Гербер… хм… а что такое Гербер? А ну-ка, давайте покатаем это слово на языке – гер-бер! Как камушки гремят. А на ум приходят то ли гербарий, то ли гербера с гербалайфом, то ли вообще страшный Кербер, а кому и правозащитница Алла Гербер, что не лучше Кербера). Но не пугайтесь, это всего лишь название одного из праздников, очень популярного в удмуртских краях. И хорошо, что нам не пришлось проговаривать другие слова удмуртского языка, ибо без навыка многие из них весьма сложны для произношения. Ну да к делу…
Многие века назад, когда выживание человеческих сообществ напрямую зависело от того, насколько рьяно они сеют, пашут или закидывают сети, праздники человечьи были все больше привязанными к сельхозкалендарю. Не стала исключением и народность удмуртов, или вотяков, уютно проживавшая в Прикамье и Предуралье. Как и многие другие окрестные этносы, удмурты в основном занимались пашенным земледелием и придавали процедуре пахоты весьма большое значение – настолько большое, что посвятили ей один из своих праздников – Гербер.
Название Гербер происходит от вотяцких слов «геры» - плуг, и «берэ» - после, позади, что уже дает понять, в какой период времени проводилось это празднество. В старину Гербер отмечался весной, сразу по окончании пахоты и сева, строгой даты у него не было. У местных жителей бытовало поверье, что земля после обработки является беременной, и нельзя её до срока ранить ни мотыгой, ни сохой. Землепашцу в эти дни перед сенокосами выпадал совсем коротенький отдых, который посвящался празднованиям и сакральным мероприятиям.
В старину в разных районах Удмуртии праздник называли по-разному. Звался он и Гырон Быдтон, и Куарсур, и Гужом Юон, и даже, прости господи, Пинал Мудор. Но во всех местах действо было примерно одинаковым – общинники под камлания местного языческого священнослужителя гурьбой обходили поля и совершали курискон - молили бога-творца Инмара и его зама по плодородию Кылчына о богатом урожае. После чего совершали жертвоприношение – закалывали на поле упитанного тельца и делали с его мясом обрядовый мультизлаковый кулеш из разных видов зерен.
После сакрального перекуса народ начинал плясать, петь, выбирать невест и устраивать разные увеселения. Девушки принаряжались, а парни устраивали состязания, желая сыскать их расположение. Веселью немало способствовало и то, что каждая хозяйка двора была обязана принести на гуляния фляжку местной домодельной водки-кумышки. Этому пункту в программе празднества придавалось очень большое значение. Известно даже, что когда матушка Екатерина Великая вводила госмонополию на водку и запрещала частное винокурение, для вотяков по их слезной челобитной было сделано исключение ради праздника.
Шли годы, и постепенно празднование Гербера переместилось на более удобное для массовых гуляний время – окончание летнего солнцестояния. Ученые-этнографы до сих пор не имеют общего мнения, как и когда весенний праздник стал летним, есть версия, что Герберов изначально было два – ранний большой и поздний малый. Известно лишь, что в конце XIX века он четко ассоциировался с Петровым днем, на празднестве появились православные священники, а в текстах курисконов упоминались уже Христос и святые. Вероятно, произошла характерная для языческих традиций привязка их к христианским праздникам.
После революции традиция отмечать Гербер, разумеется, прервалась – она никак не вписывалась в новую идеологию. И только в 1992 году празднование возобновилось. Правда, никаких религиозных мотивов в торжественных мероприятиях уже не наблюдается. Фиксированной даты они не имеют. В какой-нибудь из июньских выходных на лугу в этнографическом музее-заповеднике Лудорвай проводятся конкурсы на лучший национальный костюм, выставки разного мелкого народного творчества. Особенно обильно представлены изделия из бересты – удмурты по ним большие мастера. По-прежнему на кострах варится ритуальная каша в огромных котлах. Во время торжественного собрания-митинга происходит награждение лучших хлеборобов.
Лично Президент Удмуртии посещает празднество и обходит все лавки народных умельцев, никогда не уходя без покупки. У тамошнего народонаселения в этот день есть редкая возможность напрямую пообщаться с любимым руководителем и другими свитскими чиновниками разного ранга. На праздник собираются несколько тысяч человек, приезжают гости из разных регионов России и из-за рубежа. Все охотно дегустируют блюда местной кухни, посещают мастер-классы по изготовлению удмуртских национальных свистулек и соломоплетению, учатся национальным танцам и художественной лепке из глины. Гуляющих услаждают фольклорные ансамбли песни и пляски. Старинный народный обычай продолжает жить новой жизнью…
В субботу прошел очередной массовый национальный праздник в Удмуртии - Гербер. Гербер переводится с удмуртского языка - "после плуга". Другими словами это праздник, связанный с окончанием весенних пахотных работ в полях. Сегодня мы посмотрим как празднуют этот красивый национальный праздник на его родине в Удмуртии.
Гербер официально в Удмуртии проводится с 1992 года. До главного республиканского праздника малые герберы проводятся еще на уровне деревень и районных центров Удмуртии. Главный же праздник выпадает на конец июня и собирает огромное количество людей со всей Удмуртии и даже России. Каждый год главный Гербер организовывают в разных местах Удмуртии. В этом году это Кезский район. От Ижевска до Кеза примерно 170 км. и я выехал с утра пораньше что бы застать начало праздника.
Прежде чем начать репортаж, хочу сделать небольшое отступление.
Я хоть и живу в Удмуртии с рождения, но с национальными традициями знаком плохо, т.к. мои родители не имеют удмуртских корней и приехали в Ижевск по советской системе распределения после учебы. По этому прошу простить меня за некоторые неточности.
1. Первая встреча с праздником меня ждала уже на въезде в п.Кез за несколько километров до основной площадки праздника. На въезде всех гостей встречают хозяева праздника в национальных одеждах, что задает соответствующее настроение:
3. Гербер празднуется в этом году в открытом поле у деревни Юски в нескольких километрах от п. Кез. Небольшой участок проходит по грунтовой дороге. Очень приятно было увидеть машину, которая поливала грунтовку водой. Тем самым предотвращая поднятие пыли:
4. Парковка для гостевых автомобилей тоже организована в открытом поле:
5. На праздник приехало огромное количество гостей:
6. Гербер чем-то напоминает татарский сабантуй, или наоборот. Но общее есть точно. Открытое поле с небольшим уклоном для лучшего обзора. Внизу уклона установлена главная сцена:
7. Я приехал как раз к открытию праздника:
9. Начало праздника напоминает демонстрацию или открытие олимпийских игр. Сначала мимо зрителей проходят небольшие группы представителей районов Удмуртии:
10. На первый взгляд это может показаться пафосно, но не нужно забывать, что именно деревня и село кормят всю Удмуртию:
11. Особый колорит создают национальные костюмы. Насколько я знаю, они в каждом районе имеют свои особенности:
13. Всех встречают и сопровождают аплодисментами:
14. Ижевская группа завершает представителей Удмуртии:
15. Не могу не отметить эту даму. Обратите внимание на маникюр, бижутерию и очки. Парик думаю и так хорошо видно. Мы ее еще встретим позже:
16. За Удмуртией идут представители других регионов где тоже проживают удмурты. Дело в том, что общее население удмуртов в РФ - 552 тыс. человек из них 410 тыс. проживают на территории Удмуртии, остальные в других субъектах. Самые многочисленные представлены на Гербере:
18. Ну и собственно замыкает колонну - Москва:
19. Тем временем на сцене начинается представление различных коллективов:
20. Звук неплохой, но прокатный. С ежегодным проведением таких масштабных праздников Удмуртии пора бы купить уже свой аппарат, а не "кормить" прокатчиков. Это во мне говорит внутренний голос человека, который непосредственно занимается профессиональным звуковым оборудованием в Ижевске :
21. Ну а мы продолжаем:
22. На сцене меняются артисты:
23. Все весело и задорно. Гостям очень нравится:
24. Рядом со сценой установлен приз победителю в конкурсе лучшего работника села. Кстати, такой же трактор я видел две недели назад у на :
Вот он:
25. Давайте посмотрим чем развлекают гостей кроме сцены. По периметру всего поля можно найти массу развлечений как для взрослых, так и детей:
26. К примеру, МЧС России предлагает принять участие в конурсе:
27. Два участника должны на время одеть боевую экипировку и поразить цель струей из пожарного рукава:
28. Детям тоже есть чем заняться рядом с пожарной машиной:
29. Вообще для детей на Гербере сделано много. Различные аттракционы, игры:
30. Качели:
31. По всей территории Гербера стоят такие указатели. Правда на удмуртском языке, ведь праздник - удмуртский. Вообще, мне кажется, что я был единственным гостем на этом празднике, кто не владел удмуртским языком, и это мне совершенно не мешало:
32. Для взрослых тоже было предусмотрено не мало развлечений:
34. Национальная удмуртская забава - кто дальше кинет огромное бревно. Скажу вам - впечатляет. Кидают в среднем на 4-5 метров:
35. Обучение игры на специальном свистке-свирели:
36. Ткацкие мастера:
37. Художники напомнили мне :
38. Мастер-классы по национальным удмуртским танцам:
39. Много предлагается сувениров, сделанных своими руками. Это вам ни какой-то там Китай, как продается везде в мире:
41. Зашли перекусить:
42. А вот и наша знакомая, дает интервью прессе:
43. Кормят кашей, приготовленной на костре
старинным удмуртским способом:
44. А это тангыра. Древний удмуртский ударный инструмент, с помощью которого предки современных удмуртов созывали народ на праздник или военный поход:
45. В целом, сама организация праздника, лично мне, понравилась. Очень все удобно, понятно и доступно:
46. Стоит добавить, что Гербер 2015 сопровождался сильной жарой. Температура к обеду поднялась до 35 градусов:
47. Людям совершенно не помешало провести с удовольствием этот субботний день:
48. Пожалуй, этим кадром закончу репортаж, т.к., по моему мнению, он полностью передает атмосферу праздника Гербер:
На этом все!
Подписаться на обновления этого ЖЖ . Обещаю много интересных путешествий!
Другие мои путешествия, планы, мысли и фоторепортажи.
Диана Чайникова
Национальный удмуртский праздник Гербер когда-то отмечался в каждом уголке Удмуртии. С 1992 года он приобрел статус общереспубликанского, на который съезжаются не только жители региона, но и гости из соседних областей, и со всей страны.
Праздник происходит из разных узколокальных традиций удмуртов, рассказала ИА «Удмуртия» заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ Галина Глухова. Если у северных удмуртов это Гербер, то у южных - это Гершид. У южных удмуртов он длился несколько дней - почти неделю, и каждый день посвящался молению какому-то божеству, а у северных он объединен с сенокосом, и празднование проходило в течение одного дня. Красиво и нарядно одетые удмурты выходили на луга с косой. Выбирали человека, «легкого на руку», у которого все спорилось, и он начинал покос. Косили совсем чуть-чуть, и потом начиналась общая трапеза.
По словам доктора исторических наук, профессора Алексея Загребина испокон веков жители Удмуртии были охотниками, и переход к земледелию проходил через заимствование действий и лексики у соседей.
«Если заглянуть в земледельческую лексику, то она очень сложная по своему составу. Там есть и иранские компоненты (все, что связано с конем - прим.ред. ), славянские, потому что многие земледельческие технологии были заимствованы от славян, тюркские компоненты, связанные с рядом сельскохозяйственных орудий, таких, как сабан (плуг - прим.ред. ). Отсюда и Сабантуй у татар. Это говорит о том, что мы все время были открыты друг другу и перенимали разные особенности культуры, но в то же время у каждого оставалось что-то индивидуальное. И удмуртский Гербер стал именно национальным праздником с момента формирования этнического самосознания», - пояснил Алексей Загребин.
По его словам, Гербер зародился в XIX веке, как праздник завершения посевных работ. Галина Глухова также отмечает, что Гербер - это возможность обратиться к богу, поблагодарив за удачно проведенные земледельческие работы, и попросить хорошего урожая.
«Раньше Гербер исчисляли не по календарю, а на местах, ориентируясь на погоду, звезды, состояние травы и т. д. Сегодня его отмечают 12 июля, а раньше он мог пройти и в другой день, временные рамки были очень зыбкими», - рассказывает Галина Глухова.
По ее словам, его праздновали примерно после второй недели Инвожо - летнего солнцестояния.
До Гербера удмурты не ломали ветки в лесу, не рвали листьев, ягод со времени, когда набухают почки и до самого Гербера. Они заранее заготавливали дрова, чтобы хватило с мая по конец июня.
«Потому что в это время спускалась с небес Инвожо-мумы (повелительница небесной влаги в традиционной системе мировидения удмуртов - прим. ред.) и поселялась именно в траве, чтобы она наполнялась соком, и как раз до Гербера и до выхода на сенокос к ней нельзя было притрагиваться», - пояснила заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ.
В день празднования Гербера удмурты наряжались в свои самые праздничные одежды, готовили национальную выпечку и с надеждой на будущее выходили в поле.
По словам Алексея Загребина, языческие моления посвящались радости и предвкушению большого урожая.
«Поэтому, когда пахали, в первую борозду бросали яйца, чтобы уродилось такое же большое зерно. Все было направлено на увеличение плодородия земли», - рассказал он.
Галина Глухова уточнила, что подношение богу, закапываемое в первой борозде, могло включать в себя не только яйца, но и хлеб с выпечкой.
По рассказам Галины Глуховой, вначале взрослые жители удмуртской деревни выбирали жертвенного барашка. Для подходящего устраивали испытание: бросали животное в воду, и, если оно после купания встряхивалось, считалось, что жертва принята богом. Резали, варили в котле, и на этом бульоне делали кашу из ячменя.
«Каждая крупинка - есть производное зерна. Каша - собранное воедино желание большого урожая», - пояснил Алексей Загребин глубинный смысл традиционного блюда.
С собой на праздничную трапезу приносили выпечку и караваи хлеба. Перед принятием пищи обязательно все яства освещали. Кумышка (удмуртский самогон - прим. ред.), алкогольный напиток на Гербере, по словам Галины Глуховой, появился в более позднее время. До этого женщины варили праздничный сур (пиво).
В некоторых районах Удмуртии молодая жена, выходя в первый раз на сенокос (Гербер) после замужества, надевала на себя все наряды, в том числе и все имеющиеся головные уборы, довольно тяжелые даже по отдельности.
«Это показывает, насколько тяжела и нелегка судьба женщины и матери», - пояснила Галина Глухова.
«Пока сидели трапезничали, молодых женщин, которые вышли в этом году замуж, будто ненароком кидали в реку, и муж должен был свою жену спасти, после чего спасенная одаривала подарками всех присутствующих», - рассказала Галина Глухова.
По ее словам, сегодня кидание молодух в воду воспринимается, как забава, но действо имело сакральный ритуальный подтекст:
«Раньше свадьбу играли не только ради того, чтобы, как сейчас говорят, соединились два любящих сердца. Сейчас жених и невеста пляшут вместе с гостями, а раньше новобрачные во время празднования должны были молчать, потому что в этом обряде происходил переход в другой статус - в статус жены и мужа. В период перехода они считались временно умершими. Фата не только от сглаза защищала. Считалось, что девушка в этот момент безликая, бессемейная, временно умершая личность».
Галина Глухова пояснила, что со дня свадьбы молодая удмуртская девушка считалась чужой для своей семьи:
«Во время купания невесты происходило, с одной стороны, очищение от теперь чужой семьи и принятие в новую семью. После спасения мужем считалось, что она теперь принята в его семью».
Она добавила, что в воду молодух бросали не повсеместно. К примеру, в Малопургинском районе молодую женщину привязывали к дереву, и кто-то из новых родственников расспрашивал ее, как она будет называть свекровь, свекра и других родственников своей семьи. Если она не хотела отвечать или отвечала неправильно, веревку затягивали потуже и повторяли вопрос.
Алексей Загребин ассоциирует Гербер с таинственным элементом ожидания: «а как бог воспримет наш труд».
«Отсюда все песни и действа, которые исполнялись тихо, с наименьшим шумом и с неким благоговейным страхом: как бы не спугнуть», - рассказал он.
Галина Глухова разъяснила, что удмуртам не свойственно громкое песнопение. В некоторых локациях женщины напевали мелодии с междометиями, в других исполнялись лиричные песни. Пение с надрывом и изменением тональности скорее свойственно исполнителям русских народных композиций.
Еще одна традиция Гербера - так называемая свадьба поля. Проходила она на ржаном поле, вблизи водоема. В некоторых районах это была имитация настоящего соединения девушки и юноши, которых наряжали, как молодую пару.
«Основная идея обряда - девушки показывают свое совершеннолетие, свою готовность стать невестой. Когда жениха с невестой наряжали, тем самым им давали возможность в дальнейшем устроить свою семью», - пояснила Галина Глухова.
По ее рассказу, празднично одетые «жених и невеста» с молодыми «гостями» пели, взявшись за руки, хороводные песни. Затем возвращались в деревню, где шли, не расцепляя рук, во всю ширину улицы, и взрослое население выходило и угощало их.
Молодые девушки показывали свое умение петь, плясать, вести себя в коллективе, готовить, ведь перед Гербером они тоже готовили стряпню, сур.
«В свадьбе поля принимали участие только те, кто прошел через обряд совершеннолетия, в основном девушки примерно с 15 лет. Причем засидевшихся в девичестве на игрища и посиделки не принимали», - добавила сотрудник УдГУ.
После променада по улице в конце деревни они устраивали обрядовые игры, которые сегодня воспринимаются как детские (например, «колечко»), и хороводные танцы.
Алексей Загребин толкует обряд свадьбы поля как встречу земледельца с полем:
«Это соединение труда, ума, воли и желания человека и плодородной земли. Невеста - мать-земля, женское начало, а земледелец - это мужчина».
Доктор исторических наук, профессор Алексей Загребин пояснил, что в 21 веке Гербер перерос в форму национального праздника, который стал интересен окружающему миру.
На празднике москвичам и гостям столицы свадебные обряды Удмуртии, мастер-классы по рукоделию и ремесленничеству, национальные блюда и многое другое.
Помимо национального колорита гости смогут и с промышленным, инвестиционным потенциалом Удмуртии: зрители гонку дронов и последние наработки предпринимателей республики.
June 21st, 2015 , 04:10 pm
В субботу прошел очередной массовый национальный праздник в Удмуртии - Гербер. Гербер переводится с удмуртского языка - "после плуга". Другими словами это праздник, связанный с окончанием весенних пахотных работ в полях. Сегодня мы посмотрим как празднуют этот красивый национальный праздник на его родине в Удмуртии.
Гербер официально в Удмуртии проводится с 1992 года. До главного республиканского праздника малые герберы проводятся еще на уровне деревень и районных центров Удмуртии. Главный же праздник выпадает на конец июня и собирает огромное количество людей со всей Удмуртии и даже России. Каждый год главный Гербер организовывают в разных местах Удмуртии. В этом году это Кезский район. От Ижевска до Кеза примерно 170 км. и я выехал с утра пораньше что бы застать начало праздника.
Прежде чем начать репортаж, хочу сделать небольшое отступление.
Я хоть и живу в Удмуртии с рождения, но с национальными традициями знаком плохо, т.к. мои родители не имеют удмуртских корней и приехали в Ижевск по советской системе распределения после учебы. По этому прошу простить меня за некоторые неточности.
1. Первая встреча с праздником меня ждала уже на въезде в п.Кез за несколько километров до основной площадки праздника. На въезде всех гостей встречают хозяева праздника в национальных одеждах, что задает соответствующее настроение:
3. Гербер празднуется в этом году в открытом поле у деревни Юски в нескольких километрах от п. Кез. Небольшой участок проходит по грунтовой дороге. Очень приятно было увидеть машину, которая поливала грунтовку водой. Тем самым предотвращая поднятие пыли:
4. Парковка для гостевых автомобилей тоже организована в открытом поле:
5. На праздник приехало огромное количество гостей:
6. Гербер чем-то напоминает татарский сабантуй, или наоборот. Но общее есть точно. Открытое поле с небольшим уклоном для лучшего обзора. Внизу уклона установлена главная сцена:
7. Я приехал как раз к открытию праздника:
9. Начало праздника напоминает демонстрацию или открытие олимпийских игр. Сначала мимо зрителей проходят небольшие группы представителей районов Удмуртии:
10. На первый взгляд это может показаться пафосно, но не нужно забывать, что именно деревня и село кормят всю Удмуртию:
11. Особый колорит создают национальные костюмы. Насколько я знаю, они в каждом районе имеют свои особенности:
13. Всех встречают и сопровождают аплодисментами:
14. Ижевская группа завершает представителей Удмуртии:
15. Не могу не отметить эту даму. Обратите внимание на маникюр, бижутерию и очки. Парик думаю и так хорошо видно. Мы ее еще встретим позже:
16. За Удмуртией идут представители других регионов где тоже проживают удмурты. Дело в том, что общее население удмуртов в РФ - 552 тыс. человек из них 410 проживают на территории Удмуртии, остальные в других субъектах. Самые многочисленные представленны на Гербере:
18. Ну и собственно замыкает колонну - Москва:
19. Тем временем на сцене начинается представление различных коллективов:
20. Звук неплохой, но прокатный. С ежегодным проведением таких масштабных праздников Удмуртии пора бы купить уже свой аппарат, а не "кормить" прокатчиков. Это во мне говорит внутренний голос человека, который непосредственно занимается профессиональным звуковым оборудованием в Ижевске :
21. Ну а мы продолжаем:
22. На сцене меняются артисты:
23. Все весело и задорно. Гостям очень нравится:
24. Рядом со сценой установлен приз победителю в конкурсе лучшего работника села. Кстати, такой же трактор я видел две недели назад у павильона Республики Беларусь на :
Вот он:
25. Давайте посмотрим чем развлекают гостей кроме сцены. По периметру всего поля можно найти массу развлечений как для взрослых, так и детей:
26. К примеру, МЧС России предлагает принять участие в конурсе:
27. Два участника должны на время одеть боевую экипировку и поразить цель струей из пожарного рукава:
28. Детям тоже есть чем заняться рядом с пожарной машиной:
29. Вообще для детей на Гербере сделано много. Различные аттракционы, игры:
30. Качели:
31. По всей территории Гербера стоят такие указатели. Правда на удмуртском языке, ведь праздник - удмуртский. Вообще, мне кажется, что я был единственным гостем на этом празднике, кто не владел удмуртским языком, и это мне совершенно не мешало:
32. Для взрослых тоже было предусмотренно не мало развлечений:
34. Национальная удмуртская забава - кто дальше кинет огромное бревно. Скажу вам - впечатляет. Кидают в среднем на 4-5 метров:
35. Обучение игры на специальном свистке-свирели:
36. Ткацкие мастера:
Гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов
А. В. Коробейников, Д. М. Сахарных
Праздник гербер, удмуртский по происхождению и колориту, давно уже носит
в Удмуртии общенародный характер и по популярности обгоняет, пожалуй, даже та-
кой традиционно межэтнический праздник, как сабантуй. Празднуется гербер ле-
том. Привязки к конкретной календарной дате нет. Часто жители Удмуртской Рес-
публики ориентируются на заранее объявленное время проведения республи-
канского фольклорного фестиваля «Гербер» (за последние десять лет дата этого ме-
роприятия попадала всякий раз в промежуток с 10 по 26 июня). Фестиваль прово-
дится каждый год в разных местах Удмуртии при участии и действенной помощи
республиканского руководства, чей рабочий график также приходится учитывать
организаторам этого «главного» гербера, программа которого является образцом
для подражания при организации подобного же рода праздников на местах.
I.
Современный летний праздник гербер символизирует окончание весенних по-
левых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год
республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в
районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совер-
шённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солн-
цем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же
номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.
Данное обстоятельство нельзя объяснять непрофессионализмом журнали-
стов: они всего лишь идут вслед за местными этнографами. Так, на страницах попу-
лярного учебника «Этнография удмуртов» Владимир Владыкин и Людмила Христо-
любова пишут: «Важный этап крестьянского труда, связанный с весенней обра-
боткой земли, завершался праздником, называемым в разных местах гербер, гужем
юон, куарсур».
Поясним, что и гужем юон (в переводе с удмуртского «летний праздник»,
«летняя пирушка»), и куарсур (‘пиво листьев’ – праздник, связанный с возложени-
ем берёзовых листьев на воршудную полку куалы) отмечались хотя и в разных ло-
кальных традициях, но в один и тот же Петров день (29 июня ст.ст.). Оба автора не
уточняют, каким образом летний даже по названию, приходящийся по нынешнему
календарю почти на середину июля праздник стал завершать весеннюю обработку
земли.
И это не единственная странность в предоставляемых современными этно-
графами описаниях праздника. Тот же Владимир Владыкин в соавторстве с Татьяной
Перевозчиковой пишет, что гербер есть «летний праздник, проводимый в последние
дни летнего солнцестояния», что «сейчас Гербер строго приурочен к 12 июля», и при
этом «считается, что это последний праздник земли, последний летний праздник:
до этого дня заканчиваются все весенние земельные работы, в которых применяется
плуг». «Называли его ещёкуарсур («праздник в честь зелени»), – уверяют названные
авторы, – так как в это время лето достигает своего разгара».
Примерно о том же говорит Татьяна Миннияхметова: «Гербер – массовый
праздник, проводимый после окончания всех весенних земельных работ с примене-
нием плуга до начала уборочной страды. В деревнях Унинского района Кировской
области… приурочен он был к 21 июля… Гербер – обряд-благодарение в честь окон-
чания посадочно-посевных работ, взошедших хлебов… Можно сделать вывод, что
обряд проводился с целью просить у богов созревания хлебов, хорошего
урожая…».
Елена Попова в своей посвящённой бесермянам монографии утверждает: «Се-
рединой лета называли гербер (буквально: время после пахоты), который длился
около недели и совпадал с летним солнцестоянием, а в поздней традиции был
приурочен к дням