Валентина Радушкевич
Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста»
ФИО воспитателя
Дата проведения (октябрь, май)
- Критерии :
I. Познавательная сфера :
1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний, маленький, по просьбе взрослого;
2. Подбирает геометрические предметы к соответствующему отверстию;
3. Собирает последовательно вкладыши, матрешки, мисочки, формочки (вкладывает маленькую в большую) ;
4. Строит самостоятельно несложную постройку из 6-10 форм (кубика, шара, кирпичика, призмы, цилиндра, по просьбе взрослого.
II. Цветовой спектр : (6 цветов : красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный)
1. Установление сходства : («Подбери к платьицам похожие по цвету бантики» );
2. Выбор по названию : («Покажи, где желтый лучик у солнышка» , «Найди зеленую иголочку для елочки» и т. д.).
III. Восприятие формы :
1. Установление сходства : «Принеси похожую» (форма и цвет совпадают) ;
2. Выбор по названию : «Покажи, где кубик, шар, кирпичик и т. д.» ;
3. Собирает разрезные картинки из 6-8 частей (фрагментов) .
IV. Слуховое восприятие :
2. Узнает по звучанию и называет музыкальные инструменты.
- Оценка в баллах :
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет задание;
2 балла – ребенок выполняет задание при помощи взрослого;
1 балл – ребенок не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
3 – 2,4 балла – высокий уровень
2,3 – 1,7 балла – средний уровень
1,6 – 1 балл – низкий уровень
+ – высокий уровень
– – средний уровень
0 – низкий уровень
Итоги мониторинга сенсорного развития детей младшего возраста (октябрь, май месяцы) 20___г.
Количество детей в группе (списочный состав) ___
Из них :
Высокий – количество - %
Средний – количество - %
Публикации по теме:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори». Из опыта работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори. Сенсорное.
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Психологами доказано, что для каждого возраста существует.
1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».
Енсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы
Разделы: Работа с дошкольниками
Программные задачи:
Задание № 1
Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя
цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Задание № 2
Дидактическая игра “Занимательная коробочка”
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия:
Инструкция:
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)
Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя
фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3
Дидактическая игра “Собери пирамидку”
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.
Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция:
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои
действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия
словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с
заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Протокол обследования сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений в I младшей группе
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Задания |
|||||
№ 1 | № 2 | № 3 | |||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
20 |
Программные задачи:
Задание № 1
Дидактическая игра “Где твой дом” (проводится 4 раза).
Цель: Выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.
Пособия:
Инструкция:
Оценка:
Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз.
Пустой круг – Ребенок ошибся все 4 раза.
Задание № 2
Дидактическая игра “Бегите ко мне” (проводится 4 раза).
Цель: Выявить умение детей сравнивать предметы по цвету.
Пособия:
Инструкция:
Оценка:
Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз, но после помощи педагога не ошибся.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся более 3 раз.
Задание № 3
Дидактическая игра “Длинное – короткое” (проводится 4 раза).
Игра проводится с подгруппой детей по 3 – 5 человек.
Цель: Выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения и находить одинаковые.
Пособия :
Инструкция:
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи
педагога.
Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.
Зеленый круг – Ребенок ошибся и исправляет себя с помощью действий воспитателя.
Задание № 4
Дидактическая игра “Широкое – узкое” (проводится 4 раза).
Цель: Выявить умение детей различать ширину предметов.
Пособия:
Инструкция:
Оценка:
Красный круг – Ребенок самостоятельно выполнил задание по образцу педагога.
Желтый круг – Воспитатель помогает ребенку словами.
Зеленый круг – Ребенок ошибался, задание выполнил вместе с педагогом.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.
Протокол обследования сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений во II младшей группе
№ п/п |
Фамилия, имя детей |
Задания |
|||||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | ||||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 | |||||||||
21 | |||||||||
22 |
В рамках исследовательской работы была разработана и применена методика педагогического обследования детей раннего возраста. В этой методике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего возраста.
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.
На базе МБДОУ детского сада № 49 "Одуванчик" в первой младшей группе было проведено диагностическое исследование. В нем участвовало 10 детей в возрасте 2,5-3 лет.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).
Оборудование:
Основные задания для детей 2,5-3 лет.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Обучение.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:
Таблица 1.
Ф.И. ребёнка |
1 задание |
2 задание |
3 задание |
4 задание |
5 задание |
|
Полина А. |
||||||
Матвей Г. |
||||||
Вероника М. |
||||||
Замира С. |
||||||
Андрей Т. |
||||||
Знаком "+" отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком "-" отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.
Низкий уровень - ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.
Средний уровень - действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.
Высокий уровень - ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
Описание.
Как правило, в контакт вступал не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок был несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук.
4. Значительное отставание от возрастной нормы:
В контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимал, что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалась. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а так же с заданиями для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой. Отмечались неадекватные действия с предметами: брал игрушки в рот, стучал, кидался.
На рисунке № 1 представлены общие результаты сенсорного развития детей.
Рис.№ 1
Проведение диагностического исследования позволило определить методику, способствующую повышению уровня развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Сенсорное развитие необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию и выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е.И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
Диагностика по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаЗа основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.
Знаком «+» отмечаются задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечаются задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
Уровни сенсорного развития каждого из детей:
Высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
Средний уровень – 2- 3 выполненных задания;
Низкий уровень – 1 выполненное задание.
1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.
Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй - треугольник, на третьей - круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 - похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 - похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 - похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)
Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».
Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.
Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения - умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла - ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.
3 балла - ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.
4 балла - ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.
2. Разбери исложи матрёшку четырёхсоставную (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.
Оборудование: четырёхсоставная матрёшка
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.
Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл - ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла - ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
4 балла - ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.
3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье). Наглядный материал.
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка:
1 балл - ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.
3 балла - ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла - ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
4. Собери цветок (4 цвета). Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.
Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал.
Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.
Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.
Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла - ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла - ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла - ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.
5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.) Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.
Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.
Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.
Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл - ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла - ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла - ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла - ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.
В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:
высокий уровень выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;
средний уровень – количество набранных баллов 15–10;
достаточный уровень – количество баллов 10–5;
начальный уровень – количество баллов 5–0.
Констатирующий этап
С целью изучения воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста на базе МДОУ № 4 проводилось исследование в период с сентября 2012г. по февраль 2013г.. В исследовании принимали участие дети раннего дошкольного возраста от 2 до 3 лет в количестве 10 человек.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (приложение 1)
Результаты диагностики занесены в таблицу 1.
Таблица 1.
- средний уровень – 2- 3 выполненных задания;
Диаграмма1. Результаты сенсорного развития детей
Итак, основываясь на результатах диагностики показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний.
Формирующий этап
Целью второго этапа (формирующего) была целенаправленная работа по формированию сенсорной культуры у детей раннего возраста.
Ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов начинается с их непосредственного обследования, в процессе которого малыши учатся различать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, цвет. Знакомясь с основными свойствами и их словесными обозначениями ребенок легче ориентируется в окружающем мире.
Накопление сенсорного опыта происходит на систематических занятиях, которые построены на использовании дидактических игр и упражнений.
Нужно отметить, что, овладевая эталонной системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
Нам предстояло выяснить когда, как и в какой последовательности начинают дети различать свойства предметов? Зависит ли практическая ориентировка в качествах предметов от их словесного обозначения, прежде всего от слов-названий величины, формы, цвета; от характера деятельности ребенка с этими предметами?
Основываясь на результатах диагностики, показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития детей, и большое количество детей с низким уровнем развития, в экспериментальной группе детей, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов. Ценность дидактической игры заключается ещё и в том, что благодаря заложенному в ней элементу самоконтроля, она позволяет организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.
В ходе данной работы выяснилось, что запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, так же как и формы предметов, зависят в значительной степени от возраста детей и ассоциативных связей из личного опыта ребенка.
Если говорить об особенностях восприятия формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств.
Итак, для развития сенсорной культуры детей раннего возраста, нами была проведена систематическая работа с помощью следующих дидактических игр в экспериментальной группе детей от 2-х до 3-х лет (см. Приложение 2):
1)Игра «Найди цветок для бабочки»
Цель
: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями:
«одинакового цвета», «такого же цвета».
2) Игра «Спрячь мышку»
Цель
: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых
цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение);
упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть
эти цвета.
3) Игра «Чудо – паровоз»
Цель:
учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть
части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику.
4)Игра «Сложи картинку»
Цель:
упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с
опорой на цвет; учить анализировать элементарную контрольную схему:
развивать пространственное мышление, волю, усидчивость.
5) Игра « Пирамидка»
Цель:
учить соотносить величину колец в заданной последовательности:
учить анализировать результат; развивать усидчивость,настойчивость.
6) Игра «Найди друга»
Цель:
продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по
звуковому сигналу, развивать внимание.
7) Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка»
Цель:
Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к
другу, распределяя постройку по поверхности.
Так же с детьми проводилась запланированная работа практического
характера: осуществлялись занятия по продуктивной деятельности - таких как лепка, конструирование, рисование, а так же игры и упражнения в свободное время.
На родительском собрании родителям было предложено заполнить анкету:
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам
сенсорного развития и воспитания дошкольников". После анализа анкетных данных родителям на собрании была дана консультация по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.
В процессе практического исследования мы убедились, что дидактические
было замечено, что многие малыши научились распознавать цвета предметов, выделять их характерные признаки.
Также было отмечено, что в результате проведенной работы с детьми раннего возраста повысилась сенсорная культура детей: малыши стали более сосредоточеннее относиться к выполнению заданий и стараться анализировать свои практические действия.
Использование дидактических игр стимулировало и развитие психических процессов: многие дети стали более наблюдательными и внимательными.
Контрольный этап
На заключительном этапе исследования была проведена повторная диагностика с целью изучения динамики формирующей работы по развитию сенсорной культуры детей раннего возраста в экспериментальной группе детей.
Цель данного (третьего) этапа - подведение итогов формирующей работы.
Таблица 2.
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень – 2-3 выполненных задания;
- низкий уровень – 1 выполненное задание.
Диаграмма №2. Повторная диагностика
Итак, в результате контрольной диагностики уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста экспериментальной группы были выделены следующие показатели, которые представлены в диаграмме №3
Диаграмма №3. Сравнительная диаграмма.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста проходит успешно при использовании системы дидактических игр и упражнений.
В результате исследования были изучены особенности процесса воспитания и формирования сенсорной культуры детей раннего возраста.
В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика уровня развития сенсорной культуры детей раннего возраста. Данные диагностики выявили необходимость проведения специальной работы по формированию у детей представлений о свойствах предметов: величине, цвете, форме. Формирование представлений эталонной системы у малышей экспериментальной группы проводилось с использованием дидактических игр.
В ходе исследования была отмечена высокая познавательная активность детей, интерес к изучению свойств предметов.
На третьем этапе была проведена контрольная диагностика и подведены итоги проведенной работы.
В ходе контрольной диагностики была отмечена положительная динамика в развитии представлений у детей экспериментальной группы раннего возраста о цвете, форме, величине благодаря использованию специально подобранных дидактических игр.
Заключение.
В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.
Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.
Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.
В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.
В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.
В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
В процессе данного исследования был изучен процесс использования дидактических игр в сенсорном образовании детей раннего возраста.
В теоретической части была дана общая характеристика проблемы воспитания сенсорной культуры, изучено значение дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста, определена возможность решения задач сенсорного воспитания при использовании дидактических игр.
Дидактические игры необходимы для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.). Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога.
В практической части данного исследования мы убедились, что дидактическая игра способствует развитию представлений у малышей о свойствах предметов.
Современная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети.
Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Список использованной литературы
1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 2005.
2. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006.
3. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.
4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2008.
5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008.
6. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. – М., 2007.
7. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А./ Издательский центр Академия. – М., 2008.
8. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Антонова, А.Г. Арушанова и др.2-е изд.испр.и доп. – М., 2004.
9. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. – М., 2006. - №11.
10. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори – группе// Дошкольное воспитание. – М., 2008.
11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Учеб. пособие для уч. пед. учлилищ по спец. 03.08 «Дошк. восп.». /Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др./ Под ред. Т.С. Комаровой, 3-е изд., доп. раб. – М.: Просвещение, 2001.
12. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 2007.
13. Психология ощущений и восприятия: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2009.
14. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина. – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2006.
15. Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М., Издательский центр « Академия». – М., 2003.
16. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание. – М., 2002. - №10.
17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
18. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 2001.
19. Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.
20. Корепанова М.В., Икрянникова Т.Н., Улитина В.В. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста»- Волгоград: Перемена, 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста.
Оборудование:
1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –
круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;
7.одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.
Основные задания для детей 2,5-3 лет.
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3.Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Педагог предлагал ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Обучение.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, взрослый демонстрировал соответствующее действие, а затем просил ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то с учётом величины колец; складывал разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
использовался метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставлял фигуры в соответствующие прорези; собирал пирамидку - Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие
Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.
Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.
Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.
Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы – 1ребенок.
2. Соответствие возрастной норме – 4 детей.
3. Отставание от возрастной нормы – 3 детей.
4. Значительное отставание от возрастной нормы – 2 ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ЗАДАНИЙ
Содержание обучения | Средства обучения | Материал | Деятельность детей |
| Эталоны шести цветов спектра | Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, "домик". Квадраты тех же цветов - "дверцы. Тот же материал меньшего размера на каждого ребенка | Дидактическая игра "Спрячь мышку!" Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра |
| Большие листы бумаги шести цветов - "комнаты". Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. Куклы -Иван-царевич и Марья-царевна | "Разноцветные комнаты". Дети рассматривают разноцветные комнаты (большие листы бумаги 6 цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по "комнатам" подходящего цвета | |
| 6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями | Лото "Цвет". Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) , и закрывают такие же картинки на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все картинки на своей карте |
ТИПЫ ОБУЧАЩИХ ЗАДАНИЙ ФОРМА
Содержание обучения | Средства обучения | Материал | Деятельность детей | ||||||||||
| Эталоны 3-х геометрических форм: | Большие круг, квадрат, треугольник с нарисованными лицами" - "фигурки-человечки" По 2-3 круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка | Дидактическая игра "В цаостве "фигурок-человечков". Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальчиком и "рисуя" их в воздухе; узнают, как зовут каждого из этих человечков. Затем дети играют: Фигурки-человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинки печенья (испеченные для них) той же формы, что сами фигурки (для круга - печенья круглой формы и т.д.). В игре дети повторяют названия геометрических форм | ||||||||||
Большие "человечки-фигурки", "квадратные листы бумаги, по одному кругу, квадрату, треугольнику разного цвета на каждого ребенка. Клей, кисточки, салфетки, клеенки | Аппликация "Платочки для фигурок-человечков". Дети вспоминают имена фигурок-человечков (круг, квадрат, треугольник), рассматривают их, как в предыдущем занятии. Затем под руководством воспитателя выполняют аппликацию платочков: . дарят каждой из фигурок свой платочек (для круга - платочек с кружочком, для квадрата - с квадратиком и т.д.). | ||||||||||||
| Эталоны 3-х геометрических форм: | Большие треугольники, овал, прямоугольник с нарисованными "лицами"- "фигурки человечки". Квадратные листы бумаги, по одному треугольнику, овалу, прямоугольнику разного цвета на каждого ребенка. Клей, кисточки, салфетки, клеенки | Аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков". Дети выполняют аппликацию салфеточек для фигурок-человечков,"наклеивая треугольник, овал или прямоугольник на каждый листок бумаги. Затем дарят эти салфеточки той фигурке, для кого она сделана. Занятие проводится аналогично занятию 2 | ||||||||||
| Эталоны пяти геометрических форм: | Большие круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник ("фигурки-человечки"); те же фигурки меньших размеров с "лицами", по одному, набору на каждого ребенка; карточки с контурными изображениями тех же фигурок той же величины (их кроватки") на каждого ребенка:
| Материал | Деятельность детей | |||||||||
| Эталоны трех градаций- величины: большой, средний, маленький | Мячи трех размеров | Игра с мячами. Дети рассматривают " мячи, располагая их по величине: большой, средний (поменьше), самый маленький; учатся обозначать величину мячей соответствующими словами. Затем играют с мячами: сначала с большим (чтобы его поймать, руки надо расставить потире), затем - со средним (руки расставлены не так широко), затем - с маленьким (руки надо держать близко друг к другу) | ||||||||||
2. | Куклы, мишки трех размеров | "Куклы и медведи". Дети рассматривают трех кукол различной величин, располагая их по порядку от самой большой до самой маленькой (рассаживают на стульчики, расположенные в ряд). Так же располагают дети и трех медведей разной величины. Затем дети играют, выполняя поручения: "Уложи большую куклу спать", "Принеси маленькому мишке бочонок меда" и т.д. | |||||||||||
| ФланелеграФ, три квадрата разной величины к нему. Тот же материал меньшего размера на каждого ребенка | "Три квадрата". Дети рассматривают квадраты: большой, поменьше, самый маленький; учат выбирать самый большой, затем больший из оставшихся путем наложения; строят вместе с воспитателем башню из квадратов. Затем дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении | |||||||||||
| Сериационный ряд из трех объектов | Картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. 3 куба и 3 квадрата разной величины; фланелеграфы и по 3 квадрата разной величины к нему на каждого ребенка | Дети рассматривают изображенных зверей (медведь, лиса, мышка), располагая их по-порядку: самый большой, поменьше (средний), самый маленький» Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их "квартир" (кубов). Затем дети самостоятельно строят башни для зверей на фланелеграфах из картонных квадратов, используя способ наложения | ||||||||||
Сериационный ряд из пяти объектов | Картинки с изображением зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мышка. 5 кубов и 5 квадратов разной величины; фланелеграфы и по 5 квадратов разной величины к нему на каждого ребенка | "Построим башню". Занятие проводится так же, как и предыдущее, но с большим количеством картинок, кубов и квадратов |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Занятие N 1 (Спрячь мышку)
Программное содержание. Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.
Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20x15 см), посередине белый квадрат (8x8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы (10x10 см), игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные листы (10x8 см), белые квадраты на них (5x5 см), цветные квадраты (6х6 см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.
Ход занятия. Воспитатель проводит с детьми игру "Спрячь мышку!". Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместес воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.
Дети усваивают названия шести цветов спектра.
План занятия N 2. (В царстве фигурок-человечков)
Программное содержание. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры..
Материал. Демонстрационный: большие картонные круг,- квадрат, треугольник с нарисованными "лицами" - фигурки-человечки. Разда точный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера разного цвета на каждого ребенка,
Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает названия этих фигур. Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех: детой и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты, треугольники. Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.
Примечание. В более «сильной» подгруппе у детей по 3 фигуры каждой формы, в более «слабой» - по 2 фигуры каждой формы.