Как исчисляется трудовой стаж для пенсии. Минимальный стаж для начисления пенсии

05.03.2020 Новости

Главным критерием, определяющим трудовой стаж для начисления пенсионных выплат, является наличие рабочего стажа у гражданина.

Немаловажно также, какие записи были сделаны в трудовой книжке.

Важные нюансы для начисления и

Главное, чтобы гражданин был трудоустроен и эти сведения были отражены в его трудовой книге, в противном случае специалисты ПФР откажут в выплатах. В Пенсионном фонде изучают все записи о работах. Если имеются сомнения, то в страховой период они не включаются, что доставляет неприятности.

На законодательном уровне перечислен ряд условий, согласно которых гражданин может претендовать на пенсию:

  1. Страхование в системе. Это доказывается представлением пенсионного свидетельства.
  2. При отработке минимального периода времени. На 2017 он составляет 8 лет.
  3. Если имеются баллы на персональном счету. К 2017 году их количество должно быть как минимум 11,4.Они получаются из расчета перечислений за работника его работодателем или добавлением их количества за нестраховые случаи.

На законодательном уровне полностью определены критерии начисления пенсий.

Сроки для назначения пенсий

Ранее достаточно было отработать пять лет, чтобы начислили пенсию, но теперь этот временной показатель увеличился, а в 24 году он достигнет 15 лет. Для получения страхового содержания, необходимо отработать как минимум 8 лет.

Но просто проработать в организации недостаточно, а необходимо, чтобы были обеспечены следующие условие: каждый гражданин, застрахованный в системе, получает содержание, которое зависит от его вклада.

Называется сумма всех период рабочей деятельности:

  • официального трудоустройства;
  • когда осуществлялись перечисления взносов от работодателя в ПФР.

Последнее из перечисленных обстоятельств является одним из обязательных условий при начислении баллов. В случае если предприятие не платит в ПФР, то граждане теряют право получать пенсию за отработанные в нем периоды.

Если требуется начислить пенсию по инвалидности, то обязательным условием будет проработать, хотя бы один день, но чтобы работодатель обязательно внес взносы.

Какой стаж необходим для начисления пенсии

Чтобы назначить пенсионные выплаты, то достаточно иметь страховой стаж по минимуму. На 2018 год он составляет 9 лет, и так постепенно будет увеличиваться на год. То есть, как указывалось ранее, к 2025 году он будет равен 15 годам. Имеется одни нюанс, который необходимо знать всем гражданам, что если стажа недостает либо его нет вообще, то, то производится назначение социальных пенсионных выплат, однако выплачивается сумма будет примерно через 5 лет после достижения возраста.

Подтверждение стажа

В РФ действует так называемый персонифицированный учет стажа. В связи с этим обстоятельством период трудовой деятельности и при наличии СНИЛСа будет подтверждаться автоматом.

Этот подтверждение будет нужно в случаях:

  1. Если в Пенсионном фонде отсутствуют сведения. Тогда нужно будет вновь запросить документы от работодателя.
  2. Если документы утеряны либо были по вине гражданина уничтожены. Для решения этого вопросы необходимо взять показания с двух или большего количества свидетелей.

О льготных нестраховых периодах

Вклад каждого гражданина в общественную сферу учитывается при формировании развития РФ. Это также учтено при накоплении страховых баллов для формирования перечня нестраховых периодов.

Сюда относится следующее:

  1. Служба в рядах вооруженных сил.
  2. Уход за ребенком в возрасте до 1,5 лет, причем неважно родным или усыновленным.
  3. Регистрация в Центре занятости населения по безработице.
  4. Нахождение на .
  5. Период ухода за недееспособными гражданами, например, за ребенком с ограниченными возможностями; гражданином после достижения им 80 лет; инвалидом, имеющим I группу.

Некоторые периоды исчисляются в баллах, это необходимо в качестве установления компенсации при невозможности трудится.

К ним относятся:

  1. Пребывание в заключении, если решение было незаконно.
  2. Если женщина не могла работать в связи с переездом в другую местность, так как ее муж военнослужащий.

Сроки устанавливаются при условии, что гражданин трудоустроен официально, до наступления и по окончании.

Чем отличается страховой и трудовой стаж

Отличие трудового стажа от страхового заключается в следующем:

На основании внесений в законодательство определены данные периоды стажей.

Методика исчислений

Расчет трудового стажа подразделяется на 2 этапа. Это обстоятельство зависит от реформирования пенсионных выплат.

Оценивается это действие по следующим критериям:

  1. На основании Правил, действовавших до начала 2015 стаж определяется за период работы.
  2. После 2015 года подсчитывается время трудовой деятельности.

При исчислении необходимо принять во внимание следующие показатели:

  1. Все сроки, включенные в трудовую книжку, подсчитываются полностью.
  2. Полный год рассчитывается исходя из пропорций: для работающих сезонных работах; при навигации на водном виде транспорта.
  3. При расчете принимается и трудовая деятельность за рубежом.
  4. При работе в Северных районах, на фермерских хозяйствах, в Сибири и на Дальнем Востоке, отработанное время тоже включается в , если выплачивались взносы в ПФР.
  5. Если нестраховые и страховые выплаты выплачивались одновременно, то гражданином самостоятельно принимается решение по выбору.

При расчете не принимаются следующие данные:

  • пенсия за выслугу лет;
  • если содержание назначено в ином государстве, то согласно закону, принятому в нем.

Если гражданин занимался индивидуальным предпринимательством, то стаж начисляется на основании взносов, уплаченных в ПФР.

Понятие о непрерывном стаже

При смене трудовой деятельности и работе в одной организации, а затем в другой, стаж работы сохраняется, но при соблюдении следующих условий:

  1. Перерыв составляет не более месяца.
  2. Если увольнение было по собственному желанию и последующее трудоустройство было в срок до трех недель.
  3. При увольнении гражданина по собственному желанию, при отработке не менее одного года на занимаемой должности.

Если страховые пособия начисляются по старости, то непрерывный стаж не влияет на это обстоятельство.

Самостоятельный подсчет страховых периодов

Нюансы для начисления пенсий

Сведения из трудовой книжки - это важный документ для исчисления пенсии. Она заводится единственный раз, и ней отражается информация обо всех видах деятельности. В госдуме рассматривается законопроект, о том, что всем лицам, проработавшим до 2002 года, будут назначаться пенсионные выплаты по достижению соответствующего возраста, но при этом трудовой книжки не будет. Страховые выплаты будут учитываться в системе ОПС.

Но в данное время необходимо, согласно записям в трудовой книжке подсчитать стаж, также прибавить следующее:

  • службу в рядах вооруженных сил;
  • сведения об увольнениях.

Нужно обязательно принять во внимание количество лет, месяцев и дней, и помимо прочего включаются следующее:

  • трудовая деятельность в силовых структурах;
  • отпуск по уходу за малышом, в сумме он должен превышать 6 лет;
  • время, затраченное на выполнение общественных обязанностей;
  • государственная служба;
  • нахождение на учете по безработице;
  • другие данные.

На уровне законодательства определены случаи, когда гражданам полагается досрочное назначение пенсий, к ним отнесены:

  • работающие на Севере и иных аналогичных районах;
  • граждане, трудовая деятельность которых связана с вредными условиями труда;
  • военнослужащие, педагоги, медицинские работники, государственные служащие.

Если гражданин предпенсионного возраста состоит на учете в службе занятости, то им могут назначить выплаты ранее на 1,5 года до наступления соответствующего возраста.

Работа на Севере обеспечивает снижение пенсионного возраста на 5 лет, но при выполнении следующих условий:

  1. Общий трудовой стаж для женщин должен составляет как минимум 20 лет, а для мужчин этот временной показатель увеличивается до 25 лет; 15 лет при работе в Северных районах.
  2. 20 лет, если трудовая деятельность осуществлялась в районах, приравненных к Северу.
  3. Для женщин, являющихся матерями 2 детей в серверных районах данный критерий равен 12 годам, а в приравненных условиях к 17.
  4. Занимающие промыслом и охотники, работающие на Севере, но занимающиеся данным видом деятельности 20 лет имеют право пенсионных выплат - женщины в 45 лет, а мужчины в 50 лет.

Каким образом обращаться за назначением пособия подробно изложено в законе 400 ФЗ.

Если не отработан минимальный стаж

В случае если у гражданина нет отработанного стажа, и он не имел возможности доработать его, то при таких обстоятельствах назначается социальная пенсия. Она отличается размером начислений.

Обязательно должны при этом соблюдаться следующие условия:

  • наступление 60-летнего возраста для женщин;
  • 65-летний возраст для мужчин.

Выплату социального государство гарантирует, так назначение производится буквально всем престарелым, включая инвалидов, не выработавших полный стаж работы. Обычно он составляет прожиточный минимум либо государство производит компенсацию до этого уровня путем начисления федеральных доплат.

В нормативных документах рассмотрены льготы для граждан, работающих на Крайнем Севере, то есть для них предусмотрено начисление пособия на 10 лет ранее при наступлении:

  • 55 лет представителям сильного пола;
  • 50 лет для женщин.

По окончании 2017 года, согласно заявлению Минтруда установлено, что пенсионный возраст и трудовой стаж повышаться в ближайшее время не будут.

Назначение пенсионных выплат

Основные проблемы, как правило, возникают при изучении записей, осуществленных в трудовой книжке. Чтобы их не допустить, то рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Подойти на прием к специалисту в ПФР и показать ему записи в книжке заблаговременно.
  2. Работник ПФР должен показать такие записи, которые не подойдут либо окажутся под сомнением.
  3. Необходимо подготовить справки из архива, если необходимо подтверждение.
  4. Лучше всего справки заказать ранее, чтобы после время не было упущено.
  5. Не исключено, что сроки работы могут быть восстановлены лишь в судебном порядке, при этом надо учесть, что время тоже в этом случае потребуется.

Какие виды пенсионных выплат предусмотрены

Назначение пенсионных выплат регулируется государством.

Пенсии бывают следующих видов:

  1. На выслугу лет для государственных служащих, космонавтов, пилотов и военнообязанным.
  2. По достижению пенсионного возраста гражданам, пострадавшим при ликвидации аварийной ситуации в Чернобыле.
  3. При установлении инвалидности по результатам пребывания в Чернобыле.
  4. Если кормилец покинул этот мир.
  5. Для инвалидов всех групп, в том числе детям-инвалидам назначается выплата социальной пенсии.
  6. Гражданам, имеющим неполный трудовой стаж, назначаются социальные пенсионные выплаты.

Длительность трудовой деятельности никаким образом не сказывается на назначение пенсий, общие требования предъявляются только к общему стажу работы, отличие в зависимости от категорий, к которым относятся граждане. Размер пенсионных начислений с каждым годом увеличивается процедурой индексирования.

О проблеме повышения пенсионного возраста в следующем видео:

Апр 6, 2018 Пособие Хелп

Любой свой вопрос вы можете задать ниже

Стаж работы для начисления пенсии по старости — одна из самых обсуждаемых тем, в первую очередь по причине изменений, внесенных в пенсионное законодательство и повлекших глобальное преобразование формул расчета пенсий. Требования к стажу, общие и специальные, а также иные условия возникновения права на страховую пенсию по старости освещены в нашей статье.

Минимальный трудовой стаж, необходимый для выхода на пенсию по старости

С момента вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, то есть с 01.01.2015, для назначения пенсии по старости и ряду иных оснований ключевое значение имеет не трудовой, а страховой стаж, то есть период работы и иной социально значимой деятельности, в течение которого за гражданина перечислялись страховые взносы во внебюджетные фонды.

Таким образом, зачету в страховой стаж не подлежат иные периоды жизни, включая обучение в образовательных учреждениях. В этом заключается одно из основных отличий страхового стажа от трудового, который предусматривал возможность учета времени получения образования.

По этому поводу существует обширная судебная практика. В частности, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в своем апелляционном определении от 12.04.2016 № 33-4411 четко указала на невозможность включения в стаж периода обучения истца, несмотря на то, что оно имело место задолго до вступления в силу закона № 400-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости может быть назначена при одновременном соблюдении 2 условий:

  • наличие страхового стажа не менее 15 лет;
  • величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 30.

ВАЖНО! Указанные значения в полной мере начнут действовать только с 2024 года. До этого времени они ежегодно увеличиваются. Так, в 2015 году, то есть с отправной точки применения новой пенсионной формулы, минимальный страховой стаж составлял 6 лет, и с каждым годом этот показатель будет повышаться на 1 единицу. В 2016 году он равен 7 годам, и так до 2024 года — до достижения установленного законом минимального 15-летнего предела.

ИПК также стартовал в 2015 году со значения 6,6, но он ежегодно повышается на 2,4.

Сколько лет нужно отработать женщине и мужчине для получения пенсии по старости

В законе предъявляются единые требования к стажу и показателю ИПК, необходимым для начисления страховой пенсии по старости женщинам и мужчинам.

Таким образом, ответ на вопрос, сколько нужно стажа для выхода на пенсию на общих основаниях представителям обоих полов, будет аналогичным. Если же речь идет о досрочной пенсии, то в этом случае гендерная принадлежность иногда имеет значение.

Основания для выхода на пенсию до достижения пенсионного возраста перечислены в ст. 31-32 закона № 400-ФЗ. В частности, претендовать на такие преференции могут:

  • работники, трудившиеся на Крайнем Севере более 15 лет (минимальный страховой стаж снижается на 5 лет);
  • женщины — инвалиды по зрению I группы (минимальный стаж — 10 лет).

Некоторые категории граждан получают пенсию от государства по правилам специальных законов (например, закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе…» от 12.02.1993 № 4468-I). Для них определяющее значение имеет выслуга (длительность работы в определенной сфере), а не стаж. Например, военнослужащие и сотрудники МВД получают право на пенсию, уволившись после 20 лет службы либо после 10, если увольнение произошло по льготным основаниям (в рамках оргштатных мероприятий, по состоянию здоровья).

Другие пенсии по выслуге представляют собой надбавку и выплачиваются вместе со страховой пенсией.

Так, мужчины — пилоты гражданской авиации могут претендовать на досрочную государственную пенсию при стаже работы по основной специальности 12,5 года, женщины — 10 лет. Однако в отсутствие общего 15-летнего страхового стажа от пенсионного фонда данным гражданам полагается только урезанная выплата к государственной пенсии, вычисляемая по правилам ч. 3 ст. 20 закона № 400-ФЗ.

Назначение пенсии по старости при недостаточном страховом стаже

Отсутствие достаточного страхового стажа не дает гражданину права на страховую пенсию. Тогда в случае невозможности продолжать трудовую деятельность назначается пенсия по государственному обеспечению, больше известная как социальная.

При этом в силу п. 5 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на социальную пенсию возникает:

  • у мужчин, достигших 65 лет, и женщин, отметивших 60-летний юбилей;

Важно! В интервал с 2019-2023 года возраст будет увеличиваться на год и достигнет 70 лет для мужчин и 65 лет для женщин (см. Закон «О внесении изменений…» от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

  • мужчин 55 и женщин 50 лет, относящихся к малочисленным народам Севера.

Длительность и недостаточность страхового стажа для пенсии от ПФР не оказывают влияния на размер социальной пенсии по старости. Он одинаков для всех и составляет 5 034,25 руб. без учета регулярной (и тоже одинаковой для всех) индексации.

Таким образом, требования к минимальному стажу для назначения пенсии по возрасту зависят от условий трудовой деятельности потенциального пенсионера. Если в отношении общего стажа для страховой пенсии вопросов обычно не возникает, то минимальный стаж выслуги для государственной пенсии зачастую индивидуален, зависит от сферы деятельности лица, его пола, состояния здоровья, осуществления работы на Крайнем Севере.

Начатая в 2015 году в России пенсионная реформа предполагает ежегодное увеличение стажа, необходимого для начисления пенсии. Если до этого периода на заслуженный отдых можно было выйти, отработав 5 лет, то в 2019 минимальный трудовой стаж должен составлять уже 10 лет.

Принципы начисления пенсии

Страховое пособие рассчитывается по количеству пенсионных баллов (ИПК). Порядок начисления оговорен в ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В нем также сказано, что полностью перейти на новые условия выхода на заслуженный отдых должны в течение 10 лет, то есть до 2025 года. Начиная с 2015, каждый год ИПК увеличивается с шагом 2,4 балла, что соответствует 1 году.

Если в 2019 году при наступлении пенсионного возраста на счету не будет минимальных 16,2 баллов, то начисление пенсии будет отложено. Человеку дается еще 5 лет, в течение которых он сможет заработать недостающий трудовой период. В ином случае будут назначены социальные выплаты.

Важно! При расчете учитывается не общий трудовой стаж, а именно страховой.

На севере мужчины должны отработать не менее 25 лет, а женщины 20, при этом «северные» должны быть не менее 15 календарных лет (год в таких регионах приравнивается к 9 месяцам).

Начисления различным категориям

Из общего правила всегда есть исключения. Например, пенсионная реформа для госслужащих стартовала лишь в 2016 году, а поэтапное увеличение с шагом в полгода началось с 1 января 2017. Выслуга лет для госслужащих в 2019 году будет равна 16,5 годам. При этом очень важен именно трудовой стаж: пенсия выплачивается в размере от 45 до 75% среднемесячного заработка, а если минимум превышен, то еще по плюс 3% за каждый год сверху.

Что касается военных и силовых структур, то в 2019 для них все останется прежним. Выслуга лет сохранится на уровне 20 лет. В среднем, военные выходят на заслуженный отдых в 40-45 лет. При смешанном стаже отработать в вооруженных силах надо не менее 12 лет.

Минимальный стаж для начисления пособий инвалидам составляет всего 1 день, в ином случае человеку назначается социальное пособие. При этом если инвалидность наступила до 1 января 2011 года, то человек сам вправе выбирать, какой вид пособия получать: социальное или трудовое. Инвалидам III группы пособие рассчитывается по стажу, заработанному до 2002 года. Если инвалидность была установлена до этого времени, то берется ИПК 0,3.

Страховая пенсия по потере кормильца назначается независимо от отработанных лет. Она выплачивается несовершеннолетним детям (или детям, обучающимся на бюджете до достижения ими 23 лет) и престарелым родителям умершего.

На досрочные назначения имеют право также лица, выполнявшие определенные виды работ. Для них устанавливается понятие «выслуга лет»:

  • Работники шахт и рудников.
  • Сотрудники рыболовных компаний, работающие на судах.
  • Педагоги и медработники.
  • Спасатели аварийных служб.

Право на досрочное начисление пенсий имеют лица по социальным причинам, при этом для них понятие «страховой стаж» сохраняется:

  • Многодетные матери (возраст 50 лет и страховой стаж 15 лет).
  • Инвалиды с травмами глаз.
  • Лица, проработавшие в условиях Крайнего Севера.

Как посчитать минимальный стаж

Выслуга лет – это период работы на государственной службе, в бюджетной сфере, особых условиях, право на которую имеют:

  • чиновники федерального, регионального, муниципального уровня;
  • военнослужащие;
  • сотрудники правоохранительных органов;
  • педагогический персонал;
  • медработники;
  • творческая интеллигенция;
  • моряки;
  • авиастроители;
  • шахтеры, работники открытой добычи полезных ископаемых.

Для каждой категории определен свой минимальный трудовой стаж для начисления, имеющий внутреннюю градацию. Например, медицинские работники имеют право уйти на пенсию при стаже 30 лет, если работали по специальности в городских условиях, 25 – в сельской местности.

Минимальный период для назначения по выслуге, равный 15-20 годам , полагается:

  • госслужащим высшего звена органов исполнительной власти;
  • отдельным категориям работников МЧС;
  • культурной сферы.

Муниципальным служащим длительность работы по выслуге лет с 2016 года увеличивается ежегодно на 6 месяцев. В 2018 году он составляет 16 лет. К 2026 году достигнет 20 лет.

Время выполнения обязанностей по разным специальностям суммируется. Например, работа в медучреждении и срочная служба, военная служба по контракту и работа в МЧС.

Минимальный страховой период равен длительности перечисления пенсионных отчислений на личный лицевой счет в ПФР.

Дополнительно считается не страховой период:

  • прохождения срочной службы;
  • получения пособия по безработице;
  • время нахождения на больничном листе;
  • ухода за лицами с ограниченными физическими возможностями (1 группа), старше 80 лет;
  • детьми до 1,5 лет;
  • необоснованного нахождения под стражей;
  • отсутствия работы в военных гарнизонах, за пределами РФ (для жен военнослужащих, работников диппредставительств) в течение 5 лет;
  • оперативно-розыскной работы.

Эти периоды принимаются в расчет при наличии страховых отчислений. В противном случае они не учитываются.

Пример расчета стажа по страховой

Предположим, что у Иванова в трудовой есть три записи о приеме и увольнении с работы:

  1. принят 17.05.93, уволен 23.03.07;
  2. принят 29.03.07, уволен 31.08.07;
  3. принят 01.09.07, уволен 14.09.08.

По календарному принципу полный месяц равняется 30 дням, полный год – 12 месяцев:

  • выписываем интервалы дат – приема на работу и увольнения;
  • считаем сумму цифр в числе, месяце и годах по отдельности, записываем в том же формате:
    (17.05.1993) + (29.03.2007) + (01.09.2007) = 47.17.6007 (прием на работу);
    (23.03.2007) + (31.08.2007) + (14.09.2008) = 68.20.6022 (увольнения);
  • находим разницу: 68206022 – 47176007 = 21030015
  • записываем сумму в формате даты – 21.03.0015, что нам дает 15 лет + 3 месяца + 21 день;
  • добавляем 3 дня за каждый приема и увольнение.

Итоговый стаж : 15 лет + 3 месяца + 24 дня
Стоит знать ! 27 объектов РФ относятся к Крайнему Северу и приравненным к нему районам, они расположены по обе стороны от 60° северной широты, а период работы в таких условиях называют “Северным стажем”. Условия, при которых даётся право выйти на пенсию досрочно (мужчинам в 55 лет, женщинам в 50):

  • стаж в 25 лет для мужчин и 20 для женщин;
  • работа в северных условиях не менее 15 лет или в приравненных к ним – не менее 20.

Как увеличить стаж если при выходе на пенсию его недостаточно

Недостаточное количество страхового лет означает, что будет начислена социальная выплата по старости. Пособие имеет фиксированный размер, не учитывает особенности трудовой деятельности. Корректировка происходит по решению правительства.

С 2015 года возможно увеличение стажа, если его не хватает для выхода на пенсию по старости.

Существует 4 варианта изменения страхового периода:

  1. Человек временно проживает и работает заграницей. Страховых перечислений в ПФР не имеется. Для формирования страхового фонда надо лично перечислять платежи на свой пенсионный счет.
  2. Лицо проживает на территории РФ, официально нигде не работает. Требуется самолично осуществлять взносы в Пенсионный фонд на свое имя.
  3. Один человек может перечислять платежи за другого, нигде не работающего человека, не имеющего счета в ПФР. Например, работающий муж – за жену.
  4. Индивидуальный предприниматель, делающий взносы с одной минимальной оплаты труда по закону (МРОТ), может увеличить взнос.

«Докупить» таким образом можно ½ полагающегося страхового периода. Например, из 8 лет, добавить можно 4 года. Отчисления в размере 26% необходимо осуществлять с двух МРОТ.

Внимание! Увеличить страховой стаж, а значит количество пенсионных баллов, можно, отложив выход на пенсию на год или больше.

Законом предусмотрены повышающие коэффициенты для индивидуального пенсионного балла, если пенсионер не оформит полагающееся пособие. За каждый год отсрочки ИПК возрастает в среднем на 7% . За 10 лет, максимально допустимый период, пенсионный балл возрастет на 125% . Будущему пенсионеру необходимо рассчитать пенсию, на которую он рассчитывает, и количество лет доработки без оформления.

Что включается в страховой стаж

Наравне с трудовым периодом для начисления страхового пособия учитываются также и другие случаи:

  • Служба в вооруженных силах.
  • Время проживания жен военнослужащих в районах, где не было возможности трудоустроиться.
  • Период временной нетрудоспособности (получение пособия по безработице).
  • Время ухода за ребенком до 1,5 лет (или 2 и более детей, но сроком не более 6 лет).
  • Период отбывания наказания в местах лишения свободы в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
  • Время ухода трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы или лицом старше 80 лет.
  • Период работы за границей в консульских учреждениях и постоянных представительствах Российской Федерации за рубежом.

Вышеперечисленные условия включаются в стаж только в случае, если трудоспособное лицо работало до них или после. В противном случае человек может рассчитывать только на социальные выплаты по старости. Если страховые и не страховые периоды совпадают, то пенсионер вправе сам выбрать, какой период ему подходит больше.

Все мы когда-то станем пенсионерами. Нелишним будет узнать, что важно для получения достойного вознаграждения по итогам славного трудового пути.

С 2015 года нашим пенсионным будущим руководят новые законы. Изменились термины. На смену “трудовому” пришел “ “. Появились «баллы», «коэффициенты». Другим стал принцип исчисления стажа.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Часто задаваемые вопросы

В 2015 году – не менее 6 лет.

Как посчитать стаж?

Можно воспользоваться специальным калькулятором на сайте ПФ.

Что будем считать

Возьмем трудовую книжку и выпишем все периоды нашей работы.

Среди них окажутся “полезные” для стажа (в ПФ поступали взносы, стаж будет засчитан):

  1. Работали официально на предприятии, в организации, у индивидуального предпринимателя. Получали «белую» зарплату, работодатель уплачивал страховые взносы.
  2. Работали в колхозе, фермерском хозяйстве, по договору у физического лица.
  3. Выполнили авторский заказ, получили вознаграждение за созданное произведение.
  4. Самостоятельно обеспечивали себя работой (частные нотариусы, детективы, адвокаты).В первых двух случаях стаж посчитаем календарным методом: от даты окончания отнимем дату начала работы и прибавим один день.

Начало работы – 16.07.1998. Окончание – 23.10.2001.
2001 – 1998 = 3 года.
10 – 7 = 3 месяца.
23 – 16 = 7 дней.
Итог: 3 года 3 месяца 8 дней.

По такому же алгоритму посчитаем все периоды. Итоги по годам, месяцам и дням суммируем. Каждые 30 дней переведем в 1 месяц. Каждые 12 месяцев – в 1 год. Получим окончательный итог.
В третьем случае год засчитают, если перечисленный взнос был не меньше фиксированного размера, установленного на тот период. Если работ, договоров было несколько и в фонд уплачена большая сумма, чем минимально необходимая, засчитывается не более года.
В четвертом случае будут учтены те периоды, за которые уплачены страховые взносы.

Будут и “бесполезные” (перечислений не было, стаж не засчитывается).

  1. Время учебы.
  2. Время ухода за каждым из детей более 1,5 лет.
  3. Уход за пятым и последующими детьми.
  4. Болели, но не получали социальной помощи.
  5. Брали отпуск за свой счет.
  6. Были безработными и не получали пособия.
  7. Находились под стражей и в местах лишения свободы.
  8. Не работали более пяти лет, проживая с супругом (супругой) за рубежом или по месту военной службы.

Будут и очень приятные “подарки” от государства («иные периоды»)

То есть никто не отчислял деньги в ПФ, а нам это время зачитывают в стаж.

Это действует в таких случаях, когда мы:

  • служили в армии, или в полиции, или в противопожарной службе, или в органах по борьбе с наркотиками, или в органах уголовно-исполнительной системы;
  • были в “декретном отпуске” 4 раза по 1,5 года;
  • присматривали за инвалидом первой группы, инвалидом с детства, человеком старше 80 лет;
  • во время военной службы супруга (или супруги) жили в такой местности, где невозможно найти работу;
  • жили с супругом (или супругой) во время его (ее) работы или государственной службы за границей;
  • болели, но получали пособие по нетрудоспособности;
  • получали пособие по безработице, центр занятости оплачивал нам общественный труд и проезд к месту новой работы;
  • были лишены свободы, но потом реабилитированы.

Важно! Эти особые («иные») периоды засчитают в стаж, если до или после взносы перечислялись.

Работа по совместительству

Разрешается выбрать самый выгодный период.

Например:

Основная работа: с 20.12.1986 по 13.04.1997.

Совместительство: с 16.05.1995 по 10.07.1998.

  • 1-й вариант. Зарплата была выше на основной работе. Учитываем весь период по основной работе и с 14.04.1997 по 10.07.1998 по совместительству.
  • 2-й вариант. Больше платили за совместительство. Период по основной работе считаем до 15.05.1995 и весь период совмещения.

Сезонная работа

Сезон или навигация могут иметь разную длительность. Например: 6 или 4 месяца. Если этот срок отработан полностью, в стаж засчитывается весь календарный год.

Работа в колхозе

Если в трудовой книжке колхозника за календарный год указан хотя бы один выход на работу – засчитывается весь этот год.

Дважды стаж учесть нельзя! Второй раз не зачитывается стаж, полученный и учтенный за рубежом, и тот, что учтен для назначения пенсий по инвалидности или по выслуге лет.

Пример расчета

Иванова Л.И., 1959 г.р. обратилась 20.01.2015 года в ПФ.

Документально подтверждены такие периоды работы:

  1. С 01.09.1977 по 01.09.1979 работала секретарем. 1979-1977=2 года+1 день.
  2. С 01.09.1979 по 01.07.1984 училась в институте. Не учитывается.
  3. С 15.08.1984 по 26.03.1996 работала на заводе. 1996 – 1984 = 12 лет. 3 – 8 = минус 5 месяцев. 26 – 15= 11 дней. Декретный отпуск продолжался 2 года. Полтора года включаются в стаж, а 6 месяцев придется вычеркнуть. (12 лет – 5 месяцев) = 11 лет + 7 месяцев + 11 дней + 1 день – 6 месяцев = 11 лет +1 месяц + 12 дней.
  4. С 26.03.1996 по 21.08.2003 работала в строительной организации. 2003 – 1996 = 7 лет. 8 – 3 = 5 месяцев. 21 – 26 = минус 5 дней. 7 лет + 5 месяцев – 5 дней + 1 день = 7 лет + 4 месяца + 26 дней.
  5. С 24.10.2001 и по день обращения является индивидуальным предпринимателем.

Дважды стаж учесть нельзя, поэтому Людмила Ивановна написала заявление, где указала, что желает учесть работу в строительной организации. За период с 24.10.2001 предоставлена справка из налоговых органов.

Учитывается стаж с 22.08.2003 по 19.01.2015.

  • 2015 – 2003 = 12 лет
  • 01 – 08 = минус 7 месяцев.
  • 19 – 22 = минус 3 дня.
  • 12 лет – 7 месяцев – 3 дня + 1 день = 11 лет + 4 месяца + 28 дней.
  • Суммируем годы: 2 + 11 +7 +11 = 31 год.
  • Суммируем месяцы: 1 + 4 + 4 = 9 месяцев.
  • Суммируем дни: 1 +12 +26 + 28 = 67 дней.
  • Переводим дни в месяцы = 2 месяца и 7 дней.
  • Переводим месяцы в годы = 1 год и 1 месяц.

Стаж: 31 года, 11 месяцев и 7 дней.

Другие частные случаи и ответы на вопросы

Непрерывность стажа.

Для пенсии не имеет значения. Если периодов несколько, их считают отдельно каждый, затем итог суммируется.

Какие документы подтверждают стаж:

  • Для индивидуальных предпринимателей:
    • справка о доходах из налоговых органов;
    • справка об уплате единого налога;
    • справка ПФ об уплате взносов.
  • Письменные трудовые договора на выполнение работ, услуг.

Что делать, если трудовая книжка утеряна?

Обращаться за восстановлением информации в архивные, финансовые органы. Взять справки у работодателя. Можно представить любые документы, свидетельствующие о приеме на работу, выдаче зарплаты. Допускается даже подтверждение стажа свидетельскими показаниями двух и более человек. Но только в тех случаях, когда доказано, что исходные документы уничтожены по независящим от человека обстоятельствам (стихийное бедствие, пожар, умысел или небрежное хранение другим лицом).

, справка?

К записям предъявляются требования трудового законодательства, действовавшие на момент их внесения.
Если в документе указан только год, за дату принимается 1 июля. Если не указано число месяца, принимается 15-е.
Все документы, получаемые для подтверждения стажа, должны содержать номер, дату выдачи, фамилию, имя и отчество, число, месяц и год рождения, место и период работы, профессию или должность. Обязательным является указание основания выдачи: приказы, лицевые счета и другие документы. Документ, выданный при увольнении, может не содержать оснований для выдачи.

Какие документы могут понадобиться дополнительно.

  • Паспорт.
  • Свидетельство о рождении, о браке, о разводе, о смене фамилии, имени, отчества.
  • Военный билет.
  • Справки из соответствующих органов на все «иные периоды»:
    • справка из воинской части, военкомата или учреждения, где она проходила;
    • свидетельство о рождении ребенка;
    • справка жилищных органов о совместном проживании;
    • справка работодателя о предоставлении отпуска по уходу;
    • документы, подтверждающие инвалидность, совместное проживание и осуществление ухода;
    • справка из военкомата о прохождении одним из супругов воинской службы и о совместном проживании со вторым супругом, подтверждение, что в этой местности не было условий для трудоустройства;
    • справка государственного органа или учреждения о работе одного из супругов за рубежом и о проживании второго супруга там же и тогда же;
    • справка службы занятости о получение пособия по безработице, оплачиваемых общественных работ и переезда к месту работы по направлению этой службы;
    • документ об отбывании наказания и решение суда о реабилитации.

Сколько лет стажа (минимально) нужно для получения пенсии?

В 2015 году – не менее 6 лет.

В каждом последующем году происходит увеличение необходимого срока на 1 год, пока он не достигнет 15 лет. Это будет в 2024 году.

В каком возрасте можно выходить на пенсию?

Женщинам – в 55, мужчинам – в 65 лет.

Увеличится ли пенсионный возраст?

Нет. На данный момент идут только обсуждения такой возможности. Реальных проектов на законодательном уровне пока нет.

Можно ли выйти на пенсию раньше?

  1. Из-за особенностей профессии (актер, балерина, детский педагог, врач).
  2. Особых условий работы (космонавт, летчик, геолог, моряк, спасатель).
  3. Вредных условий (шахтер, металлург, пожарный, горноспасатель).
  4. Работа и проживание на Крайнем Севере.
  5. Рождение 5 и более детей.
  6. Инвалидность первой группы по зрению и в результате военной травмы.

Что такое специальный стаж?

Это стаж, который получен:

  • при работе в тяжелых, опасных или вредных условиях;
  • в особых профессиях;
  • при работе на Крайнем Севере или приравненных к ним районах.

Такой стаж дает преимущества в виде уменьшения пенсионного возраста и увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
С 2014 года вступил в действие закон по специальной оценке условий труда. До его принятия существовала аттестация рабочих мест. Специальный стаж можно рассчитывать как по новому, так и по старому законодательству.

Стажа нет или он меньше 6 лет. Будет ли пенсия?

Будет. Социальную пенсию назначат инвалиду с детства, женщине – с 60, мужчине – с 65 лет.

Каковы главные итоги изменений в законодательстве о пенсиях

  • Пенсии, которые уже назначены, не уменьшатся. Даже увеличатся, так как будут постоянно индексироваться.
  • Увеличилось значение продолжительности стажа. Больше стаж – больше пенсия.
  • Более важным стало получение официальной зарплаты. Чем больше зарплата – тем больше страховые отчисления – тем больше пенсия.
  • Стимулируется добровольное увеличение страхового стажа. Чем дольше работает человек, тем большую получит прибавку к пенсии.
  • Будущий пенсионер может выбрать наиболее выгодный для подсчета стажа и размера пенсии период.
  • Документы могут предоставляться на бумажном носителе и в форме электронного документа.

С 2002 года вся информация о стаже, поступивших взносах содержится на ИЛС – индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
С помощью электронных сервисов Пенсионного фонда можно заказать справку или документ, записаться на прием.
На сайте ПФ в Личном кабинете застрахованного лица можно получить информацию о своем стаже, пенсионных баллах, о местах работы, о заработке. Сервис позволяет сформировать и распечатать «Извещение о состоянии ИЛС».

В настоящее время в пенсионном законодательстве (Законе о трудовых пенсиях) и на практике используются различные понятия стажа.

В приведенной ниже таблице, условно разделив пенсионеров на лиц, выходящих на трудовую пенсию по старости на общих основаниях (по достижении общеустановленного пенсионного возраста), и пенсионеров-«досрочников» (выходящих на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с тем, что они работали в особых производственных, климатических условиях, или имеют иные основания на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), укажем имеющий значение для их пенсионного обеспечения вид стажа.

Таблица 9. Виды стажа, применяющиеся для определения пенсионных прав гражданина.

Пенсионеры на общих основаниях

Пенсионеры-«досрочники»

для определения права на пенсию:

страховой стаж (1)

(необходим для определения права на трудовую пенсию по старости)

указан в п.2 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

страховой стаж (2)

(необходим для определения права

специальный страховой стаж (3)

(необходим для определения права на досрочное назначение трудовой пенсию по старости)

указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

для определения размера пенсии :

общий трудовой стаж (4)

стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии)

по общему стажу

по специальному стажу

общий трудовой стаж (5)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 1-3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии, у «досрочников»)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

Примечания :

1. Стаж для определения права на пенсию (№№ 1 - 3) – это стажевое условие, при выполнении которого застрахованное лицо может претендовать на назначение трудовой пенсии (например: не менее 5 лет страхового стажа для права на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте; не менее 25 лет страхового стажа и 12 лет 6 месяцев специального страхового стажа для права на досрочное назначение трудовой пенсии за работу по Списку № 2 в 55 лет мужчине; не менее 15 лет страхового стажа и 7 лет 6 месяцев специального стажа для досрочного назначения пенсии за работу по Списку № 1 в 45 лет женщине и т.д.).

2. Стаж для определения размера пенсии (№№ 4 - 6) – это продолжительность стажа застрахованного лица, имеющегося у него по состоянию на 31.12.2001 г., исходя из которого определяется размер страховой части пенсии (а именно – расчетный размер пенсии (РП) в формуле конвертации приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав).

3. Под специальным страховым стажем (№ 3 и 6) понимается стаж на соответствующих видах работ, указанный в подпунктах п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (например, стаж работы по Списку № 1 и т.д.) .

Подсчет стажа. Можно ли его подсчитать по старым правилам

Если речь идет о стаже для определении права на пенсию, в том числе назначаемую досрочно, то необходимо руководствоваться определением и правилами подсчета стажа (страхового и специального страхового), содержащимися в Законе о трудовых пенсиях и в постановлении Правительства от 11 июля 2002 года № 516. В то же время согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 29 января 2004 года № 2-П) исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ (специального страхового стажа), имевших место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, может производиться по нормам ранее действовавшего правового регулирования (независимо от продолжительности стажа на указанную дату). В этом случае в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж по ранее действовавшему законодательству, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

При определении размера пенсии – т.е. стажевого коэффициента для оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал - стаж (как общий, так и специальный) также может быть определен как по действующему законодательству, так и по старым правилам, при чем независимо от того выработан или нет застрахованным лицом на 1 января 2002 года общий или специальный стаж. Однако, в этом случае нормы законодательства об определении и исчислении стажа применяются в совокупности с другими, регламентирующими, в частности, порядок расчета размера пенсии. Поэтому:

Если используются действующие правила определения продолжительности стажа, то и расчетный размер трудовой пенсии в формуле конвертации определяется по формуле, указанной в пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Если стаж исчисляется на основании ранее действовавших нормативных правовых актов и в него зачитываются все периоды, которые предусматривались Законом от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также применяется предусмотренное им льготное исчисление некоторых из них, то расчетный размер трудовой пенсии подсчитывается также по нормам Закона № 340-1 (за исключением его ст. 7), то есть с учетом положений статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии (максимальный размер пенсии повышается при этом на 1% за каждый полный год имеющегося общего/специального трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%).

Стаж для определения права на пенсию

Разберем в отдельности правила подсчета каждого из видов стажа, обозначенных в Таблице 9 арабскими цифрами.

Сразу оговоримся, что ввиду большого количества регулирующих этот вопрос нормативных актов, а также отсутствия в ряде случаев единства в практике их применения, мы укажем лишь основополагающие принципы и правила, ориентируясь на которые можно в каждом конкретном случае решать вопрос о включении того или иного периода в стаж, подсчитывать стажевый коэффициент при конвертации и т.д.

Таблица 10. Основные правила, принципы и нормативная база для подсчета стажа при определении права на трудовую пенсию.

стажа

Принципы

Периоды, подлежащие

зачету в стаж

Исчисление

стажа

Основное правило:

Включение в стаж тех или иных периодов, имевших место до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться как по нормам, действующим в момент назначения пенсии, так и по нормам, действовавшим в момент приобретения этого стажа, а также принятым, начиная с момента приобретения стажа и до момента назначения пенсии

Основное правило:

Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа застрахованного лица на указанную дату)

страховой стаж (1)

и

страховой стаж (2)

Лица, которые до момента введения нового правового регулирования приобрели в соответствии с ранее действовавшим законодательством право (стажевые условия) на назначение пенсии, могут реализовать это право, независимо от даты обращения за ней (Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. № 320-О).

Нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично). Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (т.е. до 1 января 2002 года), для определения права на пенсию может производиться по ранее действовавшим нормам (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П и

Правительство РФ не наделено полномочиями вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. № 197-О).

КЗоТ

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10, 11)

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10, 11)

Трудовой кодекс РФ

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10 - 12)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

специальный

страховой стаж (3)

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. № 81/8 (разъяснения о порядке применения Списков)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 (список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правила исчисления сроков выслуги)

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 (список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, и правила исчисления сроков выслуги)

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет)

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет)

Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР и Минсоцзащиты населения РСФСР от 8 января 1992 года № 3/235 (разъяснение о порядке применения на территории РСФСР Списков №1 и 2)

Указание Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года № 1-28-У (О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет)

Указание Минсоцзащиты РФ от 26 марта 1993 года № 1-28-У (ответы на вопросы по применению Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет)

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)

Трудовой кодекс РФ

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, с послед. изменениями и дополнениями)

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Стаж для определения размера пенсии

В Таблице 11 приведены различные варианты расчета стажевого коэффициента при конвертации приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав. Т.е. речь идёт о стаже, который влияет непосредственно на размер пенсии.

Таблица 11. Основные правила, принципы и нормативная база для различных вариантов подсчета стажа, который используется для определения стажевого коэффициента при исчислении размера пенсии (ее страховой части).

стажа

Принципы

Нормативные правовые акты, официальные разъяснения и

решения высших судебных инстанций

Для установления периодов, подлежащих зачету в стаж, и исчисления стажа

Для исчисления расчетного размера пенсии (РП в формуле конвертации)

Основное правило:

Для Варианта 1 и Варианта 1 спец.

Подсчет стажа производится по нормам законодательства, действовавшего до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». К применяются ограничения максимального размера пенсии , установленные Законом РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»

Для Варианта 2

Применяются правила Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» и ст. 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»

Для Варианта 3 и Варианта 2 спец.

Стаж подсчитывается по действующим в настоящий момент нормам (т.е. в соответствии со ст.ст. 10-12, п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и принятыми в его развитие нормативными актами). определяется

общий трудовой стаж (4)

(используется для расчета пенсии, назначаемой по общим основаниям)

общий трудовой стаж (5)

(используется у

«досрочников» для расчета пенсии с

применением общего трудового стажа)

Нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично). Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (т.е. до 1 января 2002 года), для определения права на пенсию может производится по ранее

действовавшим нормам

(Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П)

В стаж включаются и те периоды работы, когда работодатель не исполнил обязанности по своевременной уплате в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (несмотря на то, что действующее законодательство в качестве одного из условий включения в страховой и специальный страховой стаж периодов работы после 1 января 2002 года, предусматривает уплату работодателем в эти периоды за застрахованное лицо взносов в Пенсионный фонд РФ)

(Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П и определение от 20 ноября 2007 г. № 798-О-О).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П и

Определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2006 г. № 471-О).

Правительство РФ не наделено полномочиями вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. № 197-О)

Вариант 1

Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (за исключением ст. 7)

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (за исключением ст. 7), в том числе применяется и ст. 18, устанавливающая максимальный размер пенсии

Вариант 2

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», ст. 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»

Вариант 3

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10-12, п. 3 ст. 30)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п. 1-3 ст. 30)

специальный страховой стаж (6)

(используется для расчета размера пенсии с применением стажа на соответствующих видах работ)

Вариант 1 спец.

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Применяются также действовавшие на 31.12.2001 г. подзаконные нормативные акты, касающиеся особенностей подсчета стажа на определенных видах работ – из перечня, приведенного в Таблице 10 в графе «специальный страховой стаж»

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Абз. 2 ст. 16 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», при этом применяется ограничение максимального размера пенсии, установленное ст. 18

Вариант 2 спец.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28.1)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости)

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Пункт 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Для определения стажевого коэффицента используется (указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – что такое «полный специальный стаж» -

«Страховые» и «нестраховые» периоды в стаже

Любой стаж, из условно разделенных нами на категории (№№ 1-6 в Таблицах 9 - 11), состоит из страховых и «нестраховых» периодов.

К страховым периодам, включаемым в стаж, относятся периоды работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Для наемных работников правильней будет сказать (учитывая Постановление Конституционного Суда от 10 июля 2007 года № 9-П) – периоды работы и иной деятельности, в которые за них должны были уплачиваться страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до 1 января 2002 года, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

ü Когда и как уплачиваются взносы в ПФР - см. в подразделе «Суммы, включаемые в состав заработка» раздела «Заработная плата для оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав».

«Нестраховые» – это те периоды, когда гражданин не работал (временная нетрудоспособность, служба в армии, уход за ребенком и др.), но которые также включаются в его стаж. Перечень нестраховых периодов, засчитываемых в стаж, в законодательстве четко обозначен и является исчерпывающим.

В случае совпадения по времени нескольких периодов, подлежащих зачету в стаж, при его исчислении учитывается только один из таких периодов.

Нюансы и новеллы законодательства в отношении подсчета и исчисления стажа с учетом включения в него «нестраховых» периодов

Общие правила учета «нестраховых» периодов
  • При подсчете включаемых в страховой стаж (он необходим для определения права на трудовую пенсию ) «нестраховых» периодов используются и нормы Закона о трудовых пенсиях (ст. 11) и нормы ранее действовавшего законодательства. Так, если тот или иной вид «нестрахового» периода, имевший место до 1 января 2002 года, не поименован в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, то он включается в стаж, если был предусмотрен ранее действовавшим законодательством. Здесь вопросов, как правило, не возникает.

А вот в отношении подсчета общего трудового стажа (используется для определения размера пенсии, подсчета стажевого коэффициента в формуле конвертации приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав ) необходимо учитывать следующее.

В том случае, если общий трудовой стаж подсчитывается по из Таблицы 11 (т.е. с применением ныне действующих правил – пункта 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), то указанные в статье 11 Закона о трудовых пенсиях периоды засчитываются в него при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали страховые периоды (т.е. периоды работы и (или) иной деятельности). Однако, если этот же период указан в п. 4 ст. 30 данного Закона выполнение этого условия необязательно.

Безусловному включению в общий трудовой стаж подлежат:

Служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах госбезопасности РФ, а также в органах госбезопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и ВОВ;

Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

Период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

Периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

а при выполнении условия, что им предшествовали и (или) за ними следовали страховые периоды:

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

  • Помимо того, что содержащиеся в Законе о трудовых пенсиях «нестраховые» периоды включаются в стаж, за некоторые из них предусмотрено перечисление средств из федерального бюджета. С 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 года № 146-ФЗ перечень «нестраховых» периодов, которые засчитываются в стаж (страховой и общий трудовой) и за которые при этом Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета перечисляются средства, расширился .

К таким периодам относятся:

- период прохождения военной службы по призыву;

Период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

«Нестраховые» периоды, включаемые в стаж застрахованного лица, влияют на его пенсионные права (право на назначение трудовой пенсии и размер страховой части трудовой пенсии). Эти периоды с учетом максимального предела их продолжительности включаются как в стаж до 1 января 2002 года (и для определения размера ПК1), так и в стаж после 1 января 2002 года (в этом случае средства, перечисляемые в счет возмещения этих периодов Пенсионному фонду из федерального бюджета, ).

Перерасчет страховой части ранее установленных трудовых пенсий в связи с расширением списка «нестраховых» периодов производился с 1 января 2009 года, если гражданин подал соответствующее заявление до 31 декабря 2009 года включительно в территориальный орган ПФР по месту жительства. При пропуске указанного срока перерасчет страховой части трудовых пенсий производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление (и при необходимости подтверждающие характер «нестрахового» периода документы) пенсионера о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в стаж названных выше «нестраховых» периодов.


Минимальный размер пенсии, установленный на 31декабря 2001 г., составлял 185 руб. 32 коп. В этом варианте оценки пенсионных прав к размеру пенсии устанавливается компенсационная выплата. На 31 декабря 2001 г. совокупная выплата, включающая пенсию и компенсационную выплату, не могла быть менее 660 руб. в месяц.

То же следует из п. 2 ст. 4 Гражданского кодекса РФ («Действие гражданского законодательства во времени»).