Напиши что лисичка должна сказать о бычке. Коммуникация

Сказки народов тайги и тундры
Эскимосская сказка "Как лисичка бычка обидела".

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать.
Увидала лисичка бычка и запела:
-Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
- Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
- А ты ему ничего не говорила?
Лисичка говорит:
- Сказала.
-Что ты ему сказала? - спросила лиса.
-А я ему сказала, что он пучеглазый да большеротый.
-Вот видишь, - сказала мать-лисица, - ты первая его обидела.

^ Ительменская сказка «Рыбья упряжка»

У ворона Кутхи жена была запасливая, хозяйственная. Вот раз она говорит ему:
- Езжай на море, пока оно не замерзло, и налови побольше рыбы на зиму.
Взял Кутх нарты, положил на них удочки и пошел к морю. Стал он удить рыбу.
Маленьких рыбок Кутх в море выбрасывал, а больших - в нарты складывал. Да столько рыбы наловил, что нарты с места не сдвинет.
"Как я нарты до дома довезу без собак? - подумал Кутх. - Запрягу-ка я в нарты больших рыб - они и потащат".
Запряг Кутх горбуш в нарты и поехал домой.
-Ну, горбуши, тащите нарты хорошенько. Я вас на каждой стоянке досыта кормить буду.
Помчались горбуши быстрее ездовых собак.
"Ух, как тащат! - подумал Кутх. - Скоро я дома буду".
Домчали горбуши Кутху до тайги.
-Ну, Кутх, корми нас! -говорят. - Мы устали.
-Еще немного повезите, тогда накормлю, - говорит Кутх.
А сам думает: "Только бы до дому доехать, а там я их на зиму засолю".
Еще быстрее помчали горбуши упряжку. Кутх даже засмеялся от радости. "Жена будет довольна. Много рыбы привезу".
Примчали горбуши нарты на сопку. Остановились, никак отдышаться не могут.
-Ну, Кутх, корми нас! Совсем мы замучались.
А Кутх в ответ:

Рассердились они у высокой скалы и говорят:
-Ну, Кутх, корми нас. Сил больше нет.
А Кутх в ответ:
-Еще немного повезите, тогда покормлю.
Рассердились горбуши, повернули к морю и помчались быстрее прежнего.
Затрясся Кутх от страха. Кричит, молит:
- Горбуши, горбуши! Остановитесь! Я вас досыта накормлю.
-Не верим тебе! - закричали горбуши. - Ты нас три раза обманывал.
Потащили они нарты прямо в море.
Хотел Кутх соскочить, да не успел.
Нырнули горбуши в воду, а вместе с ними и Кутх с нартами.
Утонул обманщик Кутх, и не жаль его. Не обманывай!


^ Эскимосская сказка « Ленивая сова»

Жила в зеленом лесу серая сова. Была она ленивой-преленивой. Ей даже лень было перелететь с дерева на дерево. Как-то теплым днем она сидела в дремоте на лиственнице. Подлетел к ней пестрый дятел и застучал по дереву.
Проснулась сова, встряхнула помятыми крыльями и спросила сонным голосом:
– Что ты, дятел, шумишь – спать мне не даешь?
– Разве ты не видишь? – удивленно посмотрел на нее дятел своими глазами, похожими на просяные зернышки. – Еду я себе добываю.
– Ты что, не мог другого места найти? Убирайся отсюда! – прикрикнула на него сова.
– Все трудятся, одна ты спишь. Хотя бы гнездо себе сделала! – сказал дятел и улетел прочь.
Уселась сова поудобнее и только было заснула, как снова услышала шум. Это сорока подлетела к лиственнице и стрекочет над самым ухом. Закричала на нее сова, а та не испугалась и говорит ей бойко:
– Почему ты все спишь? Посмотри кругом – все птицы хлопочут, у каждой свое дело: кто птенцов кормит, кто гнездо вьет!
Не дождалась сорока ответа от совы и полетела дальше новости лесные собирать.
Опять задремала сова, вдруг слышит, как над ее головой кто-то летает. Оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. А кругом птицы снуют кузнечики звенят, мошки жужжат.
Стыдно стало сове, и решила она, как придет другой день, за гнездо приняться.
Наступила ночь. Была она очень холодной. Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу. Вспомнила она о теплом гнезде синички – вот бы в таком поспать. Длинной была холодная ночь. Даже глаза бесчисленных звезд неба замерзли и потускнели от холода. Всю ночь сова мерзла и поджидала восхода солнца. Наконец солнце взошло и согрело ее. Разомлела сова от тепла и сладко заснула.
Так проходил день за днем, а гнезда себе сова так и не свила из-за своей лености.

^

Мансийская сказка «Зайчик»


Жил-был зайчик. На озерном берегу в осоке постоянно прыгал. Однажды губу себе осокой разрезал. Пошел к огню пожаловаться:

– Огонь, сожги осоку на озерном берегу!

– Какое зло сделала тебе осока? – спросил огонь.

– Губу мне разрезала, – ответил заяц.

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя, – сказал огонь. Пошел заяц к воде и говорит:

– Вода, прибудь, затуши огонь!

– Какое зло тебе сделала осока?

– Губу мне разрезала.

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к двум мальчикам со стрелами и луками, говорит им:

– Дети, в воду стреляйте!

– Какое тебе зло вода сделала?

– Вода не прибывает, огонь не тушит!

– Какое тебе зло сделал огонь?

– Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!

– Какое тебе зло сделала осока?

– Губу мне разрезала?

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к мышке и говорит::

– Мышка, мышка, тетиву на луках мальчиков перегрызи. чтобы стрелять не могли!

Пожалела мышка зайчика и пошла тетиву у луков перегрызать. Но не успела. Схватили мальчики луки, натянули тетиву и пустили стрелы в воду. Стреляют в воду – вода прибывает, идет огонь тушить. Испугался огонь, к осоке-перебросился. Загорелась осока, а в осоке зайчик прыгает. Растерялся, из огня побежал, ноги и уши себе опалил.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа1236 ДО 567
ООД в старшей группе по развитию речи
Тема: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»

Выполнила: Брулева М.В.
Москва-2017
Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.
Задачи:
-Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме « Рыбы ».
-Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.
-Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.
Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.
Оборудование: изображения героев сказки.
Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.
Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»
С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: « Слово может обидеть,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести »,
« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,
« Худое слово доведет до дела злого;
« От худого слова – да навек ссора»,
« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,
« Как аукнется, так откликнется».
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Детей приглашаю в круг).
В. - Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?
Д. - Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.
В. - Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?
Д. - Хотим.
В. - Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
Д. - Да!
В. - А кто такие друзья?
Д. - Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.
В. - Ребята, а какими должны быть друзья?
Д. - Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д.В. - А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?
Д. - Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.В. - А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?
Д. - Тёплая, ласковая, мягкая и т. д.В. - Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.
В. - Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)
Д. - Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.В. - Вам нравится ваш друг?
Д. - Нравится.
В. - Скажите ему тихо самые ласковые слова.
Д. - Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .В. - А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.
В. - Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, не говорю,
Глаза есть -не мигаю,
Крылья есть -не летаю. (Рыба)
Кто крадётся между сосен?Шубку рыженькую носит?Чей там хвост в траве густойЗамелькал, как золотой?Это – девица краса,Ярко-рыжая … (лиса)
В. - Герои сказки, которую мы будем читать - лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием - бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.
2. Пальчиковая гимнастика.
- А сейчас, мы поиграем с пальчиками:
Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».
Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».
Остальные пальцы образуют «морду».
Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.
Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Камни – руки сожмите в кулаки.
Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
3. Чтение сказки.В. - Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
- Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса- мать спрашивает:
-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
-А ты ему ничего не говорила?
-Сказала.
-Что ты ему сказала? – спросила лиса.
- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.
4. Беседа по сказке.
В. - Как называется сказка?

В. - Где шла лисичка?
Д. - Лисичка шла по берегу моря.

В. - Кто высунулся из воды?
Д. - Из воды высунулся бычок - рыба морская.
В. - Какие слова пропела лисичка?
Д. - Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.
В. - Что ответил бычок?
Д. - У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
В. - Понравились слова бычка лисичке?
Д. - Нет, не понравились, она заплакала.
В. - Что спросила лиса – мать?
Д. - Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?
В. - Как ответила лисичка?
Д. - Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
В. - Что еще спросила лиса -мать?
Д. - А ты ему ничего не говорила?
В. - Что ответила лисичка?
Д. - Сказала, что он пучеглазый да большеротый.
В. - Какой вывод сделала мама-лиса?
Д. - Вот видишь, ты первая его и обидела.
5. Физминутка « Лисонька ».
(Дети встают из-за столов).
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
6. Игра « Слова наоборот».
В. - Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »
Мир – вражда, ссора.
Друг – враг.
Грубая – ласковая.
Добрая – злая.
Хитрая – простодушная.
Обижать – утешать.
Дразнить –хвалить.
Плакать – радоваться, смеяться.
Косматая – причесанная.
Колючий – гладкий.
Глупая – умная.
7. Подготовка детей к пересказу.
В. - А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.
8. Пересказ сказки детьми по частям.Дети рассказывают по цепочке.
9. Рефлексия.

В. - Какую сказку вы сегодня слушали?
Д. - « Как лисичка бычка обидела ».
В. - Кто больше всех вам понравился?
Д. - Бычок, Лисичка, мама Лиса.
В. - Согласны ли вы с концовкой сказки?
Как бы вы закончили сказку?
Д. - Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.
В. - Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?
Д. - Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.
В. - Какие пословицы вы знаете по данной теме?
« Слово может обидеть,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести »« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »
« Худое слово доведет до дела злого »
« От худого слова – да навек ссора »
« Как аукнется, так и откликнется »
« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »
В. - Какие вежливые слова вы знаете?
Д. - Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.
В. - На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа1236 ДО 567

ООД в старшей группе по развитию речи

Тема: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»

Выполнила: Брулева М.В.

Москва-2017

Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

- Р асширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме « Рыбы ».

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

- Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: изображения героев сказки.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»

С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: « Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести »,

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,

« Худое слово доведет до дела злого;

« От худого слова – да навек ссора»,

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,

« Как аукнется, так откликнется».

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Детей приглашаю в круг).

В . - Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?

Д. - Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.

В. - Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?

Д. - Хотим.

В. - Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

Д. - Да!

В. - А кто такие друзья?

Д. - Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.

В. - Ребята, а какими должны быть друзья?

Д. - Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д.

В. - А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

Д. - Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.

В. - А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?

Д. - Тёплая, ласковая, мягкая и т. д.

В. - Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.

В. - Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)

Д. - Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.

В. - Вам нравится ваш друг?

Д. - Нравится.

В. - Скажите ему тихо самые ласковые слова.

Д. - Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .

В. - А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.

В. - Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, не говорю,

Глаза есть -не мигаю,

Крылья есть -не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)

В. - Герои сказки, которую мы будем читать - лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием - бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

2. Пальчиковая гимнастика.

- А сейчас, мы поиграем с пальчиками:

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».

Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».

Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

3. Чтение сказки.

В. - Сказка называется «Как лисичка бычка обидела» .

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала? – спросила лиса.

А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.

4. Беседа по сказке.

В. - Как называется сказка?

Д. .

В. - Где шла лисичка?

Д. - Лисичка шла по берегу моря.

В. - Кто высунулся из воды?

Д. - Из воды высунулся бычок - рыба морская.

В. - Какие слова пропела лисичка?

Д. - Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

В. - Что ответил бычок?

Д. - У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. - Понравились слова бычка лисичке?

Д. - Нет, не понравились, она заплакала.

В. - Что спросила лиса – мать?

Д. - Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

В. - Как ответила лисичка?

Д. - Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. - Что еще спросила лиса -мать?

Д. - А ты ему ничего не говорила?

В. - Что ответила лисичка?

Д. - Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

В. - Какой вывод сделала мама-лиса?

Д. - Вот видишь, ты первая его и обидела.

5. Физминутка « Лисонька ».

(Дети встают из-за столов).

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

6. Игра « Слова наоборот».

В. - Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

7. Подготовка детей к пересказу.

В. - А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

8. Пересказ сказки детьми по частям.

Дети рассказывают по цепочке.

9. Рефлексия.

В. - Какую сказку вы сегодня слушали?

Д. - « Как лисичка бычка обидела » .

В. - Кто больше всех вам понравился?

Д. - Бычок, Лисичка, мама Лиса.

В. - Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Д. - Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.

В. - Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

Д. - Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.

В. - Какие пословицы вы знаете по данной теме?

« Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести »

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »

« Худое слово доведет до дела злого »

« От худого слова – да навек ссора »

« Как аукнется, так и откликнется »

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »

В. - Какие вежливые слова вы знаете?

Д. - Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.

В. - На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

Коммуникация

Пересказ эскимосской сказки

«Как лисичка бычка обидела»

Воспитатель:

г. Елизово 2013

Коррекционно – образовательные цели .

Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе . Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование грамматического строя речи.

Уточнение и активизация словаря по теме « Рыбы».

Коррекционно - развивающие цели.

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

Коррекционно – воспитательные цели.

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Оборудование.

Плоскостные изображения героев сказки, ракушка морская, элементы костюмов и атрибуты для драматизации, мнемотаблица, волшебная палочка.

Предварительная работа.

Чтение сказок о рыбах («Морские сказки» С. Сахарнов; «Добрая раковина»

С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки.)

Просмотр телепередач о рыбах(родители). Чтение стихов о морских животных.

Чтение сказок к которым можно применить пословицы:

« Слово может обидеть,

Слово может спасти.

Слово может полки за собой повести.»

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»

« Худое слово доведет до дела злого;

« От худого слова – да навек ссора»

Тема: эскимосская народная сказка

« Как лисичка бычка обидела»

Ход занятия

1.Организационный момент.


Ребята, отгадайте, кто герои сказки, с которой мы сегодня будем знакомиться на занятии:

Блещет в море чистом

Спинкой серебристой. (Рыба.)

Хвост пушистый, Маленькая, рыженькая, живет с мамой

Мех золотистый, в норе. (лисичка).

В лесу живет. 1(лиса). 2.Пальчиковая гимнастика.

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши». Согните указательные и средние пальцы - это лисий « лоб». Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

(Дети садятся за столы. На доске появляются изображения героев сказки.)

3. Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела».

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса - мать спрашивает:

Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?


Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала? – спросила лиса.

А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.

4.Беседа по сказке

Как называется сказка?

Где шла лисичка?

Кто высунулся из воды?

Что запела лисичка?

Что ответил бычок?

Понравились слова бычка лисичке?

Что спросила лиса – мать?

Как ответила лисичка?

Что еще спросила лиса?

Что ответила лисичка?

Какой вывод сделала мама-лиса?

5. Развитие общей моторики « Рыбка плавала в воде».

(Дети встают из-за столов).

Рыбка плавала в воде,

Хвостиком виляла.

Корм глотала всюду и везде,

Ротик открывая.

Лисичка мимо шла,

Гордая такая,

И обидела бычка, Большеротым называя.

А бычок не промолчал

И ответил также.

И расстроились они от дразнилки глупой.

6. Совершенствование грамматического строя речи:

Игра «Сосчитай».

2 пучеглазых бычка, ……5 пучеглазых бычков.

2 большеротых бычка, ….5 большеротых бычков.

2 грубых лисички, ………5 грубых лисичек.

2 мудрых лисы,…………..5 мудрых лис.

2 ласковых лисички, …….5 ласковых лисичек.

Игра « Слова наоборот».

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

(Дети садятся за столы).

7. Заполнение детьми мнемотаблицы при повторном чтении сказки.

(таблица 7а)

8. Пауза для подготовки детей к пересказу.

Воспитатель предлагает детям подумать одну минуту и подготовиться к пересказу сказки. 9. Пересказ сказки детьми по частям и разыгрывание сказки по ролям.

1.Дети рассказывают по цепочке и передают « волшебную» палочку следующему рассказчику.

2.Разыгрывание по ролям сказки.

10.Окончание занятия. Какую сказку вы сегодня слушали?

Кто больше всех вам понравился?

Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем –то отличается от окружающих? Почему?

Какие пословицы вы знаете по данной теме?

Домашнее задание .

По мнемотаблице рассказать сказку родителям.

Ирина Разводова
Конспект ООД по теме «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» старшая группа.

Конспект ООД

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела » .

Старшая группа .

Воспитатель : Разводова И,П,

Цель : помочь детям понять и запомнить содержание сказки , учить пересказывать текст по частям , драматизировать отрывки.

Образовательные задачи :

Формировть умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

Развивающие задачи :

Развивать диалогическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики;

Приобщать детей к фольклору.

Воспитательные задачи :

Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, активность, самостоятельность.

Интеграция образовательных областей : Коммуникация, познание, социализация

Виды деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литератур, двигательная.

Формы и методы работы : объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы.

Оборудование. Плоскостные изображения героев сказки , элементы костюмов и атрибуты для драматизации, мнемотаблица, карточки 2-х значных слов, магнитики.

Ход образовательной деятельности :

1. Оргмомент

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» , друг другу

Нам здороваться не лень -

Всем «Привет» и «Добрый день»

Воспитатель- Сегодня, дети, вы услышите чудесную сказку , которая называется «Как лисичка бычка обидела » .

– Кто кого обидел ?

А кто это такой – бычок?

Как он выглядит?

(Обычно дети начинают рассказывать , как выглядит телёнок).

Вы рассказали о телёнке .

Ребята, я вам открою секрет. Слово бычок имеет два значения : домашнее животное бычок, теленок А второе.. Послушайте загадку

Вильнет хвостом

Туда-сюда-

И нет следа. (рыбка)

Правильно, это морская рыбка под названием «бычок» (показ иллюстраций)

2. Упр. с картинками

В : Посмотрите, на столе лежат предметы, которые имеют два значения. Вы должны к картинкам подобрать предмет. Например : У меня картинка родник или говорят, бьет ключ, то на столе я нашла ключ, которым открывают дверь. (Дети переходят к столу , на котором лежат предметы и картинки с двухзначным значением и подбирают картинки к предметам).Оружие лук со стрелами - репчатый лук, ручка перо - перо от птицы, кран для умывания -машинка подъемный кран, кисть руки – кисточка, ёжик – иголка, ноги – ножка у гриба и т. д.

3. Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела »

Воспитатель : Так кого лисичка и обидела ? Хотите знать, где это случилось и как?

Шла однажды лисичка по берегу моря . А бычок, рыбёшка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать . Увидела лисичка бычка и запела :

Бычок, бычок.

Пучеглазый.

Бычок, бычок.

Большеротый.

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит :

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой .

Лиса-мать спрашивает :

Кто тебя обидел , доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел . Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает :

А ты ему ничего не говорила?

А я ему только сказала , что он пучеглазый и большеротый. – Вот видишь, - сказала мать- лисица , - ты первая его и обидела…

4. Беседа по сказке

Вопросы :

Как называется сказка ?

Где шла лисичка ?

Кто высунулся из воды?

Какие обидные слова лисичка пропела бычку ? Если запела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споём лисичкину дразнилку вместе… споём ещё раз.

А какие чувства испытывал бычок, когда лиса его обзывала? (Ему

было грустно, больно, обидно ).

Какие обидные слова бычок сказал лисичке ?

А что сделал бычок от обиды ? (Наговорил тоже много плохих слов, обидел лисичку ) .

Помните, что мама-лисичка сказала дочке ?

А как вы думаете, кто был прав в этом споре?

Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли так, как лисичка из сказки .

Так что же надо делать, чтобы тебя не обижали? (Не обижать других) .

5. Работа над смыслом поговорки :

Воспитатель : Есть такая поговорка : .

Как вы думаете что это значит?

(Не хочешь, чтобы тебя обидели , не обижай и сам других)

6. Упражнение «Скажи наоборот»

Весело- грустно

Дружба – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

7. Координация речи с движением :

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут

Вы узнали? Это – море. руками.)

Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги

вверх, трясут ими.)

8. Повторное чтение сказки воспитателем (схемы)

Воспитатель :

Присаживайтесь на стульчики. Ещё раз внимательно прослушайте сказку . И постарайтесь запомнить все слова , которые сказала лиса бычку , что бычок ответил лисичке . Что мама – лиса спросила у лисички . Что лисичка ответила маме . И нам помогут в этом картинки – схемы.

9. Пересказ сказки детьми по частям .

Одного ребенка приглашает воспитатель, а другого приглашает ребенок : «… ты хочешь рассказать сказку вместе со мной (хочу) Спасибо,.» (2 пересказа )

Дети : «Ш-ууууу» набегает волна (после каждого пересказа )

«Шуршим, шуршим, шуршим» - шуршат камушки.

10. Драматизация сказки .

Воспитатель напоминает действия персонажей : бычок, высунулся из воды, лисичка бежит и поёт . Мама-лиса – дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит, сложа руки и т. п.

Как называется сказка которую вы сегодня слушали?

Кто главные герои?

Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем –то отличается от окружающих? Почему?

Что значит пословица «Как аукнется, так и откликнется» ?

Подчёркивает, что сегодня они не только послушали сказку , но и учились пересказывать её .

Кто больше всех вам понравился?

Согласны ли вы с концовкой сказки ?

Как бы вы закончили сказку ?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Пересказ сказки Е. Пермяка «Первая рыбка» Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: 1. Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;.

Цель: формировать представление о свойствах твердых и жидких веществ; развивать экологическое сознание; развивать способность к преобразованию.

Конспект по развитию речи: «Пересказ сказки «Лиса и рак» Цель: Формировать умение пересказывать художественное произведение. Задачи: Продолжать учить образовывать однокоренные слова (лиса, лисица,.

Конспект занятия по чтению сказки «Лисичка-сестричка и волк» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе