Тематическое планирование поздняя осень подготовительная группа. Тема недели: «Поздняя осень

Согласно программе «От рождения до школы», продолжается работа по знакомству детей с сезонными изменениями. Старшим дошкольникам говорят о том, почему день становится короче, солнце греет меньше. Через художественную литературу дети узнают о том, почему происходит листопад, как в старину называли и как . Описание проблемных ситуаций, экологических игр, упражнений по теме и стихи об осени вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Осень в лесу».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы беседы о доброте, игры и этюды на развитие умения принимать на себя разные образы. Дети отгадывают загадки о дорожных знаках и , узнают о заповедных местах края. Воспитатель знакомит детей с осенними приметами и рассказывает о работе лесничего.

Познавательное развитие

Продолжается познавательное развитие детей. Для этого педагог вносит игровое пособие «Палочки Кьюзенера», математические раскраски по теме «Осень». Дети выясняют, что существует три царства растений и закрепляют знания о животных леса через домашние заготовки.

Речевое развитие

Игры на развитие фонематического слуха, упражнения типа «Кто чем питается», «Я знаю», способствуют речевому развитию так же, как и составление рассказов «Осень в лесу». Взрослый предлагает детям составить творческий рассказ на тему «Что снится дереву», читает экологические сказки и стихи об осени.

Художественно-эстетическое развитие

Приобщая детей к искусству взрослый учит дошкольников внимательно рассматривать репродукции картин. Для этого он предлагает детям упражнения «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто самый внимательный» и т.д. Художественно-эстетическому развитию способствуют музыкальная игра «Ритмическое лото» и рисование «Животные в лесу». Для развития моторики взрослый планирует лепку «Кисть рябины» и рисование по мокрому песку.

Физическое развитие

Развивая ловкость и выносливость воспитатель организует подвижные игры «Краски», «В школе мяча», «Дорожка препятствий». Физическому развитию способствуют беседы «От куда берётся кариес», «Для чего нужны прививки».

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Что такое доброта». Цель: формировать дружелюбное отношение к окружающим. Просмотр презентации «Ласковый сентябрь». Цель: показать красоту первого осеннего месяца, объяснить, что такое примета. Составление творческих рассказов «Что снится дереву». Цель: развивать творческое воображение и речь. Упражнение «Смотри внимательно» (репродукция картины А.Чернышова «Лесная сказка»). Цель: учить внимательно рассматривать картину. Физминутка «Выросли деревья в поле». Цель: познакомить с игрой, выучить слова.
Про-
гулка
С.р. игра по желанию детей. Цель: учить придерживаться игрового сюжета, доводить игру до конца. Наблюдения за деревьями. Цель: рассмотреть изменения, происходящие в природе ранней осенью. Знакомство детей с игрой «Светофор». Цель: развивать фонематический слух. Сбор листьев для изготовления панно. Цель: поддержать интерес к творческой деятельности. П.и. «Встречные перебежки». Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Народная игра «Краски». Цель: познакомить с правилами игры.
ОД
2 п.д. Игра — этюд «Что случилось?». Цель: развивать воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики. Внесение логических таблиц по теме «Осень». Цель: познакомить детей со способом решения логических задач. Чтение сказки «Девочка-осень». Цель: обсудить произведение. Конструктивно-модельная деятельность из полосок бумаги. Цель: развивать воображение, фантазию. Изготовление книги «Режим дня» (рисунки детей). Цель: побудить детей пополнить уголок здоровья.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Отгадывание загадок о правилах дорожного движения. Цель: развивать мышление, умение отгадывать загадки. Чтение стихов о двойке. Цель: познакомить детей с цифрой 2. Домашние заготовки «Рассказ о хвойных деревьях». Цель: расширять знания детей о деревьях. Музыкально-дидактическая игра «Кто самый внимательный?» Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением. Самостоятельные игры в физкультурном уголке. Цель: способствовать развитию физических качеств.
Про-
гулка
Этюд «Семья ежей». Цель: учить проникать в мир художественных образов, развивать фантазию. Наблюдение за небом. Цель: обогащать словарь детей, развивать наблюдательность. Игра «Кто чем питается?». Цель: закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. Самостоятельные игры с разными видами театра. Цель: развивать выразительность речи, фантазию. П.и. «Караси и щука». Цель: упражнять в приседании по сигналу. Народная игра «Краски». Цель: разучить слова. П.и. «Брось мешочек». Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой или левой рукой прицеливаясь.
ОД


Календарно - тематическое планирование на неделю в подготовительной к школе группе по теме «Поздняя осень».
Автор: Менщикова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад п. Кедровый».
План составлен в октябре 2016 года.
Режим Тема недели «Поздняя осень».
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Совместная деятельность взрослого и детей Организация
развивающей среды для самостоятельной
деятельности детей
(центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/социальными представителями
Групповая,
подгрупповая Индивидуальная 2 3 4 5 6
Понедельник 24 октября
Вечер Оздоровительные и закаливающие процедуры.
Постепенный подъем детей. Комплекс упражнений пробуждения. Ходьба по ребристой доске.
Конструктивная деятельность.
«Город осенью» (коллективная постройка) из разных видов конструктора.
Учить детей взаимодействовать в игре, вести диалог, применять усвоенные умения для воплощения различных замыслов, строить прочные постройки и обыгрывать их.
Игровая, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы.
Подготовка к сюжетно – ролевой игре «Моряки»: чтение рассказа С. Сахарнова «Как достали якорь», беседа о труде моряков; дидактическая игра «Наш корабль отправился в плавание, потому что…»
Расширять представления и обогащать игровой опыт детей по данной теме, учить по-новому передавать содержание игровых ролей; развивать эмоциональную сферу детей.
Работа в уголке физического воспитания.
Игра «Кольцеброс».
Развивать меткость, ловкость; воспитывать безопасность во время игры. Беседы с детьми на индивидуальные темы.
Наблюдение за взаимодействием детей во время игры.
Отработка речевых навыков.
Отработка навыка бросания кольца (Лиза, Полина, Артем К.). Комплекс упражнений, ребристая доска.
Создать условия для конструктивной деятельности.
Подготовить текст рассказа, картинки с изображением людей морских профессий, морского вида транспорта.
Кольцеброс, кольца. Предложить родителям выучить с детьми стихи об осени
Подготовка к прогулке.
Прогулка.

Наблюдение за погодой осенью.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «В гостях у лесника».
Упражняться детей в подборе однокоренных слов, побуждать к составлению творческого рассказа; развивать речь, творческое воображение; воспитывать уважение к труду взрослых.
Подвижная игра «Догонялки с ветром».
Развивать двигательную активность детей, умение изворачиваться; воспитывать интерес к подвижным играм. Индивидуальные описания погоды по образцу воспитателя.
Отработка речевых навыков.
Индивидуальные напоминания правил безопасного поведения во время игры. Создать условия для наблюдения.
Возвращение с прогулки.
Уход домой.
КГН.
Самообслуживание.

Чтение стихотворений об осени М. Волошин «Осенью», С. Городецкий «Первый снег».
Прививать интерес к поэзии; формировать умение понимать и объяснять образные слова и выражения; воспитывать любовь к природе. Отработка речевых навыков.
Подготовить иллюстрации с изображением поздней осени. Вторник 25 октября
Утро. Игровая деятельность.
Настольно – печатная игра «Ботаническое лото».
Формировать умение классифицировать растения по общим признакам, узнавать их и правильно называть; учить детей соблюдать правила игры.
Продуктивная деятельность.
Желающим детям предложить раскраски на тему «Дикие и домашние животные».
Прививать интерес к рисованию; закрепить умение правильно держать карандаш, подбирать нужный цвет», учить детей во время рисования вести диалог с товарищем.
Двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика.

Беседа на тему «Хлеб – всему голова».
Познакомить детей со злаковыми растениями; дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека; учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения; развивать сенсорные навыки; обогащать словарный запас, развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Познавательно - исследовательская деятельность.
Опытно – экспериментальная деятельность: Превращение зерна в муку с использованием кофемолки.
Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах; познакомить со свойствами муки; развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Восприятие художественной литературы.
Чтение литературной сказки А. Ремизова «Хлебный голос».
Познакомить детей с литературной сказкой; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию, делать короткий анализ сказки; воспитывать интерес к художественной литературе.
КГН.
Умывание.
Завтрак. Формировать умение правильно и четко произносить название растений, подбирать прилагательные (Веня, Милана А., Матвей, Максим).
Отработка навыков раскрашивания (Алена Е., Данил К., Егор Н.).
Отработка речевых навыков.
Учить детей делать несложные умозаключения.
Отработка речевых навыков.
Оказание помощи дежурным во время сервировки стола к завтраку. Подготовить настольно – печатную игру «Ботаническое лото».
Подготовить раскраски на тему «Дикие и домашние животные».
Подготовить колосья ржи, пшеницы, овса; картинки с изображением хлебоуборочной техники, хлебобулочных изделий.
Кофемолка, зерна пшеницы.
Текст сказки.
Мыло, полотенца.
Посуда, столовые предметы. Утренний прием детей.
Индивидуальные беседы с родителями о здоровье детей.
Непосредственно
образовательная
деятельность 1.ФЭМП.
Тема «Измерение длины».






2. Коммуникация. Чтение художественной литературы.
Чтение и заучивание наизусть стихотворения
А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Формировать способность воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное; обогащать реальные представления детей об окружающем мире и природе; развивать речь, память; воспитывать любовь к родному языку.3.Физкультурное. Оказание индивидуальной помощи во время самостоятельной деятельности в тетрадях.
Отработка речевых умений и навыков. Подготовить необходимый материал для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Подготовить иллюстрации с изображением поздней осени. Подготовка к прогулке.

Экскурсия по территории детского сада, наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Трудовая деятельность.
Очистка дорожек от снега.
Формировать умение трудиться сообща; воспитывать желание оказывать помощь взрослому.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Громко и шепотом».
Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко и шепотом.
Игры детей со снегом.
Закрепить знание свойств снега; развивать творческие способности детей.
Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз».
Развивать двигательную активность детей, творческое воображение, умение договариваться в игре; воспитывать интерес к играм разных народов. Индивидуальные напоминания правил безопасного поведения во время работы с лопатой.
Закрепить умение выполнять прыжки с продвижением вперед (Женя, Надя). Создать условия для наблюдения.
Подготовить лопаты.
Приготовить лопаты, ведерки, совочки, формочки.
Создать эмоциональный настрой на игру. Возвращение с прогулки.
Обед. КГН.
Самообслуживание.
Упражнение «Я все делаю сам».
Формировать навыки самообслуживания, способствовать выработке привычки самостоятельно, быстро, тщательно выполнять действия по самообслуживанию (одеваться, раздеваться, следить за чистотой обуви, одежды, за порядком в шкафчике).
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Найди первый звук».
Учиться детей четко выделять в слове первый звук; развивать фонематический слух, память, внимание; воспитывать усидчивость.
Обед. Индивидуальные показы складывания одежды (Надя, Егор Н., Милана А.).
Закрепить умение правильно произносить слова со звуком [с] в начале слова (Броня, Веня, Милана). Подготовить машинку, игрушки. Среда 26 октября
Вечер. Оздоровительные и закаливающие процедуры.

Игровая деятельность.
«Школа мяча» по плану физрука.
Сюжетно – ролевая игра «Моряки: ремонт судна».
Учить детей передавать в игре соответствующие трудовые действия, организовывать взаимодействие, вести ролевой диалог.
Коммуникативная деятельность.
Беседа на тему «Безопасность в группе».
Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудит, какая опасность в них угрожает, выяснить, из – за чего возникли эти ситуации, как их избежать, как действовать в подобных ситуациях.
Восприятие художественной литературы.
Чтение рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь».
Предложить детям рассказать об эмоциях, вызванных произведением, передать свое отношение к героям; развивать эмпатию, художественное восприятие. Индивидуальные высказывания детей об опасных ситуациях.
Отработка речевых навыков. Комплекс упражнений, колючий коврик.
Создать условия для игры.
Подготовить хрестоматию с рассказом К. Ушинского «Слепая лошадь». Консультация для родителей по теме «Профилактика ОРВИ».
Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательно - исследовательская деятельность.
Наблюдение за прохожими.
Игровая деятельность.
Словесная игра: «Кто больше слов скажет».
Формировать умение называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на их внешний вид, но и на черты характера; развивать внимание, речь, память.
Подвижная игра «С льдинки на льдинку»
Упражнять в прыжках; развивать ловкость, умение действовать по сигналу. Оказание помощи в подборе определений (Надя, Алена Е., Милана). Возвращение детей с прогулки.

Продолжение чтения рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь».
Четверг 27 октября
Утро. Игровая деятельность.
Настольно – печатная игра «Живая и неживая природа».
Развивать внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в окружающем мире.
Трудовая деятельность.
Дежурство в уголке природы.
Учить детей самостоятельно определять дежурных по уголку природы; воспитывать ответственное отношение к порученному делу, поощрять стремление приносить пользу.
Двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика.
Коммуникативная деятельность.
Беседа на тему «Перелетные птицы».
Закрепить знания детей и дать им новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих; развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику; воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.Восприятие художественной литературы.
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Начать знакомство с литературным произведением; учить определять жанр произведения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать эмпатию, учить рассказывать о своих эмоциях, впечатлениях.
КГН.
Формирование культурно – гигиенических навыков: упражнение «За столом».
Учить детей выполнять правила поведения за столом, соблюдать требования этикета, использовать усвоенные ранее культурно – гигиенические навыки.
Умывание.
Завтрак. Учить определять предметы и явления живой и неживой природы (Веня, Кирилл).
Оказание помощи в описании погоды, в выборе правильных символов.
Закрепить умение делить слова на слоги (Алена Е., Максим).
Отработка речевых навыков.
Индивидуальные напоминания о правилах поведения за столом.
Подготовить настольно - печатную игру «Живая и неживая природа».
Календарь погоды.
Картинки из серии «Зимующие и перелетные птицы».
Подготовить текст сказки с иллюстрациями.
Непосредственно
образовательная
деятельность 1.ФЭМП.
Тема «Измерение длины».
Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень.
Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, счётные умения в прямом и обратном порядке.
Повторить состав числа в пределах 6.
Развивать графические умения.
Демонстрационный: изображение 4 человечков(1 высокий, 1 низкий, 2 среднего роста, одинаковые); 4 домика: красный, синий, зеленый, желтый; 2 полоски бумаги; тесьма и веревка; модель числового отрезка.
Раздаточный: карточки с изображением таких же 4 человечков, лист бумаги с нарисованными 4 домиками; 2 полоски бумаги.
2.Продуктивная.
Рисование.
«Воробышек» (цветные карандаши).
Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах; учить детей передавать пропорции птицы, передавать объем при помощи тона и цвета; развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление; воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
Материал и оборудование: картинки с изображением воробья, альбомные листы, цветные карандаши.
3.Физкультурное.
Спортивное развлечение по плану физрука «Спасем Осень». Помощь в формировании вычислительных навыков по мере необходимости.
Оказание помощи во время самостоятельной деятельности детей.
Подготовить необходимый материал для проведения непосредственно образовательной деятельности. Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательно - исследовательская деятельность.
Наблюдение за птицами.
Трудовая деятельность.
Развешивание кормушек для птиц. Подкормка птиц.
Закрепить знания детей о питании птиц, о разновидности корма для подкармливания птиц; воспитывать желание оказывать птицам помощь в трудное для них время.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Назови птицу с нужным звуком».
Развивать фонематический слух, умение подбирать слова на заданный звук; закрепить знания детей о птицах.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Развивать двигательную активность детей, умение действовать по сигналу; упражнять в беге. Отработка правильного произношения слов с заданным звуком (Алена Е., Полина, Артем К.). Подготовить кормушки, корм для птиц.
Возвращение с прогулки.
Обед. КГН.
Самообслуживание.
Восприятие художественной литературы.
Продолжение чтения сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Предложить детям пересказать понравившиеся эпизоды сказки с опорой на иллюстрации; помочь понять главную идею сказки.
Обед. Отработка речевых навыков. Подготовить текст сказки с иллюстрациями.
Пятница 28 октябряВечер. Оздоровительные и закаливающие процедуры.
Постепенный подъем детей. Комплекс упражнений пробуждения. Ходьба по колючему коврику.
Игровая деятельность.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей и фруктов».
Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; учить организовывать игру, выбирать место, объединяться в группы в соответствии с игровым сюжетом.
Разучивание пальчиковой игры «Звери осенью».
Развивать речь, память, мелкую моторику рук.
Коммуникативная деятельность.
Беседа «Как мы заботимся о своем здоровье осенью».
Учить детей соблюдать правила гигиены, следить за чистотой рук, правильно и вовремя чистить зубы, употреблять в пищу фрукты и овощи, богатые витаминами; формировать осознанное отношение к своему здоровью, полезные привычки.
Восприятие художественной литературы
Чтение глав из книги Ф. Зальтена «Бемби!» В переводе с немецкого Ю. Нагибина.
Воспитывать эмпатию, развивать связную речь. Оказание помощи в заправлении постелей (Максим, Матвей).
Закрепить умение классифицировать предметы по общему признаку (Милана, Алена Е., Максим).
Оказание помощи в составлении полных ответов на вопросы воспитателя. Комплекс упражнений, колючий коврик.
Создать условия для выбора сюжета игры и для его развития.
Книга с иллюстрациями. Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательная деятельность.
Наблюдение за сирень в октябре.
Трудовая деятельность.
Сбор снега в сугробики для строительства поделок из снега.
Привлечь детей к уборке снега на участке; формировать трудовые навыки; воспитывать желание следить за красотой своего участка.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Осенние слова».
Развивать у детей фонематический слух, внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.
Подвижная игра «День - ночь».
Учить детей проявлять терпение и выдержку; развивать быстроту реакции, навыки пространственной ориентации. Индивидуальные напоминания о безопасном поведении во время труда.
Отработка умения согласовывать существительные с прилагательными. Лопатки для уборки снега. Возвращение с прогулки.
Уход домой. Восприятие художественной литературы.
Настольно – печатная игра «Шашки».
Отрабатывать умение игры в шашки; развивать партнерские взаимоотношения, умение вести диалог во время игры: воспитывать умение спокойно проигрывать. Оказание помощи по мере необходимости. Подготовить доски, шашки. Операция «Птицеград» (сбор кормов для птиц)

Любовь Гончарова
Тематическое планирование в подготовительной группе по теме: «Краски осени».

Тематическое планирование в подготовительной группе по теме :

«Краски осени »

(художественно – эстетическое развитие) .

Цель : Расширение знаний детей об осени . Формирование обобщенных представлений об осени как времени года , приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование первичных представлений об экосистемах , природных зонах. Расширение представлений о неживой природе.

Задачи :

1. Пн. - Закрепить умение детей наблюдать за изменениями в природе осенью , видеть изменения в окраске листьев на деревьях и кустарниках. Совершенствовать технику рисования акварельными красками .

2. Вт. – Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой. Составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них и записывать результат счета. Познакомить детей с часами.

3. Ср. – Учить детей рассматривать иллюстрации в книгах, составлять небольшие рассказы по ним и объяснять свой выбор. Учить детей вырезать двойные силуэты разных деревьев, передавая характерные особенности строения ствола и ажурной кроны. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

4. Чт. – Формирование познавательных действий, предпосылок учебной деятельности, первичных представлений о форме, цвете, количестве, числе и времени.

5. Пт. – Учить детей устанавливать зависимость факторов неживой природы от живой.

Итоговое мероприятие : викторина «Здравствуй, осень » .

ПОНЕДЕЛЬНИК

Утренняя гимнастика «Осенние листочки » .

Беседа «Осень . Что ты о ней знаешь?»

И/у «Подбирай, называй, запоминай» , «Найди ошибки» .

Д/и «Когда это бывает?»

Рассматривание репродукции «Золотая осень » И. И. Левитана, описательные рассказы детей.

Заучивание стихотворения

И. Мазнина «Осень » .

Отгадывание загадок о месяцах осени , ознакомление с народными приметами.

Игра - путешествие в осенний лес .

Слушание музыки Чайковского П. И. «Осень » .

Просмотр мультфильма «Смешарики. Картонное солнце» .

И изобразительной (рисование) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Познание «Листопад, листопад – листья желтые летят…»

2. Рисование «Золотая осень » .

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей :

Раскрашивание картинок на осеннюю тематику .

темы :

Репродукции картины «Золотая осень »

И. И. Левитана.

ППС насыщена иллюстрациями об осени . Разные осенние листья . Букет из осенних веток . Осенние раскраски , альбомные листы, фломастеры и акварельные краски . Подобрать книги о природе для самостоятельного чтения и рассматривания иллюстраций на тему осени .

Книги энциклопедического содержания

Серия демонстрационных картин «Круглый год» .

Работа с родителями :

предложить родителям понаблюдать вместе с детьми за изменениями в природе утром и составить рассказ «Осень в нашем городе » .

Утренняя гимнастика «Осенние листочки » .

Просмотр презентации «Краски осени » .

Словесная игра «Доскажи слово» .

Работа с пословицами и поговорками :

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

В сентябре одна ягода, и та – горькая рябина.

В сентябре синица просит осень в гости .

Чтение стихотворения Трутневой «Осень » .

Наблюдения :

Осмотр участка - игра «Следопыты : приметы осени » .

Чтение произведения П. Вяземского «Осень » .

Игровые ситуации :

«Угадай по действию погодное условие» , «Считаем листочки» .

П/ игры : «Пройди бесшумно» ,

«Быстрые ручейки» .

Индивидуальные беседы.

Тема «Какие изменения в природе ты заметил (а) по дороге в детский сад?».

Организация НОД на основе познавательной (ФЭМП) и музыкальной деятельности.

Математические игры .

Слушание музыки об осени и разучивание песни «Осень , милая шурши…»

ППС насыщена иллюстрациями, книгами об осени . Разные осенние листья . Букет из осенних веток .

Работа с родителями :

предложение родителям составить с детьми стихотворение про осень и записать его .

Утренняя гимнастика «Осенние листочки » .

Беседа об осенних деревьях , листопаде.

Наблюдение за деревьями на участке, сравнение листьев по размеру, цвету.

Д/игра «С какого дерева лист?»

И/упр : «Собери осенние листья » .

Экспериментирование с листьями и плодами

«Тонет – не тонет» .

Чтение отрывков из книги В. В. Бианки «Синичкин календарь» .

Просмотр мультфильма «Листопадничек» .

Художественное творчество

Отпечатки листьями.

Организация НОД на основе коммуникативной и изобразительной (аппликация) деятельности.

1. Коммуникация «Осенние мотивы » .

2. Аппликация «Кудрявые деревья» .

Инд. работа :

Игр. упр. «Найди лист» на развитие зрительного внимания.

Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы :

Предметные картинки с изображением разных деревьев, цветная бумага, бумажные силуэты деревьев и листьев. Букеты из осенних веток и листьев .

Работа с родителями :

Предложить родителям сходить на прогулку в осенний парк и собрать букет из листьев.

Утренняя гимнастика «Осенние листочки » .

Составление рассказа по предметным картинкам «Явления природы» .

Напомнить детям, что наступил второй осенний месяц – октябрь , его в народе называют «листопадом» . Почему?

Работа в календаре природы : внести изменения.

Д/игра «Что лишнее?» .

Сл. игра «Закончи предложение» .

П/игры «Осень просим » , «1-2-3-к дереву беги» .

Чтение и пересказ рассказа

«4 желания» Ушинского.

Составление коллажа из осенних листьев «Осенний хоровод » .

Организация НОД на основе познавательной (ФЭМП) и изобразительной (лепка) деятельности :

1. ФЭМП «Я решаю логические задачи» .

2. Лепка «Осенний лист » .

Инд. работа :

Вырезание силуэта листьев из цветной бумаги.

Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы

Предметные картинки «Явления природы» , «Одежда» , «Игрушки» , «Деревья» , «Листья» .

Вырезанные силуэты листьев клена, пластилин.

Работа с родителями :

Предложить родителям принести фото для выставки «Осень в городе » .

Утренняя гимнастика «Осенние листочки » .

Беседа «За что я люблю осень . Отгадывание загадок об осени .

Экскурсия в городской парк.

Сбор листьев для гербария.

П/игры «На месте не стой, вокруг дерева хоровод построй» , «С кочки на кочку» .

Аранжировка из осенних листьев и плодов

«Осенние мотивы » .

Д/игра «Кто больше запомнит?»

Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» .

С/р игра «Путешествие в осенний лес » .

Просмотр мультфильма

«Детские фантазии с тетушкой Совой и домовенком Непослухой» .

Организация НОД на основе познавательно - исследовательской и музыкальной деятельности.

«Как листья становятся питанием для растений» .

Инд. работа :

Игр. упр «Заштрихуй аккуратно» .

Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы :

Репродукции картин известных художников на тему «Осень золотая » .

Изображения листьев и деревьев для инд. упр.

Атрибуты для с/р игры.

Осенние листья и плоды для составления аранжировки.

Работа с родителями :

Предложить родителям вместе детьми оформить поделку из даров осени .

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности


Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности

(средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет)
Тема Цель, задачи НОД (непосредственно образовательная деятельность), раздел программы Образовате льная область Виды детской деятельности в соответствии с образовательными областями Формы работы «Прощай унылая пора» (Поздняя осень обобщени е)
Цель:
Обобщить и систематизи ровать представлен ия детей об осенних явлениях в природе.
ФЭМП (формирование элементарных

математических представлений)
Т.: «Осень к нам пришла» Цель: Закрепить знания детей о признаках осени, фруктах и овощах; закрепить знание геометрических фигур: круг, овал. Развивать внимание.
Окружающий мир: природа
Т.: : Поздняя осень. Ц: закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени. Формировать умение устанавливать элементарные причинно- следственные связи. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Окружающий мир: социум
Т.:
Развитие речи

Т: «Осень»

Ц:
формирование знаний о признаках осени; знать приметы осени, кто и как готовится к зиме, уметь отличать овощи и фрукты; развивать речь, познавательную активность; воспитывать любовь к окружающему миру.
Познавател

ьное

развитие
Познавательно- исследовательская
Рассматривание
иллюстраций поздней и ранней осени. Цель: совершенствование знаний детей о характерных признаках ранней и поздней осени.
Беседа
: «Приметы осени». Цель: Закрепить знания об осени.
Наблюдение
за связью явлений в природе. Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в природе.
Беседа на тему
: «Почему ноябрь называют «чернотропом?».
ОБЖ «Осторожно гололёд
!»- закрепить правила безопасного поведения на улице.
Игровая ситуация
«Осень потерялась» - подвести детей к пониманию о необходимости осени.
Рассматривание иллюстрации
«Поздняя осень» - учить находить интересную информацию.
Игра- ситуация
«Какая погода лучше?»-учить эмоционально отзываться на словесный и музыкальный образы, чувствовать оттенки настроения, беседовать по содержанию сказки.
Определение погоды по приметам
- учить самостоятельно определять погоду и показывать её влияние на растительный и животный мир.

Аппликация

«Астры с осенней веточкой в воде».

Ц:
учить детей вырезать из прямоугольника листья для веточки, аккуратно наклеивать элементы аппликации: обогащение знаний детей об осени, ее признаках и приметах, об изменениях в живой и неживой природе
Лепка
Т: Теннисные ракетки Ц: совершенствовать умение лепить формы знакомых предметов различными способами, развитие чувства формы, умение соединять формы между собой + познакомить с видом спорта теннис.
Рисование
Т.: «Прощай унылая пора» Цель: передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени, закреплять навыки работы с цветными карандашами\воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях.
Музыкальная деятельность (№ 1)
Т
: Тема: «Осень»

Цель:
Закреплять умение двигаться в соответствии с музыкой, упражнять в различении звуков по высоте, развивать танцевально- игривое творчество
.

№2 Т:

«Прощание с осенью»

Цель:
Закрепить представления детей о поздней осени. Развивать музыкальную отзывчивость на музыку, развивать координацию движений, развивать чувство ритма,
Речевое

развитие

Социально-

коммуника

тивное

развитие
Коммуникативная, игровая Восприятие художественной литературы и фольклора
Игровая
Игровая Самообслуживание и элементарный бытовой труд Словесная игра «У осени много хлопот»- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних явлениях в природе. Д/и «Подбери признак». Цель: упражнять в подборе прилагательных. «Улетает осень». Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Осень». Упражнение «Грустная осень»- развивать умение изображать эмоции мимикой. Рассматривание тематического альбома «Поздняя осень»- развивать внимание, любознательность. Чтение стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних явлениях в природе. Чтение стихотворения А. Блинова «Последний листок» Чтение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» (набор иллюстраций). Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками об осени- закрепить знания об особенностях поздней осени. Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» . (набор иллюстраций). Игра-ситуация «Осень- добрая волшебница» Задачи: развивать творческое воображение. Сюжетно-ролевая игра «Поход в лес» - закреплять умение у детей играть дружно, умение распределять роли в игре. Психогимнастика «Прогулка в осеннем лесу» Цель: уметь сосредоточивать внимание на внутренних ощущениях; мышечном напряжении или расслаблении; эмоционально окрашивать свои действия; отношение к поступкам.
развивать вокально-певческие способности. Двигательная деятельность
№1
Т: «В теплые края!» Программное содержание: Учить детей принимать правильное исходное положение для метания мяча в горизонтальную цель; совершенствовать технику выполнения броска. Развивать глазомер, совершенствовать координацию движений. Закреплять умение детей сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке боком, приставным шагом, с перешагиванием через предметы. Формировать правильную осанку. Формировать морально - волевые качества детей.
№2 Т: «Разноцветные листочки»
Программное содержание: Учить детей выполнять прыжок в высоту с разбега. Совершенствовать технику броска мяча двумя руками и ловлю его после отскока. Развивать координацию движений и физические качества детей. Воспитывать смелость.
Художестве

эстетическ

ое развитие

Физическое

развитие
Конструктивная Изобразительная деятельность Музыкальная Двигательная Игровая, Трудовое поручение «Порядок в группе» - воспитывать стремление помогать своим друзьям и взрослым. Беседа: «Труд людей осенью» Цель: Расширить знания детей о том, какие заботы у людей осенью. Развивать умение аккуратно складывать одежду в шкафчик. Закреплять умение тщательно мыть руки с мылом после посещения туалета и перед едой, насухо вытирать полотенцем, снимая его с крючка и развернув его. Соблюдение правил поведения в туалетной и умывальной комнате. Строит.игра «Лесная прогулка» - учить выстраивать постройку в зависимости от размера игрушки. Составление коллажа «Поздняя осень»- упражнять в умении вырезать по контуру и аккуратно наклеивать на основу. Рисование с использованием трафаретов, обводок, шаблонов – развивать точность движений, координацию, ориентировку на листе; воспитывать усидчивость, внимательность. Рассматривание репродукций осенних пейзажей известных художников- развивать наблюдательность. Творческая мастерская - Художественная выставка рисунков цель: развиваем память дети самостоятельно рисуют дары осени которые запомнили.
Слушание музыки: «Времена года»

П.И.Чайковского.
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей. Подвижные игры: «Времена года», «Зимовье зверей», «Море волнуется»
коммуникативная Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве. П. И. «Осенью в лесу» - уметь внимательно слушать; действовать в соответствии с правилами; бегать в разных направлениях; не наталкиваясь друг на друга. Итоговое занятие: Коллективная работа «Прощай унылая пора»

Неделя осени в старшей группе «Почемучки»

Понедельник

«Осень, осень в гости просим» !

Беседа «Идет осень с перелетным журавлем, с листопадом и дождем» - сформировать представление об осени, как времени года, о существенных признаках сезона.

Словесная игра «Эхо» - работа над навыками выразительного чтения

Дарит осень чудеса,

Да еще какие,

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

На пеньке сидят гурьбой

Рыжие опята,

И паук-ловкач какой!

Тянет сеть куда-то

Д/и «Подбери действие» - развитие речи

«Мяч осенний и волшебный, будет в руки вам скакать и вопросы задавать:

Листья осенью (что делают?)… листья желтеют, опадают…

Повторение времен года по порядку, название деревьев, отгадывание загадок по теме «Осень»

Рассматривание осенних пейзажов – развивать умение рассматривать картины, делиться впечатлениями.

Упражнение на релаксацию «Солнечный зайчик», «Веселый ветерок»

Д/и «Что изменилось осенью в природе»-развитие наблюдательности.

Чтение А. Плещеева «Миновало лето» - знакомство с произведением

Повторить с детьми, чем люди занимаются осенью.

Труд: уборка увядших растений

Слушание аудиозаписи музыка П. И. Чайковского «Осень»

«Закружился надо мной дождь из листьев озорной»

Беседа «До чего же он хорош, где такой еще найдешь» -упражнять детей в различии растений в осеннем наряде, обогатить эстетический опыт, вызвать радостное переживание от восприятия красоты природы осенью.

Наблюдение за листопадом

Составление букетов из осенних листьев, сбор листьев для гербария, шишек для поделок.

Игра-хоровод «Осенний букет»

Чтение худ. лит. «Разноцветные кораблики» Д. И. Кайгородовой

Д/и «Оденем дерево» -выбрать из разбросанных на полу листья своего дерева и поместить на ветках

Игровое упражнение «Найди пару» -собрать похожие по цвету листья

Пальчиковая игра:

Ветер по лесу гулял, ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый, резной

Вот с березки – золотой, вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

С/р игра «Цветочный магазин» - познакомить детей с новой профессией, расширять кругозор детей, обогащения словаря

Труд: сбор семян – формирование положительного отношения ребенка к труду.

Слушание аудиозаписи «Вальс с листьями» А. Гречанинов

Беседа с родителями «Осенние поделки с ребенком»

«В лес осенний, на прогулку приглашаю вас пойти

Интересней приключенья нам, ребята не найти».

Беседа «Осенний лес» - уточнение и расширение у детей представлений об осеннем лесе. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.

Творческая игра с элементами конструирования «Удивительный лес» -составление картин на фланелеграфе.

Д/и «Рассели птиц» - (знак «Солнце» - перелетные, знак «Снежинка» -зимующие)

Упражнение на развитие логики и памяти «Кто как передвигается?»: гусеница ползает, а кузнечик прыгает.

Настольная игра « Съедобные и несъедобные грибы» - вспомнить название грибов, их внешние признаки, место произрастания (лес, луг) , какую пользу или вред могут принести грибы.

Игра « Дорисуй »-развитие зрительного восприятия

Чтение худ лит В. Даль «Война грибов и ягод» - расширять у детей знания о грибах.

Развлечение с детьми младшей группы «Осенние заботы лесных зверей»

Инд. Раб. «Кладовая лесных зверей» - из счетных палочек – развитие воображения, мелкой моторики

Слушание аудиозаписи звуки осеннего леса

Осень – вкусненькое слово, варится варенье, потому что фруктов много, много угощенья.

Беседа «Что нам осень подарила, что в корзину положила?» - закрепить знания об овощах, фруктах.

Сказочки с грядочки « Томатик и Грушик»

Игра на внимание «Овощная радуга» - развивать зрительное внимание при составлении цветных картинок-половинок.

Пальчиковая игра «Урожай»

П/и «Корзина с фруктами»

Настольный театр «Овощная сказка» - формировать интерес к театрализации

Худ. творчество «Огородное чучело»

Д/и «Огород»-формировать знания об осени, овощах и фруктах.

Ручной труд: изготовим овощи и фрукты для сюжетно – ролевой игры «Магазин»

Муз. игра « Огородная хороводная

Чтение « Вершки-корешки» - расширять знания детей об овощах и их пользе

Калейдоскоп осенних красок

Игра – викторина об осени между группами:- закрепить представления об изменениях в природе осенью, о фруктах, о овощах, ягодах, грибах, создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость, способность развитию интереса к окружающему миру.

Игровое упражнение «Кто больше назовет примет осени?»

Игры на развитие логического мышления «Осенние ошибки».

П/и «Ручеек»

Настольная игра « Овощное лото»- создать условия для развития умений детей сознательно принимать игровую задачу.

Конструирование «Шубка для ежа» - развивать творческий замысел (туловище – пластилинография, семечки – колючки

Конкурс: Собрать красивый букет для помощника воспитателя.


mikhailik_ludmila