Проекта федерального закона о патриотическом воспитании. Закон о патриотизме

28.09.2019 Новости

О том, как трансформируется первоначальный вариант документа законодатели рассказали в пресс-центре «Парламентской газеты»

Внесённый в Государственную Думу в ноябре 2017 года законопроект «О патриотическом воспитании в Российской Федерации« будет изучен правительственной комиссией и после необходимых согласований рассмотрен депутатами в первом чтении в осеннюю сессию.

Патриотизму дадут определение

Напомним, документ, инициированный группой депутатов всех фракций Госдумы, определяет полномочия органов власти в сфере патриотического воспитания, а также разъясняет понятия «патриотизм» и «Отечество».

Согласно тексту законопроекта, патриотизм - это «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».

В свою очередь, «Отечество» - это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей, страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

Есть серьёзная угроза, что очень многие люди, как за рубежом, так и в самой России в Интернете пытаются подорвать наши национальные основы, пытаются нивелировать подвиг наших отцов и дедов. Такая проблема существует, и, надеюсь, разработчики это учтут, выработают меры защиты против таких действий.

«Закон очень нужен стране, - убеждён заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, принявший участие в обсуждении документа в пресс-центре »Парламентской гаезеты" 8 мая. - Сейчас вместе с Правительством будет создана рабочая группа, которая доработает все недочёты документа, чтобы они не стали препятствием к его принятию. Речь идёт, в частности, о вопросах финансирования и разграничения полномочий».

Выборный убеждён, что доработанный документ Госдума сможет рассмотреть уже в осеннюю сессию с тем, чтобы закон вступил в силу в январе 2019 года.

Законопроект также выделяет основные направления патриотического воспитания: духовно нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое. Воспитывать патриотов нужно будет за счёт бюджета, а также региональных и местных финансов.

Анатолий Выборный. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

В ряде субъектов уже есть свои законы о патриотическом воспитании. Однако они разнятся как в плане определений, так и в части распределения полномочий между различными органами госвласти в сфере воспитания патриотов.

«Без всякого сомнения, этот закон приоритетный для страны и должен быть принят как можно быстрее, - сказал член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин. - Помимо всего прочего он даст новые возможности для информационных площадок».

Учесть цифровую безопасность

К основным направлениям государственной политики в сфере патриотического воспитания авторы относят поддержку памятников воинской славы, формирование гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений «в области культуры, науки и техники» и активное включение молодёжи в решение социально-экономических задач страны, а также создание центров по развитию гражданско-патриотического воспитания граждан на базе высших учебных заведений.

Мария Воропаева. Фото: ПГ/ Игорь Самохвалов

«Этот закон нужен, чтобы появились соответствующие подпрограммы и стандарты. Мы регулярно проводим тесты по истории Великой Отечественной войны - в последней акции, к примеру, участвовали более 500 тысяч человек, - и судя по результатам испытуемых, видим, что нам ещё есть куда стремиться в плане патриотического воспитания подрастающего поколения», - считает глава Молодёжного парламента при Государственной Думы Мария Воропаева.

По её мнению, при рассмотрении документа во втором чтении необходимо будет учесть современные реалии. В частности, элементы цифровой безопасности.

«Сегодня есть серьёзная угроза, что очень многие люди, как за рубежом, так и в самой России в Интернете пытаются подорвать наши национальные основы, пытаются нивелировать подвиг наших отцов и дедов. Такая проблема существует, и, надеюсь, разработчики это учтут, выработают меры защиты против таких действий», - подчеркнула Воропаева.

Справка

Задачи патриотического воспитания

К задачам патриотического воспитания, согласно документу, относятся: формирование у граждан общероссийского национального самосознания, ценностных ориентаций и установок в отношении к личности, обществу, государству.

Также к этим задачам относится привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - государственного герба РФ, флага и гимна, а также другой символики и исторических святынь Отечества, а также создание условий для усиления патриотической направленности в СМИ информации при освещении событий, явлений и процессов общественной жизни; формирование положительной мотивации граждан к защите Отечества и готовности к военной службе и другие пункты.

15 ноября большая группа депутатов фракции «Единая Россия» внесла на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». Документ устанавливает основные принципы и цели патриотического воспитания, полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в реализации государственных, федеральных целевых и ведомственных программ патриотического воспитания. Кроме того, впервые на законодательном уровне даются дефиниции понятиям «патриотизм», «Отечество» и «патриотическое воспитание».

Под патриотизмом авторы документа понимают «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить ему свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества». Отечество - это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

В свою очередь «патриотическое воспитание» предполагает систематическую деятельность, «основанную на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации граждан, формирование у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества».

В документе отмечается, что гражданам РФ необходимо привить чувство гордости и глубокого уважения к национальным символам. Как видится авторам законопроекта, истинные патриоты обязаны относиться к труду «как к важнейшей ценности». Кроме того, человек, любящий свою страну, должен вести здоровый образ жизни, стремиться создать многодетную семью, проявлять заботу о пожилых и близких людях и поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе.

Законопроект предусматривает финансирование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, собственных или привлеченных средств юридических и физических лиц, а также за счет других источников. Принимать участие в воспитании патриотов будут иметь право представители традиционных для России конфессий. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2018 года.

По мнению председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергея Гаврилова, «последующее рассмотрение и принятие законопроекта Государственной Думой является чрезвычайно важным и знаковым событием».

«Впервые в истории законодательства федеральным законом должен стать документ, основной целью которого является укрепление фундамента Российского государства, его духовно-нравственных, гражданско-патриотических и военно-патриотических начал. Законопроект, в полной мере соответствуя положениям Конституции Российской Федерации, запрещающей установление государственной идеологии, базируется на ценностях, объединяющих большинство граждан Российской Федерации независимо от их национальности, вероисповедания, социального положения», – пояснил парламентарий.

Он также отметил, что «деятельность в сфере патриотического воспитания является одним из видов общественной активности социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем наиболее эффективные из которых смогут претендовать на получение статуса исполнителей общественно полезных услуг и, таким образом, права на участие в государственных программах патриотического воспитания».

Глава думского комитета подчеркнул, что «принятие законопроекта о патриотическом воспитании особенно актуально в условиях информационной войны, развязанной против Российской Федерации рядом стран Запада». «Это станет важнейшим шагом по укреплению общественного согласия в нашем обществе на основе духовно-нравственных ценностей российского патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, гордости за великие свершения и достижения, почитания государственных и других значимых символов и святынь Отечества», – заявил Гаврилов (ruskline.ru).

Между тем многие эксперты, общественные деятели и журналисты отнеслись к данной инициативе критически.

«Законодательно определять понятие «патриотизм» не нужно, это делается в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Кто-то хочет отличиться, попасть в ту или иную струю, быть замеченным, не более того», – считает ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов.

По его мнению, в понятие «патриотизм» могут вкладываться противоречащие друг другу значения. «Бессмысленно делать его предметом какого-то юридического языка и делить людей на патриотов и не патриотов, поскольку, если патриотизм оказался в юридических документах, то к тебе отношение разное в зависимости от патриотизма или его отсутствия. Разделять людей по каким-то взглядами и идеологиям неправильно. Не хотел бы, чтобы тенденция раскола общества по взглядам людей была бы продолжена, тем более что взгляды людей расплывчаты: под одним и тем же понятием могут принимать в разное время разные вещи», - заявил ученый.

«70 процентов так называемых патриотов зачастую составляют конформисты вообще без определенных взглядов, – добавил Бызов. – И мы в своей истории это проходили: например, одно время было патриотично быть неверующим, а сейчас неверующим быть, напротив, непатриотично» (Газета.Ru).

Политолог Екатерина Шульман обнаруживает в законопроекте юридическую несостоятельность. По ее мнению, в преддверии президентских выборов Госдума вводит новый тип законопроектов – «не написанных с расчетом на исполнение, и не принципиально неисполнимых, а таких, в которых нечего исполнять».
Эксперт отмечает, что в проекте закона о патриотическом воспитании «нет ничего, что можно было бы воплотить в жизнь»: «Из максимально практического там сказано, что хорошо бы были такие гранты, которые помогали бы патриотическому воспитанию, а давал бы их или президент, или, может, губернатор, или еще какой хороший человек в соответствии с действующим законодательством».

«Думаю, для прикрытия этой законотворческой пустоты требуется максимальный объем публичного шума, именно поэтому Минюст рассылает медиа письма с предупреждением ни о чем до того, как закон о наступлении ничего вступит в действие. Чего ждать вступления в действие, если у него нет действия? Всё его содержание и состоит в этой декларации», – недоумевает Екатерина Шульман (online812.ru).

С политической конъюнктурой связывает законопроект и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

«Инициативы вокруг патриотизма, как правило, сводятся к тому, что еще больше начинают говорить, как нужно любить Россию и какая она замечательная. Но патриотизм - это чувство, а принуждение к проговариванию чувства вслух чаще убивает его, а не усиливает», – напоминает аналитик (Ъ).

Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе опасается, что подобные законотворческие предложения похоронят еще не сформированный российский патриотизм.
«Как бы не получилось еще хуже – поди пойми, что такое неразрывность, полноценная самореализация и целенаправленная систематическая деятельность, не говоря уже об абстрактных социокультурных ценностях. Если именно таким языком объяснять подрастающему поколению, что такое патриотизм и Отечество, популярность Навального не уменьшится, а, скорее, возрастет в геометрической прогрессии, – отмечает журналист. – Как бы российский патриотизм, не успев толком сформироваться, не попал под чиновничий каток. А то ведь можно пойти дальше - законодательно закрепить понятия счастья, любви, зла и иных человеческих страстей. А то вдруг кто-то где-то решит самовольно трактовать эти понятия – и к чему это все может привести?»

Учить «правильно любить» Россию бессмысленно – считают и представители творческих профессий.

«Никто меня не учил любить Родину, никак меня специально не воспитывали, это занятие пустое, бессмысленное. Это чувство - очень сильное чувство, оно воспитывается само по себе. Когда читаешь Толстого, когда едешь на автомобиле по каким-нибудь местам, много-много-много настоящих вещей, которые не имеют вид воспитательный, а имеют вид человеческой жизни», – рассказал режиссер Сергей Соловьев (Ъ).

В свою очередь актер Леонид Ярмольник признался, что любит Россию с рождения: «Потому что она моя, какая бы она ни была». «Родину начинают любить в семье, именно семейные отношения к тому, что происходит в стране, формируют человека, а школа, тем более институт, – только косвенно. Но специально научить любить Родину невозможно, это или дано человеку, или нет», – уверен артист (Ъ).

Дискуссию о патриотическом воспитании подхлестнул разгоревшийся 19 ноября скандал с выступлением российского старшеклассника в немецком парламенте. В своем докладе, прочитанном в бундестаге на встрече школьников из ФРГ и России, ученик гимназии № 1 Нового Уренгоя Николай Десятниченко заявил, что солдаты вермахта, погибшие в Сталинграде, «не хотели убивать». Подросток обратился к судьбе немецкого военнослужащего Георга Йоханна Рау, который «умер от тяжелых условий плена». Кроме того, юноша признался, что его крайне беспокоит «неухоженность могил немецких солдат, умерших военнопленных в России». «Я искренне надеюсь, что на всей Земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн», - подвел итог Николай.

«Покаянная» речь молодого человека, прадед которого проливал кровь на фронтах Великой Отечественной войны, спровоцировала ответную волну. Уральский блогер Сергей Колясников направил обращение в Генпрокуратуру, ФСБ и Администрацию Президента РФ, обвинив юношу в «публичном оправдании нацизма». В Совете Федерации берлинский доклад назвали «недопустимым», а Минобразования инициировало проверку в гимназии, где учится Десятниченко. Известность получил резкий отклик политолога Павла Данилина, который на своей странице в Facebook написал: «Вся эта история с подонком, выступавшим в бундестаге, не имеет никакого отношения к нашему образованию».

«Мальчик этот – банальный провокатор и мерзавец, а не глупенький подросток, которого плохо учили в школе. Ничего, уверен, жизнь этого негодяя быстро научит», – заявил Данилин.

Между тем мать Николая пояснила, что перед выступлением принимающая сторона обязала школьника предельно урезать текст и сконцентрироваться на рассказе о немецких солдатах. «Сын сократил выступление сам, без моего участия... В итоге остались одни обрывки», – рассказала Оксана Десятниченко.

«Мне самой теперь страшно читать, что получилось. Я так понимаю, что он не понял, что смысл речи изменился», – добавила она, заверив, что Николай «отлично знает, кто победил в этой войне», и понимает, «как расставлены приоритеты» (RT).

Тем временем в адрес старшеклассника начали поступать угрозы и оскорбления, он был вынужден закрыть свои аккаунты в соцсетях. 21 ноября пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков призвал прекратить «экзальтированную травлю» ямальского школьника. «Обвинять его в каком-то злом умысле, тем более пропаганде нацизма, во всех смертных грехах считаю неверным», – заявил Песков.

«Надо сосредоточиться на вопросах образования, а не заниматься упражнениями в плане человеконенавистничества», – призвал представитель Кремля (РИА Новости). Оставить школьника в покое, «но присмотреться внимательнее к причинам, по которым это произошло», потребовала Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

«Лейтмотив доклада вроде бы ясен: война – это зло как для тех, против кого она направлена, так и для тех, кто ее развязал. Но то, как этот тезис был раскрыт, вызвал шквал обсуждений, критики и возмущений. Причем в основном все это обрушилось на подростка, никто не разбирался в причинах, в истинном отношении ребенка и его семьи к войне. Унижением и травлей патриотизм точно не воспитаешь. Более того, такая реакция несет совершенно неправильный сигнал и детям», - отметила омбудсмен (РИА Новости).

Ситуацию вокруг скандального выступления в бундестаге активно комментируют историки, общественники и юристы.

Историк и телеведущий Леонид Млечин в разговоре с Sobesednik.ru признался, что его удивляет происходящее вокруг школьника: «Я потрясен реакцией общества, особенно наших депутатов, на эту историю. Готовность распять мальчика, школьника. Эта ненависть, которая на него обрушилась, просто потрясает. Предположим, им кажется, что мальчик сказал что-то не то. Он что, враг народа сразу? Надо обращаться в прокуратуру, ФСБ? Как будто у нас вообще ничего другого в стране больше нет - все вопросы должны решаться через прокуратуру. Эта история так много сказала о нашем обществе. Лучше бы было этого всего не знать».

По мнению Млечина, такой резонанс произошел из-за того, что множество россиян не хотят знать свою историю. «Они историю представляют в виде некоторого набора праздничных победных кадров и больше ни о чем знать не хотят. И другим не позволяют. Вместо того чтобы изучать историю, видеть ее, понимать, они себя ощущают околоточными надзирателями истории, - считает телеведущий. - Эта история показывает состояние нашего общества, и оно весьма прискорбно».

На вопрос о том, как телеведущий оценивает позицию школьника относительно немецких военных, Млечин ответил, что главное - это интерес мальчика к истории. «Главное, что нужно отметить, что мальчику интересна история. Это уже большое дело. Он не пиво пьет во дворе, не наркотиками балуется, не машины угоняет. Ему интересна история, он занялся этим - уже хорошо, - сказал Млечин. - Второе - это одно из сложных качеств русского народа, это сострадание. Я испытываю к немецким солдатам другие чувства, но это не имеет значение. Мальчик имеет право, и упаси Господь вмешиваться нам в судьбы детей таким ужасным образом. Вообще я даже не представляю себе, как он это переживет, какое это губительное на него может оказать влияние».

Телеведущий считает, что обращение из-за случившегося в ФСБ и прокуратуру показывает, что наше общество не способно на спокойствие и здравость. «Если что-то не так - то ты сразу враг народа. И сразу на тебя надо напускать ФСБ и прокуратуру. И главное, что у прокуратуры и ФСБ оказывается масса свободного времени, чтобы этим заниматься. Может быть, это время лучше на борьбу с реальным терроризмом потратить», – отметил он.

При этом Млечин уверен, что нет ничего, что могло бы изменить ситуацию и заставить россиян посмотреть на произошедшее под другим углом, потому что «последние годы состояние такое духовное общества, нравственно взвинчивается до невозможности».

«У людей пена идет изо рта. Все воспринимают друг друга как врага. Я не вижу никакой возможности эту спираль словесного насилия остановить. Я слышал, что пресс-секретарь Президента попросил остановить эту травлю. По крайней мере это здравое слово, может быть, как-то повлияет в данном случае, но общую ситуацию это не изменит», - заключил Леонид Млечин в разговоре с Sobesednik.ru.

По мнению эксперта Центра политического анализа Андрея Тихонова, Николая «могли подставить взрослые».

«Возмущает позиция новоуренгойской гимназии, которая делает вид, что ничего страшного не произошло. Под видом политкорректности и плюрализма в нашу систему образования пытаются протащить самоубийственные для национального сознания идеи. Увидим ли мы в Госдуме немецких школьников, которые извинятся за те преступления против военнопленных, которые творила нацистская Германия?» - сказал политолог (m.ura.news).

«Сам мальчик тут ни при чём, за что его наказывать? Дети – это лишь ретрансляторы. Говорят то, что им вложили в уши», – подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев (m.ura.news).

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов, проанализировав историю немецкого военнослужащего, высказался о необходимости проведения разъяснительной работы с Николаем Десятниченко: «Очевидно, что этот солдат наверняка убивал советских граждан, выполняя приказы своего командования, то есть все-таки он тут не жертва. То, что его судьба затем закончилась смертью в советском лагере военнопленных, неизбежность того времени. Однако не стоило тут же обращаться в прокуратуру, достаточно будет объяснить подростку, что если бы немцы в той войне победили, то его бы, вероятнее всего, не было бы просто потому, что его прадедушка, воевавший на войне, погиб бы в лагере, как и многие жители СССР».

«Не стоит сразу требовать от прокуратуры наказать ребенка, можно просто объяснить мальчику, что он заблуждается», – сказал эксперт (https://m.ura.news). Член Общественной палаты Омской области Александр Малькевич сосредоточился на причинах, которые в принципе сделали возможным доклад Николая. «Этот дикий случай – еще одно подтверждение того, о чем постоянно говорит наша комиссия ОП РФ по СМИ: о необходимости образовательных программ на телевидении, потребности в ″госзаказе на хорошее″, для того чтобы у наших СМИ, прежде всего у региональных, был стимул и, безусловно, финансирование на то, чтобы ″сеять разумное, доброе, вечное″. В данном случае мы видим яркий пример того, что получается, когда и СМИ, и общество живут по принципу ″рынок все расставит по своим местам″», – заявил Малькевич.

«Мы неоднократно заявляли, что должны быть гранты, должно выделяться финансирование, причем не на местном уровне, потому что они идут на информирование о деятельности структур власти и в неумелых руках превращаются в оголтелый пиар муниципальных и региональных начальников. Стоит в разы увеличивать объемы помощи, которая должна выделяться по федеральной линии – при участии Роспечати, Союза журналистов России, Общественной палаты РФ – на конкретные просветительские, образовательные проекты. В противном случае мы вновь станем свидетелями таких вопиющих ситуаций, которые будут разрастаться, как снежный ком. Все больше и больше будет регионов, где будут появляться ″иваны, не помнящие родства″», – предрек эксперт (oprf.ru).

Первый вице-президент Международного общественного фонда «Российский фонд мира» Елена Сутормина напомнила, что оправдание нацизма стало в ряде европейских стран едва ли не трендом.

«К сожалению, и так сейчас по Европе, в частности в прибалтийских государствах, идет волна оправдания тех, кто служил в армии СС. Идет страшная борьба с памятниками нашим героям в Польше. Мы не должны допустить подобного. Правда одна: победа советского народа над страшным врагом всего человечества – фашизмом – неоспорима. Десятки миллионов наших граждан отдали свои жизни за мир. И наша молодежь должна знать, что это была армия захватчиков, что многие из них нещадно издевались над нашими предками. Поэтому говорить что-то об уходе за их кладбищами со стороны страны, которая все это перенесла, – это, извините меня, все-таки абсурдно. Они пришли на нашу землю с мечом и огнем», – подчеркнула член ОП РФ (oprf.ru).

Руководитель Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Ольга Амельченкова призвала не допустить опасного смещения акцентов в интерпретации итогов Второй мировой войны.

«Нет нужды комментировать вопиющие заявления о ″безвинно погибших солдатах вермахта″. Благо еще не забыты тысячи фактов садистского поведения фашистских захватчиков на оккупированных территориях. К сожалению, люди, симпатизирующие фашизму, не ограничиваются только откровенной ложью: с помощью подобных выступлений, якобы научных докладов и даже фильмов они смещают акценты. Великая Победа, по их мнению, уже не так однозначна, а фашистские войска не оккупировали нашу страну, а освобождали ее от коммунистического режима», – сказала общественница.

«Как мы видим, главным адресатом такой пропаганды становится подрастающее поколение, молодежь, – отметила Амельченкова. – Чтобы не проиграть в этой информационной войне, необходимо работать на упреждение. Исторический ликбез, прививание любви и уважения к героической истории своей страны не должны ограничиваться несколькими часами уроков истории в школах. При этом мы должны использовать современные форматы и создавать такой контент, который будет интересен детям и молодым людям» (oprf.ru).

Законопроект о патриотическом воспитании в РФ был внесен группой депутатов «Единой России» в Госдуму в среду, 15 ноября. Документ, в частности, содержит определение терминов «отечество» и «патриотизм». Так, первое, по версии авторов проекта, — это «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества». «Отечество» же, как говорится в документе, — это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

Патриотическое воспитание, согласно документу, подразделяется на несколько направлений. Это духовно-нравственное (направленное в итоге на достойное служение России), гражданско-патриотическое (которое, в том числе, направлено на появление и укрепление «гордости за сопричастность к выдающимся деяниям предков и их традициям») и военно-патриотическое, оно включает в себя увековечение памяти воинов и гордость за вооруженные силы РФ.

Кроме того, в законопроекте описываются цели и качества, которыми должен обладать «воспитанный патриот». Гражданин, в частности, должен положительно относиться к труду «как к важнейшей ценности жизни», иметь потребность трудиться на благо общества, государства. Комплекс воспитательных мер также должен

сформировать у граждан потребности в «духовно-нравственном развитии, в ведении здорового образа жизни, способности жить семейной жизнью и воспитывать большее количество детей, проявлять заботу о пожилых и близких людях, поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе».

Помогать в этом будущим патриотам должны не только органы власти различного уровня или некоммерческие организации, но и семьи, а также «традиционные для России религиозные конфессии».

Работа по патриотическому воспитанию, говорится в документе, предусматривает «настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан», а также «их ценностных установок, ориентированных на интересы общества, семьи и государства». В качестве примеров, как может выражаться патриотическое воспитание, в законопроекте указаны:поддержка памятников Воинской славы, формирование национальной гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений, а также повышение интереса граждан к военной истории России и памятным датам.

В документе также подчеркивается, что то, каким именно способом человека научат родину любить, не так важно, главное — результат.

В процессе необходимо учитывать «региональные и местные особенности», а также интересоваться мнением «общественных объединений граждан и религиозных организаций (объединений) традиционных конфессий».

Сами авторы законопроекта, который, в случае его принятия, вступит в силу с 1 января 2018 года, говорят, что главной их целью было создать единый подход к патриотическому воспитанию. Для этого, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, определяются полномочия органов госвласти и вводится единый терминологический аппарат. Документ также предусматривает способы поощрения для разного рода организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, от грантов и прямой имущественной либо финансовой помощи до налоговых льгот.

Эксперты отнеслись к законодательной инициативе скептически. «На мой взгляд, законодательно определять понятие «патриотизм» не нужно, это делается в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Кто-то хочет отличиться, попасть в ту или иную струю, быть замеченным, не более того», — сказал в разговоре с «Газетой.Ru» ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов.

По мнению Бызова, патриотизм — это понятие, в которое разные люди вкладывают разный смысл. «Бессмысленно делать его предметом какого-то юридического языка и делить людей на патриотов и не патриотов, поскольку, если патриотизм оказался в юридических документах, то к тебе отношение разное в зависимости от патриотизма или его отсутствия. Разделять людей по каким-то взглядами и идеологиям неправильно. Не хотел бы, чтобы тенденция раскола общества по взглядам людей была бы продолжена, тем более, что взгляды людей расплывчаты: под одним и тем же понятием могут принимать в разное время разные вещи», — пояснил он «Газете.Ru».

И мы в своей истории это проходили: например, одно время было патриотично быть неверующим, а сейчас неверующим быть, напротив, непатриотично».

Что касается воспитания подрастающего поколения, то, по мнению эксперта, командой «сверху» патриотизм не привьешь. «В советские времена подросткам вдалбливали определенные догмы, говорили, что надо гордиться партией и государством. Прошло немного времени, и не стало ни коммунизма, ни партии. Молодежь очень чувствительна к любой фальши, и чем больше вы им будете вдалбливать, что надо быть патриотами, тем больше им будет хотеться быть непатриотами. Ничего, кроме обратного эффекта, подобное законодательство не даст», — резюмировал Бызов.

Мало детей - не патриот

В Госдуму внесен закон о патриотическом воспитании

Проект закона «О патриотическом воспитании в Российской федерации» внесен в Госдуму 15 ноября. В документе не только вводится официальное определение «отечества», рассказывается, что в воспитании патриотов имеют право участвовать представители традиционных для России конфессий, но и описывается, каким должен быть человек, любящий свою страну: ведущим здоровый образ жизни и мечтающим о многодетной семье.

Законопроект о патриотическом воспитании в РФ был внесен группой депутатов «Единой России» в Госдуму в среду, 15 ноября. Документ, в частности, содержит определение терминов «отечество» и «патриотизм». Так, первое, по версии авторов проекта, - это «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества». «Отечество» же, как говорится в документе, - это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

Патриотическое воспитание, согласно документу, подразделяется на несколько направлений. Это духовно-нравственное (направленное в итоге на достойное служение России), гражданско-патриотическое (которое, в том числе, направлено на появление и укрепление «гордости за сопричастность к выдающимся деяниям предков и их традициям») и военно-патриотическое, оно включает в себя увековечение памяти воинов и гордость за вооруженные силы РФ.

Кроме того, в законопроекте описываются цели и качества, которыми должен обладать «воспитанный патриот». Гражданин, в частности, должен положительно относиться к труду «как к важнейшей ценности жизни», иметь потребность трудиться на благо общества, государства. Комплекс воспитательных мер также должен

сформировать у граждан потребности в «духовно-нравственном развитии, в ведении здорового образа жизни, способности жить семейной жизнью и воспитывать большее количество детей, проявлять заботу о пожилых и близких людях, поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе».

Помогать в этом будущим патриотам должны не только органы власти различного уровня или некоммерческие организации, но и семьи, а также «традиционные для России религиозные конфессии».

Работа по патриотическому воспитанию, говорится в документе, предусматривает «настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан», а также «их ценностных установок, ориентированных на интересы общества, семьи и государства». В качестве примеров, как может выражаться патриотическое воспитание, в законопроекте указаны:поддержка памятников Воинской славы, формирование национальной гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений, а также повышение интереса граждан к военной истории России и памятным датам.

В документе также подчеркивается, что то, каким именно способом человека научат родину любить, не так важно, главное - результат.

В процессе необходимо учитывать «региональные и местные особенности», а также интересоваться мнением «общественных объединений граждан и религиозных организаций (объединений) традиционных конфессий».

Сами авторы законопроекта, который, в случае его принятия, вступит в силу с 1 января 2018 года, говорят, что главной их целью было создать единый подход к патриотическому воспитанию. Для этого, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, определяются полномочия органов госвласти и вводится единый терминологический аппарат. Документ также предусматривает способы поощрения для разного рода организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, от грантов и прямой имущественной либо финансовой помощи до налоговых льгот.

Эксперты отнеслись к законодательной инициативе скептически. «На мой взгляд, законодательно определять понятие «патриотизм» не нужно, это делается в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Кто-то хочет отличиться, попасть в ту или иную струю, быть замеченным, не более того», - сказал в разговоре с «Газетой.Ru» ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов.

По мнению Бызова, патриотизм - это понятие, в которое разные люди вкладывают разный смысл. «Бессмысленно делать его предметом какого-то юридического языка и делить людей на патриотов и не патриотов, поскольку, если патриотизм оказался в юридических документах, то к тебе отношение разное в зависимости от патриотизма или его отсутствия. Разделять людей по каким-то взглядами и идеологиям неправильно. Не хотел бы, чтобы тенденция раскола общества по взглядам людей была бы продолжена, тем более, что взгляды людей расплывчаты: под одним и тем же понятием могут принимать в разное время разные вещи», - пояснил он «Газете.Ru».

И мы в своей истории это проходили: например, одно время было патриотично быть неверующим, а сейчас неверующим быть, напротив, непатриотично».

Что касается воспитания подрастающего поколения, то, по мнению эксперта, командой «сверху» патриотизм не привьешь. «В советские времена подросткам вдалбливали определенные догмы, говорили, что надо гордиться партией и государством. Прошло немного времени, и не стало ни коммунизма, ни партии. Молодежь очень чувствительна к любой фальши, и чем больше вы им будете вдалбливать, что надо быть патриотами, тем больше им будет хотеться быть непатриотами. Ничего, кроме обратного эффекта, подобное законодательство не даст», - резюмировал Бызов.

Законы о патриотическом воспитании

О патриотическом воспитании во Владимирской области

Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Владимирской области
от 29 июля 2015 года N 196

Статья 1. Цели настоящего Закона

Статья 1. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются регулирование отношений в сфере патриотического воспитания на территории Владимирской области (далее — патриотическое воспитание).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) патриотическое воспитание — систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти Владимирской области, иных органов и организаций по формированию у граждан Российской Федерации (далее — граждане) любви к Родине, преданности и верности Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите;

2) военно-патриотическое воспитание — часть патриотического воспитания, направленная на формирование у граждан готовности к военной и правоохранительной службе и приобретение связанных с этим прикладных знаний и навыков;

3) субъекты патриотического воспитания — органы государственной власти Владимирской области, образовательные организации, учреждения культуры, общественные и религиозные организации (объединения) и иные организации и граждане, участвующие в осуществлении патриотического воспитания;

4) система патриотического воспитания — совокупность субъектов патриотического воспитания, используемых ими средств и методов патриотического воспитания, а также мероприятий, проводимых в целях патриотического воспитания.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере патриотического воспитания

Правовое регулирование отношений в сфере патриотического воспитания осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Владимирской области.

Статья 4. Принципы, цели и задачи патриотического воспитания

1. Патриотическое воспитание основывается на принципах:

5) соблюдения баланса интересов личности, общества и государства.

2. Целями патриотического воспитания являются формирование и развитие профессионально значимых и личностных качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах общественной жизни, в укреплении и защите государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития, гражданской ответственности и дисциплинированности.

3. Задачами патриотического воспитания являются:

1) утверждение в сознании граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому, традициям России и Владимирской области;

2) совершенствование военно-патриотического воспитания граждан и повышение престижа военной и правоохранительной службы;

3) воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной жизни, создание условий для реализации гражданином его конституционных прав и обязанностей, гражданского и воинского долга;

4) привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации — Государственного герба Российской Федерации, Государственного флага Российской Федерации, Государственного гимна Российской Федерации, воинской символики, официальной символики Владимирской области;

5) укрепление духовной общности народов России, проживающих на территории Владимирской области;

6) воспитание уважительного отношения к представителям старшего поколения, обеспечение духовной связи между поколениями.

Статья 5. Полномочия Законодательного Собрания Владимирской области в сфере патриотического воспитания

К полномочиям Законодательного Собрания Владимирской области в сфере патриотического воспитания относятся:

1) принятие законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов в сфере патриотического воспитания и осуществление контроля за их исполнением;

2) участие в реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания;

3) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Полномочия Губернатора Владимирской области в сфере патриотического воспитания

К полномочиям Губернатора Владимирской области в сфере патриотического воспитания относятся:

1) определение основных направлений патриотического воспитания на территории Владимирской области;

3) определение компетенции исполнительных органов государственной власти Владимирской области в сфере патриотического воспитания;

4) обеспечение координации деятельности исполнительных органов государственной власти Владимирской области с государственными органами Владимирской области в сфере патриотического воспитания;

6) осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Статья 7. Полномочия администрации Владимирской области в сфере патриотического воспитания

К полномочиям администрации Владимирской области в сфере патриотического воспитания относятся:

1) участие в реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания;

2) принятие нормативных правовых актов в сфере патриотического воспитания в пределах компетенции;

3) организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Владимирской области с иными субъектами патриотического воспитания, а также с органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области;

3-1) установление порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации государственных программ Владимирской области в сфере патриотического воспитания;

4) утверждение и реализация государственных программ Владимирской области в сфере патриотического воспитания;

5) утверждение комплекса мероприятий в сфере патриотического воспитания граждан;

6) организация освещения в средствах массовой информации мероприятий в сфере патриотического воспитания;

7) реализация иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Статья 8. Основные направления патриотического воспитания

1. Основными направлениями патриотического воспитания являются:

1) развитие системы патриотического воспитания;

2) проведение мероприятий, направленных на патриотическое воспитание;

3) взаимодействие органов государственной власти Владимирской области с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, правоохранительными и судебными органами, общественными организациями, иными органами и организациями и гражданами в целях планирования и реализации мероприятий по патриотическому воспитанию;

4) государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан;

5) учреждение премий за достижения в области патриотического воспитания.

2. Реализация направлений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляется органами государственной власти Владимирской области в пределах полномочий, предоставленных им действующим законодательством.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования

И.о. Губернатора
Владимирской области
А.В.КОНЫШЕВ

Закон о патриотическом воспитании: «Мы это проходили уже двадцать раз»

Депутаты «Единой России» внесли в Госдуму проект федерального закона «О патриотическом воспитании в РФ». Он расшифровывает понятия «патриотизм» и «Отечество», а также объясняет, каким должен быть российский патриот. В частности, ему полагается любить родину, вести здоровый образ жизни и планировать многодетную семью. В эфире радио СОЛЬ свое мнение о законопроекте высказал сопредседатель организации «Родительский комитет» (СПб) Михаил Богданов.

Михаил Богданов - сопредседатель организации «Родительский комитет» (г. СПб)

Унифицировать под стандарт можно болванку какую-то, из которой будут вытачиваться какие-то болванчики. Конечно, можно написать, что теперь у нас в обществе должно быть такое количество болванчиков, которые будут соответствовать этому стандарту. Ну, ребят, мы проходили это уже двадцать раз. И трезвые люди понимают, что это все невозможно. Люди все разные, то есть удержать общество в каких-то рамках можно только моральными какими-то ценностями, которые формируются не на бумаге. Они формируются совершенно другими средствами. И да, я согласен, что нужно воспитывать общество. Но пытаться создать какую-то унифицированную матрицу, в которую должны все влезть - хорошо, а если я чуть-чуть не патриот? Что со мной-то надо делать? Надо перевоспитывать, как говорят в некоторых организациях? Как это будет в отношении человека и ребенка в том числе? А если завтра у нас поменяется руководство в стране или какая-то его часть? Или, например, вдруг какие-то наши лидеры захотят, чтобы у нас все ходили в красном? Все будут ходить в красном или чего?

У нашей страны уже накоплен достаточный опыт, мы можем обратиться и к советскому опыту, и к опыту других стран. Например, в той же Англии, в англоязычных странах система скаутинга является одним из ключевых инструментов воспитания. И воспитания именно в контексте той идеологической, мировоззренческой парадигмы, которая существует в данном обществе. У нас это была пионерия, если мы говорим про детей. И это эффективный инструмент, он очень хорошо работал. Другой разговор, что и там, и тут мы знаем о сложностях или каких-то перегибах не в ту сторону. Но в целом это отработано, есть такая методика и она не вызывает при правильном применении изжоги у населения.

Другое дело - меняется общество, меняются люди, меняются общественные установки. Сейчас не столь четко формулируются задачи для нашего общества, и мы не может точно сказать, куда мы идем. Поэтому и создать такую систему довольно сложно, потому что любая система подчинена каким-то закономерностям по постановке цели. Поэтому здесь я сейчас не сформулирую какого-то четкого рецепта. Но у нас опыт есть за многие годы существования общества в целом. Надо искать, это должны сказать педагоги и психологи, это должны сказать люди, которые профессионально работают с молодежью - что можно и как можно, как будет эффективно работать. Потому что мы массу видим примеров, и они, к сожалению, копируют не в лучшем виде то, что было сделано нашими предками.

Вопрос в том, что мы сейчас целенаправленной, системной работы не видим. Условно говоря, мы с одной стороны видим «Дом 2», эти же дети смотрят телевизор и в интернете видят все то же самое. И тут же им вдруг повязывают галстуки и начинают рассказывать, какие они должны быть хорошие. Ребят, ну либо крест сними, либо штаны надень - как в анекдоте. Нужно как-то определиться куда мы идем, тогда можно говорить о чем-то профессионально. Пока это все - пошуметь, создать видимость, оправдать свое существование. Я не знаю целей депутатов, но, видимо, они какие-то свои, не те, которые обществу нужны.

Когда мы начинаем говорить про государственную поддержку [патриотического воспитания], мы уходим в сферу исключительно бюрократическую, потому что сегодня нельзя организовать какую-то поддержу не по 44 ФЗ, например. Мы не можем заплатить из общего кошелька, должны произойти процедуры отбора, конкурсы… И на этих процедурах живут совершенно конкретные люди. Поэтому - да, безусловно, существуют какие-то полезные и нужные организации, которые надо поддерживать, но по факту мы утыкаемся в ситуацию, что на выходе имеем этот самый формализм.

Пример могу привести из другой области - это, например, борьба с наркотиками. У муниципальных округов обязанность - осуществлять некую патриотическую и прочую деятельность, направленную против распространения этого зла, но на местах процедура та же самая. И вот мы имеем традиционную полевую кашу, которая привозится в какой-то день и ею кормят каких-то людей. А на выходе у нас - патриотическая работа или борьба с наркотиками. Потому что они были просто обязаны выполнить этот некий норматив. Галочку поставили. А что на выходе? Ничего, но это неважно, потому что закон написан и нужно его исполнять.

В Госдуму внесли проект закона о патриотическом воспитании россиян

Москва. 15 ноября. INTERFAX.RU — В Госдуму внесен законопроект о патриотическом воспитании граждан РФ. Соответствующая инициатива размещена в базе законодательной деятельности нижней палаты парламента РФ.

Предметом правового регулирования проекта закона являются общественные отношения, возникающие в связи с патриотическим воспитанием граждан РФ, говорится в пояснительной записке.

Законопроект предлагает регулировать управленческую деятельность госорганов и должностных лиц по исполнению публичной функции государства по воспитанию граждан, говорится в документе. Сейчас в некоторых субъектах РФ уже приняты законы о патриотическом воспитании — внесенный законопроект призван установить единообразие подходов на всей территории России, отмечают авторы.

В частности, в проекте закона дается определение понятия «патриотизм». Таковым предлагается считать «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить ему свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».

При этом в законопроекте прописывается понятие «Отечество». Это — «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

Патриотическое воспитание при этом — это «систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации граждан, формирование у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества.

Законопроект выделяет основные направления патриотического воспитания: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое.

Кроме того законопроект определяет, что государственная поддержка патриотического воспитания — это «совокупность принятых и осуществляемых государственными органами организационных мер образовательного, информационного, финансово-экономического, правового и иного характера, направленных на создание благоприятных условий для работы в сфере патриотического воспитания.

Закон о патриотическом воспитании Госдума рассмотрит осенью

О том, как трансформируется первоначальный вариант документа законодатели рассказали в пресс-центре «Парламентской газеты»

Внесённый в Государственную Думу в ноябре 2017 года законопроект «О патриотическом воспитании в Российской Федерации« будет изучен правительственной комиссией и после необходимых согласований рассмотрен депутатами в первом чтении в осеннюю сессию.

Патриотизму дадут определение

Напомним, документ, инициированный группой депутатов всех фракций Госдумы, определяет полномочия органов власти в сфере патриотического воспитания, а также разъясняет понятия «патриотизм» и «Отечество».

Кто такие патриоты и зачем они нужны

Согласно тексту законопроекта, патриотизм - это «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».

В свою очередь, «Отечество» - это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей, страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

Есть серьёзная угроза, что очень многие люди, как за рубежом, так и в самой России в Интернете пытаются подорвать наши национальные основы, пытаются нивелировать подвиг наших отцов и дедов. Такая проблема существует, и, надеюсь, разработчики это учтут, выработают меры защиты против таких действий.

«Закон очень нужен стране, - убеждён заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, принявший участие в обсуждении документа в пресс-центре »Парламентской гаезеты» 8 мая. - Сейчас вместе с Правительством будет создана рабочая группа, которая доработает все недочёты документа, чтобы они не стали препятствием к его принятию. Речь идёт, в частности, о вопросах финансирования и разграничения полномочий».

Выборный убеждён, что доработанный документ Госдума сможет рассмотреть уже в осеннюю сессию с тем, чтобы закон вступил в силу в январе 2019 года.

Законопроект также выделяет основные направления патриотического воспитания: духовно нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое. Воспитывать патриотов нужно будет за счёт бюджета, а также региональных и местных финансов.

Анатолий Выборный. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

В ряде субъектов уже есть свои законы о патриотическом воспитании. Однако они разнятся как в плане определений, так и в части распределения полномочий между различными органами госвласти в сфере воспитания патриотов.

«Без всякого сомнения, этот закон приоритетный для страны и должен быть принят как можно быстрее, - сказал член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин. - Помимо всего прочего он даст новые возможности для информационных площадок».

Учесть цифровую безопасность

К основным направлениям государственной политики в сфере патриотического воспитания авторы относят поддержку памятников воинской славы, формирование гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений «в области культуры, науки и техники» и активное включение молодёжи в решение социально-экономических задач страны, а также создание центров по развитию гражданско-патриотического воспитания граждан на базе высших учебных заведений.

Мария Воропаева. Фото: ПГ/ Игорь Самохвалов

«Этот закон нужен, чтобы появились соответствующие подпрограммы и стандарты. Мы регулярно проводим тесты по истории Великой Отечественной войны - в последней акции, к примеру, участвовали более 500 тысяч человек, - и судя по результатам испытуемых, видим, что нам ещё есть куда стремиться в плане патриотического воспитания подрастающего поколения», - считает глава Молодёжного парламента при Государственной Думы Мария Воропаева.

По её мнению, при рассмотрении документа во втором чтении необходимо будет учесть современные реалии. В частности, элементы цифровой безопасности.

«Сегодня есть серьёзная угроза, что очень многие люди, как за рубежом, так и в самой России в Интернете пытаются подорвать наши национальные основы, пытаются нивелировать подвиг наших отцов и дедов. Такая проблема существует, и, надеюсь, разработчики это учтут, выработают меры защиты против таких действий», - подчеркнула Воропаева.

Задачи патриотического воспитания

К задачам патриотического воспитания, согласно документу, относятся: формирование у граждан общероссийского национального самосознания, ценностных ориентаций и установок в отношении к личности, обществу, государству.

Также к этим задачам относится привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - государственного герба РФ, флага и гимна, а также другой символики и исторических святынь Отечества, а также создание условий для усиления патриотической направленности в СМИ информации при освещении событий, явлений и процессов общественной жизни; формирование положительной мотивации граждан к защите Отечества и готовности к военной службе и другие пункты.

15 ноября большая группа депутатов фракции «Единая Россия» внесла на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». Документ устанавливает основные принципы и цели патриотического воспитания, полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в реализации государственных, федеральных целевых и ведомственных программ патриотического воспитания. Кроме того, впервые на законодательном уровне даются дефиниции понятиям «патриотизм», «Отечество» и «патриотическое воспитание».

Под патриотизмом авторы документа понимают «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить ему свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества». Отечество - это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

В свою очередь «патриотическое воспитание» предполагает систематическую деятельность, «основанную на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации граждан, формирование у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества».

В документе отмечается, что гражданам РФ необходимо привить чувство гордости и глубокого уважения к национальным символам. Как видится авторам законопроекта, истинные патриоты обязаны относиться к труду «как к важнейшей ценности». Кроме того, человек, любящий свою страну, должен вести здоровый образ жизни, стремиться создать многодетную семью, проявлять заботу о пожилых и близких людях и поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе.

Законопроект предусматривает финансирование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, собственных или привлеченных средств юридических и физических лиц, а также за счет других источников. Принимать участие в воспитании патриотов будут иметь право представители традиционных для России конфессий. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2018 года.

По мнению председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергея Гаврилова, «последующее рассмотрение и принятие законопроекта Государственной Думой является чрезвычайно важным и знаковым событием».

«Впервые в истории законодательства федеральным законом должен стать документ, основной целью которого является укрепление фундамента Российского государства, его духовно-нравственных, гражданско-патриотических и военно-патриотических начал. Законопроект, в полной мере соответствуя положениям Конституции Российской Федерации, запрещающей установление государственной идеологии, базируется на ценностях, объединяющих большинство граждан Российской Федерации независимо от их национальности, вероисповедания, социального положения», – пояснил парламентарий.

Он также отметил, что «деятельность в сфере патриотического воспитания является одним из видов общественной активности социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем наиболее эффективные из которых смогут претендовать на получение статуса исполнителей общественно полезных услуг и, таким образом, права на участие в государственных программах патриотического воспитания».

Глава думского комитета подчеркнул, что «принятие законопроекта о патриотическом воспитании особенно актуально в условиях информационной войны, развязанной против Российской Федерации рядом стран Запада». «Это станет важнейшим шагом по укреплению общественного согласия в нашем обществе на основе духовно-нравственных ценностей российского патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, гордости за великие свершения и достижения, почитания государственных и других значимых символов и святынь Отечества», – заявил Гаврилов (ruskline.ru).

Между тем многие эксперты, общественные деятели и журналисты отнеслись к данной инициативе критически.

«Законодательно определять понятие «патриотизм» не нужно, это делается в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Кто-то хочет отличиться, попасть в ту или иную струю, быть замеченным, не более того», – считает ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов.

По его мнению, в понятие «патриотизм» могут вкладываться противоречащие друг другу значения. «Бессмысленно делать его предметом какого-то юридического языка и делить людей на патриотов и не патриотов, поскольку, если патриотизм оказался в юридических документах, то к тебе отношение разное в зависимости от патриотизма или его отсутствия. Разделять людей по каким-то взглядами и идеологиям неправильно. Не хотел бы, чтобы тенденция раскола общества по взглядам людей была бы продолжена, тем более что взгляды людей расплывчаты: под одним и тем же понятием могут принимать в разное время разные вещи», - заявил ученый.

«70 процентов так называемых патриотов зачастую составляют конформисты вообще без определенных взглядов, – добавил Бызов. – И мы в своей истории это проходили: например, одно время было патриотично быть неверующим, а сейчас неверующим быть, напротив, непатриотично» (Газета.Ru).

Политолог Екатерина Шульман обнаруживает в законопроекте юридическую несостоятельность. По ее мнению, в преддверии президентских выборов Госдума вводит новый тип законопроектов – «не написанных с расчетом на исполнение, и не принципиально неисполнимых, а таких, в которых нечего исполнять».
Эксперт отмечает, что в проекте закона о патриотическом воспитании «нет ничего, что можно было бы воплотить в жизнь»: «Из максимально практического там сказано, что хорошо бы были такие гранты, которые помогали бы патриотическому воспитанию, а давал бы их или президент, или, может, губернатор, или еще какой хороший человек в соответствии с действующим законодательством».

«Думаю, для прикрытия этой законотворческой пустоты требуется максимальный объем публичного шума, именно поэтому Минюст рассылает медиа письма с предупреждением ни о чем до того, как закон о наступлении ничего вступит в действие. Чего ждать вступления в действие, если у него нет действия? Всё его содержание и состоит в этой декларации», – недоумевает Екатерина Шульман (online812.ru).

С политической конъюнктурой связывает законопроект и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

«Инициативы вокруг патриотизма, как правило, сводятся к тому, что еще больше начинают говорить, как нужно любить Россию и какая она замечательная. Но патриотизм - это чувство, а принуждение к проговариванию чувства вслух чаще убивает его, а не усиливает», – напоминает аналитик (Ъ).

Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе опасается, что подобные законотворческие предложения похоронят еще не сформированный российский патриотизм.
«Как бы не получилось еще хуже – поди пойми, что такое неразрывность, полноценная самореализация и целенаправленная систематическая деятельность, не говоря уже об абстрактных социокультурных ценностях. Если именно таким языком объяснять подрастающему поколению, что такое патриотизм и Отечество, популярность Навального не уменьшится, а, скорее, возрастет в геометрической прогрессии, – отмечает журналист. – Как бы российский патриотизм, не успев толком сформироваться, не попал под чиновничий каток. А то ведь можно пойти дальше - законодательно закрепить понятия счастья, любви, зла и иных человеческих страстей. А то вдруг кто-то где-то решит самовольно трактовать эти понятия – и к чему это все может привести?»

Учить «правильно любить» Россию бессмысленно – считают и представители творческих профессий.

«Никто меня не учил любить Родину, никак меня специально не воспитывали, это занятие пустое, бессмысленное. Это чувство - очень сильное чувство, оно воспитывается само по себе. Когда читаешь Толстого, когда едешь на автомобиле по каким-нибудь местам, много-много-много настоящих вещей, которые не имеют вид воспитательный, а имеют вид человеческой жизни», – рассказал режиссер Сергей Соловьев (Ъ).

В свою очередь актер Леонид Ярмольник признался, что любит Россию с рождения: «Потому что она моя, какая бы она ни была». «Родину начинают любить в семье, именно семейные отношения к тому, что происходит в стране, формируют человека, а школа, тем более институт, – только косвенно. Но специально научить любить Родину невозможно, это или дано человеку, или нет», – уверен артист (Ъ).

Дискуссию о патриотическом воспитании подхлестнул разгоревшийся 19 ноября скандал с выступлением российского старшеклассника в немецком парламенте. В своем докладе, прочитанном в бундестаге на встрече школьников из ФРГ и России, ученик гимназии № 1 Нового Уренгоя Николай Десятниченко заявил, что солдаты вермахта, погибшие в Сталинграде, «не хотели убивать». Подросток обратился к судьбе немецкого военнослужащего Георга Йоханна Рау, который «умер от тяжелых условий плена». Кроме того, юноша признался, что его крайне беспокоит «неухоженность могил немецких солдат, умерших военнопленных в России». «Я искренне надеюсь, что на всей Земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн», - подвел итог Николай.

«Покаянная» речь молодого человека, прадед которого проливал кровь на фронтах Великой Отечественной войны, спровоцировала ответную волну. Уральский блогер Сергей Колясников направил обращение в Генпрокуратуру, ФСБ и Администрацию Президента РФ, обвинив юношу в «публичном оправдании нацизма». В Совете Федерации берлинский доклад назвали «недопустимым», а Минобразования инициировало проверку в гимназии, где учится Десятниченко. Известность получил резкий отклик политолога Павла Данилина, который на своей странице в Facebook написал: «Вся эта история с подонком, выступавшим в бундестаге, не имеет никакого отношения к нашему образованию».

«Мальчик этот – банальный провокатор и мерзавец, а не глупенький подросток, которого плохо учили в школе. Ничего, уверен, жизнь этого негодяя быстро научит», – заявил Данилин.

Между тем мать Николая пояснила, что перед выступлением принимающая сторона обязала школьника предельно урезать текст и сконцентрироваться на рассказе о немецких солдатах. «Сын сократил выступление сам, без моего участия... В итоге остались одни обрывки», – рассказала Оксана Десятниченко.

«Мне самой теперь страшно читать, что получилось. Я так понимаю, что он не понял, что смысл речи изменился», – добавила она, заверив, что Николай «отлично знает, кто победил в этой войне», и понимает, «как расставлены приоритеты» (RT).

Тем временем в адрес старшеклассника начали поступать угрозы и оскорбления, он был вынужден закрыть свои аккаунты в соцсетях. 21 ноября пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков призвал прекратить «экзальтированную травлю» ямальского школьника. «Обвинять его в каком-то злом умысле, тем более пропаганде нацизма, во всех смертных грехах считаю неверным», – заявил Песков.

«Надо сосредоточиться на вопросах образования, а не заниматься упражнениями в плане человеконенавистничества», – призвал представитель Кремля (РИА Новости). Оставить школьника в покое, «но присмотреться внимательнее к причинам, по которым это произошло», потребовала Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

«Лейтмотив доклада вроде бы ясен: война – это зло как для тех, против кого она направлена, так и для тех, кто ее развязал. Но то, как этот тезис был раскрыт, вызвал шквал обсуждений, критики и возмущений. Причем в основном все это обрушилось на подростка, никто не разбирался в причинах, в истинном отношении ребенка и его семьи к войне. Унижением и травлей патриотизм точно не воспитаешь. Более того, такая реакция несет совершенно неправильный сигнал и детям», - отметила омбудсмен (РИА Новости).

Ситуацию вокруг скандального выступления в бундестаге активно комментируют историки, общественники и юристы.

Историк и телеведущий Леонид Млечин в разговоре с Sobesednik.ru признался, что его удивляет происходящее вокруг школьника: «Я потрясен реакцией общества, особенно наших депутатов, на эту историю. Готовность распять мальчика, школьника. Эта ненависть, которая на него обрушилась, просто потрясает. Предположим, им кажется, что мальчик сказал что-то не то. Он что, враг народа сразу? Надо обращаться в прокуратуру, ФСБ? Как будто у нас вообще ничего другого в стране больше нет - все вопросы должны решаться через прокуратуру. Эта история так много сказала о нашем обществе. Лучше бы было этого всего не знать».

По мнению Млечина, такой резонанс произошел из-за того, что множество россиян не хотят знать свою историю. «Они историю представляют в виде некоторого набора праздничных победных кадров и больше ни о чем знать не хотят. И другим не позволяют. Вместо того чтобы изучать историю, видеть ее, понимать, они себя ощущают околоточными надзирателями истории, - считает телеведущий. - Эта история показывает состояние нашего общества, и оно весьма прискорбно».

На вопрос о том, как телеведущий оценивает позицию школьника относительно немецких военных, Млечин ответил, что главное - это интерес мальчика к истории. «Главное, что нужно отметить, что мальчику интересна история. Это уже большое дело. Он не пиво пьет во дворе, не наркотиками балуется, не машины угоняет. Ему интересна история, он занялся этим - уже хорошо, - сказал Млечин. - Второе - это одно из сложных качеств русского народа, это сострадание. Я испытываю к немецким солдатам другие чувства, но это не имеет значение. Мальчик имеет право, и упаси Господь вмешиваться нам в судьбы детей таким ужасным образом. Вообще я даже не представляю себе, как он это переживет, какое это губительное на него может оказать влияние».

Телеведущий считает, что обращение из-за случившегося в ФСБ и прокуратуру показывает, что наше общество не способно на спокойствие и здравость. «Если что-то не так - то ты сразу враг народа. И сразу на тебя надо напускать ФСБ и прокуратуру. И главное, что у прокуратуры и ФСБ оказывается масса свободного времени, чтобы этим заниматься. Может быть, это время лучше на борьбу с реальным терроризмом потратить», – отметил он.

При этом Млечин уверен, что нет ничего, что могло бы изменить ситуацию и заставить россиян посмотреть на произошедшее под другим углом, потому что «последние годы состояние такое духовное общества, нравственно взвинчивается до невозможности».

«У людей пена идет изо рта. Все воспринимают друг друга как врага. Я не вижу никакой возможности эту спираль словесного насилия остановить. Я слышал, что пресс-секретарь Президента попросил остановить эту травлю. По крайней мере это здравое слово, может быть, как-то повлияет в данном случае, но общую ситуацию это не изменит», - заключил Леонид Млечин в разговоре с Sobesednik.ru.

По мнению эксперта Центра политического анализа Андрея Тихонова, Николая «могли подставить взрослые».

«Возмущает позиция новоуренгойской гимназии, которая делает вид, что ничего страшного не произошло. Под видом политкорректности и плюрализма в нашу систему образования пытаются протащить самоубийственные для национального сознания идеи. Увидим ли мы в Госдуме немецких школьников, которые извинятся за те преступления против военнопленных, которые творила нацистская Германия?» - сказал политолог (m.ura.news).

«Сам мальчик тут ни при чём, за что его наказывать? Дети – это лишь ретрансляторы. Говорят то, что им вложили в уши», – подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев (m.ura.news).

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов, проанализировав историю немецкого военнослужащего, высказался о необходимости проведения разъяснительной работы с Николаем Десятниченко: «Очевидно, что этот солдат наверняка убивал советских граждан, выполняя приказы своего командования, то есть все-таки он тут не жертва. То, что его судьба затем закончилась смертью в советском лагере военнопленных, неизбежность того времени. Однако не стоило тут же обращаться в прокуратуру, достаточно будет объяснить подростку, что если бы немцы в той войне победили, то его бы, вероятнее всего, не было бы просто потому, что его прадедушка, воевавший на войне, погиб бы в лагере, как и многие жители СССР».

«Не стоит сразу требовать от прокуратуры наказать ребенка, можно просто объяснить мальчику, что он заблуждается», – сказал эксперт (https://m.ura.news). Член Общественной палаты Омской области Александр Малькевич сосредоточился на причинах, которые в принципе сделали возможным доклад Николая. «Этот дикий случай – еще одно подтверждение того, о чем постоянно говорит наша комиссия ОП РФ по СМИ: о необходимости образовательных программ на телевидении, потребности в ″госзаказе на хорошее″, для того чтобы у наших СМИ, прежде всего у региональных, был стимул и, безусловно, финансирование на то, чтобы ″сеять разумное, доброе, вечное″. В данном случае мы видим яркий пример того, что получается, когда и СМИ, и общество живут по принципу ″рынок все расставит по своим местам″», – заявил Малькевич.

«Мы неоднократно заявляли, что должны быть гранты, должно выделяться финансирование, причем не на местном уровне, потому что они идут на информирование о деятельности структур власти и в неумелых руках превращаются в оголтелый пиар муниципальных и региональных начальников. Стоит в разы увеличивать объемы помощи, которая должна выделяться по федеральной линии – при участии Роспечати, Союза журналистов России, Общественной палаты РФ – на конкретные просветительские, образовательные проекты. В противном случае мы вновь станем свидетелями таких вопиющих ситуаций, которые будут разрастаться, как снежный ком. Все больше и больше будет регионов, где будут появляться ″иваны, не помнящие родства″», – предрек эксперт (oprf.ru).

Первый вице-президент Международного общественного фонда «Российский фонд мира» Елена Сутормина напомнила, что оправдание нацизма стало в ряде европейских стран едва ли не трендом.

«К сожалению, и так сейчас по Европе, в частности в прибалтийских государствах, идет волна оправдания тех, кто служил в армии СС. Идет страшная борьба с памятниками нашим героям в Польше. Мы не должны допустить подобного. Правда одна: победа советского народа над страшным врагом всего человечества – фашизмом – неоспорима. Десятки миллионов наших граждан отдали свои жизни за мир. И наша молодежь должна знать, что это была армия захватчиков, что многие из них нещадно издевались над нашими предками. Поэтому говорить что-то об уходе за их кладбищами со стороны страны, которая все это перенесла, – это, извините меня, все-таки абсурдно. Они пришли на нашу землю с мечом и огнем», – подчеркнула член ОП РФ (oprf.ru).

Руководитель Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Ольга Амельченкова призвала не допустить опасного смещения акцентов в интерпретации итогов Второй мировой войны.

«Нет нужды комментировать вопиющие заявления о ″безвинно погибших солдатах вермахта″. Благо еще не забыты тысячи фактов садистского поведения фашистских захватчиков на оккупированных территориях. К сожалению, люди, симпатизирующие фашизму, не ограничиваются только откровенной ложью: с помощью подобных выступлений, якобы научных докладов и даже фильмов они смещают акценты. Великая Победа, по их мнению, уже не так однозначна, а фашистские войска не оккупировали нашу страну, а освобождали ее от коммунистического режима», – сказала общественница.

«Как мы видим, главным адресатом такой пропаганды становится подрастающее поколение, молодежь, – отметила Амельченкова. – Чтобы не проиграть в этой информационной войне, необходимо работать на упреждение. Исторический ликбез, прививание любви и уважения к героической истории своей страны не должны ограничиваться несколькими часами уроков истории в школах. При этом мы должны использовать современные форматы и создавать такой контент, который будет интересен детям и молодым людям» (oprf.ru).