Введение в трансовое состояние через испуг. Как ввести человека в состояние гипнотического транса? Открытые и положительные

Гипноз и самогипноз – популярные техники для коррекции мышления и поведения человека. Чтобы приживить необходимые установки, гипнотизируемому необходимо войти в транс как в особенное состояние, когда личность отключена от внешних раздражителей, сконцентрирована и собрана.

Самогипноз - популярная техника для коррекции мышления и поведения человека

Определение понятия

Войти в сильный транс может каждый человек: такое состояние необходимо для прямой связи с подсознанием личности. В обычной жизни сознание контролирует поступающую информацию. Когда личность входит в полусон – защитные механизмы отключаются. Человек не может поддавать полученную информацию сомнениям или анализировать целесообразность новых установок.

В пограничное состояние вводится человек с зависимостью: в лечебных целях используется многоэтапная гипнотерапия. Вхождение в полусон позволяет избавиться от вредной привычки, от первопричины нарушения восприятия.

Для вхождения в состояние, граничащее со сном и бодрствованием, новичку нужно освоить одну из техник самогипноза: для врача процесс вхождения в полусон занимает не больше 5 минут, а вот новичок с первого раза не достигнет нужного состояния. Только практика и терпение позволят освоить технологию вхождения в гипнотическое состояние.

Новичок сразу не сможет освоить технологию вхождения в гипнотическое состояние. Для этого нужны время и практика

Возможности технологии

Входить в полусон можно самостоятельно или под присмотром врача: обе техники эффективные, но отличаются длительностью сеанса и максимальным эффектом, который достигается за один прием. Как войти в транс самостоятельно:

  • обозначить причину, почему навык вхождения в пограничное состояние (между сном и бодростью) необходим;
  • подготовиться морально;
  • использовать методики расслабления и успокоения;
  • научиться контролировать собственные мысли и изучить их влияние на жизнь и привычки;
  • использовать самые простые техники самогипноза.

Самогипноз позволяет человеку избавиться от всего, что его огорчает или мешает жить: от комплексов, вредных привычек, неправильных убеждений. В полусонном состоянии личность беззащитна, она не может воспринимать установки через призму ложных убеждений или комплексов.

Эффективны внушения в полусне для людей с расстройствами психики. Им входить в сильный транс сложнее, но и эффект от гипнотерапии лучше. Глубокий транс раскрывает истинные проблемы личности. С помощью гипноза проводится диагностика фобий и подавленных страхов. Глубокий транс длится от нескольких минут до нескольких часов, в зависимости от того, для чего и когда он используется.

Глубокий гипноз позволяет диагностировать скрытые страхи и фобии

Этапы процесса

Вхождение в транс – это поэтапный процесс. Если речь идет о быстром гипнозе, когда в трансе человек пребывает недолго, то за это время в его подсознание попадает определенная фраза или образ. Это подготовленные манипуляции, которые самостоятельно не используются. Техника вхождения в транс в условиях домашней практики отнимает больше времени. Она состоит:

  • из подготовки мышления (необходимо настроиться на результат, принять эффективность техники);
  • из подготовки приемов – выбор техники, повторение всех ее этапов;
  • в повторении в таком состоянии нужных установок;
  • из умения выходить из транса.

Как войти в состояние транса и как из него выйти – два основных направления в изучении гипноза. Сам по себе транс – пограничное состояние, которое не вредит человеку, но внушенные установки могут изменить поведение личности в худшую сторону. Погружение в транс требует подготовки тела и разума: дополнительно проводятся упражнения для восстановления дыхания и расслабления.

Как входить в транс самостоятельно: с помощью успокаивающей музыки (определенные ритмы и громкость), через монотонные движения, тактильные ощущения. Самовнушение является важнейшей частью такого состояния: погружение в полусон сочетается с внушением нужных установок.

Успокаивающая музыка

Чтобы погрузить человека в сильный транс, необходимо создать правильные условия. Необходимо найти спокойное укромное место, где гипнотизируемому не помешают. При самовнушении спокойная атмосфера является решающим фактором для быстрого внушения. Попасть в нужное пограничное состояние поможет медитативно-трансовая музыка.

Входить в сильный транс необходимо с правильным фоном: шумы, отвлекающие звуки полностью исключаются. Приглушенный свет и расслабляющая музыка позволяют впасть в полусон: в нем человек сможет управлять собственным телом и разумом, но не сможет отвлекаться на окружающую среду.

Для вхождения в полутранс используется шаманская атрибутика. Бубен и африканский тамтам помогут создать спокойное, беспрерывное звучание. Можно использовать запись, на которой присутствует музыка шаманских инструментов: тогда получится войти в полусон без помощи посторонних людей. Сочетается музыка для транса с танцами или движениями, помогающими расслабиться.

Шаманская атрибутика (например, бубен) создает спокойное, беспрерывное звучание, и помогает расслабиться

Альфа-состояние

Методы домашнего самовнушения включают физические нагрузки. Перед сеансом необходимо принять позу, позволяющую быстрее войти в сильный транс:

  • исходное положение лежа;
  • тело расслабленное;
  • ноги подняты выше всего тела – под углом 40–50°.

Такие методы полутранса сочетают в себе основы йоги: как только человек расположится удобно, ему следует сконцентрировать всю энергию в области чакры в центре лба. Мыслительная концентрация энергии требует много сил и практики. Чем дольше гипнотизируемый сохраняет исходное положение и концентрируется на чакре, тем глубже он погружается в пограничное состояние.

Когда человек полностью расслабится, он про себя считает от 1 до 20 и в обратном порядке. Для него важна последовательность цифр: если он сбился, вся процедура начинается сначала. Как только мозг настроится на альфа-волну, можно проводить внушения. Чтобы выйти из полусна, дается команда глазам открыться. Такая команда является сигналом, который возвращает человеку осознанность.

Монотонные движения

Техника стимминга используется врачами и мошенниками, которым необходимо быстро ввести жертву в полусон. Повторяющиеся движения создают нужное состояние, в котором человек податливый и сконцентрированный на голосе гипнотизера. Движения могут быть направлены на личность (тактильный контакт) или происходить на ее глазах – техника с маятником или монеткой.

Если правильно стимулировать определенный участок тела, человек отключается от внешнего мира. Сначала он расслабляется, слабеет нагрузка на все его тело, а затем происходит полное расслабление: подходит такая методика для чувствительных людей с хорошо развитой сенсорикой.

Чтобы личность ввести в полусон, используется техника укачивания. Применяется укачивание для самовнушения или внушения врачом: гипнотизируемого беспрерывно раскачивают в сидячем или лежачем положении. Погружение в полудрем происходит в течение 10–15 минут.

Отсутствие дополнительных атрибутов

Внушить себе определенные установки поможет усложненная техника, в которой не используется музыкальное сопровождение или тактильный контакт с гипнотизируемым. Практика позволит входить в состояние транса в любых неудобных условиях, в шумных местах: человек может помочь самому себе успокоиться перед важной встречей или снизить уровень стресса.

Эффективные методики самовнушения заключаются в простом подсчете и упражнении «закрытие глаз», в котором используется только сила мысли. Поочередными командами человек заставляет тело ощущать тяжесть век, а затем глаза полностью закрываются. В таком состоянии личность занимается самовнушением и избавлением от любых пагубных привычек.

Вспомогательные упражнения

Вести себя в транс и выйти из него поможет несколько простых упражнений. Чтобы расслабиться, используется методика: каждая мышца в теле резко напрягается, а затем расслабляется. Повторяется упражнение несколько раз. Начинается упражнение с рук и заканчивается нижними конечностями.

Необходимый для успокоения и расслабления дыхательный комплекс: первым делом гипнотизируемый восстанавливает спокойное дыхание, а затем делает резкий вдох и задерживает дыхание на 5–6 секунд. После задержки дыхания необходимо восстановить дыхание и повторить упражнение 2–3 раза.

Такой комплекс позволяет войти в полусон, когда отключается сознание и человек оказывается в бессознательном состоянии: ему комфортно и спокойно. Вспомогательные упражнения используются во время обучения самогипнозу. Со временем команда «расслабиться» будет работать безоговорочно.

Ввести в состояние транса можно разными способами. Вот только некоторые из них.


Фиксация

Метод получил название по основному способу воздействия на психику человека: гипнотизируемому предлагают зафиксировать взгляд на каком-то (обычно блестящем или светящемся) предмете, который гипнотизер держит на расстоянии 25 сантиметров от его глаз. Это может быть монетка, металлический ключ, стеклянный шарик или просто карандаш.

Человека просят сосредоточить взгляд на этом предмете, и в то время как он это делает, ему дают ряд внушений: сначала ему внушают чувство полной безопасности, вхождение в состояние общего расслабления, затем - нарастающую сонливость, которая обязана перейти с появлением в теле ощущения тяжести и тепла в гипнотический сон. Внушения даются спокойным негромким голосом без выражения, они должны быть точны и образны, и необходимо, чтобы они несколько раз повторялись. Время, которое требуется для ввода человека в гипнотический сон, может быть различным - в зависимости от степени его гипнабельности. Это время индивидуально для каждого из нас.

Во время внушения говорят обычно такой вот текст:

«Прямо перед вашими глазами я держу (название предмета, который держат). Вы внимательно смотрите на него. Вы не отводите взгляд. Вы стараетесь не моргать. Вы слышите мой голос ясно и отчетливо. Если предмет ускользает из поля вашего зрения, вы снова направляете на него свой взгляд. Вы удерживаете на нем взгляд. Расслабьтесь и слушайте только мой голос. Я хочу, чтобы вы как следует расслабились. Вы чувствуете, как расслабляется все ваше тело. Вы расслабляетесь все больше и больше. Вы смотрите на предмет и слушаете только мой голос. Вы чувствуете, как расслабляется каждый ваш мускул. Мышцы ваших ступней расслаблены, мышцы ваших ног расслаблены, мышцы ваших рук расслаблены, мышцы ваших кистей расслаблены. Все ваше тело расслаблено.

Вам хорошо и уютно. Вам хочется спать. Вас все сильнее клонит в сон. Внимательно слушайте мой голос, только мой голос. На вас наваливается тяжесть, ваше тело становится очень тяжелым. Ваши ступни становятся тяжелыми. Ваши ноги становятся тяжелыми, ваши руки становятся тяжелыми, ваши кисти становятся тяжелыми… Приятное тепло разливается по всему вашему телу. Вы думаете о сне. Приятное тепло укутывает вас, как при засыпании. Ваши веки становятся тяжелыми. Вас клонит в сон. Ваши веки все тяжелее, тяжелее, тяжелее. Думайте о сне, только а сне, о сне, а спокойном, сне.

Вы не можете удержать глаза открытыми. Ваши веки становятся все тяжелее, тяжелее и тяжелее. Вы хотите спать. Вы все больше хотите спать. Ваш взгляд становится туманным, в ваших глазах появляется жжение, выплачете (эти слова можно говорить только в том случае, если вы заметили изменения на физическом уровне - то есть глаза действительно увлажнились). Вы дышите глубоко и медленно, глубоко и медленна. С каждым вдохом ваш сон становится глубже и глубже. Ваши глаза закрываются. Ваши глаза уже совсем закрыты. Вы засыпаете. Вы спите, спите, спите».

Эта формула введения в гипноз работает с большим или меньшим успехом в зависимости от степени внушаемости человека. Если он закрыл глаза, можно положить на его сомкнутые веки пальцы: так проверяют, действительно ли он спит. Если же гипнотизируемый не засыпает, переходят к технике счета: то есть повторяют отдельные фазы внушения снова, мысленно считая во время каждой фазы от одного до десяти.

Если и после отсчета гипнотизируемый все равно не засыпает, начинают частые движения своей рукой вверх и вниз на расстоянии нескольких сантиметров от глаз человека. Такие пассы делают примерно в течение двух минут, сопровождая их следующим внушением: «Следите глазами за моей рукой, вверх, вниз, вверх, вниз, и вы спите, спите все глубже и глубже».

Если человек все равно упорно не закрывает глаза, произносят: «Теперь можете глаза закрыть». После этого мягко опускают его веки пальцами.

Если и после этого гипнотизируемый никак не желает спать, перед самыми его глазами держат указательный и средний пальцы, одновременно говорят: «Ваши веки становятся тяжелее и тяжелее. Вы хотите спать. Смотрите внимательно на мои пальцы. Я все больше приближаю их к вашим глазам. Ваши глаза закрываются».

Когда пальцы гипнотизера окажутся совсем рядом с глазами человека, он будет вынужден глаза закрыть - сработает инстинктивная защита. И в этот момент ему кладут пальцы на веки и слегка на них нажимают. «Ваши глаза, - слышит гипнотизируемый, - останутся закрытыми до тех пор, пока я не дам вам команду проснуться».


Словесный приказ

Словесный приказ используют, если у гипнотизера после нескольких попыток ничего не получилось с методом фиксациии предмета.

Человека просят лечь на диван (лежачее положение - обязательное условие) и закрыть глаза. После этого начинают внушение спокойным, монотонным, четким голосом:

«Я хочу, чтобы вы расслабились, чтобы вы расслабили все мускулы вашего тела. Я хочу, чтобы вы почувствовали, как напряжены все ваши мышцы, дайте им отдохнуть, расслабьте их. Расслабьте мышцы лба, расслабьте мышцы лица. Расслабьте мышцы шеи, расслабьте мышцы рук, расслабьте мышцы ног, расслабьте мышцы всего тела.

Вытяните руки и ноги. Вы чувствуете во всем теле вялость, вы очень устали. Ваша голова лежит на подушке, вы чувствуете, как ваша голова давит на подушку, вы чувствуете, как ваши шея и плечи давят на подушку. Ваше тело лежит на диване, вы чувствуете, как ваше тело давит на диван. Обратите внимание на бедра. Ваши бедра касаются дивана. Диван, как лодка, несет ваши бедра. Вы расслаблены, вы совершенно расслаблены. Ваше тело погружается в мягкую глубину дивана, оно погружается все больше и больше.

Я хочу, чтобы вы представили себе такое место, где можно забыть обо всех хлопотах и спокойно отдохнуть, вы находитесь в самом уютном, безопасном, расслабляющем месте. Ваше тело лежит спокойно, вам хочется спать. Это может быть берег моря. Это может быть лужайка в горах. Вы дышите глубоко и медленно. Ваши ноги и руки вытянуты. Ваше тело расслаблено и податливо (когда гипнотизер произносит эти слова, он берет человека за руку и «роняет» ее). Вы расслаблены, вы совсем, совсем расслаблены, вы совершенно расслаблены. Вам приятно лежать на горной лужайке (или на берегу моря).

Стоит тихий день. Над вами ясное голубое небо. Над вами теплое приятное-солнце. Вы видите, как плывет по небу легкое белое облако. Вокруг тишина и покой, тишина и покой. Вашей душе здесь хорошо и спокойно. Ваши легкие вдыхают аромат хвои. Ваши глаза видят воды озера. Расслабьтесь и спите, спите, спите, спите спокойно и глубоко. Спите!»


Гипнотический взгляд

Этот метод использовался очень широко в конце XIX - начале XX века, откуда и пошло мнение о «магнетическом» взгляде гипнотизера. В то время даже предъявляли определенное требование к глазам гипнотизера: они должны были выглядеть пронзительными, блестящими, крупными. Но даже гипнотизер с очень большими и очень блестящими глазами не сможет ввести человека в транс, если тот не попадет под обаяние его личности или же не испытывает к нему беспредельное уважение или… страх.

При гипнозе с помощью магнетического взгляда гипнотизер располагается примерно на расстоянии тридцати сантиметров от внушаемого. Он может как стоять, так и сидеть. Зависит это от того, кто выше ростом - гипнотизер или его подопечный. В любом случае гипнотизер должен возвышаться над человеком, подавлять его. Поэтому чаще всего гипнотизер стоит, а внушаемый сидит. И гипнотизер неотрывно смотрит на своего подопечного, а точнее, на его переносицу чуть выше глаз. Потом берет его за плечи и начинает слегка раскачивать взад-вперед. Не отрывая ни на секунду горящего взгляда от внушаемого, он дает медленно и монотонно ряд внушений:

«Смотрите мне в глаза, прямо мне в глаза. Ваш взгляд становится тяжелым, тяжелым. Ваши руки становятся тяжелыми. Ваши ноги становятся тяжелыми. Все ваше тело становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их. Смотрите мне прямо в глаза, если еще можете это делать. Ваши веки тяжелы, как свинец. Вам хочется спать. Вы будете спать, спать, спать!»

Все это говорится ровным и спокойным, вызывающим дремоту голосом. Причем обязательно делается пауза, чтобы посмотреть, не стал ли человек «просыпаться», и если он моргает или пытается открыть глаза, голос становится настойчивым и категоричным:

«Ваши веки перестают дрожать. Ваши глаза слипаются. Вы больше не можете их открыть. Вы не сможете их открыть, пока я вам не разрешу это сделать».

Когда глаза у человека закрываются, гипнотизер кладет на них пальцы и приказывает:

«Ваши веки точно склеены. Вы не можете их открыть, пока я вам не разрешу».


Левитация руки

Нередко, когда внушаемый человек очень хочет «помогать», гипнотизеры используют метод левитации руки. Этот метод очень распространен среди американских психологов.

Человека усаживают поудобнее и дают следующее внушение:

«Я хочу, чтобы вы поудобнее сели в кресле и расслабились. Положите обе ладони на бедра. Вот так. Очень хорошо. Теперь внимательно следите за своими руками. Проверьте, хорошо ли вам видны ваши руки. Хорошо? Тогда наблюдайте за своими руками.

Вам ничего не нужно делать, только сидите в кресле и старайтесь расслабиться. Вы заметите, что во время релаксации изменяется ваше состояние. Это бывает всегда во время релаксации, но раньше вы этого не замечали. А сейчас я буду вам говорить, что с вами происходит.

Сконцентрируйтесь на всех ощущениях, которые возникают в ваших руках. Возможно, сейчас вы чувствуете тяжесть вашей руки, лежащей на бедре, или ощущаете, как она давит на бедро. Возможно, вы чувствуете ладонью фактуру ткани, из которой сделана ваша одежда, или ощущаете бедром тепло вашей руки.

Внимательно наблюдайте за своими ощущениями. Возможно, вы почувствуете, что рука начинает чесаться. Каковы бы ни были ваши ощущения, просто следите за ними. Смотрите на свою руку, не отрывайте от нее взгляда. Обратите внимание, как она спокойна, она все время остается в одном и том же положении. В ней происходят движения, но пока вы их не можете увидеть. Я хочу, чтобы вы внимательно следили за своей рукой. Ваше внимание может отвлекаться, но вы будете смотреть на руку и ждать и тогда увидите, как она начнет двигаться».

Внимание человека теперь зафиксировано, и объектом для фиксации на этот раз становится его собственная рука. Если человек сотрудничает с гипнотизером, то ему интересно, что же должно произойти с его рукой, о каком движении говорит гипнотизер. Задача гипнотизера - внушить, что его ощущения ничем не будут отличаться от ощущений любого другого человека. Гипнотизер не навязывает ему характер ощущений, каждое возникающее ощущение подопечный должен рассматривать как личное, индивидуальное переживание. Гипнотизеру нужно добиться, чтобы внушаемый воспринимал его внушения как собственные переживания, то есть человек начинает связывать свои ощущения с командами гипнотизера и будет убежден, что все последующие слова и приказы гипнотизера даются в точном соответствии с тем, что он чувствует и чего он хочет сам.

Если гипнотизер замечает, что кисть или один из пальцёв подопечного начали дрожать, он понимает, что человек пытается оказывать сознательное сопротивление гипнозу. Но он не заставляет своего подопечного прекратить сопротивление, напротив, он говорит, что движение руки (или пальцев) может быть сильнее. Любое выходящее из правил поведение человека комментируется только как его успех. Начал учащенно дышать - гипнотизер это отмечает как входящее в план работы поведение и объясняет, что подопечный может замедлить или ускорить дыхание; стал двигать ногами - сообщает, что движение может быть более активным и т. д.

«Заметьте, - говорит гипнотизер, - какой из ваших пальцев пошевелится первым. Это может быть указательный, безымянный, мизинец, средний или большой палец. Один из ваших пальцев вздрогнет и начнет шевелиться. Вы не знаете, какой это будет палец и на какой руке. Вы не знаете, когда это произойдет. Смотрите внимательно на свои руки. Сначала вы ощутите легкое подрагивание, возможно, это подрагивание будет в правой руке. Смотрите внимательно, большой палец вашей правой руки вздрагивает и шевелится.

Теперь внимательно смотрите на свою правую руку. Вы замечаете, что расстояние между пальцами начинает медленно увеличиваться, ваши пальцы растопыриваются, расстояние между пальцами увеличивается все больше и больше. Пальцы медленно расходятся, расходятся, расходятся, вот так».

В конце концов человек связывает свое сопротивление с правильным течением процесса гипноза. Тут-то он и попался. Как только он связал действия с планами гипнотизера, он попадает под его власть! В этот момент гипнотизер дал первое настоящее внушение: растопырить пальцы как можно шире, на которое внушаемый и реагирует. А гипнотизер, получив контроль над человеком, продолжает внушение, восприняв это как само собой разумеющееся, - словно такая реакция должна была произойти сама по себе при обычном течении событий:

«Ваши пальцы растопыриваются, и в то же время вы замечаете, как они выпрямляются и поднимаются (на этом этапе один из пальцев, например указательный, начинает подниматься). Смотрите внимательно: ваш указательный палец поднимается. Другие ваши пальцы тоже начинают подниматься, они тоже медленно выпрямляются и поднимаются».

Тут гипнотизируемый должен обязательно обратить внимание, как поднимаются и выпрямляются его пальцы.

«Ваши пальцы поднимаются, ваша кисть становится все легче и легче. Она становится тем легче, чем выше поднимаются ваши пальцы. Смотрите внимательно: ваша кисть поднимается, она поднимается так легко, как воздушный шарик, взлетающий ввысь. Ваша кисть поднимается, поднимается, поднимается в воздух, в воздух, все выше и выше, кисть становится легкой, совсем легкой, она ничего не весит».

На этих словах кисть начинает подниматься, а гипнотизер усиливает внушение:

«Наблюдайте внимательно за своей кистью, она поднимается все выше, и ваша рука тоже начинает подниматься, вся рука поднимается. Поднимается в воздух, сначала немного, потом чуть выше, еще выше, выше, выше, выше, выше и выше».

Рука испытуемого поднимается примерно на десять сантиметров от бедра, и он обязательно должен это заметить.

«Наблюдайте за своей кистью, наблюдайте за своей рукой. Они поднимаются и поднимаются. Вы чувствуете, что ваши глаза слипаются, вы очень устали, вы хотите спать. Ваша рука поднимается и поднимается. Вы совсем вымотались, ваше тело расслаблено, вам очень хочется спать, очень хочется спать. Ваши веки становятся тяжелыми, вам хочется опустить веки. Ваша рука будет подниматься и подниматься, а тело будет все больше расслабляться. Вы все больше хотите спать, вам хочется почувствовать покой, расслабиться, закрыть глаза, заснуть».

Тут гипнотизеру приходится очень точно и быстро оценить состояние гипнотизируемого человека. Если тот подчиняется приказам, то эту позитивную реакцию используют для усиления внушения. Например, он поднимает руку, а гипнотизер говорит, что он начнет засыпать именно потому, что его рука поднимается:

«Ваша рука поднимается, поднимается, поднимается, поэтому вам очень хочется спать. Ваши веки тяжелеют, ваше дыхание становится медленным и равномерным. Вы дышите глубоко, вдыхаете и выдыхаете».

Внушаемый держит вытянутую прямо руку, моргает и дышит глубоко и размеренно.

«Обратите внимание, - сообщает гипнотизер, - когда вы смотрите на свою руку, вам все больше хочется спать. Ваша рука поднимается и меняет направление движения. Она сгибается, кисть приближается к лицу, она все ближе и ближе, ближе и ближе, и, пока она поднимается, вы медленно погружаетесь в глубокий сон. Вы погружаетесь в глубокий сон, ваше тело расслабляется. Ваша рука будет подниматься все выше и выше, выше и выше, пока не коснется вашего лица. Вам хочется спать, вам все сильнее хочется спать, но постарайтесь не засыпать, пока рука не коснется лица. Когда ваша кисть коснется лица, вы заснете. Вы будете спать глубоко и крепко».

Этими словами человеку дают возможность выбрать самому тот ритм засыпания, который для него подходит: он заснет в тот момент, когда его рука коснется лица. Очень важно, что при этом он убежден, что заснет по собственному желанию, а не по чужому приказу. Что это так, он уверен, потому что левитация руки и процесс засыпания взаимно поддерживаются друг другом.

Когда человек закрывает глаза, он находится в состоянии транса. И в достижении этого состояния он сам принимал участие. И поэтому он не станет отрицать потом, что действительно впал в транс: ведь он сам «помогал» гипнотизеру этого состояния достичь.

«Ваша кисть меняет направление движения. Она поднимается, поднимается, поднимается. Она поднимается к вашему лицу. Ваши веки тяжелеют. Ваши веки точно налиты свинцом. Вам все сильнее хочется спать, спать, спать, спать».

Тут внушаемый приближает руку к лицу, его веки опускаются и поднимаются, снова опускаются.

«Ваши веки становятся тяжелыми, очень тяжелыми. Ваша рука уже поднялась к лицу. Вы чувствуете страшную усталость во всем теле, вам очень хочется спать. Ваши глаза закрываются, закрываются. Когда ваша рука коснется лица, вы заснете и будете спать глубоко и спокойно. Вам все больше хочется спать. Вы засыпаете, засыпаете, засыпаете. Вы очень устали, вам очень хочется спать. Ваши веки тяжелы, как свинец, ваша рука поднимается, поднимается точно к лицу. Когда она коснется лица, вы заснете».

Рука человека должна коснуться лица, а его глаза - закрыться.

«Теперь спите, спите, спите, спите, спите, спите. Просто спите. Вы чувствуете, как расслабилось все ваше тело. Сконцентрируйте ваше внимание на этом состоянии, расслабьтесь, не думайте ни о чем, кроме глубокого и крепкого сна».

Кроме этих методов введения в гипнотический сон, существуют и другие. Некоторые специально рассчитаны на людей с плохой гипнабельностью: эти люди либо испытывают страх перед гипнозом или тем, кто вводит их в это состояние, либо не способны сосредоточиться на. словах.

В этом случае используют метод метронома.

Человеку говорят, что метроном служит для указания музыканту правильного темпа, в котором нужно играть какое-то произведение, и ему предлагается слушать ритмические удары метронома, чтобы сконцентрироваться. Ему внушают, что чем дольше он сможет слышать звук метронома, тем дольше и спокойнее затем будет спать.

Часто используют светящийся маятник.

Этот прибор сделан тоже по типу метронома, но людям предлагается не слушать звуки, а наблюдать за движением маятника, пока глаза не утомятся и не наступит сон.

Способы введения в транс: как это делается

Ввести в состояние транса можно разными способами. Вот только некоторые из них.

Фиксация

Метод получил название по основному способу воздействия на психику человека: гипнотизируемому предлагают зафиксировать взгляд на каком-то (обычно блестящем или светящемся) предмете, который гипнотизер держит на расстоянии 25 сантиметров от его глаз. Это может быть монетка, металлический ключ, стеклянный шарик или просто карандаш.

Человека просят сосредоточить взгляд на этом предмете, и в то время как он это делает, ему дают ряд внушений: сначала ему внушают чувство полной безопасности, вхождение в состояние общего расслабления, затем - нарастающую сонливость, которая обязана перейти с появлением в теле ощущения тяжести и тепла в гипнотический сон. Внушения даются спокойным негромким голосом без выражения, они должны быть точны и образны, и необходимо, чтобы они несколько раз повторялись. Время, которое требуется для ввода человека в гипнотический сон, может быть различным - в зависимости от степени его гипнабельности. Это время индивидуально для каждого из нас.

Во время внушения говорят обычно такой вот текст:

«Прямо перед вашими глазами я держу (название предмета, который держат). Вы внимательно смотрите на него. Вы не отводите взгляд. Вы стараетесь не моргать. Вы слышите мой голос ясно и отчетливо. Если предмет ускользает из поля вашего зрения, вы снова направляете на него свой взгляд. Вы удерживаете на нем взгляд. Расслабьтесь и слушайте только мой голос. Я хочу, чтобы вы как следует расслабились. Вы чувствуете, как расслабляется все ваше тело. Вы расслабляетесь все больше и больше. Вы смотрите на предмет и слушаете только мой голос. Вы чувствуете, как расслабляется каждый ваш мускул. Мышцы ваших ступней расслаблены, мышцы ваших ног расслаблены, мышцы ваших рук расслаблены, мышцы ваших кистей расслаблены. Все ваше тело расслаблено.

Вам хорошо и уютно. Вам хочется спать. Вас все сильнее клонит в сон. Внимательно слушайте мой голос, только мой голос. На вас наваливается тяжесть, ваше тело становится очень тяжелым. Ваши ступни становятся тяжелыми. Ваши ноги становятся тяжелыми, ваши руки становятся тяжелыми, ваши кисти становятся тяжелыми… Приятное тепло разливается по всему вашему телу. Вы думаете о сне. Приятное тепло укутывает вас, как при засыпании. Ваши веки становятся тяжелыми. Вас клонит в сон. Ваши веки все тяжелее, тяжелее, тяжелее. Думайте о сне, только а сне, о сне, а спокойном, сне.

Вы не можете удержать глаза открытыми. Ваши веки становятся все тяжелее, тяжелее и тяжелее. Вы хотите спать. Вы все больше хотите спать. Ваш взгляд становится туманным, в ваших глазах появляется жжение, выплачете (эти слова можно говорить только в том случае, если вы заметили изменения на физическом уровне - то есть глаза действительно увлажнились). Вы дышите глубоко и медленно, глубоко и медленна. С каждым вдохом ваш сон становится глубже и глубже. Ваши глаза закрываются. Ваши глаза уже совсем закрыты. Вы засыпаете. Вы спите, спите, спите».

Эта формула введения в гипноз работает с большим или меньшим успехом в зависимости от степени внушаемости человека. Если он закрыл глаза, можно положить на его сомкнутые веки пальцы: так проверяют, действительно ли он спит. Если же гипнотизируемый не засыпает, переходят к технике счета: то есть повторяют отдельные фазы внушения снова, мысленно считая во время каждой фазы от одного до десяти.

Если и после отсчета гипнотизируемый все равно не засыпает, начинают частые движения своей рукой вверх и вниз на расстоянии нескольких сантиметров от глаз человека. Такие пассы делают примерно в течение двух минут, сопровождая их следующим внушением: «Следите глазами за моей рукой, вверх, вниз, вверх, вниз, и вы спите, спите все глубже и глубже».

Если человек все равно упорно не закрывает глаза, произносят: «Теперь можете глаза закрыть». После этого мягко опускают его веки пальцами.

Если и после этого гипнотизируемый никак не желает спать, перед самыми его глазами держат указательный и средний пальцы, одновременно говорят: «Ваши веки становятся тяжелее и тяжелее. Вы хотите спать. Смотрите внимательно на мои пальцы. Я все больше приближаю их к вашим глазам. Ваши глаза закрываются».

Когда пальцы гипнотизера окажутся совсем рядом с глазами человека, он будет вынужден глаза закрыть - сработает инстинктивная защита. И в этот момент ему кладут пальцы на веки и слегка на них нажимают. «Ваши глаза, - слышит гипнотизируемый, - останутся закрытыми до тех пор, пока я не дам вам команду проснуться».

Словесный приказ

Словесный приказ используют, если у гипнотизера после нескольких попыток ничего не получилось с методом фиксациии предмета.

Человека просят лечь на диван (лежачее положение - обязательное условие) и закрыть глаза. После этого начинают внушение спокойным, монотонным, четким голосом:

«Я хочу, чтобы вы расслабились, чтобы вы расслабили все мускулы вашего тела. Я хочу, чтобы вы почувствовали, как напряжены все ваши мышцы, дайте им отдохнуть, расслабьте их. Расслабьте мышцы лба, расслабьте мышцы лица. Расслабьте мышцы шеи, расслабьте мышцы рук, расслабьте мышцы ног, расслабьте мышцы всего тела.

Вытяните руки и ноги. Вы чувствуете во всем теле вялость, вы очень устали. Ваша голова лежит на подушке, вы чувствуете, как ваша голова давит на подушку, вы чувствуете, как ваши шея и плечи давят на подушку. Ваше тело лежит на диване, вы чувствуете, как ваше тело давит на диван. Обратите внимание на бедра. Ваши бедра касаются дивана. Диван, как лодка, несет ваши бедра. Вы расслаблены, вы совершенно расслаблены. Ваше тело погружается в мягкую глубину дивана, оно погружается все больше и больше.

Я хочу, чтобы вы представили себе такое место, где можно забыть обо всех хлопотах и спокойно отдохнуть, вы находитесь в самом уютном, безопасном, расслабляющем месте. Ваше тело лежит спокойно, вам хочется спать. Это может быть берег моря. Это может быть лужайка в горах. Вы дышите глубоко и медленно. Ваши ноги и руки вытянуты. Ваше тело расслаблено и податливо (когда гипнотизер произносит эти слова, он берет человека за руку и «роняет» ее). Вы расслаблены, вы совсем, совсем расслаблены, вы совершенно расслаблены. Вам приятно лежать на горной лужайке (или на берегу моря).

Стоит тихий день. Над вами ясное голубое небо. Над вами теплое приятное-солнце. Вы видите, как плывет по небу легкое белое облако. Вокруг тишина и покой, тишина и покой. Вашей душе здесь хорошо и спокойно. Ваши легкие вдыхают аромат хвои. Ваши глаза видят воды озера. Расслабьтесь и спите, спите, спите, спите спокойно и глубоко. Спите!»

Гипнотический взгляд

Этот метод использовался очень широко в конце XIX - начале XX века, откуда и пошло мнение о «магнетическом» взгляде гипнотизера. В то время даже предъявляли определенное требование к глазам гипнотизера: они должны были выглядеть пронзительными, блестящими, крупными. Но даже гипнотизер с очень большими и очень блестящими глазами не сможет ввести человека в транс, если тот не попадет под обаяние его личности или же не испытывает к нему беспредельное уважение или… страх.

При гипнозе с помощью магнетического взгляда гипнотизер располагается примерно на расстоянии тридцати сантиметров от внушаемого. Он может как стоять, так и сидеть. Зависит это от того, кто выше ростом - гипнотизер или его подопечный. В любом случае гипнотизер должен возвышаться над человеком, подавлять его. Поэтому чаще всего гипнотизер стоит, а внушаемый сидит. И гипнотизер неотрывно смотрит на своего подопечного, а точнее, на его переносицу чуть выше глаз. Потом берет его за плечи и начинает слегка раскачивать взад-вперед. Не отрывая ни на секунду горящего взгляда от внушаемого, он дает медленно и монотонно ряд внушений:

«Смотрите мне в глаза, прямо мне в глаза. Ваш взгляд становится тяжелым, тяжелым. Ваши руки становятся тяжелыми. Ваши ноги становятся тяжелыми. Все ваше тело становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их. Смотрите мне прямо в глаза, если еще можете это делать. Ваши веки тяжелы, как свинец. Вам хочется спать. Вы будете спать, спать, спать!»

Даже чисто теоретическое ознакомление с приемами разговорного транса будут полезны для вас. Изучите хотя бы с целью защиты от воздействия.

Мы люди говорящие. Первое что мы усваиваем, появившись на свет- мир построен на игре слов. Все обрекается в слова. Вещи, люди, погода, города, эмоции, желания… Все. Чтоб получить что-то желаемое нужно громко об этом попросить.

Вообще, согласно правилам общественного мира, правильно считать что если желание не озвучено, то и его- этого желания, просто-напросто, не существует. Если вы не проговорите что хотите вон ту конфету, то никто этого просто так не поймет. И с другой стороны, если человек не говорит чего он хочет, хотел бы, как себя чувствует, чего ожидает, то вы, если вы, конечно, не великий мира сего экстрасенс, не догадаетесь.

И все ваши умозаключения по поводу его настроения, его желаний расскажут ни о чем ином как о силе вашего воображения и додумывания. Так уж повелось, мы существа общественные и жить нам суждено среди людей. С очень близкими, конечно, все немного по-другому, общение с ними сводиться к невразумительному мычанию, это называется «понимаем друг друга с полуслова». Общение с близкими- это всегда где-то за гранью фантастики, как в положительном смысле, так и в совсем отрицательном.

И все же, вернемся к общественному. По долгу службы и работы общаться нам все же приходится задействуя все возможности своего артикулярного аппарата и полный словарный запас. Но для счастья и успешного общения с собеседником этого будет мало. Недостаточно сказать длинноногой красавице чего вы от неё хотите, чтоб она тут же стала готова пойти во все тяжкие, лишь бы помочь вам в вашем маленьком деле.

Недостаточно просто попросить партнера по бизнесу одолжить пару лимончиков, без процентов и чтоб ещё на чай. Потому что попросить- одно, а вот сделать это так чтоб вам не отказали совсем другое. Пробудить в человеке желание дать вам то, чего вы хотите- довольно сложный, требующий определенных знаний и хитростей процесс. И одним из очень успешных инструментов для достижения желаемого от собеседника является техника разговорного транса.

Не того транса что используется маэстро «маг и волшебник» Г. Гробовой, а весьма милый и безвредный инструментик- мини-волшебная палочка, приятный бонус к нашей повседневной общественной жизни. Трансик, так сказать. К тому же, в жизни мы все, сами того не осознавая, этотим трансиком пользуемся.

Хорошо его используют, как правило, продавцы-консультанты и всевозможные шаманы ритуального купи-продай, вынь-положи. Вспомните как покинув место ритуального действа, вы не могли понять как в ваших руках оказалась эта чудо-ручка-тире-зубная щетка. Поэтому даже чисто теоретическое ознакомление с приемами разговорного транса будут полезны для вас. Изучите хотя бы с целью защиты от воздействия.

Приемы введения в транс очень просты и эффективны.

Подышим

Прочувствуйте дыхание собеседника, понаблюдайте за темпом его телодвижений. Настройтесь на его ритм, словно он- это вы. Особенно важные, ключевые слова говорите тогда, когда собеседник выдыхает. Эффект здесь заключается в том, что наш собеседник лучше воспринимает сказанное вами на выдохе, так происходит подсознательное принятие сказанного вами как своего родного.

Потому что все люди говорят на выдохе. Если вы говорите: «мне так холодно и одиноко и так хочется любви», то собеседник внезапно проникается вашими переживаниями как своими.

Машина времени

Начните с хорошего. «Ах, как было хорошо тогда. Помните? Эх, сейчас бы так же». «Мне однажды очень повезло. У вас подобное случалось?». Какое небо голубое» и т.п. Побудите собеседника к теплым воспоминаниям.

Расслабьтесь

Парадоксальное и неизвестное

Используйте в речи намек на запредельность и неопределенность. Украсьте разговор многочисленными паузами и недоговорками. Этим вы сконцентрируете внимание собеседника на игре в ожидание. Чем дальше будет заходить разговор, тем сильнее ожидание его продолжения. Собеседник сам того не осознавая увлечется интригой, а не обдумыванием таких мелких нюансов как миллион.

Пользуйтесь малоизвестными словами.

Излюбленный прием лекторов. «Сточки-зрения-банальной-эрудиции-каждый-индивидуум,критически-мотивирующий-абстракцию-не может-игноpиpовать-кpитеpии-утопического-субъективизма-общепринятые-дефанизиpующие-поляpизатоpы.» На середине подобного предложения мозг и всякое критическое мышление вашего собеседника подобно Вавилонской башне вынуждено рухнуть.

А если и не рухнуть, то, по крайней мере, надолго отключиться. На людей очень сильно влияет этот прием, говорящего на иноземном языке они сразу почитают на порядок выше, как более умного и осведомленного, не взирая даже на то, что тот вполне возможно говорит полную чепуху.

Так же старайтесь чаще использовать слова указывающие на личную выгоду. Эта волшебная сделка поможет нам приумножить всевозможные выгоды, подарит (халява!) нескончаемое лето и процветание, улучшит финансовое здоровье фирмы, сделает счастливыми наших детей и т.д.

Открытые и положительные

Если задаете вопросы, делайте это так чтоб у собеседника не было никакого другого выбора кроме как согласиться. Если вы настроены сказать что-то такое на что готовы услышать буйное нет, то прежде скажите предложений шесть,которые собеседник с точностью наперед встретит положительной реакцией.

Прочь стереотипы или взрыв мозгов

Этот прием полезен для проверки глубины погруженности собеседника в транс, а так же для более прочного углубления. Допустим, вы добились того что собеседник встречает все ваши речи сплошным согласием и опрометчивым киванием головой. Хорошо. А теперь внезапно измените тактику, побуждая его к отрицанию. Так чтоб он запутался в реакциях. Транс. Люблю такие моменты. Или же, говорите тихим, убаюкивающим тоном, а после резко повысьте голос и топните ногой.

Сверх информативный

Обычно человек способен воспринимать и обрабатывать в сознании до шести различных объектов одновременно. Если же мы попросим его обратить внимание на десять различных объектом за короткий промежуток времени? Транс обречен.

Таким приемом пользуются цыгане, когда обступают вас пестрой толпой и предлагают свои услуги во всем их многообразии. Вот так. После такой трансовой атаки, вы заметите в глазах собеседника явные признаки прострации- можно переходить к конкретным просьбам и предложениям. Транс- это очень сильный инструмент, это настоящее искусство, требующее больших сил.

Транс- это ключ к двери, ведущей к власти и успеху. Этот ключ теперь у вас в руках. Правда, дверь глубоко спрятана. Может даже где-то совершенно в ином мире? Поэтому, если вы верите что, так просто, за раз, освоите это великолепное искусству, то глубоко заблуждаетесь. Настоящий транс- это вам не языком болтать и ногами топать. Но техники пригодятся, хотя бы для развлечения

Александр , 14 ноября 2014 .

Транс – это любые взаимодействия и связи, которые обращают личность к ее собственному опыту и тем самым пробуждают воображение. Научившись же управлять воображением человека, нетрудно создать для него альтернативную реальность, что, в свою очередь, – путь к созданию альтернативных убеждений и установок. Как же достигается состояние устойчивого транса? Чаще всего применяются два классических варианта:
1. Использование детального рассказа метафорических историй о ситуациях, где состояние транса возникает естественно, будя соответствующие переживания у объекта.
В NLP в понятие «метафора» включаются сравнения, аналогии, аллегории, шутки, иносказания и сюжетно организованные рассказы. Метафоры связаны с деятельностью правого полушария. Они обращены к подсознанию, стимулируют целостное мышление. В отличие от абстрактного языка метафоры возбуждают воображение и легко превращаются в зрительные образы и прочие чувственные ощущения.
2. Побуждение объекта мысленно возвратиться в прошлое, т.е. репродукция пережитых им ранее впечатлений.
Сам гипноз, в соответствии с концепциями НЛП, представляет собой не что иное, как повторное действие (воспроизведение) ранее пережитого «первичного транса» естественного происхождения. В последнее время все большее число исследователей склонны отождествлять механизмы запечатления и воспроизведения информации в центральной нервной системе с принципами реализации голограммы. Самый частый прием скрытого гипнотизирования состоит в том, что субъекта просят припомнить в подробностях ту реальную ситуацию, в которой у него быстрее всего наступает естественный сон. Сосредоточение внимания на деталях этой ситуации в течение некоторого времени, как правило, вызывает глубокий гипноз.
1-й способ:
Техника вызывания транса с использованием
«естественных трансовых состояний»
Фундаментальной, основной техникой скрытого наведения транса является словесное описание человеку такого состояния, в котором Вы хотите, чтобы он оказался.
Здесь все очень просто. Раз нам нужен транс – будем (продолжая невербальную подстройку и ведение) пробуждать у объекта уже когда-либо испытанное им ранее ощущение состояния транса. Если человек будет слышать слова, которые описывают (или означают) простые ощущения, то эти ощущения будут возникать автоматически, независимо от сознания. А из ощущений рождаются переживания. Эти слова легко включить в описание небольших историй с сюжетом о том, как люди погружаются в естественный транс. Внешне все это выглядит очень естественно.
Люди учатся понимать метафоры уже в самом раннем возрасте, поскольку они требуют не столько интеллектуального мышления, сколько чувственного восприятия: их можно увидеть, услышать или ощутить. Искусство образного, метафорического повествования по силам освоить каждому. Кроме функции развлечения, метафоры – мощное средство общения и научения, ускорения позитивных перемен. Начало любой сюжетной истории («Слышал я об одном человеке, который когда-то…», «Был у нас один случай…», «Когда-то давным-давно…») почти сразу переводит большинство из нас в даунтайм, заставляет подсознание раскрыться. Причем делает это намного эффективнее, чем все «объективные» формализованные формы общения вместе взятые.
В продолжение начатого общения (или иного способа захвата внимания) Вы начинаете рассказывать человеку некую метафорическую историю, включающую описание нескольких очень сильных, часто встречающихся в жизни признаков и состояний транса. Это можно назвать трансляцией трансового состояния. Вы заметите, что при попытках понять Вас (т.е. найти в своем личном опыте примеры того, о чем Вы говорите), слушатель начнет входить в трансовое состояние.
Умело рассказанная история отвлекает сознательный разум и, вызывая переход в даунтайм, активизирует бессознательный поиск смысла и ресурсов, налаживая, таким образом, прямую связь с подсознанием. Кроме того, сюжетный рассказ способствует восприимчивости и позволяет избежать преждевременной критики и рационализации. Метафорические истории являются универсальным способом общения с человеком в состоянии транса. Чтобы создать хорошую историю, которая укажет путь к изменению отношения к чему-либо или каких-то черт поведения, необходимо, чтобы имелись некие параллели между элементами истории и тем, что нужно изменить. Сюжетная линия отвлечет левое полушарие, и сообщение пройдет в подсознание. Тогда история будет резонировать в подсознании и мобилизовывать подсознательные ресурсы, производить необходимые изменения.
Вспомним опять фразу: «Мир – это описание мира» и приступим. В процессе рассказа Вы описываете (транслируете) человеку признаки некой ситуации (обычно монотонной), в которой каждый из нас наверняка находился в легком трансе, например:
сильная усталость и сонливость;
длинные монотонные поездки в транспорте;
мечтание;
массаж;
слушание скучной лекции;
чтение увлекательной книги;
езда в лифте;
стояние в медленно продвигающейся очереди;
загорание на пляже в теплый день;
стрижка в парикмахерской;
принятие теплой ванны (без эротических образов, если в этом нет необходимости);
работа на конвейере;
работа в Интернете;
отдых в деревне на лугу;
сбор грибов в лесу;
полусумрак вечера и тишина;
пасмурная погода, равномерный шум дождя;
рыбалка (удочкой);
прогулка по хорошо известному маршруту и т.д.
Если Ваш рассказ содержит сенсорноокрашенные слова (например, спокойно, удобно, мирный, расслабленный, безопасность, комфорт, свобода), то по мере описания собеседник автоматически начинает вспоминать состояние, которое обычно сопровождает эту ситуацию. А поскольку такое воспоминание равно переживанию, то Вы вынуждаете его вспомнить это состояние своим телом и психикой. Когда Вы изменяете состояние сознания человека, мир вокруг него тоже меняется (или кажется, что меняется).
Предположим, Вам говорит кто-то об ощущениях при рыбалке или длительной поездке в машине. Что при этом происходит в Вашем переживании? Рассмотрим примеры, когда нет прямого внушения перейти в транс, а просто приводятся ситуации, где обычно сами собой возникают состояния транса:
1. Знаешь, не так давно я выбрался за город на рыбалку. Если бы ты мог на самом деле представить, как это здорово… Мне это замечательное состояние запомнилось надолго… Знаешь, это так приятно наконец-то отрешиться от всех забот, просто удобно сесть на берегу, и закинуть удочку, и глядеть на поплавок… И когда смотришь на поплавок, глядишь на другой берег и на воду… а на поверхности воды даже в самый безветренный и тихий день есть какая-то зыбь или рябь… и в ясный день на воде играют солнечные зайчики… и ты можешь тихо сидеть и спокойно, безмятежно… смотреть на то… как вода и ветер покачивают поплавок, и можешь очень четко слышать даже самые слабые шорохи… И чувствуешь себя таким расслабленным и спокойным, что хочется сохранять неподвижность и ни о чем не думать… И тогда вспоминаешь, как…
2. Однажды я ехал на машине в аэропорт по хорошо знакомой холмистой местности. Там такие ритмичные подъемы и спуски… Из места, где я тогда жил… как обычно, я въезжал на холмы… и спускался с другой стороны… и снова поднимался… И, как это случалось уже много раз, у меня опять «включился внутренний автопилот», и я смог хорошо отдохнуть… Это здорово, когда отключаешься, уверенный, что доедешь машинально… И на этот раз, когда я вел машину… по знакомой мне до камушка дороге… хорошо знакомой… где я уже тысячи раз проезжал… последнее, что я припоминаю… перед тем, как я подъехал к аэропорту… я поворачивал на трассу, по которой проезжаю весь путь через холмы до города, чтобы успеть к самолету. И, конечно, я ехал совершенно безопасно… и во время езды… однообразие пути… я полагаю… опять вызвало у меня нечто вроде… неосознанной реакции… безмятежности и покоя, на которую я вполне мог положиться… чтобы уверенно и безопасно доехать с начала… до конца моего пути… И…
3. Все это очень похоже на ощущение, знакомое, конечно, всем и каждому… ощущение, когда Вы сидите на дурацкой скучной лекции… где отсидеть надо обязательно… но преподаватель… такой нудный рассказчик… человек, которому тоже надо просто отбыть эту лекцию… промямлить текст… который… бубнит так, что вызывает что-то… вроде скуки и тоски… и произносит слова, не очень беспокоясь за их действие… И в такие минуты, как я заметил, в своих мыслях я люблю переноситься… в другие места и времена… где не так уныло и где интереснее, чем в такие моменты… Один раз я вспомнил, что…
4. Когда я шел через лес… в хорошую погоду… к себе на дачу… Я люблю там гулять… Там прекрасные старые дачные места… в чудном лесу из вековых елей… и я как-то слышал, как люди сравнивали… вид этого леса… этих огромных еловых стволов, которые уходят ввысь, до неба… с впечатлением, словно находишься в соборе… в какой-то большой церкви… и все это вызывает чувство полного величия… и абсолютного покоя… И когда я прогуливаюсь по еловому лесу… надо сказать об этих местах… что там так все однородно… лес и лес… что в них совсем мало птиц… и зачастую эти неспешные прогулки через ельник… сопровождает совершенно царственная тишина… и хотя там мало разнообразия… у меня внутри… когда я прохожу по этому лесу… бывает чувство покоя… и расслабления… которое я глубоко… ценю… И…
Эти тексты можно продолжать до бесконечности. Постарайтесь при этом не потерять контроль над ситуацией, не уйдите в очень глубокий транс сами.
Все эти переживания имеют нечто общее: расслабление, одиночество, безмятежность. Они повторяются, они монотонны и однообразны. Рассказ передает (транслирует) эти состояния слушателю, «заражает» его ими.
Во время такой «трансляции» очень важно вовремя заметить, достигнуты ли желаемые реакции и физиологические признаки, которые говорят о развитии транса. Немалую роль здесь играют тренировки Вашего сенсорного аппарата в состоянии аптайма.
Удерживая внимание сюжетными линиями, повествуйте столько, сколько понадобится для достижения качественных реакций.
Можно придумать бесконечное число историй о езде в том же лифте, где почти все переходят в транс. Единственное, на что можно смотреть в лифте,– на номера этажей, стены или пол. Когда человек в лифте смотрит на номера этажей, то его глаза расширяются, и он в неподвижности замирает.
Другой пример естественно возникающего явления транса. Когда Вы едете в автомобиле и видите красный цвет светофора, то жмете на тормоз и внутри замираете вместе с остановившейся машиной. Ваше внимание в этот момент сосредоточено на одной точке.
Измененные состояния сознания наблюдаются, например, при обычном просмотре видеофильма или телепередач.
Многие наверняка замечали, что внимание людей, работающих за компьютером, полностью сосредоточено на мониторе: они отсутствуют, они живут той, виртуальной реальностью. Приходилось наблюдать, как тихие фразы, сказанные человеку «под руку» в это время, работают в качестве очень эффективного внушения.
Рассказывая историю, Вы должны описать человеку те признаки представляемого им внешнего мира, которые помогут ему сосредоточиться на воспоминании сенсорных реакций, приводящих его к суженному состоянию сознания.
В продолжение рассказываемой истории с описанием состояния транса Вы начинаете подробно и в деталях описывать переживания и ощущения, которые испытывает человек в этом состоянии. Важно, чтобы такое описание было составной частью общего повествования.
Если Вы качественно подстроились, начали ведение и захватили внимание человека, то оно неминуемо последует за направлением разговора.
Важно не столько то, что Вы говорите, а то, как это говорите. Каждый живой человек может реагировать, но каким образом и на что? Ваша задача – заметить, на что человек реагирует естественно.
Хочется предупредить о наиболее распространенной у новичков ошибке. Многие описывают ситуации литературным языком, забывая о том, что он очень отличается от разговорного. Например, в разговорном языке практически отсутствуют причастия и деепричастия. Важно использовать обороты, характерные для обыденной речи, иначе неестественность языка станет заметной и Вас заподозрят в неком «воздействии».
Пробуя найти оптимальный вариант воздействия, лучше попытаться рассказать несколько разных историй с преобладанием лексики из разных модальностей. Ваши рассказы должны подробно описывать, что чувствует человек, естественным образом попадая в транс. При этом в каждой новой истории надо прибегать к описанию другой сенсорной системы. Например, если в первой речь шла о приятных успокаивающих звуках и запахах леса, то во второй подробно рассказывается о расслаблении мышц при загорании на солнечном пляже, в третьей – об утомлении глаз и возникающем желании их закрыть и т. д. Заметив, во время какого рассказа у объекта лучше проявляются реакции, аналогичные описываемым, Вы продолжаете подробное описание, усиливаете реакции и переводите человека в состояние транса.
Этот метод называется «Описание разносенсорных ситуаций». Он является естественным и скрытым от левополушарного анализа способом перевода обычного состояния сознания в трансовое. Вы должны быть отличным наблюдателем и, используя этот метод, вовремя заметить нужные реакции объекта, не менять больше ведущую систему восприятия и рассказывать что-то аналогичное ровно столько, сколько потребуется для наведения качественного транса.
Дело в том, что если попросить кого-нибудь описать нормальное состояние его сознания, а затем измененное, то можно заметить, что в этих описаниях нередко используются совершенно разные системы представления. Например, свое обычное состояние человек может описать как «ясно вижу себя, окружающих и свои цели» (зрительные термины), а измененное состояние – как «ощущение соприкосновения со всем миром» (кинестетические термины). Поэтому нужно учитывать, что в нормальном и в трансовом состоянии человек может пользоваться разными модальностями.
Это значит, что если Вы знаете используемую человеком модальность в обычном состоянии, то должны попробовать использовать какую-то другую в его измененном состоянии. Если субъект «сдерживает свои чувства и твердо направляет свою жизнь», то попробуйте перевести его, например, в измененное состояние, в котором он будет воспринимать преимущественно зрительные образы. Или, допустим, человек в разговоре упомянул: «Я хотел бы видеть более привлекательный вид из окна, лучшую освещенность комнат, красивую ванну». Вы получаете тонкое указание, что его восприятие – преимущественно визуальное. Можно сначала развивать зрительное воображение, говоря, где он находится (к примеру, на пляже), а затем через переход наложить образ из какой-то другой модальности. Если, например, в данном случае он взглянул вниз на пляж и увидел свои ноги на песке, то при этом может почувствовать, как пальцы его ног переминают песок. Если он оглядывается вокруг и видит, как ветер гонит облака по небу, то при этом ощущает, как бриз обвевает его лицо.
Каждое переживание можно представить в зрительной, слуховой или кинестетической модальности. Вы традиционно начинаете с более близкой объекту воздействия системы представления, и таким образом подстраиваетесь к модели мышления человека. Затем применяете простую словесную формулу: «Когда А…,– то Б…», где А – это подстройка, а Б – ведение. Например: «Когда Вы видите облака, проплывающие по небу… и когда Вы наблюдаете, как они движутся, то чувствуете на Вашем лице дуновение бриза и горячий песок под ногами…». В данном случае вид проплывающих облаков ассоциативно связан с мыслью о ветре. А точка, где на зрительный образ гонимых ветром облаков накладывается кинестетическая система, в которую Вы намереваетесь перевести объект,– это ощущение дуновения бриза на лице.
Аудиальные, слуховые восприятия приходится подчеркивать реже всего. В культуре нашей страны слуховая система нечасто достигает полного развития, за исключением профессиональных музыкантов. Хотя в приведенном выше примере Вы могли бы, к примеру, включить и слуховые элементы: шум ветра, шелест гонимого им песка, плеск волн, выкатывающихся на берег.
В описаниях большое значение имеет построение естественных последовательностей. Предположим, Вы слышите: “Я вел свою машину по трассе, когда ехал отдыхать на турбазу, а за окном мелькали другие машины, они проносились мимо по раскаленному асфальту, и был замечательный солнечный денек, и я подумал: «Интересно, надолго зарядил этот ливень?»” Последние слова обязательно прервут Ваше состояние слушания (фиксацию внимания)! После этого говорящего обычно уже не слушают, кто-нибудь обязательно задает вопрос, начинает возражать, противоречить, смеяться. Между тем, если бы в рассказе был применен естественный переход, то это привело бы слушателя к измененному состоянию, не сбивая его.
Принцип, используемый в NLP, состоит в том, что Вы замечаете реакции сидящего перед Вами человека и добавляете к ним те слова, на которые он может реагировать естественно. Все мы более естественно реагируем на вещи, подходящие друг другу, чем на не подходящие. При такого рода воздействиях люди не оказывают никакого сопротивления.
Речь гипнооператора должна обеспечивать плавность перехода от одного состояния к другому во всех проявлениях!
Чтобы добиться раппорта, Вы должны подстраивать свои высказывания к переживаниям человека, но когда Вы уже достигли раппорта, то должны уметь его использовать. Ключ к этому – способность производить переходы. Вам нужен способ естественно и комфортно перевести человека из его нынешнего состояния в состояние транса. Начинать Вы должны с описания его нынешнего состояния и заканчивать описанием того, в которое Вы хотите его привести. С помощью переходных слов это можно сделать гладко.
Если кто-то скажет кому-то: «Вы сидите в этом кресле. Вы ерзаете. Вы ждете», то это и отдаленно не напоминает плавное течение следующей фразы: «Вы сидите в кресле и ерзаете, и пытаетесь понять, что все это значит».
Переходные слова, к которым относятся, например, «и», «если», «коль скоро», «поскольку», «поэтому», «потому что» или «когда»,– это слова, подсказывающие наличие осмысленной связи между двумя утверждениями: «Поскольку Вы сидите здесь, то можете понять, что я собираюсь сказать Вам что-то важное». Предложение состоит из двух частей. Разве есть хоть какая-то связь между тем, что Вы здесь сидите, и пониманием чего-то? Но дело в том, что в речи это звучит осмысленно. Переходное слово «поскольку» и тон голоса предполагают некий смысл, какую-то связь. Каждая такая связь – это движение во времени и пространстве.
Если даже идеи не связаны между собой, они становятся более связанными просто от добавления этих соединительных слов. Вы можете взять идеи, не подходящие друг к другу, и связать их в одно целое.
Строя переходы, Вы поддерживаете связь между предложениями, позволяете человеку не перепрыгивать, а гладко и устойчиво продвигаться от одной идеи к другой. Когда таким изящным способом Вы переходите от одного состояния сознания к другому, это облегчает выполнение разных задач.
Посмотрите, к примеру, как легко с помощью одной фразы добиться состояния даунтайма: «Вот сейчас Вы лежите на пляжном песке, ощущаете, как солнце греет Ваше тело, и представляете, как Вы смотрели на пляж, когда заплывали». Человек только что в своих мыслях был здесь, и вот он уже воображает себя в море.
Мастера вызывания состояний для достижения ощущения единства с партнером при «трансляции» обычно также входят в легкий контролируемый транс. В состоянии взаимного транса работа обычно бывает более продуктивной. Но гипнооператору при этом важно поддерживать сосредоточенность как на внутренних ощущениях, так и на внешнем мире – быть «себе на уме».
2-й способ:
Вызывание транса через побуждение объекта
мысленно возвратиться в прошлое
Люди не могут пассивно воспринимать то, что слышат. Еще в стародавние времена цыганскими гадалками было замечено: ключ к трансу – эмоция. Достаточно попросить человека вспомнить что-то эмоционально окрашенное – и, вспоминая, он вновь обретает эту эмоцию.
Один из самых простых методов наведения транса – это использование слов, вызывающих (или извлекающих) нужный гипнооператору эмоциональный фон из воспоминаний прошлого.
Извлечение – это слово в NLP обозначает процесс перевода человека в определенное состояние. Вы можете добиться любого решения и любого поведения человека, извлекая нужные состояния. Самый легкий способ извлечь какую-нибудь эмоцию – это попросить человека вспомнить тот момент, когда он эту эмоцию переживал.
Со стороны все это выглядит совершенно невинно: Вы просто интересуетесь воспоминаниями собеседника. Достать из памяти нужное переживание можно, используя следующие фразы:
У Вас когда-нибудь бывало (случалось)…
Это так же, как, помните…
А Вы можете сейчас вспомнить, как…
Дальше Вы можете либо начинать трансляцию необходимых состояний, либо углублять вызванное состояние соответствующими вопросами.
— Что, вид из окна навевает какие-то мысли?
— Да, этот двор очень похож на двор моего детства…
— У меня во дворе стояли песочницы, и мы целыми днями около них пропадали. А Вы могли бы вспомнить, как ребенком ходили по своему двору? Помните, наверняка там были скамейки, на которых Вы сидели с друзьями… делились самым сокровенным… а помните, как Вы из окна смотрели на свой двор в дождливую погоду?… лил дождь… по двору бежали ручейки… и Вам было спокойно… Вы могли долго смотреть на дождь во дворе… в это время ведь можно ни о чем не думать… и сосредоточиться на чем-то глубоко личном… и т. д.
Конгруэнтность
Если Вы хотите извлечь яркую эмоцию, то и сами должны вести себя выразительно. Тон голоса, слова, мимика, жесты и движения должны соответствовать той реакции, которую Вы хотите получить у собеседника.
При подстройке, ведении и трансляции трансовых состояний важно согласовывать все стороны своего поведения. Для этого необходимо верить в то, что Вы делаете, четко нацелиться на достижение цели и искренне желать ее достижения. Если что-то будет рассогласовано,– то собеседник инстинктивно заметит это и заподозрит неладное. Очень помогают оставаться естественным простые правила уважения к состоянию собеседника.
Если ставите себе цель перевести взволнованного человека в спокойное состояние, то бесполезно произносить успокаивающие слова возбужденным тоном голоса, сопровождая их наэлектризованными жестами и частым дыханием. Так Вы добьетесь совершенно противоположного эффекта. Невербальный язык должен соответствовать вербальному. При несогласованности их людей обычно больше убеждает невербальная информация, исходящая от собеседника, и они следуют ей. Помните, в моменты изменения чьего-то состояния Вы – зеркало для собеседника.
Фиксация внимания
Сузив внимание объекта, Вы должны это состояние зафиксировать, прежде чем переходить к следующему шагу. Речевые стратегии при этом могут быть различными. Для этой цели подходят многие методики, например, прием «Вариабельность». Он используется для перестройки поля внимания человека. Его схема такова:
1. Общее утверждение о чем-либо, чем обладает каждый человек (универсальная способность, ощущение, реакция).
2. Утверждение возможности проявления этой способности (ощущения, реакции) у собеседника в данный момент.
3. Первое возможное специфическое проявление этой способности.
4. Второе специфическое проявление этой способности.
5. Третье специфическое проявление этой способности.
6. Общее определенное утверждение, что у собеседника появится нужная Вам реакция.
Пример:
1. …Вообще, люди могут сосредоточивать свое внимание на разных предметах и мыслях,
2. и Вы тоже можете сосредоточиться на многих различных вещах и размышлениях,
3. так что, может быть, Вы начнете внимательно прислушиваться к звуку моего голоса,
4. или же Ваш интерес вызовут в большей степени звуки в этой комнате,
5. или же Вы крепко задумаетесь о чем-то,
6. но я знаю, что Вы можете начать сосредоточиваться на чем-то одном и важном для Вас.
Конечно, использование данного приема должно быть лингвистически «привязано» к конкретной ситуации. Кроме того, он используется еще и для погружения в транс, активизации ресурсов компетентности, а также для переориентирующего выхода из состояния транса.
Включение непредвиденного
(инкорпорация)
Во время наведения транса может происходить масса непредвиденных вещей: внезапно раскроется с шумом форточка, ударит гром, закричит ребенок за стеной, запищит пейджер, кто-то позвонит в дверь и т. п. Такие вещи недопустимо не замечать. Если Вы никак не отреагируете, то объект может выйти из процесса изменения сознания. Кто даст гарантию, что Вы сможете быстро восстановить раппорт?
Когда случается что-то такое, Вам необходимо тотчас включить (инкорпорировать) происходящее в свою речь, связав это с Вашими предыдущими словами. Например, за окном прогудел тепловоз. Вы можете построить фразу так, что этот звук сыграет Вам на пользу: «На улице гудят поезда, идет чередом своя жизнь, и эти далекие посторонние звуки только усиливают и ускоряют Ваше погружение в мир своих приятных воспоминаний…»
Кроме того, отвлекающие факторы можно плавно вплетать в беседу при помощи переходных слов: «Когда А… – то Б…», «По мере того, как А… – Б…», «В то время как А… – Б…»:
Когда слышите звуки строительства дома за окном,
представьте себе…
Это способствует переводу собеседника в транс или усилению уже имеющегося транса.
Можно инкорпорировать с помощью ассоциаций:
Звук отдаленной беседы в комнате, может быть, напомнит Вам отдых на море. Вы слушаете, как шумит прибой, лежите на пляже и чувствуете, как песок и солнце греют Ваше тело…
А что, если собеседник боится плавать и шум прибоя напомнил ему об этой опасности? Если Вы замечаете реакцию страха, то нужно тут же инкорпорировать и ее:
Но Вы хорошо знаете, что в настоящее время море не здесь,
оно далеко, и Вы просто сидите в своем офисе,
на удобном диване…
Таким простым способом можно «вытащить» человека из опасного для него переживания и переориентировать на реальный мир.
Бывает, что помехой для гипноработы могут стать сами слова гипнооператора, невольно напомнившего объекту какой-то деталью разговора о каких-то особо сильных его ранних переживаниях или стрессах. Слово «собака», например, может вызывать и позитивные, и негативные образы, в зависимости от полученных ранее впечатлений – образов испуга или же забав с домашним любимцем. Если заметите, что произошло нечто неприятное, реагируйте немедленно. Даже слезы можно быстро инкорпорировать в нужную по сценарию реакцию:
Ты плачешь… И вспоминаешь события прошлого… И тебе больно от этих воспоминаний… Поэтому лучше не сдерживаться… Это ослабляет тяготу воспоминаний… и удар судьбы кажется меньшим… Слезы дают облегчение… И чем больше облегчения ты чувствуешь, тем дальше и быстрее уходит твое горе… И становится легче… И ты чувствуешь себя уже лучше… И начинаешь ощущать все большее и большее ощущение уюта и безопасности…
В данном случае переработка содержания переживаний включала четыре этапа: подстройка под текущее состояние, перевод состояния в положительную плоскость, прием «чем… – тем…» и трансляцию нужного состояния.
Один из принципов нейролингвистического программирования гласит: «Сопротивление не существует, существуют только некомпетентные гипнооператоры». Вы должны уметь надлежаще реагировать на любые помехи. Конечно, рефлексивная привычка инкорпорировать не появится сразу. Кроме того, нет универсальных схем и формулировок. Вам следует заранее быть готовым к любым странным случайностям.
Другие методы и техники наведения транса
? Метод наведения транса
«Перекрывание (наслоение) реальностей»
Этот способ тесно связан с описанным выше шаблоном цитирования. Получить доступ к подсознанию человека через перегрузку его сознания можно, постоянно вплетая одну историю в другую, в третью, в четвертую… То, что получается, можно совместить с прямым внушением. Такая запутанность (ее еще называют «вложенная последовательность» или «сон во сне») обычно очень утомляет сознание и отделяет говорящего от содержания его речи, например:
Один мой приятель рассказывал: однажды его занесло зимой на пустую, засыпанную снегом турбазу в совершенно безмятежном еловом лесу. И там, поздним вечером, они с местным сторожем в уютном домике перед камином расслабились за бутылочкой доброго старого «Кагора», и, уже клюя носом, тот рассказал о директоре завода, который построил эту турбазу. Когда он сильно уставал, то приезжал сюда просто спокойно поразмышлять. Он очень ценил такое штилевое состояние, когда можно погрузиться в молчание и покой, и говорил: «Самое главное в отдыхе – это умение успокоиться и расслабиться». Он говорил, что у его жены редкая способность успокаивать. Она могла просто тихо прошептать: «Представь себе, что ты засыпаешь… И по мере того, как ты это представил, можешь увидеть сон… И во сне ты видишь, как гуляешь по безмолвной лесной аллее… и ты очень устал… тебе хочется расслабиться и успокоиться… И по этой аллее подходишь к хорошо знакомому уютному охотничьему домику, ложишься там в мягкую постель у окна… смотришь на глубокое тихое небо… и засыпаешь быстро и крепко…»
Попытайтесь понять в устной речи при таком многократном цитировании – кто здесь рассказчик? Я это Вам рассказываю, или приятель мне, или, может, директор сторожу, или жена директора Вам, или это Вы спите и видите сон? В конце концов, о чем эта история? Сознание не в состоянии все это понять. Подлинный мир, реальная жизнь, которую Вы только что осознавали, куда-то улетучилась, и Вы упорхнули вместе с ней. Сознание не может заподозрить в директиве («успокоиться, расслабиться, уснуть») внушение или приказ, потому что запуталось в подкинутой ему логической задаче: кто Вам все это повествует и о чем. И пока сознание пытается выпутаться из предложенной ему головоломки, все данные скрытые команды идут в подсознание.
Как Вы можете использовать это в своей повседневной жизни? Давайте приведем максимально отвлеченный пример. Вы встречаетесь со знакомой, которая никак не может принять какое-то важное и для нее, и для членов своей семьи, да и для Вас решение.
Если позволяет ситуация, Вы можете предложить ей посмотреть в окно на облака, заметить, как ветер гонит эти облака по небу, и начать рассказывать историю о женщине,
…которая тоже когда-то пришла к Вам и сидела на том же стуле, и смотрела… внимательно… на те же облака… и, конечно, их движениями управлял не этот ветер… и эта женщина впала в глубокую задумчивость, и когда она сидела здесь и слушала Ваш голос, она вспомнила сон, в котором она поехала в деревню навестить кого-то из родных… кого-то, с кем ей было особенно хорошо…
Внутрь этой наслоенной реальности включено гипнотическое внушение. Наслоением реальностей перегружается сознание этой женщины, ее способность видеть, на каком уровне реальности Вы действуете в данный момент. В итоге получается некоторое замешательство. Один из способов усилить этот эффект – включение в историю элементов текущей реальности. Облака существуют и сейчас, и в описываемой Вами истории. Когда Вы говорите об облаках, нетрудно перейти от одной реальности к другой. Скоро женщина перестает различать, о какой реальности Вы говорите.
В каждую из этих реальностей Вы можете включить внушение некоего процесса, ведущего к переменам:
И когда я беседовал с этой женщиной, которая сидела у меня на стуле… хотя у нее было сновидение… которого я не знал, да и не должен был быть в курсе… существенно было только то, что испытывала она… и изменения, бывающие после таких снов… должны благотворно и быстро проявиться в ее будущем поведении. И когда я видел ее во сне… я вспомнил кое-что, что произошло однажды, когда она гостила у своей старой подруги, очень спокойной женщины, в другом тихом городке…
Здесь происходит наслаивание реальностей таким образом, чтобы невозможно было за ними уследить, и внушение, что женщина должна делать в течение дальнейшего рассказа: увидеть видение, которое должно благотворно и быстро изменить ее поведение.
Теперь Вы имеете все нужное для прямого наведения. Попробуйте сказать:
…Подруга тогда очень внимательно, пристально посмотрела на нее и сказала: «Расслабься и просто спи-и-и… так долго, как тебе необходимо, чтобы… получить наслаждение от решимости окончательно… изменить к лучшему весь свой уклад жизни… то, что давно хотела… что тебя изумит и порадует… и ты узнаешь, что изменилось, только лишь увидев это… в своем поведении… где-то в ближайшие сутки… потому что это всегда так дивно… когда тебя удивляет твоя женская интуиция…» И добавила тогда, что она может, конечно, в любое время… когда это будет полезно… и когда ее интуиция будет довольна… тем, что она убедилась в особом полезном изменении… она может легко… с ощущением бодрости… медленно вернуться… в реальность, самую удобную, чтобы научиться серьезным и важным вещам…
Во всем этом Вы должны предполагать раппорт: необходимо достаточно хорошо подстроиться к человеку, чтобы он доверял Вам, как исполнителю требуемой перемены.
Наслоенная реальность создает не столь сильную перегрузку, как другие виды замешательства и другие методы перегрузки. Поскольку в наслаиваемой истории могут произойти какие угодно повороты и ответвления сюжета, Вы найдете способ включить в нее все виды наведения и использования транса. Конечно, чтобы провести это гладко, Вам потребуется больше времени, чем то, которое Вы потратили сейчас, когда все это читали. Но, как говорится, тяжело в учении – легко при наведении…
? Метод наведения транса «Внушенные галлюцинации»
Такие гипнотические феномены, как каталепсия (через бессистемные движения (кинестетическую неопределенность, столь любимую А.Кашпировским), возрастная регрессия (подробные воспоминания периода детства и последующий перенос положительных моментов из него в настоящее) и внушенные галлюцинации применяются для быстрого наведения транса. У Дж.Гриндера и Р.Бендлера перечисленные техники называются «рычажным наведением», потому что тут пользуются гипнотическими феноменами как рычагом, с помощью которого усиливается воздействие. Для повседневной практики из названных выше трех гипнофеноменов лучше всего подходит метод внушенных галлюцинаций как самый скрытный. Вот классический вполне безобидный прием для быстрого наведения транса, который Вы в виде шутки имеете возможность для тренировок использовать хоть сейчас на своих знакомых.