Методическая информация
Тема НОД, форма НОД
Тема «Дружбу уважай, друзей своих не обижай».
Форма «Беседа»
Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта
Программа «Успех»
Разработчик конспекта НОД: воспитатель средней группы №71 Данилова С.А.
Классификация НОД в системе образовательных мероприятий
Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в занимательной деятельности.(Д\в№8 Федина)
Интеграция образовательных областей : «Социализация» - формирование представлений о дружеских взаимоотношений между сверстниками; «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми; «Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности.
Форма организации детей – групповая.
Предварительная работа:
Ситуативные беседы на темы о дружбе.
Слушанье песен Шаинского о дружбе.
Разучивание пословиц о дружбе
Эмоциональные игры: «Учимся понимать другого.»
«Скажи хорошее о своем друге» «Угадай, кто мой друг»
Чтение русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». «Два жадных медвежонка»
Игра по гентерному воспитанию «Волшебный цветок»
Формирование целостных представлений о дружеских взаимоотношений..
Задачи НОД
Формировать понятие о значении слов «дружба, друзья».
Развивать у детей способность к сопереживанию, желанию придти на помощь другу в сложной ситуации.
Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель)
Сформировать дружеские отношения между детьми группы.
- Развитие некоторых нравственных чувств и эмоций (дружба, любовь, взаимовыручка),
Необходимое оборудование и материалы
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Бумага, цветные карандаша. гуашь.
Средства ТСО:
Магнитофон, аудиозапись с исполнением песен Шаинского.
Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)
Этапы НОД
Подробное описание АМО (активные методы обучения)
Описание действий участников НОД
Инициация
1.Слушанье записи.
Воспитатель включает запись с песней Шаинсого «Дружба крепкая»
Вхождение или погружение в тему
1.Вопросы к детям.
Ребята, вам понравилась эта песня, про что она?
Дети:про дружбу, про друга.и.д
Обсуждение:
1.Скажите пожалуйста, что такое дружба?
Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т.д.
Воспитатель: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди с которыми нам интересно и комфортно.
2.А у вас есть друзья?
(ответы детей)
3.Вы любите своих друзей?
(ответы друзей)
4.Дети, скажите какой должен быть друг?
Дети:надежный, всегда придет на помощь, добрый и.тд
Обобщение: Да, ребята, друг должен быть надежным, верным. Это должен быть человек на которого всегда можно положиться, который тебя не подведет.
Интерактивная часть
Активные методы:
Составление рассказа
Цель: развивать умение составлять небольшие рассказы о своем друге, описывая положительные черты его характера.
Интеграция образовательных областей:
К-составление рассказа, С- доброжелательные отношения друг к другу.
Методы: вопросы к детям, рассказ, комментарии воспитателя, рефлексия
Игра:» Угадай, кто мой друг»
Цель: Формировать умение описывать своего сверстника по внешним признакам.
Интеграция образовательных областей: К- составление описательного рассказа С-воспитание дружелюбия.
Методы:игровая мотивация,рассказ, комментарии воспитателя, рефлексия.
Оценка результата :
1.дети по рассказу угадывают о ком идет речь.
Составление рассказа:
Дети, давайте расскажем о своих друзьях. Как зовут твоего друга? За что ты любишь своего друга? (дети по очереди составляют рассказ о своем друге)
Физкультурная пауза:
Девочки и мальчики (текст сопровождается сопутствующими движениями)
Прыгают, как мячики,
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают
Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто мой друг». Сначало воспитатель описывает одного из ребенка, характеризуя его положительные качества, в соответствии с половой принадлежностью, дети угадывают, а потом дети описывают о своего друга. Например: Это мальчик, он очень хороший, смелый, ловкий, добрый, никогда не обижает девочек, а наоборот, заступается за них, он любит играть с машинками, с конструктором, у него светлые волосы, голубые глаза, он одет в синюю футболку, черные шорты.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета бывает дружба? Почему? (ответы детей) . А может быть дружба черного цвета? (Ответы детей).
Воспитатель: А давайте сейчас попробуем нарисовать дружбу. Перед вами листы цветной бумаги, цветные карандаши и гуашь. Вы можете выбрать то, что посчитаете нужным для того, чтобы нарисовать свою дружбу.
Звучит аудиозапись веселой музыки. Дети рисуют дружбу.
Воспитатель: Посмотрите, какие хорошие рисунки у вас получились, молодцы! (Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки) . И с этим заданием вы хорошо справились. А теперь давайте проверим, сможете ли вы узнать своего друга среди других.
Звучит аудиозапись песни “Шире круг”. Дети под музыку танцуют в разных местах зала. Как только музыка затихает, они должны быстро найти своего друга.
Проработка содержания темы
1.Развитие образной памяти.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
(Ответы детей)
Подведение итогов
Рефлексия своей деятельности,
Воспитатель дает положительную оценку участия каждого ребенка в занимательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорили о дружбе, о том как она важна для каждого человека. О том, что дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, узнали каким должен быть настоящий друг, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом!
Дополнительная информация
Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения)
Такие методы, как игры, беседы по данной теме формируют у детей первичные представления о дружеских взаимоотношениях между людьми, формируют представления о себе как о члене группы детского сада, учат инициировать общение, устанавливать контакты с детьми, развивают нравственные чувства и эмоции., Организация разнообразных ситуаций, обеспечивает освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника.
Использованная литература, источники информации.
Программа «Успех»программа дошкольного образования. «Москва»Просвещение 2011г
Н.В.Дурова «очень важный разговор» издательство Мозайка-Синтез
«Азбука общения» Шипицина Л.М Развитие личности ребенка, навыки общения со взрослыми и сверстниками Издательство «Детство Пресс»2010г
«Я-Ты-Мы» О.Л Князева Соц-эмоциональное развитие От3до6 Москва:Просвящение 2005г
Программные задачи:
Образовательные: Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений; закреплять знание пословиц и стихов о дружбе.
Воспитательные: Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы, продолжать развивать диалогическую речь, приобретать опыт в составлении творческих рассказов. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, ценить и беречь дружбу.
Развивающие: Обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными, продолжать учить детей построению сложных предложений, закреплять умения вести короткие диалоги.
Предварительная работа: Изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения.
Разучивание с детьми пословиц, стихов о дружбе;
Чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей.
Слушание аудиозаписи песен «Дружба начинается с улыбки» .
Материал и оборудование:
Аудиозаписи: «Дружба начинается с улыбки» (муз. В.Шаинского, слова М.Пляцковского)
Сюжетные картинки на тему «Как и кому можно помочь» , чудо-дерево, магнитофон, правила дружбы, солнышки, эмоции людей, коврик мира.
Ход занятия:
Здравствуйте, дети! Сегодня у нас с вами гости. Гости желают на вас полюбоваться, посмотреть какими вы стали.
Усаживайтесь поудобнее. (Звучит «Песня о дружбе» , пока дети усаживаются)
Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.
В-ль: Когда вы рассаживались на места, звучала песня. О чем в ней пелось?
Дети: в песне пелось о дружбе, о друге, он в беде не оставит, всегда придет на помощь.
В-ль: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести беседу? (о дружбе, о настоящих друзьях)
В-ль: Да, мы будем разгадывать тайны дружбы. А чтобы их разгадать надо отвечать полным ответом, быть внимательным и соблюдать правила.
В-ль: Видите, сегодня наше чудо-дерево заскучало, а давайте мы разгаданные тайны дружбы будем дарить чудо-дереву? Вы согласны? Тогда оно повеселеет.
В-ль: Вот так легко мы с вами разгадали первую тайну. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую тёплую улыбку. (Дети выполняют)
В-ль: – «Улыбку» поместим на наше чудо-дерево.
В-ль: Ребята, а у нас дети в группе умеют дружить? (умеют)
Кого можно назвать другом? (человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может помочь, научить тому, что сам умеет, уступить. А если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным)
А если поссорились, что нужно сделать? (помириться) .
В-ль: Сейчас мы с вами будем учиться мириться.
Физминутка: Хватит ссориться и злиться (спиной)
Ну давай, живей мириться (поворачиваются и берутся за руки)
Всё, обида, уходи (машут руками)
Ждёт нас дружба впереди (обнимаются) . Молодцы!
Постараемся поменьше ссориться. Хорошо? Садимся.
В-ль: О друзьях говорить всегда приятно. Поэтому многие поэты пишут стихи о дружбе. Кто из вас помнит такие стихи?
Чтение стихов о дружбе детьми:
1. Всё с друзьями пополам, поделить мы рады
Только ссориться друзьям –никогда не надо!
2. Дружат в небе облака, дружит с берегом река
Ведь недаром говорят-что для дружбы нет преград!
3. Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.
Без друга плохо жить, запомнить это надо!
В-ль: Да, ребята, человеку всегда необходим кто-то близкий. Я думаю, что у вас у каждого есть друзья. Может кто-то желает рассказать о своем друге? (предлагается план рассказа)
Как зовут вашего друга
Во что с ним играете
Какой он ваш друг
Почему вы с ним дружите
(заслушиваю рассказы 1-2 детей.)
Можно сделать вывод, что жить без друзей скучно.
В-ль: Вот мы с вами разгадали вторую тайну дружбы – «Надо иметь кого?» Друзей. Поместим еще одну тайну на чудо-дерево.
Дети подходят к стенду, где находятся изображения человека, выражающего различные эмоции.
В-ль: Ребята, скажите, каким выглядит одинокий человек, т.е. человек у которого нет товарищей. (покажите)
(Грустным, печальным, безрадостным, угрюмым)
(тучкой, пасмурным небом, дождём, тающей сосулькой, увядшим цветком) .
В-ль: Каким выглядит человек, у которого много друзей?
(Весёлым, счастливым, радостным)
В-ль: С чем можно сравнить его настроение? (с солнышком, радугой, цветком) .
В-ль: А вы какие у нас? Дружные?
В-ль: Поиграем с пальчиками.
Физминутка: Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы обеих рук соединены в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ладони прижаты друг другу)
(подушечки пальцев постукивают друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.
(руки вниз, встряхивают кистями) . Молодцы!
Внесение сюжетных картинок «Помогаем друг другу»
В-ль: Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, какие ребята изображены? Что вы можете рассказать о них? (рассказывают по картинкам)
В-ль: можно сказать, что они доброжелательные? Почему? (желают друг другу добра, девочка помогает бабушке, не ссорились во время игры…
В-ль: Вот мы узнали ещё одну тайну дружбы, какую? Быть доброжелательным. Поместим на чудо-дерево!
В-ль: Ребята, как вы думаете: Какая ещё одна тайна?
В-ль: Я вам подскажу – «Помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей»
В-ль: А теперь я предлагаю протянуть своим друзьям руки, и улыбнуться. И постарайтесь никогда не ссориться.
В-ль: Давайте подойдем сейчас к нашему чудо-дереву – оно так повеселело, как вы думаете почему? (потому что мы разгадали тайну как не ссориться) .
В-ль: А ещё я вам предлагаю вспомнить правила, которые мы очень часто обсуждаем в д/саду. (Схема-правила) .
В-ль: Ребята, что означают эти правила? (дети проговаривают их) . Молодцы!
В-ль: Но если кто-то из вас всё-таки нарушит эти правила, и кто-то кого-то обидит, у нас есть волшебный коврик. Мы будем садиться на него и мириться. Хорошо?
В-ль: Дети, вам было интересно? (ответы)
Я тоже очень рада, что всем вам было интересно. Хочу подарить вам волшебные солнышки, которые будут светить вам всегда, согревать вас. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться) . Всем спасибо!
Формировать у детей понятие «друг», «дружба».
Учить выходить из конфликтных ситуаций. укреплять дружеские взаимоотношения.
Активизировать словарь по данной теме.
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.
Побуждать детей быть приветливыми, при общении в детском саду и дома использовать в своей речи «вежливые слова».
Продолжать учить вежливо, здороваться и прощаться с взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услугу, говорить спокойно, доброжелательно.
Развивать умение дружить, беречь дружбу.
Познакомить с конструктивным способом примирения.
Закреплять знания пословиц, стихов, песен о дружбе.
Упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных существительных.
Воспитывать умения и навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать, сочувствовать.
Воспитывать коллективизм, доброе, внимательное отношение к окружающим, друг другу, потребность в доброжелательном общении.
Материалы: Декорации: лес, избушка, ручеек,костюмы Бабы-Яги и Незнайки, мягкие игрушки: медвежонок, лиса, заяц, воздушный шарик, цветок «цветик -семицветик»,коврик.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихов о дружбе, песни «Песня о дружбе», танца «Поссорились - помирились»
Словарная работа: друг, дружба.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку и останавливаются перед стульчиками.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте посмотрим на них и тихонечко сядем.
Дети, сейчас мы прослушаем песню и вы мне скажете о чем мы будем говорить на занятии.
Звучит аудиозапись песни “Настоящий друг”.
Воспитатель: Кто из вас догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
Дети: Сегодня мы будем говорить о дружбе.
Воспитатель: Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово - дружба.
(Проговаривание хором и индивидуально слова «дружба»).
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое дружба?
Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т.д.
Сейчас Ваня нам расскажет стихотворение о дружбе.
Мы дружить со всеми рады,
Ведь с друзьями веселей.
Будем мы одной командой,
Будем дружными теперь
Воспитатель: Ребята посмотрите, у меня есть прекрасный, непростой цветок - цветик-семицветик. На каждом его лепестке написаны пословицы. Давайте прочтем их. (воспитатель читает пословицы).
Воспитатель «Не мил и свет, когда друга нет».
«Нет друга - так ищи, а найдешь - береги».
«Не имей 100 рублей, а имей сто друзей».
«Старый друг лучше новых двух».
«Дерево держится корнями, а человек друзьями».
«Дружба, как стекло, разобьешь - не сложишь.»
«Друг познается в беде.»
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Воспитатель: А с чего же начинается дружба? Давайте с вами послушаем песню и вы ответите на этот вопрос.
Звучит аудиозапись песни “Дружба начинается с улыбки”.
Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?
Дети: С улыбки.
Воспитатель: А вы умеете улыбаться? Улыбнитесь! У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них ярче становиться день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку.
Вывод: Ребята теперь вы поняли, что улыбка ничего не стоит, но цениться очень дорого. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Хочешь завоевать друзей? Улыбайтесь, как можно чаще!
(Стук в дверь. Входит Незнайка, здоровается)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл?
Дети: Незнайка.
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся.
(дети здороваются)
Незнайка, что у тебя случилось, почему ты такой встревоженный?
Незнайка: Ребята, я спешил к вам в гости и хотел подарить коврик «Дружбы», но по дороге Баба-Яга отобрала его у меня. Она сказала что отдаст коврик если вы докажете, что вы вежливые и дружные.
Воспитатель. Дети, нам надо идти в волшебный лес на сказочную поляну к Бабе-Яге. Вы не боитесь?
Дети: Нет
Незнайка: В добрый путь! До свиданья ребята.
(Дети идут по кругу. Выполняется физкультминутка)
Физкультминутка
(Ходьба с хлопками над головой)
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх - хлопок над головой.
Руки вниз - хлопок другой.
(Ходьба на внешней стороне ступни с покачиванием влево, вправо.)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
(Бег на носках)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим.
(Прыжки на двух ногах)
Зайчик быстро скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Воспитатель: Дети, что же нам делать? Как перейти через ручей?
(Появляется Баба-Яга)
Баба-Яга. Ну, чего вы раскричались в моём лесу? Чего надо?
Воспитатель. Дети, вы узнали кто это?
Дети: Баба-Яга
Воспитатель: Давайте поздороваемся с Бабой-Ягой.
Дети: Мы рады вас видеть! Здравствуйте! и т.д.
Баба-Яга. Ну, здравствуйте, здравствуйте!
Воспитатель. Мы пришли в сказочный лес к тебе за ковриком «Дружбы»
Баба-Яга. Ага! В гости, значит, пожаловали!
Ну что же, если хотите ко мне на сказочную поляну попасть, придётся через глубокий ручеёк мостик из вежливых слов построить, а я посмотрю, как это у вас получится. Я вам буду загадывать загадки, а вы должны отгадать вежливые слова. За каждый правильный ответ я буду давать вам по дощечке для мостика.
Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь, (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим (прости, пожалуйста)
И во Франции и в Дании, на прощанье говорят (до свидания)
Баба-Яга выдаёт по одной дощечке за каждое вежливое слово, дети с помощью воспитателя выкладывают мостик через «ручей», проходят на «поляну», где перед избушкой полукругом стоят стульчики.
Баба-Яга. Проходите, садитесь. Сейчас посмотрим что вы ещё умеете и знаете.
Воспитатель. Дети давайте станцуем танец «Поссорились - помирились»
Танец «Поссорились - помирились»
Воспитатель. А сейчас мы хотим предложить тебе послушать стихи о дружбе.
1 ребёнок. «Подружки» А. Кузнецова
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам!
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам её куклу, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!»
2 ребёнок. З. Александрова
Подарили нашей Вере
Шарик с красным петушком,
Ой, какой красивый шарик,
Все мечтали о таком.
Но поднялся ветер вдруг,
Шарик выхватил из рук.
Подошла к подружке Таня:
Ну, чего же мы стоим?
Шарик твой мы не достанем,
Так давай играть с моим.
Посмотри, цветы на нём,
Будем с ним играть вдвоём.
3 ребенок
Дружба - это тёплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
4 ребенок
Дружба - это только счастье,
Дружба - у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой - жизнь весной полна.
Воспитатель. А теперь споём песню о дружбе.
Ссориться не смейте.
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете.
Припев: Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете.
Не бросай друзей своих,
Будь за них в ответе.
Не давай в обиду их
Никому на свете.
Припев: Никому, никому,
Никому на свете!
Баба-Яга. Да, ничего не скажешь, молодцы! Все умеете! Да уж больно у вас всё красиво да правильно… Я, лесная бабка, только сегодня добрая, а вообще-то я противная. Долго быть доброй я не могу, сейчас кого-нибудь съем!
Воспитатель. Да что ты, что ты?! Бабушка Яга, не сердись! Лучше ты, бабусенька, ребятам улыбнись!
Баба-Яга. Ой-ой-ой! Как это? Бабусенька… Да меня так ласково ещё никто не называл! А мне это очень-очень понравилось. Давайте-ка попросите у меня так же ласково да нежно коврик дружбы.
Дети: Бабушка-Яга верни нам пожалуйста коврик дружбы.
Баба-Яга: Ну, что ж таким вежливым и дружным ребятам не жалко отдать коврик «Дружбы». Вот возьмите его и берегите.
Дети: Спасибо!
Баба-Яга. А я хочу сказать огромное спасибо детям, они научили меня быть доброй, вежливой. До свидания ребята.
Воспитатель: До свидания Бабушка -Яга. А нам ребята пора возвращаться.
(Дети идут обратно на свои места)
Воспитатель: Ребята, теперь у нас есть коврик «Дружбы». Если кто из вас поспорил, поругался надо встать на этот коврик, взяться за руки и глядя в глаза сказать волшебные слова:
Ссориться не будем
Будем мы дружить.
Дружбу не забудем,
Будем мирно жить.
Давайте все вместе скажем эти слова.
(Проговаривание хором)
Воспитатель: А теперь вспомним о чем мы сегодня говорили на занятии.
Дети: Мы говорили о дружбе.
Воспитатель: Правильно! А что такое дружба?
Дети: Дружба - когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т.д.
Воспитатель: С чего начинается дружба?
Дети: Дружба начинается с улыбки.
Воспитатель. Правильно. Молодцы!
Наше занятие подходит к концу. На последок послушайте стихотворение о дружбе.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Удачи, вам дорогие ребята!
Старайтесь помогать друг другу. Дружите друг с другом.
Хороших вам друзей!
Спасибо всем, до свидания.
Тематическая беседа "Поговорим о дружбе"с детьми средней группы.
Цель:
Уточнить представления детей о том, что значит "уметь дружить",
научить осмысливать и оценивать ситуацию. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход беседы.
Звучит песня "Настоящий друг". Дети входят в группу.
Воспитатель.
Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас.
-Дети вам нравится эта песня? (Да) О ком поется в ней?(О друге)
Правильно, вы у меня умные, внимательные и сообразительные.
Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
Воспитатель.
А у вас есть друзья? Назовите, кто они. Где они живут?
В какие игры вы с ними играете? (Ответы детей). А сейчас послушайте стихотворение.
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей,
На любой планете!
Воспитатель.
Дети а вы знаете,что такое дружба?(Ответы детей)
Как вы думаете, зачем человеку друзья? Что значит дружить?
(Помогать друг другу в беде, не ссориться, уметь разделить радость,
смогут постоять за друзей). Ребята а кто из вас знает пословицы о дружбе, пусть их расскажет. Дети рассказывают пословицы.
1.Дружбу и топором не разрубишь.
2.Без друга-сирота, с другом-семьянин.
3.Нет друга, так ищи;а нашел так береги.
4.Друг познается в беде.
5.Старый друг лучше новых двух.
6.Друга за деньги не купишь.
Воспитатель.
Молодцы ребята. Давайте поиграем в игру
"Найди свою половинку".
У каждого из вас половинки цветов, нужно сложить цветок из двух половинок одного цвета, найти себе пару. (звучит песня "От улыбки",
дети находят свои половинки.
Проводится физкультминутка "Дружба"
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружимся
Маленькие пальчики
Раз, два,три, четыре,пять
Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. (Движения выполняются в соответствии с текстом)
Воспитатель.
Дети а теперь расскажите нам о своих друзьях.
Но рассказывать будем не называя его по имени. (Дети рассказывают о его внешнем виде, привычках, увлечениях, а другие должны догадаться о ком идет речь).
Воспитатель.
Молодцы, ребята! Сегодня у нас с вами получилась очень интересная беседа о дружбе. Вы многое знаете о дружбе. Спасибо вам. А дома со своими родителями выучите поговорки о дружбе, а потом нам их расскажете.
Программное содержание :
Подвести детей к пониманию значения слова «Дружба».
Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг
Учить простым способом выхода из конфликта
Воспитывать справедливое отношение друг к другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.
Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков общения.
Учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте.
Ход занятия :
Звучит музыка В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».
Воспитатель :
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
. Что же такое дружба? Как поется в старой, доброй песенке из мультфильма: «Сыграть во все игры нельзя одному ни мне, ни тебе, никому-никому», и уж тем более «Всегда есть мороженное одному, невкусно ни мне, ни тебе, никому…». Ребята, а вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? (ответы детей).
Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».
Игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(да-да-да)
Мы научимся играть?
(да-да-да)
Другу будем помогать?
(да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(да-да-да)
Друга стоит обижать?
(нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить?
(да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Молодцы! Справились с заданием.
Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
Воспитатель:
Ребята с чего начинается знакомство и дружба? (ответы детей) Верно, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра.
Давайте подарим приветливые улыбки нашим гостям, пусть у всех будет хорошее настроение и удачный день.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (дети берутся за руки и встают в круг)
Ладони тёплые коснулись
И дети улыбнулись.
Любому человеку приятна не только добрая улыбка, но и приветливое слово
Игра "Комплименты".
Дети стоя, по кругу поворачиваются, пожимают ладони и говорят ", Саша, ты добрый". И так далее. Примерные слова: весёлый, красивы, быстрый, смелый, храбрый, заботливый, вежливый, культурный, трудолюбивый, дружелюбный.
У человека поднимается настроение от хороших слов.
Физкультурная минутка
Дружно за руки берись
Вправо – влево повернись (повороты вправо – влево)
Будем веселиться (хлопки)
Прыгать (прыжки)
И кружиться (кружение)
Много радостных людей (идём по кругу)
Добрых верных нам друзей.
Ссориться не будем (подходим к центру)
Про печаль забудем (отходим назад).
Воспитатель : Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ёжика и Зайчика, каждый из которых хочет покататься на качелях, как помочь им не поссориться.
(Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдаёт соответствующие маски зверей, детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.)
Жили два друга Зайчик и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Заяц качели к себе потянул
Заяц: «Я первый!»
А Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся: «Значит ты Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош!»
Обсуждение проблемы, поиск путей её решения .
Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком? (ответы детей)
Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (ответы детей)
Как помирить друзей, сделать так чтобы так, чтобы ссоры не было? (ответы детей)
Давайте ещё раз прочитаем стихотворение, ну уже с весёлым концом, когда зайчик и ёжик договорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Зайчик и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик на встречу качелям шагнул
Заяц качели к себе потянул
Заяц сказал: « Покачаю тебя, мы ведь с тобою Ёжик друзья»
Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться? (ответы детей: уметь договариваться) А как вы считаете каким должен быть друг? (ответы детей: добрым, внимательным, отзывчивым)
А давайте составим необычный плакат о дружбе. (дети подходят к столу, на котором большой ватман с приклеенным земным шаром.)
Ребята, ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету - ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ. Давайте отпечатки наших ладошек оставим на нашем плакате. (дети макают ладошки в разноцветные краски)
(во время работы звучит песня о дружбе)
Воспитатель
:
Воспитатель заканчивает:
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.
Звучит песня В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».