Талантлив по своему. Каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему

11.03.2020 Мои образы

Дети - это чудо света,

Я увидел это сам.

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам!

Каждый человек наделен индивидуальными особенностями и уникальными способностями, делающими его не похожим на других. С самого раннего детства надо объяснять малышу, что он неповторимый, так же как мама и папа и вообще все люди. Очень важно, чтобы родители сумели дать почувствовать ребенку, что он — единственный в своем роде. От того, какой образ «Я» утвердится в ребенке с детства, будет зависеть его будущее, успех не только в личной, но и во всех остальных сферах жизни.

Рассказать ребенку о его уникальности и неповторимости необходимо родителям, пока он растет. Ведь человек, считающий себя плохим, некрасивым, недостойным уважения, невольно будет вести себя так, чтобы другие постоянно убеждали его в обратном, то есть он, не отдавая себе в этом отчета, будет требовать к себе повешенного внимания и ежеминутных подтверждений любви и признания со стороны окружающих.

«Не сравнивайте себя с другими, иначе вы будете страдать или от зависти, или от гордости», - говорили мудрецы. Действительно, важно научить ребенка не сравнивать себя с другими.

Взрослые часто сравнивают своих детей то с соседскими ребятами, то с героями книжек, то с самими собой в детстве. А этого делать нельзя. Чтобы сформировать у ребенка правильное отношение к себе и другим, надо научить его ценить себя как личность и тогда он сможет поверить в себя.

Вот советы, которые помогут Вам поддерживать в ребенке творческое начало:

  • Создайте благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находите слова поддержки для новых творческих начинаний, относитесь к ним с симпатией и теплотой.
  • Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживайте стремление ребенка к творчеству. Проявляйте сочувствие к его ранним неудачам. Ни в коем случае не высказывайтесь неодобрительно о творческих попытках ребенка. Если часто повторять: «Хорошо, но могло быть лучше», ребенок вскоре сделает вывод, что все его старания напрасны, так как, сколько, ни пытайся, все равно результат будет недостаточно хорош.
  • Не заглушайте в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечайте на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоело его «почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением показывайте, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствуйте интересные и глубокие вопросы.
  • Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека с вашей стороны может заглушить творчество. Навязчивая родительская помощь может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уж о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.
  • Учите ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого вам самим необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следите за своей речью, не допуская слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагогах и, наоборот, педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности.
  • Открыто выражайте свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители или хотя бы один из них был таким.
  • Не бойтесь проявить собственную индивидуальность, даже прослыть белой вороной, не стремитесь «быть как все», не заглушайте в себе творческие порывы. Быть может, это будет связано с сочинением стихов или, скажем, разведением кроликов, игрой на скрипке, выращиванием редких цветов, рисованием или приготовлением изысканных блюд — главное, чтобы ваше творчество несло радость другим и было по-настоящему добрым. Каждый талантливый человек встретил хоть раз в своей жизни яркую и неординарную личность, оказавшую на него сильнейшее влияние. Станьте такой личностью для своих детей.
  • Помогите ребенку оценить в себе творческую личность, содействуйте его более глубокому самопознанию, но одновременно учите уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
  • Учите ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Для этого наряду с вопросами: «Как ты считаешь?», «Что ты думаешь по этому поводу?» - чаще задавайте вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Какие чувства ты сейчас испытываешь?» Убеждайте ребенка: «Больше доверия своей интуиции». Действительно, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
  • Создайте необходимую для творчества атмосферу, которая поможет ребенку избежать возможного общественного непонимания и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было заглушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.
  • Учите ребенка справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения.
  • Учите детей видеть хорошее и красивое в жизни.
  • Сохраняйте в своей душе лучшие «детские» качества, а ребенку помогайте не растерять их.

Дорогие родители, загляните в светлые детские глаза и попробуйте посмотреть на мир глазами своего ребенка. Помните, что, мы, взрослые должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Дети - это чудо света,

Я увидел это сам.

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Пожалуй, любая мама или папа с первых моментов рождения их ребенка думают о том, что их малыш чудо, что он самый умный, уникальный и лучший. Что он талант. И это действительно так.

Талант - выдающиеся природные способности; врождённая одарённость

Известно, что каждый ребенок талантлив, по-своему, но талантлив.

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают, открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа. Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного - этот ребенок - талант. Таких детей очень мало.

Но от природы каждый ребенок чем-то одарен. Одарённость—от слова «дар» (дар природы, Божий дар). Вот эту одаренность и необходимо увидеть и воспитать.

Ранее психологи склонны были рассматривать как талантливых тех детей, способности которых проявлялись рано ярко, которые заметно выделялись среди сверстников. Им сулили блестящее будущее. Но сегодня пришлось пересмотреть отношение к определению одаренности и талантливости детей. Выдающиеся представители человечества в детстве часто не блистали талантами, а «признанные» вундеркинды порой вырастают весьма заурядными личностями.

Многие психологи стараются разгадать тайну таланта и найти возможность его выявления. Они считают, что очень часто к вундеркиндам относят детей-вербалистов. Такой ребенок любит много говорить, но не способен что-либо сделать руками. Увы, «взрослая» речь малыша, умиляющая окружающих, может свидетельствовать об отставании ребенка в развитии. Умение складывать пирамидку и делать бумажные фигурки не менее важно для оценки способностей ребенка.

Очень часто за одаренность принимают ребенка, ставшего жертвой амбиций собственных родителей. Напичканный знаниями и терминами ребенок разучивается думать и оценивать знания. Такие дети уже в школе теряются при решении задач, требующих умения логично думать.

Очень часто детей, немного опережающих в развитии сверстников, считают одаренными. Но ускоренное развитие интеллекта в раннем детстве не гарантирует наличие таланта. Возможно, сверстники в школьном возрасте догонят и даже обгонят такого ребенка.

Сегодня психологи уверены, что «неодаренных» детей нет. Любая бездарность - «брак» родителей, воспитателей и педагогов. Любой ребенок имеет склонности, которые можно развить выше средних. Важно их заметить.

И не обязательно это будет художник, музыкант, математик. Это может быть прекрасный повар, талантливый парикмахер, замечательный автослесарь, юрист, агроном, ветеринар, учитель и т.д.

Но возникает вопрос: в чем же талантлив мой ребенок? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?

Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок - иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость - многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии - деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.

Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» - это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка».

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.

Для этого ребенку нужно создать благоприятные условия для развития его способностей. А авторитарность взрослых - лучший способ убить в ребенке любые незаурядные способности.

Опаснее всего для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность в себе. Страх мешает малышу познавать мир — изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но ведь именно освоение незнакомого стимулирует развитие способностей, ибо требует соображения, работы мысли.

Талант в каждом ребенке вызревает по-своему. А вот рецепт помощи развитию талантов весьма схоже: теплые отношения, доверие, любовь и интерес взрослых. Талант может проявляться в различных видах деятельности.

Ребенка можно сравнить с зеркалом.

Он отражает, а не излучает любовь.

Если ему дать любовь, он возвращает её.

Если ничего не дать, ничего и не получишь.

Каждый ребенок талантлив по - своему

Талант, даже большой, останется нераспознанным, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Талант, не говоря уж о скромных поначалу способностях, о склонностях, проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее. Не менее важен интерес родителей к тому, что делает ребенок. Малыш занимается чем-либо исключительно потому, что ему это нравится. Но если взрослый относится к его занятию с прохладцей, у малыша тоже пропадает интерес. Следовательно, нужно подмечать интерес и как можно больше уделять внимания занятиям ребенка в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться…

Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, а также его родителям наставникам и оказывать всяческую в этом помощь

Но нас все-таки интересует, а какими способностями обладает наш ребенок. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?

Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности.

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид.

Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет).

Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности.

Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится в основном на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.). Наблюдение - один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, -либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (в первую очередь это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать; ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей.

Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка. Первый основывается на системе единой оценки: используется один тест, например, тест Векслера, направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка, оценку его потенциальных возможностей. Обычно такое тестирование проводится опытным специалистом-психологом. Тест “Несуществующее животное” определяет не только эмоциональное и психическое состояние ребенка, но и его творческий потенциал.

Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет).

Наш мониторинг - это комплексное обследование. Мы стараемся проследить развитие ребенка в соответствии с его возрастными особенностями. С приобретением новообразований характерных для его возраста. При этом смотрим к каким видам деятельности склонен ребенок и проявляет интерес. При этом мы не сравниваем детей друг с другом, а отмечаем положительные изменения в развитии самого ребенка, сравнивая его результат с результатом его на более раннем этапе развития. Так как каждый ребенок - неповторимая индивидуальность.

Вообще, выявление способностей в раннем возрасте - достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность.

"От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш". /В. А. Сухомлинский/.

Наталья Владимировна, как система образования завершила год? Какие события, на ваш взгляд, были самыми знаковыми, определяющими тренды будущего?
- Пожалуй, самое яркое событие в системе образования, завершившее 2015 год, - это заседание Государственного совета, на котором рассматривались проблемы общего образования. Последний раз такой вопрос стоял на повестке Госсовета 6 лет назад. То, что заседание было посвящено образованию, - это своеобразный сигнал для общества, подтверждающий приоритеты государства.

- Вокруг какой идеи или проблемы шло обсуждение?
- Обсуждалось будущее российской школы. Я внимательно прочитала всю стенограмму заседания. Меня порадовало, что все участники, используя разные слова, говорили об одном и том же: об усилении воспитательной компоненты в образовательном процессе, о новой роли школы в вопросах воспитания. Конечно, важно передать ребенку определенный набор знаний и навыков. Но если не дать ему устойчивых моральных принципов, не сформировать базовые ценности, его профессионализм мало чего будет стоить. История знает немало примеров. Давайте, например, вспомним о Третьем рейхе. Там было много блестяще образованных людей. Они любили классическую музыку, балет, оперу, но истинная культура в них отсутствовала, ибо не было в них самых важных человеческих качеств - человечности, сострадания и уважения к человеческой жизни. Мы не должны забывать, к каким трагедиям в ХХ веке это привело.

Но было бы неправильно все воспитание сбрасывать только на школу. Хотя понятно, что школа играет огромную роль в этом процессе...
- Министерство и не утверждает, что это задача лишь одной школы. Начнем с того, что ребенка воспитывает всё, и прежде всего среда, в которой он находится. Где больше всего проводит времени ребенок? В семье и школе. Они должны быть союзниками, чтобы получить хороший результат. Надо помнить, что воспитание часто невидимый процесс. Воспитывают не слова. Воспитывают поступки, действия, активность, конкретные примеры. Вот исходя из этого и необходимо строить алгоритмы воспитательной работы, привлекая к ней общественные организации, средства массовой информации, учреждения культуры и спорта...

- Посмотрите, как за последние годы изменилось информационное поле вокруг нас.
- А с ним выросли риски и угрозы. Раньше мы не сталкивались с такими объемами информации, которые сегодня приходится перерабатывать нашим детям. Даже взрослому человеку трудно ориентироваться в этих информационных потоках с разными посылами, а что требовать от ребенка? Но когда человек имеет сильный внутренний стержень, когда он хорошо понимает, что такое добро и что такое зло, когда он умеет критично относиться к любой информации, знает, как проверить ее достоверность, когда у него есть некая прививка, нравственный иммунитет ко лжи, он будет оставаться человеком в любой ситуации и сможет противостоять любым манипуляциям. Для школы это новая задача образования. И над ней надо работать.

Наталья Владимировна, давайте от духовных вещей перейдем к материальным. Уже два года министерство серьезно занимается улучшением инфраструктуры школы. Что дальше?
- Я бы уточнила: больше чем два года. Фактически вопросами школьной инфраструктуры стали активно заниматься при старте проектов «Наша новая школа» и «Модернизация региональных систем образования» (МРСО). Сегодня мы говорим о более высоких требованиях к современной школе. Когда мы начинали инфраструктурные проекты, то одной из задач были теплые туалеты во всех школах. Теперь речь идет о создании новой развивающей образовательно-воспитательной среды. Такой, чтобы она позволяла не только успешно получать новые знания, умения и навыки, но и формировать метапредметные и личностные компетенции учащихся, развивать их творческие способности и наклонности. Президент на заседании Госсовета говорил именно об этом. О том, что у нас должны быть новая школа, новые образовательные технологии, что мы должны внедрять систему дистанционного интерактивного и электронного обучения. Чтобы выполнить эту задачу, учителям надо научиться работать по-новому. Но научиться чему-либо по-настоящему можно, если есть желание. Вот такое желание у педагогов должно появиться. Это наша - управленцев всех уровней - общая задача.

Меня удивило, Наталья Владимировна, знаете что? В стране сложная финансово-экономическая ситуация, а федеральный центр не моргнув глазом выделяет на строительство школ в регионах 50 миллиардов рублей. И это при том, что за строительство школ отвечают региональные власти и деньги на них идут из региональных бюджетов.
- Запуск этого проекта - еще одно подтверждение, что образование является приоритетом для государства. Без новых школ сложно обеспечить высокий и конкурентоспособный уровень общего образования. Число школьников растет из года в год, и это признак сильного, стабильного государства. В этом учебном году первого сентября в школы пришло на сто пятьдесят тысяч первоклашек больше, чем в предыдущем. И с каждым годом их численность будет расти. К 2025 году у нас станет на 3,5 миллиона детей больше, чем сейчас. И это первая радостная причина для строительства новых школ. Грустная же причина заключается в том, что большинство ныне эксплуатируемых школьных зданий были построены в 50-60-х годах прошлого века, они и физически, и морально устарели. Многие здания имеют износ более 70 процентов. Мы от таких зданий должны как можно быстрее избавляться.

- Каков механизм финансирования новых школ?
- Будут использоваться те же механизмы, что работали в предыдущих проектах, - субсидии регионам. Федеральные средства направляются на создание новых и современных школ. Во-первых, проект школы должен находиться в реестре типовых проектов Минстроя. Уже на протяжении полутора лет Министерство образования и науки и Министерство строительства ведут совместную работу по рассмотрению лучших региональных проектов, которые не превышают нормативную стоимость строительства и которые отвечают функциональным требованиям к современной школе. Из таких проектов и формируется реестр. Эти проекты бесплатны и доступны для всех регионов. Регион может взять из реестра для себя подходящий проект или включить туда свой, если он отвечает всем требованиям, о которых я говорила выше. Школа должна быть крупной, рассчитанной примерно на 800 учащихся. Хотя и могут быть исключения.

- Почему именно крупные?
- Во-первых, в крупных школах больше возможностей для того, чтобы создать каждому ребенку его индивидуальный образовательный маршрут, сформировать разные профили образования, расширить внеклассную деятельность. Исследования показывают, что в крупных школах учебные достижения учащихся выше, чем в средних и малокомплектных. И это результаты не только российских, но и международных исследований. Во-вторых, строительство крупной школы, хотя это вам может показаться странным, менее затратно в расчете на одно школьное место, чем строительство небольшой школы. Мы надеемся, что эти школы станут частью уже существующих в регионах лучших школ, тех, что занимают в региональных и всероссийских рейтингах первые места. Таким образом, мы расширим доступ к более качественному образованию большему числу школьников. Построить школы - это еще не все. Их надо качественно оснастить. В связи с этим вместе с экспертным сообществом мы начали работать над формированием типовых требований к оснащению школ.

Честно говоря, когда три года назад президент поставил задачу по ликвидации очередей в детские сады, мало кто верил, что регионы с ней справятся. Сейчас можно сказать, что практически справились. Как удалось?
- Была разработана очень точная и эффективная «дорожная карта» по реализации этого проекта. Могу сказать, что на протяжении трех лет мы в еженедельном режиме отслеживали, что происходит в регионах, сразу оказывали практическую помощь при возникновении проблем. Было создано более миллиона мест для детишек старшего дошкольного и предшкольного возраста, что позволило сформировать равные стартовые возможности для первоклассников. Дети теперь приходят в школу с одинаковым уровнем подготовки. Во-первых, потому что у всех есть возможность посещать дошкольные образовательные учреждения. А во-вторых, во всех этих учреждениях работает единый федеральный образовательный стандарт, переход на который мы завершаем в нынешнем году. В нем мы впервые сформулировали требования не только к условиям реализации программы, но и к результатам. С введением стандарта стала меняться не очень правильная тенденция, когда детские сады пытались заменить первые классы школы. Не учить читать-писать в 3-4 года надо в детском саду, многие физиологи и психологи говорят, что это вредно, а развивать в ребенке интерес к постижению, открытию нового, формировать в нем желание учиться. Такие ясные посылы, по сути, меняют саму систему дошкольного образования. И это очень серьезный шаг по повышению качества образования. Я уверена, что дети, которые придут первого сентября этого года из детского сада в первый класс, будут и психологически, и физически, и эмоционально лучше готовы к школьной программе, чем те, кто становился первоклассником пару лет назад.

Эксперты отмечают, что Министерство образования и науки стало более открытым, что оно привлекает к обсуждению проектов своих документов широкую педагогическую общественность.
- Это действительно так. Мы стараемся использовать самые разнообразные формы общественного и экспертного обсуждения. Наиболее эффективным стало размещение проектов наших документов на специальном образовательном ресурсе, о котором много уже знают (http://edu.crowdexpert.ru/). Эксперты, педагоги и родители сами откликаются, когда понимают, что обсуждаемый документ очень важен. Откликов много поступает и тогда, когда люди видят, что их мнения и позиции учитываются. А мы это всегда стараемся делать. В этом году были утверждены и включены в реестр примерные программы по начальной и средней школе. Эти программы делали лучшие учителя России. Их обсуждала вся страна. Такого широкого обсуждения никогда раньше не было. Вспомните, в обсуждении проекта закона об образовании, мы говорили с вами об этом в одном из интервью, участвовали около 30 тысяч человек. Здесь же было около 4 миллионов вхождений! Около 70 тысяч активных пользователей. Это люди, которые не только зашли, прочитали программы, но и оставили свои комментарии.

- Что получилось в итоге?
- Получился очень качественный продукт, который любая школа может взять и использовать практически без изменений, чтобы обеспечить результаты, определенные федеральным государственным стандартом. Конечно, никто и ничто не ограничивает школу в педагогическом творчестве. Полагаю, что многие школы привнесут в эти примерные программы свое содержание. Но я уверена, что для большинства школ они станут очень крепкой основой. Мы очень много в последнее время говорим об обеспечении единства образовательного пространства. Так вот примерные программы - один из инструментов, если хотите, механизмов сохранения единого образовательного пространства. Мы предъявляем единые требования к результатам независимо от того, в какой школе - малокомплектной или объединенном комплексе, в каком регионе учится ребенок. Способы достижения результатов могут быть различны. Это зависит от ребенка. От личности учителя, его профессионализма. Даже от особенностей местности, где ребенок проживает. Но мы гарантируем, что где бы ребенок ни обучался, он будет обладать набором компетенций, которые одинаковы для всей России, как для его будущей профессиональной жизни, так и для возможности продолжения образования.

- Примерные программы для старшей школы когда будут готовы?
- Мы надеялись, что сможем внести их в реестр в прошлом году, но результаты обсуждения показали, что нам потребуется некоторое время на доработку этих программ. Кстати, не могу не сказать про предметные концепции, которые мы продолжили создавать в прошлом году. После концепций по математике и истории появилась концепция преподавания русского языка и литературы, которая, надеюсь, будет утверждена в ближайшее время. В планах министерства в ближайшие пять лет разработать и принять концепции по основным предметным областям.

Наталья Владимировна, в предыдущие годы много копий было сломано вокруг учебников, в том числе процедуры экспертизы. В последнее время вроде бы все успокоилось. Новшеств не ожидается?
- С прошлого года появилось требование о наличии у любого учебника его электронной версии. Причем это должна быть именно интерактивная версия, а не переведенный на диск бумажный учебник. Это уже другой формат образования.
Не может не радовать появившееся внимание родителей и педагогического сообщества к содержанию учебников. Впервые в прошлом году были приняты решения о проведении повторной экспертизы учебников на основании обращений учителей и педагогов. Прислушиваясь к мнению учителей и родителей, внимательно изучая их замечания и предложения, учитывая их, мы будем получать более качественные учебники.

Я считаю, что постепенно в России создается очень эффективная система оценки качества образования. В ее рамках в прошлом году впервые были проведены всероссийские проверочные работы в начальной школе. Не рано ли?
- Перед их запуском были некоторые сомнения. Но посмотрите на то, что было до недавнего времени: первый раз мы проверяли соответствие результатов обучения федеральным государственным стандартам только после завершения девятилетнего обучения. У нас не было объективной информации, насколько результаты детей соответствуют требованиям по годам на протяжении целых девяти лет обучения.
Что в итоге порадовало? Желание образовательных организаций участвовать в проверке. Заявились 21 тысяча. Честно скажу, такого количества мы не ожидали. Полученные результаты дают нам возможность корректировать образовательные действия, образовательную политику на уровне отдельного учащегося, отдельной школы, отдельного региона. Проверочные работы показали, какие темы хуже или лучше осваиваются и насколько эта проблема характерна для страны в целом. Для нас это становится сигналом: надо подумать над содержанием программы, может, стоит ее пересмотреть, проанализировать содержание учебника. Опыт всероссийских проверочных работ мы будем продолжать и распространим его на каждый класс. Для начальной школы в этом учебном году работы пройдут уже не в тестовом, а в обычном режиме. А для 5-6-х классов они пройдут в режиме апробации. Я думаю, что школы так активно участвуют в проверочных работах, потому что для них это возможность получить точную картину, срез качества образования по каждому году обучения.

- Президент на заседании Госсовета поддержал проект «Электронная школа». Он когда стартует?
- Мы некоторое время назад уже начали над ним работать. О необходимости этого проекта учителя говорили и раньше. Мы собрали команду высококлассных профессионалов, пригласив в нее победителей Всероссийского конкурса «Учитель года», представителей школ, возглавивших наши федеральные рейтинги. Проект предполагает создание силами лучших учителей страны на основе примерных программ завершенного цикла интерактивных видеоуроков по всем предметам с первого по одиннадцатый класс. Отмечу, что этот ресурс будет бесплатным. Будет там и встроенная система проверки знаний. Учащийся сам сможет определить, насколько он освоил ту или иную тему или предмет. Планируется принять нормативные документы, которые позволят ученикам, прошедшим полный курс или отдельные предметы, сдавать ГИА и ЕГЭ. Детали «Электронной школы» еще предстоит прорабатывать, но контуры ее уже вполне понятны.

- На кого она будет ориентирована в первую очередь?
- На тех детей, которые по той или иной причине не могут получить полноценное образование по тем или иным предметам или по всему курсу в целом. На детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых нет возможности получить инклюзивное образование или образование в специализированных учреждениях. На детей в сельской местности, где нет возможности создать условия для качественного обучения по отдельным предметам из-за отсутствия, например, лабораторного оборудования по физике-химии. Уверена, что этот ресурс будет востребован теми ребятами, которые нуждаются в индивидуальном графике обучения, участниками международных олимпиад, спортсменами, занимающимися творчеством и искусством. И конечно, мы надеемся, что «Электронная школа» будет очень активно использоваться нашими соотечественниками, проживающими за рубежом. Конечно, этот ресурс станет помощником и для учителей, особенно молодых. Проект очень амбициозный. Он потребует и серьезных финансовых ресурсов. Напомню, что программа средней полной школы - это 10-12 тысяч учебных часов. Объем работы предстоит колоссальный!

В международных сравнительных исследованиях качества образования часто используют такой показатель социоэкономического индекса (CEI), как количество книг в доме обучающегося. Не знаю, как насчет того, самая читающая страна мы в мире или уже нет, но вот в последнем цикле международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования оказалось, что у нас самый большой процент семей, где количество книг в доме больше двухсот.
- Книги могут быть в доме, но их можно не читать.

Согласен. Но исследование выявило четкую корреляцию: чем больше книг в доме, тем выше учебные достижения. Это, может быть, еще связано и с тем, что количество книг вполне может зависеть от уровня образования родителей. Чем выше уровень образования, тем выше результаты детей.
- Понятно, что человек, много читающий, грамотно пишет и хорошо говорит. Чтение является мощным стимулом для развития творческих способностей. Оно развивает умение думать, анализировать, воображать. Чтение формирует креативно мыслящих людей. Есть исследования, которые показывают, что из стран, где была очень популярна научная фантастика, самая высокая доля нобелевских лауреатов. Поэтому очень важно, чтобы снова у школьников появился интерес к чтению. Понятно, что у чтения есть серьезные конкуренты: игры, социальные сети, кино и многое другое. И здесь свою роль должны сыграть школьные библиотеки. Библиотека - это не книгохранилище, это центр интеллектуального развития детей. Она должна учить детей ориентироваться в потоке информации, уметь пользоваться информацией. Думаю, что наступило время в этом году вместе с педагогами-библиотекарями разработать новую концепцию деятельности школьной библиотеки, разработать новые требования к ее оснащению и оборудованию, а также подумать над профессиональным стандартом этой категории педработников.

- Что еще будет в центре внимания Министерства образования и науки в наступившем году?
- Поддержка талантливых детей. Я уверена, что нет неталантливых, неспособных детей. Каждый ребенок в чем-то талантлив. Задача системы образования выявить этот талант и помочь его развить. С этим направлением работы тесно связана профориентация детей. Важно, чтобы ребенок выбрал для себя ту профессиональную деятельность, в которой он может быть наиболее успешным. Это его будущее. Это его счастье. И в конечном счете это успех страны в целом. Мы впервые приняли стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Эта работа будет продолжаться. Сохраняется программа по созданию доступной среды. Дети смогут обучаться как инклюзивно, так и в специализированных учреждениях. Сейчас заказываем в РАО несколько исследований, касающихся инклюзивного и специализированного образования. Часто учителя не готовы к инклюзии. У многих нет достаточного опыта. Необходимы четкие научные рекомендации, как это делать.
Хочу отметить, что в последние два года РАО стала для министерства очень важной экспертной организацией. Она не только научно обосновывает те решения, которые мы собираемся принимать, но и активно влияет на нашу образовательную политику.

- Наталья Владимировна, и напоследок: современный учитель - это кто?
- Это успешный ответственный и счастливый профессионал.

Тема: Каждый ребенок талантлив. Выбери свой творческий путь!

Предлагаемый классный час - это своего рода презентация собственных талантов и увлечений. Его задача - не столько знакомство детей с понятием таланта, как термина, сколько открытие наличия таланта в себе и у своих одноклассников и познание друг друга. Увлечение каждого ребенка не только приоткрывает частичку его внутреннего мира, но и дает повод для общения со сверстниками, а это, в конечном итоге ведет к сплочению коллектива.

Готовя детей к классному часу, учитель просит их коротко представить свое хобби, рассказать, о положительном влиянии своего увлечения на характер, о своих достижениях. Впоследствии в зависимости от интересов детей разговор об увлечениях можно продолжить на других классных часах

Подготовка: Заранее дети информируются о проведении данного классного часа и получают задание: представить свое увлечение, оформить выставку в классе. Можно предложить детям принести поделки, подготовить музыкальный или танцевальный номер. Дети заполняют анкету и пишут мини - сочинение на одну из предложенных тем: «Какой я? Кто я?», « Как я понимаю слово талант? У каждого ли человека он есть?», « Нужно ли развивать талант?», « Талант - это понятие приобретенное или он дан человеку от природы?»

Оборудование: мультимедиа презентация, проектор, фотографии, заготовки ярких, веселых мобильных телефонов, музыкальное оформление.

Оформление : выставка с работами учащихся, плакат с надписью « Каждый ребенок Донбасса талантлив», фотовыставка, на доске изображен большой портфель, а так же наклеены две большие ромашки, в центре одной- « Я», в другой – « МЫ», на столе лежат листочки, на которых написаны новые термины.

Цель: * Расширение кругозора детей;

*Формирование положительной мотивации к саморазвитию и развитию творческих способностей учащихся;

*Побуждение к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов;

*Воспитание понимания ценности каждого человека, как талантливой личности;

*Достижение внутри классного сплочения;

*Осмысление своего персонального « Я», как части общего « МЫ»

Задачи: обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому ученику обратную связь с группой; развивать умение оказывать и принимать поддержку окружающих; осмыслить себя как члена группы, способной оказывать поддержку, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию и уважению талантов одноклассников.

Ход занятия .

Так хочется, пока живешь на свете,

Наслушаться прибоя и скворцов,

Настроить фантастических дворцов

И не бояться быть за них в ответе.

Быть мудрым сыном, правильным отцом,

Не приставать с наукой и советом,

Быть искренним, как в час перед концом,

Усвоить суть свободы и запретов.

Играть свободно словом, звуком, цветом,

С гармоникой, палитрой и резцом.

И брать за все душой, а не монетой,

И научиться жить в конце концов.

Так хочется, пока живешь на свете.

Александр Дольский

Вступительное слово классного руководителя.

Звучит музыка.

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Наш классный час называется «Каждый ребенок талантлив. Выбери свой творческий путь»

Из ваших, ребята, рассказов мы узнаем, как вы понимаете, что такое талант, о способах его проявления, о том, чем увлекаются ваши одноклассники, как можно интересно и с пользой провести свободное время. Перед этим классным часом я, побеседовав с вами, узнала, что почти каждый ученик нашего класса увлекается чем-то. Но не все знают об увлечениях друг друга. Кроме этого проведенный вместе с вами год показал мне, какие вы талантливые и как умеете демонстрировать эти таланты. Поговорим сегодня об этом и наметим пути совершенствования себя и раскрытия еще « спящих в нас талантов». Вперед, к познанию друг друга!

Цель нашего классного часа: благодаря увлечениям, лучше узнать друг друга, а тем, кто ничем не увлечён, найти себя.

В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. Увлечение помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни.

1. Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом и произнести дружно хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!».

2. Классный руководитель предлагает одновременно хором громко назвать свой адрес, но при этом каждый должен стараться, чтобы услышали его адрес, просит повторить любого ученика адрес кого-нибудь, находившегося в отдаленной части помещения. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, выводит правила общения на протяжении всего классного часа:

    Нельзя перебивать другого!

    Если хочешь, чтобы тебя услышали, нужно самому уметь слушать!

Классный руководитель: Итак, правила общения предложены, начнем. Прослушайте, пожалуйста, слова Александра Дольского, которые сегодня выбраны мной в качестве эпиграфа.(слова звучат под музыку) Как прекрасны эти слова! Сколько в них глубокого смысла!

Какие чувства они будят в вашей душе?

(ответы учащихся)

Для человека очень характерно желание как можно больше узнать, чему-то научиться, достичь мудрости.

Но не меньше тайн заключено в самом человеке

Попробуем сегодня ответить на вопросы:

    Что такое талант?

    Каждый ли человек талантлив?

    Нужно ли совершенствовать свой талант?

    Какие таланты присущи нашим одноклассникам?

Идет обсуждение. Классный руководитель зачитывает отрывки, из написанных учащимися сочинений.

3. Классный руководитель организует дискуссию, зачитывая высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу.

    В нашем классе самым талантливым является…

    Часто меня приятно удивлял своими возможностями……

    Самая одаренная личность в нашем классе – это…

    Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…

    Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…

    Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…

    Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…

    Чаще всего мне будет сниться…

    Лучше всех в классе поет…

    Лучше всех танцует…

    Самым добрым человеком в классе, можно назвать…

    Лучше всех в классе рисует…

4. Ученикам предлагается рассказать о своем главном достижении в этом учебном году. В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: «Это здорово!» и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки.

5. Физкультминутка

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

    Хлопают все присутствующие;

    Только девчонки;

    Только те, кто любит вкусно поесть;

    Только те, кто опаздывает на уроки;

    Только те, кто хорошо учится;

    Только те, кто не любит каникулы;

    Только те, кто любит сладкое;

    Только те, кому нравится играть в футбол;

    Только те, у кого прекрасное настроение.

6. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца!»

Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать не просто, а талантливо. Некоторые надписи зачитываются.

Подводя итоги работы, классный руководитель подчёркивает, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс дружнее, а таланты, которыми богат наш класс, сделают нашу жизнь ярче. На лепестках ромашки, с надписью «Я», приглашенный учителем ученик, наклеивает названия талантов детей нашего класса. В ходе беседы выясняем, что все вместе классом, мы делаем талантливо и записываем наши возможности на лепестках второй ромашки с надписью « МЫ».

7. Классный руководитель: Сейчас вы посмотрите фрагмент мультфильма без звука. Затем я предложу желающим учащимся озвучить предложенный фрагмент.

(ребята смотрят мультик, а затем озвучивают его), таким образом, развиваем

театральный талант.

8. Учащиеся получают в парах яркий листочек, набор фломастеров или карандашей. Каждому из них предлагается написать, в чем же талант нашего класса.

Все хором произносят «Мы все», а отдельные ученики читают качества, записанные на листочках.

У туристов есть такое понятие «общий котел». Каждый несет свою ношу не один километр, но когда наступает привал, то каждый расстается с тем, что нес на себе всю дорогу. Расстается, но зато получает свою часть из общего котла. В коллективе, безусловно, вы что-то свое отдаете. Но отдаете легко, потому что знаете, что приготовленная в общем котле каша бывает вкуснее. Ваше, вернется к вам, но таким, какого из вас не сварить в одиночку.

8 . Рефлексия.

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошел классный час и пожелания друг другу.

9 . Все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, и не разнимая их, делают шаг в середину круга.

Приложение

1.Заготовленные вспомогательные фразы:

    Я отлично пою…

    Я хорошо танцую…

    Я рисую лучше других…

    Я считаю быстро, как калькулятор…

    Я творческая личность…

Мы все вместе – творческая сила!

2. Приготовленные слова – термины:

Талант, способность, умение, успех.

3. Мобильные телефоны для рефлексии.

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Главная задача работы с детьми с признаками одаренности – поддержать умную, способную, неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир.

Я работаю в детском саду «Березка» г.п. Федоровский, уже 9 лет, и последнее время меня волнует проблема детской одаренности, творческих потенциальных возможностей детей. Все мы – родители и педагоги, хотим, чтобы наши дети пошли в школу, научившись петь, танцевать, лепить, рисовать, выступать в театральных представлениях, участвовать в творческих выставках, спортивных соревнованиях. Так какой же запас впечатлений должны мы дать ребенку, чтобы и красота жизни, и красота искусства, и красота творчества были открыты перед ним? На какое место нужно ставить перед собой задачу развития детского творчества, а значит его способностей? Ответ для себя я нашла в многочисленных результатах исследований ученых: подготовка дошкольника к обучению в школе не мыслится без специальных занятий по развитию интеллектуально – творческих способностей, потому что, чем богаче событиями его жизнь, тем лучше работает его ум, тем прочнее основы его будущей личности, тем легче он приобретает любые знания.

Приоритетным направлением нашего детского сада является развитие ранней одарённости, создание для детей развивающей среды, которая позволит ребенку не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.

Одним из подходов к построению модели современного ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого и развить раннюю одаренность, является работа студий в детском саду.

В нашем детском саду работают студии: познавательного направления «Юный шахматист», «Юный эколог», «Хочу все знать», художественно-эстетического направления «В гостях у сказки», «Непоседы», «Радужка», «Умелые ручки». Работа студий позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Моя профессиональная деятельность связанна с эффективностью работы ДОУ по выявлению и развитию одаренности у детей дошкольного возраста. Занятия в студиях дает детям активно раскрывать свои творческие и интеллектуальные возможности, социализироваться в обществе.

Результатом работы считаю инициативность моих выпускников при выборе темы реализуемых в ДОУ проектов, участие в конкурсах различного уровня – дети стали лауреатами I степени районного конкурса театральных коллективов «Собирайтесь все, друзья!» - г.Сургут- апрель 2014. В марте 2015 года мои воспитанники стали лауреатами 1 степени районного конкурса художественного творчества «Юные дарования Сургутского района» под девизом «Мы за мир на всей планете!» Мои воспитанники являются участниками XIX международного конкурса танцевального искусства «Жизнь в движении», в номинации народный танец – до 7 лет «Русский хоровод» г. Новосибирск, лауреаты II степени в XVI международном конкурсе театрального творчества, с театрально – хореографической постановкой «Муха – Цокотуха».

Считаю важным то, что родители заинтересованы в развитии детской одаренности. Поддерживают и помогают разнообразить пространство ребенка, за счет создания подбора различных игровых средств, ИКТ технологий. Провела круглый стол для педагогов «Высокомотивированные и одаренные дети, особенности работы с ними», поделилась с коллегами опытом по выявлению и развитию одаренности у детей. Моя работа по развитию одаренных детей заинтересовала педагогов детского сада. Они активно включились в проектную деятельность «Каждый ребенок талантлив по - своему», двое детей старшей группы Юля Миннебаева и Артем Шаферов были участниками Всероссийского конкурса «Хочу все знать» организованный и были награждены дипломом участника, а воспитатель Лысенко Елена Ивановна - награждена благодарственным письмом за подготовку детей к конкурсу.

Мною разработана программно-методическая документация – рабочая программа воспитателя старшей группы и в рамках ее реализуется авторская программа «Одаренный ребенок». Главное назначение данной программы раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка, помочь ему развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

Мои планы на будущее совпадают с приоритетами и задачами развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года – выявлять, развивать и поддерживать одаренных детей.