Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка. Методика работы сержантов по воинскому воспитанию подчиненных Роль сержанта отделения в воспитании личного состава

22.04.2020 Мои образы

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

ТЕМА: «Сержант и воинский коллектив. Роль сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества, сплочении воинского коллектива».

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 1 час

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комната досуга

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В условиях армии и флота наряду с офицерами и прапорщиками важные задачи выполняют младшие командиры – сержанты и старшины. Это самый многочисленный отряд командиров в Вооруженных Силах России. Они являются ближайшими и непосредственными начальниками солдат и матросов и выполняют очень важную роль в их обучении и воспитании, в поддержании уставного порядка и дисциплины в подразделениях, частях и на кораблях. В чем конкретно проявляется эта роль? 1. С первых дней службы молодых воинов сержанты и старшины становятся для них ближайшими наставниками, приучают их к строгому соблюдению уставов, помогают солдату осознать личную сопричастность укреплению Вооруженных Сил. Постоянно общаясь с подчиненными, сержанты и старшины убедительно и доходчиво разъясняют им цели воинской службы, предназначение и функции Российских Вооруженных Сил. При этом большое значение имеет разъяснение молодым воинам положений Конституции РФ о защите Отечества, требований законов и воинских уставов о прохождении воинской службы. Каждый воин должен глубоко понять, что его успехи в боевой учебе, мастерское владение техникой и оружием, высокая дисциплинированность необходимы для воинского коллектива и для Вооруженных Сил в целом.

Прививая любовь к воинской службе, надо всесторонне раскрывать ход военной реформы, показывать ее успехи, трудности и проблемы, разъяснять задачи, стоящие перед частью и подразделением. Для этого сержантам и старшинам важно самим быть в курсе происходящих событий в стране и за рубежом, уметь отвечать подчиненным на возникающие у них вопросы, помочь определить каждому воину свое место в решении задач, поставленных перед подразделением, частью. Важно умело использовать в воспитательных целях героическую историю Вооруженных Сил, их боевые традиции. В армии и на флоте уже давно стало незыблемым правилом: служба молодых воинов начинается с посещения комнат боевой славы, музеев, где отражен боевой путь соединения, полка, корабля. Воинская служба немыслима без строгого следования уставам. Не зря в армии существует поговорка «Живи по уставу, завоюешь честь и славу». В ходе их разъяснения сержантам и старшинам важно добиться глубокого понимания каждым воином, что уставы – это свод законов армейской жизни, что в нем заложен огромный опыт, накопленный за многие десятки, а то и сотни лет.

Необходимо показывать, что их требования исключительно рациональны, продуманы, они направлены не только на установление определенного порядка, без которого не может осуществляться жизнедеятельность подразделения, но и на формирование многих ценных качеств личности. 2. Младшие командиры играют немаловажную роль в обучении подчиненных воинскому мастерству, в овладении ими боевой техникой и оружием, в привитии высоких морально-боевых качеств, необходимых в бою. Сержанты призваны не только формировать у подчиненных верное представление об их роли в бою, добиваться глубокого освоения оружия и боевой техники, а также мастерского использования их тактико-технических возможностей, но и подкреплять все это личным примером. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, тем, что каждый из сержантов выполняет в подразделении конкретную функцию военного специалиста.

Слабое владение им оружием и боевой техникой неизбежно скажется на результатах деятельности всего подразделения, части. А это недопустимо. Во-вторых, сержанты стоят ближе всех других начальников к подчиненным солдатам, обязаны обучать их, индивидуально работать с ними, воспитывать у них любовь к службе, бережное отношение к оружию и боевой технике. Поэтому высокая личная подготовка, хорошее знание правил использования, хранения и сбережения техники и оружия подчиненными выступают важнейшими условиями успешного выполнения каждым сержантом своего воинского долга.

В-третьих, сержанты являются руководителями и организаторами действий подчиненных в бою. От их слаженности и взаимодействия зависят сила и боевая мощь частей, армии в целом. Командирская деятельность сержантов имеет ряд особенностей.

Одна из них состоит в приблизительно одинаковом с подчиненными возрасте, образовании, жизненном опыте. Кроме того, они вместе с подчиненными живут, учатся, несут службу, обслуживают технику. Это требует от каждого сержанта глубокого понимания своего места в системе обучения и воспитания подчиненных. Задача сержанта состоит в том, чтобы в отделении, экипаже, расчете, на боевом посту сформировать морально-политические, боевые, психологические и физические качества и на основе этого выработать высокое мастерство, духовную устойчивость, постоянную готовность переносить любые испытания войны.

Правильно поступают те сержанты, которые в ходе занятий создают различные напряженные ситуации, развивают инициативу и самостоятельность подчиненных. Надо помнить: всякое послабление на занятии замедляет выработку у воинов навыков эффективного использования оружия, ведет к неоправданным затратам материальных средств, к самоуспокоенности и благодушию.

3. Велика роль сержантов в нравственном воспитании подчиненных, в формировании у них моральных качеств, повышении морального духа. Младшие командиры реализуют свои воздействия путем многообразных средств влияния: слова, личного примера, создания соответствующих отношений в коллективе, организации труда и отдыха воинов. Дело за тем, чтобы более правильно использовать все эти средства, применять их активно и творчески. Далеко не всегда деятельность сержантов по наведению уставного порядка, в индивидуально-воспитательной работе, в создании благоприятного нравственного климата в коллективе отвечает современным требованиям. В чем причины такого положения? Во-первых, у отдельных сержантов сказывается слабая подготовленность к выполнению своих обязанностей: отсутствуют навыки воспитательной работы с подчиненными, умение в полной мере управлять отделением на учениях и плановых занятиях. У некоторых недостаточно развита ответственность за состояние дел в подразделении. Во-вторых, нередко младших командиров ввиду их инертности и слабой подготовленности вынуждены подменять офицеры.

В результате этого сержанты постепенно перестают чувствовать себя командирами, самоустраняются от обучения и воспитания подчиненных. В-третьих, имеются недостатки в подборе кандидатов на сержантские должности. Крепкая воинская дисциплина и организованность формируются всем укладом воинской службы. Но главная роль в ее формировании у личного состава принадлежит военным кадрам, в первую очередь офицерам, а также их ближайшим и надежным помощникам - сержантам (старшинам). Никто лучше младших командиров не может знать сильных и слабых сторон солдат и матросов, их настроений, наклонностей и интересов, вариантов поведения. Необходимо особо подчеркнуть, что младшие командиры составляют 70-80 процентов всего командного состава Вооруженных Сил. Это во многом определяет их роль в обучении и воспитании подчиненных. Они живут вместе с ними общей жизнью, делят трудности и радости воинской службы, спят в одной казарме и одинаково питаются. Наконец, они ровесники солдат и матросов, обладают примерно одинаковым с ними жизненным опытом и уровнем образования, что создает атмосферу взаимопонимания и доверительности в их отношениях. Крепкая воинская дисциплина, повиновение и исполнительность явились одной из прочных основ массового героизма, мужества и отваги, проявленных нашими воинами в боях за свободу и независимость Родины.

Следует отметить, что сержанты всегда были образцом соблюдения воинской дисциплины, что позволяло им проявлять в бою героизм, мужество и отвагу, а также успешно воспитывать своих подчиненных. Вот несколько примеров. В битве под Москвой осенью 1941 года совершил беспримерный подвиг командир танка старший сержант И.Т. Любушкин. В одном из боев он получил приказ удержать важный опорный пункт.

И когда на него ринулась лавина вражеских танков, Любушкин не растерялся. Проявив верность воинскому долгу и высокую дисциплинированность, он смело вступил в схватку с превосходящими силами фашистов. В этом бою он подбил пять вражеских танков, удержал рубеж до подхода подкрепления. Своим подвигом сорвал замысел противника и обеспечил успешное выполнение своим батальоном важной задачи. Старшему сержанту И.Т. Любушкину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. А наводчик орудия младший сержант М.П.Акимов, проявив смелость и стойкость вышел победителем в неравном бою с 15-ю танками противника. Меткими выстрелами он подбил 4 из них, уничтожил до 40 вражеских автоматчиков, остальные танки повернули вспять. Расчет младшего сержанта Акимова с честью выполнил приказ командования - удержал позицию, не отступив ни на шаг. Поистине: дисциплина и героизм идут в одном ряду. За образцовое выполнение приказов командования, за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в годы Великой Отечественной войны почти четыре тысячи рядовых и младших командиров удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Весьма примечательно, что 2802 из них - сержанты и старшины. Верные патриотическому и воинскому долгу, российские воины бережно хранят и умножают боевые традиции героев Великой Отечественной войны. В условиях мирного времени, в процессе боевой учебы они настойчиво совершенствуют свое воинское мастерство, воспитывают в себе высокие морально-психологические и боевые качества, необходимые для умелой и надежной защиты Российского государства. Чеченские события убедительно показали, что воины России, защищая территориальную целостность страны, проявили массовый героизм и мужество, высокую дисциплину и организованность. Так, в одном из боев, старший прапорщик В. Пономарев, действуя в составе разведгруппы, уничтожил несколько боевиков. А затем при отражении атаки закрыл собою командира корпуса, приняв на себя вражеский удар. Ценой собственной жизни он спас генерала. Старший прапорщик В. Пономарев удостоен звания Героя Российской Федерации.

Еще пример. Командир отделения сержант И. Попозов в ходе боя поддерживал ус-тойчивую связь с саперами, выполнявшими ряд инженерных задач. Он первым обнаружил противника и открыл прицельный огонь, в завязавшейся перестрелке умело отвел огонь боевиков на себя, что позволило инженерно-саперному взводу успешно выполнить боевую задачу. Сержант награжден орденом Мужества. Всего же за образцовое выполнение приказов командования в боях на территории Чеченской республики более 20 тысяч российских военнослужащих к концу мая 1995 года удостоены государственных наград. Жизнь подтверждает таким образом, что высокая воинская дисциплина - важнейший фактор боевой готовности войск, непременное условие победы в боевой обстановке.

Поэтому строгое соблюдение воинской дисциплины - патриотический и воинский долг каждого военнослужащего. Интересы укрепления безопасности Отечества диктуют необходимость образцового выполнения требований воинских уставов и Военной присяги, проявления безупречного повиновения и исполнительности. Сержанты (старшины), как уже было сказано, наиболее многочисленный отряд командного состава Вооруженных Сил. Будучи подготовленными военными специалистами, они являются непосредственными начальниками солдат и матросов, организаторами их обучения и воспитания в мирное и военное время. От них во многом зависит уровень боевой подготовки, дисциплины и морально-психологического состояния личного состава подразделения. Большинство сержантов (старшин) играют активную роль и в общественной жизни воинских коллективов. Многие, наиболее подготовленные из них, являются помощниками руководителей групп общественно-государственной подготовки личного состава, периодически информируют солдат и матросов по вопросам внутренней и международной жизни страны. На современном этапе развития Вооруженных Сил России роль сержантов (старшин) значительно возросла. Армия и флот оснащены ныне сложным оружием и техникой.

Их обслуживание требует высокого мастерства от каждого воина, входящего в отделение, расчет, экипаж. Эти требования особенно актуальны в отношении младших командиров. Маршал Советского Союза В. К.. Блюхер справедливо писал: «Кто такой младший командир? - Это ближайший командир и воспитатель бойца… Эту обязанность может выполнить только пол-ноценный командир своего отделения, расчета… Только грамотный младший командир». Оценка не утратила своего актуального значения. Общевоинские уставы (например, статьи 152 и 153 Устава внутренней службы) определяют содержание и основные направления организаторской и воспитательной работы сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении.

Какие направления? Прежде всего это воспитание у своих подчиненных личной ответственности и постоянной готовности к вооруженной защите Отечества. «Защита Отечества, - указывается в ст. 59 Конституции РФ, - является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Из этого следует, что защита Отечества имеет государственное значение. Этим и обусловлена личная ответственность воина за его защиту, на ней, на личной ответственности зиждется все остальные качества. Ответственность воина - это особая категория. Пожалуй ни в какой другой области деятельности, кроме военной, это качество не имеет такого определяющего значения. Верность конституционному долгу тоже стержневое качество воина, составляет костяк его характера. Именно верность конституционному долгу дает возможность воину отдавать все свои духовные и физические силы ратному труду, самоотверженно служить народу, укреплять безопасность Отечества.

Верность долгу вдохновляет воина на подвиги во имя Родины. Конкретным выражением конституционного долга военнослужащего является воинский долг. Сущность воинского долга так изложена в статье 24 Закона «О статусе военнослужащих»: «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации». С воинским долгом непосредственно связаны такие этические категории как воинская честь, совесть, справедливость и т.д. Войсковая практика показывает, что только на основе патриотической убежденности возможно достижение такой степени сознательного отношения к воинскому долгу, когда убеждения и воля воина становятся единым сплавом, когда приказ подкрепляется велением совести, когда дисциплина переходит в самодисциплину.

В работе сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины важно активное и постоянное патриотическое воспитание подчиненных. Патриотизм, любовь к Родине - это идейная основа высоких морально-психологических и боевых качеств, дисциплинированности солдат и матросов. Без этой основы армия не только не может нормально функционировать, но и даже существовать. Известный русский военный педагог генерал П.И. Трескин справедливо отмечал: «Без патриотизма солдат не есть воин… Дух патриотизма должен лежать в основании и венчать военную систему, в противном случае она не будет иметь никакой цены». Дисциплинированность солдат и матросов во многом зависит от того, насколько они знают и выполняют требования Военной присяги и воинских уставов. Воинские уставы вобрали в себя накопленный веками опыт обучения и воспитания войск, представляют собой подлинный свод законов воинской службы.

Поэтому долг младших командиров - глубоко изучать с подчиненными уставы, заботиться о строгом выполнении их требований. Практика показывает, что эффективность этой работы зависит от того, насколько сами младшие командиры знают и выполняют требования уставов, служат в этом отношении примером для подчиненных. Большую пользу приносит использование разнообразных форм и методов изучения уставов - обмен мнениями в отделении (расчете), встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов, посвященных подвигам наших воинов и т.д. Неоценимое значение имеет требовательность младших командиров, строгий, равный и справедливый спрос с подчиненных за безупречное выполнение уставных требований. Русский писатель Н.А. Добролюбов как-то верно заметил: «Начальник должен постоянно стараться показать… что он все замечает, на все смотрит и всегда знает, так ли исполнено его приказание, как он хотел».

При обсуждении этого вопроса целесообразно рассмотреть опыт передовых сержантов - требовательных и взыскательных. Важное место в работе младших командиров занимают вопросы обучения подчиненных воинскому мастерству. В законах «Об обороне», «О статусе военнослужащих». Этому их обязывает воинская дисциплина. К тому же данное требование наиболее полно в первую очередь выполняется дисциплинированными воинами. Нетрудно заметить, что существует органическая, тесная связь между воинской дисциплиной, дисциплинированностью воинов и воинским мастерством. Эта связь обусловлена тем, что формирование высоких морально-психологических и боевых качеств и совершенствование воинского мастерства невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Дисциплинированный и исполнительный воин к боевой учебе относится со всей ответственностью. Он хорошо по-нимает, что качественные изменения в вооружении, боевой технике, способах ведения современного боя предъявляют более жесткие требования и к боевой готовности. А боевая готовность не может быть без крепкой, сознательной дисциплины. Не менее важно знать индивидуальные особенности подчиненных, учитывать их в процессе обучения и воспитания. Скажем имеются факты, когда молодого солдата на первых порах пугает сложность техники. Он испытывает неуверенность в возможности овладения ею. Командир отделения поступит разумно, стремясь развеять это неправильное мнение, вселить в солдата уверенность в его силах и возможностях. Командир отделения должен также учиты-вать неодинаковый уровень общей подготовки подчиненных, неодинаковые способности в изучении и овладении оружием и боевой техникой. Важным направлением в работе сержантов и старшин по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении является воспитание у подчиненных чувства высокой бдительности. Это одно из важнейших требований воинской дисциплины. В Уставе внутренней службы и в Дисциплинарном уставе подчеркивается, что воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего «быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну».

Работа сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении ведется и по некоторым другим направлениям. Большое значение имеет сплочение воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения (расчета) за службу и поведение каждого солдата и матроса. Разумеется, что многое в этой работе зависит от личного примера младшего командира. Издавна в народе говорят: «Рать крепка воеводою». Личный пример командира, его нравственный облик и авторитет порождают у подчиненных уважение и доверие к нему, способствуют сплочению коллектива, повышению его воспитательной роли.

Весьма положительно сказывается на укреплении воинской дисциплины умение сержантов и старшин правильно строить взаимоотношения с подчиненными в соответствии с их индивидуальными особенностями, искусство управлять межличностными отношениями в воинском коллективе. Важно в связи с этим хорошо знать реальную структуру межличностных отношений в отделении, состав микрогрупп, их направленность, лидеров и т.д. Это будет способствовать проведению предметной воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины, исключению отрицательных явлений (дедовщина и т.д.) среди солдат и матросов.

Воинские коллективы Вооруженных Сил РФ многонациональны. Поэтому в укреплении воинской дисциплины и поддержании высокой боеготовности велика роль работы сержантов (старшин) по интернациональному воспитанию воинов. Прежде всего необходимо формировать у них уважение к национальным чувствам, обычаям и традициям. Воинские уставы подчеркивают, что основным методом является метод убеждения, обращенный к уму и чувствам воинов. Однако он вовсе не исключает и мер принуждения. Работа сержантов и старшин дает желаемый результат, если им присуща правильная, извещенная дисциплинарная практика. Дисциплинарный устав требует: ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невинный не должен быть наказан.

Речь идет об умелом сочетании и правильном применении мер убеждения, принуждения и общественного воздействия на солдат и матросов. Таким образом, воинская дисциплина исключительно емкое и широкое понятие, охватывающее по сути все сферы жизни и деятельности военнослужащих. Поэтому многообразны пути, формы и методы работы младших командиров по воспитанию подчиненных в духе беспрекословного повиновения и исполнительности, строгого соблюдения требований Военной присяги и воинских уставов. Руководителю группы рекомендуется освещать указанные направления, используя конкретные примеры из жизни своего подразделения.

Тема: Методы и формы работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

Процесс перехода на контрактный способ комплектования Вооруженных Сил РФ обусловил появление новых факторов и проблем. Речь идет об условиях прохождения контрактной службы: строгом соблюдении регламента служебного времени; взаимоотношений между военнослужащими контрактной службы и офицерским составом; организации отдыха и досуга; праве на свободу передвижения др. Возникла необходимость пересмотра системы воспитания и обучения контрактников, ее содержательной стороны из-за качественного изменения состава военнослужащих.

Таким образом, речь идет о необходимости реализации в педагогической практике офицеров индивидуального и дифференцированного подходов. Они предполагают глубокое и всестороннее знание своих подчиненных как индивидуально, так и по группам, их морально-психологического состояния в конкретной обстановке. Это дает руководителю возможность правильно выбрать и определить общую линию организации воздействия на личный состав, найти наиболее приемлемые методы, средства, формы влияния на сознание и деятельность военнослужащих.

Подготовка военнослужащих высокой квалификации предполагает не только формирование соответствующего уровня профессиональной компетентности и психологической устойчивости, но и одновременно обеспечение надлежащего уровня сформированных качеств личности, достижению которых способствует профессиональное воспитание.

Профессиональное воспитание в широком смысле – это воспитание военного человека вообще, формирование и развитие у него комплекса качеств, необходимых гражданину государства и военнослужащему. В узком смысле – процесс формирования и развития у военнослужащих качеств, установок, привычек поведения, которые способствуют успешному выполнению должностных обязанностей.

В ВС РФ воспитание и обучение контрактников должны основываться на идее профессионализма. Ее переделяют:

Корпоративность, уважение и подчинение командирам;

Стремление каждого в совершенстве овладеть специальностью;

Повышенное чувство гордости за защиту Родины;

Необходимость учиться на исторических примерах;

Культ профессионального бойца, всегда готового встать на защиту Российской Федерации.

В содержательно плане воспитание военнослужащих конкретной службы целесообразно рассматривать как планомерное и целенаправленное воздействие на военнослужащих, коллектив или отдельные социально-психологические процессы с целью формирования и развития у военнослужащих устойчивых качеств и установок, обеспечивающих качественное выполнение должностных обязанностей в условиях исполнения обязанностей военной службы.

К ключевым положениям воспитательного процесса относиться: субъекты и объекты воспитания, функции, принципы, методы, средства, формы воспитательной работы.

Субъектами воспитания являются государств; органы местного самоуправления; электронные и печатные СМИ; семья и близкие родственники контрактников; командиры, органы военного управления, кадровые по работе с личным составом; профессиональные коллективы ВС РФ; общественные организации.

Объектами воспитания являются в данном случае сержанты и рядовые, проходящие службу по контракту, воинские коллективы ВС РФ.

Функции воспитания : формирующее- развивающая, профилактическая, мобилизации на выполнение конкретных задач, перевоспитания, побуждения к самовоспитанию.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, которые служат руководящими нормами для воспитания. Они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.

К ним относятся: комплексность, адекватность, оптимальность, индивидуальность и дифференцированность, последовательность.

На основе принципов, с учетом целей и задач в конкретной ситуации происходят оптимальный выбор и использование методов, средств и форм воспитания и обучения.

Метод воспитания – определенный способ педагогического воздействия на военнослужащих и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В практической деятельности используются следующие основные группы методов:

- методы изучения: наблюдение, анализ результатов служебной деятельности, биографический метод, диалогические техники, опрос, анкетирование, тестирование, обобщение независимых характеристик и др.

- методы воспитательного воздействия : убеждение, пример, оценка деятельности, поощрение, критика, порицание;

- методы профилактики и самосовершенствования : переучивание, реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, использование различных санкций, критика и самокритика.

Основу любого метода наряду с приемами составляют и средства воспитания. Средства воспитания - это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, с другой – совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются при проведении различных воспитательных мероприятий, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование; наглядные и технические средства воспитания и обучения; информационные средства воспитания и обучения.

В реализации задач воспитания контрактников творчески применяются разнообразные формы. Формы воспитательной работы – это определенное сочетание способа организации взаимодействия субъекта и объекта воспитания, метода и применяемых средств для достижения конкретной воспитательной цели.

Выбор методов и форм воспитательной работы в каждом конкретном случае определяется субъектами воспитания исходя из индивидуально-психологических особенностей военнослужащих-контрактников, морально-психологического климата в коллективах, а также задач, решаемых в процессе служебной деятельности, имеющихся возможностей.

В воинской части общее руководство работой с личным составом осуществляет командир. Заместитель командира по работе с личным составом организует эту работы и несет ответственность за ее состояние.

Контрольно-методические функции и проведение данной работы возлагаются на органы по работе с личным составом.

Непосредственная организация и проведение работы с военнослужащими подразделений возлагаются на их командиров и заместителей по работе с личным составом.

Организация работы с личным составом в воинской части включает в себя; всестороннее изучение объекта воздействия; уяснение целей и задач предстоящей работы; планирование; постановку задач и координацию деятельности; определение оптимальных средств, методов и форм достижения цели; контроль и коррекцию; закрепление положительного опыта; оценку результатов деятельности; материально-техническое обеспечение.

Главными критериями оценки состояния работы с личным составом являются результаты служебной деятельности, уровень воинской дисциплины и законности в подразделениях.

В пане работы с личным составом целесообразно предусматривать проведение мероприятий по следующим основным направлениям: организационно-методическое обеспечение; информационно-воспитательная работа; социальная работа; культурно-досуговая работа; изучение организации воспитательной работы, морально-психологического климата в подразделениях, морально-психологического состояния личного состава; организация обучения должностных лиц, отвечающих за организацию воспитательной работы, оказание помощи в ее организации; взаимодействие с общественными организациями в сфере воспитания и социальной поддержки военнослужащих, ветеранов и членов их семей; психологическое обеспечение.

Таким образом, работа с военнослужащими контрактной службы - составная часть системы управления кадровыми ресурсами и включает в себя комплекс организационных, информационно-воспитательных, психологических и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной работы с целью формирования и развития к у контрактников устойчивых качеств и установок, обеспечивающих качественное выполнение должностных обязанностей. Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам, методам, средствам и формам.

Выбор методов, средств и форм работы с личным составом определяется с учетом: индивидуально- психологических особенностей военнослужащих, их образовательного и культурного уровня; степени сформированности у них профессионально важных качеств; морально-психологического состояния контрактников и коллективов подразделений; режима службы и отдыха, а также порядка размещения подразделений, военнослужащих и членов их семей.

В ходе лекций целесообразно остановиться на статистических и качественных характеристиках военнослужащих- контрактников воинской чат и; возраст, пол, образование, национальность, отношение к религии и т.д. Используя военно-педагогическую литературу, руководитель занятия кратко характеризует биофизиологические, гендерные, национально-психологические, ценностно-мотивационнные особенности контрактников воинской части, их специфику, обусловленную отношением к религии, а также особенностями правого положения.

Существуют различные подходы к классификации форм работы с личным составом. В ходе работы с контрактниками используются следующие группы форм: 1) информационно-воспитательного воздействия; 2) воздействия, опирающиеся на элементы организационной культуры; 3) организационно-управленческого воздействия;4) психологического обеспечения.

Ключевое место в работе с контрактниками занимает информационно-воспитательное воздействие на военнослужащих. Информационно-воспитательное воздействие представляет собой комплекс целенаправленных информационных мероприятий воспитательного характера, направленных на повышение уровня информационности военнослужащих, развитие у них высоких профессиональных, боевых, социальных, духовных психологических и физических качеств, обеспечивающих морально-психологическую готовность к выполнению задач служебной деятельности.

К числу наиболее приемлемых форм информационно-воспитательного воздействия на контрактников целесообразно отнести следующие.

Индивидуально-воспитательная работа – это систематическое и целенаправленное индивидуальное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению служебных обязанностей.

Занятия в системе профессиональной учебы по разъяснению принципов служебного поведения и норм профессиональной этики, по социально-политической, правовой, психолого-педагогической и другой тематике.

Общественно-государственная подготовка – это комплекс плановых занятий в системе профессиональной учебы военнослужащих и одновременно учебно-воспитательных мероприятий по формированию у контрактников мировоззрения, конечно, и установок, обеспечивающих их активную и успешную служебную деятельность на порученном участке деятельности.

Информирование – проводится по общественно-политическим, экономическим и социально значимым вопросам. Информирование – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов военного управления по своевременному обеспечению контрактников информацией, по своему содержанию и объему достаточной для успешного выполнения служебных задач и поддержания их морально-психологического состояния на оптимальном уровне.

Доведение и разъяснение правовых норм, устанавливающих ответственность за противоправные деяния, проводится в форме дня правовых знаний, правового информирования, правового лектория.

Использование возможностей средств массовой информации и культуры: телевидения, радио, электронных и печатных СМИ, литературно-художественных произведений.

Необходимо отдавать приоритет активным формам воздействия на личный состав, проходящий службу по контракту на должностях солдат, матросов. К ним относятся: дни правовых знаний с участием сотрудников военной прокуратуры и военных судов; общие собрания военнослужащих; вечера вопросов и ответов с участием командования частей и подразделений, встречи военнослужащих и членов их семей ветеранами, представителями органов государственной, исполнительной и законодательной власти субъектов России.

Важной формой информационно-воспитательного воздействия является информирование о наиболее важных событиях в Вооруженных силах, в обществе и мире. Основной упор делается на доведение и разъяснение изменений в нормативной правовой базе по вопросам прохождения военной службы, освещение наиболее значимых событий в войсках, общественной и международной жизни. Оперативное информирование об изменениях в военно-политической обстановке, изменения в нормативной базе и т.п. целесообразно проводить в течении 5-10 мин. При инструктажах нарядов, обращая внимание на источники, в которых данная информация излагается более подробно.

В информировании контрактников подразделения надо активно использовать СМИ, как печатные так электронные. С этой целью целесообразно организовать коллективную подписку на газеты и журналы, преимущественно военные издания. В каждом подразделении иметь подшивки газет и журналов в доступных местах.

Технические средства информирования. Они могут выступать самостоятельной силой информационной работы или являются вспомогательными средствами, позволяющими делать информационно-воспитательную деятельность более яркой, доказательной, эмоциональной и запоминающейся. В каждом подразделении в местах отдыха должны находиться телевизоры и функционировать точка радиотрансляции, настроенная на центральные каналы. Это вызвано тем. Что контрактник проводить более 70% суточного времени, и он должен быть информирован о том, что происходит в мире, в регионе.

Наглядные средства информации. Различные ее формы позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения военнослужащих к успехам и проступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных, укрепления правопорядка и воинской дисциплины. Основное требование к использованию указанных форм – они должны доводиться до всех военнослужащих актуальную и полезную в повседневной служебной деятельности информацию и отражать жизнь подразделения.

В подразделении важно иметь стенд оперативной информации. На нем размещаются информационные материалы из газет, журналов, выдержки из указаний командования, объявления, перечень тем по ОГП контрольные вопросы.

В работе с контрактниками также применяются формы воздействия, опирающиеся на элементы организационной культуры.

Под организационной культурой военной организации следует понимать совокупность духовных ценностей, социальных и мировоззренческих установок, норм профессиональной этики, разделяемых военнослужащими, а также характерных традиций, ритуалов и символики.

К числу форм воздействия, опирающихся на элементы организационной культуры, относятся:

Информационно-пропагандистские акции, торжественные мероприятия в связи с государственными праздниками, Днями воинской славы России, памятными и знаменательными датами в истории российского государства.

Ритуалы. Связанные с важными событиями в истории ВС РФ, воинских частей и жизни военнослужащих.

Организация института наставничества.

Создание и поддержание в надлежащем состоянии историко-демонстрационных залов воинских частей, комнат боевой Славы, музеев, памятно-мемориальных мест, опубликование Книг Памяти погибших военнослужащих, сборников воспоминаний ветеранов.

Использование потенциала офицерских собраний и ветеранских организаций.

Оказание мер социальной поддержки отдельным категориям военнослужащих и членам их семей при исполнении обязанностей военной службы; военнослужащих, получившие ранения, увечья, тяжелые заболевания при исполнении обязанностей военной службы; военнослужащие. Имеющие неполные и многодетные семьи, членов семей с тяжелыми заболеваниями, ветеранам воинских частей.

Увековечение памяти военнослужащих. Погибших при исполнении служебного долга, поддержание в надлежащем состоянии мест их захоронений

Выпуск юбилейных знаков, вымпелов и другой сувенирной продукции с символикой ВС РФ, видов войск, воинских частей;

Проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В интересах воспитательного воздействия на военнослужащих контрактников целесообразно использовать воинские ритуалы.

В воинских частях используются общие для всех воинских коллективов ритуалы, установленные общевоинскими уставами ВСРФ.

Наряду с этим проводится ряд ритуалов, обусловленных спецификой служебной деятельности видов ВС и родов войск, отдельных соединений и воинских частей, руководитель занятия может остановиться более подробной на ритуалах, проводимых в конкретной воинской части.

Нельзя также недооценивать досуговую работу. Досуговая работа - это система деятельности командиров, штабов, органов по работе с личным составом, других должностных лиц по созданию благоприятных условий для полноценного отдыха военнослужащих по воспитанию их в духе верности и воинскому долгу.

Организуя досуговую работу необходимо учитывать регламент служебного времени контрактников, принцип добровольности оповещения и участия в досуговых и культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях. При их организации и проведении следует ориентироваться на потребности и запросы военнослужащих, предоставлять возможность для полноценного проведения досуга в рамках личных интересов и потребности государства.

К формам организационно-управленческого воздействия относиться: контроль и оценка практической деятельности, уровня профессионализма контрактников при исполнении служебных задач, аттестация и квалификационные испытания военнослужащих; консультирование; плановые персональные собеседования и др.

Следует подчеркнуть, что при организации работы с военнослужащими контрактной службы необходимо дифференцировать мероприятия, проводимые в служебное и во внеслужебное время. Мероприятия, проводимые, в служебное время носят обязательный характер для всех военнослужащих. К ним относятся общественно-государственная подготовка; информирование; общее собрание военнослужащих подразделения по подведению итогов службы, боевой подготовки и воинской дисциплины; день правовых знаний; вечер вопросов и ответов; торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам и знаменательным событиям в истории страны ВС РФ, части, подразделения и т.д.

Эти и некоторые другие формы работы необходимо планировать в часы, предусмотренные регламентом служебного времени.

Посещение мероприятий во вне служебное время является добровольным. Согласно законодательству это время военнослужащие имеют право использовать по своему усмотрению. В значительной мере мероприятия должны носить досуговый характер. Они должны в наибольшей мере учитывать интересы и запросы и быть привлекательными для них.

Должностные лица подразделений должны отдавать себе отчет в том, что от организации повседневной деятельности подразделений, профессиональной и методической подготовки, требовательности офицеров зависит, какими качествами будет обладать контрактник. Будет ли он соответствовать предъявляемым к нему требованиям, либо он привнесет в воинский коллектив собственные правила и нормы поведения. Необходимо понимать, что организация повседневной служебной деятельности одновременно и воспитывает, и обучает каждого военнослужащего- контрактника, т.е. происходит непосредственное и опосредованное профессиональное формирование и развитие.

Таким образом, практическая деятельность руководителя должна сосредоточиться на создании комфортных условий для профессиональной повседневной деятельности военнослужащего-контрактника: четкий регламент, рациональная организация труда, своевременное и полное материально-техническое обеспечение, постановок конкретных выполнимых задач, оказание им помощи, самое главное контроль.

Опыт показывает, что добиться необходимого уровня служебно-боевой деятельности частей и подразделений только лишь совершенствованием вооружения, технических средств и способ несения службы, ведения боевых действий невозможно. Важнейшим звеном являются люди, т.е. сержантский и рядовой состав контрактной службы, их высокий боевой, профессиональный дух и моральная сила, которые сразу не возникают, а представляют собой результат сознательного систематического воздействия с целью формирования у них государственного патриотического сознания, чувства любви и верности Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям.

Необходимо отказаться от стереотипов в работе с военнослужащим контрактной службы, выстраивать новую систему межличностных отношений, поставив во главу угла долг, ответственность и уважение к личности, ее права и свободы. Помнить, что это добровольцы, которые отличаются от военнослужащих, проходящих службу по призыву, не только тем, что служат по своей воле, но и в соответствии со своими потребностями и мотивами, выбирают для себя военную профессию на большой период своей жизни.

    Бархаев Б., Караяни А., Перевалов В., Психология и педагогика профессиональной деятельности.

    Борзов В., Кулеба А. Практика воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

    Военная психология: Учебник.

    Караяни А., Сыромятников И. Прикладная военная психология.

    контракту на должностях солдат , матросов, сержантов ... работ , а к сержантам , старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных ...
  1. В связи с проведением 20 ноября 2013 года «Дня правовой помощи детям» информируем о действующих нормативных правовых актах на территории Российской Федерации, п

    Документ

    ... военнослужащих , проходящих военную службу по контракту , аттестации и переаттестации граждан, поступающих на военную службу по контракту в Службу ... положения о прохождении военной службы по контракту на должностях солдат и сержантов в Войсках гражданской...

  2. «Управление повседневной деятельностью медицинской службы воинской части в мирное время»

    Учебник

    Освобождении от занятий и работ , направляются на стационарное лечение в лазарет. Военнослужащим , проходящим военную службу по контракту , в том числе офи...

  3. 1 Военная психология как наука. Содержание и структура личности. Предмет военной психологии. Понятие о личности в психологии. Факторы формирования личности. Взаимосвязь психологических процессов, свойств и образований в психологической структуре личности военнослужащего

    Документ

    Определены задачи воспитательной работы с военнослужащими , проходящими военную службу по контракту . Так, с сержантами и старшинами, солдатами и матросами воспитательная работа направлена на : - формирование готовности...

433.74kb.

  • План и конспект учебного занятия Методы и приемы обучения на занятиях , 463.84kb.
  • 1. Литература Нормативные правовые акты , 376.82kb.
  • План- конспект. Проведения занятия по рхбз с личным составом Тема: , 74.17kb.
  • План конспект для проведения занятия по физической подготовке с л/с , 48.85kb.
  • План занятия: объяснение правил получения очков деление на команды задание 1 Праздник , 369.44kb.
  • «УТВЕРЖДАЮ»

    "____"_______________ 20 г.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    проведения занятия по методике воинского воспитания подчиненных

    с сержантами.

    ТЕМА : Соотношение методов убеждения и принуждения в воспитании подчинен-

    Ных. Дисциплинарная практика младшего командира.

    ЦЕЛЬ : Довести до слушателей формы и методы работы сержантов по

    Воспитанию подчиненных,успешному применению поощрительных

    Мер и мер принуждения,а также методику проведения дисципли-

    Нарной практики младшими командирами.

    УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Основные методы работы сержантов по воспитанию

    Подчиненных.

    2.Методика проведения дисциплинарной практики

    Младшими командирами.

    ВРЕМЯ : 2 часа

    МЕСТО : Комната досуга

    МЕТОД : рассказ-беседа

    ЛИТЕРАТУРА : Журнал "Ориентир",N4 за 1998 год

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    I.ВСТУПЛЕНИЕ - 5 минут

    Проверяю наличие сержантов и их готовность к занятию. Объявляю тему, цель и учебные вопросы занятия.

    II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 90 минут

    Приступаю к изложению учебных вопросов.

    1 вопрос.

    Устав внутренней службы ВС РФ обязывает командиров всех степеней

    Постоянно поддерживать среди подчиненного личного состава крепкую во-

    Инскую дисциплину. В практическом плане это предполагает использование

    Всего арсенала методов, средств, приемов воспитательного воздействия

    С целью формирования у подчиненных сознательной дисциплинированности.

    Среди наиболее общих методов, применяемых с этой целью сержантами

    (старшинами),можно назвать убеждение, упражнение воинов в правильных

    Поступках, наказание с целью предупредить появление нежелательных ка-

    Честв, воздействие на подчиненных личным примером своего поведения и

    Многое другое.

    Молодые люди, призываемые в армию и на флот, конечно, уже имеют оп-

    Ределенное представление о воинской дисциплине. Но, к сожалению, в усло-

    Виях нынешнего негативного информационного воздействия он часто бывает

    Искаженным. Значит от младших командиров с первых дней прибытия молодо-

    Го пополнения в подразделения потребуется кропотливая работа, направ-

    Ленная на то, чтобы сообщить воинам необходимые знания, дать обстоятель-

    Ные разъяснения и подвести их (воинов) к глубокому осознанию сущности

    И основного содержания воинской дисциплины в нашей армии.

    Но одного знания - как себя вести - конечно, недостаточно. Нужна

    Убежденность в необходимости поступать только так, а не иначе. Поэтому в

    Воспитании сознательной дисциплинированности такое большое значение

    Отводится методу убеждения.

    В Дисциплинарном уставе ВС РФ подчеркивается, что воинская дисцип-

    Лина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга

    И личной ответственности за защиту своего Отечества. А такое понимание

    Может быть достигнуто путем убеждения. Существует ряд приемов,обеспечи-

    Вающих эффективность применения этого метода. Так,у воина может сло-

    Житься ошибочный взгляд на какую-то сторону армейской жизни. От младше-

    Го командира в этом случае требуется опровергнуть неправильный взгляд

    Подчиненного, доказать, почему уставы регламентируют поступать именно

    Таким образом. Убеждение неразрывно связано с разъяснением, которое

    Должно быть четким и аргументированным. Часто исключительно эффективным

    Приемом убеждения является сравнение,при котором воинам дается воз-

    Можность лучше познать и оценить самих себя. Кроме названных приемов

    Существуют и другие. И в каждом конкретном случае сержант выбирает

    Те, которые наиболее эффективно влияют на развитие сознательной дисцип-

    Линированности военнослужащих.

    Необходимо отметить, что убеждения можно добиться как словом, так

    И делом, примером.

    Дисциплинированность воина зависит не только от уровня развития

    Его сознания, но и от имеющихся навыков и привычек, которые заставляют

    Соблюдать целый ряд уставных требований. Поэтому в качестве метода вос-

    Питания дисциплинированности младшие командиры используют упражнение.

    Особенности ратного труда требуют исключительной точности, ловкос-

    Ти, быстроты ориентировки в складывающейся ситуации и безошибочной ре-

    Акции на нее, т.е. определенного автоматизма поступков и действий. Такие

    Качества вырабатываются только тогда, когда человек упражняется, посто-

    Янно выполняет установленные правила поведения. Осуществление метода

    Упражнения на практике предусматривает высокую требовательность млад-

    Ших командиров к подчиненным, поддержание твердого уставного поряд-

    Ка, обеспечение примерности военнослужащих в службе и личном поведении.

    Добиться у подчиненных закрепления тех или иных положительных ка-

    Честв сержанты могут и целенаправленным использованием мер поощрения.

    Конечно, спектр поощрений, предоставляемых сержанту Дисциплинарным

    Уставом, невелик. Командир отделения имеет право снять ранее наложенное

    Им дисциплинарное взыскание, объявить благодарность. Но зачастую и этого

    Достаточно, чтобы укрепить веру солдата в свои способности, вызвать у

    Подчеркнуть, что поощрения играют дисциплинирующую роль только при соб-

    Людении ряда условий, а именно: соответствия мер поощрения степени зас-

    Луг воина; целесообразности применения поощрения; выделения личностных

    Качеств военнослужащих, за проявление которых он поощряется; учета при

    Поощрении индивидуальных особенностей подчиненных; разнообразия мер по-

    Ощрения; своевременности их применения.

    С методом поощрения тесно связан метод принуждения. Одной из его

    Форм является наказание за нарушения воинской дисциплины. Его суть зак-

    Лючается в негативной оценке, осуждении, а при необходимости и пресече-

    Нии действия, нарушающего уставные требования. Командир отделения имеет

    Право наложить на нарушителя дисциплины из числа подчиненных следующие

    Взыскания: объявить выговор или строгий выговор; лишь солдата, проходя-

    Щего военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения

    Воинской части; назначить в наряд вне очереди на работу. Но наказание

    Только тогда дает нужный эффект, когда вызывает у воина переживание за

    Свой недостойный поступок, то есть чувство стыда, неловкости, раская-

    Ния, сожаления и прочее. Вот почему младшему командиру важно постоянно

    Заботиться об условиях, которые обеспечивали бы высокую эффективность

    Дисциплинарных мер воздействия. Большое значение при этом имеет обосно-

    Ванность наложения взыскания, своевременность приведения его в исполне-

    Ние и снятие взыскания с воина, исправившего свое поведение.

    Но все же опытный командир к взысканиям прибегает обычно в край-

    Них случаях. Ведь у сержанта, старшины немало и иных средств воздействия

    На нарушителя порядка. Это и устное замечание, и напоминание о долге

    Службы, и критика нарушителя в товарищеской беседе, и принципиальный

    Разговор с глазу на глаз.

    Еще раз хочется подчеркнуть, что поощрение, так и наказание должны

    Быть обоснованными, применяться лишь в тех случаях, когда для этого

    Действительно есть основания. Только справедливое, тщательно продуманное

    Их использование принесет пользу делу укрепления воинской дисциплины.

    Войсковая практика свидетельствует, что невозможно поддерживать

    Дисциплину на должном уровне, если не обеспечена высокая дисциплиниро-

    Ванность командного состава. Личная примерность сама по себе оказывает

    Определенное влияние на поведение воинов, на их развитие, на формирова-

    Ние у них воинских качеств. Если солдаты видят, что их сержант отлично

    Стреляет, водит боевую машину, успешно освоил воинскую специальность, об-

    Разцово выполняет строевые приемы, уверенно чувствует себя на спортив-

    Ных снарядах, то и они стремятся поступать подобным образом. Однако од-

    Ного примерного поведения командира еще недостаточно. Авторитет сержан-

    Та, как и любого другого лица командного состава, немыслим без его спо-

    Собности умело руководить подчиненными, потребовать от них бесприкос-

    Ловного и точного выполнения порядка и правил военной службы. Солдаты

    Только тогда по-настоящему будут уважать своего командира, сплачиваться

    Вокруг него в единый коллектив, когда они увидят в нем и подготовленно-

    Го военного специалиста, и уверенного в себе, волевого человека, и стар-

    Шего товарища, обладающего твердыми убеждениями, служебным опытом, общей

    Культурой, нетерпимого к недостаткам. Уважение подчиненными командира

    Как личности обеспечивает ему право командовать ими, обучать и воспиты-

    2 вопрос.

    Перечисленные методы воспитательной работы младших командиров по

    Поддержанию воинской дисциплины и правопорядка могут проявляться в оп-

    Ределенных формах. Условно они разделяются на индивидуальные и массо-

    Вые.К последним относятся беседы, лекции, вечера вопросов и ответов и

    Т.п. Хотя сержанты и принимают в этих мероприятиях самое непосредствен-

    Ное участие, но организаторами их проведения все же выступают офицеры и

    Прапорщики. Поэтому мы остановимся на индивидуально-воспитательной ра-

    Боте младших командиров, тем более что методика ее проведения часто вы-

    Зывает у сержантского состава наибольшие трудности. А ведь знание под-

    Чиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склонностей, интересов и

    Идеалов позволяет воспитателям уверенно руководить ими, оказывать на

    Них действенное влияние, своевременно принимать необходимые профилакти-

    Ческие меры.

    Что сержанту необходимо знать о подчиненных? Прежде всего - усло-

    Вия их воспитания и жизни до призыва, социальный опыт, основные установ-

    Ки по прохождению службы, уровень общего образования, способность к ов-

    Ладению конкретной специальностью, особенности темперамента и характе-

    Ра.С этой целью целесообразно в именном списке личного состава (ведет-

    Ся в сержантском блокноте) иметь следующие сведения о подчиненных:

    Фамилия, имя, отчество;

    Должность;

    Образование;

    Военно-учетная специальность;

    Год, месяц, число и место рождения;

    Национальность;

    Время и место призыва в армию;

    Род занятий до призыва;

    Семейное положение, фамилии, имена, отчества ближайших родственников;

    Место работы родителей, жены;

    Уровень физической подготовленности;

    Склонности и увлечения.

    Эти данные, а также внимательное наблюдение за поведением военнос-

    Лужащего на занятиях, в ходе несения службы, в свободное время, его внеш-

    Ний вид, реакция на реплики товарищей подскажут командиру направление

    Индивидуальной работы с ним. Интерес при изучении подчиненного предс-

    Тавляют его автобиография, характеристики, анкеты. По ним сержант может

    Судить о его навыках, способностях, интересах и других качествах личнос-

    Знание индивидуальных особенностей воинов помогает младшему ко-

    Мандиру принять правильное решение при подборе личного состава для не-

    Сения караульной службы, внутреннего наряда, выполнения хозяйственных

    Работ.Так, на ответственные участки, связанные с необходимостью принятия

    Нения в поведении, то есть склонных к недисциплинированности, пьянс-

    Тву, наркомании и токсикомании. Последним необходимо исключить доступ к

    Должностям, связанным с использованием ГСМ и фармацевтических препара-

    Тов. Сержантам также необходимо постоянно контролировать военнослужа-

    Щих, родственники которых или они сами предпринимали попытки самоубийс-

    Практика показывает, что сержантам нужно учитывать и националь-

    Ность подчиненных, так как она отражает определенные характеристики той

    Среды,в условиях которой формировалась личность. При этом недопустима

    Абсолютизация черт национального характера.

    В ходе индивидуальной работы с подчиненными младшим командирам це-

    Лесообразно применять такое общее педагогическое правило: на избало-

    Ванного воздействовать жесткой требовательностью, на оступившегося -

    Доверием, на зазнавшегося - показом его невежества, на замкнутого - иск-

    Ренностью, на раздражительного - спокойствием, на недисциплинированного

    Образцом высоконравственного поведения.

    Весьма положительно сказывается на улучшении воинской дисциплины

    Умение сержантов и старшин управлять межличностными отношениями в под-

    Разделении. Важно в связи с этим хорошо знать реальную структуру таких

    Отношений, состав микрогрупп, их направленность, лидеров. Здесь не обой-

    Тись без помощи офицеров, без знания основ психологии воинского коллек-

    Тива. Но эти знания младшему командиру сформировать у себя в отделении

    Обстановку требовательности, сплоченности, товарищества. А в хорошо сла-

    Женном, дружном коллективе, как давно подмечено, и случаи нарушения воин-

    Ской дисциплины редки.

    Как правильно организовать совместную деятельность военнослужащих?

    Есть несколько советов, которые могут помочь сержантам и старшинам из-

    Бежать конфликтов между подчиненными. Младшим командирам необходимо:

    Четко определить индивидуальные задания каждому подчиненному;

    Оказанию взаимопомощи;

    Определить оценочные критерии, которые должны ясно указывать на

    То,кто и как справился с порученным делом;

    Позаботиться об обеспечении военнослужащих всем необходимым для

    Выполнения поставленных задач;

    Дать понять личному составу, что при распределении нагрузки ко-

    Мандиром были учтены все факторы.

    Главным, стержневым направлением деятельности сержантов и старшин

    Является воспитание у военнослужащих высокой личной ответственности за

    Строгое и точное соблюдение Конституции РФ, законов и общевоинских ус-

    Тавов, за безупречное поведение и исполнительность.

    III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 5 минут

    Напоминаю тему и цель занятия, учебные вопросы и как они усво-

    Ены. Отмечаю лучшие выступления и недостатки в ходе занятия.

    РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАНЯТИЯ _______________________________

    И воспитания личного состава, дисциплина и организованность и в конечном итоге состояние боеспособности подразделений и частей.

    Сержанты относятся к младшему звену командных кадров и представляют собой самый многочисленный их . Они являются помощниками в подготовке идейно убежденных, умелых и мужественных защитников социалистической Родины. Это - ближайшие и непосредственные начальники солдат, первые их учителя и воспитатели.

    Говоря о роли младших командиров, подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части».

    В настоящее время роль младшего звена командных кадров еще больше возросла. Это объясняется усложнением задач по обучению и воспитанию солдат в связи с сокращением сроков военной службы и изменениями, вызванными в военном деле.

    Требования к обучению и воспитанию каждого солдата неизмеримо возросли, а сроки их подготовки сократились. Это вызвало необходимость повышения уровня подготовки и ответственности командиров всех степеней и особенно тех, кто ежедневно непосредственно готовит солдат, упорно трудится над тем, чтобы они стали настоящими воинами.

    Исходя из оценки международной обстановки и характера современного империализма, XXV съезд КПСС нацелил партию и народ на всемерное повышение оборонного могущества нашей Родины, постоянную готовность к защите завоеваний социализма.

    Особое значение в настоящее время приобретает овладение воинским мастерством, умелое владение оружием и боевой техникой на поле боя.

    Современные боевые действия ведутся с применением разнообразных и мощных средств вооруженной борьбы, которые личный состав не только должен хорошо знать, но и уметь с высокой эффективностью применять в самых сложных условиях обстановки. Без этого немыслима победа в современном бою.

    Эту задачу по праву можно считать задачей номер один. Она должна решаться настойчиво и целеустремленно в процессе подготовки, особенно в ходе полевой выучки личного состава, и прежде всего на тактико-строевых и тактических занятиях и учениях, боевых стрельбах, практических занятиях и тренировках на учебных полях, а также на физических тренировках, проводимых в полевых условиях.

    Поэтому важнейшей обязанностью сержантов является обучение солдат воинскому мастерству, умелому владению оружием и боевой техникой. Носителями воинского мастерства являются отличники боевой и политической подготовки, классные специалисты, мастера военного дела. Долг сержантов -заботливо выращивать отличников учебы, классных специалистов, мастеров военного дела, организовывать и руководить социалистическим соревнованием в отделении, экипаже, расчете, направленным на повышение качества учебы каждого солдата, классности, мастерства, дисциплины и организованности.

    Таким образом, перед сержантами Советской Армии стоят большие и ответственные задачи.

    Сержант не может решать задачи обучения солдат, если сам не будет настоящим мастером военного дела, специалистом высокой квалификации. Он должен обладать высокими командирскими методическими навыками.

    Говоря о командирских качествах сержанта, следует иметь в видy умение уверенно командовать подчиненными, правильно решать задачи обучения и воспитания и проявлять постоянную требовательность к солдатам. Высокая требовательность - неотъемлемое качество командира и необходимое условие высокой воинской дисциплины, организованности и порядка в войсках.

    Требовательность не имеет ничего общего с грубостью и унижением достоинства военнослужащего.

    Она заключается в устранении неправильных действий подчиненных, нарушающих воинскую дисциплину, уставной порядок и наносящих вред боеспособности подразделения, а также в устранении замеченных нарушений по службе, решительном пресечении проступков. Требовательность предполагает контроль за выполнением отданных распоряжений и приказов, воспитание у подчиненных беспрекословного повиновения и исполнительности.

    Постоянная и твердая требовательность должна сочетаться с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

    Кроме того, -сержант должен быть умелым педагогом и воспитателем. Без этого нельзя обеспечить единство процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к ведению боевых действий.

    Все это означает, что сержант не только должен уметь распоряжаться, командовать, но и тщательно готовить и образцово проводить занятия с подчиненными, уметь разъяснять им изученный материал, знать и использовать методические приемы, позволяющие’ повышать боевое мастерство личного состава, владеть методами воспитательной работы. А для этого необходимо быть хорошо ознакомленным с основами военной педагогики и психологии, методикой боевой подготовки.

    И наконец, каждый сержант должен быть образцом высокой дисциплинированности и исполнительности.

    В. И. Ленин указывал: «…если мы добросовестно учим дисциплине… то мы обязаны начать с самих себя».

    Самым действенным средством воспитания уважения к дисциплине является собственный пример воспитателя, на которого ежедневно и ежечасно устремлены взгляды подчиненных. Всякие разъяснения и требования, не подкрепленные личным примером, как правило, малодейственны и не достигают цели.

    Ежедневное поведение сержанта, его исполнительность и внешний вид оказывают непосредственное влияние на воспитание подчиненных.

    Вся история человеческого общества связана с дисциплиной. Необходимость упорядочить жизнь и деятельность людей заставила человечество выработать ряд правил, норм, законов, регламентирующих поведение членов общества в различных ситуациях. Особенно важно все это применительно к воинской деятельности, которая немыслима без исполнительности, строгого следования приказам.

    Понятие дисциплины в трудах античных философов, историков трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший порядок», «согласованность действий». Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, как важное личностное качество. Так, в дисциплинированности Плутарх видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон. В частности, он отмечал: «...дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там... и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора».

    Первыми отечественными документами, в которых обращается внимание на проблему воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха. В них он излагал требования к воеводам – быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам – беспрекословно исполнять приказы. Согласно «Поучениям» воины должны были при старших молчать, мудрых слушать и к младшим в любви пребывать. Следует отметить, что в эпоху феодальной раздробленности дисциплина в княжеских дружинах поддерживалась на основе кодексов чести, соблюдения клятвы верности. Нарушители их держались «в нужде» (подвергались наказанию) и могли понести кару вплоть до смертной казни. Дисциплинированное поведение поощрялось различными наградами (ценными подарками, имуществом). Такой подход позволял обеспечивать порядок, организованность, способствовал победам наших предков над многочисленными захватчиками.

    Развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали еще большей организованности и исполнительности.

    Слово «дисциплина» в переводе с латинского означает «учение». Понятие «дисциплина» трактуется и как «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение уставному порядку, правилам», как сдержанность, привычка к строгому порядку. В широком смысле дисциплина рассматривается как необходимое условие нормального существования любого общества, благодаря чему обеспечиваются коллективная деятельность и нормальное функционирование социальных организаций.

    С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская помощь. Соблюдение дисциплины дает возможность одновременного приложения усилий многих людей, является высокоэффективным средством социального управления.



    Существуют следующие виды государственной дисциплины – это общественная, трудовая, дисциплина общественных организаций. Приемлемо вести речь и о дисциплине исполнительской, финансовой, учебной, дисциплине времени и т. д. При этом важно понимать, что такое деление несет элемент определенной условности.

    Воинская дисциплина – это одна из форм государственной дисциплины, основа боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов дисциплины обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, быстроты исполнения всех распоряжений и т. д. В силу этого воинская дисциплина характеризуется рядом особенностей: обязательность ее требований т(ля всех категорий военнослужащих; совпадение целей законности и воинской дисциплины; детальная регламентация правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; повышенная правовая ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы; обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; дисциплинарная ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п.

    Известная истина: без дисциплины не может быть боеспособной ни одна армия мира. Один из выдающихся военных деятелей и педагогов России генерал М. И. Драгомиров так характеризовал воинскую часть, в которой поддерживается высокий уровень дисциплины: «Такая часть (подразделение) может не выбивать умилительных процентов при стрельбе, может быть не особенно твердой в строю. Она может сбиться с ноги, но с пути никогда. И в трудные минуты, конечно, будет предпочтена тем, которые и проценты выбивают, и отлично маршируют, но не так надежны».

    Понятие «дисциплинированность» означает специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

    Внешние показатели дисциплинированности:

    строгое соблюдение воинского порядка;

    точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

    бережное отношение к вооружению и военной технике, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

    образцовый внешний вид.

    Внутренние показатели дисциплинированности:

    убеждение в необходимости воинской дисциплины:

    знание уставов и наставлений, требований военной службы;

    умение управлять собой согласно требованиям воинской дисциплины;

    навыки и привычки дисциплинированного поведения;

    самодисциплина.

    Безусловно, связь между внешними и внутренними показателями дисциплинированности того или иного воина неоднозначна. Она может быть гармоничной, но бывает и так, что воин соблюдает определенный порядок, не имея убеждения в его необходимости. В этом случае преобладает понимание того, что за нарушением последует строгое наказание. Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за совесть. Только тогда можно говорить о высокой сознательной дисциплинированности, Дисциплинированность как личностное качество не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Она формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности. Рассмотрим приоритетные направления работы командиров по формированию и развитию дисциплинированности у воинов.

    Основные направления формирования и развития дисциплинированности у военнослужащих:

    умелое руководство деятельностью и поведением военнослужащих;

    поддержание строгого уставного порядка в подразделении; эффективная воспитательная работа; самовоспитание дисциплинированности;

    забота о здоровом морально-психологическом климате в коллективе.

    При работе с военнослужащими по контракту необходимо учитывать в работе вопросы заботы о семье военнослужащего и реализации условий заключенного им контракта,

    Привитие воинам основ дисциплинированности невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ориентировочной основы их поведения. Другими словами, нужно каждый раз разъяснять, почему и как надо поступать в тех или иных ситуациях. Умелая организация этой работы помогает солдатам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиться положительных результатов в боевой подготовке.

    Параллельно проводится работа в коллективе:

    культивирование положительных взаимоотношений;

    формирование здорового общественного мнения и единства взглядов по основным вопросам службы и боевой учебы;

    преодоление негативно направленного лидерства;

    поддержание дружбы и взаимопомощи, внимательного и требовательного отношения сослуживцев друг к другу.

    Практика показывает: легче достичь желаемых результатов, если сами воины активно вовлечены в решение данной задачи.

    Формирование у военнослужащих навыков дисциплинированности, готовности безупречно выполнять требования Военной присяги и воинских уставов начинается с первого дня их службы. При этом сержанту важно довести до сознания каждого подчиненного не только содержание, но и глубокий смысл, социальную значимость дисциплинированности.

    Каждый сержант должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов, воинских уставов и приказов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.

    Анализ дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом, показывает, что многие из них обусловлены просчетами в сфере взаимоотношений начальник – подчиненный, личность – коллектив. В одних случаях недостатки в работе сержанта косвенно влияют на возникновение конфликта, а в других – стали прямой причиной нарушения дисциплины.

    К наиболее распространенным неправильным действиям самих сержантов можно отнести: допускаемое ими неравномерное распределение нагрузок между солдатами различных периодов службы; нежелание, а иногда и неумение вникнуть во внеслужебные отношения и настроения воинов; попустительство стремлению отдельных солдат получать привилегии, занять особое положение, подчинить своему влиянию других воинов.

    Слабая требовательность одних сержантов, недостаток методических навыков воспитания у других, отсутствие педагогического такта у третьих – лишь некоторые узкие места в их деятельности, встречающиеся на практике.

    Основой работы сержанта по укреплению воинской дисциплины является глубокое изучение подчиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склонностей, интересов и идеалов. Наиболее оправдавшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе повседневной жизни являются: индивидуальные беседы; внимательное изучение отношения к делу того или иного подчиненного в ходе занятий, несения службы, отдыха; широкое использование мнений офицеров и прапорщиков, других сержантов о воинах.

    Изучение подчиненных должно быть объективным, беспристрастным, не должно сводиться к выискиванию недостатков. Необходимо замечать и отмечать каждый успех воина, уметь разглядеть в каждом хорошее и использовать для воспитания личности. Признание успеха окрыляет солдата, придает ему силы на будущее. В этих условиях у него чаще возникает стремление отличиться по службе. Правильное мнение может сложиться лишь в том случае, если оно оценивается не по словам, а по делам.

    Для воспитания дисциплинированности нужна правильная организация учебного процесса. Сержанты должны создавать обстановку, способствующую развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности и самостоятельности. Следует добиваться своевременного начала и окончания занятий. Хорошо проведенное занятие всегда активизирует мыслительную Деятельность обучаемых, прививает привычку к аккуратности, собранности и организованности. Дисциплинирует также четкая организация обслуживания техники, парково-хозяйственных дней.

    В укреплении дисциплины немаловажное значение имеет умелая дисциплинарная практика. Дисциплинарная практика – это сложившаяся в Вооруженных Силах система применения к военнослужащим мср поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания и укрепления воинской дисциплины.

    При определении вины военнослужащего принимаются во внимание: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совершен; прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка службы.

    При наложении дисциплинарного взыскания сержант должен помнить, что мера взыскания и сама форма его наложения должны восприниматься не как действия, направленные на унижение человеческого достоинства военнослужащего, а как стремление сержанта помочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необходимо приучить подчиненных не к боязни наказания, а к стыду совершать проступки. Отрицательно влияют на военнослужащих необъективность и несправедливость сержанта, грубость в обращении с подчиненными. Правильно поступают те сержанты, которые считают, что, прежде чем наложить дисциплинарное взыскание на подчиненного, необходимо разобраться в степени его виновности. Снятие дисциплинарных взысканий также целесообразно осуществлять строго индивидуально, когда они сыграли свою воспитательную роль и военнослужащий реально исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга.

    Сержанты обязаны строго следить за поддержанием внутреннего порядка, за правильной подгонкой снаряжения, соблюдением установленных правил ношения военной формы одежды, а также воинской дисциплины в строю. Повседневное четкое выполнение этих обязанностей младшими командирами оказывает влияние на воспитание у воинов навыков и привычек дисциплинированного поведения, формирует нетерпимое отношение к разболтанности, развивает исполнительность.

    Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, в неприкосновенности его личности, в уважении его чести и достоинства. Поддержание в подразделении установленных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими является одним из приоритетных направлений деятельности сержанта.

    Особой продуманности и организованности требует работа с военнослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразделения, в карауле и суточном наряде. Здесь не должно быть места поверхностному подходу. Необходимо тщательно подбирать состав этих команд, учитывать психологические особенности военнослужащих.

    Свои особенности имеет работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины. Крайне важно при этом выявлять конкретные причины их недобросовестного отношения к службе, искать в каждом таком человеке положительные качества, поощрять, развивать их, подчеркивать, что норма жизни военнослужащего – честность, персональная ответственность за порученное дело, образцовое выполнение воинского долга.

    Большое значение в современных условиях имеет борьба за здоровый образ жизни. Младшие командиры призваны показывать в этом личный пример, а также разъяснять личному составу, что пьянство и наркомания совершенно нетерпимые явления в армии, они злейшие враги боевой готовности.

    Каждый сержант обязан систематически анализировать состояние воинской дисциплины подчиненных ему военнослужащих, своевременно и объективно докладывать о ее состоянии вышестоящему командиру. Некоторые сержанты, пытаясь скрывать от командиров проступки своих подчиненных, тем самым попустительствуют нарушителям. Это может привести к грубым дисциплинарным проступкам, а зачастую к происшествиям и преступлениям.

    Сержанту необходимо заботиться об улучшении материально-бытовых условий подчиненных, точно знать все нормы довольствия, строго следить за полнотой их доведения. Он должен проявлять заботу об организации отдыха и досуга подчиненных, так как это является важной составной частью работы сержанта по поддержанию воинской дисциплины. Его задача добиться, чтобы каждый солдат был записан в библиотеку, всячески поощрять чтение газет и журналов, занятия художественной самодеятельностью и спортом.

    Вариант системы работы командира отделения
    по поддержанию воинской дисциплины

    Ежедневно:

    знать, где находятся подчиненные, проверять их при каждом построении, докладывать об отсутствующих;

    следить за выполнением распорядка дня, внутренним порядком во взводе (отделении), требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины;

    проводить индивидуальные беседы с одним-двумя подчиненными;

    обеспечивать соблюдение правил ношения военной формы одежды;

    докладывать непосредственному командиру о всех жалобах и просьбах подчиненных, о поощрениях и наложенных на них взысканиях, а также о случаях утери или неисправностях оружия и Других материальных средств;

    обеспечивать соблюдение требований безопасности личным составом при работе с вооружением и военной техникой, а также при проведении занятий и хозяйственных работ;

    подводить итоги каждого занятия и в конце дня оценивать отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность.

    Еженедельно:

    беседовать с каждым подчиненным военнослужащим, оказывать помощь прибывшему пополнению в адаптации к условиям военной службы;

    соблюдать очередность и равномерность при назначении в наряд, а также при увольнении из расположения части;

    проводить дополнительные занятия по разъяснению требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации с военнослужащими, склонными к нарушениям воинской дисциплины;

    докладывать непосредственному командиру о состоянии воинской дисциплины среди подчиненных, принятых мерах по ее укреплению, ходатайствовать при необходимости о поощрении отличившихся и наказании нарушителей.