2. Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.

Оральные безусловные рефлексы

  • Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
  • Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
  • Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
  • Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.

  • Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
  • Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
  • Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.

Обратите внимание!

Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).

  • Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
  • Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
  • Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
  • Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.

Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга. Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.

Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см. Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии. Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.

Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.

Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.

Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.

Визит к неврологу в 3 месяца

Если на первом приеме отклонений не выявлено, то осмотр невролога в 3 месяца носит больше профилактический характер.

Врач оценивает навыки грудничка, которые у него сформировались:

  • умение держать голову
  • умение поворачиваться на спину с живота
  • комплекс оживления по отношению к близкому человеку
  • реакции на речь, ласковый голос

В три месяца ребенок более расслаблен, быстро фокусируется на движущих предметах, проходящих людях. Поворачивает голову на мамин голос, отзывается на речь улыбкой, смехом, быстрыми движениями рук и ног. Начинает агукать.

Обратите внимание! Важный момент этого визита – получение допуска на проведение прививок. Доктор либо дает на это разрешение, либо грудничок получает медотвод – временное освобождение от прививок по медицинским показаниям.

Визит к неврологу в полгода

Что проверяет невролог в полгода? Это умения, которых уже очень много, если родители занимались их развитием.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • сидеть, переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаться встать с поддержкой, играть с ногами, руками
  • самостоятельно брать игрушки, перекладывать их из руки в руку
  • кушать с ложки прикорм в виде полужидкой субстанции
  • держать бутылочку с водой, самостоятельно пить
  • произносить некоторые слоги, выражать эмоции мимикой, жестами, звуками
  • отличать «своих» от «чужих», выделять маму или одного значимого человека, который осуществляет постоянный уход

Этот визит впервые может принести трудности в обследовании ребенка, поскольку он научился реагировать на обстановку и незнакомых людей. Маме важно выбрать время для посещения врача так, чтобы ребенок не был сонным, уставшим или голодным. Стремитесь построить доверительные отношения с врачом, не игнорируйте даже профилактические визиты к доктору – это поможет избежать многих сложностей в воспитании и развитии ребенка.

Осмотр невролога для грудничка является обязательным в 1, 3, 6, 9, и 12 месяцев жизни. Что смотрит детский невролог на приеме – этот вопрос интересует каждую маму. Осмотры невролога для грудничков обязательны даже если они абсолютно здоровы. Столь частый контроль совсем не безоснователен, неврологический статус младенца меняется каждые три месяца. Именно в эти периоды происходит интенсивный рост малыша и формирование у него определенных навыков, поэтому любые отклонения будут видны.

Перед выпиской из родильного дома малышам проводится нейросонография (или УЗИ головного мозга). Иногда при данном обследовании у малышей находят кисты головного мозга. Причины возникновения кист у малышей еще недостаточно изучены. Предположительно они появляются вследствие гипоксии (кислородного голодания). Если размеры кисты не более 3-4 мм, то к 3 месяцу они рассасываются бесследно. При обнаружении у младенца кисты головного мозга показана нейросонография в динамике.

Заболевания нервной системы у детей первого года жизни встречаются нередко, и обычно связаны с патологией беременности, тяжелым течением родов, внутриутробными инфекционными заболеваниями крохи, травмами и другими причинами. Особенный контроль со стороны невролога должен осуществляться за малышами, которые родились недоношенными.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  • Тревожный сон ребенка;
  • Частые ;
  • Подергивания конечностей, дрожание (тремор) подбородка и конечностей;
  • Фебрильные судороги;
  • Задержка развития малыша.

Осмотр в 1 месяц

Осмотр невролога в 1 месяц включает оценку позы ребенка, наличие и выраженность . В 1 месяц все безусловные рефлексы новорожденного должны быть ярко выражены и симметричны. Угасает к 1-1,5 месяцам лишь рефлекс автоматической опоры и ходьбы.

Оценивается мышечный тонус , так как мышцы сгибателей еще находятся в гипертонусе, то положение малыша сохраняет еще внутриутробную позу – ножки и ручки согнуты, кулачки крепко сжаты. Тонус мышц с обеих сторон должен быть одинаковым, если с одной стороны гипертонус выражен сильнее, а с другой слабее, то это может говорить о патологии. Но при пробуждении ото сна к концу 1 месяца кроха уже может потягиваться.

Все движения малыша еще нескоординированы и хаотичны. уже может ненадолго сфокусировать взгляд на предмете и проследить за его движением в горизонтальной плоскости. Так же к 3-4 неделе жизни у крохи должна появиться улыбка в ответ на ласковое обращение. Если кроха в возрасте 2-4 недель способен удерживать голову, то это тревожный симптом, который может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления. Осмотр невролога в 1 месяц один из ключевых, поэтому важна квалификация специалиста.

Осмотр в 3 месяца

Осмотр невролога в 3 месяца один из самых важных. Главное достижения жизни – это найденные собственные руки. Кроха может разглядывать их или просто засовывать кулачки в рот. К 3 месяцам начинают угасать большинство рефлексов новорожденных, так как регуляцию на себя все больше берет кора головного мозга. Большинство рефлексов ослабевает или исчезает. Хватательный рефлекс к концу 3-4 месяцев в норме должен угаснуть, вместо него развивается произвольное захватывание предмета. Еще одно достижения – это способность в вертикальном положении. Если к этому сроку кроха еще не способен самостоятельно держать голову, то это может быть проявлением гипотонуса или отставанием в росте и развитии.

К 3 месяцам у малыша присутствует комплекс оживления в ответ на общение или любой оптический раздражитель. Так же обычно к этому сроку мама уже может услышать смех ребенка. Тонус сгибателей к этому времени должен ослабнуть, и поза крохи становится более расслабленной.

Осмотр в 6 месяцев

проводится с оценкой умений крохи. Ребенок в 6 месяцев должен уметь переворачиваться со спины на живот и обратно, в положении на животе высоко поднимать голову и опираться на вытянутые предплечья. Малыш узнает маму, а вот на чужого человека может отреагировать по-разному (например, плачем). К полугоду ребенок уже может уверенно удерживать в руках игрушку и даже перекладывать ее из одной руки в другую. Обычно к 6 месяцам малыши уже могут сидеть (хотя бы с поддержкой). Лежа на спине, кроха может играть со своими стопами. Его движения становятся все более координированными и целеустремленными. Эмоциональные проявления становятся все более разнообразны, малыш повторяет слоги.

После 6 месяцев темпы прироста окружности головы уже составляют 1 см за месяц.

Осмотр в 9 месяцев

На осмотре невролога в 9 месяцев оцениваются данные физического развития малыша – он уже должен самостоятельно сидеть, многие дети уже встают на ножки и ползают. Оценивается развитие мелкой моторики малыша – он способен брать предмет 2 пальчиками и удерживать его. Кроха все больше подражает движениям взрослых, уже может хлопать в ладоши, махать на прощание ручкой. Он хорошо знает своих родителей, подозрительно относится к незнакомым людям. Ребенок уже знает значения произносимых слов, находит знакомые ему предметы среди других. В этом возрасте малыш уже должен понимать запреты.

Осмотр в 12 месяцев

К году малыш становится все более осмысленным человечком. Навыков и умений становится все больше. К 12 месяцам кроха уже может подняться на ножки, стоит и ходит за ручку. Если ваш ребенок еще не ходит самостоятельно, не расстраивайтесь. Волноваться стоит, если и к 1,5 годам малыш не ходит самостоятельно. Малыш уже умеет пить из чашки, самостоятельно держать ложку и есть из нее, знает названия многих предметов, указывает части тела, знает всех членов семьи, произносит отдельные слова. Окружность головы за год должна увеличиться на 12 см.