Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики. Методы диагностики особенностей восприятия личности воспитателя старшими дошкольниками Образ воспитателя сквозь призму детского восприятия

11.03.2020 Мои образы

Воспитатель- это зеркало духовной культуры нашего будущего!

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия воспитатель, не совсем обычная. Ведь воспитатели заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», порча которого приравнивается, к катастрофе.
Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Ребенок – это чистый лист, на котором взрослые могут «записать» все, что угодно. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. К сожалению не всегда влияние взрослых оказывается благотворным для растущего малыша, и способствует развитию гармоничной личности с высокими моральными принципами. Самое ужасное, если сами родители являются плохим примером для подражания, но даже в том случае, если они люди культурные и относятся серьезно к воспитанию малыша, не стоит забывать о том влиянии, которое оказывают на него встречающиеся ему по жизни педагоги.
Роль воспитателя в воспитании детей невозможно переоценить. Уже с детского сада воспитатель – это тот человек, который является проводником малыша в окружающий его мир. Зачастую воспитатель и дети проводят вместе гораздо больше времени, чем дети и родители. От того, найдут ли общий язык воспитатель и дети, во многом зависит, как в дальнейшем малыш будет вести себя. Станет ли он самодостаточной личностью, или, наоборот, всю жизнь будет страдать комплексами. Каждый из нас, наверное, помнит своего воспитателя в детском саду, не смотря на то, что с тех пор прошел ни один десяток лет. Это лишний раз свидетельствует о том, насколько глубоки наши детские впечатления и как сильно они влияют на нашу дальнейшую жизнь.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль воспитателя, а в особенности его умение и актерское мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. И в этом случае актерское мастерство играет огромную роль. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. Актерское мастерство помогает воспитателю поймать внимание детей, расположить их к себе.
Каждый день, проживая в детском саду часть жизни, дети учатся многому, и, пожалуй, самому важному – гибкости в общении и мирному существованию среди людей. В центре общения со сверстниками – собственная личность, «Я» в соотношении с другими «Я» в свете оценки окружающих. Личность воспитателя рассматривается, как истина в последней инстанции и окружена ореолом непогрешимости или ореолом сверхконтроля. На протяжении всего дошкольного возраста воспитатель со своими индивидуальными особенностями является образцом для ребенка. Причем дети принимают воспитателя за нравственный образец независимо от его эмоциональной привлекательности. Ролевые особенности воспитателя в какой-то мере идеализируются детьми, от оценки внешних качеств ребенок переходит к оценке его деятельности, а после и к оценке его нравственных качеств. Отношение к воспитателю обусловлено отношением воспитателя к детям, хотя в основном дошкольники оценивают воспитателя всегда положительно. Было замечено даже лучшее отношение к требовательному и строгому воспитателю, нежели к демократичному. Поскольку по представлению детей хороший воспитатель – это тот, кто воспитывает.
Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.
В детском саду у ребенка проходит целая жизнь со своими радостями, трудностями, отношениями, достижениями и разочарованиями. И от воспитателя зависит, будет ли для нас приоткрыта дверь в эту жизнь, узнаем ли, поймем ли, из чего она состоит. Воспитатель может стать нашим помощником в том, чтобы сделать жизнь наших детей в садике более радостной и успешной.
Родители, в свою очередь, должны уважительно относиться к человеку, который является специалистом в области воспитания детей и не навязывать ему модель взаимодействия воспитателя и детей.

Воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.
Воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Воспитатель - это патриот своей Родины. Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Страна доверяет им самое дорогое - свое будущее.

Два мира есть у человека:
Один - который нас творил,
Другой - который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Воспитание ребенка –
Непростая работенка,
Нужно научить дитя
Всем основам бытия.

Чтоб ребенок одевался
И в искусстве разбирался,
Знал, что плохо, а что нет,
Развивал свой интеллект.

Детский садик – его мир,
Воспитатель в нем – кумир,
Помогает малышам,
Подменяя на день мам.

ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Студентки-практикантки Попковой Яны Сергеевны

Психолого-педагогического факультета 1 курса

Практика проводится в ДОУ №158

Руководитель практики:

Зав.ДОУ:Крылова Вера Николаевна

Воспитатели:Анна Алексеевна,Анастасия Рашидовна

Адрес ДОУ: г.Тверь 1-я улица Суворова 17

Телефон:42-41-98

Задание 1

В ДОУ №158 имеется:

    методический кабинет

    кабинет заведующей

    медицинский кабинет

    кабинет психолога

    физкультурный зал

  • музыкальный зал

    участки для прогулок детей

При осмотре помещения детского сада можно выделить удобство расположения групповых ячеек. В каждой группе есть отдельный вход с улицы.Помещение хорошо освещено,так как детский сад оснащен большими окнами.Каждая группа оборудована удобной детской мебелью,которая соответствует возрасту детей.

Методический кабинет находится на третьем этаже детского сада.Он оснащен удобными шкафами в которых находятся книги и учебные материалы.

Физкультырный зал хорошо освещен.Имеются лавочки,канат,мячи разного размера,обручи,кегли,но инвентаря недостаточно для занятия со всеми детьми группы одновременно.

Музыкальный зал большой,светлый.На полу находятся ковры,стены украшены яркой тканью.Имеется фортепиано,магнитофон,диски и касеты для воспроизведения музыки.

Учебный участок просторны и чистый.Присутствует беседка,асфальтированный участок для рисования мелом.На каждом участве находятся детская песочница.Предметно-развивающаяся среда в детском саду построена в соответствии с принципами построения предметно-развивающей среды.

2 День:

2.Предметная среда детского сада развивает разные виды деятельности дошкольника и становится основой для его самостояятельного развития.Вся среда ДОУ оборудована в соответствии с возростными особенностями детей.Каждая группа оборудована качественной мебелью,помещение просторное,поэтому каждый ребенок может найти комофортное место для занятий.В группах присутсвует уголок природы,где дети ухаживают и наблюдают за растениями.

В учреждениях работоспособный и творческий коллектив,большинство сотрудников работает с самого открытия детского сада.

3 День:

Задание 2

Воспитатель-главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.Профессиональные и личностные требования к нему в современных условиях очень высоки.И особое значение имеет речевое общение воспитателя с детьми.Речь воспитателя является образцом для детей.На занятиях дети слушают воспитателя и, таким образом,упражняются в овладении русским языком.Если в речи воспитателя присутвствую недостатки,то они передаются детям и им потом сложно будет избавиться от них.

а)При общении воспитателя с младшеми детьми речь воспитателя является простой и лаконичной.По отношению к малышам воспитатели избегают замечаний и вместе с теми разговаривают с ними более категорично,чем со старшими,так как дети данного возраста не могу осмыслить тех доводов,которые воспринимаются старшими детьми

б)Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка,поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада-формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком являеется подражание.Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования,и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения дошкольного образования.

Речь педагога должна быть:

    Правильной

  • Логичной

    Выразительной

    Чистой(отсутствие в речи элементов,чуждых литературному языку)

    Уместной

2.Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Современный дошкольный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя.

Выделим основные составляющие имиджа воспитателя:

Визуальная привлекательность;

Вербальное поведение;

Невербальное поведение;

Манеры, этикет;

Обаяние.

Внешний вид воспитателя должен быть эстетически выразительным.Недопустимо небрежное отношение к своей внешности,но неприятно и чрезмерное внимание к ней.

3.Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

Например, утром, встретив ребят, можно проговорить:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок,

Даша с мишкою играет,

Тема Даше помогает,

Нянчит Милечка мартышку,

А Кирюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.

I. Выполнение исследовательского задания «Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия»

II. Совместная работа с воспитателем в организации режимных процессов в первую половину дня.

Цель: Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия, представления детей о деятельности воспитателя, отношения к нему.

Учебно-исследовательские задания:

I. Наблюдение взаимодействия детей с воспитателем поможет вам выявить отношение ребенка ко взрослому. В ходе наблюдения обратите внимание на следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

II. С целью определения мотивов отношения ребенка к воспитателю проведите беседу с детьми по следующим вопросам:

Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

Кого бы из воспитателей ты взял бы с собой? Почему?

Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Детские ответы мотивировала известный белорусский детский психолог Е.А. Панько. Условно они были разделены по группам, знакомство с которыми поможет вам проанализировать ответы детей.

Детские ответы мотивировок отношения к воспитателю

1. Мотивы не осознанные.

Дети либо вообще на объясняют своего отношения, либо ограничиваются ответами типа «потому».

2. Общая недифференцированная оценка.

Дети пытаются мотивировать свое отношение к воспитателю следующим образом: « она хорошая». «потому, что люблю, она хорошая».

3. Оценка внешнего вида воспитателя: «она красивая», « потому, что она нарядная всегда, красивая».

4. Оценка по принципу личного отношения воспитателя к ребенку:

« потому, что она меня целует», « потому, что она меня не наказывает».

5. Оценка информированности воспитателя, его знаний и умений: «она много сказок знает», « она все умеет делать».

6. Оценка деятельности, организованной воспитателем: « потому, что она играет с нами на прощание», « она нас учит рисовать», « показывает кукольный спектакль».

7. Оценка внимания воспитателя ко всем детям с утилитарной позиции: «она нас кормит» и т.п.

8. Оценка нравственных качеств личности: « она добрая», «она ласковая», « она веселая такая».

9. Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: « дает дежурить», «разрешает мне включать телевизор (если он есть в группе или что-либо другое)».

Запись беседы ведите по следующей схеме:

Каждый учащийся должен опросить не менее 6-8 детей

III.Рисуночный тест « Моя воспитательница» дополнит полученные данные о характере отношений дошкольников к воспитателю.

Ребенку предлагается лист белой бумаги, 6 цветных карандашей

(красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный), ластик, сообщается тема рисунка. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания отмечаются последовательность рисования, комментарии ребенка, эмоциональные реакции на изображаемое.

После выполнения задания выясните: «Кто тут нарисован?», «Что она (и) делает(ют)?»

Об отношении к воспитателю «говорит» реакция ребенка на предложение нарисовать своего воспитателя, стиль детского рисунка, его композиция, расположение фигур, последовательность их изображения, величина, декорирование, использование цвета. Образ любимого воспитателя создается с желанием, старанием, с него обычно начинается рисование, его располагают, как правило, в центре, себя, других людей - рядом, выносятся детали фигуры, одежды; используются разнообразные яркие цвета, ассоциирующиеся с положительными эмоциями. Изображение воспитателя сбоку, отдельно от детей, «стена», преграда между детьми и им, схематичность, небрежность, неоконченность рисунка, темные, однообразные цвета говорят о негативном отношении к человеку, его негативном восприятии.

IV. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите беседу с детьми (Н. Я. Михаленко).

Что делает воспитатель?

А воспитатель играет с вами?

Почему не играет? Не хочет или не умеет?

Воспитатель с вами о чем-либо разговаривает?

А хотел(а) бы ты быть воспитателем?

Вопросы для обсуждения.

1. «Нарисуйте» образ воспитателя сквозь призму детского восприятия, опираясь на ответы детей и результаты тестирования.

2.Каковы мотивы отношения ребенка к воспитателю?

3.Каковы представления детей о деятельности воспитателя? Оцените их.

4. С кем из персонажей ассоциируется у вас воспитатель:

С любящей играть и слегка легкомысленной Красной Шапочкой;

Со строгой, назидательной Мальвиной;

С суровым и сердитым Карабасом-Барабасом;

С «наседкой», опекающей детей и не дающей им сделать лишнего шага;

Со Спящей Красавицей, безразличной к детям;- с Мэри Попинс, умеющей увлечь детей и заинтересовать, представляющей им все для развития их способностей и самостоятельности.

Рассмотрим основные методы и методики, используемые для сбора информации о характере восприятия детьми воспитателя.

Наиболее распространенными методами изучения особенностей восприятия личности воспитателя старшими дошкольниками являются наблюдение и беседа.

Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя следует обращать внимание на следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

Об отношении дошкольников к воспитателю свидетельствуют результаты бесед с детьми, их ответы на вопросы. Примерные вопросы беседы и алгоритм фиксации результатов представлены в Приложении 1.

Метод отраженной субъективности (В.А. Петровского) представляет собой анализ личности индивида через его идеальную представленность в жизнедеятельности других людей (в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т.п.). Суть данного метода состоит в том, что ребенок получает задание исполнить роль педагога детского сада, конкретного воспитателя своей группы и «руководить» от его имени своими сверстниками.

Методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем» помогает выявить отношение дошкольника к воспитателю и позволяет увидеть эмоциональную окраску, тон общения взрослого глазами ребенка.

Процедура обследования должна быть разделена на два этапа с недельным интервалом. На первом этапе детям предлагается оценить свое отношение к педагогу при помощи цветных полосок. С детьми обсуждаются возможные оттенки отношений, каждому из которых присваивается определенный цвет. Детям раздаются бланки, шаблоны которых представлены в Приложении 2.

Через неделю проводится второй этап обследования. Детям предлагается подумать и оценить, как, по их мнению, к ним относятся воспитатели. Процедура работы с бланком (образец бланка 2) аналогична работе с бланком 1 (Приложение 3)Карпова Г.А., Санникова Н.Г. Комплексная диагностика личности воспитанника интернатного учреждения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006..

Полное описание методики представлено в Приложении 4.

Достаточно информативен в качестве диагностического инструментария детский рисунок, вернее, образ педагога в нем.

Рисунок, рисовальные пробы относятся к числу диагностических средств, позволяющих выявить истинные отношения ребенка к окружающим, такие его глубинные чувства, которые могут остаться незамеченными, скрытыми при попытках изучить их другими методами. Как отмечает В. Воронов, «язык ребенка, хоть и редко, все же говорит иногда неправду, но никогда не лжет маленькая рука, вооруженная карандашом. От линии до линии - там все правда, идущая из глубины творящего»Воронов В. К психологии детского рисунка // Вестник воспитания. 1910. № 5. С. 96.. Достоинства рисунка как средства диагностики внутреннего мира ребенка отмечают и другие специалисты.

Детский рисунок уже более двадцати лет используется в процессе познания того, как «отзываются» в душе ребенка слово, личность, поведение того, кто ведет его за руку впервые, особо значимые годы жизниПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 81..

Так, например, в рисовальной пробе «Моя воспитательница» анализу подвергается преимущественно содержание рисунка и отраженная в нем деятельность; композиция; пространственное расположение людей на нем (воспитатель в центре, рядом с детьми, изолирован, отсутствует), последовательность создания образов в рисунке, манера изображения, использованная палитра красок.

Отметим, что цвету как средству выражения отношения человека (в том числе ребенка) к миру, окружающим людям всегда уделялось особое внимание. Особая значимость выразительной функции цвета в деятельности детей послужила толчком к созданию методики «цветового фона», использованной в дальнейшем для изучения личностной микросреды дошкольников (в том числе системы отношений ребенок - педагог)Панько Е.А. Детские рисунки как средство изучения микросреды ребенка // Генетические проблемы социальной психологи. Мн., 1985. С 152..

В ответ на предложение нарисовать воспитателя дети рисуют обычно одного из двух, предпочитаемого, любимого педагога. В числе таковых оказываются преимущественно воспитатели с высоким (либо средним) уровнем профессионализма, активно-положительным отношением к детям и демократическим стилем руководства. Воспитателей с авторитарным стилем руководства дошкольники изображают значительно реже. Заметим, в основном это дети, пользующиеся симпатиями данного педагога («любимчики») и имеющие (в значительной степени, полагаем, благодаря этому) высокий социометрический статус в группе сверстниковПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 89..

Любимого педагога дошкольники чаще изображают на предпочитаемом ими «цветовом фоне»; при создании его образа используют преимущественно цвета, ассоциирующиеся с позитивными эмоциями (зеленый, желтый и др.). При рисовании воспитателя с активно-положительным типом отношения к детям сам процесс начинается, как правило, с создания его образа, в котором проявляется заинтересованность, старание ребенка (что не характерно при рисовании педагога с неустойчиво-положительным, пассивно-отрицательным и открыто-отрицательным типом отношения к детям).

Создавая образ воспитателя с активно-положительным типом отношения к детям, высокого и среднего уровня профессионализма, дошкольники располагают его фигуру в центре листа бумаги, а себя и других детей - рядом. При изображении педагога, проявляющего отрицательное отношение к своим воспитанникам, он, как правило, находится в стороне, отдельно от детей; нередко дети рисуют даже «стену», преграду между собой и воспитателем (что является признаком конфликтности, напряженности во взаимоотношениях).

Рисуночные методики «Мы с воспитателем в группе детского сада» и «Мы с воспитателем на прогулке» расширяют возможности познания с помощью рисунка системы отношений ребенок - педагог, выявляя специфику отражения личности и деятельности воспитателя в сознании ребенка.

Полное описание данных методик представлено в приложении 4.

Использование данных методик Е. А. Панько показало их эффективность. Их применение обнаружило более широкий спектр отношений дошкольников к воспитателю, чем рисовальная проба «Моя воспитательница». Это новая, дополнительная информация была «добыта», прежде всего, при сравнительном анализе рисунков, в которых были изображены воспитатели разных стилей руководстваПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 91..

Итак, в качестве методов диагностики особенностей восприятия личности воспитателя старшими дошкольниками используют метод отраженной субъективности (В. А. Петровского), методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем», рисовальные пробы «Моя воспитательница», «Мы с воспитателем в группе детского сада», «Мы с воспитателем на прогулке», а также наблюдение, беседу и т.д.

Краткие выводы по второй главе

1. Стиль педагогического общения - очень важная дефиниция в работе учителя, которая представляет собой определенную систему взаимодействия педагога с детьми. Многочисленными исследованиями доказано, что отношение дошкольников к личности воспитателя во многом зависит от стиля руководства детской группой.

2. В связи с тем, что многочисленные исследования показывают взаимосвязь между отношением ребенка к воспитателю и стилем его руководства детской группой, для коррекции отношений в системе «ребенок - воспитатель» и для выработки рекомендаций педагогу по построению взаимоотношений с воспитанниками необходимо предварительно собрать информацию о характере восприятия детьми воспитателя, для чего используют метод отраженной субъективности (В. А. Петровского), методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем», рисовальные пробы «Моя воспитательница», «Мы с воспитателем в группе детского сада», «Мы с воспитателем на прогулке», а также наблюдение, беседу и т.д.

Личность воспитателя в «зеркале» детского восприятия

Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения одновременно выступает субъектом и объектом познания детей. Поэтому и результативность его труда обусловлена, не только умением понять ребёнка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют его облик, поведение, возможности, как относятся к нему. И как верно и тонко подметил « десятки детских глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз».

Воспитатель также должен быть высоко нравственной личностью с чётко выраженной гражданской позицией.

Психология воспитателя детского сада формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности. В педагогической деятельности так же, как и в других видах деятельности , выделяют цель, мотивы, предмет, способы осуществления, результат.

Предмет деятельности воспитателя – дети раннего, дошкольного возраста, которых он воспитывает и обучает. Основными орудиями труда воспитателя являются слово, жест, мимика, интонация. Особое значение в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста имеет поведение воспитателя в целом. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нем. Целью нашего исследования было изучение отношений и представлений детей старшего дошкольного возраста личности воспитателя.


Показателями отношения дошкольников к личности воспитателя служат: содержание и частота обращений к нему, форма общения, характер ответных реакций на его воздействие, эмоциональная вовлечённость ребёнка в общение, доминирующий тип поведения ребёнка в присутствии определённого воспитателя.

Чтобы проверить (подтвердить или опровергнуть) это, мы провела опрос в старшей группе ДОУ № 83.

Беседа включала следующие вопросы:

Вопрос, задаваемый ребёнку

Ответ на поставленный вопрос

Тебе нравится ваша воспитательница?

- Не знаю.

- Да, нравится.

А что больше всего?

- Она весёлая.

- Она добрая, хорошая такая.

- Она нам много всего разрешает.

Хотел (а) бы ты быть похожим на воспитателя?

- Нет, она не моя мама.

- Да, она нарядная.

Какая она, ваша воспитательница?

- Красивая, добрая.

- Она весёлая и часто шутит с нами.

Ты бы хотел (а), чтоб у вас была другая воспитательница?

- Нет.

- Нет, не хочу.

Чем мотивируется отношение ребёнка к воспитателю, какие функции, качества его он познаёт и оказывается способным оценить?

Результаты беседы внесены в таблицу:

Мотивация ответов

Характеристика мотива

Примеры ответов

Мотивы не осознаются

Дети не могут объяснить своё отношение

Не знаю.

Общая недифференцированная оценка

Дети пытаются обосновать, мотивировать своё отношение к воспитателю

Она весёлая, добрая, хорошая и т. д.

Оценка внешнего вида воспитателя

Нарядная, красивая и т. д.

Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребёнку

Оценка информированности воспитателя, его знаний и умений

Оценка деятельности, организованной воспитателем

Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления

Оценка нравственных качеств личности

Она добрая, хорошая, часто шутит и т. д.

Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности

Она нам много всего разрешает

Анализ содержания мотивов отношения к воспитателю показывает, что у детей старших групп увеличивается степень осознанности детьми отношения к педагогу. Конечно, важную роль в этом играют возрастные особенности, изменение мотивационной, познавательной сферы дошкольников, развитие его представлений о людях, формирование к концу дошкольного детства новой социальной позиции и др. Но значимыми являются и особенности личности каждого ребёнка.

Свои представления и отношение к воспитателю дети выразили также в рисунках на тему "Моя любимая воспитательница", которую мы приводим в работе.

Литература:

1. «Психология деятельности воспитателя детского сада»,- Минск, 1986г.