Топаз размеры. Огранка драгоценных камней: виды и названия

Один из наиболее важных факторов, которые нужно учитывать покупая драгоценный камень или готовое ювелирное изделие с ним, это огранка. Процесс, при котором грубый, малопривлекательный минерал превращается в драгоценный камень. Огранщик заставляет камень приобретать определенную форму, раскрывать свой блеск и цвет, позволяя ему сиять в ювелирных украшениях. Такой эффект достигается только посредством качественной и точной работы ювелира.

Почему огранка так важна?

Только при правильной огранке максимально раскрывается красота камня, и наоборот, небрежная работа огранщика может испортить камень, сделать его “мертвым”, он не будет отражать свет.

Как правило, существует два типа огранки - коммерческая и точная. Основная задача в первом случае заключается в том, чтобы сохранить как можно больше вес камня, а второй тип следует за точными пропорциями, идеальными углами и т.д. Когда драгоценный камень огранен до правильных пропорций, он способен лучше обрабатывать свет, создавая более интенсивный цвет и яркость, и выглядет более привлекательно. По существу, драгоценный камень действует как зеркало для света.

Цель огранки драгоценных камней заключается в том, чтобы отразить как можно больше света. Если кристалл не был правильно огранен, результатом будет “безжизненный” камень, поскольку свет будет вытекать из павильона (нижней части камня) вместо того, чтобы отражать его обратно через корону (верх камня).

Значения огранки можно отследить на примере бриллиантов - свою красоту и популярность алмаз приобрел только в 17 веке, когда научились огранять минерал.

Сегодня существуют стандарты огранки для бриллиантов, собственно, цена камня зависит от точности работы мастера, т.е. класса огранки.

Существует градация класса огранки:

  • Превосходная огранка (Excellent)
  • Очень хорошая (Very Good)
  • Хорошая (Good)
  • Удовлетворительная (Fair)
  • Плохая (Poor)

Каждый класс указывает на качество, соблюдение пропорций и симметрии. При этом разница в цене между камнем с превосходной огранкой и камнем, например, с удовлетворительной, может отличаться в 1,5 раза и больше. Или камень имеющий больший вес, но в силу неудачной огранки может стоить дешевле и выглядеть как обычное стекло, а кристалл меньший по весу, но ограненный с хорошим соблюдением пропорций всегда будет высоко цениться. Кроме этого, неудачная огранка может привести к потере камня - его расколе, или создать на нем брак, камень может стать хрупким.

Для алмазов существует мировой эталон огранки, при котором бриллиант максимально раскрывает свое уникальное свойство - отражать свет. Метод созданный математиком с русскими корнями, Марселем Толковским - это круглые бриллианты с 57 гранями, позже такой вид огранки стали называть “Русская огранка” или “бриллианты Толковского”. В отличие от бриллиантов, цветные драгоценные камни обладают переменными оптическими свойствами и не имеют единого идеала огранки.

Виды огранки ювелирных камней

Кабошон

Кабошон - название происходит от старого французского слова «caboche», что значит - голова. Огранка кабошон - это полированный драгоценный камень с плоским или слегка закругленным дном и выпуклой или округлой куполообразной вершиной.

Традиционный кабошон - овальный, но такая огранка также может быть использована в другой форме, включая треугольники и прямоугольники. Кабошон один из самых древних форм обработки камня, тогда минерал полировали, так как не было технической возможности сделать точную огранку.

Большое количество ювелирных украшений, находящихся в собственности королевской семьи Великобритании, имеют вставки с камнями-кабошонами.

Круг

Круглую огранку часто называют бриллиантовой, так как она была специально разработана для алмазов, но сегодня многие драгоценные камни ограняются в этой форме.

Круг максимально раскрывает естественную красоту камня, он оптически наиболее эффективен.

Круглый минерал может похвастаться максимальной светоотдачей, что для конечного потребителя означает большую привлекательность готового ювелирного изделия.

Овал

Овал - от латинского слово «vum», означающее «яйцо». Стандартное число граней драгоценного камня с в такой огранке составляет 69. Для правильного овала отношение длины к ширине должно составлять примерно 2:1, хотя эта пропорция немного меняется в зависимости от оптических свойств различных типов драгоценных камней.

Качественная огранка овал позволяет камню быть, практически, таким же ярким, как и при идеальной круглой форме.

Капля или бриолет

Бриолет - популярная форма драгоценного камня, особенно выигрышно смотриться в серьгах или подвесках. Капля ограняется по всей площади, это означает, что камень покрывается многочисленными маленькими площадками. Благодаря этому бриолеты имеют свой особенный шарм и способны отражать свет в любом направлении.

У этой формы нет плоской вершины. В связи с этим, бриолет является одним из самых сложных для исполнения видом огранки драгоценных камней. Считается, что эта форма произошла из Индии примерно 800 лет назад и была привезена во Францию, где сразу стала любимой среди дворян до конца 17 века.

Маркиз

Камни с огранкой маркиз характеризуются удлиненной овальной формой с заостренными концами. Существует красивая легенда, что такая форма огранки возникла в 18 веке, когда король Франции Людовик поручил придворным ювелирам создать бриллиант, отражающий улыбку его дамы сердца.

Название камня происходит от ассоциации с королевской властью. Форму маркиз также, называют наветтской огранкой, дело в том, что от французского navette - означает маленький корабль. И действительно, есть некоторое сходство с формой судна. Драгоценный камень в огранке маркиз - идеальная форма для женского пальчиков, так как заостренные концы визуально делают их более изящными и стройными.

Грушевидная форма

Грушевидный драгоценный камень доступен в самых разных вариациях, хотя идеальная форма достигается благодаря соблюдением пропорций, когда длина в полтора раза больше ширины.

Огранка груша особенно хорошо подходит для цветных драгоценных камней, так как она максимально раскрывает естественный цвет кристалла.

Драгоценные камни и изделия с ними – любовь, мечта и предмет восхищения не только девушек и женщин, но и мужчин. Они сияют и сверкают, переливаясь всеми цветами радуги, завораживают взгляд несчётными бликами и гранями, дарят владельцу неповторимое очарование и подчеркивают статус. Бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также огромное множество полудрагоценных минералов всех возможных цветов, узоров и текстур – в таком разнообразии каждый сможет подобрать себе самоцвет по вкусу, по душе и по карману.

Однако, в естественном, необработанном виде эти минералы едва ли смогут вызвать все описанные чувства, ведь огромную роль в их красоте играет огранка. В зависимости от опыта и мастерства ювелира, огранкой можно не только подчеркнуть чистоту, прозрачность, цвет и размер минерала, его способность преломлять солнечный свет, добиться потрясающих эффектов кошачьего глаза и астеризма, но и замаскировать возможные дефекты – мелкие вкрапления, внутреннюю трещинку или мутность. Без огранки, полировки и шлифовки даже алмаз – будущий бриллиант – похож на кусок пластика: совсем не блестит, кажется мутным и уж точно не создаёт игры света и сотен бликов.

В зависимости от вида, формы и размера минерала, моды, стиля ювелирного украшения и пожеланий заказчика, выбирают один из сотен видов огранки драгоценных камней – официально их 250, но каждый мастер создаёт новые вариации, а также зачастую придумывают абсолютно новый тип огранки, кардинально отличающийся от любого другого.

Виды и формы огранки

Существует 2 основных способа огранки – кабошон и фацетная, при чем последняя может быть ступенчатой или клиньевой, а также возможно сочетание разных способов огранки на одном минерале. Рассмотрим подробнее эти варианты, их описание, отличия, применение и разновидности.

Кабошон – огранка, при которой камню придаётся округлая гладкая выпуклая форма, идеально отполированная. Тыльная сторона кабошона обычно плоская, но может быть и вогнутая. Если камень с обеих сторон выпуклый, то это – двойной кабошон. Основание или сечение камня обычно имеет форму круга или овала, однако встречаются даже прямоугольные вариации со слегка закруглёнными углами. На некоторых минералах (чаще всего это разновидности хризоберилла), огранённых таким образом, проявляются красивейшие световые блики: эффект кошачьего глаза – одна светлая прямая полоса, пересекающая весь камень, или астеризм – 3 таких полосы, пересекающихся по центру и образующие 6-конечную звезду.

Применяется огранка кабошоном преимущественно для полудрагоценных непрозрачных и полупрозрачных минералов, но иногда так обрабатывают и сапфиры или рубины, которые способны проявлять эффект кошачьего глаза и астеризма. Такая обработка подчеркивает цвет минерала, максимально усиливает блеск его поверхности.

Иногда кабошон покрывают квадратными, реже — треугольными гранями одинаковых размеров. Если при этом основание камня плоское, то такая огранка называется шахматной, а если общая форма – шар, то это – бусина. Однако, строго говоря, эти виды обработки уже ближе к фацетной огранке, ведь они предполагают наличие плоских граней, пусть и не для достижения преломления света в минерале и бликов.

Фацетная огранка (от слова facet – грань) – придание минералу большого количества граней определённой формы, расположенных под такими углами, чтобы свет в камне максимально отражался и расщеплялся на все цвета спектра, создавая разноцветные блики. Именно эта огранка применяется для большинства драгоценных камней, а также для многих прозрачных полудрагоценных минералов. На фото – различные виды огранки бриллиантов.

В зависимости от формы граней, фацетная огранка бывает 3 типов, включающих все разновидности:

  1. Клиньевая огранка – имеет грани в форме треугольников или ромбов, включает самые популярные виды огранки прозрачных минералов:
    • Бриллиантовая огранка – наиболее выгодно создаёт игру света в прозрачном камне, именно так чаще всего гранят алмазы. Классическая форма контура минерала – круг, все остальные формы огранки бриллианта считаются фантазийными. Эффектнее всего камень с 57 гранями, но для мелких бриллиантов (до 1 карата) их число сокращается до 33 или 17. На самых крупных экземплярах число граней может достигать более 200.

При огранке алмаза сначала формируют плоскую 8-угольную площадку сверху, шириной с половину минерала, затем 8 основных и 16 клиновидных граней павильона – нижней части камня, которые сходятся в шип. После формируется корона вокруг площадки из 8 основных и 24 небольших треугольных граней, а в последнюю очередь выравнивается «ободок» между верхней третью и нижней частью бриллианта – рундист.

Камни, огранённые таким образом, эффектно смотрятся абсолютно в любом изделии. Эта огранка заставит засверкать и цветные минералы, и даже недорогие прозрачные самоцветы.

Главный недостаток такого вида обработки – большая потеря изначального веса самородка – до 50% превращается в пыль и крошку. Это одна из главных причин, почему всё большей популярности набирают фантазийные огранки разных форм:

  • Бриолетт (или капля) – одинаковый с любого бока, такой камень эффектно смотрится в серьгах или подвесках, закреплённый лишь за острую верхушку. Граней обычно 84, они однотипные – либо все треугольные, либо все ромбовидные. Такая огранка не сильно преломляет свет и создаёт немного бликов внутри камня, зато подчеркивает его чистоту и цвет. Обычно применяется для цветных прозрачных минералов.
  • Принцесса – очень оригинальный способ огранки бриллиантов (и не только) квадратной формы. Количество граней колеблется от 49 до 76, а нестандартное сочетание клиновидных, треугольных и трапециевидных граней в этой форме создают несчётное количество бликов, концентрирующихся в крест от угла до угла квадрата. Как и классическая бриллиантовая, эта огранка отлично подчеркивает способность камня преломлять свет и его прозрачность. Также пожжет скрыть за обилием бликов мелкие дефекты от неопытного глаза. Ещё одно преимущество – значительно меньшая потеря массы, чем при бриллиантовой огранке.
  • Античная огранка имеет абсолютно аналогичное бриллиантовой огранке количество и расположение граней, но в пределах квадрата или прямоугольника с закруглёнными краями. Выглядит очень нестандартно и ярко, создаёт огромное количество цветных бликов.
  • Триллиант – целая группа огранок, характеризующихся треугольной формой и самым неожиданным сочетанием и расположением граней. Открывает ювелиру широкий простор для творчества. Количество граней – от 19 до 71 и более, бликов всегда очень много, и они мелкие и острых форм – как и в классической бриллиантовой огранке.
  • Октаэдр – самая примитивная огранка, применяется в основном для недорогих прозрачных минералов, а также как стартовая форма алмаза перед огранкой в бриллиант. Имеет 8 одинаковых граней – равносторонних треугольников и 6 вершин. Можно описать как 2 четырёхгранные пирамиды с общим основанием.
  • Роза – один из первых видов огранки, сейчас утратил былую популярность. У такого камня плоское основание, над которым возведён «купол» из 12 или 24 треугольных граней.
  1. Ступенчатая огранка – имеет грани в виде трапеций, расположенные строго параллельно рундисту – «ободку» камня. Создаёт значительно меньше световых бликов, но они намного ярче и сильнее; подчеркивает идеальную чистоту камня и его цвет. Применяется только для прозрачных минералов, чаще – для цветных. Бриллианты так гранят весьма редко, ведь для такой обработки необходимо наивысшее качество камня, а результат блестит не так завораживающе, как клиньевая огранка.
  • Таблица – простейшая ступенчатая огранка, всего по 1 ступени вверх и вниз от рундиста, 10 граней. Один из первых видов огранки.
  • Багет – прямоугольник с большим количеством ярусов-ступеней.
  • Изумрудная огранка – отличается 8-угольной формой камня: прямоугольник со «срезанными» углами. Была придумана специально для изумрудов и защиты их ценных хрупких углов, но успешно применяется и для других камней. Граней обычно 49 – 2 яруса короны и 3 – павильона.
  • Ашер – вариация изумрудной огранки с большим количеством ступеней. Больше граней – больше бликов, поэтому эффектно смотрится в том числе и на бриллиантах. Может включать 57, 65 и более граней.
  1. Смешанный тип огранки сочетает в себе признаки клиньевой и ступенчатой огранок.
    • Радиант – самый популярный пример. Это своеобразный гибрид огранок принцесса и изумруд, с преобладанием первой. Корона начинается со ступеньки, а продолжается так же, как в принцессе; обратная сторона камня (павильон) огранена клиньями; от изумруда также досталась восьмиугольная форма – квадрат со срезанными углами, вместо обычного квадрата у принцессы. Блики смотрятся более упорядочено, как будто весь хаос мельчайших треугольников разбит и разграничен несколькими рамками. Чаще применяют такую огранку для бесцветных прозрачных камней.
    • Цейлонская – сочетает многоярусный ступенчатый павильон с короной из клиновидных граней. Форма камня и рисунок короны напоминает античную огранку.

Для того чтобы придать камню огранку, первым делом ювелир его внимательно осматривает и планирует сколько камней и какой огранки будет целесообразно изготовить из этого минерала. Затем его распиливают на части тончайшим лезвием с алмазным напылением, причём распил одного небольшого алмаза может занять до 4 часов. Непосредственно огранка производится при помощи специальных ограночных инструментов, позволяющих надёжно закрепить камень, а затем поворачивать его под нужным углом для формирования граней. Этот процесс занимает ещё 3 – 4 часа на камень весом 1 карат. Далее, при необходимости, производится резьба по поверхности – как правило, по полудрагоценным непрозрачным или полупрозрачным самоцветам. Последние этапы – шлифовка и полировка – делают поверхность камня идеально гладкой и максимально прозрачной. Для этого на керамическую основу наносится алмазная пыль с оливковым маслом.

Любое неаккуратное движение или неправильное решение во время всего этого процесса может привести к тому, что камень будет не концентрировать свет, многократно отражая его бликами и раскладывая спектр, а свободно пропускать, как стекло.

Для того, чтобы так точно выполнить работу, которая видна за частую лишь под лупой с 10-кратным увеличением, требуются годы и десятки лет опыта, а каждая ошибка приводит к отбраковке ценнейшего материала. Всё это вполне оправдывает высокую стоимость работы ювелиров – огранщиков, ведь именно они превращают неприметные природные самоцветы в яркие, сверкающие великолепием камни.

Камни гранят, чтобы придать им определённую форму, подчеркнуть блеск и игру света. Качественная огранка не даёт лучам проходить насквозь – они преломляются в гранях прозрачных и полупрозрачных камней и выходят обратно. Сначала создают и продумывают схему, учитывая форму камня, количество, размер и расположение граней и углов между гранями. Затем камни режут и полируют.

В ювелирном деле насчитывают около 250 разновидностей огранки. Они зависят не только от вкусовых предпочтений ювелиров, но и от физических и оптических характеристик камней. В процессе огранки важно сохранить массу камня и его природные достоинства. Огранку можно разделить на три большие группы: гладкую , фасетную и смешанную .

Гладкая огранка

Хотя формально её относят к огранкам, по сути это шлифовка. У обработанного таким образом камня нет граней, только отполированная поверхность.

Кабошон (от фр. caboche – «голова» или «гвоздь с широкой и круглой шляпкой») — самая известная разновидность гладкой огранки. Кабошон считают одной из первых, а потому самых старых огранок. У отшлифованного камня обычно плоское дно и гладкий, выпуклый купол. Чаще всего он выполнен в форме круга или овала, хотя встречаются и другие формы: прямоугольник, ромб, сердце, капля, лодочка, полумесяц.

Огранку кабошоном используют для непрозрачных и полупрозрачных камней, а также для камней с различными оптическими эффектами (астеризм, иризация, опалесценция, кошачий глаз). Так обрабатывают нефрит, бирюзу, янтарь, малахит, лазурит, змеевик, оникс, опал, тугтупит, иногда сапфиры, рубины и другие камни. Этот способ огранки не очень сложный, и качество исходного материала не играет большой роли.

Для разных задач и камней используют разные виды кабошонов. Непрозрачные камни с цветной поверхностью гранят одинарным кабошоном, у которого плоское основание и выпуклый верх. Для камней с внутренними дефектами подходит форма двойного (чечевичного) кабошона, у которого обе стороны выпуклые. Тёмные камни часто гранят полым кабошоном с вогнутым основанием. Также есть высокий кабошон с очень выпуклой верхней частью и плоский, похожий на застывшую каплю свечного воска.

Шар – ещё один вариант гладкой огранки. Таким образом обрабатывают полудрагоценные и поделочные камни: авантюрин, агат, аметист, кварц, малахит, оникс, яшму.

Фасетная огранка

Самый разнообразный тип огранки – фасетная или фацетная (от фр. facette – «грань»). Как следует из названия, при такой обработке на поверхности камня создаётся множество граней. Фасетную огранку используют при работе с прозрачными камнями: она выявляет их блеск, усиливает цвет и подчёркивает световые эффекты.

Чтобы понимать особенности разных вариантов фасетной огранки, нужно представлять анатомию огранённого камня.

Схема 1: строение огранённого камня

Верхнюю и нижнюю части камня разделяет тонкий поясок – рундист. Обычно на нём фиксируется оправа. Верхняя часть, расположенная над рундистом, называется корона. На ней находится площадка – плоская верхняя грань, самая большая грань камня. Нижняя часть, расположенная под рундистом, называется павильон. А точка схождения граней павильона в самом низу – калетта, она может быть в форме шипа, малой горизонтальной грани или линии.

Фасетная огранка делится на два вида: классическую или круглую бриллиантовую , и фантазийную .

Фасетная: круглая бриллиантовая

Круглая бриллиантовая огранка – самая распространённая форма обработки алмазов и других прозрачных камней с сильной дисперсией света.

Пионерами круглой формы считаются американцы Генри Морзе и Чарльз Филд, которые в 1870-е годы создали паровую машину для обработки алмазов.

Круглая огранка лучше всего демонстрирует блеск и игру света в камне и сводит к минимуму риск внешних повреждений. Бриллиант сверкает ярче всего, если соблюдены точные пропорции граней павильона – именно они обеспечивают полное внутреннее отражение света. Основной минус круглой огранки заключается в значительной потере веса самородка: после обработки может уйти до 60% изначальной массы.

Классическая или полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. На короне располагаются 33 грани, на павильоне – 24 грани. В первую очередь, эта огранка используется для крупных алмазов массой от 1 карата. Главную роль здесь играют пропорции, симметрия и качество обработки поверхности. Эталоном классической огранки считается «идеальный бриллиант», параметры которого в 1919 году рассчитал математик Марсель Толковский.

Упрощённая бриллиантовая огранка состоит из 33 или 17 граней. Она используется при обработке маленьких и средних камней: 33 грани – для камней весом до 0,99 карата, 17 граней – для «бриллиантовой крошки» весом до 0,29 карата. Таким образом обрабатывают алмазы, родолиты, аметисты, сапфиры, рубины, хризолиты, топазы и многие другие камни.

Фото 1: классическая или полная бриллиантовая огранка, автор этой и других фотографий — Дмитрий Столяревич

Виды круглых огранок, у которых больше 57 граней, называют модификациями бриллианта. Это, например, бельгийская Хайлайт (73 грани), разработанные в Нью-Йорке Кинг (86 граней) и Магна (102 грани) или Королевская огранка (154 грани).

Фасетная: фантазийная. Ступенчатые разновидности

При такой огранке грани располагаются параллельно и друг над другом, как ступеньки. Широкая верхняя площадка выполнена в виде многоугольника, а боковые грани – в форме трапеций или равнобедренных треугольников.

Ступенчатая огранка не вызывает бриллиантовый блеск, а подчёркивает окраску камня. Поэтому она применяется для прозрачных камней «средних цветовых тонов»: высокая огранка усиливает цвет, низкая – ослабляет.

Таблица или столовая огранка – одна из самых простых ступенчатых огранок. Обычно это плоский камень с большой площадкой: корона состоит из пяти граней, павильон – из четырёх. Вариацией можно считать огранку Зеркало с очень большой площадкой и неглубоким павильоном. Таблица применяется в основном для полудрагоценных и поделочных камней, которые часто используют в перстнях-печатках.

Багет – удлинённая версия Таблицы, огранка в форме прямоугольника. Такие формы, как Трапеция и Квадрат (Каре) , часто относят к разновидностям Багета.

Современная версия этой огранки появилась в начале 20 века. Её название происходит от фр. bague – до 17 века это слово обозначало драгоценные камни в целом. У Багета 14 граней, также встречаются 24-гранные версии. Технически она довольно проста, но в силу открытости граней требует высокой чистоты камня. В основном так гранят небольшие боковые камни в украшениях: алмазы, рубины, изумруды, топазы.

Другие четырёхугольники – Ромб, Воздушный змей, Эполет, Бочка, – считаются разновидностями Багета. Они отличаются наклоном углов и изогнутостью сторон. Как самостоятельные формы также выделяют Пятигранник и Шестигранник.

Изумруд (Изумрудная) или Октагон – ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Состоит она из 58 или 65 граней и внешне напоминает Багет, но углы здесь не острые, а скошенные.

Современные стандарты Изумруда были приняты в 1940-е – изначально эта огранка предназначалась именно для изумрудов, но со временем так стали гранить и сапфиры, и турмалины, и бериллы, и другие камни. Здесь тоже требуется высокая чистота и прозрачность камня, иначе недостатки будут заметны невооружённым глазом. Зато свет, который падает на поверхность, отражается широкими и яркими вспышками. По стоимости и по сложности это одна из самых доступных огранок.

Ашер – восьмиугольная огранка, которая выполнена в форме квадрата и по характеристикам похожа на Изумруд. Разработал её в 1902 году знаменитый голландский ювелир Джозеф Ашер, но популярность она обрела только в 1920-е годы. Оригинальная версия насчитывает 58 граней, а её модификация, Королевский Ашер, – 74 грани.

Фото 2: огранка изумруд

Фото 3: огранка ашер

Фасетная: фантазийная. Клиньевые разновидности

Клиньевые формы огранки часто считают вариациями круглой бриллиантовой. В данном случае на поверхность наносится множество граней в виде клиньев, которые хорошо раскрывают цвет камня и оживляют игру света в нём.

Овал – эта огранка выгодно отличается от круглой сохранением веса камня. Создал её в 1960-е годы ювелир Лазарь Каплан. У камней, огранённых овалом, обычно 57 граней, хотя их число может меняться. Удлинённая форма позволяет создать иллюзию большего размера камня, особенно выгодно она смотрится в кольцах. Используется овальная огранка в основном для крупных прозрачных камней – аквамаринов, аметистов, сапфиров, топазов.

Маркиз (Маркиза) представляет собой овал с заострёнными концами, похожий на лодочку. Эту огранку создали во Франции, в середине 18 века, и по легенде она посвящалась улыбке маркизы де Помпадур. Маркиз также насчитывает 57 граней и отличается небольшой потерей веса самородка: если изначально камень продолговатый, удаётся сохранить до 80%. Так гранят алмазы, аметисты, изумруды, рубины. Вариацией Маркиза считается огранка Челночок – у неё уже верхняя площадка и немного меньше граней.

Фото 3: огранка овал

Фото 5: огранка маркиз

Груша – эта огранка визуально напоминает каплю: один конец у неё закруглённый, другой – заострённый. Иногда её считают гибридом круглой бриллиантовой огранки и Маркиза. Гладкая площадка тоже выполнена в форме капли, граней-клиньев обычно 57. Такой камень должен иметь чёткую симметрию в точке сужения, поскольку именно там концентрируется игра света.

В форме Груши гранят аквамарины, аметисты, топазы. Огранка Панделок представляет собой вариант Груши, только павильон у неё более глубокий и округлый.

Бриолет, Капля, Маслина (Оливка) – разновидности вытянутой каплевидной формы. В отличие от Груши, у них нет ни площадки, ни рундиста. Поверхности Бриолета и Маслины полностью покрыты клиньями, только форма Маслины напоминает эллипс со срезанными концами. У Капли узкую верхнюю часть образуют длинные грани, вытянутые вниз, а округлую нижнюю часть – небольшие клинья. Камни, огранённые таким образом, преимущественно используют в качестве подвесок.

У вытянутых огранок Овал, Маркиз, Груша при нарушении пропорций и симметрии может проявляться оптический эффект «галстука-бабочки»: тёмное пятно в центре площадки.

Фото 5: огранка груша

Принцесса – прямоугольная клиньевая огранка, вторая по популярности для алмазов. Создал её в 1980-е годы ювелир Бецалель Амбар – первоначальную версию с 49 гранями он брендировал под названием Квадриллион . Принцесса имеет квадратные очертания и острые углы, а глубокий павильон, где сосредоточена игра света, оканчивается шипом. 58 граней создают блеск, который не уступает круглым бриллиантам, но при этом после огранки сохраняется около 80% камня.

Фландерс – модификация Принцессы, у которой 61 грань. Её тоже изобрели в 1980-е годы, назвав в честь бельгийского региона Фландрия. Отличается срезанными углами и очень сложной симметрией, поэтому процесс огранки занимает в три раза больше времени, чем создание круглого бриллианта.

Фото 6: огранка принцесса

Антик (Античная) или Кушон (Подушка) – эта огранка существует более ста лет и в своё время была почти так же популярна, как сегодня круглая бриллиантовая. По форме Кушон (англ. cushion – «подушка») действительно напоминает подушку. У камня закруглённые углы, 72 грани, он может быть квадратным или немного вытянутым. Так гранят алмазы, аметисты, сапфиры, изумруды, рубины, кварц и его разновидности. Кстати, другое своё название – Антик – огранка получила в знак признания исторических корней: её предшественницей считают Старую шахтную огранку 18 века.

Триллиант (Триллиан, Триллион) – клиньевая огранка треугольной формы, которую создали братья Ашер в начале 20 века. Углы камня могут быть острыми, скошенными или скруглёнными, у некоторых вариантов есть ярко выраженная треугольная площадка, у некоторых – нет. У классического Триллианта 43 грани, но современные варианты могут иметь 50 граней и больше. Эта огранка хорошо подходит светлым камням: алмазу, аквамарину, бериллу, белому сапфиру. Некоторые ювелиры с её помощью осветляют тёмные камни – танзанит, аметист, родолит. Разновидностями Триллианта можно считать огранки Щит и Троидиа, у которых стороны слегка выгибаются наружу.

Сердце – одна из самых сложных и дорогостоящих форм клиньевой огранки. Часто её применяют в эксклюзивных украшениях. По принципу она напоминает Грушу, но расщепляется с закруглённой стороны, принимая форму сердца. Камень обычно имеет равную длину и ширину, состоит из 59 граней – их число может меняться в зависимости от исходного размера камня. Так гранят рубины, аметисты, топазы, гранаты, иногда – цветные алмазы.

Шар или Сфера – довольно редкая разновидность клиньевой огранки, которая насчитывает от 120 граней и больше. Несмотря на то, что обработанный таким образом камень не будет сверкать очень ярко, сама огранка крайне трудоёмкая и требует высокого мастерства.

Фото 7: огранка сердце

Также стоит отметить коллекцию многоугольных «цветочных» огранок (Огненная роза, Подсолнух, Георгина, Календула, Цинния), которые создал знаменитый ювелир Габи Толковский, племянник создателя «идеального бриллианта». Они разработаны специально для сырых алмазов весом более 0,25 карата и основаны на необычных параметрах углов. Российские специалисты разработали десятиугольную огранку Хэппи, которая насчитывает 81 грань. Визуально она очень похожа на круглую бриллиантовую, но, как и многие другие фантазийные варианты, отличается меньшей потерей веса камня.

Смешанные виды огранки

Смешанная огранка сочетает в разных комбинациях гладкую и фасетную, клиньевую и ступенчатую. Например, с одной стороны камень имеет грани, а с другой остаётся гладким – плоским или закруглённым. Иногда огранка смешивается на одной и той же половине камня. При обработке учитывают оптические свойства камней разного цвета: от этого зависят такие параметры огранки, как, например, высота павильона.

К смешанному типу можно отнести и устаревшую огранку Роза : у неё плоское основание, нет ни рундиста, ни павильона. По сути это кабошон, выпуклая часть которого огранена клиньями. Первая Роза появилась в 16 веке, изначально у неё было не больше шести граней. За столетие их число увеличилось, изменилось размещение на короне, а также высота самой короны. Грани не всегда были симметричными, чаще встречались довольно неправильные очертания. Самые известные разновидности Розы:

  • Голландская
  • Полуголландская
  • Двойная голландская
  • Крестовая
  • Антверпенская

Французская огранка тоже считается смешанной. Появилась она в начале 1400-х годов, но в моду вошла лишь через два столетия. Площадка и рундист у неё квадратные, корона огранена треугольными клиньями, которые образуют диагональный крест, а павильон может быть ступенчатым. Её контуры в сочетании с 21 гранью обеспечивают высокую светоотдачу.

Барион – огранка, которую в 1971 году представил ювелир Базиль Уотермейер и назвал в честь себя и своей жены Марион. Один из вариантов имеет квадратную форму со слегка изогнутыми сторонами, 62 грани и сочетает ступенчатую корону с бриллиантовым павильоном. У огранки Барион две особенности: грани на рундисте выполнены в форме полумесяца, а четыре грани павильона, если смотреть на них сверху, через площадку, образуют крест.

Радиант также представляет собой комбинацию ступенчатой и бриллиантовой огранки. Разработал её в 1977 году Генри Гроссбард. Камень имеет прямоугольную или квадратную форму, восьмиугольный контур, срезанные углы и 70 граней. Название говорит само за себя – radiant в переводе означает «сияющий, лучистый». Совмещая лучшие черты двух видов огранки, она усиливает окраску цветных камней и сияние бесцветных.

В этом тексте мы постарались обобщить и выстроить в единую логику самые распространенные классификации камней. На выходе получился полный гид по огранкам. За аналитическую работу и создание структуры гида благодарим автора текста Ольгу Мартынову.

Чтобы придать драгоценному камню правильную форму и раскрыть его истинный цвет, блеск и игру, ювелиры прибегают к помощи такого технически сложного процесса, как огранка. Руководствуясь знаниями о виде, размере, твердости и чистоте минерала, мастера наносят на его поверхность геометрически правильные грани и создают тем самым из грубых и неотшлифованных камней великолепные образцы, которые займут центральное место в ювелирном украшении.

Серебряные круглые серьги «Митра Ювелир» E-1038-IML с фианитом/ Серебряное кольцо «Митра Ювелир» R-1038-IML с фианитом/ Серебряный кулон «Митра Ювелир» P-1038-IML с фианитом

Круглая огранка

«Круглая» огранка – одна из самых популярных, ее стали использовать одной из первых. Существует несколько разновидностей этого вида, самая популярная – «бриллиантовая», количество граней в которой доходит до 57. «Круглая» огранка хорошо пропускает свет и красиво его преломляет, максимально передавая всю красоту и уникальность камня.

Золотой кулон SOKOLOV 731526 с фианитом

Овал

«Овал», появившийся в конце 1950-х – начале 1960-х годов, представляет собой разновидность «круглой» огранки, он имеет вытянутую форму и клиновидные грани, которые преломляют свет и отражают все сияние и блеск минерала. Удлиненный силуэт является дополнительным преимуществом – «овал» создает иллюзию более крупного драгоценного камня. К тому же, например, кольцо с камнем такой формы позволяет визуально сделать пальцы более длинными и изящными.

Серебряные серьги Liza Geld 2453H/0-040051VL с фианитом

Багет

Эта разновидность огранки имеет прямоугольный контур, она появилась в 1920-1930-х годах, в период распространения стилей ар-деко и модерн. «Багет» сразу стал очень популярным благодаря простым линиям и стильной геометричной форме, которая сильно отличалась от традиционных. При изготовлении «багетов» требуется меньшее количество срезов, чем в других огранках, однако этот тип подойдет лишь для камней исключительной чистоты, иначе будут видны даже мельчайшие изъяны.

Золотые классические серьги SOKOLOV 6024039 с бриллиантом, топазом

Изумруд

Изумрудная огранка имеет форму прямоугольника со срезанными углами. При такой обработке драгоценных камней акцент делается не столько на блеске, сколько на прозрачности и оттенке минерала, которые в этом случае проявляются особенно ярко. Изначально этот вид был разработан специально для обработки изумрудов, но позже стал использоваться и для работы с другими драгоценными камнями, имеющих крупную форму и высокую чистоту.

Серебряные длинные серьги «Национальное Достояние» SEZ5719-B-nd с кварцем, цирконом

Кабошон

«Кабошон» представляет собой технику огранки, а также и сам камень с плоским основанием и полуокружностью правильной формы без каких-либо граней. Название впервые появилось во Франции и происходит слова «caboche», что переводится как «голова». Традиционный «кабошон» имеет овальную форму, но может быть круглым или грушевидным. И хотя большинство ювелиров предпочитают многогранные способы обработки минералов, некоторые драгоценные камни смотрятся выигрышно именно в таком виде. Сегодня этот вид чаще всего используется для полупрозрачных и непрозрачных минералов, имеющих изъяны или невысокие показатели преломления света.

Серебряные серьги «Митра Ювелир» E-1121-SA с сапфиром, фианитом / Серебряное кольцо «Митра Ювелир» R-1121-SA с сапфиром, фианитом

Груша

Этот вид огранки произошел от классической круглой. Он имеет каплевидную форму, плоскую поверхность и клиновидные фасеты по краям, которые красиво отражают свет и дают великолепное сияние. При грушевидной обработке драгоценных камней важно стремиться к идеальной симметрии: заостренная вершина должна совпадать с центром закругленной стороны – только при этом условии концентрация блеска будет максимальной. Такая форма огранки особенно выигрышно смотрится в таком украшении, как кулон или длинные классические серьги.

Золотое кольцо SOKOLOV 713585 с раухтопазом, фианитом

Квадрат

Ее название произошло от латинского слова «exquadra», что так и переводится – «квадратная форма». Драгоценные камни в виде квадрата выглядят необычно за счет сторон одинаковой длины и «ступенчатой» огранки, при которой все фасеты – грани – наносятся поэтапно и строго параллельно краям, образуя подобие пирамиды со срезанной вершиной. «Квадрат», как и другие геометричные и угловатые фигуры, чаще всего используется для изготовления вставок в кольца, браслеты, а также серьги.

Золотые классические серьги «Национальное Достояние» 40966A-nd с фианитом

Принцесса

Огранка «Принцесса» занимает второе по популярности место среди остальных видов после круга. В отличие от «квадрата», она имеет большее количество граней, которые отражают свет от поверхности минерала. Преимущества этого вида огранки особенно хорошо видны на прозрачных драгоценных камнях. К тому же, «принцесса» позволяет максимально сохранить первоначальный вес минерала.

Золотые классические серьги «Ювелирные Традиции» S122-4394AM с аметистом, фианитом / Золотое кольцо «Ювелирные Традиции» ЛК122-4394АМ с аметистом, фианитом

Маркиз

По легенде столь необычный тип огранки появился во Франции во времена правления Людовика XV. Желая сделать своей возлюбленной подарок, король выбрал поистине роскошный и необычный способ. Удлиненный силуэт камня, по задумке, должен был напоминать великолепную улыбку его фаворитки, маркизы де Помпадур. Для этого типа главное – стремление к совершенной симметрии. Две конечные точки должны совпадать друг с другом, деля камень на две идеальные половины. Камни с огранкой «маркиз» чаще устанавливаются вертикально и, как правило, встречаются в кольцах, серьгах и ожерельях.

Золотые классические серьги «Ювелирные Традиции» S120-1363TL с топазом / Золотое кольцо «Ювелирные Традиции» K120-1363TL с топазом

Триллион

Огранка с оригинальным названием «триллион» является самым молодым способом обработки минералов, возникшим в 1980-е годы в Амстердаме, и имеет интересную форму треугольника с ровными или закругленными краями. При такой обработке тоже очень важна симметрия и пропорции – для правильного рассеивания света. Только так удается наилучшим образом подчеркнуть блеск и цвет драгоценных камней в ювелирных изделиях .

Серебряные классические серьги «Национальное Достояние» MT1247-E1335A51BRR_001WG-nd с цирконом / Серебряное кольцо «Национальное Достояние» MT1247-R1335A0BRR_001_WG-nd с цирконом

Сердце

Сердцевидная огранка напоминает «грушу», но в отличие от нее имеет вырез в верхней части. Романтичная форма и изумительное сияние достигаются не только за счет искусной симметричной обработки, но и во многом благодаря интуиции ювелирного мастера при выборе камня. Две половинки сердца должны быть закругленными и совершенно одинаковыми, а вырез – четким и пропорциональным относительно всего камня. Сердце считается очень популярным выбором для сережек, подвесок и колец.

Относится к полудрагоценным камням. Хотя есть среди топазов камни с именами, знаменитые экземпляры по праву считающиеся драгоценными камнями. Согласно легенде, этот драгоценный камень был обнаружен на острове Топазон, находящемся в Красном море неподалеку от Эфиопии. А первооткрывателями самоцветов были моряки, потерпевшие кораблекрушение около туманного острова. Именно этот участок земли, где впервые был найден минерал, и дал название камню.

Сегодня слезы ангела , так еще называют топаз, привлекают внимание ювелиров и дизайнеров одежды. Украшения с топазом радуют нас своей неповторимостью. Самые именитые модельеры используют сверкающие россыпи в своих коллекциях, ими украшают предметы гардероба и даже обувь. Такие стильные новинки – мечта любой модницы.

Топаз: физические свойства

Согласно показаниям шкалы Мооса, твердость топаза равняется 8. Этот минерал с большим удельным весом, а плотность его составляет 3,5. Высокие значения плотности и твердости означают, что его можно поцарапать, разве только алмазом, а на хрустале или кварце он сам может оставить след. Топаз имеет блеск и слегка похож на горный хрусталь. Сами по себе кристаллы топаза правильной геометрической формы и огранку обычно исполняют в виде ромбической призмы, пирамиды. Сам минерал может быть либо мелкозернистым, либо залегать в виде крупных частиц, вес которых достигает десятки килограмм.

Еще одно физическое свойство топаза – способность к электризации, происходит это в результате трения, сжатия и нагревания. Сила явления напрямую зависит от условий произрастания, некоторые топазы достаточно просто сжать пальцами или слегка потереть чем-либо о грань, и в веществе возникнет разность напряжений. Некоторые природные топазы содержат газовые включения, которые в виде пузырьков или трещинок располагаются внутри.

Какого цвета может быть топаз?

Натуральный фторсиликат алюминия бесцветен , но если в его кристаллическую структуру вклиниваются посторонние элементы, например, железо, титан, хром или ванадий, он приобретает легкий оттенок. Такие примеси становятся причиной появления розовой, голубой, желтой или полихромной окраски. Но в природе также встречается разновидность очень темного винно-красного камня, напоминающего рубин. Самыми редкими считаются фиолетовые камни. Цвет топаза чистый и глубокий, этим он отличается от других полудрагоценных камней.

Несмотря на то, что именно цветные топазы ценятся более всего, у них есть одна особенность, являющаяся основополагающим фактором условий их хранения. Под воздействием интенсивного ультрафиолетового излучения топазы «стареют», этот термин подразумевает полное обесцвечивание. Таким образом, ювелирные изделия с топазом лучше не оставлять на пересечении прямых солнечных лучей. К счастью, после пребывания в абсолютной темноте окраска топаза может восстанавливаться.

Не только топаз обладает желтой модификацией, но и другие минералы, например, цитрин , который часто маскируется под своего полудрагоценного и достаточно твердого аналога. А это не что иное, как обычный кварц. Только опытные ювелиры могут находить отличия. Естественно, химическую природу кристаллов точно определяют физико-химическим путем. К тому же, топазы, в отличие от цитринов, славятся медовой насыщенной окраской. Главное отличие этого минерала – уникальные оптические характеристики.

Самые известные месторождения топаза

Месторождения топазов встречаются по всему миру, в зависимости от места расположения и условий произрастания изменяется их химический состав, а значит и цвет. Камни, найденные на поверхности, подвержены интенсивному влиянию солнечных лучей, поэтому они всегда бесцветны. Чем глубже залегает месторождение, тем интенсивнее окраска камней.

Большие драгоценные залежи на сегодняшний день найдены на острове Шри-Ланка, в Индии, Бирме, Японии, Монголии, Великобритании, США, Мексике, в некоторых странах Европы. Но самые качественные и дорогие разновидности добывают в Бразилии. Раскопки находятся в Оуро-Прету и Диамантине. Всемирно известный источник – шахта Минас-Жерайс, именно здесь добывают кристаллы гигантских размеров. В России месторождения сосредоточены в разных местах: на Урале, в Якутии, Забайкалье и в Сибири. Наибольшую ценность представляет продукция винно-желтого, розового, темно-красного и фиолетового цветов, которую находят по берегам рек Каменки и Санарки.

Сколько стоит топаз?

Как и все драгоценные камни, топазы измеряют каратами. Их цена варьируется в широких пределах и начинается с 5 долларов за карат. Лидируют по стоимости красные топазы, похожие на рубины, цена за карат подобной роскоши равна 700 долларов. Розовато-желтые сверкающие камни, найденные в Бразилии, также ценятся дороже остальных, цена за один карат варьируется в пределах 100-300 долларов. Самые доступные – бледно-голубые и бесцветные камешки, хоть они не менее качественные и красивые.

Поскольку структура топаза допускает большой диапазон изоморфных замещений, то при определенных условиях можно вводить в кристаллическую решетку различные добавки. В частности, в бесцветный от природы кристалл вводят небольшие количества титана и гидроксильных групп, при этом он становится розовым. Но отличить искусственно подкрашенный камень от получившего окраску естественным путем невозможно.

Существует также способ облучения, который насыщает нежно-голубые кристаллы дополнительными дефектами и придает им более насыщенный синий цвет. Эти камни очень красивы и считаются воплощением небесной голубизны или сочности аквамарина . Подобная продукция маркирована особыми наименованиями: голубые известны, как «Sky Blue» , темно-голубые – «Swiss Blue» , а темно-синие – «London Blue» .

Виды огранки топаза

Топаз иногда используют в первозданном необработанном виде, что свойственно далеко не всем полудрагоценным камням. Природа закладывает свою удивительную огранку, которая выглядит богато и красиво. Но камни также и обрабатывают, им придают бриллиантовую, изумрудную или фантазийную огранку.

Чаще всего используемая технология зависит от цвета материала: голубым и желтым разновидностям предпочтительно придают форму овала, груши, триллиона, розовым и коричневым топазам – ступенчатую овальную или клиньевую.

После обработки грани становятся настолько идеальными и скользкими, что камни могут очень легко выскользнуть из рук. Полировка позволяет раскрыть всю эстетическую ценность природного минерала.

Самые дорогие топазы мира

Самым большим официально зарегистрированным топазом в мире считается камень размером в 31 тысячу карт. Называется он , был найден в Бразилии и хранится там, по сей день.

В топ десятку самых крупных и дорогих драгоценных камней, известных во всем мире, входит Американский Золотой Топаз. Это экземпляр ограненного желтого топаза, размер которого достигает 22892 карат, а масса более 4,5 кг. Большой кусок породы также был добыт в Бразилии. Сегодня данный экземпляр является музейным экспонатом и выставлен на обозрение в Национальном заведении естественной истории в Вашингтоне. Однако эксперты держат в тайне точную цену этого уникального камня.

Топаз Азул – это Голубой топаз , именно так переводится словосочетание с португальского языка. Он имеет очень насыщенный цвет аквамарина, такой оттенок очень редкий для стандартных бледно-голубых топазов, а потому этот экземпляр известен во всем мире. Данную драгоценность миру тоже подарила Бразилия. Неизвестно, сколько весил великан до процесса огранки, но сегодняшний его размер составляет 8225 карат. Специалисты не исключают тот факт, что такой насыщенный синий цвет удалось получить после термической обработки. Но это не умоляет оценочную стоимость уникального камня невиданной красоты. Данный шедевр пополнил двадцатку моделей Королевской Коллекции Европы и неоспоримо является внушительной ценностью.

Известен исторический факт того, что в 1965 году на одном из небольших Волынских месторождений в Украине был обнаружен винно-желтый кристалл , масса которого равнялась 117 кг. Однако, на сегодняшний день, его судьба остается неизвестной.

Сверкающие топазы настолько роскошны, чисты, что в истории известны случаи имитации с их помощью более дорогих камней. Знаменитую португальскую корону украшал огромный алмаз «Браганца », весивший 1680 карат. И только через несколько столетий специалисты обнаружили, что этот камень не что иное, как большой топаз.

Известен также топаз «Сказка» , который считается королем в царстве уникальных минералов не за счет самого большого размера, хотя его вес и достигает 2,2 кг, а за счет уникальных включений флюорита в центральной части, которые напоминают форму соцветий одуванчика. Сегодня драгоценный самоцвет хранится в Москве и оценен в 200 тысяч рублей.

Топаз - магический камень

У этих величественных камней очень сильная энергетика, поэтому подходят изделия из топаза сильным духом личностям. Можно смело использовать такое изделие в качестве талисмана. Считается, что его положительное действие способно исцелять человека от различных болезней, внушать оптимизм и дарить хорошее настроение.

В древности топаз считали камнем благоразумия и безмятежности. Даже философы современности говорят об этом талисмане, как о камне мудрости и либерализма. Он делает человека рассудительным, отгоняет злые мысли и способствует развитию интуиции. Несомненно, топаз – один из немногих явлений природы, которые позволяют человеку исцелиться и душой, и телом.

Топаз и знаки зодиака

Не существует знаков зодиака, с представителями которых конфликтовал бы данный минерал. Однако, он создает дружественную идиллию со Скорпионами, Овнами, Раками, Козерогами. Он помогает скромным по натуре людям раскрепоститься, а вспыльчивым натурам – утихомирить свой гнев. Данный камень, словно щит, укрепляет уязвимое биополе человека.

Лечебные свойства топаза

Сторонники нетрадиционных методов лечения считают, что энергетика камня полезно влияет на сердечно-сосудистую и костную системы человека, состояние крови и гормональный фон в целом. Медики вынуждены лишь согласиться с этим необъяснимым явлением, которое действительно наблюдается на практике. Известны случаи, когда топаз помогал излечивать паралич, анемию, артриты суставов и болезни позвоночника, экзему, эпилепсию и различные отклонения женской половой системы. Процесс лечения прост, он не требует каких-либо особых физиологических процедур с использованием кристаллов. Достаточно просто иметь при себе изделия с топазом. Непосредственная близость камня укрепляет иммунную систему человека, а женщинам позволяет бороться с бесплодием. Однако положительный эффект будет заметен не сразу, а только через продолжительное время.

Применение топаза

Естественно, топаз, как драгоценный камень , находит широкое применение в ювелирном деле. Это красивое украшение считается универсальным и не требует соблюдения вечернего образа, как аристократичный бриллиант. Он подойдет к любому наряду.