Картина продажный судья. «Сдирание кожи с продажного судьи», или как боролись со взяточниками от Фемиды в античные времена

Продажные судьи, увы, были всегда. И в античные времена, и в средневековье. Есть они и сейчас. Вот только современные мздоимцы от Фемиды чувствуют себя намного спокойнее своих предшественников. Подумаешь - несколько лет тюрьмы за миллионную взятку. Да и то - это только в крайнем случае. Как правило, современным служителям правосудия, даже попавшимся на «горячем», удается избежать реального наказания…

А вот раньше с продажными судьями не церемонились. Знаменитый голландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения Герард Давид, живший во второй половине 16 века, в своей картине «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» весьма впечатляюще и исчерпывающе показал потомкам что могло ждать судью, который из служения Фемиде делал личный бизнес.

Картина написана на деревянной доске темперой; представляет собой диптих из частей размерами 182 x 159 см - левая часть и 202 х 178,2 см - правая часть.

На обеих частях диптиха изображён персидский царь Камбис и многочисленные свидетели ареста и казни. На левой части диптиха изображён арест неправедного судьи Сисамна, который был уличён во мздоимстве. Царь Камбис перечисляет судье, отсчитывая по пальцам эти случаи. Один из солдат удерживает Сисамна за руку. За креслом судьи стоит его сын - юноша Отан, будущий преемник.

Сюжет картины основан на рассказе Геродота:

«Отец Отана - Сисамн был царским судьей. Царь Камбис за то, что Сисамн, решая судебные дела, брал взятки, казнил его, повелев при этом содрать с него кожу, нарезать из нее ремней и обтянуть ими тот самый трон, сидя на котором Сисамн вершил суд. Затем Камбис назначил судьей вместо Сисамна, с которого он содрал кожу, сына Сисамна, посоветовав ему помнить, на каком троне он будет сидеть, когда будет вершить суд».

На правой части диптиха изображено, как палач сдирает с живого судьи кожу. На заднем плане, в галерее на судейском кресле, покрытом кожей, снятой с казнённого, сидит Отан, сын Сисамна.

Многие читатели могут подумать, что сдирать кожу - это, конечно, несовременно. Ведь даже в нынешней Персии (Иране) этого не делают. Там за это всего лишь отрубают руку. Однако вполне возможно, что для укрепления морального облика нам предлагают распространить это правило на наших служителей Фемиды - в судах можно развешивать не картины о сдирании кожи, а хотя бы портреты судей с отсеченными руками, чтобы нынешние судьи ни на секунду не забывали об ответственности за свои решения.


_____________________________

Герард Давид (Gerard David) — нидерландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения. Родился ок. 1460 году, Аудеватер, Утрехт. Умер: 13 августа 1523 году, Брюгге, Бельгия → Википедия .


Gérard David. «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» — картина-диптих. Слева - «Арест неправедного судьи Сисамна». Справа - «Казнь неправедного судьи». Картина-диптих, была закончена в 1498 году.


Давид Герард работал и учился у своего отца. В 1484 году художник перебрался в Брюгге, где собственными силами добился очень хорошей репутации. Его учителем стал Ганс Мемлинг, который оказал влияние на творчество художника. После прибытия в Брюгге Давид, благодаря своему таланту и умению учитывать пожелания заказчика, быстро приобрел популярность. В 1494 году Давид Герард был назначен на должность городского живописца. Он внес свою лепту в дальнейшее развитее живописи нидерландских мастеров. В 1496 году за Давида Герарда выходит замуж дочь члена гильдии ювелиров, Корнелия Кноп.

Произведения художника мягкие и сочные, большей частью является повторением устоявшихся в нидерладнской живописи композиционных схем XV в. Однако, не отступая от традиционной иконографии, художник вводил в свои произведения поэтичные пейзажи, так будут поступать все последующие нидерландские мастера.

Первые картины Давида относятся к периоду 1480—1484 годов. В них еще очевидно влияние голландских мастеров, у которых обучался юный живописец. В своих произведения он совмещал традиционную иконографию и пейзажи поэтичного мотива. Работы его колоритные, с хорошей передачей освещения. В его работах прослеживается манера мастеров Харлема, например, Гертгена тот Синт Янса и Дирка Боутса, влияние которого отчетливо отслеживается в ранних работах художника с изображением могучих и торжественных фигур.

В 1487-88 г. городские власти предложили ему написать серию панелей для кабинета заместителя бургомистра в ратуше. Эта крупная комиссия приняла форму большого диптиха, который впервые упоминается в городских архивах, как Страшный суд, но который на самом деле изображает Суд Камбиса. В этой работе он мастерски привлекает внимание зрителей на фигуры изображенные в торжественном ритме, которые производят сильное впечатление. Подобно картинам Дирка Баутса для ратуши в Левене, панели Давида были задуманы, как строгое предупреждение судьям от соблазна коррупции. Панели объединены одним и тем же сюжетом, который художник почерпнул из сочинений Геродота, рассказывающих о правосудии персидского царя Камбиса.

Картина была написана для зала судебных заседаний в ратуше Брюгге и была призвана напоминать о необходимости судить справедливо. Она основана на отрывке из Истории Геродота: В настоящее время выставлена в Муниципальной художественной галерее в Брюгге.

_____________________________

Сисамн был одним из царских судей. За то, что он, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать с него кожу. За то, что этот судья, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и с живого содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло кожей судьи. Камбис назначил судьей вместо судьи Сисамна, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит. На заднем плане картины сын назначенный новым судьёй на судейском кресле обтянутом кожей его отца. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и тем обтянуть ими судейское кресло. Камбис назначил судьей сына Сисамна, повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит. (Геродот, История. Книга 5, глава 25).


Суд Камбиса. Левая панель. 1498. Муниципальная художественная галерея. Брюгге

На первой картине запечатлен момент ареста Сисамнеса, которого обвинили в несправедливых решениях. Загибая пальцы, Камбис перечисляет случаи мздоимства ошеломленному судье. Позади царя можно увидеть юношу по имени Отан - сына судьи и его будущего преемника. Над креслом Сисамнеса видна дата “1498” и гербы Хуаны Арагонской и Филиппа Красивого. Гирлянды над креслом поддерживают путти. В окне видны торговые ряды, дома и улицы, которые до сих пор сохранились в Брюгге. На крыльце стоит человек, который протягивает судье кошель с деньгами.



Суд Камбиса. Правая панель 1498. Муниципальная художественная галерея. Брюгге


Картина нидерландского художника Давида Герарда «Суд Камбиса» , отразившая сдирание кожи с продажного судьи, относится к жанру назидательных изображений, весьма популярных в средневековье в западноевропейской живописи. Это произведение было предназначено для зала суда, дабы служить напоминанием служителям Фемиды об их долге и присяге.

Сюжет полотна из глубин античности. «История» Геродота

Сюжет этого произведения основан на истории, описанной Геродотом в его трактате, которая вкратце гласит: "За то, что этот судья, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и с живого содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло кожей судьи, Камбис назначил судьей вместо судьи Сисамна его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит."

А произошло это событие, описанное древнегреческим историком, в 530 – 522 годах до нашей эры в Персии во время царствования правителя из династии Ахеменидов – Камбиса II.


Но художник Давид Герард, живший в 15 веке, не ставил перед собой цель отразить ту далекую эпоху достоверно в том далеком времени. Он просто взял древний сюжет и перенес в современном ему мир. А именно, в 1498 год, о чем гласит надпись на стене. Да и действующих лиц он писал со своих современников в одеждах, соответствующих времени средних веков. И на дальнем плане в проемах видны торговые ряды Брюгге - средневековые постройки, сохранившиеся до нашего времени.

События, изображенные художником, происходят в двух временных срезах. Поэтому художник использовал популярную в те времена форму живописного полотна - диптих. Обе части которого явились последовательным описанием сюжета, где изображен персидский правитель Камбис и многочисленные свидетели ареста и экзекуции нерадивого судьи. Живописец мастерски решил композиционную задачу и последовательно "рассказал" эту историю в красках. Для этого ему понадобилось целых четыре года.

Изображение, написанное на двух деревянных досках темперой, достаточно масштабно. Так, левая половина имеет размеры 182 x 159 сантиметров, а правая - 202 х 178 сантиметров.

Ниже к центру видим сцену ареста судьи Сисамна, уличенного во взятке. Сам правитель Камбис перечисляет взяточнику на пальцах случаи, когда тот пользовался служебным положением и судил неправомерно. За спиной видим стражника, крепко держащего "вершителя закона" за руку, и сына судьи, который и станет преемником его должности в скором будущем.


Справа на диптихе изображена непосредственно ужасная казнь, где видим, как палачи начали снимать с живого судьи кожу. А вокруг собрались свидетели во главе с Камбисом, дабы удостовериться, что казнь будет проведена должным образом. Поэтому страшно даже представить какие муки испытывал в тот момент осужденный.

И наконец, в правом верхнем углу в проходе галерей в судейском кресле, покрытом человечьей кожей, восседает Отан, отпрыск Сисамна. Слева над входом в здание суда висят гербы Фландрии и Брюгге, как напоминание новому судье о его присяге верой и правдой служить жителям города.

Эта поучительная история о продажном судье, как напоминание о судебной чести, была актуальна в XV- XVI веках, в Западноевропейских государствах, когда единой судебной, финансовой и полицейской системы не существовало. Практически в каждом городе была своя система права, отражавшая его исторические и национальные особенности, а также традиции. Актуальна эта история и в наши дни.

Немного из истории о чудовищной казни

Жестокая казнь, заключающаяся в себе сдирания кожи с приговоренного при помощи ножей, свои истоки берет из глубины веков. К ней часто прибегали древние вавилоняне, халдеи и персы. Древние индусы кожу обжигали факелами, после человек в течении 2-3 дней умирал.


Такой вид казни был широко распространен и в Ассирии, один из правителей которой обтянул человеческой кожей колонны своего дворца. Был в древней истории случай, когда из плененного императора Валериана после жестоких пыток персы содрали живьем кожу и, окрасив в красный цвет, вывесили в храме как трофей. А также история человечества знает случаи, когда кожу сдирали из неверных жен, изменявших своим мужьям.


И как показывают неопровержимые факты, самыми изощренными "мастерами" в этом деле были персы. Они мастерски обрезали кожу несчастных жертв узкими ремешками и кружочками, лоскутами и пластинками. Верхом профессионализма палачей было их умение срезать кожу тонкими ленточками, начиная с шеи, а далее по кругу кольцевыми полосками от пяти до десяти сантиметров шириной.

Со временем такой бесчеловечный вид казни утратил свою актуальность, и к 14-15 столетию к ней прибегали уже довольно редко. Хотя история помнит один эпизод, когда англичане казнили на такой манер лучника Пьера Базиля, который выстрелом из арбалета нанес ранение Ричарду Львиное Сердце, после чего тот скоропостижно скончался. Разъяренные воины «разделали лучника как зверя… Лезвие проникало под кожу, отделяя широкие лоскуты и обнажая багровую кровоточащую плоть».

В 16 столетии эту казнь на вооружение взял турецкий генерал Мустафа, покаравший в 1571 году осажденный кипрский город Фамагусту, жители которого более 10 месяцев не сдавались. По его приказу сдиранием кожи казнили всех военачальников, среди которых был знаменитый венецианец Брагадино, предводитель сопротивления.

Казнить сдиранием кожи за уголовные преступления перестали несколько веков назад, но как ни странно, человеческая кожа по-прежнему высоко ценится собирателями мрачных коллекций до сих пор.

Методы борьбы с коррупцией судей в наше время

В наши дни во время судебных процессов в залах заседания стала частенько появляться репродукция картины "Суд Камбиса". Политики и простые граждане, пытаясь пригрозить коррумпированным служителям Фемиды, используют эту картину как напоминание об последствиях суда Камбиса.

Продажные судьи, увы, были всегда. И в античные времена, и в средневековье. Есть они и сейчас. Вот только современные мздоимцы от Фемиды чувствуют себя намного спокойнее своих предшественников. Подумаешь - несколько лет тюрьмы за миллионную взятку. Да и то - это только в крайнем случае. Как правило, современным служителям правосудия, даже попавшимся на «горячем», удается избежать реального наказания…

А вот раньше с продажными судьями не церемонились. Знаменитый голландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения Герард Давид, живший во второй половине 16 века, в своей картине «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» весьма впечатляюще и исчерпывающе показал потомкам что могло ждать судью, который из служения Фемиде делал личный бизнес.

Картина написана на деревянной доске темперой; представляет собой диптих из частей размерами 182 x 159 см - левая часть и 202 х 178,2 см - правая часть. На обеих частях диптиха изображён персидский царь Камбис и многочисленные свидетели ареста и казни. Сюжет картины основан на рассказе Геродота :

«Отец Отана Сисамн был царским судьей. Царь Камбис за то, что Сисамн, решая судебные дела, брал взятки, казнил его, повелев при этом содрать с него кожу, нарезать из нее ремней и обтянуть ими тот самый трон, сидя на котором Сисамн вершил суд. Затем Камбис назначил судьей вместо Сисамна, с которого он содрал кожу, сына Сисамна, посоветовав ему помнить, на каком троне он будет сидеть, когда будет вершить суд».

На левой части диптиха изображён арест неправедного судьи Сисамна, который был уличён во мздоимстве. Царь Камбис перечисляет судье, отсчитывая по пальцам эти случаи. Один из солдат удерживает Сисамна за руку. За креслом судьи стоит его сын - юноша Отан, будущий преемник.

Хотя описываются античные события, персонажи одеты в соответствии с современной художнику модой, над креслом видна дата «1498», а действие происходит под гербами Филиппа Красивого и его супруги Хуаны Арагонской.

Портрет герцога был добавлен к изображению первой части в 1494 году, когда он начал править. Остальные действующие лица тоже являются портретами современников художника. На дальнем плане в проёме видны торговые ряды Брюгге, которые сохранились до сих пор. На заднем плане также изображено крыльцо, на котором виден человек, протягивающий судье кошель с деньгами.

На правой части диптиха изображено, как палач сдирает с живого судьи кожу. На заднем плане, в галерее на судейском кресле, покрытом кожей, снятой с казнённого, сидит Отан, сын Сисамна. Слева от кресла нового судьи, над дверью висят гербы Фландрии и Брюгге.

Во времена, когда картина была написана, с судей кожу живьем уже не сдирали. Картина была предназначена для того зала ратуши города Брюгге, в котором вершился суд, и была призвана напоминать судьям об их долге.

Существует и другой перевод текста: «Так сказал Дарий. Затем царь поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артафрена и вместе с Гистиеем отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана – Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло [такими ремнями], Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит.» (Геродот, История. Книга 5, глава 25)

Эта картина стала популярной и в нашем 21 веке. Например, в августе 2012 году сторонники Юлии Тимошенко при рассмотрении ее дела в суде кассационной инстанции развернули перед судьей копию полотна «Сдирание кожи с продажного судьи».

В ноябре того же года у Замоскворецкого суда были задержаны активисты, которые принесли фотокопию картины судье Андрею Федину , вынесшему приговор в отношении фигуранта «Болотного дела» Максима Лузянина .

Многие читатели могут подумать, что сдирать кожу — это, конечно, несовременно. Ведь даже в нынешней Персии (Иране) этого не делают. Там за это всего лишь отрубают руку. Однако вполне возможно, что для укрепления морального облика нам предлагают распространить это правило на наших служителей Фемиды — в судах можно развешивать не картины о сдирании кожи, а хотя бы портреты судей с отсеченными руками, чтобы нынешние судьи ни на секунду не забывали об ответственности за свои решения.

Анализ судебной практики и обращений граждан дает ответ на причины устойчивого недоверия к судам со стороны граждан и на обстоятельства, способствующие распространенным нарушениям закона самими судьями.
Недоверие граждан к институтам государственной власти, и в частности к судебной системе, в конечном итоге негативно сказывается даже на патриотизме граждан, их моральном отношении к государству.

Ольга Ильина

Вот уже третий месяц в фейсбуке и ЖЖ очередное поветрие: все перепащивают картину Герарда Давида "Суд Камбиса" (1498, правая панель) с присовокуплением соответствующей цитаты из Геродота:

За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло [такими ремнями], Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит.

История, V, 25

И сопровождают такими, например, комментами:

Сдирать кожу - это, конечно, несовременно. Даже в нынешней Персии (Иране) этого не делают. Там за это всего лишь отрубают руку. Учитывая, что уровень демократии в России сейчас примерно соответствует иранскому, предлагаю распространить это правило на Российскую Федерацию. Причем портреты судей с отсеченными руками необходимо развешивать на стенах судов, рядом с портретами Путина и Медведева, по всей стране, чтобы нынешние судьи ни на секунду не забывали об ответственности за свои решения.

Камбис интересный был царь, конечно. И своеобразно относился к правосудию. У того же Геродота читаем:

Камбис воспылал страстью к одной из своих сестер и задумал взять ее в жены хотя бы вопреки обычаю. Для этого царь созвал царских судей, и спросил, нет ли закона, разрешающего по желанию вступать в брак с сестрами. А царские судьи - это знатные персы - выбирались [на эту должность] пожизненно или пока их не уличат в каком либо беззаконии. Они судят тяжбы между персами, толкуют законы и обычаи предков и разбирают все сложные дела. Так вот, судьи отвечали на вопрос Камбиса, сообразуясь с законом и соблюдая собственную безопасность: нет такого закона, разрешающего брак с сестрой, но есть, конечно, другой закон, который позволяет царю делать все, что ему угодно. Таким образом, судьи не нарушили закона из страха перед Камбисом, но, чтобы самим не погибнуть, оберегая [отеческий] закон, они нашли другой, более благоприятный для его желания жениться на сестре. Так Камбис вступил в брак с любимой сестрой, но все же немного спустя, он взял в жены и вторую сестру. Младшую же из этих сестер, которая сопровождала его в Египет, он убил.

История, II, 31

У меня только один вопрос: зачем нарезать кожу на ремни, чтобы обтягивать ими кресло? Непрактично как-то. Впрочем, Камбис, как пишет тот же Геродот, вообще был сумасшедший.

Ну и, разумеется, как тут не вспомнить любовную драму, описанную Зощенко:

Персидский царь Камбиз, выпив стаканчик какого-нибудь там шери-бренди,
с восхищением любуется своей прелестной супругой и бормочет ей разные
утешительные слова: дескать, "ах ты моя египтяночка!.. Ну, как там у вас
в Египте?.. Папаша фараон, наверно, тебя чересчур баловал. И вообще, как
же можно тебя не баловать, когда ты такая у меня душечка, и я полюбил
вас, моя дорогая принцесса, с первого взгляда за вашу царственную поход-
ку и так далее".

Тут или она понадеялась на свои женские чары, или уже неизвестно,
что случилось в ее женском сердечке, только она, засмеявшись серебристым
смехом, сказала, что вот, дескать, какой нелепый случай: дочка-то фарао-
на существует сама по себе в Египте, а он вот, персидский царь Камбиз,
без ума полюбил ее, ничего общего с дочкой фараона не имеющую. Он полю-
бил простую девицу из рабынь. Вот что делает любовь с сердцем мужчины.
Тут без содрогания нельзя представить дальнейшую сцену.
Наверно, он заорал диким голосом. Вскочил с дивана в одних подштанни-
ках. С одной босой ноги туфля упала. Губы побелели. Руки трясутся. Коле-
ни подгибаются.
- Как?! - закричал он по-персидски. - Повтори, что ты сказала! Госпо-
да министры! Арестуйте нахалку!