Как провести первое в жизни родительское собрание. Подготовка и проведение родительского собрания

по проведению родительских собраний

Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Сегодня возникла необходимость проводить родительские собрания и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Для чего нужны родительские собрания

Для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;

Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских осмотров и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

Как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, режиме учебы и каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, учителей-предметников и других специалистов: работников ССДД, криминальной милиции по ДД и т. п.

Как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

Как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов;

Как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

Как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как всеобуч для родителей.

Учителю на заметку

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.

Семь правил

успешного проведения родительского собрания

    Уважайте!

    Помогайте!

    Объясняйте!

    Доверяйте!

  1. Спрашивайте!

    Благодарите!

Секреты успешного проведения родительского собрания

ВАЖНО!!!

    Говорите о проблеме, а не о персоналиях.

    Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.

    Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

    Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.

    Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с од­ним говорю - все стоят кругом и слушают).

Формы проведения

родительских собраний.

    Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.

    Родительское собрание вместе с учащимися.

    Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

    Родительское собрание в форме кафе.

    Родительское собрание в походе у костра.

    Родительское собрание в форме игры.

    Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

    Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

    Родительское собрание мужчин.

    Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

    Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

Правила проведения

родительских собраний.

    Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

    Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.

    Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.

    Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.

    У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.

    Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

    Родительское собрание в форме монолога классного руководителя – это наименее удачная форма его проведения.

    Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

    Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу детскому и взрослому коллективу.

Алгоритм подготовки

родительского собрания:

1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:

    возрастные особенности детей;

    преобладание типов семей;

    уровень образованности и заинтересованности родителей;

    проблемы классного коллектива;

    цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.

2. Подготовительная работа:

    изучение научно-методической литературы;

    анализ документации;

    проведение микроисследования;

    определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;

    объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;

    запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;

    приглашение родителей и других его участников;

    привлечение к его подготовке членов родительского комитета;

    оформление и оборудование места проведения собрания.

    оно должно просвещать родителей , а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

    оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

    оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.

4. Структура проведения родительского собрания:

    Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).

    Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.

    Анализ развития детей за определенный период:

    личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);

    учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).

    Принятие решения собрания.

    Индивидуальные консультации с родителями.

Примерный режим

родительского собрания.

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

    Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 мин.

    Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.

    В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

    Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

    Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.

    Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.

    Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.

    Родительские собрания нужны:

    • для быстрого получения разнообразной информации о детях;
    • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
    • для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
    • как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
    • как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
    • творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
    • собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

    Подготовка собрания:

    • определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
    • уточнить регламент, продумать ход собрания;
    • разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собрание;
    • продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
    • продумать выставочный или информационный материал;
    • определить, каких специалистов можно пригласить;
    • продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

    Примерный план проведения родительского собрания.

    Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.

      Вступительное слово классного руководителя (5 мин).

      Анализ анкет родителей; проводится, чтобы ярче обнажить проблему встречи (5–7 мин).

      Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным и доступным (10–20 мин).

      Обсуждение проблемы (20 мин).

      Анализ успеваемости класса. Никогда не называйте фамилий отстающих, недисциплинированных детей, не “клеймите позором”. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

    В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.

    Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

      Недопустимо проведение родительского собрания “по классному журналу”. Родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей.

      Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

      Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

      Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

      Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

      Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

    Приемы успешного проведения родительского собрания:

    • можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга;
    • подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга;
    • называть родителей по имени-отчеству, а не “Танина мама”, “Витин папа” и т. д.;
    • использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-го класса;
    • использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы;
    • опираться на опыт, мнения авторитетных родителей;
    • умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и др.);
    • жестко определить регламент собрания, беречь время родителей;
    • необходимо закончить собрание принятием конкретного решения.

    Полезные советы родителям.

      Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: “Я счастлив!”.

      Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

      Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

      Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

      Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

      Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

      Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.

      Чаще говорите ребёнку главные слова: “Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!”.

      Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков – один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

      Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

      Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен... сломаться. Хотя бы на 2–3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.

      Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

      Джон Стейнбек говорил: “Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине”. Хотите вырастить мужчину – создавайте такую необходимость в доме.

      Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: “Ничего, давай убирать вместе”.

      Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легко”. Не бойтесь повторять это.

      Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: “Ты уже большой!”, ни полом: “А ещё мальчик!”, ни куском хлеба: “Мы тебя кормим, поим”.

      Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

      Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.

      Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

      Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

      Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: “Ты всегда”, “Ты вообще”, “Вечно ты”... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

      Есть дети, которых не возьмёшь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.

      Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.

      Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: “Не торопись, будь осторожен”. Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.

      Говорят: “Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год”. Хвалите ребёнка с утра до вечера!

      Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.

      Скажите ребёнку: “Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным”.

      Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: “Тебя вызывали? А какую отметку получил?”. Лучше спросите его: “Что сегодня было интересного?”

    Памятка родителям от ребёнка:

    • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
    • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
    • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.
    • Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
    • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану “плаксой” и “ нытиком”.
    • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
    • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.
    • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
    • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
    • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
    • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
    • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
    • Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
    • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.
    • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
    • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетными мои попытки сравняться с вами.
    • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
    • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

    И самое главное, Я Вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же…

    МАСТЕР-КЛАСС

    Опять это родительское собрание …

    При входе достают из коробки высказывания.

    Цель: создание условия для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения учителей по данной теме.

    Задачи: познакомить участников мастер-класса с одним из приемов проведения родительских собраний; провести практическое занятие.

    Презентация педагогического опыта

    Существует проблема – низкая посещаемость родителями собраний. Стоит задача - привлечение родителей к участию в образовательной деятельности. Действительно, в большинстве случаев у родителей нет ни малейших оснований для присутствия на тех собраниях, где классный руководитель в красках расписывает все известные ему негативные шаги и поступки несчастного ребенка или читает скучные нотации о том, как родителям надо воспитывать их собственных детей.

    К сожалению, стоит констатировать и то, что значительная часть родителей просто пассивна и не научена занимать не то, чтобы активную, но и вообще какую – либо выразительную роль в родительских собраниях.

    Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции? Если посмотреть на график посещаемости родителями классных собраний, то можно увидеть нестабильность посещения в 1 и 2 классе. Исходя из этого, я поставила перед собой задачу, привлечь родителей к вопросам воспитания любым способом и задала себе вопрос? Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! В первую очередь, необходима вариативность форм, методов, приемов при проведении родительских собраний. Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. В результате многолетней работы, проб и ошибок, я внесла изменения в уже всем известные формы проведения родительских собраний, стала активно применять различные приемы при подготовке и проведении родительских собраний.

    В результате я повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, повысила их явку на собрания, активизировала родителей на решение проблем воспитания. (График 3 класса и 4)

    Представление системы работы.

    Слайды с родительских собраний.

    Имитационная игра.

    Главная задача родительских собраний – искать совместные пути решения возникающих проблем в воспитании и обучении.

    С чего начинается родительское собрание? С приглашения!

    Приемы начала родительских собраний

    Приветствия.

    Первый вариант. Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по имени: "Здравствуй, я рад тебя видеть!", - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.

    Второй вариант. Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на различных языках.

    Третий вариант. Родителям предлагается разделиться на малые группы (по цвету одежды, по знаку зодиака, по первой букве имени и т. д.) и придумать соответствующее приветствие всем участникам.

    Четвертый вариант. Сформулировать официальное приветствие на президентском уровне, математическое, биологическое, физическое, от имени сказочного героя, героя литературного произведения и др.

    Плотный круг.

    Все участники родительского собрания садятся в плотный круг, прижимаясь друг к другу локтями. Учитель предлагает всем закрыть глаза и молча посидеть одну минуту, думая обо всех сидящих в круге.

    Все участники сели в круг.

    Участникам предлагается представить, что они - лепестки цветка. Можно представить бусинки, звезды и другие варианты. Это способствует единению группы.

    Девиз родительского собрания.

    Родители выбирают девиз, под которым будут работать на собрании. Если мнения разделятся, то можно договориться об использовании других предложенных вариантов на последующих собраниях, чтобы все были удовлетворены.

    Сегодня я вас хочу познакомить с полюбившимся мне приемом «Карусель»

    Этот прием можно использовать не только на одном этапе собрания. Сегодня мы его используем в начале родительского собрания и на имитационной игре.

    Карусель приветствия. Образуется 2 круга (малый и большой) Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на различных языках.

    Прошу вас сесть в группы по одинаковым высказываниям.

    I. Психологический настрой (загадка притча и т.д.)

    Мой друг! Вступая в этот мир,

    Такой огромный и мятежный,

    Ты должен очень стойким быть

    И в то же время – добрым, нежным.

    Ты дружбу научись ценить.

    Будь сам надёжным, верным другом,

    Способным слабых защитить.

    Добро к тебе вернётся кругом.

    Умей сдержать себя, когда

    Кричать так хочется от гнева.

    И мимо бедных не пройди,

    Сумей им дать кусочек хлеба.

    Стремись познать как можно больше

    И знанья в пользу обернуть,

    Чтоб на закате своей жизни

    Было бы на что взглянуть.

    Добрый день, уважаемые родители! Я рада снова встретиться с вами. Тема нашего собрания написана у Вас на пригласительных и будет актуальна всегда. Сегодня мы поговорим о нравственности, о роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребенке.

    Практическая часть

      Беседа

      Вопрос-ответ

      Клубок проблем

      Анализ собственного опыта

      Карточки-задания

      Карусель

    Решение педагогических ситуаций

    Теперь перейдём к практической части нашего собрания. Каждая группа получает педагогическую ситуацию и предлагает пути её разрешения, затем идет обмен листами по часовой или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. (ПРИЕМ КАРУСЕЛЬ) (5 мин)

    Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребёнка. Ребёнок отрицает это. Родители не замечали за ребёнком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребёнок солгал. Как бы поступили вы?

    Ситуация 2. Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия?

    Ситуация 3. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите?

    Ситуация 4. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Миши «двойка». Что вы ответите?

    Ситуация 5. Вы недолюбливаете одного своего знакомого и за глаза называете его, например, Медведем. Вечером в дверь позвонили, открыл ребёнок и крикнул: «Мама, к нам дядя Медведь пришёл». Как вы выйдете из этой ситуации?

    Вывод: подходит к концу наше собрание. И в заключении мне хотелось бы напомнить вам о том, что мерилом нравственности, благородства и красоты души человека является совесть. Ошибаться, совершать проступки, нарушающие моральные нормы, может любой человек. Но, если у ребёнка воспитано такое качество души, как совесть, если он испытывает стыд, он сможет остановить себя в другой аналогичной ситуации. Задача родителей – воспитать в нём это качество.

    Как видите, много проблем стоит перед современной семьей, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.

    Помните слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». Пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

    Рефлексия родительского собрания.

    В правильности каких методов, применяемых вами, убедились?

    Опыт каких родителей вам был полезен?

    Над чем вы задумались?

    Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье?

    Памятка для родителей. БУКЛЕТ

    Моделирование.

    "Как помочь ребенку хорошо учиться"- тема собрания.

    Составить вопросы для групп приема «Карусель»

    (Как учить ребенка самостоятельности; как научить его быть внимательным; когда целесообразнее выполнять задание вместе; как контролировать учебу ребенка)

    Рефлексия.

    Как провести хорошее родительское собрание?

    Семь обязательных правил:

    1. Уважайте. 5. Благодарите.

    2. Доверяйте. 6. Объясняйте.

    3. Помогайте. 7. Спрашивайте.

    4. Учитесь.

    Структура проведения:

    1. Подготовительный этап.

    Определить повестку собрания. Подготовить сводные листы успеваемости на каждого ученика. Пригласить родителей, разослав им персональные пригласительные билеты. Недостаточно ограничиться записью в дневнике учащегося. Подготовить альбомы, видеоматериалы, освещающие жизнь класса. Приготовить благодарственные письма родителям. Празднично оформить кабинет.

    1. Информация общего характера.

    Достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему. Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали школе.

    1. Информация о состоянии эмоционального климата класса.

    Характеристика группового взаимодействия (проблемы, возникающие между детьми).

    Данные школьной и внешкольной диагностики.

    Важно: говорить о проблеме, а не о персоналиях.

    Важно: Отметить успехи и резервы (в чём и как помочь). Никаких обсуждений конкретного ребёнка!

    4. Психолого – педагогическое просвещение.

    Выделяется существующая или возникшая проблема.

    Определяются причины её возникновения (чем больше вариантов, тем лучше)

    Предпринимаются попытки её теоретического разрешения, обсуждаются варианты и оценивается их эффективность. Прогнозируются возможные результаты.

    Важно: Учитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску родителей.

    1. Методическая проблема.

    Выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса

    Анализируются причины затруднений;

    Даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетради и т.д.)

    Родители должны конкретно понять, как они могут помочь ребёнку.

    1. Индивидуальные консультации с родителями.
    2. Анализ проведённого собрания.

    Явка родителей, причины отсутствия;

    Персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

    Вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

    Советы классному руководителю по проведению собрания.

    Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

    Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

    Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

    Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

    Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного.

    Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

    Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти.

    Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться.

    Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

    Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

    Не стоит:

    Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

    Сравнивать успехи отдельных учащихся.

    Давать негативную оценку всему классу.

    Переоценивать значение отдельных предметов.

    Избирать для общения назидательный тон.

    Сценарии родительских собраний.

    1. «Педагогика семейных отношений».
    2. «Взять сторону подростка».
    3. «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля» - кл. руков-ль №6, 2004.
    4. Анкетирование детей и родителей по профориентации. – кл. руков-ль №6,2003
    5. «7я – моя радость» (совместная встреча детей и родителей) – кл. руков-ль №7,2004.
    6. Родительско - ученическое собрание «Подумаем вместе» - кл. руков-ль №1,2003.
    7. Ринг между родителями и детьми – кл. руков-ль №3,1999.
    8. «Папа, мама, я – дружная семья» - кл. руков-ль №3,1999.
    9. «Школьная гостиная» - кл. руководитель №3,1999.
    10. Семейный праздник «Наша дружная семья» - кл. руков-ль №8,2000.
    11. Педагогические рецепты родителям. – кл. руков-ль №3, 2000,стр. 138.
    12. Анкета для родителей учащихся 1класса.- кл. рук-ль №3, 2002.
    13. Родительские собрания (из опыта работы) – Воспитание школьников №6,2004.
    14. Роль отца в воспитании детей. – Воспитание школьников №2, 2003.
    15. «Каково на дому – таково и самому». – кл. руков-ль №1, 1999.

    Примерная тематика по педагогическому просвещению родителей.

    Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребёнку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.

    1 класс.

    1. Младший школьный возраст и его особенности.

    Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.

    Развитие речи и форм общения с приходом ребёнка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.

    Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребёнка. (Заполнение социального паспорта семьи)

    2. Как научить детей учиться.

    Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания. (психолог)

    Как помочь ребёнку учиться. (памятки)

    3. Физическое воспитание школьника в семье и дома .

    Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника. Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.

    Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.

    4.Особенности младшего школьного возраста.

    Психологические особенности у первоклассников.

    Воспитание сознательной дисциплины у школьников.

    5. Итоговое праздничное родительское собрание.

    2 класс.

    1. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

    Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассника.

    Влияние учебной деятельности на организм ребёнка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников. Режим питания.

    Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание детей.

    2.Воспитание у детей интереса к чтению.

    Место книги в жизни ребёнка. Руководство чтением в семье и школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.

    Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах.

    Телевизор – книга-?

    3. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.

    Воспитание у ребёнка чувства коллективизма, взаимопомощи, воспитание ответственности за свои поступки.

    Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей.

    Памятка детям «Как вести себя, чтобы тебе и другим было приятнее и лучше жить».

    4.Культура труда и организация свободного времени детей.

    Свободное время школьника. Анализ анкет.

    Ребёнок на улице.

    Роль семьи в экологическом воспитании детей.

    5.Итоговое праздничное собрание.

    3 класс.

    1. Дети и психологическая установка родителей.

    Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.

    Развитие личности в младшем школьном возрасте.

    2. Коллективизм у школьников начальной школы.

    Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.

    Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.

    3.Роль семьи в воспитании детей.

    Воспитательный климат в семье. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения (психологические игры).

    Методы семейного воспитания – убеждение, поощрение, наказание (психологические игры).

    4. Эстетическое воспитание в семье и школе.

    Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.

    Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.

    5.Итоговое собрание.

    4 класс.

    1.Младший подросток и его особенности.

    Воспитание у школьников ответственного отношения к учёбе.

    Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

    2. Каким растёт ваш ребёнок? (вопросы психологии)

    Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.

    Нервные дети и их воспитание.

    Телевидение, компьютер: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствии.

    3. Природа и дети.

    Охрана окружающей природы. Роль семьи школы в экологическом воспитании.

    4. Праздничное собрание «Мама, папа, я – дружная семья»

    Представление хобби родителей.

    Презентация фирменных семейных поделок.

    Совместные игры, викторины. Чаепитие.

    5. Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа».

    5 класс.

    1. «Давайте познакомимся». Особенности адаптации школьников к обучению в 5 классе.

    Роль семьи и её значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.

    Законы школьной жизни в обучении и воспитании детей.

    2.Как помочь детям учиться.

    Познакомить родителей с трудностями обучения детей.

    Как помочь детям хорошо учиться. Научить родителей видам оказания помощи детям в учёбе.

    2.Здоровье наших детей в наших руках.

    Детская нервозность, её предупреждение и лечение.

    Режим дня школьника. Анкетирование.

    3.Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка.(Обмен мнениями)

    Книга и её значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.

    Культурные традиции семьи.

    Обмен опытом родителей о традициях семьи по формированию культурных ценностей: национальные традиции; чтение книг, газет, журналов; Посещение театров и музеев; знакомство с природой; совместные игры, туристические походы и т.д.

    Мини- лекция кл. руководителя.

    4. Праздничное собрание «Союз семьи и школы».

    (Можно использовать для создания совместного коллектива, планирования дел на будущий год, показ достижений учащихся.)

    6 класс.

    1. «Школа вчера, сегодня, завтра».

    Школа глазами родителей (анализ анкет).

    Анализ работ учащихся. Анкеты или сочинения на темы:

    «За что я люблю (не люблю) свою школу».

    «Если бы я был директором школы, то...».

    Вопросы воспитания и образования на современном этапе.

    2.Педагогический такт... родителей. (педагогический ринг – кл руководитель №8,2000)

    Что такое счастье? Любовь к детям – это «иди», а не «стой» (анализ диагностики).

    Формирование семейных команд. Решение педагогических ситуаций.

    3. «Папа может всё, что угодно...». –кл. руководитель №6,2004

    Роль отца в воспитании детей.

    Анализ анкет, рисунков, сочинений.

    4. Физические проблемы взросления детей.

    Физические проблемы взросления детей (врач).

    Задачи физического воспитания, требования к уроку, проблемы класса, пути их решения, спортивные кружки и секции (учитель физкультуры)

    Проблемы физического развития учащихся, пути решения проблемы в классе.

    Обмен мнениями.

    5. Праздничное собрание «Всему своё время».

    7 класс.

    1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учёт их в воспитании.

    Физиология подростка. Различия в развитии мальчиков и девочек (врач)

    Анализ анкет «Какие мы сегодня»

    Пути решения проблем, связанных с половым созреванием (педагогические ситуации для родителей). Значение семьи в период полового созревания детей.

    2. Семья – это....

    Конфликты, контакты. Взаимопонимание в семье. Пути его достижения.

    Кто я? Личность каждого в семье. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.

    3. Вредные привычки. Как им противостоять? – кл. руководитель №1,2000.

    Краткое сообщение психолога.

    Определение проблем и пути их решения (игры).

    4. Досуг подростков.

    Свободное время и его роль в формировании личности подростка.

    Влияние телепередач, компьютерных игр на здоровье и развитие ребёнка.

    Подросток и улица.

    8 класс.

    1.Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни (вечер вопросов и ответов).

    Закон и ответственность (выступление представителя правоохранительных органов).

    Анализ кл. руководителем развития коллектива за несколько лет и определение задач на будущее.

    Разбор педагогических ситуаций.

    2. Психологические и возрастные особенности развития подростка (лекция +психологический практикум).

    Выступление психолога. Подростковая депрессия.

    Анализ процесса взросления детей (проблемы, возникающие в подростковом возрасте).

    Психологические игры.

    3.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

    Решение вопросов, связанных с предпрофильной подготовкой.

    4. Твоё здоровье в твоих руках.

    Взаимосвязь физического воспитании с умственным трудом.

    Гигиена подростка.

    Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт – понятия несовместимые.

    9 класс.

    1.Выбор дальнейшего пути: за и против.

    - Информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса.

    Анализ профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей

    2. Трудный ребёнок. Какой он?

    Формирование у подростков ответственности за свои поступки и действия. Статистика правонарушений.

    Выступление психолога по теме.

    Роль семьи в правовом воспитании

    3.Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учёбой – кл. руководитель №3,2000.

    - Анализ учебной работы учащихся девятых классов.

    Анализ отношения к учёбе.

    Педагогические советы «Поговорим о воспитании ума»

    4.Черты характера ребёнка и их воспитание в семье.

    Общая характеристика направленности личности старшеклассников (идеалы, отношение к людям, сверстникам, к себе)

    Самооценка и оценка учащихся коллективом.

    Научите ребёнка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку (памятка родителям).

    5.Дети готовятся к экзаменам (встреча, семинар).

    Значение семьи в ответственные моменты жизни.

    Готовность учащихся к сдаче экзаменов.

    Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам (советы педагога, медика, валеолога, психолога)

    10 класс.

    1.Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе (собрание-диалог).

    Определить цели и задачи учебно-воспитательного процесса в 10-11 кл. Ознакомить с проводимыми курсами по профильной подготовке.

    Результаты определения «Профпригодности учащихся» (психолог).

    Мнение учащихся о выборе профессии. Анализ сочинений.

    2.Ответственность, самооценка и самоконтроль.

    Что значит - быть ответственным человеком?

    Как сформировать в себе ответственность.

    3. Умение управлять своим временем.

    - Как избежать конфликта в семье? Социально-психологический тренинг (проводит психолог, социальный педагог).

    4.Отчего дети устают? Как преодолеть усталость?

    Роль здорового образа жизни.

    11 класс.

    1. Ваш ребёнок вырос: «правила поведения родителей». – Воспитание школьников №5, 2002.

    Взрослые дети и родители: взаимопонимание и проблемы.

    Как правильно расставить акценты в воспитании?

    2.Система ценностей старшеклассника. – Кл. руководитель №5,1997.

    3.Результативность учёбы учащихся 11 классов.

    - «Дни открытых дверей» для родителей в классах по основным предметам.

    Собеседование с родителями по теме.

    4. Выпускной не за горами...

    О подготовке к проведению выпускных экзаменов.

    Организационные моменты в проведении выпускных экзаменов и выпускного вечера.

    5 Прощай школа! (совместный праздник)


    После окончания младших классов дети переходят в пятый класс, где их ждет единственный руководитель и новые ощущения. Теперь не надо сидеть за одной партой. Пятиклассники должны адаптироваться к условиям нового учебного процесса, самостоятельно посещая нужные предметные кабинеты.

    Организация первого собрания родителей будущих пятиклассников

    Очень важно организовать и провести классному руководителю первое родительское собрание в 5 классе, на котором мамы и папы будут извещены о том, как ребятам дальше себя вести. Не менее важно на этом этапе рассказать родителям о том, что их дети начинают новую, самостоятельную жизнь, в которой уместно будет воспитание и помощь. Классный руководитель поможет Однако и родители не должные игнорировать столь сложный процесс своих детей.

    Главной задачей классного руководителя в этот период является корректное объяснение всего учебного процесса. Для этого педагог заблаговременно должен подготовиться к проведению мероприятия, которое основано с целью разъяснения организационных вопросов. Повестка первого продумывается заранее.

    Особенности первого родительского собрания

    Как правило, такие собрания проходят в летний период времени, перед началом учебного года. Классный руководитель проводит первое родительское собрание в 5 классе. Это мероприятие, на котором встречаются педагоги и родители. Они решают различные вопросы учебно-воспитательного характера, определяют дальнейшие планы работы. Главной целью первого родительского собрания в 5 классе является ознакомление с будущими действиями школы, класса. Очень важно на этом этапе представить мамам и папам нужную информацию о том, какая роль учителя в классе и что необходимо делать, воспитывая своего ребенка.

    Первое родительское собрание в 5 классе - это важное организационное мероприятие, от которого зависят дальнейшие успехи учеников. Классный руководитель старается донести информацию до родителей, предлагая им активное участие в жизни школьников. В конце мероприятия, как правило, администрация и классный руководитель благодарит всех за внимание, за небезразличие к своему ребенку и согласовывает следующую дату встречи.

    Подготовка классного руководителя к собранию

    Готовясь к собранию, учитель должен определить первоочередные темы, которые надо обсудить с родителями. Это могут быть первые оценки ребят. Можно провести родительское собрание "Первые отметки". Классный руководитель во время проведения мероприятия должен создать атмосферу доверия и понимания.

    Далее учитель может приступать к разговору о правилах учебного заведения и ритме жизни будущих пятиклассников. Педагог может быть доволен, если мамы и папы адекватно воспринимают данный разговор и активно принимают в нем участие, обсуждая определенные детали. Родительское собрание "Первые отметки" - повод познакомиться поближе.

    Как можно провести родительское собрание

    Не каждый учитель знает, как провести первое Для ознакомления с такой информацией необходимо прочитать методическую литературу. Когда педагог будет знать, как провести первое родительское собрание, можно уведомить об этом администрацию школы.

    Учитель должен сообщить родителям о своем педагогическом стаже и предыдущем месте работы. Это позволит создать прочный контакт и доверительные отношения. Следующим шагом можно считать сообщение о своих требованиях: внешний вид, речевой слог, введение тетрадей, посещение уроков. Желательно, чтобы на первом родительском собрании мамы и папы присутствовали вместе со своими детьми. Это позволит ближе познакомиться с учителями и администрацией школы еще до начала занятий.

    Приоритетные направления в работе классного руководителя

    Во время общения классного руководителя с родителями желательно рассказать о приоритетных направлениях в роботе с детьми. По желанию можно провести анкетирование. Это необходимо для составления социального паспорта всех членов семьи будущего пятиклассника. Это делается для того, что бы узнать, есть ли в классе социально незащищенные дети. Уже на этапе общения с родителями и школьниками классный руководитель должен узнать, какие кружки или секции посещают дети. Не менее важно на этом этапе представить информацию о школьных кружках.

    Главные задачи первого родительского собрания пятиклассников

    Главным заданием родительского собрания нового коллектива считается выбор членов комитета и председателя. Такие люди будут в помощь администрации школы, учителям и классному руководителю. Затем классный руководитель должен проинформировать родителей о возможных планах работы с ребятами - экскурсии, туристические походы, разнообразные конкурсы, викторины.

    По завершению проведения родительского собрания классный руководитель обязательно должен уточнить у присутствующих наличие вопросов. Если они возникают, значит, нужно дать на них ответ. Порой могут возникать вопросы организационного характера или те, которые связаны с материальной составляющей. Главным правилом такого собрания считается открытость классного руководителя во время общения с родителями. Проявленное внимание со стороны учителя обязательно должно учитываться родителями, поскольку педагог должен быть всегда авторитетом для любого школьника.

    Тематика первого собрания

    Зачастую тема первого родительского собрания связана со знакомством классного руководителя с мамами и папами. Как правило, на подобном мероприятии обсуждаются различные (сдача денег в столовую, на ремонт, празднование различных мероприятий). На этом этапе классный руководитель должен быть доброжелательным и открытым. Учитель может рассказывать родителям о важности моральной поддержки ребенка в данный период.

    Ведение документации при первом собрании родителей

    Приглашая родителей в школу для обсуждения различных образовательных задач, классный руководитель должен помнить об учетной документации. Важно для ведения протоколов выбрать одного присутствующего, который знает особенности ведения такого дела. По завершению сборов необходимо подготовить протокол первого родительского собрания. Еще в начальных классах выбирают председателя и секретаря. Председателем собрания может стать классный руководитель, как организатор этой встречи. Секретарем может стать любой представитель из родительского комитета. Вовсе не обязательно, чтобы секретарем был тот же человек, который все четыре года вел документацию класса. Это может быть совершенно другой родитель, который может себе позволить заниматься такой документацией.

    Протокол, как и любой другой документ, имеет свои тонкости оформления. Для начала нужно заполнить так называемую шапку, то есть указать присутствующих на родительском собрании. Необходимо указать, что это за документ, где он заполняется, уточнить дату проведения записи. Дальше уточняется присутствие людей, отмечается председатель собрания, с указанной фамилией, инициалами. После заносится общее количество присутствующих. Если на собрание пришел директор, заместитель, психолог или другие учителя, важно это запротоколировать. В этот документ заносится тема обсуждения. Учитель должен заранее выбрать вопросы для обсуждения.

    Повестка дня первого собрания родителей будущих пятиклассников

    Для того чтобы родители понимали все события, которые происходят в школе, необходимо создать план встреч. Для каждой встречи надо продумать повестку дня. Чаще всего это вопросы, которые волнуют администрацию школы, учеников и родителей. Все вопросы, которые обсуждаются на родительских сборах, заносятся в протокол повестки первого родительского собрания. Повестку дня может заблаговременно оформить секретарь и огласить всем присутствующим на собрании. Все члены родительского комитета после прослушивания могут внести свои предложения, отказаться от заранее написанных планов.

    По каждому вопросу в повестке указывается, кто выступал, о чем говорил. Все вопросы, которые рассматриваются на первом родительском собрании, должны быть оговорены. В заключении надо указывать информацию о том, к чему пришли присутствующие и классный руководитель, и что решили.

    Первое проходит в стенах учебного заведения. Будущие пятиклассники должны перестроиться на новую систему обучения, посещая при этом различные кабинеты школы. Ученику сложно привыкнуть к такому переформатированию своего учебного процесса. Именно поэтому учителя, которые работают в пятых классах, стараются слишком сильно не нагружать их, мотивируя периодом адаптации. Во время первого родительского собрания будущих пятиклассников присутствующие могут узнать имена всех учителей, которые будут преподавать новые предметы в пятом классе.

    во время собрания

    Классный руководитель должен в течение учебного года провести четыре мероприятия для мам и пап учащихся. Первое родительское собрание в школе предусматривает знакомство с администрацией школы. Дети, которые начинают учиться в новом для них учреждении, могут замкнуться в себе и не реагировать на просьбы учителей. Задача классного руководителя на первом родительском собрании заключается в том, чтобы правильно настроить будущих пятиклассников и их родителей.

    Адаптация школьников

    Чтобы помочь ребенку настроиться на образовательный процесс, применяются подготовительные курсы. Во время такой адаптации дети просто привыкают к тому, что будут ходить с портфелем по разным классам. Детям надо объяснить, что на уроке главный - учитель, а на перемене не стоит слишком шуметь.

    Проведение родительского собрания в группе дополнительной подготовки

    Первое родительское собрание подготовительной группе крайне необходимо. Оно происходит заблаговременно до начала учебного процесса. Такие занятия нужны для того, чтобы ребенок не растерялся во время учебы, если не может найти конкретного учителя или класс. Подготовительная группа школьников позволит им быстрее адаптироваться к новым учебным программам, повторив при этом то, что им давалось на протяжении срока обучения в начальной школе.

    Если правильно подойти к организации и проведению первого родительского собрания будущих пятиклассников, то успех будет виден сразу. Присутствие администрации школы на таком мероприятии сделает его более официальным и значимым для взрослой и детской аудитории.