ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА
А) государство 1) экономика
Б) религия 2) политика
В) образование 3) духовная культура
Г) производство 4) социальные отношения
Запишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В 16 Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) профессия
3) цвет глаз
4) следование требованиям моды
5) уважение к родителям
6) семейное положение
Ответ _____________
В 17 Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка близких
3) распределение домашнего труда
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
6) семейное предпринимательство
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ _____________
В 18 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) принадлежность к определенной социальной группе
2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества
3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни
4) связь с традиционной национальной культурой
5) адресованность самым различным слоям населения
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ _____________
В 19 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к социальным нормам регулирования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) экономические
2) правовые
3) религиозные
4) моральные
5) биологические
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ _____________
В 20 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В социологическом опросе приняли участие 2000 домохозяек моложе 45 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (З)Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
В 21 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
фактический характер |
|
характер оценочных суждений |
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В 22 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
А) исследование Г) общение Ж) роль
Б) различие Д) учение 3) статус
В) труд Е) стереотип И) группа
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
В 23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)
за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают________ (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы-________ (6) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (7), например, уголовных или административных».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово,за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие
Б) группы Д) контроль З) управление
В) интеграция Е) эталон И) стабильность
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Часть 3. Задания уровня С.
Прочитайте текст и выполните задания
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
С2 . Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.
С3 . Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.
С4 . На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.
С 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему
Наукой принято называть систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований.
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений.
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом.
В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.
(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)
1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
3 Опираясь на знания курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
Задание по выбору
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение; по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).
2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).
3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм». (И.Н. Шевелев)
4 « Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)
5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)
6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).
7. « Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).
8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)
9 «Масса - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).
10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)
Ответы
Часть 1 Уровень А.
№ задания |
ответ |
Часть 2. Уровень В.
№ задания |
ответ |
стратификация |
|
экономическая |
|
народность |
|
социальные статусы |
|
социальная структура |
|
консерваторы |
|
абитуриенты |
|
Часть 3. Уровень С.
С1 Текст
В ответе указываются такие проявления кризиса семейных отношений:
Рост числа разводов;
Увеличение количества неполных семей.
2). В ответе называются сферы общества:
Социальные отношения;
Экономика.
Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.
3). Ответ:
В ответе могут быть названы следующие причины этого явления:
Сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными
для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;
Усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности,
Женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки
ролей матери, жены, хозяйки дома
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла,)
4) Ответ:
В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).
Могут быть названы такие ее признаки:
Совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;
Более равномерное распределение семейных обязанностей.
С2 . Ответ:
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Могут быть указаны такие черты, как наличие
Ролевой системы (ученик, учитель);
Совокупности учреждений (институт, школа);
Регулирующих правил (закон об образовании, устав вуза);
Важных общественных функций (социализация молодежи).
С3 . Ответ:
В ответе могут быть приведены примеры:
В президентской республике президент получает полномочия непосредственно от
избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием;
В президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской - лидер партии парламентского большинства;
В президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
С4 . Ответ:
В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения профсоюзов:
1) необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью;
2) рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства;
3) социальная помощь малообеспеченным слоям населения - важнейшая функция
государства в рыночной экономике.
В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения предпринимателей:
1) возможность обновления техники и внедрения новых технологий;
2) возможность совершенствования структуры производства;
3) поддержка отечественного производителя;
4) повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.
Могут быть приведены и иные, имеющие основания аргументы.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
С 5. Текст:Наукой принято называть…
1) Могут быть приведены следующие определения науки:
1) « теоретическое систематизированное представление о мире…»
2) « система знаний и вид духовного производства»;
3) « специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания».
4) «отдельные отрасли научного знания»
2). Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) констатацию сущности изменений в системе наук: от четкой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной;
2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования
3) Могут быть указаны такие проблемы, например:
Проблема социальной сущности человека (изучает психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.)
Процесс социализации личности (изучает педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др)
Экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.).
Могут быть указаны и другие проблемы.
4) Могут быть приведены, допустим, такие примеры:
1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования;
2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей;
3) происходит изменение экономической структуры общества, в т.ч. структуры занятости.
Могут быть приведены другие примеры.
Презентацию подготовила:4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений.
5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений.
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
(Л. Туроу)
9. Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.
Задания по теме ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ. - § 17
1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. В ответ запишите цифры в порядке возрастания.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность.
О т в е т: _________________________________________
2. Найдите в приведённом ниже списке проявления экономической функции семьи и в ответе запишите цифры в порядке возрастания.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка близких
3) распределение домашнего труда
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
6) семейное предпринимательство.
О т в е т: _______________________________________________
3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В исследовании приняли участие 1720 молодых людей старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений.
4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. составила 143,3 млн. человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (2) В I квартале 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся и увеличение количества умерших. (3) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (4) Тем не менее, ряд специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприятная ситуация может быть исправлена в течение трёх-четырёх лет.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений.
5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В социологическом опросе приняли участие 2000 домохозяек моложе 45 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений.
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Семья – это основанная на _____________(1) и/или кровном родстве малая _______________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ______________(3) по отношению друг к другу. Также семьёй называется социальный __________(4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная ___________(5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определённых норм и __________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) ценность Б) брак В) социализация Г) коллектив
Д) обязанность Е) институт Ж) родитель З) группа
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Наличие существенных психологических ___________(1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счёт, несмотря на огромное число _____________(2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространённые ______________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им _________(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни этих семей. На деле же полоролевое разделение _____________(6) потеряло былую жёсткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) исследование Б) различие В) труд Г) общение
Д) учение Е) стереотип Ж) роль З) статус
8. Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.
Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы) и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, Доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической деятельностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
(Л. Туроу)
2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два её признака.
9. Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.
«Усилившиеся миграции рабочей силы вносят в международные отношения новые аспекты. Английская нация более или менее успешно ассимилировала приток беженцев из Европы в годы Второй мировой войны, среди которых были евреи, немцы-антифашисты, поляки и др. Но в настоящее время в Англии имеется немало индийских и вест-индских выходцев, людей с тёмной кожей, которые попадают в обстановку расовых предрассудков и становятся новым дискриминируемым меньшинством. В ФРГ имеется множество приезжих рабочих из Италии, Турции, Югославии. С одной стороны, эти миграции приводят к дискриминации и межэтнической неприязни. С другой – в процессе преодоления разобщённости и предрассудков выковывается более интернационалистическое, широкое взаимопонимание, расширяются черты интернациональной солидарности, расшатывается замкнутость национальных границ в области национальных стереотипов и автостереотипов (т. е. ходячих, сложившихся штампов о качествах самих себя и других народов)».
1. О каких проблемах говорится в тексте? Назовите, к какой сфере общественной жизни относятся проблемы, поднимаемые автором.
2. Назовите две современные тенденции, существующие в области национальных отношений.
3. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по два примера каждой из тенденций в области национальных отношений в современном обществе.
4. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса объясните, каковы причины существования расовых и национальных предрассудков. Укажите три любые причины.
10. Социологи различают семью патриархального (традиционного) и партнёрского (демократического) типов. Укажите три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Конкретизируйте с помощью примера один из критериев.
11. В глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделать свои функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
12. В «Домострое» (XVI в.) содержится следующее предписание: «Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию».
О каком типе семьи идёт речь в данном фрагменте? Укажите признак, по которому вы это определили. Назовите два любых других признака семьи данного типа.
13. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
14. Выберите одно из приведённых ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни собственный жизненный опыт.
1) «Дети – наш главный природный ресурс» (Г. Гувер).
2) «Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач» (Р. Скиннер).
3) «Брачный союз – первая ступень человеческого общества» (Цицерон).
4) «Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека ото муравьёв и пчёл». (Г. К. Честертон).
5) «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой». (И. Н. Шевелёв).
6) «Мой патриотизм – это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других» (Махатма Ганди).
1. Производство товаров массового спроса
2. Потребление выращенных на огороде овощей
3. Домашнее исполнение русского романса
4. Принятие закона о политических партиях
5. Организация референдума о доверии президенту
6. Написание приключенческого романа
Установите соответствие между социальным фактом и сферой общественной жизни, к которой этот факт относится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Установите соответствие между сферами жизни общества и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите слово, пропущенное в схеме:
Общество как глобальная ценностная (1) структурно представлено взаимосвязью и взаимодействием четырех (2).: экономической, политической, социальной и духовной. Общественное (3) – важнейший системообразующий институт общества. Оно в наиболее полной форме представлено в материальной сфере, хотя и не сводится к ней. Как и материальной, духовное производство целенаправленно. Оно удовлетворяет определенные (4). Продуктом и содержанием духовного производства является (5). (6) пронизывает все сферы деятельности человека. Именно в этой сфере развивается способность субъекта быть субъектом деятельности.
1)обучение детей трудовым навыкам
2)материальная поддержка близких
3)распределение домашнего труда
4)наделение наследственным статусом
5)организация досуга
6)семейное предпринимательство
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Наличие существенных психологических __________ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число __________ (2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные __________ (3), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им __________ (4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный __________ (5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение __________ (6) потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными. Совместное обучение и общая трудовая деятельность мужчин и женщин в известной мере нивелирует также традиционные различия в их нормах поведения и психологии».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
А) исследование Ж) роль
Б) различие З) статус
В) труд И) группа
Г) общение
Д) учение
Е) стереотип
Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в Российской Федерации, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» (Опрос 2004 г., 1600 человек). Полученные результаты отражены в диаграмме.
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
1)Более половины опрошенных оправдывают забастовку как крайнюю меру.
2)1/5 опрошенных думают, что забастовка – нормальное средство решения проблем.
3)Каждый третий опрошенный считает, что забастовками ничего нельзя добиться.
4)Каждый двадцатый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране недопустимы.
С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.