Диагностика мелкой моторики младшей группе. Диагностика развития мелкой моторики рук

22.10.2019 Мои образы

Мелкая моторика - важный показатель физического и психического развития ребенка. В старшем дошкольном возрасте необходима подготовка руки к письму, что крайне необходимо для дальнейшей школьной жизни.

Готовность к школьному обучению определяется такими параметрами, как мотивационная готовность ребенка к школьному обучению и интеллектуальная зрелость, т.е. развитием познавательных процессов: зрительной и слухоречевой памяти, восприятия, воображения, внимания, наглядно-образного и словестно-логического мышления. Так же имеет место развития мелкой моторики руки.

На основе выше сказанного, можно обозначить цель психолого-педагогической диагностики развития мелкой моторики руки старших дошкольников, как определение соответствия возрастной норме уровня развития графомоторных способностей, а так же готов ли ребенок к школьной жизни.

Для определения развития мелкой моторики руки нами составлена программа психолого-педагогической диагностики, в которую вошли следующие методики:

1) графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия);

2) пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий);

3) диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова);

4) тест «Кулак - ребро - ладонь» (А. Р. Лурия).

Рассмотрим подробнее методики для определения уровня развития мелкой моторики руки.

1. Графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия).

«Цель: определить уровень развития мелкой моторики руки.

Графомоторная проба представляет продолжение повторяющихся сменяющих друг друга элементов. Для проведения этой пробы необходимо использовать фломастер.

Инструкция:

Первое задание вы будете выполнять в этом поле (ведущий показывает поле выполнения задания на своем бланке).

Сверху посередине листа нарисован заборчик (ведущий показывает рисунок на своем бланке). Чуть ниже - точка (ведущий показывает на своем бланке точку) (ПРИЛОЖЕНИЯ).

От этой точки до конца строчки продолжите такой же забор, не отрывая фломастера от бумаги.

Покажите пальчиком, какой заборчик нужно нарисовать (ведущий дожидается, пока дети покажут на своих бланках «забор»). Откуда вы будете начинать рисовать? (ведущий дожидается, пока дети покажут точку).

Приступаем по моему сигналу.

Обработка результатов:

Высокий уровень - 4 балла - графические ошибки и нарушения при рисовании заборчика отсутствуют; темп деятельности высокий.

Средний уровень - 3 балла - наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения при рисовании; темп деятельности средний.

Низкий уровень - 2 балла - значительное количество ошибок и нарушений при рисовании; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень - 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений при рисовании; темп деятельности очень низкий» [цит. по: 4, c. 35].

2. Пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий).

«Цель: определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости.

Проба 1. Простоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.

Проба 2. Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5см х 5см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки -- 15 секунд, а для левой -- 20. Задание не засчитывается, если 1) ребенок помогал себе другой рукой или 2) скатал недостаточно компактные шарики. За правильное выполнение задания лишь одной рукой выставляется 0,5 балла.

Проба З. Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой, сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если 1) ребенок отклонился от прямой больше чем на полметра, 2) размахивал руками, 3) коснулся пола согнутой ногой.

Проба 4. Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец нити закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать, и оно не засчитывается.

Проба 5. Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом, левом и правом рядах). Необходимо, действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается, если 1) движения обеих рук разновременные, 2) уложено меньше чем 5 спичек.

Проба 6. Оскалить зубы. Задание не засчитывается, если ребенок делает лишние мимические движения (морщит лоб или нос, двигает бровями, надувает щеки или высовывает язык и т. д.).

Обработка результатов:

За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл.

Высокий уровень - 6 баллов.

Средний уровень - 4-5 баллов (детей 5-6 лет), 5 баллов (детей 6-7 лет).

Низкий уровень - 1-3 балла (детей 5-6 лет), 1-4 балла (детей 6-7 лет)» [цит. по: 17, с. 24].

3. Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова).

«В данной диагностической задании входят 3 теста, определяющие развития мелкой моторики руки.

1. Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

1) крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней;

2) удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5;

3) под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

2. Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретация результатов тестирования:

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

3. Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Диагностика уровня сформированности и школьно-значимых функций» .

4. Тест «Кулак - ребро - ладонь» (А. Р. Лурия).

«Цель: выявить переключаемости движений пальцев рук доминантной руки

Ход тестирования:

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь»

Могут быть нарушены:

1) переключение с одного вида движений на другое;

2) последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего» [цит. по: 38].

Таким образом, изучив методы диагностики развития мелкой моторики руки, мы пришли к выводу, что своевременное диагностика способствует к дальнейшему развитию мелкой моторики руки детей и поступлению в школу. Психолог-педагог после выявления уровни развития мелкой моторики руки старших дошкольников будет работать для их развития, чтобы подготовить ребенка к школьной жизни.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1 Выполнение по зрительному образцу: · соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY" · пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик" · 2 и 3 пальцы - "коза-дереза" То же левой рукой.

Задание №2 Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: · с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу" · открыть глаза - повтор движений.

Задание №3 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: · Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Оценка результатов с точки зрения психологии . 1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) Оценка : нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная. 2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. Оценка : нарушение зрительно-пространственной организации движения. 3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует. Оценка : односторонняя пространственная агнозия. 4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. Оценка : инертность движений (лобные доли). 5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка : нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем .

(+) - 0 баллов - ребенок не справился с заданием.

(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

(=) - 1 балл - ребенок справился с заданием.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет:

1. Пальчик с носиком здороваются. После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод . Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку. На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод . Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки. В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод . Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод . Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 - 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • < > «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх); < > «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони); < > «Флажок» (четыре пальца - указательный, средний, безымянный и мизинец - вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе); < > «Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный - расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).2 блок.

    Упражнения на дорисовывание

  • < > Дорисуй прямую линию; < > Дорисуй волнистую линию; < > Дорисуй ломаную линию (заборчик).3 блок.

    Работа с бумагой

  • < > Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук); < > Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).4 блок.

    Упражнения на координацию движений.

  • < > «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3; < > Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли); < > Катание шарика.

    Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

    (+) - 1 балл - с заданием справился; (-) - 0 баллов - с заданием не справился; (=) - 0,5 баллов - справился с помощью взрослого;

    2 - балла и ниже - низкий уровень; 2-2,5 баллов - средний уровень; 3-4 баллов - высокий уровень;

    2 балла и ниже (низкий уровень) - У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

    2-2,5 баллов (средний уровень) - У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

    3-4 балла (высокий уровень) - У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

    Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем - врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга. Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией

Цель: констатирующего эксперимента – выявить уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР

Подобрать методику для проведения диагностики

Определить критерии уровней развития мелкой моторики

Провести диагностику и определить уровень развития мелкой моторики у детей

Провести качественный и количественный анализ результатов

В эксперименте принимали участие 6 детей 5-6 лет (таблица 1)

Таблица 1.

Ф. И. ребенка

УровеньОНР

Сопутствующие нарушения

С какого времени посещает ДОУ

ЗПР, спастичность мышц

Гиперактивность

Расстройство внимания

Констатирующий эксперимент проводился по методике Волковой Г.А

- исследование мелкой моторики рук.

Основные задачи при исследовании мелкой моторики рук:

1) обследование тонких движений пальцев рук;

2) определение качества и дифференцированности движений;

3) исследование возможности выполнять действия с предметами.

Для реализации данных задач использовались следующие задания:

1. сжать пальцы в кулак;

2. загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся»);

3. соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»);

4. выложить узор мозаики;

5. самостоятельно застегнуть пуговицы;

6. вчертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради;

7. нанизывать на нитку бусинки;

8. укладывать в коробку правой и левой рукой по одной 6 спичек.

Качество выполнения предложенных упражнений оценивалось по трехбалльной шкале.

«1» балл – с заданием справился;

«2» балла – с заданием справился частично;

«3» балла – с заданием не справился.

Минимальное число по всем заданиям составляет 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития мелкой моторики рук. Максимальное же число – 24 балла, что соответствует низкому уровню развития мелкой моторики рук.

При обследовании и в процессе наблюдений учитывались: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических и сопутствующих речи движений, состояние мышечных движений, управляемость в моторных навыках

2.2 Анализ результатов диагностики на этапе констатирующего эксперимента.

При выполнении вышеуказанных заданий у Галины, Алексея и Ильи возникли сложности в составлении узора мозаики, самостоятельном застегивании пуговиц, нанизывании бусинок на нитку. Кроме того у Галины проявилась спастичность мышц руки, быстрая утомляемость. Илья сутулился, темп движений его замедлен. Алексей невнимательно слушал инструкции, вследствие чего приходилось повторять ее несколько раз. Николай и Виктор ошибались меньше, однако, испытывали затруднения при укладывании в коробку правой и левой руками по одной из шести спичек, в вычерчивании карандашом вертикальных палочек в разлинованной тетради. Необходимо отметить, что дети очень внимательно слушали инструкции, были активны, работали в достаточно быстром темпе. Иван испытывал трудности при загибании каждого из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке, соединении пальцев одной руки с пальцами другой, выкладывании узора мозаики. Также он плохо ориентировался в пространстве, невнимательно слушал инструкцию. Активность его работы была низкой.

Итоги констатирующего эксперимента представлены в таблице 2

Таблица 2.

Результаты диагностики развития мелкой моторики у детей на этапе констатирующего эксперимента

№ здания

Средний балл по заданию

В таблице номерами представлены следующие задания:

Задание 1. сжать пальцы в кулак.

Задание 2. загнуть каждый из пальцев попеременно,то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся»).

Задание 3. соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Задание 4. выложить узор мозаики.

Задание 5. самостоятельно застегнуть пуговицы.

Задание 6. вчертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

Задание 7. нанизывать на нитку бусинки.

Задание 8. укладывать в коробку правой и левой рукой по одной 6 спичек.

На основании данных, полученных в ходе обследования и приведенных в таблице 2, можно сделать следующие выводы:

высокий уровень развития мелкой моторики не выявлен (8-15 баллов);

средний уровень развития выявлен -Николай, Виктор и Илья -3 ребенка (14 – 16 баллов),

низкий уровень развития мелкой моторики рук выявлен у троих детей - Галина, Алексей и Иван (20 – 24 балла).

Таким образом, диагностика выявила следующее:

У большинства детей экспериментальной группы не развита мелкая моторика рук, а это значит, что необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики рук.

Диагностика развития мелкой моторики

Проверяем, насколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе.

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.

Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.

Методика 1

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.

(На выполнение задания отводится 1 минута).

3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).


2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Методика 2

https://pandia.ru/text/78/181/images/image003_20.jpg" width="250" height="113 src=">

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)

1 балл – 3 и более ошибок

Методика 4

https://pandia.ru/text/78/181/images/image005_15.jpg" width="250" height="83 src=">

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.

3 балла – без ошибок

2 балла – с ошибками

1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

Методика 6

https://pandia.ru/text/78/181/images/image007_9.jpg" width="250" height="42 src=">

Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 ошибка

1 балл – 2 ошибки и более

Методика 8

https://pandia.ru/text/78/181/images/image009_7.jpg" width="250" height="78 src=">

Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 – 2 ошибки

1 балл – 3 ошибки и более

Методика 10

https://pandia.ru/text/78/181/images/image011_6.jpg" width="250" height="101 src=">

Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.

3 балла – скопировал правильно

2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками

1 балл – не смог скопировать фразы

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.