На нашем сайте вы можете приобрести интересующий вас продукт, воспользовавшись одним из способов оплаты:
Безопасность и конфиденциальность платежа
При выборе данной формы оплаты заказа на сайте сайт Вы будете автоматически
перенаправлены на платежную
форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью
защищены в соответствии
с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о
совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено
сообщение об авторизации
платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт.
Информация о вашем платеже
может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению
произошла задержка в
обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800
500-65-37
Личные данные покупателя.
При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия,
Имя, адрес электронной
почты, телефон, адрес доставки.
Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом.
Продавец обязуется не
разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление
Продавцом информации
агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для
исполнения обязательств перед
Клиентом.
Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.
После оплаты войдите в ваш "Личный кабинет" и выберите "Мои курсы"
Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте
сайт
В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо
написать в службу поддержки
info@сайт
Правила возврата денежных средств
Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать возврата денежных средств в следующих случаях:
1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий курс, шаблоны и вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя в течение 7 (семи) дней с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).
2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу поддержки Исполнителя до 14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).
Мария Монтессори разработала специальную программу работы с детьми, направленную на расширение кругозора дошкольников и привитие им бытовых навыков, которые безусловно потребуются в дальнейшей жизни. Упражнения по методике Монтессори малыши выполняют с большим удовольствием, ведь они полностью вовлечены в этот увлекательный процесс, проходящий в игровой форме.
Монтессори всегда подчеркивала значение стимулов для развития соответствующих органов чувств человека. Когда ребенок проходит в своем развитии через сенсорные периоды, крайне важно, чтобы в окружающей его среде он встречал соответствующее занятие. Например, если мы хотим развивать музыкальный слух - нам нужен как минимум музыкальный инструмент, а для развития цветового зрения абсолютно необходимы цветные карандаши и краски.
В классе, где дети занимаются по методике Монтессори, основная масса так называемых сенсорных материалов располагается рядом с зоной повседневной жизни. Как и бытовые упражнения, сенсорные занятия идут в русле основной последовательности обучающих шагов: от конкретного - к абстрактному, от развития руки - к развитию мозга, от двигательных и сенсорных упражнений - к , от действий - к умению выражать мысли.
В сенсорных упражнениях с материалами Монтессори нередко выделяется одно какое-то чувство с последующим усложнением взаимосвязанных обучающих материалов: например, изучение цвета может начинаться с трех основных цветов, постепенно мы перейдем к семи цветам радуги - к оттенкам основных цветов, к умению их сочетать и получать новые разновидности цветовых решений. Поэтому в наших занятиях с малышом по мере его взросления и освоения определенных умений мы всегда Можем перейти к новой деятельности на основе уже хорошо освоенной, включив свою фантазию и привлекая все новые и новые домашние дела.
Вспомните слова Марии Монтессори: «Наблюдайте за своим ребенком и идите навстречу его потребностям»!
Никогда не заставляйте ребенка делать то, что хотите вы, - он имеет право на свое мнение. Важно, чтобы он был свободен в изучении материала и мог творить самостоятельно.
На этой странице вы узнаете, как заниматься с детьми по системе Монтессори, чтобы привить им различные навыки.
Проверьте, умеет ли он выделять отдельные звуки? Удается ли ему сортировать звуки по их характеристикам (высокий - низкий, короткий - длительный, звуки птиц - звуки насекомых и т. п.).
Упражнение Марии Монтессори «Звуковое лото» рекомендуется ваыполнять с детьми 3-4 лет.
Цель занятия - развитие слуховой памяти, умения сортировать по звуку.
Для этого занятии с детьми по методике Монтессори потребуется:
Как выполнять задание по программе Монтессори (число игроков ограничено числом больших карт лото):
Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте.
Контроль - зрительный (сопоставление рисунка со звуком).
Во время занятия по системе Монтессори удостоверьтесь, что ребенок знает названия предметов и животных. Для этого данную игру можно сначала использовать с целью ознакомления ребенка с разными предметами и животными и лишь затем - для изучения издаваемых ими звуков.
Кстати, изготовление вместе с ребенком больших и маленьких карточек в ходе подготовки к игре даст вам возможность повторить с ребенком названия всех изображенных на них зверей, птиц, машин и пр., а также познакомиться с новыми персонажами.
Расширение деятельности:
Проверьте, знает ли ребенок названия геометрических фигур? Умеет ли он их различать?
Упражнение « Плоские формы» для обучения азам математики по методу Монтессори рекомендовано для детей 3-4 лет.
Цель занятия - научить ребенка по внешнему виду и на ощупь распознавать геометрические фигуры. Это подготовит его к дальнейшим занятиям математикой.
Для этого урока по методу Монтессори потребуется три набора геометрических фигур:
Каждый набор с одной стороны должен быть белым, а с другой - цветным, например, зеленый для первого набора, оранжевый - для второго и синий - для третьего.
Три дополнительных набора карточек, на которых нарисованы все геометрические фигуры, описанные выше.
В наборе № 1 геометрические фигуры полностью закрашены; в наборе № 2 они очерчены толстыми линиями, в наборе № 3 - тонкими.
Проводить такое занятие с детьми по системе Монтессори можно в трех вариантах.
Вариант 1 - ознакомление с геометрическими фигурами (используем трехпериодный урок Монтессори).
Вполне возможно, что малыш готов к дальнейшей работе, и мы можем дополнить число изучаемых фигур третьей и четвертой фигурами.
Но если ребенок сбивается, не стоит настаивать и вернуться к этой игре через некоторое время.
Вариант 2 - для детей, знающих названия основных геометрических фигур.
Вариант 3 - для детей, уже умеющих раскладывать геометрические фигуры на ощупь.
Пусть ребенок возьмет первый дополнительный набор карточек с нарисованными на них геометрическими фигурами и рассортирует их на три группы согласно описанию - прямые стороны, изогнутые стороны, прямые и изогнутые стороны.
Для проверки правильности выполнения задания ребенок совмещает отдельные геометрические фигуры с нарисованными и контролирует себя по цвету их обратных сторон, переворачивая геометрические фигуры.
При желании во время занятия по методике Монтессори можно повторить эту игру со вторым и третьим дополнительным набором карточек.
Проверьте, может ли ребенок на ощупь отличить ткани различного качества (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и пр.).
Упражнение «Сенсорное лото» подходит для детей 4-5 лет.
Цель занятия по методике Монтессори обучение определению качества и формы, развитие осязания.
Что нам нужно:
Для детей более младшего возраста можно сделать одну большую игровую карту и один набор из восьми маленьких карточек, используя наждачную бумагу.
Как выполнять упражнение (для четырех человек):
Контроль - зрительный (совпадение формы геометрических фигур).
Во время этого развивающего занятия по методу Монтессори надо быть уверенным в том, что ребенок знает названия геометрических фигур. Если вы сомневаетесь в его уровне знаний, используйте подготовку материалов к игре для ознакомления ребенка с геометрическими фигурами и закрепления его знаний.
Расширение деятельности:
Вариант 1
Попросите игроков показать на больших картах определенные геометрические формы или сосчитать количество фигур, например кружки или квадраты.
Вариант 2
Ребенок постарше может выбирать фигуры на ощупь из одной большой кучи маленьких карточек. В случае несовпадения цвета большой карты и маленьких карточек последние возвращаются в кучу, под низ.
Занятие с детьми «Вспоминайка» по методике Монтессори проводится с детьми 5-6 лет.
Цель упражнения - , а также тактильной чувствительности и координации движений мышц пальцев рук (мелкой моторики).
Для этого занятия по программе Марии Монтессори потребуется:
Как проводить занятие с элементами методики Монтессори (для двух и более человек):
Как вы уже догадались, главная задача упражнения- постараться все время открывать картинки, образующие тематические пары (например, «одежда», «транспорт», «птицы» и т. д.), и таким образом набрать наибольшее количество очков.
Проверьте, умеет ли ребенок аккуратно отрывать кусочки бумаги? Может ли пользоваться ножницами, чтобы отрезать часть листа или вырезать какую-то понравившуюся картинку?
Это упражнение с бумагой по системе Монтессори проводится с детьми 3-4 лет.
Цель урока - улучшить контроль ребенка за мышцами пальцев рук, дать знания о формах и размерах, помочь в освоении терминологии и расширении словарного запаса.
Для такого занятия с детьми по системе Монтессори понадобятся:
Как заниматься:
Зрительный контроль - аккуратные края у оторванной или отрезанной полоски бумаги.
Во время подобного развивающего обучения по методу Монтессори будьте уверены, что детские ножницы действительно могут резать бумагу (а не только мять и рвать, как это нередко случается!).
Расширение деятельности:
Обучение детей выполнению аппликаций по системе Монтессори проводится с детьми 4-5 лет.
Выполняя коллаж своими руками, ребенок получает истинное удовольствие. Здесь полный простор для творчества, потому что разнообразие используемых материалов производит различный эффект.
Для этого занятия по методу М. Монтессори потребуются:
Как выполнять упражнение:
Посмотрите видео «Уроки Монтессори», чтобы лучше понять, как заниматься с детьми по методике итальянского педагога:
Занятия шитьем по методике Монтессори в домашних условиях проводятся с детьми 5-6 лет.
Дети могут начать шить и ранее пяти лет. Подготовкой к шитью в возрасте трех лет может стать нанизывание больших пуговиц или бусин на прочную нить или леску соответствующего диаметра. Пятилетнему ребенку можно предложить шить, используя сильно разреженную ткань (например, канву).
Цель занятия шитьем по методу Монтессори – развитие моторики мелких мышц. Такая работа заставляет сосредоточиться и приносит большое удовлетворение.
Что потребуется:
Как выполнять такое задание по методике Монтессори:
Аппликация и работа с лоскутками - это тоже достаточно простые занятия с иглой, которые заинтересованный ребенок может легко освоить.
Проверьте, знает ли ребенок, что предметы можно сортировать по степени плавучести? Может ли он назвать предметы, которые плавают по поверхности воды, и предметы, которые тонут? Помогите ему узнать об этом на примере, скажем, фруктов, овощей или различных игрушек, поместив их в воду в ванне или в тазике.
Занятия дома по методу Монтессори с плавающими и тонущими предметами проводятся с детьми 3-4 лет.
Цель - помочь ребенку запомнить, какие предметы плавают, а какие - тонут.
Что такого упражнения по методу Монтессори понадобятся:
Как выполнять задание:
Перед началом такого занятия по программе Монтессори в домашних условиях убедитесь, что ребенок умеет работать с водой, защитите его от намокания специальным водонепроницаемым фартуком.
Расширение деятельности:
Обучение азам анатомии по методике Монтессори проводится с детьми 4-5 лет.
Цель - помочь малышу побольше узнать о частях тела и о том, как они работают. Это вызовет интерес к работе его собственного тела.
Для этого упражнения с детьми по системе Монтессори потребуются:
Как выполнять задание:
Опыты с водой на кухне проводятся с детьми 5-6 лет.
Ребенок будет свидетелем разных температурных воздействий на воду и действительно увидит, что вода может быть твердой, жидкой или газообразной. «Кухонные опыты» заставят его наблюдать и спрашивать, а именно это требуется при дальнейшем обучении в школе. Они также помогут понять круговорот воды в природе и его воздействие на изменение погоды, а это - шаг к постижению географии.
Для такого домашнего занятия по методу Монтессори потребуется:
Как выполнять упражнение:
«Пищевая игра» проводится с детьми 5-6 лет.
Цель игры - дать малышу знания об основных группах пищи, которая нужна человеку; сформировать понятие о здоровой пище.
Что потребуется:
Как заниматься:
Расширение деятельности:
Проверьте, знает ли ребенок основные понятия, относящиеся к теме «время»? Сопоставляет ли он понятия «утро», «день», «вечер» и «завтрак», «обед», «ужин»?
Это упражнение по системе Монтессори для можно выполнять начиная с 3-летнего возраста.
Цель - дальнейшее развитие чувства времени.
Что потребуется:
Как выполнять упражнение:
Постарайтесь отметить все основные моменты ежедневной жизни ребенка, чтобы он впоследствии мог сам себя контролировать.
Расширение деятельности:
Можно сделать стрелки из плотной бумаги (или картона) и прикрепить их к циферблату (например, маленьким стержнем) так, чтобы они могли вращаться и показывать определенное время.
Упражнение на тему «Распорядок дня» можно выполнять с детьми 4-5 лет.
Этот вариант основной модели «Распорядок дня» поможет ребенку почувствовать связь между событиями в его жизни.
Часто в этом возрасте все, что уже произошло, отмечается как «вчера», а все, что будет, - как «завтра». Время является наиболее сложным понятием для ребенка. Чем больше вы будете экспериментировать и обсуждать, тем лучше.
Что потребуется:
Как выполнять задание:
Упражнение « Изменение жилища человека» выполняется с детьми 5-6 лет.
Цель - помочь ребенку понять связь событий; заставить его думать об изменениях, которые происходят с течением времени, о причинах этих изменений.
Что потребуется:
Как выполнять упражнение:
Эта игра может быть связана с посещением музея, которое бы сделало все эти исторические события очень наглядными для ребенка.
Проверьте, знает ли он, какие комнаты есть в вашем доме (квартире) и что вы можете увидеть в них.
Упражнение «План дома» можно выполнять с детьми 3-4 лет.
Цель - развитие пространственного воображения и памяти.
Что потребуется:
Как выполнять задание:
Зрительный контроль - пройдя с ребенком по дому (квартире), вы должны найти все предметы, указанные ребенком на плане.
Обратите внимание на расширение словарного запаса ребенка при знакомстве с новыми для него названиями. Постарайтесь почаще так строить свой разговор с ним, чтобы он постоянно употреблял новые слова.
Расширение деятельности:
Занятие на тему «Дом, в котором я живу»
Занятие на тему «Дом, в котором я живу» выполняется с детьми 4-5 лет.
Цель - помочь малышу получить представление, как живут другие люди.
Что потребуется:
Как выполнять упражнение:
Видео «Занятия по методу Монтессори» наглядно демонстрирует, как выполняются подобные упражнения:
Статья прочитана 6 310 раз(a).
Я помню свое детское отношение к мультфильмам. Помню, с каким трепетом я их ждала. В программе передач, я обводила их кружочками, и выходной день был наполнен этими ожиданиями. И вот, наконец-то, 15 минут счастья – и все, конец, терпеть в ожидании до следующего дня.
Интересно, помнила бы я вообще эти мультфильмы, если бы могла смотреть их целыми днями напролет? Зато, я помню, с каким упоением я слушала пластинки со сказками. В моей голове рождался целый сказочный мир, перед глазами пробегало столько незабываемых образов, что ни один мультипликатор такого бы точно не нарисовал.
Не знаю, кому повезло больше, мне или моему ребенку, который мог бы смотреть мультфильмы часами, повторяя: еще включи, еще, еще..
Я за разумный подход, и в отношении мультфильмов в том числе.
Мультфильмы есть разные: хорошие и не очень. Исходить будем из того, что вы выбрали хороший мультик: с добрыми героями, с поучительными историями, без сцен насилия и кровопролития.
Обратите внимание на главного героя и его модель поведения , если он вроде, как бы добрый, но постоянно носится и устраивает мелкие пакости и всё у него как-то получается не складно, то имейте в виду, что ребенок будет копировать такие модели поведения.
Какое бы доброе содержание не было у мультика, но опасность для маленького ребенка больше заключается во времени просмотра . Это очень большая нагрузка на глаза ребенка, тем более, детки все время стараются подсесть поближе.
Большая эмоциональная нагрузка на психику ребенка, что может приводить к эмоциональной перегрузке
, и проявляться в плохом сне, повышенной чувствительности к мелочам, капризности. Таким образом, вывод напрашивается простой и однозначный – контролировать время просмотра
мультфильмов
, и чем меньше ребенок, тем контроль должен быть жестче, а время просмотра меньше.
Следующая опасность для ребенка (и я бы сказала самая большая) заключается в том, что ребенок привыкает потреблять информацию без анализа, принимает только готовые факты. Здесь нет личных открытий, только сиди и пережевывай то, что дали.
Во время просмотра активно работает зрительный канал восприятия, соответственно при такой нагрузке на зрительный канал, все остальные образно выражаясь, «отвалятся» за ненадобностью.
Поэтому, очень важно не злоупотреблять этим способом получения информации. А для того, чтобы ребенок начинал анализировать то, что увидел, необходимо участие взрослого – пояснение каких-то моментов, обсуждение после просмотра.
Сейчас есть огромное количество развивающих мультфильмов, достаточно хорошего содержания, с положительными героями. Есть ли необходимость показывать их детям?
Как самостоятельный обучающий элемент, на мой взгляд, такие просмотры не несут особой пользы. Да, ребенок получает поток информации в силу своего впитывающего разума. Но, важно понимать, что ребенок первые свои открытия должен получать опытным путем, пробуя и исследуя. Для ребенка нарисованный мир – абстракция. А познание ребенка движется от конкретного к абстрактному. То есть, сначала реальный мир — пробует, знакомится, экспериментирует, а потом уже и абстрактный. В такой последовательности развивающий мультфильм может стать хорошим дополнением к уже прожитому опыту.
Так же, хорошая практика смотреть мультфильмы по знакомым любимым сказкам, с которыми ребенок уже познакомился через книги . Таким образом, увиденная картинка будет дополнять уже сформированный образ.
Конечно, очень хорошая перспектива для занятых родителей – включил мультфильм, и ребенка не слышно, не видно, а родители могут перевести дух, да еще и в это время ребенок чему-то учится – просто мечта. Такой прием я отношу к ряду «запрещенных», которым можно пользоваться в редких случаях, например в дороге, аэропорту или совсем, когда сил действительно уже нет. Но как регулярная практика – не стоит.
Дети очень быстро подсаживаются на мультфильмы и выпрашивают их постоянно. Поскольку это самый простой, не требующий никаких усилий способ развлечь себя. Конечно, с подросшим ребенком, уже можно договориться о времени просмотра, но с совсем маленьким ребенком – это сделать очень сложно. Хотя маленького ребенка еще легко переключить на что-то другое, но, опять же, это требует определенных усилий со стороны родителей.
Учитывая этот факт, не спешите познакомить ребенка с этим чудом, поверьте, он потеряет не так много. Делайте акцент на прослушивание аудио сказок – это отличный альтернатива мультфильмам. И тем более, развивает слуховое восприятие, очень хорошо развивает воображение и фантазию ребенка.
Сейчас есть очень много прекрасных аудио сказок по мультфильмам и замечательные музыкальные стихи детских поэтов С. Михалкова, Б. Заходера, А. Барто, Е. Благиной, К. Чуковского и многих других. Аранжированные подвижной, веселой музыкой – они очень нравятся детям. Плюс к этому, делайте акцент на книги, с хорошими иллюстрациями.
В дошкольном возрасте – это самый лучший мультимедийный акцент, который заложит в вашем ребенке умения слушать и рисовать картинки в своем воображении. А все хорошие мультфильмы он сможет посмотреть и позже, и будет их смотреть не просто, как меняющиеся картинки, а с пониманием сюжета, настроения героев и делать самостоятельные выводы об увиденном.
Пока ребенок маленький, заложите в нем прочный фундамент, а это умение слушать, анализировать, воображать, фильтровать увиденное, что, непременно, пригодится ему гораздо больше в жизни, чем просто восприятие потока информации, поверхностных знаний, которыми изобилует наша жизнь.
Хотите узнавать новости блога первыми — подпишитесь на обновления!
Итальянский педагог Мария Монтессори считала, что для этого нужно дать детям возможность выбора еще в первые годы жизни, позволив им развиваться с минимальным вмешательством, в особой среде. Ключевой принцип в педагогике Монтессори можно описать так: «Помоги мне сделать это самому». По разным оценкам, в современном мире есть от 3 до 10 тысяч школ, работа которых опирается на методы Монтессори. Поговорим о том, чем же привлекательна эта методика воспитания в условиях творческой свободы и каковы ее основные принципы.
Мария Монтессори, жившая в Италии на рубеже XIX-ХХ столетий, была врачом и педагогом. Толчком к созданию собственной образовательной системы послужила ее работа в детской клинике. Там Монтессори, наблюдая за , пришла к выводу, что ребенку нужна специальная среда, которая будет побуждать его учиться и развиваться, причем самостоятельно, без принуждения. Взрослый должен быть лишь проводником на этом пути, который научит пользоваться этой средой и развиваться в собственном темпе. В России первые дошкольные учреждения по системе Монтессори появились еще до Октябрьской революции, но проработали недолго. Возвращение методики в нашу страну произошло уже в постсоветские времена. Все это время оставались незыблемыми основные принципы этой системы.
Чтобы ребенок развивался максимально продуктивно, нужно создать для него особую среду, с учетом его интересов и потребностей. Монтессори-среда состоит из различных дидактических материалов — фигурок животных, кубиков, музыкальных инструментов, учебных пособий, обычных предметов, соответствующих определенным зонам. Каждая зона отвечает за важные умения. Перемещаясь между ними, малыш приобретает различные бытовые навыки, учится познавать мир с помощью органов чувств и осознавать последствия своих действий, знакомится с буквами и цифрами, расширяет словарный запас и вникает в суть арифметических действий. Ребенок развивает , творчески самовыражается, получает представления о том, как устроен мир.
Важное требование к любой из зон — это доступность всего, что в ней находится, для ребенка. У него должна быть возможность самому дотянуться до всего, что ему интересно, и начать работу.
Педагог в садике Монтессори никогда не указывает детям, чем они будут сегодня заниматься. Он может стимулировать их интерес к чему-то, но не принуждать. Ребенок самостоятельно выбирает для себя занятие, учится прислушиваться к себе и делать выбор. Предоставленная ему свобода позволяет развивать и инициативность. При этом малышам объясняют: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Дети следуют принятым правилам: убирают за собой игрушки, передвигаются по классу тихо, стараются не мешать друг другу. Это дисциплинированность, к которой не надо призывать, поскольку она формируется изнутри, без принуждения.
Все, что ребенок может сделать сам, он делает сам. Взрослый же может дать ему ровно столько помощи, сколько нужно самому малышу. Как считала сама Монтессори, 2−4 года — золотой возраст для воспитания в ребенке аккуратности. В саду Монтессори ребенку дают возможность получить минимальные : застегивать пуговицы, чистить обувь, гладить одежду. Он самостоятельно готовит свое рабочее место: кладет клеенку на стол, если хочет рисовать, приносит краски, набирает воду в стаканчик и убирает за собой. Так в ребенке закладывается решительность, так он получает возможность почувствовать себя взрослым.
Педагог не оценивает ни ребенка, ни то, что он делает, и не сравнивает его с другими. Наградой за хорошо сделанную работу для малыша становится радость от того, что у него получилось. Наказание за шалости — относительная изоляция от других детей: ребенка просто отсаживают за другой стол, ни в чем не ущемляя. Ребенок учится оценивать себя самостоятельно, быть независимым от внешних оценок, делать что-то хорошо не ради награды, а просто потому, что нравится. Это важно для уверенности в себе.
Мария Монтессори считала, что объединять детей по возрасту для какой-то деятельности — неестественно и непродуктивно. В одной группе учатся дети разных возрастов, от 3 до 7 лет. Изначально Монтессори-группы были разновозрастными для детей от 3 до 7 лет. Сейчас согласно Международным стандартам для детей младше 7 лет принято следующее деление. В младенческих группах (Nido, Infant) проводятся занятия для малышей от 2 до 14−16 месяцев, в группах Toddler — для детей от 14−16 месяцев до 3 лет, Casa dei Bambini — от 2 лет 8 месяцев до 6 лет.
Младшие берут пример со старших, а те осознают себя лидерами. Все вместе учатся взаимодействовать друг с другом, проявлять терпение и гибкость, просить о помощи и давать ее. Такие навыки межличностного общения бесценны для развития эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, дети могут развиваться в своем собственном темпе, с учетом собственных возможностей: в разновозрастной группе пятилетний малыш, который пока не освоил , не будет чувствовать себя отстающим. Что происходит с ребенком, который занимается без принуждения, без сравнения его с другими? Он сам открывает для себя чтение, письмо, арифметику, сам контролирует учебный процесс и учится с удовольствием. Ведь во всех детях есть познавательный интерес, который так важно поддерживать.
Теоретическая сторона педагогики Монтессори выглядит очень привлекательно. А какие плоды дает эта система на практике? Своим мнением делится Лада Лазарева, руководитель Центра возможностей «Наш Лад».
Действительно, в результате грамотно организованных занятий в специальной Монтессори-среде ребенок самостоятельно в своем темпе совершенствует крупную и мелкую моторику, осваивает язык, развивает восприятие органов чувств, внимание, память и воображение. Он постигает причинно-следственные связи, навыки самодисциплины, самообслуживания и другие реальные жизненные умения. Благодаря занятиям по системе Монтессори малыш может сам себя занять, учится понимать себя и получать знания, построенные на собственном опыте, развивая способность к самообучению.
На сегодняшний день в России многие организации, завляющие о занятиях по системе Монтессори, не соответствуют Международным стандартам. В них часто не предусмотрены физические упражнения, нет места музыке, творчеству, а материалы для занятий с малышами ограничиваются пересыпанием круп и переливанием воды. Если педагог не обладает достаточным опытом, то в группе у активных малышей могут возникнуть сложности с соблюдением правил. А деткам, склонным к фантазированию, может быть скучно. Без чуткой работы взрослого Монтессори-ребенок концентрируется на себе и не тянется к общению. Для замкнутых детей самостоятельное освоение материала вообще черевато отстраненностью от коллектива. К тому же позиция неопытного педагога как помощника отучает ребенка воспринимать взрослого как авторитетного человека. Стоит также отметить, что посещение аккредитованных Монтессори-групп стоит достаточно дорого. Поэтому некоторые родители пробуют создать среду по системе Монтессори дома. Ведь многие упражнения легко воспроизводятся дома. Однако для получения заявленных выше образовательных результатов требуется грамотно созданная среда и квалифицированный специалист.
Воспитание гармоничной личности начинается в раннем детстве - об этом слышали все. Но в связи с этим у родителей возникает самая большая проблема из всех существующих - проблема выбора. И для начала она касается методики обучения малыша. Несмотря на наличие достаточного количества разных приёмов и рекомендаций, наибольшей популярностью пользуются только некоторые из них. В частности, система раннего обучения по Марии Монтессори, которую можно воплотить в домашних условиях.
Мария Монтессори - врач, педагог, учёный и автор известной методики обучения детей. Она была первой женщиной в Италии, которая получила медицинский диплом и работала с умственно отсталыми детьми. Разработанная ею в самом начале ХХ века программа основывалась на идее самовоспитания ребёнка. И каково же было удивление её коллег, когда обучающиеся по её методике ребята с задержкой развития заняли первые места в предметных олимпиадах всего через год после начала занятий, показав более глубокие знания, чем их полноценные сверстники.
Основа подхода Монтессори - ребёнок, познавая мир, должен быть счастлив
После такого успеха Монтессори заслужила мировое признание, а её систему начали применять и для обучения обычных детей.
Внедряя в жизнь метод Марии Монтессори, взрослым нужно понять, что малышу интересно, создать условия для наиболее полного развития и объяснить, каким образом карапуз может узнать больше. Занятия проводятся в специальных зонах (об их комплектации расскажем чуть позже), развивающих те или иные интеллектуально-эмоциональные составляющие личности.
Это интересно! Члены британской королевской семьи Генри и Уильям обучались по методике Монтессори. Также среди выдающихся «выпускников» системы: писатель Габриэль Гарсия Маркес, основатель поисковой системы Google Сергей Брин, идеолог концепции вики, создатель Wikipedia Джимми Уэйлс, а также основатель интернет-компании Amazon.com и владелец издательства The Washington Post Джефф Безос.
Мария Монтессори разработала 12 основных принципов, на которых основана вся система её обучения.
По Монтессори дети должны получать максимум знаний из практики
Воспитание по Монтессори предполагает занятия с детьми с рождения и вплоть до школьного возраста. Оно опирается на три основных составляющих.
Составляющие методики Монтессори | Описание |
Ребёнок и его восприимчивость к обучению | Нужно чётко понимать, какое восприятие ближе в том или ином возрасте.
|
Окружающая среда | На каждом конкретном этапе развития малыша должны окружать понятные ему вещи. Задача взрослых - воплотить в жизнь эту доступность. Так, например, ребёнок быстрее научится самостоятельно одеваться, если рядом с его кроваткой будет невысокий стульчик, на который мама с вечера повесит одежду на завтра. |
Учитель | Кроха должен сам стать себе учителем. Роль взрослых в обучении по данной методике заключается в наблюдении. То есть посыл ребёнка не в том, чтобы родители сделали что-то за него или вместе с ним, а в том, чтобы они были готовы объяснить всё, что карапузу непонятно. Именно поэтому девиз методики Монтессори звучит так: «Помоги мне это сделать самому». |
Как уже отмечалось, в наши дни существует довольно много систем раннего обучения малышей. Их различия в основном касаются:
Методика для сравнения | Отличия |
Зайцева | Методика Зайцева предполагают игровую форму работы. Между тем система Монтессори - это не игра как таковая, то есть вам не придётся говорить: «А вот сейчас мы поиграем». Это обычная жизнь, но организованная по определённым правилам. Таким образом, и материала к занятиям нужно больше, чем набор кубиков и таблиц. |
Глена Домана | В методике Глена Домана обучение проходит с помощью карточек. В ней, в отличие от Монтессори и Зайцева, нет воздействия на осязание, а это чувство является ведущим источником восприятия у детей до 5 лет. |
Никитиных | Игры Никитиных близки к системе Монтессори, так как обе методики определяют родителя как старшего товарища, а не человека, раздающего указания и проверяющего их выполнение. Правда, никитинская система включает ещё и активное закаливание малышей, а вот ни Зайцев, ни Доман, ни Монтессори физическое развитие не затрагивают в таком контексте. |
Сессиль Лупан | Методика Сессиль Лупан, как и система Людмилы Даниловой, направлена на то, что в первый год жизни ребёнок должен познать как можно больше. Мария Монтессори, наоборот, предложила дозировать новое равными порциями, но малыш познаёт неизведанное постоянно. |
Преимуществами методики Монтессори педагоги-практики и родители с опытом называют:
Для воплощения методики в жизнь совершенно необязательно приобретать дорогие пособия и материалы
К просчётам в методике Монтессори можно отнести:
Весь процесс обучения построен на взаимодействии ребёнка с обучающим материалом. В его роли могут выступать самые разные предметы: специально приобретённые или сделанные игрушки, карточки, предметы домашнего обихода (баночки, щёточки, крышечки, лоскуты ткани и так далее), книги, геометрические фигуры, объёмные буквы и цифры, краски, пластилин и прочее.
Важным компонентом занятий по системе Монтесори являются музыкальные приветствия. Они позволяют к каждой фразе придумать несложные действия, которые малышу легко и интересно повторять. Это даёт возможность размять ручки и ножки, развивать память, внимательность и наблюдательность.
Материал для обучения несложно сделать самому
Методика Монтессори доступна для воплощения в домашних условиях. Весь необходимый игровой материал можно купить или сделать самостоятельно. А детские песенки легко найти и скачать в интернете. От родителей требуются лишь целеустремлённость и желание помочь своему чаду. И даже если в семье два ребёнка разного возраста, они могут выполнять разные упражнения, но из одной игровой зоны, при этом старший помогает младшему.
Чтобы воплотить в жизнь подход Марии Монтессори, родители должны начать с создания подходящей атмосферы, то есть зонирования пространства. Эти зоны заполняются подходящим дидактическим материалом и помогают взрослым поддерживать порядок, а детям хорошо ориентироваться в «игрушках». Кстати, на основе зонирования по Монтессори построена работа в большинстве школ раннего интеллектуального развития ребёнка.
Эти 5 зон на самом деле свободно располагаются в одной небольшой комнате. Главное, чтобы всё их содержание было упорядочено и доступно для ребёнка.
Для получения нужного результата взрослые должны грамотно организовать пространство, окружающее малыша
«Уроки» по системе Монтессори нельзя вписать в конкретные временные рамки: малыш должен заниматься тогда, когда у него есть желание. Например, после обеда в субботу вы начинаете уборку в квартире. Карапуз в это время идёт в свой уголок практики и, взяв щётку, помогает вам. Вот и методика в действии!
Ребёнок должен чувствовать свою причастность ко всему, что делают взрослые
Многие родители задаются вопросом: как часто нужно менять вид деятельности? Методисты не отвечают на него однозначно. Всё дело в том, что каждый ребёнок индивидуален, то есть мамы и папы чувствуют, когда карапузу надоело заниматься, например, с шумовым мешочком и пора переходить к работе с кубиками. Только важное условие: начинать новую работу можно только после того, как закончена предыдущая и весь инвентарь водворён на место . Нужно учитывать и тот момент, что для некоторых видов деятельности малышу нужен компаньон, к примеру, для игры в лото. Так что принцип невмешательства родителя не касается совместных игр.
Задача взрослого - не помогать, а наблюдать за тем, что делают дети с тем или иным материалом
Занятия по этой развивающей методике не предполагают каких-то специальных игрушек или пособий. Принципы Марии Монтессори касаются в большей степени организационных моментов, а не содержательных. Тем не менее есть много вариантов создания обучающего инвентаря своими руками. Он различается не только по способу изготовления, но и по возрасту, в котором целесообразно его использовать.
Принцип выбора игрушек для карапузов в этом возрасте - чем больше сенсорных ощущений, тем лучше. В общем, подойдёт всё, что:
Для игры используют:
В процессе игры ребёнку должно быть удобно, это касается, прежде всего, одежды, позы и места
Малышу до года интересны свойства предметов, а вот результат не имеет особого значения, поэтому и игры заключаются в:
Эти действия могут сопровождаться детскими песнями или стихами (как в исполнении родителей, так и в аудиозаписи).
На этом этапе мы не только тренируем моторику пальцев, но и продолжаем развивать сенсорное восприятие, а также даём элементарные представления о порядке.
Начиная с 1 года малыш уже может концентрировать своё внимание, активно подражает взрослым и сверстникам, понимает, что какие-то его действия приводят к тому или иному результату. Начинается возраст, когда ребёнку необходимо давать возможность оставаться одному. Но только при условии абсолютной безопасности игрушек, с которыми он играет. Вот несколько полезных игр.
Кстати, от этой игрушки не стоит отказываться и в более взрослом возрасте: достаточно усложнить задание, например, отыскать все красные предметы или все синие.
Существуют также известные монтессори-игрушки для развития малыша. В этом возрасте подойдут шнуровки (например, в виде ботинка из картона с дырочками для продевания шнурка или сапожка на молнии), «Красная штанга» для создания представления о величине, «Розовая башня» для понимания сути «большой», «маленький», «самый большой», «самый маленький» и «Коричневая лестница», чтобы малыш понял, что значит «тонкий», «толстый», «самый тонкий», «самый толстый».
С помощью Розовой башни ребёнок быстро усвоит понятия «большой» и «маленький»
С помощью Красной штанги ребёнок быстро усвоит понятия «длинный» и «короткий»
С помощью Коричневой лестницы ребёнок быстро усвоит понятия «толстый» и «тонкий»
Шнуровка хорошо развивает мелкую моторику рук ребёнка
Роль взрослого всё больше и больше переходит в наблюдательную позицию. В этом возрасте дети уже понимают, что для достижения какого-то результата нужно чему-то научиться. Этот процесс их неимоверно захватывает.
Можно привлекать деревянные игрушки: «Геометрические фигуры», «Коробка с веретёнами» (коробочка, разделённая на секции для заполнения деревянными палочками, применяется для обучения счёту).
Работа в этом возрасте по форме отличается от предыдущих этапов, делая ребёнка полноправным членом семьи, который выполняет те же обязанности и имеет такие же права, как и другие родственники.
После 3 лет интерес к практической стороне жизни у вашего чада уже не столь велик. Зато в этот период можно развивать усидчивость и усложнять усвоенные ранее навыки, такие как:
Интерес к упражнениям на развитие сенсорного восприятия у детей в 4–5 лет снижается. Однако в этом возрасте малыши с удовольствием играют с кинетическим песком (обычный песок можно окрасить раствором с пищевым красителем). Занятия могут включать:
Вместо шумовых мешочков к работе можно подключать настоящие музыкальные инструменты (чем разнообразнее, тем лучше, если, конечно, у родителей нервы крепкие).
Также пришло время показывать малышу, как можно концентрироваться на каком-то одном качестве предмета. Например, понюхайте мандарин, закрыв глаза, то есть сделайте основными источниками восприятия обоняние и осязание, исключив зрение. Постепенно кроха научится сосредотачиваться на 1–2 свойствах, разделяя их на важные и второстепенные.
В 4–5 лет малыш начинает проявлять особый интерес к письму. В качестве упражнений для тренировки этого навыка можно использовать:
Важный этап речевого развития - обучение чтению. Методика предполагает:
А вот интерес к математике в 4 года, наоборот, существенно повышается. Упражнения по системе Монтессори предполагают использование материалов из сенсорного блока. Нужно направлять работу на совмещение зрительного образа цифры с названием. Например, если нужно добиться от карапуза запоминания, что 2+2=4, то имеет смысл предложить совместить нужное количество бусин, монеток с цифрой, написанной на карточке.
Начиная с 5–6 лет, малыш хочет детально узнать, как выглядит окружающий его мир. Так что играйте в лото, где фишками являются картинки с представителями флоры и фауны, читайте занимательные факты о животных, странах и народах.
Давайте ребёнку рисовать, причём не нужно вмешиваться в процесс. А также создавать аппликации, делать гербарии. К работе можно подключать пластилин, полимерную глину. Главное, чтобы юному творцу понравилось выполнять различные манипуляции с материалом для творчества.
Магнитные буквы помогут выучить алфавит Рисование пальцем на песке поможет и дальше развивать тактильные ощущения Рисование на доске пробудит интерес ребёнка к письму Совместное чтение научит малыша любить книги С 4 лет возрастает интерес к цифрам, что расширяет возможности для игр Дети в процессе игры сами комбинируют разные материалы для игр
Методика Марии Монтессори вписывается в любую систему семейных отношений и носит практический характер. Ребёнка не нужно заставлять что-то делать: стоит только увидеть, чем он занимается, и направить энергию в нужное русло. А проявив немного фантазии и подключив советы из интернет-сообществ, можно сделать материальную базу для занятий ничуть не хуже, чем в специализированных группах развивающих школ. Главное, чтобы родителям было интересно - тогда и малыш загорится процессом познания нового через практику.
Поделитесь с друзьями!