Оценка антропометрических показателей и физического развития ребенка. Филиппинский тест: как узнать, готов ли ребенок к школе В каком возрасте происходит полуростовой скачок

01.11.2019 Мои образы

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма

Полуростовой скачок роста

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других - только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года - это очень много.

Полуростовой скачок - один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть - работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится - клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие - они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена ).опубликовано

Большая часть мам на определенном этапе задает себе вопрос о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Можно отправить чадо грызть гранит науки в 6 лет, а можно продлить его беззаботное существование еще на год. Как лучше поступить? Взвешивая плюсы и минусы, характерные для вашей конкретной ситуации, обратите внимание на интересный способ определения готовности к школе - филиппинский тест.

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Филиппинский тест - один из главных критериев «школьной зрелости». Для того, чтобы узнать, прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Вы озадачены вопросом, готов ли ваш ребенок к школе? Вам несомненно пригодится эта информация. Филиппинский тест поможет определить биологический возраст малыша - одну из важных характеристик школьной зрелости.

Оценка биологического возраста – один из важных критериев готовности к школе.
Темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом, учебной нагрузки и других. Некоторые дети растут и развиваются быстрее, другие - медленнее, даже находясь в сходных условиях. Для характеристики темпов роста и развития важно оценивать биологический возраст, то есть тот уровень созревания организма, который реально достигнут вне зависимости от времени, прошедшего со дня рождения.

Наиболее просто оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. В дошкольном возрасте (обычно - в 5-6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста» - существенное удлинение рук и ног. Установить, произошел он уже или еще нет, можно с помощью так называемого «филиппинского теста».

Как провести тест?
Попросите своего малыша провести правую руку над головой и дотянуться до левого уха (как на картинке).
У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников - тоже, а вот 4 - 5-летний ребенок не может этого сделать, поскольку его руки еще коротки. В этом случае филиппинский тест дает отрицательный результат.

По результатам этого теста можно судить о развитии нервной системы и способности головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. По этой причине филиппинский тест рассматривают как один из главных критериев школьной зрелости, то есть готовности организма ребенка к процессу школьного обучения.

Если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит полуростовой скачок, может очень существенно варьировать. У некоторых детей он завершен уже к 5,5 годам, у других - только после 7 лет. В этом возрасте разница в два года весьма велика. Но такое разнообразие является нормальным, никаких поводов для беспокойства само по себе ускорение или замедление темпов физического развития не дает, важно, чтобы оно было гармоничным.

Не следует утверждать стопроцентно, что если ребенок выполнил филиппинский тест – он точно готов к обучению в школе. Школьная зрелость - это совокупность определенных навыков и умений ребенка, таких, как: навык освоения социальной роли ученика; навык учебной деятельности; умение взаимодействовать с социальным окружением; физиологическая готовность к обучению в школе.

В статье использованы материалы из книги М.М.Безруких «Готов ли ребенок к школе».

В первую очередь будущий первоклассник должен быть готов к школе в физиологическом плане

Дело не в пропорциях

Для родителей будущих первоклашек наступила горячая пора – весной нужно записать ребенка в школу и пройти с ним медкомиссию. Кое-кто уже постепенно начинает закупать ученический арсенал – ранец, форму, красивые тетради и ручки. Конечно, родители больше волнуются по поводу того, научился ли их ребенок бойко читать и логически мыслить. А врачи из года в год не устают повторять, что современные дети не отличаются крепким физическим здоровьем.

А без него весь набор навыков и умений не спасет маленького человека от перегрузок и неудач в первый школьный год. Так что при определении степени готовности к школе нужно учитывать не только возраст ребенка, но и степень его физиологической зрелости, утверждает специалист детской областной больницы Елена Лапшина.

Многие родители считают, что главный критерий соответствия паспортного возраста биологическому – рост, но это далеко не так, говорит она. Ребенок может быть вровень со сверстниками, но при этом быть физиологически незрелым. А «мальчик-с-пальчик», едва дотягивающийся до плеча одноклассников, – вполне соответствовать своему календарному возрасту.

Есть простой способ определить степень зрелости ребенка, это так называемый филиппинский тест. Попросите ребенка дотянуться через макушку правой рукой до мочки левого уха (локоть направлен в потолок). Он сделает это, если пройден этап полуростового скачка, когда меняются пропорции тела и активно растут конечности.

Однако дело не только в пропорциях. Одновременно с ростом тела происходят серьезные изменения в обменных процессах. Вместе с этим расширяются адаптивные возможности ребенка, позволяющие энергетически выдержать школьные нагрузки.

Полуростовой скачок тесно связан с функциональным развитием мозга, готовностью ребенка к восприятию, запоминанию, анализу информации – всем необходимым при обучении процессам.

Другой показатель физиологической зрелости – начало замены молочных зубов коренными. Если к моменту поступления в первый класс ребенку еще нет шести с половиной лет, он не прошел филиппинский тест или у него даже не начали выпадать молочные зубы, со школой, возможно, стоит подождать до следующего года.

Учиться или лечиться?

Для того чтобы выдержать минимальную школьную нагрузку в четыре академических часа, ребенок должен обладать адаптивным ресурсом, который определяет его трудоспособность и эффективность работы в школе.

Но следует отметить, что сегодня в первом классе по четыре часа занимаются редко, в большинстве школ бывает и по пять, и по шесть уроков. Такой график способен выдержать лишь стопроцентно здоровый ребенок. Часто болеющим детям (более шести раз в год) такая нагрузка не под силу. По сути дела, сегодня под это определение подходит едва ли не каждый ребенок.

Для таких детей характерна сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, более низкие показатели внимания. Не слишком крепкое здоровье неизбежно сказывается на восприятии, памяти, а в этом случае гораздо сложнее, чем здоровому, крепкому ребенку, осваивать программу первого класса, нередко не адекватную возрасту.

Часто болеющим детям, безусловно, стоит отложить поступление в первый класс до семи или даже до семи с половиной лет. Ведь по мере взросления адаптивные возможности детского организма расширяются. И чем старше ребенок, тем ему легче будет включиться в учебу. Кроме того, год перед школой можно будет целенаправленно потратить не только на подготовку к первому классу, но и на то, чтобы укрепить здоровье малыша.

Если у ребенка есть хронические заболевания, ему просто нельзя идти в школу раньше шести с половиной, а еще лучше – семи лет. Между тем некоторые родители всеми правдами и неправдами стремятся уговорить врачей не вносить в обменную карту данные об истинном состоянии здоровья ребенка, опасаясь, что без «первой группы» его не примут в престижную гимназию. Скрывать истинное состояние здоровья ребенка ни в коем случае нельзя, предупреждает Елена Лапшина. Это может грозить серьезными осложнениями.

К примеру, на основании группы здоровья, которая записана в карте, ребенок со всеми наравне будет заниматься на физкультуре, ему станут давать непомерные физические нагрузки, которые маленькому ученику, возможно, категорически противопоказаны.

Есть список хронических заболеваний, при которых поступление в 1-й класс лучше отложить до 7 лет:

– анемия, порок сердца;

– язвенная болезнь желудка;

– гипертрофия небных миндалин III степени;

– хронический тонзиллит;

– эндокринопатия;

– нейродермит;

– прогрессирующая близорукость.

Берегите нервы

Особо нужно сказать о детях с пограничными нарушениями нервной системы:

– они бурно реагируют на любые ситуации, часто плачут, склонны к резким перепадам настроения;

– с трудом засыпают и беспокойно спят;

– у них наблюдаются навязчивые движения. Они могут грызть карандаши или ногти, шмыгать носом или покусывать губу, бесконечно крутить пуговицу. У таких детей порой дергается веко;

– нередко наблюдаются запинки речи;

– их часто мучают страхи неудач, темноты, плохих оценок и т.д.;

– им трудно усидеть на месте, долго удерживать внимание;

– они часто жалуются на недомогания: болит голова, живот, тошнит.

Родители редко всерьез обращают внимание на эти особенности, объясняя их плохим воспитанием, дурным характером, ленью. На самом деле все это говорит о неполадках в нервной системе. Тут нужна консультация невропатолога: если у ребенка не все благополучно с нервной системой, ему будет очень сложно справиться со школьными перегрузками. Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем отдавать ребенка в школу раньше семи лет. Возможно, это как раз тот случай, когда нужно продлить ребенку детство.

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что ему придется делать уроки и выполнять правила общего поведения, значит, у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу ради нового портфеля и формы и его больше всего интересуют сверстники и перемены, значит, малыш еще попросту психологически не готов к поступлению в первый класс.

Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

Умеет ли он составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

10-14 баллов, вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет, на каком направлении вам нужно сделать упор;

9 и меньше, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Для шестилетнего ребенка первый класс – важные изменения в его жизни. Для того чтобы адаптация к школе прошла успешно, будущий первоклассник должен быть неплохо подготовлен. Основной упор делается на интеллектуальном и психологическом развитии ребенка. Он посещает курсы подготовки к первому классу, знакомится с учительницей и с другими ребятами.

Однако есть еще один немаловажный фактор, который влияет на готовность ребенка к школе – физиологический. Его нельзя упускать из виду, так как он намного точнее показывает, будет ли усвоение школьной программы по силам ребенку. Определить физиологический возраст ребенка поможет филиппинский тест.

Филиппинский тест

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того чтобы узнать, прошел этот скачок роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других - только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года - это очень много.

Полуростовой скачок - один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть - работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится - клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.