На какой день недели всегда приходится. Какой день недели всегда приходится празднование пасхи

Когда в этом году будет Пасха? А когда масленица? Когда начинается Великий пост? Такие вопросы люди задают друг другу из года в год. Многие удивляются: почему одни церковные праздники из года в год отмечаются в один и тот же день, а другие всякий раз выпадают на разные даты? Как определяются эти даты? Давайте разберемся.

Пасха в Ветхом Завете

Празднование Пасхи у евреев было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см. Песах). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным, бездрожжевым хлебом) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки — мацу.

Пасха у первых христиан

В христианской церкви Пасха праздновалась уже с первых веков, но в силу местных традиций, особенностей календаря и вычислений в общинах разных городов дни празднования Пасхи не совпадали. Поэтому на Первом Вселенском соборе в 325 году было решено принять единый для всего христианского мира способ определения даты Пасхи. Тогда же было решено, что христианам не следует придерживаться обычая иудеев в определении дня этого святейшего празднования. На Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями».

Когда в этом году будет Пасха?

В 2019 году православные христиане будут праздновать Пасху 28 апреля. Дату празднования Пасхи определяют по особому исчислению, называемому Православной Пасхалией.

Пасхалия - система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года.

Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля, или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. После вычисления даты Пасхи составляется календарь остальных переходящих церковных праздников.

Церковные праздники

Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

Самый главный день церковного года - праздник Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Следующие по значимости - 12 великих двунадесятых праздников (само название - двунадесятые - указывает на их число). Затем по значению Церковь выделяет 5 великих праздников. Есть и другие праздничные дни, отмечаемые совершением торжественных богослужений. Особо выделяются воскресные дни, которые также посвящаются воспоминанию Воскресения Господа и именуются "Малой Пасхой".

Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Даты непереходящих праздников год от года не изменяются; переходящие праздники каждый год выпадают на разные даты и зависят от того, на какой день в текущем году приходится празднование Пасхи. От даты Пасхи зависят также начало Великого поста, всенародно любимая масленица, Вербное воскресенье, а также Вознесение и день Святой Троицы.

Двунадесятые праздники делятся Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) либо Богородичными (посвященными Божией Матери). Некоторые из событий, ставших основанием для праздников, описаны в Евангелии, а некоторые установлены на основании сведений церковного предания.

Двунадесятые переходящие праздники:

  • Светлое Христово Воскресение. Пасха
  • Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи)
  • Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
  • День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые непереходящие праздники:

  • 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы.
  • 27 сентября - Воздвижение Креста Господня.
  • 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы.
  • 7 января - Рождество Христово.
  • 19 января - Крещение Господне. Богоявление.
  • 15 февраля - Сретение Господне.
  • 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы.
  • 19 августа - Преображение Господне.
  • 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы.


Великий пост

Пасхе предшествует Великий пост - самый строгий и продолжительный из всех православных постов. Когда начинается Великий пост? Это зависит от даты, на которую приходится в текущем году праздник Пасхи. Пост всегда длится 48 дней: 40 дней собственно Великого поста, называемые Четыредесятницей, и 8 дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой Субботы и до Великой Субботы накануне Пасхи. Поэтому начало поста легко определить, отсчитав 7 недель от даты Пасхи.

Значение Великого поста состоит не только в суровых правилах воздержания от пищи (предписывается вкушение только растительных продуктов, рыба разрешается лишь дважды - на Благовещение и на Вербное Воскресенье), и уклонении от различных развлечений и увеселений, но и в очень глубоком по своему содержанию богослужебном строе. Службы Великого поста совершенно особые, ни на что не похожие. Каждое воскресенье посвящается своей особой теме, а все вместе они настраивают верующих на глубокое смирение перед Богом и покаяние в своих грехах.

Как вычисляется дата Пасхи?

В эпоху создания Пасхалии (системы расчета дат Пасхи) люди представляли течение времени иначе, чем сейчас. Они считали, что все события происходят по кругу («всё возвращается на круги своя»). А всё разнообразие событий определяется тем, что таких «кругов» («циклов») много и они разных размеров. По кругу сменяется день ночью, лето - зимой, новолуние - полнолунием.

Современному же человеку это трудно представить, так как в своем сознании он выстраивает «прямую линию» исторических событий из прошлого в будущее.

Самый простой и самый известный (и до сих пор используемый) круг - это круг смены дней недели. За Воскресением следует понедельник, за понедельником - вторник и так далее до следующего Воскресенья, за которым обязательно снова наступит понедельник.

В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (продолжительностью 28 лет) и лунный (продолжительностью 19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера и называются «круг Солнцу» и «круг Луне»), и их сочетание повторяется только раз в 532 года (этот промежуток называется «Великим Индиктионом»).

«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый - високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7?4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в «новом» «григорианском» календаре всё сложнее…). То есть календарь 1983-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2011-го (1983+28=2011). Например, 1-е (14-е по «новому стилю») января 2011-го года - пятница; и 1-го января 1983 года тоже была пятница.

То есть «круг Солнцу» помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.

«Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равно 235-и лунным месяцам.

Равноденствие - это момент, когда Солнце в своем видимом движении пересекает «небесный экватор». В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи, а Солнце восходит точно на Востоке, а заходит точно на Западе.

Солнечный год (иначе называемый «тропическим») - это промежуток между двумя последовательными весенними равноденствиями. Его продолжительность равна 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд (365,2422 суток). В Юлианском календаре для удобства и простоты принимается продолжительность года, равная 365 суткам 6 часам (365,25 суток). Примерно за 128 лет набирается сдвиг весеннего равноденствия на одни сутки (в 15-м веке «новой эры» равноденствие было 12-го-13-го марта, а в 20-м - 7-го-8-го марта).

Лунный месяц (иначе называемый «синодическим») - это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).

Потому-то и получается, что 19 солнечных лет (19365,2422=6939,6018 суток) - это приблизительно 235 лунных месяцев (23529,53059=6939,6887 суток).

Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, - накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет). Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа («нового стиля») в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) - 9 апреля («нового стиля») в 17 ч. 55 м.

На основании полученных таблиц можно определить дату Пасхи на любой год.

Иеромонах Иов (Гумеров) приводит не столь понятный, но более математически простой способ расчета даты православной Пасхи : «Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 - 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е - 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 - 9 = 1 апреля (Юлианского календаря - старого стиля - прим. редакции )».

Когда бывает Пасха у католиков?

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний)
2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века)
3. X = 3*C/4 - 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосный)
4. Z = (8*C + 5)/25 - 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
5. D = 5*Y/4 - X - 10 (в марте день?D mod 7 будет воскресенье)
6. E = (10*G + 20 + Z - X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния)
7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
8. N = 44 - E (N-е марта — день календарного полнолуния)
9. ЕСЛИ N 10. N = N + 7 - (D + N) mod 7
11.ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N ? 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта

Фото - фотобанк Лори


* Чтобы не перегружать эту задачу техническими трудностями, будем считать, что современный календарь начался 1 января 1 г. н.э. и будет существовать всегда.

Подсказка 1

Главное в задаче — правильно осознать смысл слов «чаще всего». Вас ведь не слишком удивляет, что в 2011 году можно было использовать календарик от 2005-го? Вот и подумайте... В невисокосном (обычном) году 365 дней — это 52 недели и еще 1 день. В високосном на 1 день больше.

Подсказка 2

На первый взгляд кажется, что в табличке «день недели - годы, которые с него начинаются» прослеживается цикл из 28 лет. Например, если табличку начать с 2001 года (который начинался с понедельника), то 2029-й год будет точно таким же - первым после високосного, начинающимся с понедельника...

Пн 2001 2007 2018 2024 2029
Вт 2002 2008 2013 2019 2030
Ср 2003 2014 2020 2025 2031
Чт 2004 2009 2015 2026 2032
Пт 2010 2016 2021 2027
Сб 2005 2011 2022 2028 2033
Вс 2006 2012 2017 2023 2034

Всегда ли так будет? Не торопитесь с ответом. Кстати, а почему русская православная церковь отмечает рождество в январе, а католики - в декабре?

Решение

Повторим то, о чем говорилось во второй подсказке: в табличке «день недели - годы, которые с него начинаются» прослеживается цикл из 28 лет.

Стандартный цикл (на примере 2001–2028 гг.):

Пн 2001 2007 2018 2024
Вт 2002 2008 2013 2019
Ср 2003 2014 2020 2025
Чт 2004 2009 2015 2026
Пт 2010 2016 2021 2027
Сб 2005 2011 2022 2028
Вс 2006 2012 2017 2023

Таким образом, за 28 лет год начинается с каждого дня недели ровно по 4 раза. Казалось бы, так будет всегда, и значит, ответ на задачу - «все дни являются началом года одинаково часто»? Не торопитесь.

Дело в том, что наш календарь не так прост, как многим кажется: он не юлианский, а григорианский, и полный цикл високосных лет в нём состоит не из 4 лет, а из 400 (см. «Послесловие» об истории календаря и его реформ). В частности, 2100, 2200 и 2300 годы не будут високосными. Разберемся, как это влияет на решение задачи.

Цикл 2001–2028 повторится еще дважды: 2029–2056 и 2057–2084. А дальше нужно смотреть, что происходит на границе столетий, между которыми 7 невисокосных лет подряд.

Длинный цикл 2085–2124:

Пн 2085 2091 2103 2114 2120 5
Вт 2086 2092 2097 2104 2109 2115 6
Ср 2087 2098 2110 2116 2121 5
Чт 2088 2093 2099 2105 2111 2122 6
Пт 2094 2100 2106 2112 2117 2123 6
Сб 2089 2095 2101 2107 2118 2124 6
Вс 2090 2096 2102 2108 2113 2119 6

Здесь «цикл» удлиняется и составляет уже 2124 – 2084 = 40 лет, при этом так как 40 не делится на 7, то не все дни недели могут начинать год одинаково часто (см. правый столбец) - например, в приведенной табличке понедельник и среда встречаются на 1 раз меньше, чем остальные.

Затем снова идут стандартные циклы 2125–2152, 2153–2180, «длинный» цикл 2181–2220, стандартные циклы 2221–2248, 2249–2276, «длинный» цикл 2277–2316 и, наконец, три стандартных 2317–2344, 2345–2372, 2373–2400. То есть 2401-й год не просто начинает новое 400-летие григорианского календаря, но и начинается с того же дня недели (понедельника), что и 2001-й. А это означает, что для решения задачи нам достаточно сосчитать количество начал года по каждому дню недели ровно в одном 400-летнем цикле!

Поскольку мы уже знаем, что в стандартном цикле всех дней недели поровну, то разбираемся только с двумя «длинными» циклами.

Длинный цикл 2181–2220:

Пн 2181 2187 2198 2210 2216 5
Вт 2182 2188 2193 2199 2205 2211 6
Ср 2183 2194 2200 2206 2212 2217 6
Чт 2184 2189 2195 2201 2207 2218 6
Пт 2190 2196 2202 2208 2213 2219 6
Сб 2185 2191 2203 2214 2220 5
Вс 2186 2192 2197 2204 2209 2215 6

Длинный цикл 2277–2316:

Пн 2277 2283 2294 2300 2306 2312 6
Вт 2278 2284 2289 2295 2301 2307 6
Ср 2279 2290 2296 2302 2308 2313 6
Чт 2280 2285 2291 2303 2314 5
Пт 2286 2292 2297 2304 2309 2315 6
Сб 2281 2287 2298 2310 2316 5
Вс 2282 2288 2293 2299 2305 2311 6

Всего в трех «длинных» циклах год начинается с понедельника и субботы по 16 раз, со среды и четверга - по 17, а со вторника, пятницы и воскресенья - по 18 раз. В десяти стандартных циклах каждый день недели служит началом года по 40 раз. Всего же получается по 56 понедельников и суббот, по 57 четвергов и сред, по 58 вторников, пятниц и воскресений

Таким образом, правильный ответ на задачу - вторниками, пятницами, и воскресеньями. Кстати, 2012 год как раз начнется с воскресенья. С наступающим вас Новым годом! Счастья, радости и многих успешно решенных задач!!

Послесловие

Как ни странно, почти никто не знает истории современного календаря и не задумывается над тем, как он устроен. Это не голословное утверждение: многие из читателей наверняка помнят «вторую ошибку 2000 года» - не ту, из-за которой приходилось переписывать горы старого программного обеспечения, а ту, когда во всех газетах и по всем телеканалам трубили, что 1999 год завершает двадцатый век, а 2000-й - открывает новое тысячелетие.

Кстати, самым остроумным (и точным!) ответом на это распространенное заблуждение был такой: «Второй ящик водки начинается с 21-й бутылки, а не с 20-й».

Что-то я отвлекся от темы. Впрочем, отвлекусь еще раз - расскажу о том, как создавался наш календарь. (Когда-то я уже очень подробно писал об этом в журнале «Компьютерра» в далеком 1998 году.)

Мы ведем отсчет лет «нашей эры» от рождества Христова, однако во времена Христа, естественно, летосчисление было другим. Тогда годы отсчитывались «от основания Рима», а позже римляне и подчиненные им провинции перешли на «эру Диоклетиана». Первым, кто предложил перейти к отсчету от рождества Христова (от р. Х.), был александрийский астроном и монах Дионисий Малый. Было это в VI веке н. э. При этом основной заслугой Дионисия была разработка удобных алгоритмов для расчета пасхалий (а с ними - и всего годичного круга церковных праздников).

С хронологией Дионисия согласились далеко не все и далеко не сразу, но так или иначе к середине XV века римская церковь безоговорочно приняла счет лет от р. Х., и церковные праздники оказались очень прочно связанными с солнечным и лунным календарями. И вот тут вскрылись проблемы... Главная из них заключалась в том, что день весеннего равноденствия - 21 марта - был сочтен неподвижной границей для празднования Пасхи на все времена. При этом сам календарь, предложенный еще во времена Юлия Цезаря (каждый четвертый год - високосный, то есть средняя продолжительность года принята равной 365,25 дней) был немного длиннее реального солнечного, поэтому момент весеннего равноденствия в нём просто не мог быть неподвижным! Благодаря этому в историю календаря вошел римский папа Григорий XIII.

Длина тропического года - времени обращения Земли вокруг Солнца - примерно 365,2422 суток. Следовательно, юлианский календарь каждый год накапливает ошибку примерно в 0,0078 суток, а ошибка в целые сутки набегает за 128 лет. За века, прошедшие с введения юлианского календаря до 1582 года, точка весеннего равноденствия «убежала» с 21 марта на 11 марта. Поэтому папа Григорий XIII в феврале 1582 года издал специальную буллу о календарной реформе. Эта булла предписывала изъять из календаря 1582 года все дни от 5 октября до 14 октября включительно (так что следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября), а впредь исправить календарную систему так, чтобы из каждых 400 лет было не 100 високосных, а всего 97. Этот календарь получил название григорианского и сохранился по сей день.

В соответствии с волей папы Григория годы 1700-й, 1800-й и 1900-й были невисокосными и состояли из 365 дней. 2000-й год, как мы помним, был високосным, а за ним снова последуют три невисокосных - 2100-й, 2200-й и 2300-й. Такой календарь тоже небезупречен: ведь 97/400 тоже не равны дробной части тропического солнечного года. Но, в отличие от прежнего календаря, ошибка в сутки теперь накапливается не за 128, а за 3250 лет. Иными словами, на наш век точности этого календаря вполне хватит.

В России же всё происходило с изрядным опозданием. Христианское летосчисление и январское новолетие было введено только в конце 1699 года указом Петра I, по которому («лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах») год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова. Тем не менее юлианский календарь в России сохранялся вплоть до Октябрьской революции. Григорианский календарь был введен в России в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. Именно поэтому разница между юлианским счетом дней («старым стилем») и григорианским («новым стилем») у нас составляет не 10 дней, как было во времена папы Григория, а целых 13.

Впрочем, даже если бы григорианский календарь был образцом точности в момент своего создания, он не смог бы им оставаться навсегда, потому что сама продолжительность года немного меняется. Принято считать, что вращение Земли вокруг своей оси постепенно замедляется, а продолжительность суток - увеличивается. Соответственно уменьшается число суток, укладывающихся в одном году. Этот эффект задается приближенной формулой Ньюкома:

1 год = 365,24219879 – 0,0000000614 × (№ года - 1900).

В частности, григорианский календарь был бы совсем точным примерно 5000 лет назад, а с каждым годом его погрешность чуть-чуть растет... Но это уже тема для задачи по астрономии...

В этой статье мы поговорим о значении дня недели, в который Вы родились. Интересно, что день недели в этом случае, определяет Ваш биоэнергетический потенциал, характер и сферу деятельности, в которой Вас ожидает успех, одним словом, практически всю Вашу жизнь можно просмотреть по дню недели Вашего появления на свет.

Люди, рождённые в понедельник: противоречие и преданность

Людьми, рождёнными в понедельник, управляет Луна. Сомнения и смятения — вот основные черты характера тех, у кого день рождения в понедельник. Многие из них не могут преодолеть душевных противоречий, поэтому не достигают тех высот в жизни, каких могли бы добиться, если бы вовремя разобрались в себе. В эмоциональности и открытости им нет равных. Такие люди очень общительны. У них богатая фантазия, которую они почему-то не всегда демонстрируют окружающим. Люди, рождённые в этот день, легко приспосабливаются, как правило, являются ведомыми и им комфортно в этом положении. Рядом с собой они хотят видеть только сильную личность, поэтому иногда страдают от одиночества, так как немногие готовы брать на себя ответственность за их жизнь. В отношениях ценят тепло и уют, и очень преданны своей второй половинке.

Люди, рождённые во вторник: упорство и амбиции

Рождённые во вторник живут под знаком Марса, планеты воинов. Их характер отличается упорством, настойчивостью, а иногда и агрессивностью. Однако эти люди могут сомневаться в своей правоте и правильности своих решений. Зачастую те, у кого день рождения во вторник, нуждаются в поддержке. Про таких людей очень часто говорят «сначала делает, потом думает». Второй половинкой для рождённого во вторник может стать мягкий, ненавязчивый и доброжелательный человек, в этом случае, несомненно, будет полная гармония в отношениях. Удачный брак может принести много перспектив, как в работе, так и в общественной деятельности.

Люди, рождённые в среду: размеренность и упорство

Рожденным в среду покровительствует планета Меркурий. Они удачливы в науке, в бизнесе, любят учиться и приобретать опыт, но выглядят скорее консерваторами, нежели людьми, открытыми всему новому. Такие люди очень настойчивы, с детства они мечтают добиться успеха, и на протяжении всей жизни планомерно идут к своей цели. От такой предсказуемой и динамичной жизни многие из них со временем устают. И вот здесь происходит следующее: те, чей день рождения — среда, дают выход накопившейся с годами (отнюдь не позитивной) энергии. Затем всё возвращается «на круги своя». О чувствах здесь говорить не стоит. Люди среды несколько опасны в браке, им необходимо давать возможность изредка уходить в сторону от отношений, тогда в дальнейшем в этой паре всё будет хорошо и стабильно.

Люди, рождённые в четверг: последовательность и лидерство

Планета Юпитер покровительствует всем рожденным в четверг. Для людей этого дня характерны высокие организаторские способности. Они добиваются больших успехов в политике и сфере управления. К таким людям тянутся более слабые, что укрепляет лидерские качества. Те, у кого день рождения — четверг, могут предвидеть будущее. Отрицательными чертами можно назвать раздражение и упрямство, иногда доходящее до абсурда. Хотя эти люди логичны и последовательны. В семье они властны и не всегда терпимы. С ними будет комфортно жить ведомым людям. Родившимся в четверг необходимо уступать и лучше не попадаться на измене.

Люди, рождённые в пятницу: ветреность и жизнерадостность

Людям, рождённым в пятницу, покровительствует Венера. У этой планеты есть великий дар — она наделяет искусством любить и быть любимыми. Такие люди получают от жизни удовольствие. Они не унывают и не любят страдать. Оптимистичны, жизнерадостны и очень обаятельны. В характере тех, у кого день рождения — пятница, наблюдается игривость и несерьёзность. Дома они создают уютную атмосферу, стараются окружить себя близкими и друзьями. Людей пятницы нельзя привязывать к себе, надо давать им свободу выбора, тогда они с радостью подарят любовь и домочадцам, и друзьям. Ревнивцы с такими людьми не смогут долго быть рядом. Людям этого дня всегда везёт в деньгах, в работе с ними очень комфортно.

Люди, рождённые в субботу: интеллект и трудолюбие

Планета Сатурн берёт под своё покровительство рожденных в субботу. Это сильные люди, способные вынести многое. Их характеризуют огромное трудолюбие, талант и незаурядный ум. Постепенность и размеренность — вот то, что ценят такие люди. Им не подходит роль начальника. Рождённым в субботу не всегда везёт в личной жизни, так как они считают брак конечной целью отношений и безынициативны в семейной жизни. Те, у кого день рождения — суббота, люди крайностей: либо приспосабливаются, либо шумно отстаивают свои интересы. Им необходимо размеренно вести себя и дома, и на работе, только тогда они могут почувствовать себя счастливыми. В более зрелом возрасте они чувствуют себя намного гармоничнее, чем в молодости.

Люди, рождённые в воскресенье: беззаботность и везение

Рожденным в воскресенье всегда тепло, ведь они находятся под покровительством Солнца. Энергичны и удачливы, про таких говорят «баловни судьбы». Однако их нередко настигают неудачи. С чем это связано? Они зачастую склонны вести беззаботный образ жизни, не прикладывая усилий для обеспечения своего будущего. Некоторое время они принимают дары свыше, а потом жизнь начинает с них спрашивать по полной программе. В характере проявляется леность, нежелание реализовываться в семье и в профессиональном аспекте. Те, чей день рождения — воскресенье, могут упустить возможность проявить себя. Воспитывать детей воскресения надо строго, помочь им в выборе будущей профессии и приучить к трудолюбию. Только в этом случае в будущем эти люди могут стать счастливыми и успешными. Главная задача — встретить умного и требовательного спутника жизни, с властным характером.

В какой бы день недели Вы ни родились, главное, нужно научиться воспринимать себя такими, какие Вы есть, и стараться меняться в позитивном аспекте, делая свою жизнь ярче и гармоничнее!

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 Редактор сайта

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!

Самый простой способ выяснить соотношение чисел и дней недели – это, конечно, заглянуть в календарь. Впрочем, он не всегда оказывается под рукой, а иногда речь заходит о весьма отдаленной дате в будущем, приходящейся на другой год.

Самостоятельный подсчет в уме

Самый простой способ выяснить, на какой день недели приходится число, основывается на количестве дней в неделе. Традиционно используется семидневная неделя, следовательно, из порядкового номера числа необходимо вычесть число 7, повторить это еще раз, и еще – пока результат не окажется в непосредственной близости от сегодняшнего дня, тогда не будет составлять труда узнать, какой это день недели. Таким же будет день недели для той даты, о которой идет речь.

Например, сегодня 2 мая, а нужно узнать день недели, который придется на 31 мая. Из 31 необходимо вычесть 7, получается 23, из 23 снова вычитается 7, получается 16, далее – 16 – 7= 9, 9 – 7=2.

Можно пойти и по противоположному пути, прибавляя 7 к сегодняшнему числу раз за разом, пока результат не приблизится к искомой дате. Например, 5 мая – это , а нужно узнать, каким днем недели будет 28 мая. 5+7=12, 12+7=19, 19+7=26. Зная, что 26 мая – понедельник, нетрудно ответить, что 28 мая – среда.

Некоторое затруднение возникает лишь «на стыке» месяцев. Такие моменты лучше «просчитывать» по дням, а дальше продолжать применять описанную технику.

Система «Вруцелето»

Такой системой когда-то пользовались артисты цирка, «угадывая» (а в действительности – высчитывая) дни недели по датам на потеху публике, причем система работает применительно к любому году. Ничто не мешает пользоваться ею в практических целях.

Каждому месяцу соответствует определенное число, для запоминания этих числе использовались мнемические слова и фразы: – 1 (1-й месяц в году), – 4 (люто – слово из 4 букв), март – 4 ( в названии месяца), – 0 (нулевая температура), май –2 (Первое мая), июнь – 5 (жарко – 5 букв), июль – 0 (ни капли дождя), август – 3 (3-й летний месяц), сентябрь – 6 (мелкий дождичек – 6 букв в слове «мелкий»), октябрь – 1 (один лист на ветке), ноябрь – 4 (снег), декабрь – 6 (готовь сани летом, а телегу зимой – 6 букв в слове «телега»).

Данные числа использовали в системе подсчета. Две последние цифры года делили на 12, остаток делили на 4 и складывали результат первого деления и остатки от обоих делений. Если полученное число меньше семи – его запоминают, если 7 или больше – делят на 3 и запоминают остаток. К этому числу или остатку прибавляют число, соответствующее месяцу. Если результат меньше семи – запоминают, если 7 или больше – делят на 7 и запоминают остаток.

К полученному числу прибавляют число дня, если результат больше семи – вновь делят на 7 и запоминают остаток. Полученное число и соответствует дню недели по следующей схеме: суббота – 0, воскресение – 1, понедельник – 2 и т.д. Например, нужно установить, каким днем недели было 7 июня 2016 года.

16:12=1 (4 в остатке)
4:4=1 (0 в остатке)
1+4+0=5
5+5=10
10+7=17
17:7=2 (3 в остатке)