Если таджик женился на русской. Лучшие качества таджикских мужчин

Известия: Таджики меняют своих жен на русских

Худенький, маленький, в оборванных штанах и с грязными ногами - не мужчина, мечта. Причем женщин разных стран - двух как минимум. В 34 у него уже седая башка, куча голодных родственников и вечно нет денег. Другой бы на его месте запил, а таджик Нигматулло просит звать его Саней и источает такую непрошибаемую уверенность в собственной неотразимости, что невольно перестаешь удивляться его мужской востребованности и в Таджикистане, и в России.

«Я жена не люблю, я Фатима люблю! Питер - лучший город на земле!» - кричит он на весь двор на окраине Душанбе. «Да-да, не любит, это все знают, - кивает головой соседка, - только каждый год ей по ребенку делает и снова в Россию к Фатиме уезжает».

В России около миллиона трудовых мигрантов из Таджикистана. Они кладут асфальт и плитку, убирают улицы и подъезды, работают в супермаркетах, строят дачи и копают огороды. Их денежные переводы на родину составляют 60% ВВП страны - по данным Всемирного банка, по соотношению переводов к ВВП Таджикистан занимает 1-е место в мире. Так же Таджикистан вырвался на 1-е место в другом рейтинге - по количеству брошенных женщин. Раньше «страной оставленных жен» называли Мексику, тоже славящуюся своей дешевой рабсилой, теперь - Таджикистан.

До распада Союза таджикская диаспора в России составляла 32 тыс. человек, сейчас она в семь раз больше и растет как на дрожжах. В прошлом году, по официальным данным, таджики с русскими сыграли 12 тыс. свадеб. «Каждый третий таджик, уезжающий на работу в Россию, домой никогда не вернется» - к такому выводу пришли исследователи МОМ (Международной организации по миграции). 90% таджиков оседают в Москве и области, 5% в Питере, остальные едут в Поволжье и на Дальний Восток.

Фатиму, любимую женщину таджика Сани, на самом деле зовут Светой. Ей 29, работает медсестрой в детской больнице, живет в Питере с мамой. «Она мне помогать по-русски, а я с ней за это живу, - объясняет Саня, - я хочу прописку Питер, а мать ее, Люда, злая, не хочет меня». В Питере он уже восемь лет, чуть меньше живет с Фатимой-Светой. За эти годы она приняла мусульманство и переехала к нему на съемную квартиру. После работы убирается и готовит не только для Сани, но и для его дяди и братьев - всего их в «трешке» восемь человек.

Раз в год Саня наведывается в Душанбе, к законной жене и детям - их у него четверо, последнему всего год. С Фатимой детей нет. «Ах-ах, она хочет», - таджик томно закатывает глаза и целует фотку своей темноволосой возлюбленной в телефоне. Рано или поздно они поженятся и у них будут дети, не сомневается Саня, а «злая Люда» пропишет его в свою квартиру.

Саня - мужик порядочный: каждый месяц шлет домой переводы на 5–7 тыс. рублей, регулярно звонит и пусть редко, но приезжает. И ему хорошо, и жена счастлива. Большинство таджичек, отлично зная о вторых «русских семьях», в очередной раз провожая мужей на заработки, с ужасом ждут SMS-развода. «Талак, талак, талак!» - и все, свободна. SMS-разводы захлестнули страну, а политические деятели разделились на два лагеря: одни требуют признать такой развод легитимным, другие - запретить как неуважение к женщине и шариатским законам: по канонам «талак» надо говорить лично.

Любовь с огоньком

Брошенных женщин - тысячи. Кто-то от безысходности и неуверенности в себе становится самоубийцей. Кто-то едет за мужем в Россию или пытается получить хотя бы алименты. 28-летняя Латофат из Душанбе подала на сбежавшего мужа в суд и ждет теперь заочного решения об алиментах. «Он уехал на заработки 1,5 года назад, - рассказывает она. - Вначале звонил, потом попал в России в тюрьму на полгода за воровство, ну а несколько месяцев назад вообще исчез».

Латофат жила у свекрови - по старой традиции муж всегда приводит жену к своим родителям. По новой традиции пока муж на заработках, недовольная свекровь может запросто выгнать невестку с детьми на улицу - достаточно позвонить сыну и сказать, что она ей не нравится.

До свадьбы Латофат мужа не знала - их сосватали родители. «Оказался наркоманом, избивал меня постоянно, а когда уехал, стала поколачивать свекровь», - опустив глаза, вспоминает женщина. В итоге она с двумя детьми вернулась в свою семью. Устроиться на работу не может - окончила всего четыре класса школы. «Потом началась война, стреляли и днем и ночью, и родители перестали пускать меня на улицу, - говорит Латофат. - Они рассуждали, что уж лучше пусть я буду живой, чем образованной, но изнасилованной или мертвой».

«В кишлаках таких девушек без образования тысячи, - говорит Зибо Шарифова из Лиги женщин-юристов Таджикистана. - Они все - бесправные рабыни свекровей, терпят сколько могут, а потом - в петлю. На днях к нам обратилась за помощью сестра одной такой самоубийцы. Утром встала, подоила коров, убрала в доме, приготовила завтрак. А потом пошла в сарай и повесилась. Муж в России, осталось двое детей».

На севере Таджикистана в ход идет канистра с бензином - желающих поджечь себя назло бросившему мужу или ненавистной свекрови становится все больше. Через ожоговый центр в Душанбе проходит около 100 таких самоубийц в год, половина из них - жены трудовых мигрантов. 21-летнюю Гульсифат Сабирову привезли из кишлака три месяца назад в ужасном состоянии - у нее было обожжено 34% тела. После шести пластических операций на нее все равно страшно смотреть.

«Он меня мучил, избивал, а потом сказал: или сама себя убьешь, или я тебя задушу», - едва шепчет она обожженными губами. После очередной ссоры с мужем она пошла в сарай и вылила на голову канистру бензина, а потом бросила спичку.

Муж Гульсифат тоже несколько раз работал в России и по всем меркам был видным женихом. Гуля - самая младшая из восьми детей, самая красивая и скромная. Он только вернулся с очередных заработков, увидев ее в кишлаке читающей Коран, влюбился и прислал сватов. «Хоть она голодать не будет», - сказали родители, выдавая ее замуж. Через пять дней после свадьбы муж снова уехал в Россию, а Гуля осталась у свекрови. Потом вернулся, но вместе они не прожили и двух месяцев. Уже в больнице выяснилось, что Гуля беременна.

«Он ее правда любит, да и она, когда он приходит, становится такая радостная, активная, - говорит Зафира, старшая медсестра отделения. - За 14 лет, что я здесь работаю, первый раз вижу, чтобы муж так за больной ухаживал. Он ждет ее из больницы, делает ремонт в комнате, а ее родители - ни в какую. Считают, что его должны посадить».

Медсестры, несмотря на ее жуткий вид, Гуле даже завидуют: брак по любви, пусть он и вылился в такую чудовищную трагедию, в Таджикистане все еще большая редкость. Большинство союзов укладывается в простую схему: сосватали - родились дети - уехал в Россию - бросил.

Мужья напрокат

Чем дальше от Душанбе, тем чаще вместо машин едут навстречу ишак-мобили. В повозках женщины и дети. Дорога в идеальном состоянии - ее строили китайцы, в кредит. Теперь, чтобы добраться из Душанбе в Худжанд (бывший Ленинабад), нужно платить - бесплатной альтернативы просто нет. На полях с только что распустившимся хлопком - одни женщины.

«Спасибо России, что даете нашим мужьям работу!» - кричит нам самая пожилая из всех. Одна не видела мужа пять лет, другая три, большинство - не меньше двух. За месяц работы под палящим солнцем (на градуснике 45 градусов) они получат мешок картошки, лук да морковь. Зарплаты хватит ровно на два килограмма мяса. Но другой работы все равно нет, поэтому все в поле.

В кишлаках, которые на современный манер называют джамаатами, мужчины давно наперечет. Аловедину Шамсидинову из джамаата Навгилем 72, сыновья давно в Ростове-на-Дону, после смерти жены назад - присматривать за ним - вернулась невестка Махина с детьми. В России она прожила с мужем восемь лет, работала в больнице операционной сестрой, потом украшала торты.

«По-всякому мы пробовали получить гражданство - чего бы ни врали по телевизору, его не дают, - говорит Махина, доставая из тандыра пышущую жаром лепешку. - Единственный верный способ - жениться на русской, поэтому очень много фиктивных браков. С другой стороны, у всех таджиков, живущих в России, есть местные подруги. И много других браков - мусульманских, «никох» называется».

Махина хочет вернуться назад, к мужу. «Хочется уехать, правда хочется - а дед ни в какую!», и одного его оставить нельзя - родственники заклюют. И мужу в кишлаке нечего делать. Навгилем находится в 2 км от города Исфары, раньше там были заводы - химический, гидрометаллургический, спиртзавод, и фабрики - швейная и прядильная. А сейчас на весь район 100 рабочих мест. И без мужа плохо - и не хочется, чтоб свои проклинали, если бросит свекра.

«У нас тут еще дикие нравы, никто своих прав не знает, - тяжело вздыхает зампред джамаата по делам женщин и семьи Суясар Вахобоева. Она вроде мирового судьи - в случае семейных конфликтов вызывает стороны для переговоров и объясняет, что невестка - тоже человек. - Как бы ни старались власти, в кишлаках по-прежнему девочек не пускают в школу и выдают замуж в 14–15 лет. А дальше - заколдованный круг: он приедет ненадолго, сделает ей ребенка - и назад, в Россию». «Может, они и отпускали бы девочек в школу, но зачастую нет даже денег, чтобы купить форму и собрать ранец», - говорит Мавлюда Ибрагимова из ассоциации по защите прав женщин трудовых мигрантов.

«Соломенные жены»

«Женщина без мужской ласки чахнет и становится похожа на сушеный урюк, что растет у нас в огороде», - машет 46-летняя Васила рукой в сторону высокого дерева. У Василы лицо круглое, гладкое, бока плотные - не то что у ее подруги Малохат, от которой муж уехал в Россию много лет назад, тоже обзавелся семьей и ни разу с тех пор в кишлаке не объявлялся. «У нас сосед вернулся с хаджа, я к нему без спроса пошла, на пять минут - а он из-за этого взял и развелся со мной, осталась одна с четырьмя детьми», - тяжело вздыхает Малохат. Таких, как Малохат, полкишлака, а Васила на всю округу одна.

Василе из джамаата Чоркух надоело, что ее муж вечно на заработках, а денег присылает крохи, и когда он приехал к ней на побывку, просто заперла его в доме. «Он в Сызрани работал, в Иванове, я его все пытала: у тебя там кто-нибудь есть? Он - нет! А потом, когда я ему устроила истерику и сказала, что все равно не отпущу, мне его «жена» начала названивать и требовать его назад, вот кобель! - Васила - руки в боки, золотые зубы блестят на солнце - баба боевая, с высшим образованием, бригадирша в поле, сама купила и водит «шестерку». Мужа она не отпускает уже три года. - Дочки на папу не нарадуются, я его к себе в бригаду взяла - ну и пусть денег почти не зарабатывает и стонет, что хочет в Россию, зато я при мужике».

Чоркух упирается в горы, вдоль низких пыльных домов бежит мутный арык, в котором моет посуду и ноги все население Чоркуха - женщины и дети. Возле старинной мечети сидят аксакалы - они следят, чтобы девочки, отправляясь с ведрами на колонку, не слишком смотрели по сторонам. Одно их слово - и если в кишлаке появится жених, к ней во двор он никогда не заглянет.

В кишлаке Шахристан, что на севере Таджикистана, нравы не такие суровые, а мужиков еще меньше. Тут с работой еще хуже, и единственный способ выжить - податься в Россию. Мавлюда Шкурова носит темный халат и белый платок, она в трауре - полгода назад ее мужа Рахмата сбил насмерть микроавтобус. Ему было 44, осталось четверо детей. В Шахристан в прошлом году вернулись в гробах еще трое мужчин.

«Рахмат стоял на остановке в подмосковном Щекине, рядом с хладокомбинатом, где работал и жил, - рассказывает его брат Немат. - Его сбил Александр Сухов, денег даже на гроб не дал - все равно, сказал, посадят». За девять лет, что Рахмат был в России, старый дом совсем развалился, а на новый он так и не заработал. Теперь на трудовую вахту отправился его старший сын - ему еще нет 17, только закончил 9-й класс. «Одна надежда - на него, - едва не плачет Мовлюда. Второй сын ходит рядом - он инвалид детства. - Звонил на днях - работали с ребятами у армян на даче, а им не заплатили. Он от обиды плакал, я тоже рыдала».

ДУШАНБЕ, 17 апр — Sputnik, Андрей Захватов. В настоящее время в Таджикистане, как это было и в советский период, не меняется тенденция к росту числа межнациональных браков.

Как отмечает таджикский социолог София Касымова, в первые годы советской власти межнациональные и межконфессиональные браки даже приветствовались и поощрялись властями, тем более что в своем большинстве таджики интернациональным бракам не препятствовали.

Две волны

Первая большая волна межнациональных браков в Таджикистане пришлась на вторую половину 40-х годов XX века. В Таджикистан возвращались десятки тысяч участников Великой Отечественной Войны и участников трудового фронта.

Тысячи бойцов-мусульман приехали на родину с женами-христианками. Практически в каждом райцентре и во многих кишлаках можно было встретить уроженок европейских стран — они успешно работали в больницах, школах, учили таджикских детей русскому языку и растили своих светлоглазых и светловолосых детей.

Вторая и тоже довольно существенная волна межнациональных браков была отмечена в 50-60-е годы минувшего века, когда направленные на учебу в крупнейшие города России таджикские студенты женились на россиянках. Особенно заметно это было в среде крупных советских партийных и хозяйственных работников Таджикистана — у значительной их части жены были русскими.

В этой связи очень интересна похожая на легенду история любви таджика и русской женщины — история, которую через полвека я уже могу рассказать в прессе, и именно так, как рассказал мне ее ветеран внешней разведки Таджикистана 40 лет назад.

История-легенда

В 50-х годах молодой офицер, таджик, женатый на молодой русской женщине, состоял на службе во внешней разведке. Жена с ребенком жила с родителями мужа в кишлаке недалеко от Душанбе и ждала супруга из очередной длительной командировки.

Но обстоятельства сложились так, что во время работы за рубежом он был по непонятным причинам арестован и попал в тюрьму строгого режима одной из центральноазиатских мусульманских стран. Проходили долгие годы, а известий от офицера никаких не было. Не дождавшись сына, родители ушли в мир иной, но успели сказать русской снохе, чтобы не ждала их сына и выходила замуж.

Так оно и произошло. В новой семье уже росли двое детей, а ее законному, живому, заточенному в тюрьме в чужой стране мужу, удалось каким-то образом передать записку в советское посольство. И тогдашний глава советского правительства Алексей Косыгин смог договориться об освобождении разведчика.

Вернулся офицер в Таджикистан больным, с серьезно подорванным здоровьем и узнал о том, что жена послушалась его родителей, вышла вновь замуж и растит детей. Услышавшая же о возвращении любимого человека, русская женщина сказала новому супругу: "По-человечески правильнее будет, если я вернусь к нему". И тот не посмел ей ничего возразить.

Прожили они недолго — разведчик вскоре умер от болезни. Но все, кто знал этот случай, с большим уважением отнеслись к героям этой истории, в первую очередь, к русской женщине, полюбившей таджика.

Александра из кишлака Хур

В августе 2011 года, когда я гостил у моего друга Амирали, старосты кишлака Хур в Горном Каратегине, расположенном в 10 километрах от Тавильдары, тепло принявший меня хозяин дома сказал: "Андрей, ты сегодня не один гость из России. Есть и другие, завтра познакомлю!"

Пока ужинали, подошли молодые ребята, приехавшие в отпуск к родителям с заработков в России: отработали на стройке на острове Русском на Дальнем Востоке. Рассказали, что на строительстве уникального моста и на других объектах из кишлака Хур работают более 15 человек. Поинтересовался у них — их семьи тоже в России живут? Молодые люди отшутились: рассказали, что там почти у каждого есть подруга.

Молодым людям можно было верить — в начале 2000-х, когда трудовая миграция из Таджикистана год от года росла, в стране начался тревожный, по мнению демографов, процесс. Массовый выезд молодых мужчин на заработки в значительной степени осложнил процессы создания семей — в 2010 году примерно полмиллиона молодых девушек республики испытывали сложности в поиске спутника жизни. Тем временем в России заметно росло число межнациональных браков таджиков с россиянками — законных и гражданских.

Выбор молодых россиянок в пользу приехавших на заработки гастарбайтеров объяснялся просто: абсолютное большинство таджиков трудолюбивы, работают честно, практически не употребляют спиртного, не сквернословят, быстро обучаются русскому языку.

Точной статистики межнациональных браков таджиков на территории России нет. Тем не менее, по экспертным оценкам, среди нескольких сот тысяч граждан Таджикистана, получивших после 2000 года российское гражданство, до настоящего времени от 40 до 60 тысяч таджиков заключили браки с россиянками.

К 2013 году ситуация настолько осложнилась, что депутат таджикского парламента Саодат Амиршоева заявила, что религиозно-смешанные браки могут разрушить генофонд таджикской нации.

Но браки в России и в таджикских диаспорах за рубежом продолжают заключать не только таджики-мужчины. За последние 15 — 20 лет демографы отмечают рост числа таджичек, вступающих в браки с иностранцами, причем не только из азиатских стран, но и из стран Европы и Америки. В Таджикистане, к примеру, широко известен недавний случай, когда российский телеведущий Александр Гордон женился на 20-летней студентке из Таджикистана.

Утром следующего дня, мой друг Амирали, как обещал, повел меня знакомить с другими гостями из России. Оказалось, что один из молодых мужчин, уже 6 лет живущий и работающий в Санкт-Петербурге, впервые привез в кишлак и познакомил с родителями свою законную жену Александру и детей.

Молодая женщина охотно рассказала, что со своим будущим мужем познакомилась в столовой. Отношения в семье прекрасные, подрастают двое сыновей. Она призналась, что родители и родственники мужа гостеприимно и по-доброму встретили ее и детей, с интересом смотрели фотографии из Петербурга, расспрашивали о планах молодой семьи.

Александра разрешила сфотографировать ее, но только не для прессы. А на публикацию фотографии мужа с детьми дала добро. Фоном для фотографии таджик выбрал свой сгоревший автомобиль.

"Только один день смог поездить на нем — машину взорвали во время гражданской войны в 90-х годах", — пояснил он, добавив, что в этих местах Горного Каратегина шли тяжелые бои.

Будут ли в Таджикистане и впредь расти межнациональные браки? По всей вероятности — да, будут. Причем не только c иностранцами из Европы и Америки, но и из Китая. Как это скажется на структуре населения Таджикистана — такие прогнозы демографы пока не дают. Однако, по мнению известного таджикского ученого Рахмона Ульмасова, к смешанным бракам таджиков с иностранцами нужно относиться спокойно и с пониманием.

Худенький, маленький, в оборванных штанах и с грязными ногами - не мужчина, мечта. Причем женщин разных стран - двух как минимум. В 34 у него уже седая башка, куча голодных родственников и вечно нет денег. Другой бы на его месте запил, а таджик Нигматулло просит звать его Саней и источает такую непрошибаемую уверенность в собственной неотразимости, что невольно перестаешь удивляться его мужской востребованности и в Таджикистане, и в России.

«Я жена не люблю, я Фатима люблю! Питер - лучший город на земле!» - кричит он на весь двор на окраине Душанбе. «Да-да, не любит, это все знают, - кивает головой соседка, - только каждый год ей по ребенку делает и снова в Россию к Фатиме уезжает».

В России около миллиона трудовых мигрантов из Таджикистана. Они кладут асфальт и плитку, убирают улицы и подъезды, работают в супермаркетах, строят дачи и копают огороды. Их денежные переводы на родину составляют 60% ВВП страны - по данным Всемирного банка, по соотношению переводов к ВВП Таджикистан занимает 1-е место в мире. Так же Таджикистан вырвался на 1-е место в другом рейтинге - по количеству брошенных женщин. Раньше «страной оставленных жен» называли Мексику, тоже славящуюся своей дешевой рабсилой, теперь - Таджикистан.

До распада Союза таджикская диаспора в России составляла 32 тыс. человек, сейчас она в семь раз больше и растет как на дрожжах. В прошлом году, по официальным данным, таджики с русскими сыграли 12 тыс. свадеб. «Каждый третий таджик, уезжающий на работу в Россию, домой никогда не вернется» - к такому выводу пришли исследователи МОМ (Международной организации по миграции). 90% таджиков оседают в Москве и области, 5% в Питере, остальные едут в Поволжье и на Дальний Восток.

Фатиму, любимую женщину таджика Сани, на самом деле зовут Светой. Ей 29, работает медсестрой в детской больнице, живет в Питере с мамой. «Она мне помогать по-русски, а я с ней за это живу, - объясняет Саня, - я хочу прописку Питер, а мать ее, Люда, злая, не хочет меня». В Питере он уже восемь лет, чуть меньше живет с Фатимой-Светой. За эти годы она приняла мусульманство и переехала к нему на съемную квартиру. После работы убирается и готовит не только для Сани, но и для его дяди и братьев - всего их в «трешке» восемь человек.

Раз в год Саня наведывается в Душанбе, к законной жене и детям - их у него четверо, последнему всего год. С Фатимой детей нет. «Ах-ах, она хочет», - таджик томно закатывает глаза и целует фотку своей темноволосой возлюбленной в телефоне. Рано или поздно они поженятся и у них будут дети, не сомневается Саня, а «злая Люда» пропишет его в свою квартиру.

Саня - мужик порядочный: каждый месяц шлет домой переводы на 5–7 тыс. рублей, регулярно звонит и пусть редко, но приезжает. И ему хорошо, и жена счастлива. Большинство таджичек, отлично зная о вторых «русских семьях», в очередной раз провожая мужей на заработки, с ужасом ждут SMS-развода. «Талак, талак, талак!» - и все, свободна. SMS-разводы захлестнули страну, а политические деятели разделились на два лагеря: одни требуют признать такой развод легитимным, другие - запретить как неуважение к женщине и шариатским законам: по канонам «талак» надо говорить лично.

Любовь с огоньком

Брошенных женщин - тысячи. Кто-то от безысходности и неуверенности в себе становится самоубийцей. Кто-то едет за мужем в Россию или пытается получить хотя бы алименты. 28-летняя Латофат из Душанбе подала на сбежавшего мужа в суд и ждет теперь заочного решения об алиментах. «Он уехал на заработки 1,5 года назад, - рассказывает она. - Вначале звонил, потом попал в России в тюрьму на полгода за воровство, ну а несколько месяцев назад вообще исчез».

Латофат жила у свекрови - по старой традиции муж всегда приводит жену к своим родителям. По новой традиции пока муж на заработках, недовольная свекровь может запросто выгнать невестку с детьми на улицу - достаточно позвонить сыну и сказать, что она ей не нравится.

До свадьбы Латофат мужа не знала - их сосватали родители. «Оказался наркоманом, избивал меня постоянно, а когда уехал, стала поколачивать свекровь», - опустив глаза, вспоминает женщина. В итоге она с двумя детьми вернулась в свою семью. Устроиться на работу не может - окончила всего четыре класса школы. «Потом началась война, стреляли и днем и ночью, и родители перестали пускать меня на улицу, - говорит Латофат. - Они рассуждали, что уж лучше пусть я буду живой, чем образованной, но изнасилованной или мертвой».

«В кишлаках таких девушек без образования тысячи, - говорит Зибо Шарифова из Лиги женщин-юристов Таджикистана. - Они все - бесправные рабыни свекровей, терпят сколько могут, а потом - в петлю. На днях к нам обратилась за помощью сестра одной такой самоубийцы. Утром встала, подоила коров, убрала в доме, приготовила завтрак. А потом пошла в сарай и повесилась. Муж в России, осталось двое детей».

На севере Таджикистана в ход идет канистра с бензином - желающих поджечь себя назло бросившему мужу или ненавистной свекрови становится все больше. Через ожоговый центр в Душанбе проходит около 100 таких самоубийц в год, половина из них - жены трудовых мигрантов. 21-летнюю Гульсифат Сабирову привезли из кишлака три месяца назад в ужасном состоянии - у нее было обожжено 34% тела. После шести пластических операций на нее все равно страшно смотреть.

«Он меня мучил, избивал, а потом сказал: или сама себя убьешь, или я тебя задушу», - едва шепчет она обожженными губами. После очередной ссоры с мужем она пошла в сарай и вылила на голову канистру бензина, а потом бросила спичку.

Муж Гульсифат тоже несколько раз работал в России и по всем меркам был видным женихом. Гуля - самая младшая из восьми детей, самая красивая и скромная. Он только вернулся с очередных заработков, увидев ее в кишлаке читающей Коран, влюбился и прислал сватов. «Хоть она голодать не будет», - сказали родители, выдавая ее замуж. Через пять дней после свадьбы муж снова уехал в Россию, а Гуля осталась у свекрови. Потом вернулся, но вместе они не прожили и двух месяцев. Уже в больнице выяснилось, что Гуля беременна.

«Он ее правда любит, да и она, когда он приходит, становится такая радостная, активная, - говорит Зафира, старшая медсестра отделения. - За 14 лет, что я здесь работаю, первый раз вижу, чтобы муж так за больной ухаживал. Он ждет ее из больницы, делает ремонт в комнате, а ее родители - ни в какую. Считают, что его должны посадить».

Медсестры, несмотря на ее жуткий вид, Гуле даже завидуют: брак по любви, пусть он и вылился в такую чудовищную трагедию, в Таджикистане все еще большая редкость. Большинство союзов укладывается в простую схему: сосватали - родились дети - уехал в Россию - бросил.

Мужья напрокат

Чем дальше от Душанбе, тем чаще вместо машин едут навстречу ишак-мобили. В повозках женщины и дети. Дорога в идеальном состоянии - ее строили китайцы, в кредит. Теперь, чтобы добраться из Душанбе в Худжанд (бывший Ленинабад), нужно платить - бесплатной альтернативы просто нет. На полях с только что распустившимся хлопком - одни женщины.


«Спасибо России, что даете нашим мужьям работу!» - кричит нам самая пожилая из всех. Одна не видела мужа пять лет, другая три, большинство - не меньше двух. За месяц работы под палящим солнцем (на градуснике 45 градусов) они получат мешок картошки, лук да морковь. Зарплаты хватит ровно на два килограмма мяса. Но другой работы все равно нет, поэтому все в поле.

В кишлаках, которые на современный манер называют джамаатами, мужчины давно наперечет. Аловедину Шамсидинову из джамаата Навгилем 72, сыновья давно в Ростове-на-Дону, после смерти жены назад - присматривать за ним - вернулась невестка Махина с детьми. В России она прожила с мужем восемь лет, работала в больнице операционной сестрой, потом украшала торты.


«По-всякому мы пробовали получить гражданство - чего бы ни врали по телевизору, его не дают, - говорит Махина, доставая из тандыра пышущую жаром лепешку. - Единственный верный способ - жениться на русской, поэтому очень много фиктивных браков. С другой стороны, у всех таджиков, живущих в России, есть местные подруги. И много других браков - мусульманских, «никох» называется».

Махина хочет вернуться назад, к мужу. «Хочется уехать, правда хочется - а дед ни в какую!», и одного его оставить нельзя - родственники заклюют. И мужу в кишлаке нечего делать. Навгилем находится в 2 км от города Исфары, раньше там были заводы - химический, гидрометаллургический, спиртзавод, и фабрики - швейная и прядильная. А сейчас на весь район 100 рабочих мест.И без мужа плохо - и не хочется, чтоб свои проклинали, если бросит свекра.

«У нас тут еще дикие нравы, никто своих прав не знает, - тяжело вздыхает зампред джамаата по делам женщин и семьи Суясар Вахобоева. Она вроде мирового судьи - в случае семейных конфликтов вызывает стороны для переговоров и объясняет, что невестка - тоже человек. - Как бы ни старались власти, в кишлаках по-прежнему девочек не пускают в школу и выдают замуж в 14–15 лет. А дальше - заколдованный круг: он приедет ненадолго, сделает ей ребенка - и назад, в Россию». «Может, они и отпускали бы девочек в школу, но зачастую нет даже денег, чтобы купить форму и собрать ранец», - говорит Мавлюда Ибрагимова из ассоциации по защите прав женщин трудовых мигрантов.

«Соломенные жены»

«Женщина без мужской ласки чахнет и становится похожа на сушеный урюк, что растет у нас в огороде», - машет 46-летняя Васила рукой в сторону высокого дерева. У Василы лицо круглое, гладкое, бока плотные - не то что у ее подруги Малохат, от которой муж уехал в Россию много лет назад, тоже обзавелся семьей и ни разу с тех пор в кишлаке не объявлялся. «У нас сосед вернулся с хаджа, я к нему без спроса пошла, на пять минут - а он из-за этого взял и развелся со мной, осталась одна с четырьмя детьми», - тяжело вздыхает Малохат. Таких, как Малохат, полкишлака, а Васила на всю округу одна.


Василе из джамаата Чоркух надоело, что ее муж вечно на заработках, а денег присылает крохи, и когда он приехал к ней на побывку, просто заперла его в доме. «Он в Сызрани работал, в Иванове, я его все пытала: у тебя там кто-нибудь есть? Он - нет! А потом, когда я ему устроила истерику и сказала, что все равно не отпущу, мне его «жена» начала названивать и требовать его назад, вот кобель! - Васила - руки в боки, золотые зубы блестят на солнце - баба боевая, с высшим образованием, бригадирша в поле, сама купила и водит «шестерку». Мужа она не отпускает уже три года. - Дочки на папу не нарадуются, я его к себе в бригаду взяла - ну и пусть денег почти не зарабатывает и стонет, что хочет в Россию, зато я при мужике».

Чоркух упирается в горы, вдоль низких пыльных домов бежит мутный арык, в котором моет посуду и ноги все население Чоркуха - женщины и дети. Возле старинной мечети сидят аксакалы - они следят, чтобы девочки, отправляясь с ведрами на колонку, не слишком смотрели по сторонам. Одно их слово - и если в кишлаке появится жених, к ней во двор он никогда не заглянет.

В кишлаке Шахристан, что на севере Таджикистана, нравы не такие суровые, а мужиков еще меньше. Тут с работой еще хуже, и единственный способ выжить - податься в Россию. Мавлюда Шкурова носит темный халат и белый платок, она в трауре - полгода назад ее мужа Рахмата сбил насмерть микроавтобус. Ему было 44, осталось четверо детей. В Шахристан в прошлом году вернулись в гробах еще трое мужчин.


«Рахмат стоял на остановке в подмосковном Щекине, рядом с хладокомбинатом, где работал и жил, - рассказывает его брат Немат. - Его сбил Александр Сухов, денег даже на гроб не дал - все равно, сказал, посадят». За девять лет, что Рахмат был в России, старый дом совсем развалился, а на новый он так и не заработал. Теперь на трудовую вахту отправился его старший сын - ему еще нет 17, только закончил 9-й класс. «Одна надежда - на него, - едва не плачет Мовлюда. Второй сын ходит рядом - он инвалид детства. - Звонил на днях - работали с ребятами у армян на даче, а им не заплатили. Он от обиды плакал, я тоже рыдала».

Хабиба Наврузова, учительница русского языка, с пятью детьми уже шесть лет живет без мужа. Младший сын отца ни разу не видел. Старшую дочь сама замуж отдавала - по всем законам это должен делать отец. И свекровь сама хоронила - муж, хоть и звонит иногда, говорит, что нет денег приехать. Даже на похороны.

«Традиции, с одной стороны, все еще сильны, а с другой - отчаянно нарушаются, - говорит Зибо Шарифова из Лиги женщин-юристов Таджикистана. - Раньше представить себе было невозможно, чтобы у нас родителей бросали, а теперь старики сами к нам за помощью обращаются - подать иск против сына на алименты в твердой сумме».


Хабиба же свято верит, что еще чуть-чуть - и загулявший муж вернется. «Звонил недавно, в сентябре теперь обещает», - убеждает нас Хабиба. «Вернется он, жди, когда совсем старый станет и никому не нужный!» - подкалывают ее соседки. Она не обижается - тут в каждом дворе «соломенные жены».

Фатима-Света из Санкт-Петербурга готовится к мусульманской свадьбе-«никох» - Саня-Нигматулло по телефону сделал ей предложение. Скоро закончится «ураза» (пост), и он снова вернется в Питер. «Таджики ответственные, своих не бросают», - убеждена Фатима. Она совсем не переживает, что будет «второй женой» - главное, что любимой, говорит она.

О чем говорят 13 таджикских мужчин

«Женская логика оставляет неизгладимый след на мужской психике»

Пожалуй, в жизни каждого молодого человека наступает момент, когда он готов обзавестись семьей и начать новую жизнь. Хоть и говорят, что «хорошее дело браком не назовут», семья это один из базовых институтов общества, цель и смысл жизни большинства людей. Однако в современном мире с возрастающей эмансипацией женщин и меняющимся отношением к семье, этот смысл порой утрачивается. В нашей традиционной культуре, формированию семьи отводится огромное количество времени и усилий, эта тема одновременно является чуть ли не самой важной и насыщенной многочисленными сплетнями и в то же время - очень редко обсуждается открыто. В этой статье я попытался приоткрыть занавес над этой злободневной для многих из моих друзей темой, и показать ее вам глазами молодых людей, пытающихся справиться с данным испытанием - каждый по-своему.

Заранее предупрежу милых дам, что все нижепредставленное покажется им очень субъективным мнением лишь с одной стороны, с элементами мужского шовинизма и скептицизма.

"Полнота красок жизни заключается именно в плюрализме взглядов на нее"


1. Большой и в чем то наивный мужчина, 24 года, холост.

«Прожив достаточно разную жизнь, я исколесил полмира, бежал от себя, от своей семьи, потратил много времени и денег с никчемными людьми вокруг, осознал ценность настоящей дружбы и семьи. Я не идеален, как говорят у меня имидж не самого лучшего человека, во мне много проблем и сложностей. Однако, когда речь идет о женитьбе я стараюсь прислушиваться к своему сердцу, в то же время именно в этом вопросе меня все больше беспокоит мнение и ожидания окружающих, ожидания моих родителей, наверное это самое таджикское во мне. Я вернулся на Родину, но она стала чуждой мне, мне стыдно признаться, но каждый раз я с огромной радостью покидаю её. Я всегда хотел жениться на таджичке, может выбирал не лучших девушек - мне не везло с ними, как мотылька меня привлекал свет и блеск, однако сейчас я понимаю, что за блеском скрывались пустота и никчемность. Можно сказать, что как и многие другие мои одинокие друзья, сейчас я нахожусь в полном разочаровании и на грани депрессии. В голове играют разные мысли, от мысли о необходимости женитьбы, в надежде на то что моя жизнь устаканится и приобретет смысл, до мысли о том как я смогу провести жизнь с чужим мне, ограниченным в своем мировоззрении человеком, с которым мне не поспорить об экспрессионизме и эпохе возрождения в архитектуре. Но это не самое страшное, страшнее быть с холодным и чужим человеком, не способным тебя понять. Раньше девушки проводили большую часть времени и общения со своими мамами, были похожи на них, понимали ценность института семьи, можно было легко определить склад ума и уровень воспитания по маме. Сегодня они живут за рубежом, у них многочисленные подруги, интернет, телефон, сотни друзей в одноклассниках и вконтакте, люди меняются, на них влияет социум, а в Душанбе сегодня он мягко говоря, не благоприятный»

2. Щедрый, добрый, но очень принципиальный мужчина, 25 лет, холост.

«Не могу понять таджикских девушек. Из моего достаточно солидного опыта общения с представителями противоположного пола, могу сказать, что я пришел к выводу, что лучше и безопаснее всего быть одному. Если бы можно было делать детей через клонирование, эта проблема бы во многом бы отпала для меня на долго. Прожив долгое время за рубежом, я полностью отдалился от бытовой реальности жизни таджикской молодежи. Я с трудом понимаю диалект и акцент на котором говорят современные девушки в Душанбе. Не говоря уже об их менталитете и ценностях. И количество возможных вариантов из 1 миллиона таджичек моего возрастного диапазона, уменьшается с каждым днем роста моих требований. Я считаю, что после женитьбы, у мужчины есть возможность всего 10 лет жить нормальной полноценной жизнью. Так как по истечению этого срока, обычно появляются дети, и женщина по силе данной ей природой начинает садиться на голову и крепко держать мужчину за одно место. Это может происходить и в мягкой форме, и в брутальной форме, и в мудрой форме. Это неизбежно, и с этим мирятся даже самые самоуверенные мачо. Получается, мужчине нужно совсем немного: чтобы человек согласился на его правила, не мешал нормально жить и зарабатывать хотя бы первые 10 лет. Однако, те кто согласны на эти условия не соответствуют критериям, а те кто соответствуют - не согласны. Девушки видят в нас современность и прогрессивность западной культуры, в которой мы живем. Однако прожив здесь долгий срок, сохраняя и тщательно оберегая свою культуру, мы стали более традиционными, что вызывает непонимание и выглядит архаизмом для современных девушек Душанбе. К примеру, я выступаю против социальных сетей и считаю что в браке супруги должны обращаться друг к другу на Вы. В современных условиях Душанбе, в среде образованных девушек из интеллигентных семей - это вызывает смех и непонимание»

3. Мягкий, верующий в Бога, честный мужчина, 26 лет, холост.

«У меня нет такого большого опыта как у моих товарищей, но на мой взгляд, являясь популярными среди представительниц противоположного пола, они вообразили себя принцами, не понимая, что к принцам тянутся лишь фейковые капризные принцессы. На мой взгляд человек не измерим мировоззрением и дипломами. Есть настоящие, тихие, сдержанные и во многом робкие девушки с большим сердцем и чистой бескорыстной душой. Если же заведомо лететь на свет и все яркое, можно обжечься и сгореть. Тем более нельзя забывать, что кроме того помимо тебя там сгорели десятки других мотыльков. Большинство выбирают себе жен по внешним признакам, уровню образования и происхождению семьи. Все это напоминает мне покупку яркой брендовой машины в люксовой комплектации, с высокой стоимостью содержания и риском угона. Жена же на мой взгляд должна быть надежной и неприметной, как говорят на Западе, той с которой ты можешь провести не только пятницу вечер, но и субботу»

4. Видавший многое и разное, способный выжить в любом месте, 28 лет, женат, есть ребенок.

«В уже далеком 2008 году, залого до того как я женился, вместе с автором этой статьи мы вывели достаточно интересное и жизненное правило, которое обозвали «синдромом принцессы», им болеет любая более или менее привлекательная девушка без жизненного опыта, которой уделили внимание несколько парней, его хорошо иллюстрирует моя цитата: "Принцессы нужны печальным принцам, а нам веселым комбайнерам нужны простые надежные доярки!" Каждый волен сам выбирать свой путь, я выбрал свой и могу сказать, что полностью счастлив, что вернулся в Таджикистан, женился на простой девушке, делаю карьеру и воспитываю сына. А воспоминания о другой жизни, о принцессах и другом ненатуральном мире остались позади. Есть сегодняшний день, моя семья и моя Родина. Может не самая лучшая, но моя, такая как есть»

5. Интеллигентный и сдержанный мужчина со своими принципами, 29 лет, женат дважды, есть ребенок

«У меня была большая нетаджикская любовь в жизни, может и звучит банально, но это была настоящая любовь, затем я, общество вокруг меня, мои друзья и родители и все вокруг - убедили меня отказаться от нее и жениться на таджичке. Женившись в спешке, я нарвался на пустую куклу с веселой семейкой в придачу, в первый же день после свадьбы она начала вести себя неадекватно. Оказалось, уровень восприятия мира у человека, с которым мне предстояло провести всю свою жизнь - был ограничен моим статусом, брендами, дорогими машинами с запоминающимися номерами, дешевыми понтами, скандалами и никчемностью. К счастью, мы попрощались с ней достаточно быстро. Причем развелись мы больше не из-за разногласий между собой, а скорее из-за общества вокруг нас. Были моменты, когда я думал об одиночестве, как об идеальной модели жизни для мужчины, затем родители предложили кандидатуру и я решил рискнуть во второй раз.….»

6. Успешный бизнесмен с добрым сердцем, 27 лет, женат, есть ребенок.

«Женитьбу я воспринимал, как бизнес сделку, она должна была пройти гладко и быстро, принести свой результат через 9 месяцев и стороны должны были остаться довольны. Следовательно, стороны должны были быть одного калибра и сделка должна была быть взаимовыгодной. Все условия партнерства - оговорены заблаговременно. А любовь -дело наживное. Конечно, тяжело осознавать, что с этим чужим человеком тебе ложиться в постель на протяжении всей оставшейся жизни. Но в то же время, на собственном опыте я убедился, что полгода воздержания способны воспитать любовь в любом человеке. Нельзя забывать, что ты скрепляешь союз практически с ребенком не равным тебе, не имеющим никакого жизненного опыта и понимания того о чем говорят мужчины. Призываю наших ребят к терпению и пониманию, порой в чем-то можно уступить своему самолюбию и звездности, во благо семьи и осмысленной жизни»

7. Веселый и понимающий, разный и свой в любой среде, 25 лет, женат, двое детей.

«Почти всю свою сознательную жизнь я прожил в Душанбе, пытался жить за рубежом, но вернулся дважды, женился я по любви и достаточно рано, это был мой выбор. Для меня никогда не было важно происхождение или образование человека, это все критерии, их может быть много, но не быть самого главного. Если нет любви, из союза критериев ничего не получится. Я боготворю человека, который рядом со мной, она подарила мне двух замечательных детей. Я счастлив. Можно сказать, что иногда общаясь со своими ровесниками, я задумываюсь, что женился рано и лишил себя многого, но когда я обнимаю своего сына, я забываю про все, в том числе и про большинство своих друзей. Любая мудрая женщина понимает, что мужчине нужна свобода и возможность периодически спускать пар. На мой взгляд, сегодня Душанбе переживает сексуальную революцию, появилась полная свобода и вседозволенность, меняется менталитет молодых людей и девушек. Те кто приезжают, не могут понять и уследить, так как уезжали они из одной страны, а вернулись в совсем другую, сохранив свои представления и ожидания неизменными»

8. Импульсивный слушатель порывов сердца с рациональным складом ума, 24 года, холост.

«Я человек сложный и самолюбивый, ищу свою таджикскую любовь уже больше трех лет, честно говоря, «чем дальше в лес, тем страшнее волки». Пытаюсь внушать себе то, что нужно перетерпеть и идти на жертвы ради детей и будущей семьи. В то же время живу за рубежом и узнаю о современном Таджикистане такое, что волосы дыбом, и порой понимаешь, что лучше жениться молодым и наивным. Недавно одна из девушек из Душанбе рассказала мне, что мечтой среднестатистической незамужней душанбинки является, конечно же, успешное замужество. Оказывается, есть два варианта современной мечты о принце на белом коне: обычно это дилемма - выйти замуж за «состоятельного лоха» или «брутального хара». Причем «лохом» считается муж, позволяющий своей жене работать, ездить за рулем и носить любую одежду. А за «брутального хара» можно только по любви, так как придется терпеть грубое обращение и побои. Ко всему была добавлена народная мудрость: «Лоха лох накни, гунохаш бар сари ту». Причем самое страшное, что я понимаю, что как бы и не хотелось быть «лохом», харом быть сложнее, и то что в нашей культуре есть тип женщин, которым действительно нужны «брутальные хары», которые, сплевывая насвай, могут покрыть матом и дать четко понять, кто в доме хозяин. Может, мне много хочется, но мне кажется что любовь и семейная жизнь должны приносить удовольствие, облегчая и наполняя смыслом нашу жизнь. В идеале, жена должна вместо того чтобы систематично насиловать мозг, регулярно делать массаж головы по вечерам».

9. Иногда задумывающийся эгоист, 25 лет, холост.

«Мне важно, чтобы она любили меня и не мешала мне любить себя. Может и звучит гиперэгоистично, но это моя природа. Конечно же хотелось бы, чтобы этот человек был внешне привлекательным, не обделенным образованием и происхождением, чтобы не было стыдно выйти в свет и познакомить с друзьями. Может быть, мужчине нужно время, чтобы созреть для женитьбы и посвятить себя одной женщине. Прежде всего, нужно разобраться в том, что ты хочешь и чего ты ждешь от брака. И насколько легко этот человек сможет войти в твою семью. Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь куда плывешь. Нужно четко представлять картинку в голове, жена совсем не обязательно будет тщательно и систематично выносить мозг на регулярной основе или будет на огромной дистанции. Это ненормально! Порой кажется, что все мужчины одинаково не счастливы со своими женами, но не признают этого, терпят ради детей и сохранения гармонии. Они придумали миф о том, что это нормально, они пьют и изменяют, считая это оправданным лекарством в такой ситуации. А женщины продолжают насиловать им мозг, не вникая в первопричину».

10. Мужик сказал, мужик сделал, 23 года, женат, есть ребенок.

«Сложный выбор, женитьба - это большой трудный шаг в пропасть, который лучше делать с закрытыми глазами. С первого дня приходит осознание того, что твоя жизнь значительно усложнилась. И если до свадьбы были легкие отношения по настроению, то после свадьбы - над отношениями нужно работать не покладая рук. Тут не до измерения настроения. Я убежден, что чем моложе человек, который переживает все это, тем легче ему все это дается, так же как и любое другое образование. Это большая школа взросления и понимания ответственности. Язык отношений мужа и жены достаточно своеобразен, особенно в нашей культуре, где мужчина должен четко «расставить все точки над «и» и полностью контролировать ситуацию, принимая решения за двоих. Так как в нашей культуре ты женишься практически на ребенке без жизненного опыта, получается, ты не создаешь союз с равным себе, а скорее удочеряешь ребенка и приобретаешь чувство ответственности за него. От того, как ты его воспитаешь и что объяснишь, зависит твой брак. В такой ситуации на мужчине лежит в разы больше ответсвенности, к которой мало кто готов, скажем по правде, на которую никто осознанно и на трезвую голову не пойдет. Все ведь смотрят фильмы и эмансипируются, умничают и представляют себе союз с равным человеком, забывая свою культуру и реалии. Поэтому и женятся рано - прыжок в пропасть с закрытыми глазами. Если же полностью понимать и осознавать весь уровень ответственности до свадьбы, то отпадет любое желание».

11. Человек стремящийся к идеалу, 24 года, холост.

«Несмотря на боль и разочарование в своей жизни, я скорее из тех, которые внушают себе, что счастье человека заключается в служении людям, в счастье всех окружающих его людей, а чтобы сделать людей счастливыми необходимо переступить через свой эгоизм и понять нужды окружающих. Вся моя жизнь- это борьба с самим собой. Жизнь в чем-то похожа на половой акт, от нее получаешь значительно большее удовольствие, если чувствуешь, какое удовольствие ты доставляешь окружающим. Но до этого уровня мышления необходимо дорасти, как необходимо дорасти до понимания благотворительности. Вечно голодный и ненасытный бедняк, не видевший полной тарелки в своей жизни - не сможет поделится кладом, свалившимся на него с неба. Так и с любовью - те, кто ей обделены всю свою жизнь, не смогут дарить ее и доставлять счастье окружающим бескорыстно, единственный выход - учиться дарить любовь, счастье и внимание бескорыстно, не ожидая ничего взамен. Тогда полноценных людей в этом мире будет больше»

12. Виртуальный герой любовник, 28 лет, холост.

«Во многом все это наивно, может даже глупо. Выглядит, будто я иду на поводу у женщин. Из своих 28 лет, более пяти лет я прообщался лишь с одной девушкой, да и то только по телефону. Может это и смешно и невпечатляюще, однако, так как нас всегда разделяли тысячи километров, мы привыкли и к этому. Мы ругались, мирились, снова ругались и снова сходились, и все это происходило в рамках нашего виртуального общения. С одной стороны, отношения на расстоянии - нечто оптимальное в традиционных таджикских реалиях переполненных запретами, однако иногда это может доходить до абсурда. Не секрет, что в виртуальном общении человек по ту сторону провода или монитора может быть совсем другим в реальности. Смелая уверенная в себе девушка с аватаром из рекламы белья, в реальной жизни чаще всего оказывается застенчивой серой мышкой. А скромная стеснительная аватарка "в индийском стиле вид сбоку" или "фото на отвлеченную тему" могут скрывать за собой самых разных людей. По моим подсчетам я провел в телефонных разговорах и Интернет-общении безостановочно больше 18 месяцев из 5 последних лет. Прообщавшись с одним человеком столько времени, я отменил свою свадьбу в последний момент. Причем передумал не спонтанно, не по вине кого-либо, а скорее из предчувствия и своих личных принципов. Может, в чем то я попался на удочку «любовь вопреки», так как все были против наших отношений, а именно запретный плод особенно сладок. В итоге, я продолжаю общаться с этим же человеком виртуально, кто знает, может это единственный подходящий для нас вариант общения»

13. Маленький человек с большими амбициями, 22 года, женат, двое детей.

«Если ты назвался таджиком, продолжаешь им быть и стремишься создать союз с таджичкой, нужно идти до конца и быть последовательным во всем. Нужно следовать традициям во всем и не строить голливудских иллюзий о семейной жизни. Прежде всего, необходимо найти девушку традиционного воспитания «без голливуда в голове», без мифа о равноправии, эмансипации, без привычки обращения к мужчине на «ты», без претензий на право голоса и принятия решений. Нельзя быть и европейцем, и таджиком, если ты европеец, женись на европейках и не строй иллюзий о таджикской семье, так как нашим современным девушкам нельзя давать волю и говорить с ними о равноправии или давать им свободу, они не привыкли и морально не готовы к этому. Свободу можно сравнить с вирусом, малые народы целиком вымирали от легких вирусов, привнесенных европейцами, так как у них в крови не было выработано никаких антител. Также и наше общество не готово к всеобщей вестернизации и свободе. Поэтому каждый год растет количество разводов, матерей-одиночек и неверных жен».Читателям могло показаться, что большинство наших героев настолько устали от своих отношений, что стали женоненовистниками. Слишком уж много скепсиса и шовинизма в некоторых высказываниях, однако просьба не судить строго голую мысль и не искать аналогий с реальной жизнью. Дорогие женщины, мы Вас всех любим и не представляем своей жизни без Вас.

Ранние браки в таджикском городе Гарм не редкость. В годы вооруженного конфликта здесь, в Раштской долине, дислоцировались вооруженные отряды таджикской оппозиции.

По официальным данным, более 26 тысяч женщин в годы войны овдовели, и многие из них не имеют даже среднего образования. Молодые вдовы и разведенные не могут самостоятельно прокормить себя и добровольно становятся вторыми женами.
По узким улочкам старой махали в Гарме невозможно пройти незамеченной. На мне брюки и нет головного убора. Это не совсем привычная одежда для здешней женщины.
Дом Рухшоны мне долгое время отказывались показывать. О том, что она вторая жена, знают почти все соседи по махале, но говорить открыто опасаются. Тем более что муж Рухшоны, по словам жителей, какой-то очень важный человек "из органов".
Меня она встретила приветливо. Рухшоне 33, она вдова. Двоих сыновей оставила в семье мужа: женщине, окончившей всего четыре класса средней школы и не имеющей никакой специальности, сложно прокормить детей.
"Хорошая жена"
В доме отца в Гарме прожила несколько месяцев и согласилась на предложение нынешнего мужа. "Я была вынуждена согласиться выйти замуж, - вспоминает Рухшона. - В доме отца стало невыносимо. Я не работала и чувствовала себя обузой. Позже мне стали открыто об этом говорить. Сейчас я родила дочь, чтобы как-то смириться с потерей сыновей. Но вторая жена - это точно не жена. Вечно ждать его и бояться, что наступит день, и он тебя бросит, а ты опять останешься без средств к существованию".

Рухшона - одна из 26 тысяч женщин Таджикистана, потерявших мужей во время гражданской войны в стране. В Раштской долине на востоке республики, в регионе с сильными исламскими традициями, девочки, окончив начальную школу, часто перестают учиться. Здесь принято рано выдавать дочерей замуж. Если у родителей финансовые сложности, и они думают о том, кому из детей продолжать образование, предпочтение обычно отдается мальчикам.

Хорошая жена, по мнению Рухшоны должна вести домашнее хозяйство и ухаживать за мужем. Зарабатывать деньги и учиться - обязанность мужчины.
Теперь Рухшона очень жалеет, что не умеет читать и писать. О первой жене мужа говорить не любит. "Лично я не знакома с ней. Он предлагал мне поехать ее навестить, но я боюсь этой встречи", - говорит она.
Я спрашиваю, что она будет делать, если появится третья жена.
"Это невозможно, - отвечает она. - Я верю, что он любит только нас. Ругаться с третьей женой я не стану, и с ним тоже. Пожалуй, смирюсь. Ведь в данном случае он хозяин положения. Я завишу от него материально".
Мой вопрос Рухшоне, кажется, не понравился: она задумалась и стала меня торопить. Приближалось время обеда, и муж Рухшоны с минуты на минуту должен был явиться домой. Сам он из дального кишлака, но работает в районном центре, и иметь жену здесь очень удобно.

"Чего ему не хватает?"

Об этом мне сказал сосед Рухшоны, 60-летний Самад-ака. Он вдовец. Мечтает жениться, но дети против. Надеется их переубедить. К двоеженству относится как к полезному делу: "Мои дети ничего не понимают в пользе многоженства. Вот если жена беременна, что делать мужчине? Надо жениться на второй, чтобы дождаться, пока первая родит".
Навестить Самад-ака пришла его молодая сестра. А если ее муж завел бы себе вторую жену? Мой вопрос рассердил мою собеседницу: такая перспектива ей явно не понравилась. "С какой это стати, чего ему не хватает? В доме всегда горячая еда, вещи постираны. Нет, я мужу верю. Не поступит он так".
Число женщин в районе превышает мужское население. Без мужей остаются и жены трудовых мигрантов; они едут в Россию и нередко забывают о старых семьях, создавая новые.
Для другого моего собеседника Камола его вторая жена настоящая гордость. Она работает, по его словам, в хорошем месте и занимает важный пост. Какой, сообщать отказался. Но и сами мужчины, имеющие вторых, а иногда и третьих жен - люди состоятельные, зачастую работают в государственных структурах.
Бедный и без нужных связей мужчина на пободное не решится, поделился со мной Камол: "Вторая жена - хорошо. Мужья у них всегда чистые и сытые. Я прихожу ко второй жене, она спрашивает: что тебе первая приготовила? Я говорю: плов. Она бежит на кухню и готовит жареное мясо. Мои жены знакомы друг с другом. Ссор никогда не было. Они одно время даже жили вместе. В общем, я доволен".

"Я видел ее только раз"

В местном совете, хукумате, я задала вопрос о двоеженстве Давлатпочо Мирзоеву, зампредседаля совета Гарма. Вопрос, кажется, застал ее врасплох: Мирзоева сказала лишь, что подобных жалоб к ним не поступало.

Многоженство в Таджикистане уголовно наказуемо, однако до сих пор в судах страны такие дела не рассматривались.
Доказать наличие второй жены нелегко, говорят юристы. Женщины, как правило, скрывают это, защищая мужчин.
"Ранние браки тоже в Раште нередкость", - признается Майрам, жительница города. Ее сын на днях женился на девушке, которой только исполнилось 17 лет.
"В Гарме принято выдавать замуж лет в 17 или 18, - говорит она. - Нам неважно, имеет ли она образование, с молодой легче: есть шанс воспитать ее так, как хотим мы. 20-летние невесты рискуют остаться без мужа".
Молодой Искандар своим выбором доволен. Его не смущает, что девушка необразованна. Скорее всего, такой она и останется, посколько Искандар против образованных жен: "Я не хочу, чтобы она работала. Мне будет неприятно, если на мою жену будут смотреть чужие мужчины. Она обязана сидеть дома. Домашнее хозяйство - вот ее главная работа".

Я спрашиваю у Искандара, были ли они знакомы до свадьбы, встречались ли. "Я видел ее только раз, мы поздоровались - и все , - отвечает он. - Я сказал родителям о своем выборе, они невесту сосватали. Но, конечно, никаких встреч у нас не было, о чем вы говорите! В Гарме это нельзя: могут пойти сплетни о девушке, и она будет обесчещена. Никаких кино и мороженого".