Игра мы не скажем мы покажем. Занятия:«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

27.11.2019 Новости

Цель: развивать внимание, сообразительность и наблюдательность, умение соотнести слово и действие.

Описание игры: выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выпол­нять. Потом приглашают водящего. Он говорит:

Здравствуйте, дети!
Где вы были,

Что видели?

Дети хором отвечают:

Где мы были - мы не скажем,
А что делали - покажем.

Если водящий верно назвал выполняемое действие, то выбира­ется новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит. В игре используются всевозможные движения по уходу за телом: имита­ция мытья головы, натирания тела мочалкой, принятия душа, умывания лица и рук, чистки зубов, расчесывания волос и т.д.

Говорит гусь Коле

Цели: активизировать в речи детей предметный словарь по теме; имитировать движения животных, перечисленных в декламируе­мом тексте, издавать характерные для них звуки.

Описание игры: выбрать пятерых детей, распределить между ними роли. Воспитатель читает текст, а дети изображают соответ­ствующих персонажей и издают звукоподражания.

Говорит гусь Коле:

Пошел бы ты умылся, что ли.
Говорит Коле утка:

Смотреть на тебя жутко.
Говорит Коле кошка:

Дай полижу тебя немножко..
А свинья от смеха давится:

Мне мальчик этот нравится.

Усложнения:

Выучить с детьми текст, затем они самостоятельно разыгры­вают диалог.

Подобрать слова-определения Коли (грязный, неумытый, чума­зый, неопрятный...).

После разыгрывания диалога предложить детям быть внима­тельными и называть слово, противоположное по значению про­износимому воспитателем, при этом постепенно набирать темп: чистый - грязный, грязный - чистый, грязный - чистый, гряз­ный - чистый, чистый - грязный и т.д.

Подбери нужное слово

Цель: закончить предложение, точно подбирая слово, необходи­мое по содержанию и в нужной грамматической форме (существи­тельное в тв. п. ед. ч.).

Описание игры: воспитатель начинает фразу, а детям предлагает закончить ее, подобрав соответствующее слово:

Толя намылил руки... чем? (мылом).

Толя вымыл голову... чем? (шампунем).

Толя смыл мыльную пену... чем? (водой).

Толя вытер руки... чем? (полотенцем).

Толя расчесал волосы... чем? (расческой).

Толя почистил зубы... чем? (зубной щеткой, зубной пастой).

Толя постриг ногти... чем? (ножницами).

Толя освежил себя... чем? (туалетной водой, одеколоном).

Толя вытер нос... чем? (носовым платком).

Толя, принимая душ, натер тело... чем? (губкой, мочалкой).

Толя смазал руки... чем? (детским кремом).

Усложнение: кто правильно и быстрее всех подбирает нужное слово, получает фант. Выигрывает тот, кто больше их наберет. Выигравшим вручаются призы (самодельные игрушки, поделки, рисунки по данной теме).

Письмо-шутка от Мойдодыра

Цели: закрепить знания о назначении предметов туалета; активно пользоваться в речи существительными в тв. п. ед. ч.

Описание игры: воспитатель сообщает, что от Мойдодыра пришло необычное письмо-шутка. Вскрывает конверт и зачитывает пред­ложения - дети исправляют ошибки.

Полотенцем моют руки.
Расческой вытираются.
Зубной щеткой намыливают тело.
Мылом причесываются.

Зачем нужно?

Цели: активизировать в речи детей глагольный словарь по теме; закрепить знания о назначении предметов туалета.

Описание игры: педагог раскладывает на столе реальные пред-Меты туалета (или картинки) - мыльницу, мыло, полотенце, зубную Щетку, зубную пасту, мочалку, губку, зеркало, расческу, гребешок, одеколон и т.д. Показывает по одному предмету и спрашивает Детей: «Что это?» - «Мыло». - «Таня, зачем нужно мыло?» - «Мыть руки». - «А что еще можно намыливать мылом?» - «Губку, Мочалку, щеточку для рук, носовой платок...»

Так же про все остальные предметы: педагог обращается то ко всей группе играющих, то к одному из них; следит, чтобы дети четко представляли назначение предметов туалета.

Цель игры : научить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; научить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия.

Возраст : от 3 лет.

Ход игры: при помощи считалки выбирается водящий, которому предлагается выйти в другую комнату. Оставшиеся дети договариваются между собой, какое действие они будут изображать. Водящий возвращается и задает вопрос:

– Где вы были? – дети отвечают:

– Мы не скажем!

Водящий спрашивает:

– А что делали?

– Мы не скажем, мы покажем!

Дети изображают задуманное действие, водящий должен отгадать, что именно делают дети. Изображать задуманное действие могут все дети или только некоторые из них. Затем при помощи считалки выбирается новый водящий, и игра продолжается. Если водящий не смог угадать, что было изображено, ему говорят правильный ответ, и он продолжает водить. Педагог должен обратить внимание на то, чтобы застенчивые дети не остались в стороне во время игры.

Кто пришел?

Цель игры : научить детей выделять характерные черты в поведении людей и уметь изображать эти черты действиями; научить детей определять людей по характерным признакам поведения.

Возраст : от 3 лет.

Ход игры: при помощи считалки дети выбирают водящего. Педагог сообщает ребенку, кого он должен изобразить, и он выходит из помещения. Затем ребенок возвращается в комнату, стучит в дверь. Остальные дети спрашивают:

– Кто пришел?

Ребенок отвечает:

– Не скажу, а покажу.

Водящий начинает изображать кого-то, остальные дети должны угадать, кого именно он хочет изобразить. Например, водящий изображает маму: делает вид, что открывает дверь ключом, готовит ужин, кормит им куклу, моет посуду, укладывает куклу спать. Ребенок, первым угадавший задуманного персонажа, становится новым водящим. Педагог может помогать детям в проведении игры, если водящий ребенок затрудняется с выполнением действий, педагог может задавать наводящие вопросы. Если в игре принимают активное участие одни и те же дети, а застенчивые малыши остаются в стороне, педагог может немного изменить правила и предложить выбор нового водящего при помощи считалки или по своему усмотрению.

Что это такое?

Цель игры : научить детей выделять характерные признаки предметов и изображать эти предметы; научить детей отгадывать изображаемые при помощи пантомимы предметы.

Возраст : от 3 лет.

Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на команды с небольшим количеством человек (4–6 детей в каждой группе). Каждая команда получает задание изобразить какой-либо предмет, команды-соперницы должны угадать, что именно было задумано. Изобразить обычный предмет не всегда бывает просто, поэтому педагог предлагает такие предметы, в которых можно легко выделить отличительные признаки или предметы, находящиеся в определенной заданной ситуации, например, автобус с людьми, стиральную машину, пылесос, подъемный кран и т. д. Педагог должен обратить пристальное внимание на застенчивых детей, принимают ли они участие в игре в полной мере или наблюдают за игрой со стороны.

Какая оценка?

Цель игры : научить детей изображать различные по силе проявления эмоций.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: педагог объясняет детям правила игры: водящий ребенок должен изобразить, какие эмоции испытывает ребенок, получивший определенную заданную оценку. Ребенок, получивший пятерку, изображает бурную радость, получивший четверку – радуется умеренно, получивший тройку – изображает печаль, двойку – грустит, получивший единицу изображает сильно расстроенного человека. Дети выбирают водящего при помощи считалки, педагог в тайне от остальных сообщает ребенку оценку, «которую он получил», ребенок изображает проявление эмоций, остальные дети пытаются определить, получение какой оценки изображал ребенок. Педагог в процессе игры отмечает самых артистичных детей, поощряет застенчивых. Игру целесообразно проводить в группах детей старшего дошкольного возраста.

Изобрази эмоции

Цель игры : научить детей изображать заданные эмоции, такие как грусть, радость, восторг, скука, плач, веселье и т. д.

Возраст : от 3 лет.

Ход игры: дети при помощи считалки выбирают водящего. Педагог в тайне от других детей называет водящему эмоцию, тот воспроизводит ее при помощи мимики и жестов. Остальные дети угадывают, что именно изобразил водящий. Ребенок, первым назвавший правильный ответ, становится новым водящим. Для детей младшего дошкольного возраста задание можно задавать в ситуативной форме: например, педагог называет условную фразу: «Буратино радуется (грустит, скучает и т. д.)».

Как меня зовут

Цель игры : познакомить детей друг с другом, помочь в запоминании имен.

Возраст : от 3 лет.

Ход игры: дети встают в круг и берут друг друга за руки. Один из детей начинает игру. Он называет свое имя. Стоящий рядом с ним ребенок продолжает игру – называет имя первого ребенка, затем добавляет свое. Следующий ребенок должен назвать имя первого ребенка, затем второго, затем добавляет свое. Все последующие игроки продолжают игру, называя цепочку из имен детей, стоящих перед ними, и свое собственное имя. В зависимости от возраста детей цепочка может состоять из разного количества имен. Для детей трехлетнего возраста цепочка не должна превышать трех имен, для семилетних – не более пяти имен.

Хорошие слова

Цель игры : научить детей говорить друг другу теплые слова.

Возраст : от 3 лет.

Ход игры: педагог рассказывает детям историю: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, учителя в школе и воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давайте вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Дети, обращаясь к другим, называют добрые слова, которые им знакомы.

Комплименты

Цель игры : научить детей находить друг в друге хорошие черты, говорить друг другу комплименты и приятные вещи.

Возраст : от 4 лет.

Ход игры: предварительно педагог объясняет детям значение слова «комплимент» и рассказывает, для чего люди говорят друг другу комплименты. Затем педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Педагог обращается к одному из детей, говорит ему какой-нибудь комплимент и бросает мяч. Комплименты должны быть конкретизированными, быть чем-то обоснованы. Вместо: «Саша хороший» стоит сказать: «Саша щедрый, он всегда делится игрушками с другими ребятами». Ребенок должен «поймать комплимент», т. е. поймать мяч и вернуть его педагогу. Игра продолжается некоторое время, пока все дети не получат свой комплимент, затем ее правила могут измениться. Ребенок, «поймавший комплимент», выбирает одного из детей, говорит ему свой комплимент и бросает мяч. Тот ловит мяч и, в свою очередь, говорит комплимент следующему. Педагог мягко корректирует и направляет игру детей, помогает детям в случае затруднений. Игра не должна проводиться в быстром темпе, дети должны успеть обдумать комплимент, который они хотят произнести.

Самый лучший

Цель игры : научить детей находить друг в друге положительные черты, говорить друг другу комплименты.

Возраст : от 3 лет.

Ход игры: заранее готовится «трон», например, кресло, обтянутое красивой тканью. Над троном крупными яркими буквами изображена надпись: «САМЫЙ ЛУЧШИЙ». Дети рассаживаются на стулья. При помощи считалки выбирается водящий, который занимает место на троне. В течение нескольких минут (время регулируется педагогом) остальные дети объясняют, почему этот ребенок самый лучший, придумывают уменьшительно-ласкательные производные его имени. По окончанию водящий выбирает следующего ребенка, который займет трон. Педагог может подсказать, что можно поблагодарить детей за комплименты и попросить ребенка описать свои эмоции, которые он испытывал, находясь на этом троне. Все дети должны по одному разу побыть на троне. В этой игре застенчивые дети не должны находиться в числе первых игроков, необходимо дать им время освоиться и привыкнуть к мысли, что вскоре ему придется оказаться в центре внимания. Конечно же, педагог должен объяснить детям, что недопустимо говорить обидные слова; что очень неприятно публично выслушивать неприятные для себя вещи, и что если кого-то не устраивает что-либо в поведении других детей, лучше сказать это с глазу на глаз в тактичной и мягкой форме. Если стеснительный ребенок категорически отказывается садиться на трон, не стоит его заставлять, можно предложить ему принять участие попозже, возможно, он изменит мнение. Педагог может сказать ребенку, что напрасно он отказывается играть, ведь воспитатель давно хотел сказать ему, как ценит в этом ребенке... (педагог называет качество ребенка, характеризующее его с положительной стороны), и сейчас представился отличный случай. Застенчивые дети могут просто побояться услышать о себе что-либо нелестное.

Розовые очки

Цель игры : помочь детям разглядеть друг в друге положительные черты, повышение самооценки и хорошего настроения у детей.

Возраст : от 3 лет.

Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей. Педагог объясняет детям смысл выражения «розовые очки» – это выражение подразумевает, что человек видит окружающее в «розовом свете», т. е. только хорошее, не замечая всего неприятного и негативного. Педагог одевает заранее приготовленные очки с розовыми стеклами, глядя на каждого ребенка, дает ему краткую положительную характеристику, описывает его сильные стороны и достоинства. После этого педагог может предложить каждому ребенку надеть очки и посмотреть вокруг – посмотреть на других детей и увидеть в каждом хорошие черты. Детям старше 5 лет педагог может предложить психологический прием снятия напряжения в конфликтных ситуациях – если ребенок зол, рассержен на кого-либо, можно мысленно представить, как надеваешь на глаза розовые очки, и мир преображается, неприятный человек предстает в другом свете.

Конспект занятия в старшей группе ТНР

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Программное содержание:

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, деревьях; уточнить и систематизировать знания детей о природе, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

Развивающие задачи: расширять словарь за счет имен существительных (логово, дупло, нора, берлога); совершенствовать связную речь, развивать логическое мышление; развивать умение анализировать, делать выводы, умение слушать друг друга. Формировать навык образования именительного падежа множественного числа существительных.

Воспитательные: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, проведение пальчиковых гимнастик.Работа с родителями - вместе с детьми сделать кормушки; на прогулке покормить птиц.

Пособия, материал: презентация «Правила поведения в лесу»;веточки деревьев; пособия: «дорога», «светофор», «зебра», «дорожные знаки»; картинки с изображением деревьев; фигурки животных и их детёнышей; макет полянки и леса; картинки с изображением жилищ зверей; аудиозапись «Звуки природы».

Ход мероприятия:

Какое сейчас время года? А вы любите осень? Чем нравится вам осень? Хотите отправиться в осенний лес? Но прежде, чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.

- Презентация «Правила поведения в лесу». (Показ слайдов)

- Мы с вами вспомнили правила поведения в лесу, теперь можно идти в лес. Перед нами дорога, как правильно её перейти?

- Проблемная ситуация : если нет ни светофора, ни пешеходного перехода, ни зебры, как мы будем переходить? (рассуждения детей).

- Вот мы и в лесу. Послушайте, как поют птицы, шумит лес (аудиозапись «Звуки леса»).

Какие деревья вы знаете, которые растут в лесу? Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

- Д/игра «Угадай дерево на ощупь»

-Речевое упражнение «Какой лес?» (Как называется лес, где растут только одни березы? Сосны? Осины? Ели? Лиственницы? А если сосны, ели, берёзы, осины?)

- Физкультминутка «Выросли деревья в поле».

- В лесу есть не только деревья, кусты и травы, но и животные и птицы. Каких диких животных вы знаете?

Ой, дети посмотрите, за елью кто-то прячется. Кто это? (лесовичок). Как думаете, что он здесь делает?

Лесовичок: Здравствуйте ребята, я за вами наблюдал и понял, что вы умеете, вести себя в лесу, знаете правила леса. Помогите исправить ошибку, найти каждому животному своего детеныша.

У волка – лисята.

У медведя – зайчата.

У лисы – медвежата.

У ежа – бельчата.

У зайца – ежата.

У белки – волчата

- Игра «Что не так»

Лесовичок: Любите играть? Давайте поиграем в игру.

- Игра «Один - много»

Лесовичок: Вы знаете, где живут дикие животные?

- Игра «Чье жилище?»

Как называется домик медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Значит, медведь живет где?

Дети: Медведь живет в берлоге.

Воспитатель: Как называется домик лисы?

Дети: Нора.

Воспитатель: Значит, где живет лиса?

Дети: Лиса живет в норе.

Как называется домик белки?

Как называется домик бобра?

Как называется домик волка?

А где живёт заяц?

Пальчиковая гимнастика «Белочки»

- Игра «Кто, где живет?»

И вот теперь распределите животных в свои домики?

Медведя в берлогу.

Волка в логова.

Белку в дупло.

Бобров в хатку.

Лису в норку.

Зайца под кустик.

Посмотрите, солнышко садится, близится вечер, пора нам возвращаться. Давайте попрощаемся с лесовичком, он дальше будет охранять лес.

Лесовичок: А у меня для вас сюрприз. Мой солнечный зайчик принёс вам угощения за хорошее поведение в лесу.

Воспитатель: Скажем до свидания лесовичку, зайчику. Спасибо, до новых встреч.

Вот и подошло наше путешествие к концу. Что вам больше всего запомнилось?

Цель. Развитие дыхания, сообразительности и наблюда­тельности детей.

Оборудование. Шары.

Описание игры. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит:

Здравствуйте, дети! Где вы были, Что вы видели?

Дети хором отвечают:

Где мы были - не скажем, А что делали - покажем.

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правиль­ностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.


Дети могут:

1) делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки
вверх - вдох, опускаясь - выдох. Поднять руки над головой -
вдох, опускаясь - выдох. Развести руки в стороны - вдох,
опускаясь - выдох. Вытянуть руки вперед перед собой - вдох,
опустить по бокам - выдох. Руки на поясе. Отвести локти назад
- вдох, поставить руки в исходное положение - выдох;

2) лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки: дышать
на руки;

3) раздувать угасающий костер. Для этого дети садятся на
корточки вокруг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и
медленно выдыхать через рот, надувая щеки);

4) готовиться к празднику. Надувать шары;

5) пилить дрова. Для этого дети становятся парами,
перекрещивают руки и имитируют пилку дров: руки на себя -
вдох, руки от себя - выдох;

6) рубить дрова. Дети поднимают и сцепляют руки над
головой - вдох, наклоняясь вперед - выдох.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Приятный запах

Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).

Описание игры. Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т.д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

Придумай фразу

Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым

словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к пред­ложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные - с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Цель. Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве.

Оборудование. Детские стульчики, бубен.

Описание игры. Детям дается задание назвать своего соседа справа. Дети по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому 7 сигналу дети должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.

При повторении игры ответы детей усложняются: Я сижу с Вовой и Женей; Я сижу рядом с Вовой и Женей; Справа от меня Вова, слева от меня Женя; Мой сосед справа - Вова, мой сосед слева - Женя.

Обгони

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений.

Оборудование. Детские стульчики (пенек, бревнышко или скамеечка на участке, в лесу).

Описание игры. Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив в 10 - 15 шагах один стульчик (пенек). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

Девочке на ручку Бабочка села. Девочка бабочку Поймать не успела.


После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.

Вариант 2. Эту игру можно сопровождать и другим стихо­творением:

Бабка сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он густой... Мы помчимся, Ты постой.

В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.

Волшебное зеркало

Описание игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо движениями.Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Дождик, дождик

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование. Детские стулья.

Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):

Дождик, дождик, что ты льешь? Погулять нам не даешь?


После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Палочка -выручалочка

Ц

Оборудование. Палочка (толщина 3-4 см, длина 30- 40 см).

Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:

Палочка-Выручалочка, Среди бела дня Выручай меня! За березу, за рябину - Далеко тебя закину. Кто за палкой гонится, От того хоронятся.

После слов «от того хоронятся» ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идет искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.

Песенка стрекозы

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и коор­динации движений.

Описание игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала, Устали не знала.

Дети плавно взмахивают руками.

Села, посидела, Опять полетела.

Опускаются на одно колено.

Я подруг себе нашла, Весело нам было.


Вновь делают летательные движения руками.

Хоровод кругом вела, Солнышко светило.

Берутся за руки и водят хоровод.

Игра может быть использована для дифференциации звуков: с > с", р-л. В этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.

Повар

Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре.

Оборудование. Поварской колпак.

Описание игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть, Никому нельзя зевать. Если повар будешь ты, То скорей кругом иди.

После слов «скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает.

Светофор

Цель. Закрепление представлений о правилах уличного дви­жения.

Оборудование. Три картонных кружка диаметром 15 см: зеленый, красный, желтый. Мел или палочка.

Описание игры. Перед началом игры педагог рас­сказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение «Светофор»:

Красный - ясно, Путь опасный.

Желтый - тоже Подожди!

А зеленый впереди - Проходи!


щщ:

Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогуи переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменяется желтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И наконец, загорается зеленый свет. Дети произносят последние две строчки.

Если кто-то из детей не успеет перейти за время произнесения последних строчек стихотворения, водящий спрашивает: «Где ты был до сих пор?» Опоздавший отвечает: «Задержал светофор».

Стайка (салочки)

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Акти­визация словаря по теме «Птицы». Воспитание спортивной сно­ровки.

Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек - стайка: Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей, Эта птичка - совушка, Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель, Эта птичка - коростель.

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко. Эта - зяблик,

Эта - стриж, Эта - развеселый чиж.

Ну, а эта - злой орлан.

Птички, птички - по домам!

Дети после этих слов разбегаются, а водящий («злой орлан») старается кого-нибудь поймать.

Определи место игрушки

Цель. Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование. Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.


Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один рад различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить, как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой». Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

Аист

Цель. Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия «право-лево».

Оборудование. Шапочка аиста, корзиночка.

Описание игры. Один ребенок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребенок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребенок обращается к нему:

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова - правою ногой, Снова - левою ногой, После - правою ногой, После - левою ногой, Вот тогда придешь домой!

Ребенок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.


Успокой куклу

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (ука­чивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колы­бельной песни). Атеперь вы покачайте. Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

Перебежки

Оборудование. Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очер­ченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору «Ау, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая - тихо отзывается: а.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т.д.

Вьюга

Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».

Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.


вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.

Гудок

Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре.

Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через сто­роны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произ­носят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Кто кого?

Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем нолем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в...» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.


Узнай по интонации

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики. . Описание игры. Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной инто­нацией коротенькие слова:

Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах! ах! ах! Ох! ох! ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За вырази­тельность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Медведь и елка

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маска медведя и любого другого живот­ного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

В о л к. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сде­лает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может пов­стречаться с другим зверем.

Волк и семеро козлят


Оборудование. Маски животных.

Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внима­ние детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк - сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

Игра по сказке «Три медведя»

Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре.

Оборудование. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя ложками, три стула.

Описание игры. Педагог рассказывает сказку «Три мед­ведя». Затем предлагает детям инсценировать ее. Выбирают трех медведей: Михаила Ивановича, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили.

Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей.

Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям темами: «Колобок», «Терем-теремок» и др.


Что сажают в огороде?

Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
- Морковь.
-Да!
- Огурцы.
-Да!
- Свекла.
-Да1
- Сливы.
- Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Какое время года

Цель игры. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки
Дел у меня немало - Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня...
(Зима)
Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна. Зовут"меня...
(Весна)
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я...
(Лето)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен И елочек. Я...
(Осень)

Что подарили Наташе?

Цель игры. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его - вкусное сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»
Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая бор(ь да, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?»
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

Добавь слово

Цель игры. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впереди» - отвечать, где этот предмет находится. Воспитатель начинает:
- Стол стоит... (называет имя ребенка).
- Позади
- Полочка с цветами висит...
- Справа.
- Дверь от нас...
- Слева.
Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.
- Какая рука у тебя ближе к окну?
- Правая.
- Значит, где находится от тебя окно?
-- Справа.
Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.
Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

А что потом?

Цель игры. Закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, всё ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся». Можно ввести такой игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,-отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее- уход домой.
Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
Игра проводится в конце года.

Когда это бывает?

Цель игры. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?

Цель игры. Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления.
Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.
- Длинный,- говорит воспитатель и дает камешек
рядом сидящему.
- Дорога, - отвечает тот и передает камешек соседу.
- Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
- Широкий, - предлагает воспитатель следующее
слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.
Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:
- Красный.
Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:
- Круглый.
Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали больше слов, следует похвалить.