Годовой круг церковных праздников. Годовой круг праздников

21.09.2019 Новости

Годовой круг богослужений – порядок служб на каждый день года. Такие службы совершаются только один раз в год и называются годичными. В дополнение к недельному кругу богослужений, практически каждый день в году посвящен памяти святых или священным событиям. Обряды и песнопения годового круга присоединяются к обрядам и песнопениям недельного круга. Сильнее всего видоизменяются службы в дни великих праздников и постов. По торжественности богослужения дни года делятся великие, средние и малые праздники, а также не праздничные дни.

Церковный год начинается 14 сентября (по старому стилю - 1-го), а весь годовой круг богослужений строится в зависимости от даты Пасхи. По времени празднования праздники делятся на подвижные (переходящие) и неподвижные (непереходящие). Непереходящие праздники подчиняются солнечному календарю и каждый год имеют одну и ту же дату. Даты переходящих праздников рассчитываются в зависимости от даты Пасхи и каждый год попадают на разные числа, зато празднуются один и тот же день недели.

Пасха , или – главный и самый торжественный церковный праздник с особыми, ни на что не похожими церковными службами. Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, после еврейской пасхи. Она не бывает раньше 4 апреля (22 марта) и позже 8 мая (25 апреля).

Следующими после Пасхи по значимости являются 12 великих двунадесятых праздников в честь Иисуса Христа и Божией Матери и пять великих недвунадесятых праздников. Накануне великих праздников всегда служится всенощное бдение:

Двунадесятые переходящие праздники:

Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи;
Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи;
День Святой Троицы, или Пятидесятница - 50-й день после Пасхи.

Двунадесятые непереходящие праздники:

Рождество Христово - 25 декабря (7 января);
Богоявление, или Крещение Господне - 6 (19) января;
Сретение Господне - 2 (15) февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля);
Преображение Господне - 6 (19) августа;
Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа;
Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября;
Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря).

Великие недвунадесятые праздники:

Обрезание Господне и память свт. Василия Великого - 1 (14) января;
Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля);
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля);
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября);
Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября.

Важной частью годового богослужебного круга являются посты . Это периоды воздержания, покаяния и усиленной молитвы о прощении грехов. Самые продолжительные и значимые посты – сорокадневные (перед Рождеством) и (перед Пасхой), а также (начинается через неделю после Пятидесятницы и длится от 8 до 42 дней) и (перед праздником Успения).

Также в году существуют особые дни, предназначенные для общецерковного поминовения усопших, – так называемые родительские дни . Это суббота перед Масленицей (мясопустная), субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста, суббота перед праздником Святой Троицы и вторник Фоминой недели (2-й недели после Пасхи), который также называется . В эти дни в храмах совершаются панихиды по всем усопшим. На Радоницу принято посещать могилы близких и молиться об их упокоении. Кроме того, в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского (8 ноября) и 9 мая в Русской православной церкви совершается поминовение православных воинов, погибших на поле брани.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Южно-Сахалинский институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшее образование

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

(РЭУ имени Г.В. Плеханова)

Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин

Контрольная работа

Тема «Круг православных праздников»

Выполнил студент 1 курса

специальность Юриспруденция

заочной формы обучения

группы 1.4001, шифр 15192

Даниленко Максим Анатольевич

Рецензент: Федосенко О.А.

Южно-Сахалинск 2016 г.

Введение

Заключение

Введение

Современные православные праздники имеют огромное значение, как для Русской церкви, так и для всех православных христиан. Они посвящены воспоминаниям о различных событиях из жизни Иисуса Христа и его учеников, Божией Матери, а также памяти мучеников и святых угодников, вся жизнь которых была великим примером самоотверженного служения Богу. Кроме праздников, посвященных воспоминанию о евангельских событиях православная церковь отмечает наиболее важные ветхозаветные даты, а также праздники, имеющие исключительно местное значение. В зависимости от времени празднования Пасхи, а точнее, спустя сорок дней после нее православная церковь отмечает день Вознесения Спасителя. Троица, или Пятидесятница. Кроме перечисленных праздников, особо торжественно церковь отмечает Рождество Христово, Крещение, или Богоявление, и Сретение (встречу) младенца Христа со старцем Симеоном. С особой нежностью христиане отмечают памятные даты, посвященные Божией Матери, - Рождество Богородицы, Введение Ее во храм, Благовещение и многие другие.

Праздники занимают важное место в христианской жизни. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения.

У каждого народа существуют свои праздники. У любого праздника - своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и в христианстве. Многие традиции мы утеряли, но многое сохранили, потому что они основаны на самых светлых, чистых порывах души.

Цель контрольной работы - рассмотреть православные праздники.

Достижение цели исследования реализуется через решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Дать общую характеристику православным праздникам.

2. Рассмотреть двунадесятые праздники.

3. Раскрыть великие и престольные праздники.

Объектом контрольной работы является теория религии.

Предметом - православные праздники.

При написании контрольной работы были использованы учебные материалы таких авторов, как Исаева Е. Л., Зеленков М.Ю. и др.

1. Двунадесятые преходящие праздники

Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. В честь этого лица или события установлены особые песнопения, молитвы и обряды.

В числе двунадесятых праздников отмечается Рождество Христово; Троица, или Пятидесятница, посвящена новозаветному рассказу о сошествии на пятидесятый день после Пасхи Святого Духа на апостолов; Сретение Господне, основным сюжетом которого стал евангельский рассказ о благословлении родившегося Иисуса в Иерусалимском храме как Бога; Крещение Господне (Богоявление) - установлен в честь крещения в Иордане Иисуса Христа Иоанном Крестителем; Преображение Господне - посвящено евангельскому рассказу о преображении Христа на горе в присутствии его учеников; Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) - в основе которого лежит евангельский рассказ о посещении Христом и его учениками Иерусалимского храма, откуда он изгнал менял и торговцев; Вознесение Господне - отмечается как вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения; Воздвижение Креста Господня - посвящен найденному кресту, на котором был распят Христос на Голгофе; Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери - четыре двунадесятых праздника, посвященных матери Иисуса Христа.

За двунадесятыми праздниками следуют по своему значению пять великих праздников - Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых Петра и Павла, Усекновение головы Иоанна Предтечи, Покров святой Богородицы. Они тоже пользуются большим почтением в православной церкви.

Повсеместно отмечаются престольные праздники. Так называются праздники, посвященные тем образам и событиям, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские.

Есть праздники, которые широко отмечаются только в России и потому называются русскими праздниками - Николин и Ильин день, спасы, праздники Владимирской иконы Божьей Матери, Казанской иконы Божьей Матери. В этих праздниках отразились особенности русского менталитета и значимые исторические события.

В зависимости от смысловой нагрузки и характера воспоминаний все существующие праздники можно условно подразделить на несколько категорий.

В первую очередь это праздники, посвященные воспоминаниям о событиях из жизни Спасителя, Богородичные праздники, к числу которых можно отнести и посвященные особо чтимым иконам Божией Матери, а также воспоминания о подвигах святых мучеников и Божиих угодников.

Значимость события православного праздника обусловливает то, предвосхищается ли он особыми службами предпразднества и попразднества, т. е. теми днями, когда верующие должны подготовить себя к восприятию его событий. Проще говоря, чем важнее для церкви событие праздника, тем торжественнее оно должно быть отмечено. Соответственно малые праздники и праздники местного значения отмечают либо менее помпезно, либо только в храмах определенной епархии. Последнее в основном касается престольных храмовых праздников и дней воспоминания местных святых.

Относительно календаря все праздники можно подразделить на преходящие и непреходящие, т. е. приуроченные к определенной дате. Главным преходящим праздником является Пасха. В зависимости от Пасхи вычисляют время празднования Вознесения, Входа Господня во Иерусалим, а также Пятидесятницы, событий Великого поста и Страстной седмицы. Главный непреходящий праздник года - Рождество Христово. Однако, прежде чем заглянуть в церковный календарь, следует знать, что все праздники Русской православной церкви принято отмечать в соответствии с юлианским календарем, поэтому в современном православном календаре обычно указывают две даты - по новому и по старому стилю.

Пасха - это наиболее почитаемый в православии общехристианский праздник, установленный в память воскресения распятого на кресте сына Божьего Иисуса Христа. Поскольку идея воскресения является центральной в христианстве, постольку и посвященному этому событию празднику отводится центральное место Культурология. ХХ век: Энциклопедия в 2-х томах. - СПб.: Университетская книга; ООО "Алетейя". 1998. . Православные богословы называют его «праздником праздников» и торжеством из торжеств. Этот праздник отмечается в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. Для исчисления дня празднования пасхи составляются специальные таблицы - пасхалии.

Долгое время не утихали споры о времени празднования Пасхи, пока в 325 г. на I Вселенском соборе в Никее не приняли постановления о ее в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним полнолуния. В разные годы этот день может наступить в период начиная с 21 марта и заканчивая 24 апреля по старому стилю.

Накануне Пасхи около одиннадцати часов вечера во всех храмах служат полунощницу Великой субботы, после чего благовест возвещает о начале крестного хода. Верующие во главе со священнослужителями выходят из храма с зажженными свечами в руках. Во время того как крестный ход обходит вокруг здание храма, торжественный благовест сменяется непрерывным перезвоном колоколов - от больших до самых маленьких. Колокольный перезвон прекращается, когда процессия снова подходит к закрытым дверям храма, которые символизируют гробницу Спасителя. Затем звучит праздничный тропарь и притвор храма открывается. В этот торжественный момент служащий священник возвещает народу: «Христос воскресе!», на что верующие хором отвечают: «Воистину воскресе!». Так начинается первая утреня Пасхи.

На первой пасхальной литургии по давней традиции читают первую главу из Евангелия от Иоанна, которая нередко звучит на разных языках - русском, греческом, английском, т. е. на тех, на которых говорят христиане разных стран мира. Особую торжественность пасхальной службы подчеркивают и благозвучные песнопения, и особый звон колоколов, а в самом конце службы происходит освящение артоса - огромной просфоры, по форме напоминающей кулич. В течение всей Пасхальной седмицы артос стоит рядом с Царскими вратами, затем после субботней литургии служат чин раздробления артоса и раздают его кусочки молящимся.

После окончания литургии можно разговеться, т. е. угоститься освященным куличом, крашеным яичком или кусочком творожной пасхи. С этого момента заканчивается Великий пост, и миряне могут принимать обычную пищу. На Светлой седмице принято делиться пищей с голодными и помогать немощным и сиротам. Верующие посещают родственников и, по обычаю, обмениваются с ними троекратным поцелуем, сопровождаемым пасхальными возгласами. На Пасху принято дарить друг другу крашеные яйца в память о визите Марии Магдалины к римскому императору Тиберию. По преданию, Мария принесла ему весть о воскресении Христа и протянула яйцо, которое в древности считалось символом зарождения новой жизни. Тиберий скептически отнесся к этому известию и сказал, что поверит ее словам только тогда, когда преподнесенное яйцо покраснеет. И яйцо тотчас изменило цвет, после чего красные, или, говоря современным языком, крашеные, яйца стали одним из главных символов Воскресения Христова.

2) Вход Господень в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим является одним из главнейших двунадесятых праздников, установленных Русской православной церковью. Впервые упоминание о его праздновании встречается в письменных источниках III в. Эта дата очень важна для христианского учения в целом, т. к. факт прихода Спасителя в город, где люди, облеченные властью, были особенно враждебно к нему настроены, указывает на то, что крестные страдания и смерть Иисуса были вольными. Время празднования Входа Господня в Иерусалим напрямую зависит от даты наступления Пасхи и приходится на день ровно за неделю до нее. О событиях, связанных с этим праздником, повествуют все без исключения евангелисты, что также указывает на его особую значимость.

3) Вознесение Господне.

Вознесение Господа празднуют на сороковой день после празднования Пасхи. Этот праздник всегда отмечают в четверг на шестой неделе, а традиции церкви относительно Вознесения восходят к апостольским временам. События, которым посвящено празднование Вознесения, связаны с окончанием земной деятельности Спасителя, которая с этого дня уступает место Его духовному пребыванию в Церкви. После воскресения Иисус на протяжении сорока дней являлся апостолам, наставляя их и утверждая в истинной вере. Он учил Своих избранников, каким образом им действовать после вознесения Его на небо.

4) Пятидесятница. День Святой Троицы.

В этот день церковь вспоминает события, связанные с сошествием на апостолов Святого Духа. Огненные языки Святого Духа явились ученикам Христовым в праздник ветхозаветной Пятидесятницы. От названия этого древнего праздника происходит первое название праздника современного. Второе название посвящено другому знаменательному событию, т. к. именно в этот день апостолам открылась третья ипостась Святой Троицы, после чего учение о Триедином Боге обрело для них полную ясность.

Среди прочих традиций Троицы существует обычай украшать дома и храмы зелеными ветвями деревьев, травой и цветами. Подобная традиция существовала еще в ветхозаветной церкви, но церковь Христа наполнила ее новым смыслом. В настоящее время зеленое убранство храмов символически означает процветание православной церкви и обновление человека Святым Духом.

С самых первых времен День Святой Троицы считается днем рождения христианской церкви, созданной не человеческими ухищрениями, но Божественной благодатью. В IV в. н.э. святой Василий Великий написал коленопреклоненные молитвы, доныне читаемые священниками на праздничной вечерне. По обычаю, вечерня Святой Троицы совершается сразу же после литургии.

2. Двунадесятые непреходящие праздники

Даты двунадесятых непреходящих праздников отмечают по строго установленным дням церковного календаря. К таким праздникам относятся: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Богоявление, или Крещение Господа нашего Иисуса Христа, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Девы Марии, Преображение Господне, Успение Божией Матери.

Даты двунадесятых непреходящих праздников отмечают по строго установленным дням церковного календаря.

Рождество Богородицы (21 сентября). Дата рождения Девы Марии - матери Иисуса Христа - в семье благочестивых праведников Ионима и Анны.

Этот день почитается как «начало спасения». Воздвижение Креста Господня - крестовоздвижение (27 сентября). Установление праздника связано с нахождением при раскопках в IV в. креста, на котором был распят Иисус Христос. Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных страданий.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). По преданию, Марию, будущую Богородицу, в младенчестве принесли в иерусалимский храм для совершения обряда посвящения Богу. Такой обряд существовал лишь по отношению к мальчикам, поэтому посвящение девочки стало знаком высшего избранничества.

Рождество Христово (в православии празднуется 7 января). Хотя точная дата рождения Христа не установлена, современные исследователи называют 7-6 гг. до н.э., поскольку сегодня точно определена дата смерти царя Ирода Великого - 4-й год до н.э. А мы помним, что именно он приказал истребить всех младенцев в окрестностях города Вифлеема в надежде, что среди них окажется Христос.

Крещение Господне (19 января). Как указано в Священном Писании, Иисус Христос крестился в реке Иордан от пророка Иоанна, т. е. принял обряд очищающего омовения, символизирующий начало Его служения Богу. Греческое слово «баптисма» - «омовение» - переведено на славянский как «крещение», поскольку считается, что Иисус освятил обряд омовения своей смертью на кресте. Сретение Господне (15 февраля - на 40-й день после Рождества Христова). Этот праздник введен в IV в. в память о примечательном событии. Младенца Иисуса принесли в Храм для традиционного посвящения его Богу, где он и встретился со старцем Симеоном, которому ранее было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя. Как пишет евангелист Лука, Симеон благословил Иисуса.

Благовещение (7 апреля). Празднуется как день, в который Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о том, что она родит Сына Божьего.

Преображение Господне (19 августа). Во время молитвы на горе Фавор Иисус преобразился божественным светом, и апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели Христа в окружении пророков Моисея и Илии.

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Отмечается в память о кончине Богоматери. Считается, что ее смерть наступила около 48 г. в городе Эфесе, где Иоанн Богослов (один из апостолов) жил после смерти Иисуса.

Большое значение Православная церковь придает постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам.

Сущность поста - это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни.

Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

православный пост праздник престольный

3. Великие и престольные праздники

Самым почитаемым в православии является праздник Покрова Богородицы, отмечаемый 1 октября по ст. стилю. По учению церкви, праздник установлен в честь событий 910 г., когда в Константинополе юродивому Андрею и его ученику Епифанию явилась Богородица и, покрыв их белым покрывалом, вознесла Богу молитву об избавлении всех людей от бед. Это появление Богородицы совпало с нападением сарацинов и убедило народ в том, что победа будет на стороне византийцев. На Руси этот праздник наложился на славянский праздник окончания осенних полевых работ и отмечается весьма широко и ярко. Церковь придала этому празднику смысл почитания Богородицы именно как хранительницы русского народа.

Два праздника, относящиеся к великим, связаны с именем Иоанна Предтечи или Крестителя. Это - Рождество Иоанна (7 июля) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября). По евангелиям, Иоанн является провозвестником, предтечей, пришествия на землю Иисуса Христа. Он будто бы крестил Христа в реке Иордан, а затем был брошен в темницу за выступление против царя Ирода и казнен по просьбе жены царя Иродиады, попросившей голову Иоанна. Вопрос о том, жил ли некогда на земле Иоанн Креститель, много лет вызывает споры среди ученых.

Большинство из них сейчас склонны считать его реальным историческим лицом. Однако евангельская история Иоанна - это миф, обусловленный желанием христианских теологов придать Иисусу черты мессии, появление которого предсказано в Ветхом Завете.

В действительности введение в церковный календарь Рождества Иоанна Крестителя преследовало своей целью вытеснить древний праздник летнего солнцеворота, широко отмечавшийся язычниками. А праздник усекновения головы Иоанна, или, как его называли в народе, Ивана Постного (в этот день был установлен однодневный пост), знаменовал собой начало осени, окончание сельскохозяйственных работ. Отсюда и бытовое содержание этих праздников, которое играло едва ли не большую роль, чем их религиозный смысл.

Широко отмечается в православии праздник апостолов Петра и Павла (12 июля). На Руси он совпадал с началом сенокоса. К тому же Петр у разных народов считался покровителем рыбаков, пчеловодов, охранителем домашнего скота от хищников, что именно и создало среди верующих авторитет этому празднику. А вот относящийся к великим праздник обрезания господня особой популярностью не пользуется, поскольку знаменует иудейский обряд обрезания, который не был воспринят христианами. Но в нашей стране в этот день все-таки проходят народные празднества, поскольку праздник обрезания господня приходится на 14 января («старый Новый год»).

Престольные праздники занимают большое место в быту верующих. Каждый православный храм посвящен какому-нибудь образу (Христу, Богородице, святым и т. д.) или событию христианской истории. В памятный день этого образа или события и отмечается храмовый престольный праздник. Впервые на Руси престольные праздники стали отмечаться в период феодальной раздробленности (XII- XIII века) и отражали стремление князей приобрести отдельных покровителей своей территории. В России некоторые святые почитаются повсеместно, а некоторые - только в отдельных регионах. Наиболее распространенными являются культы святого Николая Мирликийского (день памяти этого святого отмечается дважды в году), Ильи Пророка и великомученика Георгия.

Заключение

Таким образом по убеждению Церкви, ее праздники -- это не просто некое воспоминание совершившихся некогда событий; праздники приобщают верующих к той самой реальности, что стоит за тем или иным христианским торжеством и которая имеет над-временное и непреходящее значение. Всякий христианин в дни праздников призывается к соприсутствию при вспоминаемых Церковью событиях, к личному переживанию радостей и скорбей, казалось бы, давно минувших дней Священной истории.

Праздник - это всегда актуализация празднуемого события, становящегося реальностью именно сегодняшнего дня. На Рождество в Церкви звучит: “Днесь (т. е. сегодня) Христос раждается в Вифлиеме”, в праздник Богоявления: “Днесь освящается вод естество”, при Пасхальном торжестве: “Днесь Христос, смерть поправ... воскресе от гроба”. Церковь не живет воспоминаниями о вчерашнем дне, но для нее праздничная радость есть всегда радость “днесь”, как реальное и непрекращающееся богообщение.
Важно помнить, что с первых дней истории Церкви вся жизнь христиан -- даже в самые тяжелые дни гонений -- неизменно воспринималась Громова И. А. Православные и народные обряды. - М.: Дрофа, 2005. - С. 5-7. как единое и нескончаемое торжество, как один большой праздник.

Большинство важнейших праздников церковного года связаны в первую очередь с событиями Священной новозаветной истории, хотя некоторые из них и основываются на апокрифических источниках (например, Рождество Пресвятой Богородицы или Успение Пресвятой Богородицы), другие же вообще берут свое начало от гораздо более поздних чем евангельские воспоминаемых событий (Воздвижение Креста Господня или Покров Пресвятой Богородицы).

От века к веку -- вместе с менявшимися и перерабатывавшимися богослужебными уставами -- изменялись и богослужебные формы празднования того или иного памятного события. Все более усложнявшееся от столетия к столетию православное богослужение существенно меняло и устав служб двунадесятых и великих праздников, наделяя их новыми, еще более возвышенными поэтико-символическими чертами.

Список использованной литературы

1. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высш. шк., 2006.

2. Громова И. А. Православные и народные обряды. - М.: Дрофа, 2005.

3. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2006.

4. Исаева Е.Л. Православные праздники. - М.: РИПОЛ классик, 2008 - 64 с.

5. Культурология. ХХ век: Энциклопедия в 2-х томах. - СПб.: Университетская книга; ООО "Алетейя". 1998.

6. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.

7. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2005.

8. Резник Е. В., Чудина Ю. Ю. Религии мира. Православие. - М.: Мир книги, 2007.

9. Сергеева А. Р. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. - М.: Флинта, Наука, 2005.

10. Шелов-Ковердяев Ф. В. Особенности русского православия // Введение в культурную антропологию. - М.: ГУ ВШЭ, 2005.

11. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Торжественные дни в православии, посвященные чествованию значительных религиозных событий и особо чтимых святых. История возникновения православных праздников. Происхождение Пасхи; двунадесятые Господские, Богородичные, Великие и Престольные праздники.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Значение православных праздников для Русской церкви и православных христиан. Двунадесятые преходящие праздники: Пасха, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне. Рождество Христово, Сретение Господне, Благовещение. Великие и престольные праздники.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2012

    Характеристика православных праздников годичного круга, которые подразделяются на праздники Господские, Богородичные (в память событий ее жизни: введение в храм, успение), праздники в честь "сил бесплотных" и праздники святых. Значение икон в православии.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Пасха - главное событие года для православных христиан. Двунадесятые непереходящие и переходящие праздники. Основные великие православные праздники. Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господа нашего Иисуса Христа, День Святых апостолов Петра и Павла.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Сущность и понятие праздника, его виды. Армянская мифология и язычество. Праздники армян со времен язычества. Календарь апостольской церкви. Летне-осенние праздники армян. Особенности праздника Преображение Господне (Вардавар) у католиков и православных.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Вербное воскресенье - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье, предшествующее Неделе Пасхи. Встреча Христа в Иерусалиме после воскрешения Лазаря. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении на Руси. Тропарь Входу Господню в Иерусалим.

    презентация , добавлен 04.05.2016

    Значение и необходимость христианского календаря. Анализ Церковного Православного календаря. Назначение Богослужебных кругов, Пасхального (подвижного) цикла, Постов в Церковном Православном календаре. Христианские, двунадесятые переходящие праздники.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2012

    Состав, продолжительность и богословская насыщенность православного богослужения. Богослужебные тексты, употребляемые в Православной Церкви. Сущность и особенности всенощного бдения. Порядок проведения службы. Великие, средние и малые церковные праздники.

    презентация , добавлен 26.04.2014

    Священное Писание в гимнографии Пятидесятницы. Ветхозаветные пророчества и прообразы. Новозаветные события в гимнографии. Догматическое содержание песнопений Пятидесятницы. Догмат о Святой Троице. Нравственное перерождение человека действием Святаго Духа.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2015

    История происхождения праздников и обрядов народов мира. Христианские праздники, различаемые по объекту прославления, степени торжественности и по времени их проведения. Курбан-байрам - Праздник жертвоприношения. Памятные даты в иудаизме и буддизме.

Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенных местах суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Пасхалию.

Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Сюда же входят три многодневных поста: Рождественский, Успенский и Петровский. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю.

Самые главные праздники Месяцеслова называются двунадесятыми (даты даны по новому стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября.
  2. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября.
  3. Вход во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.
  4. Рождество Христово – 7 января.
  5. Крещение Господне, или Богоявление – 19 января.
  6. Сретение Господне – 15 февраля.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля.
  8. Преображение Господне – 19 августа.
  9. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Название двунадесятый происходит от общего количества этих праздников - двенадцати (из них девять – неподвижные и относятся к Месяцеслову, а оставшиеся три – подвижные, то есть входят в период Пасхалии).

Первый большой праздник церковного года – это Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это неслучайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь, апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова.

Рождественский пост перед праздником Рождества Христова начинается с 28 ноября, со дня св. апостола Филиппа, поэтому иначе его называют «Филипповым постом» (пост сорок дней).

Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери продолжается две недели, с 14-го августа по 27 августа.

Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 12 июля. Продолжительность его зависит от даты празднования Пасхи. Самая большая продолжительность его – шесть недель, и самая меньшая – неделя с одним днем.

Великий пост продолжается шесть недель и готовит верующих к воспоминанию Крестных страданий Спасителя на Страстной седмице и светлому празднику Воскресения Христова – Пасхе. Великий пост относится к подвижной части церковного года (Пасхалии): каждый год пост начинается в разные дни, в зависимости от даты празднования Пасхи.

Помимо многодневных постов в Церкви существуют посты однодневные: в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 11 сентября и праздник Воздвижения Креста Господня, в воспоминание Крестных страданий Господа Иисуса Христа 27 сентября, а также в среду и пятницу всего года.

Пасхалия представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи.

На период Пасхалии приходятся три двунадесятых праздника. Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи (это всегда четверг), Пятидесятница, или день сошествия Святого Духа на апостолов, празднуется на пятидесятый день после Пасхи и всегда бывает в воскресенье. Праздник Пасхи, как «праздников праздник и торжество торжеств», высочайший из всех праздников, не входит в число двунадесятых.

Подвижная часть годового круга начинается за три седмицы до Великого поста Неделей мытаря и фарисея , начинающей подготовительный период к Великому посту. Затем – 6 седмиц Великого поста, праздник Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица, Пасха и Светлая седмица, праздники Вознесения и Пятидесятницы. Заканчивается подвижная часть годового круга Неделей всех святых , в следующее воскресенье после Пятидесятницы. Почему именно в этот день? Потому что сошествием Святого Духа на Апостолов в Пятидесятницу завершается дело нашего спасения, точнее, завершается та его часть, которая сделана для человека Богом. А в Неделю всех святых мы вспоминаем тех, кто захотел воспользоваться этим даром. Сонм святых – ответ человечества на неизреченный дар Божий, это тот плод, который приносит Богу человеческий род в ответ на Его благодеяния, на Его призыв ко спасению и вечной жизни.

О кругах богослужебного времени необходимо знать для того, чтобы понять общий принцип построения любой службы: богослужение каждого дня складывается из неизменяемых текстов служб суточного круга, в которые вставляются изменяемые молитвословия. Содержание изменяемых текстов зависит от того, в какой день седмицы и в какой день года совершается данная служба.

В изменяемых текстах вспоминаются новозаветные события, прославляется подвиг святых, память который празднуется в данный день, осмысляются события церковной истории (например, Вселенские Соборы и победы над ересями, случаи чудесной помощи Спасителя и Матери Божией, в том числе и через святые иконы и др.)

Посещая богослужение на протяжении нескольких лет, мы привыкаем к их порядку, видим некую последовательность и закономерность. Великие праздники, дни памяти святых повторяются снова и снова, позволяя нам увидеть те грани священных событий, которые ускользнули в прошлом году. Сегодня в нашей школе снова урок литургики, во время которого настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского р.п. Мокроус священник Евгений Клементьев расскажет нашим ученикам о годовом круге богослужений..

Церковное богослужение имеет целью в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово, в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, а также расположить верующих к молитве и покаянию. А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение Таинств при богослужении, а особенно Таинства Святого Причащения они получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Как мы уже говорили на одном из уроков в нашей школе, все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. Сегодня мы поговорим о том, какие службы составляют основу годового круга богослужений, о том, что в нем изменяемо, а что постоянно.

Переходящие и непереходящие праздники

Каждый день в году посвящается памяти тех или иных святых, а также и особым священным событиям. В церковном календаре установлено время праздников и время постов. Праздники также отличаются между собой по значимости, продолжительности и торжественности совершаемых богослужений.

Светлое Христово Воскресение (Пасха) является самым значимым событием церковного года. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем по значимости идут двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми. Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - Ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и праздники, посвященные святым.

По времени празднования праздники делятся на: неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

Два этих круга сформировались на основе двух календарей - лунного и солнечного. Лунный календарь дал основу пасхальному циклу праздников, а солнечный - рождественскому. Пасха Христова - это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию. Поскольку время Смерти и Воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют «подвижный» круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали «рождение Солнца». Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды. День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря ст. ст.) и числа остальных праздников (таких как Благовещение, Сретение Господне), высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился «неподвижный» круг праздников.

В начале второго тысячелетия из церковных праздников выделились двенадцать главных, получивших в уставе название «двунадесятых». К числу непереходящих двунадесятых праздников относятся:

В число переходящих праздников, дата которых зависит от даты Пасхи, входят:

за неделю до Пасхи — Вход Господень в Иерусалим;

40-й день после Пасхи — Вознесение Господне;

50-й день после Пасхи — Пятидесятница;

Пасха не включена в число двунадесятых праздников, так как в церковном календаре она стоит особняком, воспринимаясь как «праздников праздник и торжество торжеств». Перед некоторыми большими праздниками были установлены дни «предпразднства», а несколько дней, следующих за праздником, получили название «попразднства». В дни предпразднства и попразднства за богослужением читаются и поются некоторые молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику.

Дни памяти святых

В конце первого и в течение всего второго тысячелетия церковный устав продолжает обогащаться памятями святых и новыми праздниками. Например, в память о явлении Пресвятой Богородицы во Влахернском храме (X в.) был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

К концу VIII века почти каждый день посвящен либо празднику, либо памяти святого. Об этом свидетельствует, в частности, преподобный Феодор Студит, который в одной из проповедей (произнесенной 28 января) говорит: «Вчера мы восхваляли святого Златоуста; сегодня восхваляем приснопамятного Ефрема, а завтра будем восхвалять другого святого».

Святые, память которых празднуется Церковью, в Типиконе подразделяются на несколько категорий в зависимости от того, насколько торжественной бывает посвященная им служба. Святой «со бдением» - это святой, в день памяти которого совершается всенощное бдение. В дни памяти святых «с полиелеем» на утрене положено совершать полиелей и петь великое славословие, в дни памяти святых «со славословием» - только славословие, без полиелея. Святому, имеющему знак «на 6», поется шесть стихир на «Господи, воззвах», а святому, не имеющему праздничного знака, только 3 стихиры. Есть в церковном календаре и святые, которым вообще не была составлена отдельная служба.

С наибольшей торжественностью отмечаются дни памяти святых «со бдением». В церковном календаре таких дней немного:

26 сентября / 9 октября и 8/21 мая — дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова;

30 января / 12 февраля — Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста);

К перечисленным памятям святых добавляются те, которые имеют в Типиконе пометку: «аще хощет настоятель, творим бдение». Устав предписывает совершать бдение также в день памяти святого, которому посвящен храм.

Помимо лиц, вошедших в общеправославных список святых «со бдением», в каждой Поместной Православной Церкви есть особо почитаемые святые, которым совершается всенощное бдение. В славянских Церквах к числу таковых относятся, в частности, равноапостольные Кирилл и Мефодий (память 11/24 мая). В дополнение к дню памяти святителя Николая Мирликийского 6/19 декабря на Руси получил распространение еще один праздник, 9/22 мая, в честь перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари 22. В Русской Православной Церкви всенощное бдение совершается также в дни памяти многих русских святых, включая преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября / 8 октября), святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена (5/18 октября), преподобного Серафима Саровского (2/15 января), святых новомучеников и исповедников Российских (в воскресенье после 25 января ст.ст.).

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений. Святая Церковь включила эти духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений; он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых


ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ

1.Церковный год

Это - первый шаг спасения.

Это второй шаг спасения.

Это третий шаг спасения.

3. Великий Пост

личных возможностей

4. Великопостные службы

6.Великопостные воскресенья

7.Воскрешение Лазаря

Вход Господень в Иерусалим

Главный тропарь (тропарь

8.Страстная неделя

8.1.Великий Четверг.

8.2.Великая Пятница.

8.3.Великая суббота.

Песнопения утреннего канона (канон

апостол

8.10.1.Фомино воскресенье.

8.10.2.Жены мироносицы.

8.10.5.Самарянка.

8.10.7.Вознесение Господне.

Создано

Юрий Елистратов

10.04.2012г.

п.Развилка

Регистрационный номер 0041265 выдан для произведения:

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ

1.Церковный год

Началом Православного Церковного календаря считается 1- ое сентября, как указано в «Апостолы и Евангелия праздников непереходящих» Библии, с которыми каждый может ознакомиться.

Но действительное начало богослужебного круга - праздник Воскресения Христова. Все православное литургическое благочестие связано с Пасхой и вытекает из неё. Даже праздники Церкви, такие как Рождество и Богоявление, берут свое вдохновение от праздника Пасхи.

Сам пасхальный богослужебный круг начинается с Великого Поста, длящегося 7 недель и завершающегося великим днем Воскресения Христова.

За Пасхой следует Пятидесятидневный праздничный период, кончающийся пятидесятницей. И все остальные недели Церковного года начинают отсчитываться от неё (1-ое воскресенье по Пятидесятнице, 2-ое воскресенье по Пятидесятнице и. т.д.).

Службы каждой недели, начиная с кануна воскресенья, поются в одном и том же «гласе», то есть музыкальной мелодии. Всего существует восемь наборов служб в восьми мелодиях, которые по очереди сменяют одна другую в течение всего года.

Параллельно с Пасхальным кругом богослужений и неделями по Пятидесятнице существуют богослужения на все дни года, каждый из которых посвящено определенным святым или чтимым событиям.

Всего есть 12 праздников - «Двунадесятые праздники»:

Рождество, Богоявление или Крещение, Сретение и Преображение Христовы, Рождество, Благовещение, Введение во Храм и Успение Богородицы, Крестовоздвижение, Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня, Пятидесятница. Пасха - «праздников праздник».

Праздник начинается с подготовки к нему. Иногда - это пост перед праздниками Рождества Христова, Успения Божьей Матери и апостолов Петра и Павла. Иногда особые песнопения и службы.

После самого праздника его содержание поминается в Церкви в течение нескольких дней, до его «отдания».

Кроме двунадесятых праздников, вся православная Церковь отмечает ряд других дней - дни памяти Святых и Апостолов.

В Православной Церкви литургические праздники не являются жёсткими установлениями, навязанными духовными властями народу, вопреки его воле и интересам, все они всегда проистекают из живого религиозного чувства христиан.

2.Подготовка к Великому Посту

Первым знаком приближающегося Великого Поста является евангельское чтение 5-го воскресенья до его начала. В этом чтении рассказывается о мытаре Закхее, которому Христос принес спасение этому грешнику и как тот совершенно изменил свою жизнь «искал видеть кто Он» (Лк. 19.3).

Так желание видеть Иисуса Христа и усилие для достижения этого - начинают наше движение через пост к Пасхе.

Это - первый шаг спасения.

Следующее 2-ое воскресенье посвящено Мытарю и Фарисею.

Здесь внимание сосредоточивается на двух людях, пришедших в храм для молитвы. Фарисей, хотя и жил праведно, но возносился перед людьми. За эту грешную гордыню он был осужден. Фарисей, сборщик налогов, который обирал народ и был грешный, молился о прощении, получил его и был Богом оправдан (Лк.18.9).

Мы призываемся увидеть самих себя в свете Христовом такими какие мы есть на самом деле, и молить Его о милости.

Это второй шаг спасения.

В 3-е воскресенье читается Евангелие о Блудном сыне.

Слушая эту притчу о милости Божьей, мы призываемся «прийти в себя», почувствовать себя «в дальней стороне», далеко от Отчего дома и решиться на возвращение к Нему. Господь обещает, что Отец встретит нас с радостью. Мы должны лишь «встать и пойти», прося прощения за грех собственного отчуждения от того дома, к которому мы действительно принадлежим. (Лк. 11.24) .

Это третий шаг спасения.

4-ое воскресенье называется «мясопустным», та как в этот день в последний раз разрешается есть мясо. На Литургии читается притча о Страшном суде (Мф. 25.31-46) .

Мы должны понять, что наше спасение и страшный суд зависят от реальных дел, а не только от наших намерений. Мы спасаемся не только молитвой и постом, не только благочестием, но и служением Иисусу Христу и исполнением воли Божьей в нашей жизни (Мф. 25.35-40).

5-ое воскресенье - канун Великого поста. Этот день называют «сыропустным» или «прощенным воскресением». В этот день поют об изгнании Адама и Евы из рая. Вместе с ними мы видим себя лишенными рая, красоты и радости первоначального творения Божия. Видим себя в мире, разложенном грехом и смертью, но при этом слышим слова Христовы о посте и прощении.

С этим православные вступают во дни Великого Поста, прощая друг другу все грехи.

«Ибо если вы будет прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6.14-18).

3. Великий Пост

В Православной Церкви Великий Пост - это время не уныния и мрака. а радости и укрепления наших сил и любви к Богу и к человеку, подготовка всего существа для причастия Святой Троице. Православные призываются «помазать наши лица» и «очистить нашу душу, как мы очищаем тело».

Господь ждет от нас покаяния, а не бесплодных угрызений. Мы горюем о наших грехах, но делаем это в милосердии Господня; мы умеряем нашу плоть, но делаем это в радости ожидания воскресения и вечной жизни.

Во время Великого Поста православные приготавливаются к воскресению как Христову, так и собственному.

Правила поста в это время таковы. После мясопустного воскресенья запрещается есть мясо, а после сыропустного - яйца и молочные продукты. Эти правила существуют не как фарисейское «неудобоносимое» бремя (Лк. 11.46), а как идеал к которому надо стремится, как средство духовного совершенствования, увенчанного любовью. И сами Великопостные службы постоянно напоминают об этом:

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похоти отлучение, отглаголания (т.е. не вести пустых разговоров), лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». (Вечерня понедельника первой недели Поста).

Библия призывает верующих к великому усилию, надо стараться, чтобы постится в полную силу своих личных возможностей , при этом тайно от других, без похвальбы или осуждения других:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явится постящимся не пред людьми, но пред Отцом твои, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6.16-18).

Кроме «аскетического» поста православные христиане соблюдают «евхарестический» пост, то есть воздержание от самой Евхаристии.

Всякая Литургия есть пасхальное торжество причастия Воскресшему Господу, а Великий Пост только приготавливает нас к Нему. Поэтому Церковь не служит Божественную Литургию в будние дни Четыредесятницы. Вместо этого не-евхаристические службы расширяются добавочными чтениями Писания и великопостными песнопениями.

Но чтобы все таки не лишать верующих Святого Причастия, по средам и пятницам Великого Поста служится Литургия преждеосвященных Даров, о чем будет рассказано ниже.

Суббота и воскресенье все равно остаются евхаристическими днями:

Хотя евхаристический пост и прерывается по субботам и воскресеньям, аскетический пост продолжается в эти дни, аскетический пост продолжается и в эти дни.

4. Великопостные службы

Великопостные будничные службы отличаются особым покаянным пением. Царские врат в алтарь остаются закрытыми, символизируя греховное отделение человека от Царства Божия. Церковные облачения в это время темные, обычно лиловые. В ежедневных тропарях молят Бога помиловать нас через Его святых.

На Утренях псалом «Бог Господь» заменяется протяжным пением «Аллилуйя». Псалмопение удлиняется и в них говорится о постном подвиге.

На каждой службе читается молитва св.Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, Аминь».

Первая суббота Великого Поста посвящена памяти св. Феодора Тирона. Вторая, третья и четвертая субботы называются «поминальными субботами», потому что на них особо поминаются усопшие.

5.Литургия Преждеосвященных Даров

Как уже говорилось, Божественная Литургия не служится по будним дням Великого Поста, но чтобы верующие могли быть поддержаны в своем усилии принять Святого Причастия, совершается Литургия преждеосвященных Даров.

«Во все дни поста св.Четыредесятницы, кроме субботы и недели (т.е. воскресенья) и св. для Благовещения, св.Литургия да бывает не иная, как преждеосвященных Даров» (Пято-Шестой Собор, канон 52,692 г.).

Служба, которая совершается сегодня есть литургическое творение христианской Византии.

Литургия преждеосвященных Даров состоит из торжественной Великопостной Вечерни, к которой добавлено перенесение Святых Даров в алтарь, но само освящение Даров в ней отсутствует. Они освящаются на Литургии в предыдущее воскресенье, откуда и берется её название.

6.Великопостные воскресенья

Каждое из воскресений Великого Поста посвящены определенной теме.

Первое воскресенье - называется Неделей Торжества Православия.

Этот праздник имеет историческое происхождение: он посвящен воспоминанию возвращения икон в Церкви после победы над иконоборческой ересью в 843 году.

«…и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5 4) и прославление икон святых как свидетельство Обожения человека.

Второе воскресенье - посвящено памяти Св.Григория Паламы (=1359), который защищал учение Церкви о том, что человек может достигнуть святости благодатью Господней и через пост и молитву уже в этой жизни может быть преображённым светом Славы Божьей.

Третье воскресенье - крестопоклонное. Крест выносится на середину храма не только как напоминание об искуплении Христовом, и не только как цель, на которую должны быть направлены наши усилия, но также и для почитания его как пути спасения.

«Кто не берет креста своего и следует за Мною, то не достоин Меня» (Мф. 10. 38) ибо в Кресте распятого Христа «Божия сила и Божия премудрость.

Четвертое воскресенье посвящено Святому.Иоанну Лествичнику, автору книги «Лествица» (т.е. Лестница). Он был игуменом монастыря Св. Екатерины в Синае (V 1 век) и свидетельствовал о том огромном усилии, которое необходимо сделать, чтобы войти в Царство Божие (Мф. 10).

Духовная борьба в христианской жизни совершенно реальна:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань (т.е. война) не против крови и плоти, но против …мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6.11-12).

Святой Иоанн вдохновляет нас на эту борьбу:

«…возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и меч духовный, который есть Слово Божие»(Еф. 6. 16-17).

Пятое воскресенье - вспоминает Св. Марию Египетскую, раскаявшуюся блудницу. История о ней учит, что никакой грех и никакое беззаконие не могут быть непреодолимой преградой на пути человека к Богу. Как говорит Сам Христос « Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5. 32) и Он с радостью примет всех, кто приходит к Нему.

7.Воскрешение Лазаря

Вход Господень в Иерусалим

Неделя следующая за воскресеньем Св.Марии Египетской, называется «Неделей ваий» (т.е.пальм) , в России она получила название «Вербной».

Во вторник этой недели богослужение напоминает верующим, что друг Иисуса (Ин. 11.11) Лазарь умер, и что Господь воскресит его из мёртвых «Иисус говорит …воскреснет» он (Ин. 11. 23).

И все дни до субботы Церковь в своих песнопениях и стихирах продолжает следовать за Христом к городу Вифании - к гробу Лазаря.

Вечером в пятницу, накануне празднования воскрешения Лазаря, «Великие спасительные сорок дней» Великого Поста завершаются.

«Лазарева» суббота является Пасхальным торжеством. Это единственный день в году, когда воскресная служба совершается не в воскресенье.

На Литургии «Лазаревой» субботы Церковь прославляет Христа, Который перед своим страданием и смертью воскресил Лазаря. Этим чудом Христос утвердил прообраз воскресения человечества.

Именно за воскресение Лазаря Христос и был прославлен народом, как долгожданный Мессия, и, во исполнение ветхозаветных пророчеств, въехал в Иерусалим, сидя на «молодом осле» (Зах. 9.9). «Множество народа» встречали Его с «пальмовыми ветвями» в руках и с криками «осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12.13).

Это народное прославление и привело к тому, что на совете первосвященников и фарисеев «с этого дня положили убить Его» (Ин. 11. 47-53).

Сам же праздник триумфального Входа Господня в Иерусалим («Вербное воскресенье») открывает начало двунадесятых празднико, службы которых продолжают службы «Лазаревой субботы».

Главный тропарь (тропарь - короткое песнопение, раскрывающее смысл праздника или описывающее подвиги святых) Вербного воскресения продолжают прославлять триумфальное явление Христа «за шесть дней до Пасхи», когда Он на Кресте отдаст Себя за жизнь мира.

И все православные, держащие в руках вербы, славящие вход Господень в Иерусалим, будем судимы иерусалимской толпой, в которой те же голоса, что кричали Ему «Осанна!», через несколько дней будут вопить «Распни Его!».

8.Страстная неделя

Последняя неделя жизни Христа в Православной Церкви называется «Страстной неделей».

Во всех церквях в эти дни совершаются особые службы.

В Страстной понедельник Церковь дает нам для размышления образ «бесплодной смаковницы», осужденной Христом.

Страстной вторник посвящен в Церкви теме «мудрых дев», которые в отличие от своих неразумных сестер, были готовы к приходу Господа.

В среду Церковь обращает внимание на «раскаявшуюся блудницу». В службе по этому поводу подчеркивается разница между спасенной грешницей и Иудой, избранный Христом быть апостолом, но который предал его за деньги.

Общей темой этих трех дней является конец мира и суд Христов.

8.1.Великий Четверг.

Всенощная накануне Великого четверга посвящена исключительно Тайной Вечере, за которой Христос повелел, чтобы Пасха Нового Завета внушалась в память Его Самого, Его преломленного Тела и Его Крови, пролитой во имя отпущения грехов. В Литургии этого дня в центре службы находится предательство Иуды и умовение Христом ног Своих учеников.

На Всенощной читается Евангелие от Луки, повествующее о Тайной Вечере.

«Не бойся, малое стадо! Ибо Отце ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12.32).

Но вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем…» (Лк. 22 . 28-30).

8.2.Великая Пятница.

Утреня Великой пятницы обычно служится в четверг вечером, чтением Двенадцати Евангелий, двенадцать Евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христа.

В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе в пятницу утром, снова читается Евангелие о Его страстях.

Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящается погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня, но по смыслу она уже относится к Великой субботе и становится как бы первой ее службой.

Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым

8.3.Великая суббота.

Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером.

Песнопения утреннего канона (канон - по особым правилам составленные 9 песней, основу которых составляют образцы, взятые из Ветхого Завета) продолжают славить Христа, Своею смертью победившего смерть.

Во время пения последующих стихир, священники облачается в темные ризы. Затем повторяя «Трисвятую песнь»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»

народ, с зажжёнными свечами следует за священником на выход из Церкви. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «жизни мира» в смерть, а затем возвращается в храм.

Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции. Они - не драматическое разыгрывание исторических событий смерти и погребения Христа и не ритуальное изображение евангельских сцен, эти богослужения глубочайшее духовное проникновение в вечный смысл спасительных действий Христа.

Церковь не горюет и не плачет над Господом, зная, что сама рождена из глубины Его гроба, но провозглашает победу и воскресение Христа во время всех этих служб.

Служба вечерни Великой субботы принадлежит уже Пасхальному воскресению. Во время этой службы читаются пятнадцать отрывков из Ветхого Завета.

Апостол Великой субботы (в данном контексте апостол - отрывок из Деяний Святых Апостолов для чтения за литургией на каждый день года) крещальное апостольское чтение:

« Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…» (Рим. 6.3-11).

Царские врата закрываются и священник с прислужником меняют свои тёмные страстные облачения на белые пасхальные, меняется завеса на Царских вратах и все покровы (на престоле, жертвеннике, аналоях и т.д.).

Эти перемены и переоблачения символизируют триумф Христа над грехом, дьяволом и смертью.

Христос лежит мертвым, но Он жив. Он уже «попирает смертию смерть и сущим во гробех дарует живот».

8.9. Воскресение Христово (ПАСХА).

Незадолго до 12-ти часов ночи в Великую субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, носит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.

В полночь начинается Заутреня пасхальным Крестным Ходом, народ выходит из храма под пение:

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелии поют на небесех: и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Процессия обходит храм и возвращается к его закрытым дверям. Здесь священник торжественно объявляет о Воскресении Христовом и восклицает:

«Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице!».

Народ опять входит в храм и пасхальная Заутреня продолжается.

Храм украшен цветами и освещён, священники облачены в самые светлые и красивые ризы. На этой службе ничего не читается, но всё поется.

Снова и снова священник восклицает «Христос воскресе! » и каждый раз народ отвечает ему: «Воистину воскресе! ».

Само слово «Пасха» означает «Исход», «Переход».

Если первый Исход положил начало Ветхому Завету, то Пасха это Исход Нового и Вечного Завета, предсказанного древними пророками. Это вечный Исход, переход от смерти к жизни. Это День Господень, ожидаемый святыми пророками, «сей день его же сотвори Господь» для Своего суда над всей тварью, День Его окончательной победы. Это День Царства Божия, в котором не будет ночи», ибо « светильник его Агнец» (Откр. 21.22-25).

Это одно из главных пасхальных песнопений Православной Церкви, вдохновленное пророчеством Исаии Ветхого Завета и последними главами Книги Откровения Нового Завета.

Пасхальная служба вовсе не приурочена к восходу солнца. Пасхальная Заутреня и Божественная Литургия служатся вместе в начальные тёмные часы первого дня недели, чтобы дать верующим возможность ощутить «новое сотворение» мира и мистически войти в «новый Иерусалим», вечно сияющий славным светом Христовым, который побеждает непрерывную ночь зла и уничтожает тьму нашего смертного греховного мира.

8.10. Воскресенья после Пасхи.

8.10.1.Фомино воскресенье.

В каждый день пасхальной недели, которая называется Светлая Седмица, служится пасхальная Литургия с крестным ходом. Царские врата алтаря и дьяконские двери остаются открытыми. В субботний же вечер наступает воскресенье после Пасхи, посвященное воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день.

Надо сказать, что число «восемь» имеет огромное значение в христианском духовном предании. Число семь» завершает земное время. Суббота, последний, седьмой день недели, описанный в Ветхом Завете, является благословенным днем покоя в мире. Первый день недели после, день «после субботы», выделен в Евангелиях как день Христова Воскресения и как «восьмой день», лежащий за пределами этого мира, означает жизнь мира грядущего, день вечного покоя Царства Божьего:

«Ибо негде сказано о седьмом дне так и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» (Евр. 4.4).

Воскресенье после Пасхи становится восьмым днем пасхальной радости, последним днем Светлой Недели. В этот день в ранней Церкви новокрещенные христиане снимали с себя светлую крещальную одежду и заново вступали в мирскую жизнь.

Не видя Господа своими глазами и не ощущая Его воскресшего Тела, христиане верят, что в Святом Духе они видят, ощущают и вкушают Слово Жизни и таким образом веруют.

Смысл этого дня открываются в Евангелии о «Фоме неверующем»:

«Потом (Господь) говорит Фоме: подай перст сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому, что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие » (Ин. 20. 27-29).

8.10.2.Жены мироносицы.

Третье воскресенье после Пасхи посвящено жёнам мироносицам для омовения тела Спасителя после Его смерти и ставшими первыми свидетелями Его Воскресения.

8.10.3.Исцеление расслабленного.

Четвертое воскресенье посвящено исцелению Христом «человека, находившегося в болезни тридцать восемь лет». Христос помог ему погрузиться в целебный источник и исцелиться (Ин.5). Как и этот человек люди исцеляются через крещение в Церкви и получают от Христа спасение в вечной жизни.

К этим православным обращены Его слова:

«…вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин.5.14).

8.10.4.Преполовение пятидесятницы.

В середине четвертой недели торжественно отмечается день, на который приходится половина периода между Пасхой и Пятидесятницей. В этот день Христос учил людей испить из «источника бессмертия», говоря «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7.14, 37)

«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22.17).

8.10.5.Самарянка.

Пятое воскресенье после Пасхи посвящена самарянке, с которой Христос беседовал у колодца Иаковлева (Ин. 4.). Темой опять служит «вода, текущая в жизнь вечную» и признании Иисуса Христа Мессией. (Ин.4.14-25).

Верующим напоминается о собственном питии «воды, текущей в жизнь вечную», о поклонении Богу «в духе и истине» (Ин. 4.24).

8.10.6.Исцеление слепорожденного.

В шестое воскресение после Пасхи рассказывается о чуде исцеления человека, слепого от рождения. В ответ на вопросы, не является ли слепота этого человека расплатой за грехи родителей, Христос ответствовал, что слепота этого человека «для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9.3-4).

Христос помазал глаза слепого своей слюной, «он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин.9.6-7).

Люди уподобляются этому слепому, который пришел, чтобы прозреть и уверовать в Иисуса Христа, Сына Божьего. Так, Господь своими руками помазует наши глаза и омывает их в водах крещения.

8.10.7.Вознесение Господне.

На сороковой день после Пасхи Иисус Христос «вознесся на небо», окончательно завершив Свое служение, как Спаситель Мессия, и вернулся к Отцу.

Срок в сорок дней встречается в Библии много раз и тем самым обозначает полный и достаточный временной период. Достаточный, потому, что в эти сорок дней Христос являлся много раз Своим ученикам. Но являлся им в разное время, в разных местах, открывая им Себя в совершенно живом и воскресшем Теле.

«…которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божьем» (Деян. 1.3).

Свое Вознесение Иисус «свидетелями сему» (Лк.24.48) сделал апостолов:

«…и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились … с великой радостью» (Лк. 24.50-52).

Празднуя Воскресение Христово в этом мире, христиане знают, что оно произошло для верующих и всех людей. Господь уходит, дабы быть прославленным с Богом Отцом, и прославить нас вместе с Ним.

Он уходит, чтобы открыть путь плоти в «святилище и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8. 2), чтобы послать Святого Духа для свидетельствования о Нем.

8.11.Сошествие Святого Духа (Пятидесятница).

Праздник Пятидесятницы отмечается через 50 дней после Пасхи. Как уже упоминалось, в Ветхом Завете, Пасха была воспоминанием исходя евреев из Египетского рабства, а Пятидесятница - память о даровании Богом Моисею Закона о десяти заповедях; в Новом Завете Пасха стала праздником смерти и воскресения Христа, «исхода» людей из грешного мира в Царство Божие.

Празднование Пятидесятницы стало дарование «нового Закона» сошествием Святого Духа на учеников Христовых - апостолов.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго…» (Деян. 2 1-4).

Получив силу «свыше» апостолы начали проповедовать и свидетельствовать об Иисусе как воскресшем Христе, Сыне Божьем. При этом они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2.4). Эти сразу приобретенные удивительные способности, позволили апостолам «свидетельствовать» о воскрешении Иисуса многим народам, на понятном им языке. Этим Господь, как бы улавливает работой апостолов весь вселенский мир в сеть Божью, убрав разделение людей по языковому принципу и силой Духа Божьего объединяет их.

Этот момент обычно называют рождением Церкви. Первый образ «апостольской» Церкви - каноническая икона на которой изображено сошествие Святого Духа, в виде огненных языков над двенадцатью апостолами, которые восседают в единстве, символизируя образ мира.

В день Пятидесятницы завершилось дело спасения, поэтому пятидесятый день становится началом новой эры, выходящей за пределы нашего мира.

Само число 50, в христианских традициях, обозначает вечную и небесную полноту.

Пятидесятница еще называется днем «последнего откровения, так как Иисус Христос засвидетельствовав людям от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него (Деян.2. 22), предупредил о приближении Дня Господня.

В День Господня будут «последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2. 17).

В этот день в своей проповеди Апостол Павел указал людям:

«…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа …спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян 2. 38-40).

Понедельник после Пятидесятницы - это праздник Святого Духа («Духов день»), а в следующее воскресенье - праздник Всех Святых.

Такая последовательность является логичной, так как Святой Дух проявляется, «освящая» их:

«Освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Господь, Бог, ваш, Свят» (Лев.11.44-45; 1 Петр.1. 15-16).

Создано