Конспект интегрированного занятия "история возникновения часов" в подготовительной к школе группе. Конспект НОД для подготовительной группы

Конспект совместной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе детского сада

«Часы и история их возникновения»,

познавательное развитие (ФЭМП)

Подготовила: Осипова О. А. воспитатель детского сада № 125 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Цель: Познакомить детей с разнообразием видов часов, с историей их изобретения, назначением и областями применения.

Задачи:

  1. Образовательные -

Познакомить детей с различными видами часов и историей их появления;

Расширить знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день;

Упражнять детей в определении времени по часам с точностью до часа;

Расширять активный словарь детей по теме «Время»: Часы, час, минута, секунда, клепсидры…

  1. Развивающие –

Развивать познавательные способности и познавательную активность детей;

  1. Воспитательные -

Воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели.

Использование современных образовательных технологий:

ИКТ - технология (презентация «Виды часов»);

Музейная педагогика (создание мини - музея «Часы»);

Проблемно-игровая технология (проблемные ситуации – проблемные вопросы)

Здоровьесберегающая технология – пальчиковая гимнастика «Часы для совы»

Оборудование:

Ноутбук;

Проектор и экран;

Иллюстрации - различные виды часов;

Наглядные пособия, представленные в мини – музее «Часы»: песочные, настенные, настольные, наручные часы различных видов;

Круглые картонные модели часов с часовой и минутной стрелкой (по количеству детей);

Рабочие листы с заданиями для самостоятельной деятельности детей.

Предварительная совместная деятельность:

Дидактические игры и упражнения для знакомства детей с временным отрезком «час»;

Дидактические игры и упражнения для определения времени по часам с точностью до часа.

Дидактические игры и упражнения для развития чувства времени с помощью песочных часов (1 минута, 2 минуты, 5 минут),

Изготовление новогодних часов с движущимися стрелками (модель часов),

Заучивание наизусть стихотворения И.Гуриной «Стрелки»:

Стрелки водят хоровод:

Вот минутная идёт,

Длинная и стройная,

Очень беспокойная.

Вдоль по кругу пролетает,

Все минуты сосчитает.

Часовая – покороче,

Тоже ходит дни и ночи.

Эта стрелка чуть дыша

Проползает не спеша,

Очень медленно для нас

Отмеряет каждый час.

Ход совместной образовательной деятельности:

Часть 1 – организационная

Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель загадывает детям загадку:

Нет ног, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

Как вы думаете, что это? Правильно, это часы! (Слайд 1)

Часть 2 – основная. Совместная образовательная деятельность сопровождается демонстрацией различных видов часов и иллюстраций различных видов часов.

А что такое часы?

Часы́ - прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов.

Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди раньше определяли время, когда не было часов? (ответы детей)

Давным-давно, когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу. Взошло солнце – пора вставать, темнеет – пора спать.

Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов движутся по кругу, становятся длиннее и короче, в зависимости от положения солнца на небе. Так человек придумал солнечные часы - с амые древние часы (Слайд 2). Родина этих часов - Вавилон. Циферблат часов устанавливался на открытое, хорошо освещенное солнцем пространство. Вместо стрелки ставили в серединке стерженёк, который отбрасывал тень. Солнце всходило, и тень от стерженька начинала двигаться вокруг него. Но был у этих часов один недостаток.

Правильно, часы были всем хороши, но без солнца они не работали.

Тогда люди изобрели водяные часы (Слайд 3). Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько вытекло воды, определяли, сколько прошло времени. Такие часы назывались клепсидрами и использовались они очень долго.

Какой же недостаток, по-вашему, был у них? (ответы детей)

В них нужно было все время подливать воду.

Из древности к нам пришли и другие часы – песочные (Слайд 4). Они состояли из 2-х стеклянных конусов, соединенных вместе, внутри был насыпан песок. Объем песка указывал на определенный промежуток времени. Они сохранились до нашего времени: ими до сих пор пользуются в медицине, если нужно отмерить временные отрезки небольшой длины: 1 минуту, 2 минуты, 5 минут . Эти часы были очень точными, но был и у них недостаток.

Как вы думаете какой? (ответы детей)

Правильно, их нужно постоянно переворачивать.

Когда-то были и огневые часы (Слайд 5). На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали иголку с привязанным грузом. Свеча догорала до иголки, груз падал. Это означало, что прошел определенный промежуток времени.

Безопасны ли были такие часы? (ответы детей)

Свеча может упасть и случится пожар.

Существовали и живые, природные часы. Какие, как вы думаете? (ответы детей)

Петух – поет с восходом солнца (Слайд 6);

Цветы – часы (Слайд 7), бутоны которых раскрываются и закрываются с заходом солнца. Есть цветы, которые раскрываются ночью, а закрываются днем.

Но все эти часы не точны, или неудобно ими пользоваться.

И со временем люди изобрели механические часы (в которых используется механизм) (Слайд 8), затем электрические (работают от электричества), электронные (на батарейках) (Слайд 9).

Пальчиковая гимнастика "Часы для совы"

Соблюдается совой

Сжимают и разжимают

Распорядок часовой

кулачки на обеих руках

Ночью в час по распорядку

Показывает один палец

Совы делают зарядку

Руки на поясе, наклоны влево и вправо

Циферблат покажет два

Показывают два пальца

В магазин спешит сова

Шагают на месте

В три - готовит суп

Показывают три пальца и "варят"

В четыре

Показывают четыре пальца

Вытирает пыль в квартире

Делают вид, что вытирают пыль

Показывают пять пальцев и "читают книгу"

В шесть она садится есть

Показывают шесть пальцев и "кушают "

Семь показывают стрелки

Показывают семь пальцев

В гости к ней приходят белки

Прыгают на месте, руки перед грудью

Не поздней восьми часов

Показывают восемь пальцев

Совещание у сов

"Совещаются" между собой

Но как только девять бьет

Показывают девять пальцев

В лес сова идет гулять

Шагают на месте

В десять у нее - вязанье

Показывают десять пальцев и "вяжут"

А в одиннадцать - купанье

еще один палец и "плавают"

Как двенадцать бьет часов

Показывают сначала десять пальцев, затем

еще два пальца

Двери в доме на засов

"Закрывают дверь на ключик"

В полдень ей пора в кровать

Потягиваются и зевают

Любит днем сова поспать

Руки под щеку и "спят"

В час встает и - на зарядку

Сжимают и разжимают кулачки

на обеих руках

А вы знаете, как устроены часы? (Слайд 10) (Дети отвечают, что часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки).

Сколько стрелок может быть у часов?

Как правило - 2 или 3:

Толстая короткая, которая движется очень медленно и показывает часы.

Толстая длинная, движется быстрее и показывает минуты.

Тоненькая длинная, быстробегущая – секундная.

Из секунд складываются минуты, из минут – часы. В минуте 60 секунд, а в часе 60 минут.

Из часов складываются дни, из дней – недели, из неделей – месяцы, из месяцев – год и т. д.

Если минутная стрелка совершает круг вокруг циферблата, то проходит час, короткая при этом передвигается на одну цифру. Между цифрами есть деления, одно деление равно 1 минуте. Когда секундная стрелка проходит круг – минутная передвигается на 1 деление. При перемещении минутной стрелки от одной цифры до другой проходит 5 минут. (Свой рассказ воспитатель демонстрирует на модели часов) .

Давайте мы с вами поиграем (детям раздаются модели часов, сделанные из картона).

Для определения времени нужно посмотреть, как расположены стрелки.

Поставьте на своих часах обе стрелки, часовую и минутную, на цифру 12, как на моих часах. Когда обе стрелки и минутная и часовая находятся на 12, значит ровно 12 часов. А теперь передвиньте короткую (часовую) стрелку на цифру 1. Если часовую стрелку передвинуть на 1, то будет 1 час.

Сколько времени сейчас на ваших часах? (1 час)

А теперь передвинем короткую стрелку на цифру 2, длинная стрелка по-прежнему остается на 12.

Сколько теперь времени на ваших часах? (2 часа) и т. д.

А теперь поставьте стрелки на ваших часах так, чтобы они показывали 6 часов.

Как расположены стрелки на ваших часах? (большая на 12, маленькая на 6)

Чем же отличаются часы друг от друга? (формой, цветом, размером, материалом корпуса, местом положения).

А как же называют часы, которые: (Слайд 11)

Находятся на башне - … башенные (Слайд 12),

Висят на стене – настенные (Слайд 13),

Стоят на полу - … напольные (Слайд 14),

Носят на руке - … наручные (Слайд 15),

Лежат в кармане - … карманные (Слайд 16),

Стоят на камине - … каминные (Слайд 17),

Стоят на столе - …настольные (Слайд 18).

А чем же все часы похожи? (они все показывают время).

Давайте теперь посмотрим, какие же самые известные, красивые и необычные часы изобрели люди (рассматривание слайдов 19-26).

Часть 3 –заключительная .

Мы с вами хорошо сегодня постарались, вы много нового и интересного узнали. Расскажите, что же больше всего вас заинтересовало, удивило, что понравилось?

Может у кого-то возникли сложности во время выполнения заданий?

Может что-то осталось непонятным для вас? (ответы детей).

В завершение занятия детям предлагается самостоятельная работа: на рабочих листах нарисованы часы, которые показывают время. Нужно найти среди них пару часов, которые показывают одинаковое время, и раскрасить их одним цветом (дети выполняют работу самостоятельно).

Песочные часы Они состояли из 2-х стеклянных конусов, соединенных вместе, внутри был насыпан песок. Объем песка указывал на определенный промежуток времени

Огневые часы Тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по всей длине шкалой, сгоравшие также за определенное время

Часы – Петух - Давным –давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат « Ку – ка – ре – ку!»

Часы цветы Цветы некоторых растений открываются и закрываются периодически в одно и тоже время. У картофеля цветки открываются в 6-7 часов, закрываются в 14-15 часов. У одуванчика в сухую погоду открываются в 5-6 часов закрываются в 20-22 часа.

Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки.

Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить? Не нуждаются в заводе электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают.

Если минутная стрелка совершает круг вокруг циферблата, то проходит час, короткая при этом передвигается на одну цифру. Между цифрами есть деления, одно деление равно 1 минуте При перемещении минутной стрелки от одной цифры до другой проходит 5 минут. Модель часов

Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди!

Может быть вы догадаетесь, как называются часы на башне? Как называются главные часы нашей Родины?

Если часы весят на стене. Как называются такие часы?

Если часы стоят на полу. Как называются такие часы?

Эти часы носят на руке. Они называются…

Если часы носят в кармане. Дайте им название.

Это старинные часы, они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название.

Часы стоящие на столе, как называются такие часы?

Необычные настольные часы

Часы - кулон

Часы-перстень


Конспект НОД для подготовительной к школе группы
Тема: «Удивительный мир часов»

Автор: Черкасова Светлана Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №124», город Череповец.
Описание материала: Предлагаю вам конспект на тему «Удивительный мир часов» для подготовительной к школе группы. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, для групп компенсирующей направленности (с детьми с ОНР). Этот конспект познавательного занятия, направленный на вовлечение детей в проектную деятельность, изучение истории часов и изготовление часов с часовым механизмом воспитателем с детьми.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной к школе группы на тему «Удивительный мир часов»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель – вовлечение детей в проектную деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к пониманию их назначения и функции.
2. Уточнить знания детей о часах и их видах.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Создать условия для закрепления навыка образования относительных и притяжательных прилагательных.
5. Способствовать развитию умения образовывать родственные слова.
6. Способствовать развитию фонематического слуха.
7. Способствовать развитию эстетического вкуса, фантазии и творчества.
8. Продолжать воспитывать навыки доброжелательного взаимодействия в коллективе.
Предварительная работа : беседа с детьми о часах, раскрашивание картинок на тему «Школа» для оформления часов, оформление выставки «Удивительный мир часов», вовлечение родителей в проектную деятельность.
Педагогические технологии: ИКТ, технология проектной деятельности.
Материал : проектор, ноутбук, заготовка из тонкой фанеры в форме домика для изготовления часов, картинки для оформления циферблата, клей-карандаш для каждого ребёнка, тряпочки, раскраски-часы (грустные и весёлые, раскраски - цветочные часы).

Ход занятия:

1. Организационный момент около выставки часов.
Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Дети, вы помните, что у нас в группе недавно сломались часы. Вы стали задавать много вопросов по назначению и устройству часов. И мы решили исследовать этот удивительный мир часов.
Вам было дано домашнее задание: рассмотреть часы, которые есть в доме и поговорить с родителями о часах. А родителей мы просили принести картинки, часы, книги о часах. Я побывала в часовой мастерской, отнесла наши старые часы. Мастер по изготовлению и ремонту часов – часовщик, сказал, что часы уже не подлежат ремонту. А пока мастер работал, мы успели с ним пообщаться. Он рассказал мне много интересного о часах, передал для вас подарок и пригласил к себе в гости.
Подарок часовщик попросил распаковать позже. А сейчас, присаживайтесь на стульчики. Вы узнаете, что же интересного рассказал мне часовщик об удивительном мире часов!
2. Просмотр слайдов и беседа (на стульчиках, полукругом).
На 1 слайде картинка с изображением часовщика за работой.
Оказывается, привычных для нас часов раньше не было. Но во все времена были живые часы.
1)Слышите звук 2 слайд пустой - включить звук крика петуха. После ответа - проецируется картинка с изображением петуха . Петух - это живой будильник. Он всем говорит, что наступило утро и пора вставать.
А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Например, если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Включить Звук пения соловья, проецируется картинка с изображением поющего соловья ночью. А вот, воробей встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в садик и на работу. Звук чирикания воробья, проецируется картинка с изображением воробья
2) Слайд 3 с изображением жёлтых одуванчиков.
Живые часы – это и растения. Попробуйте догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени. (рассуждения детей)
Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время, словно по команде. И они никогда не путаются! Например, одуванчики, открываются ровно в 5 утра. Я для вас подготовила раскраски с цветочными часами, в свободное время вы сможете ими воспользоваться. Как вы думаете, чем удобны живые часы? А чем они неудобны? (Рассуждения детей)
4 Слайд с изображением солнечных часов.
Наблюдая за солнцем, люди изобрели солнечные часы. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка. Такие часы показывают время только в солнечную погоду. На прогулке мы попробуем сделать такие часы. И понаблюдаем за ними.
История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы.
5 слайд с изображением водяных часов. Они придумали водяные часы. Водяные часы сообщают о времени и ночью и днём и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду и на сосуде делали пометки-чёрточки. Но и такие часы оказались неудобны, т.к. постоянно приходилось доливать воду. С тех пор так и говорят «Много воды утекло», т.е. много времени прошло.
6 слайд с изображением песочных часов . Потом люди сделали часы из песка. И назвали их – как? (ответы детей) Песочные часы! За определённое время мельчайший песочек высыпается из одного сосуда в другой. Песочные часы есть на 2, 3, 5 и 10 минут. Поставить перед детьми часы на 3 и 10 минут для сравнения. Это ваши любимые часы, вы часто приносите их в группу. На них просто приятно смотреть. Такие часики используют в поликлинике на процедурах. (рассуждения детей)
7 слайд с изображением Курантов . Шло время, и люди придумали новые приборы для измерения времени. Появились башенные часы - на башне. Они были очень громоздкими и сложными. Появился циферблат. На старинных часах была одна стрелка – часовая. Люди тогда жили размеренно и никуда не спешили. Спустя время появилась минутная стрелка, а потом и секундная. Люди стали следить за временем. Уже много веков главным символом Москвы является Спасская башня Кремля со знаменитыми Курантами. А у нас в Череповце есть такие часы? (На здании Камерного театра)
3.Динамическая пауза .
А теперь немного отдохнём.
1) Офтальмологическое упражнение «Круг».
Представить себе большой круг. Обвести его глазами по часовой стрелке, потом против часовой. И поморгать 2 раза.
2) Артикуляционная гимнастика «Часики»
3) А теперь давайте немного потанцуем. Выполнение танцевальных движений, имитирующих часы под песню из мультфильма «Фиксики» «Часики» (пружинка, поднимание плеч, наклоны головы в стороны, наклоны корпуса в стороны, повороты в стороны, повороты с пружинкой, шаги на месте, шаги вокруг себя на месте, шаги на месте + движения руками перед собой и в стороны).
4. Игровое упражнение «Названия часов» (в кругу с мячом)
А сейчас я проверю, как вы выполнили моё поручение. Помните, я попросила вас рассмотреть все часы в доме и поговорить с родителями о часах?
Скажите, как называются часы, которые носят на руке? (наручные)
..часы для детей? (детские)
..часы для женщин? (женские)
..часы для мужчин? (мужские)
..часы, которые стоят на столе? (настольные)
..часы, которые висят на стене? (настенные)
..часы, которые носят в кармане? (карманные)
..часы, сделанные из золота? (золотые)
…На башне - башенные, на полу-напольные, из цветов - цветочные, из песка - песочные, из воды - водяные.
Игра «Родственные слова» (на стульчиках полукругом)
Молодцы! А теперь давайте снова присядем на стульчики и продолжим слушать истории.
Часовщик мне сказал, что у слова часы много слов-родственников, например, Зима-зимний, зимовать.
Давайте теперь попробуем подобрать слова-родственники к слову часы.
Часики, часовая(стрелка), часовщик(мастер по изготовлению и ремонту часов), часовой (военный на посту), часовня, часок, часочек, сейчас.
Какие вы молодцы!
Ребята, я хочу вам рассказать историю из детства. Однажды мы пришли в гости, и я услышала необычный звук. Сначала я испугалась, а потом просто восхитилась красотой.
Включить звук часов с кукушкой. Изображение часов с кукушкой на слайде 8.
Дети, хотели бы вы узнать о часах ещё больше? А научиться определять время? Тогда мы продолжим исследование и изучение различных часов.
Слайд 9- изображение различных часов: атомные, будильник, наручные, часы из цветов, детские. Мир часов очень удивителен и разнообразен.
Офтальмологическое упражнение «Круг»
5. Продуктивная деятельность и подведение итогов.
А теперь настало время открыть долгожданный подарок от часовщика.
1)В подарке записка.
Здравствуйте, ребята. Я, надеюсь, вам понравилась сегодняшняя история о часах. Скажите, какие живые часы вы знаете?...
Понаблюдайте за ними летом в деревне или на даче!
Какие ещё часы сегодня вам запомнились?...
Вы большие молодцы! Настоящие юные исследователи! Желаю вам удачи и новых открытий! Приходите в гости в мою мастерскую! До встречи, часовщик. И помните, ПОРЯДОК-ВРЕМЯ БЕРЕЖЁТ!

2)Открытие подарка.
Дети, часовщик, подарил нам основу для часов в виде домика. Дети должны обнаружить, что на часах нет стрелок и отсутствует часовой механизм. Ребята, когда часовщик узнал какие вы творческие, предложил нам самим сделать часы и украсить их. Помните, вы вчера раскрашивали маленькие рисунки по теме школа, мальчики выбирали свои картинки, а девочки – свои. Я предлагаю украсить наши часы этими картинками. Сейчас девочки возьмут свои картинки и начнут украшать часы, а мальчики пока рассмотрят экспонаты в музее часов. Потом мы поменяемся.
Дети и воспитатель украшают часы. Звучит мелодия «Ходики с кукушкой» Дети приклеивают с помощью клея-карандаша на циферблат картинки. Воспитатель устанавливает часовой механизм и стрелки. Дети наблюдают и общаются.
Часы демонстрируются гостям.

6. Рефлексия для детей и гостей
Всех поблагодарить и похвалить.
Предложить выбрать раскраску:
если всё понравилось раскраска с весёлыми часами, если что-то не понравилось – раскраска с грустными часами,
если ничего не понравилось - пустой листочек.
Занятие переходит в совместную и самостоятельную деятельность -раскраски, рассматривание часов и книг в музее часов, обсуждение результата работы.

елена иванова
Занятие в подготовительной группе «История часов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОвАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА»

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ИСТОРИЯ ЧАСОВ »

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА )

ВОСПИТАТЕЛЬ

ИВАНОВА Е. Р.

Г. КАЛЯЗИН

Цель : закрепить и расширить знания детей о различных видах часов , о принципе их работы и их роли в жизни человека.

Задачи :

Познакомить с историей часов .

Подвести к пониманию их назначения.

Закрепить умение рисовать разные часы.

Развивать творческое воображение и логическое мышление.

Воспитывать способность и умение беречь время.

Материал : Различные часы, картинки с изображением часов , фонарик, счетная палочка, лист картона на каждого ребёнка

Интеграция : Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Ход занятия:

В : Послушайте загадку :

Мы днем не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим.

Ребята как вы думаете, что это?

Д : Часы

В :- Молодцы ребята, правильно это часы

Сегодня к нам на на занятия должен был приехать гном Тик-Так и научить определять время по часам, но он прислал телеграмму

Дорогие ребята!

В моей волшебной стране «Времени» случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. Теперь мы не можем определить время. Я не могу приехать к вам.

В :.Что произойдёт, если сломаются все часы?

Д :.(ответы детей)

В,:Ребята, а мы можем что-нибудь сделать для гнома?

Д.:Помочь. (Предлагают свои ответы.)

В.:Сегодня я хочу вам рассказать про историю создания часов . Скажите ребята, часы всегда были или было время, когда не было часов ?

Д.: (ответы) .

Просмотр презентации : «История развития часов » .

В.: Смотрите, какая деревня, мы с вами попали в прошлое, в старину.

В.:Первыми часам, которые придумали люди - были солнечные часы (2 тысячи лет назад) .

У них не было ни стрелок, ни циферблата. Это была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, и значит, скоро вечер.

Как вы думайте, удобны ли такие часы?

Д,:Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.

И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время, ни вечером ни ночью

Опыт Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки не стоит на месте, а движется за ним. (работа в парах)

В.:. Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы.

водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки : сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Не случайно с тех пор говорят о времени : «Сколько воды утекло!»

В.: Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Д.:Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

В.: Следующим изобретением стали восковые часы. Восковые часы - это тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по всей длине шкалой. Они сравнительно точно показывали время, а в ночные часы еще и освещали жилища церковных и светских сановников, работали только в помещении, где нет ветра

В,: Как вы думайте, а безопасны ли эти часы?

Д.: Нет. Часы могут упасть и возникнет пожар.

В.: Потом человек придумал песочные часы.

Вам они знакомы? Где вы их могли видеть (в поликлинике, спортивной школе)

Игра «Хорошо-плохо» . (Песочные часы – это хорошо, потому что…. Но это и плохо, потому что… .)

Пока будет сыпаться песок мы с вами выполним игровое упражнение «Часы» .

Физкультминутка

А часы идут, идут : тик-так, тик-так, (Ходьба на месте)

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой . (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

В.:. Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.

Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?

Д.:Часовщик .

В.:Часовщик – это человек , который ремонтирует часы.

Часы имели сначала одну – часовую стрелку . Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.

Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали . Сейчас существует много разновидностей часов . Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.

Рассказы детей о механических часах

В :.А чем похожи все механические часы?

Д.: У всех есть циферблат, стрелки.

В : Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Вы должны объяснить слова, которые я выделю голосом.

Говорят, часы стоят (сломались, не идут, не работают)

Говорят, часы спешат (идут вперёд, бегут, идут быстро)

Говорят, часы идут. (тикают, работают, ходят)

Но немного отстают (идут медленно, не спешат

Мы смотрели с Мишкой вместе, а часы висят на месте (В. Орлов) .

Кстати, о каких механических часах идёт речь в этом стихотворении? (настенных)

В :Много разнообразных механических часов , но у них тоже есть один недостаток : их нужно заводить каждый день. Забудет человек завести часы, они встанут. А какие часы не надо заводить?

Д.: Электронные

В :. Чем механические часы отличаются от электронных?

Д.: У электронных часов нет стрелок , циферблата., их не надо заводить. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.

В : Как вы думаете, где человек использует часы, работающие от электричества?

Д.: В магазине, на вокзале, на улице.

В.: Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек.

На нашей выставке, представлены многие часы, о которых мы сегодня говорили. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди!

А сейчас давайте поиграем в игру

Игра «Ходят стрелочки по кругу» .

На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Все вместе произносят стихотворение.

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу,

И хотят догнать друг друга. (Дети идут по кругу)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки напротив ближней карточки) . Пять часов !

(Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12) .

Игра повторяется несколько раз.

В.: Садитесь за столы, у меня для вас есть интересные задания. Перед вами лист. Задание первое : на циферблате часов нужно вписать недостающие цифры

Задание второе. На циферблате часов нарисуйте минутную и часовую стрелки , чтобы они указывали время, заданное рядом с часами.

А теперь превратите свои часы в наручные- дорисуйте им браслет или ремешок. И эти часы мы подарим Гному Тик-Так.

(дети выполняют задание)

В.: После занятия обязательно посмотрите коллекцию часов , выставку рисунков «Такие разные часы»

А теперь посмотрите, какие необычные «конфетные часы» вам я подарю в вашу коллекцию


Конспект НОД в подготовительной к школе группе
«Олимпийский талисман принеси удачу нам!»

Тема: «Олимпийский талисман принеси удачу нам»
Образовательные области:
Приоритетная образовательная область «Познание»
Области в интеграции: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», Физическая культура»
Цель:Формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности.
Задачи:
1.Познакомить детей с символикой Олимпийских игр.
2.Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой.
3.Формировать уважительное отношение к спортсменам, к их спортивным достижениям, желание быть похожими на них.
4. Развивать внимание, логическое мышление, творческое воображение детей, стремление к победе и уверенность в своих силах.5.Формировать навык словообразования.
6.Воспитывать чувство гордости за Россию.
7. Активизация словаря: символ, континент, факел.
Оборудование: проектор, глобус, мишень, листы бумаги, телеграмма, посылка, разрезные картинки, картинки с изображением различных видов спорта, игрушки-талисманы Олимпиады 2014 г. и других животных, аудиозапись гимна Олимпийских игр в Сочи.Предварительная работа: - чтение художественной литературы на спортивную тематику; - рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением различных видов спорта; - разучивание с детьми стихов и песен; - просмотр видеоматериалов, где представлены элементы олимпийских игр – шествие спортсменов, поднятие флага, соревнования; - беседы о спорте;
-проведение анкетирования родителей;- оформление музыкального зала;
- Ребята, отгадайте загадку: «По снегу покатите – я подрасту, на костре согреете – я пропаду». Что это? (снежный ком)- К нам в группу закатился снежный ком добрых приветствий. Предлагаю улыбнуться друг другу и, передавая поочередно «снежный ком», поздороваться с соседом, стоящим справа, сказав ему ласковое слово.
Стук в дверь, почтальон принес телеграмму.
Показываю детям телеграмму с изображением олимпийского флага.
- Что изображено на телеграмме? (олимпийский флаг) Как вы думаете, кто нам ее прислал?
(олимпийские спортсмены)
- А что такое Олимпийские игры? (ответы детей).
Правильно, Олимпийские игры – это большой спортивный праздник, на котором собираются спортсмены разных стран, чтобы помериться силами в спорте.
А знаете ли вы, что Олимпийские игры были придуманы очень давно? Первые Олимпийские игры проходили в Древней Греции, в городе Олимпия. Когда назначались игры, повсюду объявлялось священное перемирие. Никто не мог воевать, никто не имел права войти в Олимпию с оружием.
- Ребята, давайте прочитаем телеграмму. В ней написано, что к нам в гости торопится олимпийский Мишка - талисман Московских Олимпийских игр 1980 года.
Звучит музыка, появляется Олимпийский Мишка.
Мишка: Здравствуйте, ребята.
Случилась беда. Я был на севере, где все рады приближающейся Олимпиаде, но вдруг налетела метель и пыталась унести олимпийские талисманы, чтобы помешать проведению игр в Сочи. Я быстро собрал животных в коробку и поспешил к вам, чтобы вы мне помогли.
- Вы знаете талисманы Олимпийских игр Сочи? (ответы детей)
Дидактическое упражнение «Кого не хватает, а кто здесь лишний?»
Мишка: Вот в этой коробке спрятались талисманы. Нужно их найти в «снегу», и определить, какого талисмана не хватает? А кто лишний?
Дети выполняют задание.- Молодцы, ребята с заданием справились.
Вот, теперь, вы знакомы с талисманами Олимпиады. Но, самое главное, пожалуй, красиво произносить само слово ОЛИМПИАДА.
Артикуляционная гимнастика. (закрепление звуков [л] [л,])(комплекс артикуляционных упражнений: «Иголка», «Качели», «Блинчик», «Вкусное варенье») Мишка загадывает загадку:
Тот огонь в огромной чаше –
Для спортсменов нету краше!
Все его увидеть рады –
Началась Олимпиада.
Что это? (Олимпийский огонь)
Слайд с изображением огня.
Олимпийский огонь является одним из главных символов Олимпийских игр. Его зажигают за несколько месяцев до начала Олимпийских игр в городе, где проводились Олимпийские игры древности – в Олимпии.
Зажженный огонь день и ночь несут спортсмены – факелоносцы – в дождь, в снег, ветер.
Право зажечь огонь на олимпийском стадионе предоставляется наиболее известному спортсмену страны, где проводятся Олимпийские игры. Олимпийский огонь горит в Олимпийской чаше и не погаснет в течение всех дней и ночей, пока длится Олимпиада.
Зрительная гимнастика «Скалолазы».
Палец, словно карандаш, нарисуем мы, Вытягиваем перед собой руку, указательный пейзаж: палец вверх. Пики скал, о, чудеса, ввысь уходят небеса! «Рисуем» пальцем четыре горы. А теперь дружочек, раз - Приближаем к кончику носа палец, вытягиваем Пальчик твой стал скалолаз вперед от носа. Вверх на горку, Движения глазами и пальцем вверх. Вниз с горы, (глазками за ним следи), Движения глазами и пальцем вниз. Вверх на горку,Движения глазами и пальцем вверх – вниз, Вниз с горы вверх – вниз. Через горы мы прошли, в детский садик Приближаем к кончику носа палец, все пришли. вытягиваем вперед от носа.
Ещё один символ Олимпийских Игр - Олимпийские кольца - представляют собой пять переплетенных колец - их цвета - синий, желтый, черный, зеленый и красный - на белом фоне. Это эмблема Олимпийского движения, которая символизирует пять населённых частей света.
Слайд с изображением флага с кольцами.
Посмотрите на глобус. Вот эти огромные части суши называют континентами (показываю Америку, Африку, Евразию, Австралию, Антарктиду).
Белое поле флага означает дружбу всех, без исключения, людей Земли.
При открытии Олимпийских игр флаг поднимают под звуки олимпийского гимна, а при закрытии игр флаг опускают и передают городу, который станет хозяином будущих Олимпийских игр.
Упражнение «Посчитай-ка»
- Давайте сосчитаем кольца на олимпийском флаге
Одно кольцо, два кольца, три кольца, четыре кольца, пять колец.
Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Огонь, флаг, кольца, олимпиада.
- А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.
Пальчиковая гимнастика «Лепим снежки»
Дети образуют круг. Воспитатель раскладывает перед каждым ребенком чистый лист бумаги. - А теперь, 1-2-3-4-5, будут пальчики играть! На каждый слог знакомого вам двустишия «Снегопад», вы должны скомкать свой лист бумаги так, чтобы он превратился в «снежок». - Снего-снего-снегопад, каждый будет очень рад. Будут лыжи и коньки, будут санки и снежки.
Упражнение «Словесные снежки» - Посмотрите, сколько снега намело. А сейчас, предлагаю поиграть в снежки. Вы должны назвать любой вид зимнего спорта и попасть своим снежком в мишень, стоящую перед вами.
Слайд с изображением спортсменов разных видов спорта.
Упражнение «Образуй слово»
Поспела новая игра, нелегкое задание. Приготовься детвора, выполнить задание! Я начинаю предложение, вы заканчиваете его,
Отвечая на вопрос «Кто?»
- Бегает на коньках - ………………. Конькобежец. - Катается на санках - ……………… Саночник. - Катается на лыжах - ……………. …Лыжник. - Играет в хоккей - ………………….. Хоккеист. - Занимается фигурным катанием - … Фигурист.
Физминутка «Зимние забавы»
Мы зимой в снежки играем, Стоят в кругу. «Лепят снежки». По сугробам мы шагаем, Идут друг за другом по кругу. И на лыжах мы бежим, Имитация езды на лыжах, помогают палками. На коньках по льду летим. Имитация катания на коньках, руки за спиной. Крепость дружно строим мы, Берутся за руки идут в круг, поднимая руки. Гостью зиму – любим мы! Расходятся, делая большой круг.
Дидактическая игра «Кому что нужно?».
У меня карточки с изображением различных зимних видов спорта. В середине карточки картинка со спортсменом. Ваша задача подобрать спортсмену все необходимое для игры. Таким образом, из маленьких картинок должна получиться большая целая картина.
Выполнив задание, дети называют вид спорта, и какой спортсмен изображен на получившейся картинке.
Воспитатель: Ребята, на прошлой неделе мы с вами создавали коллективную композицию
«Зимний лес» (показывает детям).Для какого вида спорта, каким спортсменам подошел бы наш зимний пейзаж?(Дети высказывают свои предположения и решают слепить из пластилина лыжников).Дети определяют, какой будет фигура лыжника, его поза, костюм. Воспитатель включает аудиозапись гимна Олимпийских игр в Сочи «Игры, которые мы заслужили» и дети приступают к лепке.
Мишка: Ребята, мне пора отправляться в путь, ведь Олимпийские игры не начнутся без талисманов. Они будут помогать нашим спортсменам, побеждать.
А вы подумайте, что бы вы хотели пожелать спортсменам. Попросите воспитателей написать ваши пожелания, опустите их в воздушные шары, надуйте их. А когда пойдете на прогулку отпустите их вверх, в солнечное небо. А я их встречу в г. Сочи и передам нашим спортсменам.
lefttop

Сведения об участнике:
Фамилия, имя, отчество – Глазкова Мария Владимировна
Место работы – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 15 «Мальвина» г. Балаково Саратовской области
Должность – воспитатель

Руководитель проекта: воспитатель Н.В. Ширинкина

Вид проекта: познавательный, образовательный

Длительность проекта: с 27. 10 по 31. 10. 14г.

Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь.

Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы. Сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонт, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей многие из них захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Часы» .

Гипотеза: Что произойдёт, если вокруг нас перестанут работать все часы?

Цель проекта: Формирование представлений у детей о времени.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей часов;
  2. Подвести детей к пониманию, что часы человек создаёт для облегчения своей жизни;
  3. Воспитывать гордость и уважение к отечественным изобретателям.

Педагогические задачи:

  • способствовать расширению и уточнению представлений у детей о человеке в истории и культуре;
  • побуждать любознательность детей;
  • способствовать выработке положительного, гуманного отношения к предметам рукотворного мира;
  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
  • формировать навыки коммуникативного общения;
  • создать условия и возможности для поисковой деятельности.

Задачи для детей:

  • закрепить свои знания о времени;
  • узнать о возникновении часов на Земле;
  • относиться с гордостью и уважением к изобретениям человечества;
  • развивать образное мышление, воображение, фантазию, активную речь, творческие способности;

Задачи для родителей:

  • способствовать расширению знаний детей о часах и временном пространстве;
  • содействовать в реализации проекта в группе ДОУ.

Необходимое оборудование:

Познавательная зона: дидактические и настольные игры; коллекция фотографий с изображением часов, литература по теме; презентации по теме.

Методы и приёмы в ходе реализации проекта:

  • беседы с детьми о истории возникновения часов;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • рисование, аппликация, лепка;
  • отгадывание загадок;
  • физминутки, дидактические, подвижные и пальчиковые игры;
  • консультации для родителей;
  • просмотр мультфильмов, презентаций.

Результат:

  1. Сформированная база знаний у детей о истории возникновения часов.
  2. Сформированный интерес к изобретениям человечества и уважительное отношение к ним.
  3. Имеют навыки рассуждения, наблюдения.
  4. Расширен словарный запас по теме.
  5. Подготовлена презентация проекта и представлена на педсовете.

Сотрудничество с семьёй:

  1. Консультации
  2. Выставки рисунков

Продукты проектной деятельности:

  1. Дидактические игры: «Части суток» ,
  2. Фотографии мероприятий.
  3. Презентация проекта.