Праздник главный в данном конкретном храме. Престольный праздник - что это значит? Важнейшие даты христианского календаря

Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание "престольный праздник". Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.

Престольный праздник - что это значит?

Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм - в честь св. Николая Чудотворца.

Устройство храма

Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать Любой православный храм делится на три части:

  1. Алтарная часть.
  2. Средняя часть храма.
  3. Притвор.

Алтарь - это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут - св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.

Известно, что св. Престол - это главный предмет Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.

Престольный праздник - что это значит? Узнать об этом можно по храмовой иконе. Обычно она располагается в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в кивоте - в красивой большой рамке с подставкой. Известно, что престольными праздниками в августе могут быть день Преображения или Успения.

Обычаи и традиции в храмовый день

Храмовый или престольный день - особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.

После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).

Классификация православных праздников

Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники 2017 года, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:

  • Важность событий (великие, средние, малые).
  • Время празднования (подвижные и неподвижные).
  • Место (общие, храмовые).
  • Тип (Господские, Богородичные, Святых).

Давайте поговорим подробнее о каждой группе.

Классификация по важности

По значимости христианские праздники 2017 года делятся на:

  • Великие (Пасха, двунадесятые и великие).
  • Средние.
  • Малые.

Великие или большие праздники.

Пасха или светлое Христово Воскресение - это главнейшее христианское событие, когда Христос Своею смертью победил смерть духовную, открыл врата рая, дал возможность всем нам быть соучастниками вечного блаженства.

Двунадесятые (от числа 12) - это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.

  1. Рождество Пресвятой Богородицы . В этот святой день была рождена Мария, которой было предначертано свыше стать Матерью Бога.
  2. Крестовоздвижение . Воздвижение или поднимание св. Еленой и Св. Константином Креста Господня для поклонения и исцеления верующих в Него. Св. Крест они нашли спустя несколько веков после Христова Воскресения.
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы . Вспоминается день посвящения Праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии Богу. Жила Дева Мария при храме до 12-летнего возраста.
  4. Рождество Христово . Вспоминается рождение Младенца Христа в Вифлееме, а также появление новой звезды на небосклоне, поклонение пастухов и волхвов.
  5. Крещение или Богоявления Господне . Торжественно вспоминается принятие святого крещения Господом от рук Иоанна Крестителя. Событие было настолько великим, что произошло явление св. Троицы.
  6. Сретение Господне . Симеон Богоприимец дождался пришествия в мир Спасителя и встретился с Ним в храме.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы . В этот день через Бог оповестил Деву Марию о великой миссии - стать Матерью Бога.
  8. Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье . Оно празднуется за неделю до Пасхи и говорит о событии, когда Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Все собравшиеся приветствовали Его криками «Осанна, благословен грядый во имя Господне», постилали перед ним свои одежды и ветки вайи (пальмовые ветви). У нас не произрастают пальмы, поэтому верующие приносят в храмы украшенные ветки вербы. Отсюда название праздника.
  9. Вознесение Господне . В этот день Господь вознесся на небо, но обещал послать ученикам Утешителя - Духа Святого. Следующее Христово пришествие будет страшным: Он придет судить живых и мертвых.
  10. Троица или Пятидесятница . В этот великий день, когда Святой Дух сошел на апостолов, произошло зарождение христианской Церкви. С этого момента ученики Христовы стали безбоязненно проповедовать о Христе по всему миру.
  11. Преображение Господне . На г. Фаворе Христос показал Своим ученикам Свою Божественную сущность. Он преобразился, т. е. поменялся на глазах у изумленных апостолов. Его одежды стали белоснежными, от Божественного Лица исходил яркий свет, а Сам Он стоял на облаке и разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей. в очередной раз подтвердил Божество Иисуса Христа.
  12. Успение Пресвятой Богородицы . Праздничный день, когда вспоминается блаженная кончина или сон Богородицы. Сам Христос вместе с сонмом ангелов забрал Ее святую душу в райские обители. Впоследствии Господь забрал также и тело Богородицы, поэтому Ее могилы на земле нет.

К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.

Классификация по времени

В зависимости от бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.

Неподвижные или непереходящие - это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.

Подвижные или переходящие - это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.

Классификация по месту

Храмовый , престольный праздник - что это значит? Церковный календарь особо выделяет престольные или храмовые праздники, дни особочтимых икон Богородицы или святых угодников. Они празднуются с особой торжественностью и пышностью.

Общие праздники - э то события, которые вспоминаются всей Церковью, независимо от страны, города и величины храма.

Классификация по типу

Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:

  • Господские. Посвящены важнейшим событиям из жизни Христа.
  • Богородичные . Говорят о важных моментах жизни Матери Божией.
  • В честь святых и бесплотных сил . К этой группе относятся святые Ангелы, архангелы и все воинство небесное, которое стоит у Престола Божия. Также Святая Церковь поминает всех прославленных святых, которые свой жизнью показали горячую любовь к Богу и пример для подражания. Например, 9 августа - день памяти святого Пантелеймона. В этой группе есть дни наших небесных покровителей, чьи имена мы носим, - дни Ангела.

Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.

ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
(престольные, съезжие, гулевые), отмечаются в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Они относятся к конкретной дате и охватывают всех прихожан, но в то же время были отмечены «гостеванием» родственников в семьях.
Ко дню храмового праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины - художественные поделки из дерева. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие. Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел.
В самый день праздника прихожане старались непременно быть на службе, в том числе на предшествовавшем обычно литургии молебне с водосвятием; запасались святой водою. После литургии все, кто мог (включая стариков и детей), участвовали в крестном ходе вокруг храма, а в некоторых случаях в этот день бывал и дальний крестный ход с иконой праздника.
Главным в народном восприятии храмового (престольного) праздника была его особенная святость, тесно связанная с данным селением, приходом, конкретной местностью. Но угощение и развлечения тоже составляли непременную часть и входили в воспоминания тех, кто расстался с родными местами.
«Очень веселились крестьяне во время храмовых праздников», - заключил В. И. Семевский, обобщая описания различных уездов и губерний 2-й пол. XVIII - первых лет XIX в. Принимали гостей, приезжавших из окрестных деревень, «для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день».
В описании Тульской губ. н. XIX в. подчеркивается, что на храмовый праздник «дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый». Для угощенья заранее запасали мясо, а если дата приходилась на пост - рыбу и др. снедь. Из двора во двор ходили толпами с пением. Празднование продолжалось обычно три дня.
Храмовые праздники не имели такой особенной окраски, присущей именно данным дням, как некоторые календарные, за исключением тех случаев, когда они совпадали с последними (съезжим праздником для данного селения могли быть, например, Рождество или Троица). Но народная праздничная культура была представлена здесь обычными постоянными элементами. Прежде всего разнообразными жанрами фольклора. На «гостевых» встречах рассказывали былички, сказки, сообщали приметы. В источниках упоминаются пение и пляска как непременная принадлежность храмового праздника. Звучали музыкальные инструменты: гудок (скрипка с тремя струнами), балалайка, гусли, свирель, дудка, рог (деревянная выгнутая труба с шестью ладами), жалейки.
Таким же обычным был этикет приема гостей на храмовые праздники. Хозяин читал молитву перед обедом, потчевал каждого гостя. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот.
Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей - родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер, если и не сопровождался кануном - братниной или общественным молебном.
В Карачевском у. Орловской губ. к престольному дню готовились заранее. За несколько дней священник с причтом начинали ходить по приходу - служить молебны по домам перед образом святого, которому посвящалось празднество. В каждом дворе им вручали ковригу хлеба и 5-15 копеек. Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу, а мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей, рубили дрова. В день праздника «чуть светает» мужчины отправлялись в церковь, где уже отзвонили к утрене.
У церкви к празднику строили базар, но заходить на него, идя к службе, не полагалось. На утрене в престольный праздник набиралось много народа - «негде стать», приходили по 2-3 человека от каждого двора. Некоторые из жителей самого села, в котором стояла церковь, приглашали священника служить у себя молебен в этот день - до обедни причт ходил по избам. После утрени большинство шло на базар. Там мужчины покупали лакомства для гостей, а засватанные парни - гостинцы невестам: «целые узлы» калачей, пряников, орехов, конфет, подсолнухов. Женщины и молодежь просто бродили по базару.
Именно в это время, в ожидании обедни, собирались группками недалеко от церкви «сердовые» крестьяне, то есть мужики средних лет. Они беседовали, покуривая. Здесь можно было встретиться в этот день с жителями соседних деревень и обменяться новостями. С благовестом к обедне разговоры прекращались. Каждый мужчина должен был снять шапку и, перекрестясь, идти в церковь. К половине обедни часть народа начинала выходить из церкви; это были обычно женщины, спешившие домой к приему гостей, и парни.
После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод, а «сердовые» поздравляли друг друга с праздником и приглашали приезжих в гости. Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем, а дома его уже ждали человек 10-12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой. Вновь прибывший гость «молился на образа», затем здоровался за руку с хозяйкой, домочадцами и гостями. Хозяин всех рассаживал, и начиналось угощенье.
Беседа шла в основном после обеда, когда гости вставали из-за стола и, получив настойчивое приглашение хозяев остаться к чаю, располагались группами у дверей на улице или сидели в избе. Разговор продолжался и за чаем, после которого вся компания по приглашению одного из присутствовавших отправлялась в другой дом, затем в третий. Постепенно толпы гостей, ходивших по селению, редели. Обычно на следующее утро гости из соседних деревень разъезжались по домам, захватив с собой родственников и знакомых из села, то есть на второй день храмового праздника угощали у себя тех, у кого гостили накануне.
Подобная картина встреч крестьян среднего и старшего поколения с гостями из других деревень во время престольных праздников описана другим информатором из Орловской же губ., отразившим обычаи Орловского и Карчаевского уу., корреспондентами из Козельского у. Калужской губ., Псковской губ. и мн. др.
Н.А. Миненко, исследовавшая досуг русских крестьян Западной Сибири в XVIII - 1-й пол. XIX в., отмечает: «Гостьба по праздникам - в период с октября по начало марта (да и в другое время года) - была важнейшим развлечением для всех деревенских жителей, в особенности для людей среднего и старшего возраста. «Большие» праздники в пределах волости праздновались по очереди во всех деревнях: в «очередную» деревню «на веселие» съезжалась масса окрестного люда (отсюда название - съезжий праздник)». Здесь тоже молодежь отделялась от старших, и последние в своем кругу вели беседы и развлекались песнями и плясками. Темы бесед с пришедшими гостями могли быть самые разнообразные - от слухов о новых повинностях до способа лечения лошадей. Недаром алтайский крестьянин П. Школдин назвал съезжий праздник «общественным форумом». Такой же непременной принадлежностью храмового праздника были съезды гостей из соседних деревень и переезды от одного крестьянина к другому в течение трех дней и в Восточной Сибири.
М.М. Громыко

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ" в других словарях:

    Праздники Православной церкви - В христ ве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница). Праздничный календарь Правосл. церкви… … Религии народов современной России

    Праздники и празднования новозаветные - Каждый день богослужебного года посвящен воспоминанию какого либо праздника или памяти святого (большинство дней имеют воспоминание не одного, а нескольких святых) или иконы Богородицы. По степени праздничности и торжественности богослужения… … Православие. Словарь-справочник

    Содержат указания, каким образом должно совершать службу в те или другие X. праздники и особенно при совпадении храмового праздника с каким либо иным. Эти главы находятся в Типиконе и расположены так же, как последования 2 й части его, именно:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Это прежде всего религиозно магические акции, совершаемые коллективно и индивидуально; идеологич. их основанием являются мифы и легенды различного историч. корня и стадиального уровня. Многие П., будучи посвящены различным божествам… … Словарь индуизма

    ПРАЗДНИКИ - нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиозной, национальной или государственной. Церковные П. делятся по своей значимости и по роду богослужения на великие, средние и малые. К первым относятся: а) П. св … Казачий словарь-справочник

    Храмовые главы - – указывающие, каким образом должно совершать службу в Х. праздники и особенно при совпадении храмового праздника с каким либо иным. Эти главы находятся в Типиконе и расположены так же, как последования 2 й части его. В X. главах мало… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ - праздники правосл. церкви, посвященные различным персонажам или событиям «св. истории», в честь к рых построен данный храм или его придел. Отсюда др. название храмовые праздники. На Руси П. п. сложились в период распространения христианства. В… … Атеистический словарь

    Православные праздники - или священные дни, установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа… …

    Икона «Минеи на год» Православные праздники торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. В богослужебном смысле это дни … Википедия

    Буддийские праздники - В странах Востока, где буддизм является государственной или одной из основных религий, буддийские праздники включены в местную национальную и культурно религиозную традицию и воспринимаются как ее непременная составная часть. Среди праздников,… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Книги

  • Историческое известие о всех соборных монастырских, ружных, приходских и домовых церквах, находящихся в столичных городах Москве и Санкт-Петербурге, с показанием времени построения их и того, когда бывают в них храмовые праздники , Н.И. Кареев. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…

Престольный праздник

Престольный праздник. Водосвятие. Первая четверть XX в.

Престо́льный (хра́мовый) пра́здник - праздник в память святого или события, которому посвящён сельский храм или его приделы . Это праздник местного значения, отмечаемый жителями деревни или церковного прихода (рус. храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол ; укр. празник, храм ; болг., макед. селска служба/слава, църквена слава, черковна служба ; серб. сеоска слава ; славон. prostem dani ). У русских старообрядцев престольными праздниками считались важнейшие даты христианского календаря или дни памяти святых, в которые освящались молельные дома.

Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех деревнях прихода. Если праздник отмечался несколькими деревнями, - то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. На селе в складчину варилось пиво и готовился общий стол. В этот день любому гостю были рады - старались накормить и напоить от души. Обычно родственники и друзья ходили друг к другу в гости. Иногда престольные праздники отмечались не один день.

В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской губ., а также в Сибири престольный праздник могли длиться одну-две недели, в течение которых праздник по установленной очереди «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день .

К престольным праздникам часто приурочивались ярмарки .

Примечания

Литература

  • Белова О. В. Праздник престольный // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого ; . - М .: Международные отношения , 2009. - Т. 4. - С. 240-241. - ISBN 978-5-7133-1312-8 .

Ссылки

  • // Энциклопедия "Русская цивилизация"
  • Престольные праздники // Современная энциклопедия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Престольный праздник" в других словарях:

    Престол (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. престольный праздник сущ., кол во синонимов: 1 престол … Словарь синонимов

    Престольный праздник - годовой храмовый праздник, посвященный памяти святого, в честь которого сооружен храм или алтарь (престол) или особо почитаемого в данной местности. На Руси эти праздники были введены с момента строительства христианских храмов. Им присваивались… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    См.: ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}   день памяти того события или святого, которому по… … Словарь церковнославянского языка

    ПРЕСТОЛЬНЫЙ, престольная, престольное (книжн.). 1. прил. к престол в 1 знач., такой, где находится престол; столичный. Престольный город. 2. прил., по знач. связанное с празднованием памяти того церковного события или т.н. святого, которым… … Толковый словарь Ушакова

    Праздник храмовый - (престольный) праздник, приуроченный ко дню памяти святого, в честь которого освящен храм. Праздники и празднования в честь памяти святых ежедневно в течение всего года Церковь поминает того или иного святого. Причем большинство дней в году … Православная энциклопедия

    престольный - см. престол 1), 3); ая, ое П ая палата (помещение с престолом монарха) Престо/льный город (постоянное местопребывание монарха, столица) Престо/льный праздник (храмовой праздник в честь святого или события, которому посвящён данный храм)… … Словарь многих выражений

    Табель, праздничный (табельный, неприсутственный, царский) день; торжество, триумф. Праздник большой, церковный, престольный. Табель высокоторжественных и викториальных дней. .. Прот. будень. См. день править праздник, справлять праздник...… … Словарь синонимов

    ПРАЗДНИК, а, муж. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого чего н. Первомай п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный п. (в честь… … Толковый словарь Ожегова

    праздник - веселый (Бальмонт); радостный (Фруг); светлый (Бальмонт, Фруг); шумный (Фруг, Языков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. праздник Бесподобный,… … Словарь эпитетов

Книги

  • Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Фотоальбом , . В фотоальбоме отражена жизнь Киево-Печерской Лавры - величайшей святыни Православия. Впервые после долгих лет умолчания подготовлен альбом о Лавре как о монастыре, духовной сокровищнице и…

Престольный (храмовый) праздник - это праздник православной общины, члены которой объединяются вокруг какого-то одного православных храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качестве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные ("обещанные", "заветные") праздники.

Уже сами названия - храмовые, престольные - говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех святых угодников православной церкви, в честь которых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церковной традиции престол как бы являет собой "небесное место селения Господа Вседержителя" и одновременно - Гроб Христов, так как на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям главного престола и боковых приделов храма именуются и престольный праздник. Из них около трети соотнесены с основными догматами христианства: Престольные праздники Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к Престольным праздникам и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно около трети православных храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют Престольные праздники во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее - Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и Престольные праздники в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные Престольные праздники чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила - Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка - Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла - Петров день). Среди Престольных праздников во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского - Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день).

Престольные праздники продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, которые по традиции собираются для празднования Престольного праздника в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церковный приход как локальную экстерриториальную единицу, то в течение 20 века Престольные праздники играли объединяющую роль, укрепляя чувство "духовной оседлости" и любви к отчему краю ("отеческим гробам").

Л. А. Тульцева

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 388-389.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Культ местных покровителей и причины его возникновения

Культ святых, как уже было сказано, возник как культ местных покровителей, местных угодников и богов. Некоторые из местных покровителей со временем превратились в общехристианских или общецерковных святых. Однако почитание их прежде всего как местных покровителей и угодников сохранилось до настоящего времени.

Так было на Западе. Так было и на Руси.

Широкое распространение культа святых на Руси началось в удельный период. Процесс образования удельных княжеств привел к раздроблению централизованного государства. Удельные князья всячески старались увеличить свой удел, не останавливаясь перед военным захватом соседних владений. Завоеванный край надо было закрепить за собой. А это лучше всего можно было сделать не силой, а путем идеологический, религиозной обработки населения. Стремясь заселить земли удела, князья сманивали народ отовсюду, и для этого тоже широко использовалась религиозная приманка. Такой приманкой в первую очередь служили святые православной церкви, которых князья объявляли покровителями своего удела. Для большей убедительности князья старались добыть для своего удела какую-либо известную святыню, построить храм повеличественнее и украсить его утварью побогаче, раздобыть «чудотворную» икону или обзавестись мощами какого-либо популярного угодника. При этом они не брезгали никакими средствами.

Так, Андрей Боголюбский, уезжая из Вышгорода в Суздальский удел, забрал с собой «чудотворную» икону богородицы, а несколько позднее, в 1169 г., его рать ограбила все киевские монастыри и храмы и захватила все тамошние святыни. Вслед за князьями стали обзаводиться своими святынями и более мелкие феодалы-помещики. Так насаждался на Руси культ святых покровителей, который использовался православной церковью в целях подчинения своему влиянию верующих людей.

С возникновением централизованного Московского государства начала возрастать роль общегосударственной православной церкви и ее верховной иерархии. Многие местные святые были канонизированы как общецерковные. Широко развернулось строительство церквей. Быстро росли монастыри, как опорные пункты колонизации окраин, базы вооруженной охраны границ Руси и, конечно, как оплот и рассадник православия. На территории русского государства вскоре не оказалось ни одного более или менее значительного населенного пункта, где бы не было церкви. В каждом же более крупном селении их было несколько. Как правило, несколько церквей было на территории каждого монастыря. Такая политика способствовала распространению православной религии на Руси, укреплению ее влияния на верующих. Сеть православных церквей и монастырей опутывала всю страну. В 1914 г. в России насчитывалось 77 767 православных церквей и 1025 монастырей.

Каждая церковь посвящалась какому-либо событию церковной истории или какому-нибудь святому. Много было троицких, христорождественских, Воздвиженских, покровских и тому подобных церквей и соборов.

Формально у каждой церкви был один как бы главный «святой покровитель», имя которого Она носила, но фактически каждая церковь посвящалась нескольким святым или нескольким событиям из церковной истории. В церкви обычно имеется несколько алтарей, посвященных разным святым, главный алтарь посвящается святому, именем которого названа церковь.

Для верующих местный святой был как бы вторым лицом после бога. Он покровительствовал всем верующим, к нему как к своему наиболее доверенному хода-таю и заступнику перед богом обращались с просьбами, нуждами и молитвами.

С XIII в. начал распространяться укоренившийся затем повсеместно обычай праздновать так называемые престольные, или храмовые, праздники.

Престольный праздник - это праздник, посвященный богу, богородице, «чудотворной» иконе или «святому покровителю», именем которого названа церковь или которому посвящен один из церковных алтарей. А так как алтарей в церкви несколько, то и престольных праздников в данной местности, в данной церкви получалось несколько.

В России ежегодно праздновались десятки тысяч таких престольных праздников.

Каждый такой престольный праздник с торжественным богослужением в церкви и пьяным гулянием всей деревни в течение нескольких дней привлекал жителей всех соседних поселков. Стало обычаем посещать родных и знакомых в соседней деревне в дни их престольного праздника. И только, бывало, отгуляют престольный праздник в одном селе, как начинается такой же праздник в соседней деревне, и т. д.

Торжественные богослужения, елейные проповеди, непробудное пьянство в течение нескольких дней отвлекали верующих от работы. И так весной, летом, осенью - в самую горячую страдную пору. В результате хлеб сеяли не вовремя, перестаивали травы на лугах, осыпалось перезревшее зерно, а верующие по призыву церкви праздновали «престол», вымаливали через местного «святого покровителя и заступника» благодать у бога.

Обычай отмечать престольные дни оказался особенно живучим. Он неукоснительно соблюдается верующими и в наши дни.

В живучести этого обычая немалую роль играет заинтересованность духовенства. Массовое поклонение святому, огромный приток молящихся в церковь в дни престольных праздников приносили и приносят духовенству огромные доходы.

Кроме того, массовое участие верующих в престольных праздниках широко использовалось и используется духовенством для религиозной пропаганды. В праздничных проповедях святой выставляется как образец смирения и кротости, как пример, достойный подражания для христианина. Верующим внушается, что в награду за муки и лишения в земной жизни они получат счастливую жизнь в раю, на небе, уготованную им по ходатайству святого покровителя. Тем самым церковь отвлекает верующих от борьбы за построение лучшего будущего на земле.

Рассмотрим несколько наиболее популярных престольных праздников, отмечаемых православной церковью и в наши дни.

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

ПРАЗДНИКИ ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ

Из книги автора

НАРОДНЫЕ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Возникновение религиозных праздников у славян Научные данные о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖЬЕГО

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ Культ богородицы и праздники в ее честь занимают видное место в православной церкви, и многие из них вошли в число двунадесятых праздников. Культ Марии (мадонны) у католиков затмил даже культ самого Иисуса

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА СВЯТЫХ

Из книги автора

Праздники, посвященные мощам Иоанна Крестителя 24 февраля (8 марта) церковь отмечает праздник - день первого и второго обретения главы, а 25 мая (7 июня) - день третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Эти праздники повящены мощам Иоанна Предтечи Крестителя.Надо сказать,

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ «РОДСТВЕННИКОВ» ХРИСТА Создавая образ Иисуса Христа и его земную «биографию», богословы вынуждены были создать и образы его родственников. Без этого «жизнеописание» Иисуса получилось бы неполным и для верующих неубедительным. Так появились мать

Из книги автора

Праздники святых Бориса и Глеба 2(15) мая Сыновья Киевского князя Владимира Борис и Глеб в отличие от многих других святых - реальные личности. Они первыми были причислены к лику русских святых. В этом отношении они опередили даже своего отца - князя Владимира, который

Из книги автора

ОБЕТНЫЁ И ЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ Тесно примыкают к престольным праздникам так называемые обетные и заветные праздники. Они установлены в честь какого-либо святого покровителя данного населенного пункта и носят, следовательно, исключительно местный характер.История

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ БЕСПЛОТНЫХ НЕБЕСНЫХ СИЛ (АНГЕЛОВ) ХРИСТИАНСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЕ И АДЕ Много чернил потратили христианские богословы, старательно расписывая счастливое беззаботное житье праведников в раю и «муки-мученические» грешников в аду. Разрабатывая христианское

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ «СВЯТЫХ ПОДВИЖНИКОВ» Экономический и политический кризис, который переживала Римская империя в III в., нашел свое отражение и в духовной жизни общества в виде развития мистицизма, аскетизма, увлечения магией и т. п. Именно в это время, в обстановке

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА ИКОН И КРЕСТА

Из книги автора

Праздники в честь Казанской иконы божьей матери Одной из наиболее чтимых является Казанская икона божьей матери. В ее честь православная церковь отмечает два праздника: 8(21) июля празднуется так называемая Казанская летняя и 22 октября (4 ноября) Казанская осенняя (Помимо

Из книги автора

Праздники в честь Смоленской иконы божьей матери Русская православная церковь установила в честь Смоленской иконы божьей матери два праздника (Помимо этого, православная церковь чтит 10 так называемых «списков», т. е. копий Смоленской иконы. Праздники в честь этих

Из книги автора

Праздники в честь Владимирской иконы божьей матери Владимирская икона божьей матери относится к числу наиболее почитаемых. В ее честь православная церковь установила три праздника. Церковная легенда приписывает написание иконы не кому-нибудь, а самому евангелисту

Из книги автора

КАК РОЖДАЮТСЯ И УМИРАЮТ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ Рассматривая историю происхождения христианских религиозных праздников, мы видели, что они возникли не одновременно. Некоторые из них появились во II-IV вв., другие, как, например, покров - в X в., третьи (многочисленные праздники